Скачать презентацию на тему балалайка. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети».

Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого.

В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.

Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.

И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа.

Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить.

Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка,

и, уходя из армии военные забирали инструмент

с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

Содержание: 1. Введение 1. Введение 2. История возникновения балалайки. 2. История возникновения балалайки. 3. Упоминание о балалайке в печатных источниках. 3. Упоминание о балалайке в печатных источниках. Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки. Роль В.А. Андреева в развитии и совершенствовании балалайки. 4. Заключение. 4. Заключение. 5. Список литературы. 5. Список литературы.


Введение История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства.


Балалайка одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом. Балалайка одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.


Тема нашей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент». Тема нашей исследовательской работы «Балалайка – народный инструмент». Мы выбрали эту тему, потому что интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени. Мы выбрали эту тему, потому что интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени.




Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».


Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.


Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам.


Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «судебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «судебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».


Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол). Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол).


К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия. К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.


Упоминание о балалайке в печатных исмточниках Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балалайка» и пели бранящие песни в адрес последних. Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балалайка» и пели бранящие песни в адрес последних.


Следующий исторический источник, в котором упоминается музыкальный инструмент балалайка, есть «Реестр», подписанный самим Петром первым в 1715 году. Для празднования шутовской «Князя- Папы» свадьбы в Санкт-Петербурге, где кроме прочих музыкальных инструментов упоминаются и четыре балалайки, которые должны были нести ряженые участники, весёлого царского празднества, в котором брал участие и сам великий, царь. Следующий исторический источник, в котором упоминается музыкальный инструмент балалайка, есть «Реестр», подписанный самим Петром первым в 1715 году. Для празднования шутовской «Князя- Папы» свадьбы в Санкт-Петербурге, где кроме прочих музыкальных инструментов упоминаются и четыре балалайки, которые должны были нести ряженые участники, весёлого царского празднества, в котором брал участие и сам великий, царь.


Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды, нашли любопытным, что само название инструмента, есть типичное, народное. С созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Исследователи и языковеды, нашли любопытным, что само название инструмента, есть типичное, народное. С созвучным словосочетанием, передающий сам характер игры на этом инструменте


Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить или «бала – лайка». Где в названии балалайка корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться ругаться словно, лает собака. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.. Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить или «бала – лайка». Где в названии балалайка корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться ругаться словно, лает собака. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.Музыкальный инструмент Музыкальный инструмент


Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову. Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову.


Семен Иванович Налимов Семен Иванович Налимов Которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой. Которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой.


По чертежам В.Андреева, мастер Ф. Пасербский сделал, семейство концертных балалаек: контрабас, бас тенор, альт, приму, пикколо. Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки


Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Заключение. Заключение. Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью. Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью. В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю. В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки можно сделать вывод о том, что действительно балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети». Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.


Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо- инструменте они играют. Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.


Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.


Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.


Помните сказку: «Три девицы под окном …»? Конечно же, помните, а сейчас у вас есть возможность не просто нарисовать образы из этой сказки в своем воображении, но и воочию их увидеть. Помните сказку: «Три девицы под окном …»? Конечно же, помните, а сейчас у вас есть возможность не просто нарисовать образы из этой сказки в своем воображении, но и воочию их увидеть.


Удивительно мастерски художник изобразил уютную девичью светелку красавиц, ждущих, кого же из них царь выберет в жены. Но самое удивительное в этой картине то, что она нарисована на балалайке. Поистине чудесный подарок в таком великолепном исполнении придется по душе каждому, кто не утратил способности верить в сказки. Удивительно мастерски художник изобразил уютную девичью светелку красавиц, ждущих, кого же из них царь выберет в жены. Но самое удивительное в этой картине то, что она нарисована на балалайке. Поистине чудесный подарок в таком великолепном исполнении придется по душе каждому, кто не утратил способности верить в сказки.


Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу.гитары лютнимандолиныгитары лютнимандолины


Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре: Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре: Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах.


Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.русскимиобщеславянскомурусскимиобщеславянскому Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I.


История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.


Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика.


Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо- инструменте они играют. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо- инструменте они играют.


Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились.


Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент


Василий Васильевич Андреев Дата рождения 14 января14 января января1861 Место рождения Россия Бежецк, Российская империя Россия Бежецк, Российская империяРоссияБежецк Российская империяРоссияБежецк Российская империя Дата смерти 26 декабря26 декабря декабря1918 Профессии музыкант, композитор, руководитель оркестра. Инструментыбалалайка. Жанры народная музыка народная музыка


Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента.


Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.


Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.




Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др) Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др)


На сегодняшний день музыкантов, играющих на балалайке очень мало, а тем более играющих профессионально. Но это обстоятельство не должно смущать тех, кто решил всерьез заняться обучением игре на балалайке. Глядишь, и через год-другой вы уже будете «зажигать» на сцене областной филармонии, а через лет пять разьезжать по заграницам с концертами на собственном лимузине, а может быть и просто играть для души. На сегодняшний день музыкантов, играющих на балалайке очень мало, а тем более играющих профессионально. Но это обстоятельство не должно смущать тех, кто решил всерьез заняться обучением игре на балалайке. Глядишь, и через год-другой вы уже будете «зажигать» на сцене областной филармонии, а через лет пять разьезжать по заграницам с концертами на собственном лимузине, а может быть и просто играть для души.




Мы должны убедить вас, что играть на балалайке - это действительно здорово! Так что не теряйте времени и приготовьтесь услышать Мы должны убедить вас, что играть на балалайке - это действительно здорово! Так что не теряйте времени и приготовьтесь услышать Звуки настоящей балалайки прямо сейчас. Звуки настоящей балалайки прямо сейчас.



БАЛАЛАЙКА

Балала́йка - русский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.


П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835).

Форма корпуса балалайки была изначально округлой.






Одно из первых упоминаний о балалайке относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".









  • мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею, ткани, книги и т. п.
  • уличный торговец, занимающийся мелкой торговлей
  • мастер, изготовлявший короба





(1861 - 1918) - русский музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник.

Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).


Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.