Биография. Франц легар и его знаменитые оперетты Основные инструментальные произведения

Ранние годы и начало творчества

Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы.

Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль. В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888-1902).

В 1890 году Легар ушёл из оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце. К этому времени относятся его первые композиции - марши, песни, вальсы. Одновременно Легар пробует свои силы в музыке для театра. Две первые оперы («Кирасир» и «Родриго») остались незаконченными.

В 1894 году Легар переводится на флот и становится капельмейстером военно-морского оркестра в Поле (ныне Хорватия). Здесь в 1895 году появилась на свет его первая опера, «Кукушка» (Kukuschka), на сюжет из русской жизни. Герои - политический ссыльный Алексей и его возлюбленная Татьяна - с весенним зовом кукушки бегут из сибирской ссылки на запад, но трагически гибнут в пути. Оперу поставил в одном из лейпцигских театров Макс Штегеман, премьера состоялась 27 ноября 1896 года. Публика отнеслась к постановке доброжелательно; сенсации опера не произвела, однако газеты уже тогда отметили «сильный, своеобразный талант» автора. «Кукушку» позднее ставили, также с умеренным успехом, в Будапеште, Вене и Кёнигсберге. Впоследствии Легар предложил новую редакцию этой оперетты под названием «Татьяна» (1905), но большого успеха не добился и на этот раз.

В 1898 году в Будапеште умер отец. Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка (австро-венгерской армии). 1 ноября 1899 года полк перевели в Вену. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов и маршей. Некоторые из них, например, Gold und Silber (Золото и серебро, 1899), стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара, он становится известным композитором и музыкантом.

В 1901 году Легар предпринял две попытки сочинить оперетту; оба наброска остались незаконченными. Год спустя (1902) он вышел в отставку из армии и стал дирижёром в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». После ухода поколения Штрауса, Миллёкера и Целлера венская оперетта переживала кризис, и музыкальные театры искали новых талантливых авторов. Легар получил сразу два заказа - из «Карлтеатра» (Carltheater) на оперетту «Лудильщик» (Der Rastelbinder) и от своего театра «Ан дер Вин», на оперетту «Венские женщины». Первой состоялась премьера «Венских женщин» в «Ан дер Вин» (21 ноября 1902 года), приём был восторженным, оперетта с успехом шла позже в Берлине и Лейпциге. Месяц спустя успех Легара закрепил триумф «Лудильщика» в Карлтеатре (20 декабря 1902 года), эта оперетта выдержала 225 представлений подряд, почти все номера приходилось повторять на «бис». Зрители оценили искреннюю лиричность музыки, красочность фольклорных мотивов.

В 1903 году Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил Софи Пашкис (Sophie Paschkis), бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет (Meth). Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался ещё много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

Две следующие оперетты Легара - «Божественный супруг» (1903) и «Шуточная свадьба» (1904) имели посредственный успех.

От «Весёлой вдовы» до «Графа Люксембург» (1905-1909)

Мировую славу Легару принесла представленная 30 декабря 1905 года в «Ан дер Вин» оперетта «Весёлая вдова». Либретто написали Виктор Леон и Лео Штейн, переработавшие сюжет комедии Анри Мельяка «Атташе из посольства». Первоначально музыку «Весёлой вдовы» поручили написать другому композитору, 55-летнему Рихарду Хойбергеру, однако результаты были признаны неудовлетворительными, и контракт был передан Легару. Однако и с его вариантом возникли проблемы. Позже Легар вспоминал:

Директора даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Но актёры театра, с увлечением репетировавшие спектакль, поддержали молодого автора.

Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин» 30 декабря 1905 года, дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту спешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония. Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини, хвалили композитора за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью». Сам Легар позднее пояснил:

Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 года в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 году - оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя», имевшие небольшой успех. В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.

12 ноября 1909 года появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург». Сюжет либретто был вполне традиционным (взят из старой оперетты Иоганна Штрауса), но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» - как в Вене, так и за рубежом.

«Легариады» (1910-1934)

Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь» (1910), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар - романтическими опереттами. Здесь всё было вызывающе нешаблонно - и музыка, больше похожая на оперную, и (нередко) отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.

Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с «роскошной музыкой». В следующем, 1912 году Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы» (28-31 января, в «Пассаже»). Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни» (1914), позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир» (1930). Она известна своим вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией».

Летом 1914 года в Вену (на премьеру своей оперы «Девушка с Запада») приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны. Легар, захваченный общим милитаристским подъёмом, написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915 году; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва»), которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал («Танец стрекоз» в 1922 году, «Жиголетта» в 1926 году), но безрезультатно. Лишь в 1918 году Легар добился нового успеха, создав свою «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. Несмотря на всё сказанное, по окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.

Восторженный отзыв о нежной и грустной музыке «Там, где жаворонок поёт» дал Пуччини, посетивший Легара в 1920 году. Он писал Легару из Италии:

Несколько следующих оперетт Легара - «Голубая мазурка», «Королева танго» (переделка «Божественного супруга») - не нашли отклика у зрителей. «Фраскита» (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта» (1923) (будущая «Страна улыбок»), для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.

С 1921 года Легар сотрудничал с ведущим тенором Вены, «австрийским Карузо», Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии, так называемые Tauberlied. Среди этих арий - знаменитая мелодия «Dein ist mein ganzes Herz» («Звуки твоих речей») из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира.

В 1923 году формальности развода завершены, и Легар наконец смог оформить брак с Софи. В этом же году он начал работу над одной из лучших своих романтических оперетт - «Паганини». Партия Паганини была специально рассчитана на Таубера. Премьера в Вене прошла в 1925 году с посредственным успехом, но берлинская постановка 1926 года с Таубером стала триумфальной (сто аншлагов).

В 1927 году Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич» с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине вновь имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 году и следующая оперетта, «Фридерика», главный персонаж которой - молодой Гёте. Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 году появилась и также имела огромный успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы, первоначально немые, а после 1929 года уже с музыкой.

30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Это был апогей его всемирной славы. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка

Последней опереттой Легара стала вполне успешная «Джудитта» (1934), поставленная в оперном театре и в самом деле близкая к оперному музыкальному стилю. Затем Легар отошёл от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство «Glocken-Verlag».

Последние годы (1934-1948)

После аншлюсса Австрии (1938) 68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты совершенно не соответствовали нацистским стандартам - в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Жёлтая кофта», «Страна улыбок»), французы («Весёлая вдова», «Весна в Париже», «Кло-Кло»), поляки («Голубая мазурка»). Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софи. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену (ей был предоставлен статус Ehrenarierin - «почётной арийки»), но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал; Легар даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию (1940). Оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в сильно переделанном виде; например, «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и поставлена в 1943 году в Будапеште под названием «Студент-бродяга» (Garabonci?s di?k).

75-летие (30 апреля 1945 года) Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.

По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софи; в 1947 году она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же. В день похорон Легара по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» (Wolgalied) из оперетты «Царевич».

Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.

Увековечение памяти

В честь Легара названы:

  • театр в Бад Ишле;
  • улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
  • ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
  • астероид 85317 Leh?r (1995).

Он - почётный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

  • Памятники Легару
  • Памятник Легару в Вене (деталь)
  • Комарно
  • Бад Ишль

Список оперетт

Всего Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

  • Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
  • Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Лудильщик (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин» или «Решетник»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
  • Божественный супруг (Der G?ttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
  • Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
  • Весёлая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
  • Троеженец(Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
  • Княжеское дитя (Das F?rstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
  • Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Звездочёт (Der sterngucker), 1916
  • Там, где жаворонок поёт (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
  • Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочёта»)
  • Жёлтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, B?rgertheater, Вена
  • Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches K?nstlertheater, Берлин
  • Жиголетта (Gigolette), 1926 (ещё одна переделка «Звездочёта»)
  • Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
  • Страна улыбок (Das Land des L?chelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Жёлтой кофты»)
  • Как чуден мир (Sch?n ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец одни»)
  • Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера

Композитор, выдающийся мастер венской оперетты.


Родился 30 апреля 1870 в словацком городке Комаром (ныне Венгрия) в семье военного капельмейстера. В 1882 Легар поступил в Пражскую консерваторию, где учился у А.Бенневица (скрипка), Й.Б.Фёрстера (гармония) и А.Дворжака (композиция). Некоторое время работал скрипачом-концертмейстером в театральном о

ркестре Бармен-Эльберфельда, затем в течение 10 лет находился на службе в австро-венгерской армии, став одним из самых популярных капельмейстеров военных оркестров. В это время выходят в свет первые сочинения Легара: пьесы для скрипки, песни, марши, вальсы (в том числе неувядаемый вальс Золото и сер

ебро, 1899) и опера Кукушка (поставлена в Лейпциге в 1896). Час Легара пробил, когда В.Леон, в то время лучший венский либреттист, предложил композитору написать музыку на его либретто (Лудильщик). Поставленная в 1902, эта оперетта послужила хорошей заявкой на будущее. Через три года Легар прославил

ся на весь мир опереттой Веселая вдова (Die lustige Witwe) – произведением, которое благодаря своей свежести, изобретательности и великолепию оркестровой партитуры открыло новую эпоху в истории венской оперетты. В «Театре ан дер Вин» Веселая вдова выдержала 483 представления; по некоторым данным чис

ло спектаклей во всем мире достигало 60 000 за первые 50 лет сценической жизни произведения. За три десятилетия после Веселой вдовы Легар сочинил 19 оперетт, в том числе Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg, 1909), Цыганская любовь (Zigeuner Liebe, 1910), Ева (1911), Там, где жаворонок поет (Wo d

ie Lerche singt, 1918) и Фраскита (Frasquita, 1922; восхитительная Серенада из этой оперетты приобрела широкую известность в обработке Ф.Крейслера). Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Р.Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, к

ак Паганини (1925), Царевич (1927), Фридерика (1928), Страна улыбок (Das Land des Lchelns, 1929), Как прекрасен мир! (Schn ist die Welt, 1931) и, наконец, последний опус Легара – Джудитта, поставленный в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты (наряду с О.Штраусом, Л.Фалем

и И.Кальманом) Легар был самым ярким: его мелодическое дарование поистине неисчерпаемо, ритмический и гармонический язык отличается разнообразием, а оркестровое письмо – эффектностью. Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские эле

менты. Хотя его критиковали за подмену настоящей музыкальной комедии мелодрамой, т.е. отходом от традиций основоположников жанра Ж.Оффенбаха и И.Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкую международную известность.

Годы Второй мировой войны Легар

Если говорить о «неовенском» периоде в истории оперетты, то имя Франца Легара, безусловно
занимает лидирующее место. И пожалуй еще Имре Кальман. Вот два бога оперетты. Но поговорим
о «Веселой вдове»!
Прослушал всю ее до последней ноты на русском языке. Был удивлен! Очень качественное
исполнение. Очень живой адекватный перевод. Мне понравилось.. вообщем! Ну да ладно..
Прослушал ее.. (признаюсь) два раза. Постоянно с большим преудовольстивем!
Оперетта была написана в 1905 году и принесла Легару непреходящую славу. Сергей
Рахманинов сказал о «Веселой вдове» следующее: «Это гениальная музыка, и гениальная
смысловая текстовая нагрузка!»
Легар танцевален. Даже очень! Действующим лицам отданы ведущие вокальные партии. В
дуэтах раскрывается основной конфликт сюжета. Конфликт как правило строится на любовной
трагедии, неразделенной любви, на фоне блеска бриллиантов, малиной роскоши; перьев и
залеченных туфлей. И конечно безумных состояний баронов и баронесс; княгинь и князей. За
основу Легар берет не живой характер, а маски, доводит их до шаржа гротеска, и передает
это с такой живостью, что не чувствуется некое преувеличение в обработке образа. «Маска»
есть, она явная, но веришь, что она и есть жизнь. В этом гений Легара. Оперетту писать
сложно. Очень сложно, так как легко спуститься до пошлости. Простое писать сложно.
На сцену выходят молодые люди простаки, неудачники, которые и составляют сердцевину
любовного треугольника оперетты неовенской школы. И конечно же юмор! Комичный юмор!
Прекрасные дуэты.
Расскажу о сюжете.
Все происходит в вымышленной стране «Монтевердо! Грав Данила гуляка и весельчак,
проводит все свое время в баре «Максим». Ария приходите к нам в «Максим»-шедевр. Ганна
Главари- миллионерша. Магнит для женихов. Если она выйдет замуж за иностранца, то все
капиталы этой маленькой страны утекут и республику «Монтевердо» ждет нищета. Этого нельзя
допустить, поэтому правительство мобилизует все молодые силы для того, чтобы соплеменники
баронессы вскружили ей голову и женились на ее миллионах. Граф Данила был вызван для этой
цели. Но он хочет спать. Бар «Максим» , постоянные кутежи дают о себе знать. Он спит
прямо в посольстве и ему вообще глубоко «параллельно» на какую-то там Ганну. Но Ганна
постоянно натыкается на Данила. А графу вообще, все равно до Ганны! Но это только
распаляет Ганну. Она отвергает женихов и все больше и больше прельщается холодностью
Данила. В конце концов Гана не выдерживает и признается ему в любви. Оказывается и Данила
влюблен в Ганну. Как говорится: «если хочешь что-то получить, откажись от этой мысли и это
«То» самое, что ты хотел, само упадет в твои ладони. Так вышло! Ганна влюбилась в Данила.
Все рады капиталы никуда не утекут. Так любовь спасла страну:=)))) Но сколько в этом
жизненной правды. Неподражаемого юмора. Какая яркая филигранно отточенная оркестровая
форма. Великолепный мелодичный рисунок.
В наше стране Веселая вдова идет до сих пор и с большим успехом. Ее мелодии постоянно на
слуху. Особенный успех оперетта имела в советское союзе.
Короче! «Веселую вдову» распевает весь мир. В 1907 году эта оперетта появляется и на
Бродвее.
Американцы засыпали от скуки когда ее слушали. Куда уж там оперетте Легара против
джаза….то!:=)))
(Если Вы зануда, нытик, и сноб, имбицил, то «Веселая вдова» явно не для вас!:=))))

Франц Легар-старший дирижировал военным оркестром в городке Комарно, когда его жена венгерка произвела на свет сына. Кочевая жизнь молодых родителей ни капельки не изменилась после появления наследника.

Франц-младший рос, как сорная трава, и впитывал знания, как губка. Уже к пяти годам он играл на слух. К шести годам он сочинил песню и посвятил ее обожаемой матери. Выдержав сложный экзамен, Легар поступил в чешскую консерваторию. Юный талант наставляли профессор Ферстер и директор консерватории Беневиц.

Благодаря директору консерватории состоялось удивительное знакомство Франца Легара с Антонином Дворжаком. 70-и летний мастер оценил работы Франца и посоветовал ему отложить скрипку и посвятить себя сочинению музыки.

Бросив консерваторию, Легар продолжил частные уроки композиции, которые брал в тайне ото всех у профессора Фибиха.

На помощь родителей в финансовом плане рассчитывать не приходилось, и Легар занял должность скрипача-концертмейстера в музыкальном театре Бармен-Эльберфельд. Работа отнимала много сил и времени, а денег катастрофически не хватало.

Легар уже был готов отчаяться, но его выручил отец, пригласивший сына в свой оркестр в качестве солиста-скрипача. Наконец, у Легара-младшего появилось время для сочинительства.

Вальс «Чары любви» и два марша, написанные за это время, были изданы.

Окрыленный успехом Франц стал претендовать на место военного капельмейстера в городе Лошонце и не получил отказа.

Стройный, усатый, элегантный юноша покорил сердца провинциальных дам. Жизнь завертелась: Франц не только репетировал и выступал с оркестром, но и успевал давать частные уроки и даже основал квартет.

Его воображением всецело завладела опера, во сне и наяву он мечтал сочинить нечто грандиозное.

Оперы «Кирасир» и «Родриго», идеи которых пришли ему в голову в 1893 году, все время буксовали на месте. И хотя они не были закончены, работа над операми стала отличной школой для юного Легара.

«Кукушка», первое солидное произведение, которое Легар отважился представить взыскательной публики, определило судьбу композитора. Постановка была обласкана вниманием. Удивительно, но «Кукушка», видевшая многие европейские города, не знала ни равнодушия, ни ненависти, ни большой любви.

Франц Легар, наспех упаковав в чемодан свои бумаги, переехал в Вену, куда его пригласили в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка.

Вена захватила Франца Легара сразу и без остатка, он понял, что оказался в правильном месте. И 26 пехотный полк покинул столицу Австо-Венгрии уже без капельмейстера.

Легар нашел место дирижера в театре «Ан дер Вин», но он желал большего. Он отказался от стабильной военной службы ради своей мечты, которую во чтобы то ни стало нужно было осуществлять. Франц долго искал подходы к прославленным драматургам, пока однажды ему не улыбнулась удача, и он не познакомился с Виктором Леоном, автором либретто многих оперетт и опер.

Оперетта Легара «Венские женщины» была поставлена в театре «Ан дер Вин» в 1902 году. На следующее утро после премьеры он получил на завтрак черный кофе и блюдо, которое всегда нужно подавать горячим, славу. Венские газеты наперебой расточали похвалы новому автору.

«Венские женщины» без штурма взяли все европейские города. Франц Легар не думал почивать на лаврах, и уже скоро он предоставил на суд публики «Решетника», «Шуточную свадьбу» и «Божественного супруга», написанного в соавторстве с Леоном.

Казалось, популярность Франца Легара медленно пошла на спад, но не тут-то было. Эффект разорвавшего в небе заряда фейерверка вызвал показ «Веселой вдовы». Перед премьерой директор театра Карчаг был настроен скептически и зловеще пророчил провал. Репетиции проводились под покровом ночи, а декорации и костюмы позаимствовали из других постановок.

Первый же акт оперетты сорвал бурные аплодисменты, после финальной сцены овациям не было конца. Поддавшись магнетизму успеха, на поклон выскочил даже директор.

Своей музыкой Легар опрокинул прежние представления об оперетте. Выродившийся аристократизм он заменил могучими силами народного фольклора, культурную позолоту - народной мудростью, европейскую размеренность - славянской необузданностью.

Оперетта «Веселая вдова» помогла Легару обрести себя, свой неповторимый музыкальный стиль. Франц понял, что время изменилось, что оперетта не могла больше оставаться пошлой, глупой и вульгарной. Он окончательно уяснил, что оперетта должна вызывать вихрь чувств и мыслей. Зритель должен сопереживать героям, всеми силами своей души участвовать в происходящем на сцене, а не просто сидеть в зрительном зале и глумливо усмехаться. Да, Легар уважал своей зрителя, и зрители полюбили его за это.

Оперетты «Княжеское дитя», «Цыганская любовь», «Граф Люксембургский» были написаны Легаром в кратчайшие сроки, но это не помешало спектаклям снискать феноменальный успех. Легар оседлал волну удачи, и его мелодии завладели всем миром.

Последней постановкой перед войной стала «Ева» или «Фабричная девушка», она пленила слушателей глубоким лиризмом. После Первой мировой войны для Франца Легара наступили трудные времена. Все, что он написал за этот период, не шло ни в какое сравнение с «Веселой вдовой». Критики обвиняли Франца в том, что он перенес на сцену театра социалистические склоки, что его оперетты больше не смешат людей.

Про Франца Легара, попробовавшего свои силы в «легариадах», говорили, что он выдохся, что он окончательно сдулся.

Но Легара было не так просто выбить из седла, и он решил дать оперетте еще один шанс. Не давая никому отчета, кроме своей совести, он создал ряд музыкально-комедийных произведений: «Паганини», «Страна улыбок», «Царевич», «Фредерика», «Джудита», которые стали новым словом в опереточном жанре.

Легар так упрямо и напролом шел к успеху, что просто не мог с ним разминуться. Его ждала счастливая семейная жизнь, финансовое благосостояние и мировая слава, не гаснущая с годами. Чего только стоил день 17 ноября 1929 года, когда в Берлине нельзя было найти театра, где бы не крутили легаровский репертуар?

День рождения композитора - 30 апреля 1930 года - отмечала вся Австрия, его мелодии играли во всех уголках страны. 60-й юбилей великого композитора отпраздновали плясками, песнями и банкетами. Легар был на вершине славы. Франц закончил свой путь в венском дворце в 1948 году, и ему решительно не о чем было жалеть. В своей жизни он успел всё.

Музыкальные Сезоны

Франц (Ференц) Легар (нем. Franz Lehr, венг. Lehr Ferenc; 30 апреля 1870, Комарно, Австро-Венгрия - 24 октября 1948, Бад-Ишль, Австрия) - венгерский и австрийский композитор, дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом - крупнейший композитор венской оперетты, основоположник её «неовенского» этапа в начале XX века.

Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Из них наиболее известны «Весёлая вдова» (1905), «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Там, где жаворонок поёт» (1918), «Паганини» (1925), «Царевич» (1926). Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

Оперетты Легара - это глубоко авторский музыкальный театр, отмеченный яркой индивидуальностью композитора, «неконтролируемой лирической силой» его музыки. Отличительной особенностью оперетт Легара (особенно поздних) является драматизм сюжета, впечатляющий мелодический лиризм, единство музыкально-драматического действия, глубокий, фактически оперный, психологизм музыкальных характеристик. Ещё одна особенность - широкое использование национальной мелодики, австрийской, венгерской и славянской.

Биография

Ранние годы

Франц Легар родился в австро-венгерском городе Коморн, в наши дни этот город разделён на две части - словацкое Комарно и венгерский Комаром. Будущий композитор был первенцем в семье военного капельмейстера Франца Легара-старшего и его жены Христины Нойбрандт. Среди предков Легара были немцы, венгры, возможно - славяне. В семье, кроме Франца, родились ещё трое младших детей - Анна-Мария (Маришка), Антон (1876-1962) и Эмми. Языком общения в семье был венгерский.

Население города было смешанным, и будущий композитор с детства был окружён многокрасочной музыкальной средой венгерской, австрийской и славянской мелодики; это обстоятельство во многом определило космополитическую широту, оригинальность и яркость его музыкальной палитры. Оркестр отца постоянно путешествовал по всей Австро-Венгрии, юный Легар изучал разные языки и культуры, и это также впоследствии оказало влияние на его творчество: «венцам он казался венцем. венграм - венгром, чехам - чехом, полякам и словакам - поляком и словаком». Сам Легар признавался: «Я заключил в себе столь интенсивно венгерскую, славянскую и венскую музыку, что неосознанно возвращаю эту смесь всем этим нациям в моей музыке. Это является именно моим отличием».

Уже в пять лет Франц-младший знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. Начальное образование он получил в Будапештской гимназии, потом два года изучал немецкий язык в чешской Моравии. В 12 лет Легар поступил в Академию музыки Богемии (ныне Пражская консерватория) по классу скрипки, учителем его был Антонин Бенневиц. Закончил обучение в 18 лет (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему оставить скрипку и заняться композицией. Уроки композиции Легар брал у Фибиха втайне от отца, который считал, что, став скрипачом, сын обеспечит себе настоящий заработок.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в Бармен-Эльберфельде (1888 год), затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Чтобы не платить театру неустойку при разрыве контракта, Легар попросил отца устроить ему призыв в армию. Одним из скрипачей в венском оркестре был молодой Лео Фалль, ставший другом Легара. В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888-1902).

Начало творчества (1894-1902)

В 1890 году 20-летний Легар ушёл из отцовского оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце, самым молодым капельмейстером в истории страны. К этому времени относятся его первые композиции - марши, песни, вальсы (были изданы два марша и вальс «Чары любви»). Одновременно Легар пробовал свои силы в музыке для театра. Две первые оперы («Кирасир» и «Родриго») остались незаконченными.