«солнечный композитор. Проект урока: "Солнечный свет в музыке - имя ему Моцарт!" «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

К 125-летию С.С.Прокофьева

Поэт Константин Бальмонт как-то назвал Сергея Прокофьева «солнечным богачом». Действительно, «солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи».
Цикл коротких фортепианных пьес - Мимолётности - написан под впечатлением стихов Константина Бальмонта. Две строки из его стихотворения были выбраны Прокофьевым в качестве эпиграфа.

"В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры".

«Мимолётности»
Visions fugitives, Op. 22





«Осколками» крупных замыслов композитора, а иногда и просто лирическими отступлениями от капитальных работ являются созданные двадцать фортепианных миниатюр - «Мимолетности», ор. 22 (1915-1917).
«Первой была сочинена № 5, последней - № 19,- рассказывает Прокофьев,- порядок в сборнике был установлен из художественных соображений, а не из хронологических.

В фортепианном творчестве Прокофьева цикл пьес «Мимолетности» однако занимает отнюдь не преходящее, «мимолетное» положение. Здесь предельно сжато и конденсированно воплотился основной строй музыкальных образов композитора в их специфически прокофьевском пианистическом выражении.

Важное значение этих пьесок сразу ощутил Н. Я. Мясковский:
«Мимолетности» - ряд небольших по размеру, но крупных по внутреннему содержанию пьесок..,- писал он. - Это как бы моментальные записи минутных настроений, капризных вспышек фантазии, моментов внезапного душевного сосредоточения или беспредметного лиризма; то это легкая шутка, как бы луч улыбки, то острый, неожиданно сорвавшийся афоризм, то взволнованно-негодующий порыв, то, наконец, какое-то безвольное погружение в потустороннее. Преобладают настроения мягкие, мечтательные, усмешливые, изысканно-простые, но, благодаря вкрапленным среди них эпизодам сильным и бурным, целое не получает характера однотонности и однообразия. ...В «Мимолетностях» явно чувствуется какое-то органическое углубление, обогащение авторской души; чувствуется, что композитор уже прошел полосу стремительного - сломя голову - бега и начинает приостанавливаться, оглядываться по сторонам, замечать, что вселенная проявляет себя не только в сногсшибательных вихрях, но что ей свойственны, при постоянном движении, и моменты глубокого растворяющего душу покоя и тишины...».

Цикл «Мимолетностей» можно разделить по характеру выраженных в них образов и настроений на несколько групп. Прежде всего,- нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это - и наиболее национально выраженная, интонационно русская группа пьес.
Лирическая направленность названных «Мимолетностей» приводит Прокофьева в дальнейшем к «Сказкам старой бабушки» и другим шедеврам его лирического дара. Несомненно, лирическая группа пьес - наиболее важная часть цикла по своему общему значению в творчестве композитора.

Вторая группа - пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Мир такого рода образов волновал композитора всегда.

И, наконец, третья группа - пьесы остро экспрессивные, необузданно динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, конфликтности. В них очень сильны и чисто зрительные, и театрально-действенные моменты, то есть то, что в дальнейшем получит свое яркое развитие в драматических коллизиях его оперных и балетных сцен.

Остальные номера цикла стоят особняком, разрешая самые различные образные и языковые задачи (например, «Мимолетность» № 7, как бы подражающая арфе).

Оглядывая единым взором весь цикл пьес, поражаешься их естественной правдивости, непринужденности высказывания, абсолютной чуждости всякой манерности, обыгрывания «напоказ» каких-либо острых и вообще «интересных» мест. «Новая простота» такого рода лирики ощущается даже в относительно сложных, гармонически и ритмически, построениях. Она обязывает и к своеобразной простоте интерпретации - к сдержанности и строгости, к избеганию даже малейшего намека на «навязывание», «открытость» эмоционального воздействия, исполнительскую риторику или «позу».

Да, цикл «Мимолетностей», не имея общей сюжетно-психологической канвы, какого-либо определенного тонального принципа связи или интонационной общности все же представляет собой целостное явление. Пьесы объединяет не столько их тип и жанр, нередко даже весьма различные, сколько единое авторское отношение, творческий метод.
В. Дельсон
источник-http://www.belcanto.ru/prokofiev_visions.html


В августе 1917 года Бальмонт вписал в альбом Сергея Прокофьева «Что вы думаете о солнце» свой сонет:

Ребёнку богов, Прокофьеву

Ты - солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат.
Твое вино - рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре
Цветов загрезивших певучий аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.
Там где-то далеко рассыпчатые зори
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растёт в угрозном гуле сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши свет
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной,
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной луной.

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать.

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт.

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово - "Героическая".

"Лунная соната" Л.Бетховена, послушать:

2. (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать:

3. (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта , послушать:

4. (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями.

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

"Полет валькирий" из оперы Р.Вагнера "Валькирия", послушать

5. (1840-1893)

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии.

Увертюра к опере Д.Верди "Травиата", послушать:

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.

Сюита из балета И.Ф.Стравинского "Жар птица", послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899)

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса "На прекрасном голубом Дунае" , послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

"Аве Мария" Ф.П.Шуберта , послушать:

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Академическая музыка XX века в лицах

Сергей Прокофьев мог бы стать не только признанным композитором, но и писателем. Несмотря на сложные обстоятельства и характер, и его творчество оставались оптимистичными. Без сомнения, его произведения является важным элементом академической музыки XX столетия. Concepture продолжает освещать наиболее видных композиторов этого периода.

Возможно вы не знали:

Дитя Солнца С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». В последствии он получит название «Деревянная книга». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения (село Сонцовка) он сам называл на малороссийский манер – Со(л)нцевкой.

Любимчик властей В 30-е власти СССР зовут его домой и обещают статус «первого композитора», лучшие условия, при том, что в целом к репатриантам относятся довольно плохо (называя их «перебежчиками»). Ему предоставили огромную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где проживали летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак и др. Ему позволили привезти синий «Форд» и обзавестись личным водителем. После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора (купленную на сталинскую премию).

Музыкальный вундеркинд Любовь к музыке маленькому Сергею привила его мать Мария Григорьевна, которая была хорошей пианисткой. В пять лет он сочинит свое первое произведение – пьесу «Индийский галоп». К десяти годам он уже напишет оперу «Великан» и первый акт второй оперы «На пустынных островах».

Звучит ария Царицы ночи В.А.Моцарта.

Кто написал это музыкальное произведение?

Как оно называется?

Посмотрите, какие интересные портреты Царицы ночи нарисовали ребята.

К каким композиторам относится В.А.Моцарт?

Кто еще относится к этому музыкальному направлению?

Почему этих композиторов называют венскими классиками?

Ребята, творчество каждого из венских классиков имеет свои яркие особенности, но только одного композитора называют «солнечным светом» в музыке. Имя этого музыкального гения – В.А.Моцарт.

Знаете ли вы, в каком городе родился Моцарт? Кто был его первым учителем? Сколько произведений он создал?

Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока?

Совершенно верно. C егодня мы продолжим изучать творчество самого «солнечного» композитора. Вундеркинд - «чудо-ребенок», Моцарт стал вершиной европейской культуры 18 века.

Мы знакомимся с музыкой Моцарта с самого раннего возраста – с того момента, как начинаем смотреть пере-

дачу «Спокойной ночи, малыши!»

Преподаватель напевает мелодию колыбельной.

Нам всем известна колыбельная песенка « Спи, моя радость, усни…»

А ведь эту мелодию сочинил Моцарт. Но и это еще не все.

Преподаватель наигрывает детскую песенку.

Эта детская песенка нам знакома с детства «Жил-был

у бабушки серенький козлик». Это тоже музыка Моцарта.

Музыка композитора, жившего в 18 веке, продолжает

радовать нас и сегодня.

Говоря современным языком, это такие хиты, которые по популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые рекорды. Давайте обратимся к некоторым страницам биографии В.А.Моцарта. Я предлагаю вам посмотреть видеопрезентацию о жизни гениального композитора.

После просмотра вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

    В каком городе, в каком году родился В.А.Моцарт?

    Как звали отца Моцарта?

    Как звали жену Моцарта?

    Сколько прожил Моцарт и сколько произведений создал за свою жизнь?

Видеопрезентация “Вечный солнечный свет – имя тебе Моцарт» (Приложение 5).

Учитель задает вопросы.

Ребята, Моцарт был универсальным композитором.

Он оставил богатое наследие во всех музыкальных жанрах. Но особенной глубиной у композитора отличаются лирические образы. Почему мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта? На доске зашифрован ответ на этот вопрос. Какое средство музыкальной выразительности является главным в музыке Моцарта?

М-Е-Л-О-Д-И-Я

Прочитайте, пожалуйста, в учебниках на стр.52, что об этом писал сам Моцарт.

Чтобы понять, как прекрасна музыка В.А.Моцарта, мы начнем разучивать фрагмент его вокального произведения.

Звучит канон Моцарта «Dona nobis pacem »

(«Даруйте нам мир» Приложение 2).

Какое настроение царило в музыке?

Произведение звучало на русском языке?

В произведении звучат всего три слова на латинском языке «Dona nobis pacem», что переводится на русский «Даруйте нам мир». Мы будем разучивать его на латинском языке.

Это удивительно красивое вокальное произведение. Исполнение должно быть возвышенное, божественное, словно ангелы исполняют свою песню.

Разучивание фрагмента (периода) канона В.А. Моцарта.

Внимание на четкое произношение, гибкую фразировку, прикрытые гласные о,а,э. Вокализированное пение на «а». Разучивание со словами. Работа со штрихами, выстраивание динамического развития произведения.

Ребята, давайте немного отдохнем. Представьте, что вы – оркестранты симфонического оркестра. Сейчас вы будете играть на инструментах, которые я буду называть.

(Звучит В.А.Моцарт «Женитьба Фигаро» Увертюра).

На этом уроке мы познакомимся еще с одним выдающимся сочинением Моцарта, известным во всем мире.

Звучит симфония №40(фрагмент).

Какое настроение в произведении?

Кто исполняет?

Как вы думаете, к какому жанру, получившему расцвет в 18 веке, относится эта музыка?

Что такое симфония, прочитаем в учебниках на стр. 52.

От какого греческого слова произошло слово симфония?

Из какого количества частей состоит симфония?

Кто исполняет симфонию?

Примечательно, что классический состав симфонического оркестра сложился в 18веке, в творчестве Й.Гайдна.

Какие еще вы знаете оркестры?

Из всех существующих ныне оркестров симфонический оркестр - самый крупный по составу и самый мощный по звучанию. Но мы видим, что благодаря композиторскому гению В.А.Моцарта, даже самый мощный оркестр может звучать как прекрасный ручей или источник. Симфония №40 или сороковая симфония – возвышенная, волнующая, удивительная по своей красоте, заставляет нас подняться над своими заботами и подумать о чем-то светлом, чистом и прекрасном. Кто же управляет оркестром?

И сейчас у вас появиться возможность стать на несколько минут дирижерами и исполнить фрагмент сороковой симфонии Моцарта.

Звучит повторно симфония №40.

Молодцы! Вы были прекрасными дирижерами.

Итак, к каким композиторам относится В.А.Моцарт?

Какое средство музыкальной выразительности определяет сущность музыки Моцарта?

Музыка Моцарта – это чудо!

Мне хотелось бы, чтобы музыка Моцарта звучала повсюду, и может быть тогда, наш мир стал бы чище, светлее и добрее.

Исполнение песни «Всюду музыка живет». Сл.В.Суслова, муз. Я.Дубравина.

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего?

Какие музыкальные фрагменты вам понравились?

Почему? Хотели бы вы еще больше узнать о жизни Моцарта и послушать его произведения?

Сегодня все ребята работали замечательно и получают оценку «5».

Звучит музыка В.А.Моцарта.