Оказывают сильное влияние на методы. Методы психологического влияния на человека

Скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения, называется манипуляцией. В коммуникации с себе подобными, сами того не осознавая, люди часто используют манипулятивные методы, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. Поскольку понятие «манипуляция» все понимают по-разному, рассмотрим, что такое манипуляция.

Как было сказано выше, манипуляция это скрытое психологическое воздействие. В заключение скажу, что тема о манипуляциях в общении, конечно, не исчерпана этой публикацией и будет еще продолжена. Для иллюстрации понятия манипуляции приведем пример. В данном случае это пример манипуляции на потребности человека красиво выглядеть в глазах объекта воздыхания. Вы сидите в летнем кафе с девушкой, за которой Вы ухаживаете и ведете с ней светскую беседу о жизни и любви. И вот к Вам подходит симпатичная девочка-подросток (или не менее миловидная бабушка) с букетиком цветов и предлагает Вам их приобрести. Как Вы думаете - это обычное слегка навязчивое предложение о покупке или манипуляция? Ответ: манипуляция. Почему? Потому что здесь есть скрытый расчет на то, что Вам будет неловко отказаться от покупки цветов для этой девушки (а для кого же еще!?) на глазах у самой девушки. Ведь она же подумает, что Вам для нее цветов жалко, и Вы будете целый час чувствовать себя скрягой и дураком. Поэтому зачастую мужчине легче откупиться от своей неловкости и не портить вечер. На это и расчет.

Таким образом, отличие манипуляции от других способов воздействия состоит в том, что при манипуляции, кроме явного и открытого мотива (торговое предложение), есть скрытый мотив, расчет, подтекст (ему неловко будет выглядеть скуповатым).

Пример манипуляции в торговле. В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи.
Продавец: - Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для Вас.
Покупатель: - Вот ее-то я и возьму.

На внешнем уровне продавец констатировал некоторые правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции - расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, погладив свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.

Существуют не только однократные разовые манипулятивные действия, но и целые продолжительные манипулятивные игры. Приведу пример манипулятивной игры из практики милиционеров и следователей. Теперь Вам придется представить себя задержанным в отделении милиции. Здесь одним из эффективных способов добиться от задержанного показаний (или денег за свободу), является игра в «доброго и злого полицейского». Сначала с задержанным беседует «злой» следователь - разговаривая на повышенных тонах, он угрожает и рисует мрачные картины вашего дальнейшего пребывания в стенах органов правопорядка. После того как Вы изрядно напуганы, в дело вмешивается «добрый» следователь, который упрекает за несдержанность «злого», сочувствует задержанному, предлагает решить дело по-хорошему, по-доброму. Агрессивный и доброжелательный стили общения чередуются несколько раз, пока задержанный не созреет. В чем манипулятивный смысл такой игры? В том, что Вы подводитесь к мысли, что лучше принять меньшее из зол, т.е. «доброго» полицейского и пойти на союз с ним.

Такая манипулятивная игра создает ощущение, что можно отделаться малой кровью, согласившись с хорошим и вежливым полицейским, пока опять не активизировался злой и жестокий. В результате задержанный дает показания или откупается. Что от него и требуется. Кстати, обе эти роли может сочетать в себе и один полицейский - смысл игры остается тем же.

Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.

Например, за искрометными шутками в адрес других людей обычно имеет место именно такой скрытый смысл, прячущийся за внешним желанием просто повеселить и развлечь товарищей. Человек, отпускающий шутки в адрес других, как правило, не видит другой возможности завоевать авторитет в компании и пользуется таким накатанным для себя способом. То, что при этом он задевает других, снижает их авторитет, он либо не осознает, либо пренебрегает этим незначительным фактом. Таким образом, шутки в адрес других людей тоже носят манипулятивный характер.

Напрашивается вопрос. Как оценивать явление манипуляции: со знаком плюс или со знаком минус? Хорошо это или плохо? Использовать это в жизни или искоренять? Напрашивается ответ. Если манипулирую я - хорошо, если манипулируют мною - плохо. Шутка. На самом деле манипуляция - это ни хорошо, и ни плохо. В целом это явление нейтральное. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован в различных целях.

В зависимости от того, в каких руках он находится. Так же как нож может служить как инструментом для хирургических операций, так и орудием убийства. Если Вы столкнулись с манипуляцией, то для оценки конкретной ситуации, предлагаю опираться на два критерия.

Первый. Какой мотив и желаемый результат у автора манипуляции? Если это не только выгода себе, но и желание добра Вам, то это заслуживает если не положительной оценки, то хотя бы снисхождения. Например, родители частенько манипулируют своими детьми, всеми правдами и неправдами вынуждая их ложиться вовремя спать, делать зарядку, ходить в школу и т.д. Делают они это не только ради себя, но и ради блага в будущем своего чада, которое пока не способно оценить по достоинству эту заботу.

Второй. Бывает, что скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда у объекта приложения этой манипуляции есть истинный, а не навязанный выбор. Американский писатель и психотерапевт Э. Берн приводит такой пример игры во флирт: Ковбой: Не желаете ли посмотреть конюшню? Девушка: Ах, я с детства люблю конюшни! Хотя речь идет вроде бы о конюшнях (а у нас бы говорили бы о театре) оба понимают внутренний смысл игры. И девушка, выбирая экскурсию на конюшню, догадывается о содержании этой экскурсии. А раз у нее это понимание есть, и ее никто не принуждал отвечать на заигрывание, значит, она осознанно вступила в эту игру, и, следовательно, плохого тут ничего нет.

Если присмотреться, мы с Вами живем в мире манипуляций, и бояться их не стоит, а стоит хорошо уметь в них разбираться и обращать знание о них на пользу себе и другим людям. Все это тоже один из таймов игры под названием «жизнь» и эта игра тоже может быть занимательной.

Как же можно нейтрализовать действие манипуляции, если в Ваши планы не входит «вестись» на нее?

Первое. Понять, увидеть, осознать скрытый мотив общения в Вашем партнере. Это возможно, если Вы внимательны, имеете психологический опыт и доверяете своей интуиции. По микродвижениям глаз, минимальной мимике лица, интонациям голоса, жестам и малоуловимым движениям тела психологически компетентный человек может догадаться о наличии фальши в действиях и речи человека. По-простому говоря, лукавит он или нет. Если догадываетесь, что, может быть, не все чисто, то следующий шаг: понять, что же он действительно хочет. Для этого поставьте себя на его место - чтобы Вы сами делали, как бы себя вели, какие идеи попытались бы реализовать? Дело в том, что мы все очень похожи (как ни хочется верить в собственную уникальность) и то, что Вы придумаете, скорее всего, придумал и он. «Прокрутите» возможные варианты и озарение может Вас посетить. Не скажу, что проникнуть в сознание другого человека так уж легко, но ведь жизнь вообще штука непростая.

Второе. Если манипуляция предполагает наличие скрытого мотива и это и есть ее основное оружие, то нейтрализацией оружия будет освещение, прояснение скрытого мотива в Вашем общении. Образно говоря, «высвечивание фонарем» лишает манипуляцию скрытого смысла. Того, что ее и делает манипуляцией. Например, если человек при людях направляет свой юмор на Вас, высмеивает Вас или Ваши ценности, и Вы догадались, в чьих глазах он хочет подняться, можно спокойно ему сказать: "Я понимаю, что ты очень хочешь казаться остроумным в глазах Марины - мы уже оценили твой юмор, он великолепен, спасибо".

Когда вскрыт смысл - крыть уже нечем, игра теряет свое продолжение и смысл. Однако, если Вы догадались о содержании манипулятивной игры, которая с Вами ведется, не обязательно сразу ее прекращать. Ведь в этом случае Вы имеете козыри на руках: оппонент же еще не знает, что Вы уже догадались о скрытом смысле. Этот козырь Вы можете использовать, как хоккеисты используют численное преимущество.

Рассмотрим реальную ситуацию из реальной жизни. Наверняка к Вам когда-либо на улице подходили люди с «подарком» от фирмы. Очень жизнерадостные, начиная со слов «Здравствуйте!», они торжественно объявляют, что в честь 500-летия их щедрой фирмы Вы получаете бесплатно прекрасный набор вот в этой сумке, вместе с самой сумкой. И вручают ее Вам! Еще несколько секунд оптимизма и обаяния и вот Вы уже начинаете верить в это чудо. Но оказывается, для того, чтобы Вы окончательно вступили в права владения всем богатым содержимым этого саквояжа, необходим сущий пустяк. Оплатить всего лишь одну вещь из этого богатства. Какие-то там жалкие (по сравнению с содержимым) несколько сот рублей. Для тех, кто не догадался - потом, разумеется, окажется, что товар по стоимости гораздо ниже, чем эта «жалкая» сумма. Но это будет уже потом!

Так вот, один мой уже ученый жизнью товарищ проделал следующий трюк. На словах «Вы получаете это в подарок» он принял сумку, но не стал стоять, как положено по сценарию, возбужденно дыша, а со словами «Спасибо!» бодро направился в толпу по дороге к метро. Через пару секунд, которые потребовались махинатору на то, чтобы придти в себя, догонять счастливого обладателя подарка от фирмы уже было поздно. Самое интересное, что и осуждать его не за что - подарок же, у богатых фирм свои причуды и отказываться от подарка неудобно и даже невежливо… Ключевое слово здесь - «скрытое». При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным.

13.07.2011 65661 +86

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .

Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение:

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

Приёмы манипуляции в процессе убеждения:

– подмена тезиса в ходе доказательства;

– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;

– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

  1. наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
  2. меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
  3. ясность, выразительность, привлекательность образца;
  4. доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
  5. сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:

  1. вербальная информация, слово - но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
  2. невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
  3. вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
  4. регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Целью воздействия является:

  1. ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
  2. изменить структурные отношения в системе установок , т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками , взглядами человека;
  3. изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:

  1. Функция приспособления - связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов.
  2. Эгозащитная функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно-выразительная функция связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.
  4. Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире. Все эти знания образуют систему, т. е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. Функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Эмоциональное воздействие

Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.

Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.

Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

  1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
  2. отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
  3. отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

Какие методы воздействия применяются?

  1. Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: его вовлекают в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать или соотносить, ассоциировать себя с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
  2. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
  3. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.

Условия, которые этому способствуют:

  • фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности;
  • неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий);
  • неопределенность поступающей информации (ее противоречивость; неясно, какой из них можно доверять);
  • неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься, пытаясь переосмыслить ситуацию, осуществляя поиск новых целей, либо уходя в регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.

По материалам П.Столяренко

Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте.

Методы психологического воздействия и их различия

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:

  • заражение;
  • внушение;
  • убеждение;
  • подражание.

Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.

Заражение

Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.

По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.

Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.

Слышали про панику на борту самолетов или в поломавшемся лифте? Это те случаи, когда запаниковал один человек, и это чувство перешло ко многим

Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.

Внушение

Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент. Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).

Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.

Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно. Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.

Внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом

Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения . Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.

Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость. Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.

Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому. Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него. Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.

Используя «крылатые высказывания» или известные примеры позитивного или негативного опыта поколений, вы добьетесь значительных результатов в искусстве внушения

Убеждение

Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений. Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты. Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет. Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных. Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента. Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.

Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента. Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.

Итак, все совпало:

  • Уровень развития оппонента:
  • Правдивость ваших утверждений;
  • Соответствие образа и высказываний.

Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека

Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.

  • Агрессивная . Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.
  • Пассивная . Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.

Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.

Леонардо ДиКаприо и Мэтт Дэймон, кадр из фильма «Отступники»

Подражание

Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения. Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным. То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

Средства психологического воздействия на человека

На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.

Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.

Многие считают, что психологическое – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.

Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей». Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания. Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.

Цели психологического воздействия на человека

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его

Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проголосовать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.

Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе. Следовательно, с помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу.

Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

Как повлиять на человека, заставить его действовать иначе, изменить его поведение, чувства, мысли? Такие манипуляции можно проводить на подсознательном уровне. Для этого нужно знать некоторые приемы психологии, которые может использовать каждый человек. Чтобы все получилось, необходимо вникнуть в некоторые тонкости.

Оказывать влияние на людей под силу не только психологам, но и обычным людям, для этого даже не нужна магия. Во время общения с человеком важно уделять внимание интонации, с которой произносят слова. Именно интонация способна творить чудеса. С давних времен, когда колдуны произносили заговор, они меняли скорость речи, акцентировали внимание на отдельных словах.

Можно подумать, что магия, различные колдовские ритуалы — что-то мистическое . Даже небольшой багаж знаний психологической науки помогает одним лицам без особых усилий воздействовать на других. Часто магия основана на процессе закладывания в подсознание субъекта скрытых команд, из-за этого создается иллюзия, что человек самостоятельно изменил собственную жизнь, судьбу, или что это дело рук мага.

Чтобы повлиять на человека, не нужно иметь сверхспособностей. Достаточно знать немного теории и умело применять ее на практике. Во время общения специально употребляют отдельные фразы, чтобы манипулировать человеком. Их можно выделять жестами или интонационно. Субъект, с которым ведется беседа, может даже не заметить, что его собеседник использует какие-то приемы. А в это время в его подсознании уже отложилась определенная фраза.

К примеру, если нужно успокоить знакомого, можно сказать: «У моего коллеги вчера дома проводили обыск, но при этом он находился в состоянии полного спокойствия и уверенности». Интонационно выделяют именно конец предложения. Разговор ведется о коллеге. На подсознательном уровне запоминаются слова о том, как нужно себя вести.

Учимся скрытому влиянию

Важным условием скрытых команд, способных менять жизнь человека, являются уровни их восприятия. Два уровня запрещено смешивать в смысловом отношении. Если этого правила не придерживаться, то команда не будет воздействовать на подсознание человека, а восприниматься сознательно.

Если сказать: «Сейчас будем расслабляться, получать удовольствие от жизни», положительного результата не добиться. Призыв будет понятен окружающим, однако психологически он неверен, поскольку до подсознательного уровня не доберется. Поднять настроение расстроенным или уставшим людям, повлиять на психику человека удастся при помощи рассказа. Достаточно изложить вкратце предложения со скрытыми командами. В нем может идти речь о том, как недавно друзья проводили время в клубе, расслаблялись, и вечер с этого только начинался. Благодаря этому приему настроение в кругу собравшихся друзей быстро поднимется.

Интонационное влияние на человека действенно при выделении отдельных, нужных фраз. Вспомогательные слова, служащие в качестве обрамления ключевых, произносят обычным тоном.

Читайте также

10 основных правил поведения на собеседовании

За счет этого удастся добиться желаемого эффекта. Для максимальной результативности управления людьми допустимо делать паузу перед и после произнесения важной части предложения.

Чтобы действительно изменить подсознание человека в нужную сторону, необходимо использовать скрытые фразы максимально грамотно, соблюдая осторожность. Нельзя употреблять отрицательные фразы, команды негативного направления. Благодаря им можно испортить отношения с человеком, обидеть, расстроить, нередко навредить.

Психология — наука, которая основана не только на теоретических знаниях, даже понятные истины требует практического подтверждения. Если нет уверенности, что удастся переубедить кого-то или заставить что-то сделать, можно сначала потренироваться на другом лице. Можно спросить, как бы он воспринял такие действия или слова.

Не всегда можно за счет скрытых фраз изменить судьбу человека, поднять настроение, отвлечь от негативных мыслей. Можно рассмотреть случай, когда друг развелся с женой или лишился имущества. Позитивные рассказы с выделением интонацией отдельных слов не всегда убедительны и действенны. Для этого существуют другие методы.

Многообразие методов

Психология воздействия на человека бывает разной. Применяемые методы могут быть неимперативными и императивными, дисциплинарными. Часто изменить судьбу человека удается благодаря убеждениям. С их помощью воздействие производится на сознание. К примеру, объяснив ребенку, почему он должен учиться в высшем учебном заведении, можно добиться того, что ребенок окончит университет, после чего он станет успешным ученым, бизнесменом, политиком и пр.

Влияние посредством убеждений позволяет добиться желаемого. Для этого достаточно грамотно разъяснить, осветить суть вопроса или проблемы, напомнить о причинах, последствиях. Нужное решение человеком после правильного убеждения принимается вроде бы самостоятельно, поскольку он понимает его значимость.

Повлиять на человека на расстоянии или непосредственно в беседе с ним можно за счет похвалы. Это тип положительного воздействия, который нужно применять для всех людей. Жизнь человека станет радостней и приятней, если отметить его достижения в карьере, учебе, спорте.

Воздействовать на окружающих, менять их мысли и поведение удастся за счет психологического приема в виде внушения. Для этого используют разные средства (речевые и не только). За счет внушений легко изменить судьбу человека, поскольку внушаемая информация приобретает форму внутренней установки. С ее помощью можно стимулировать и направлять лицо в процессе формирования его намерений. Среди психологов используются различные формы, которые меняют подсознание человека. Это воздействие эмоционально-волевого типа, уговоры и давление.

Мысли и сознание могут подвергаться воздействию с помощью принуждения. Такое влияние применяют, когда остальные приемы не действуют или для их задействования нет времени. Принуждение связывают с выражаемым требованием принятия некоторого поведенческого эталона, так, можно заставить согласиться с принятым решением или существующей точкой зрения. При помощи принуждения иногда можно избежать развития конфликта, например, заставить выполнить в данный момент какие-то действия.

Если рассматривать способы дисциплинарного влияния на лиц, популярностью пользуются выговоры, предупреждения, наказания. Предупреждения имеют мягкую форму, сигнализируя о более серьезных последствиях, которые будут применяться в будущем (при необходимости). Выговоры часто используют руководители для своих сотрудников. Наказание — лишение лица чего-то важного, например, какого-то предмета.

Читайте также

Пассивные и активные инвестиции – как лучше инвестировать деньги

Сила внушения

Сталкиваясь с проблемами в семье, в учебе, на работе люди часто пытаются изменить в лучшую сторону судьбу человека. Многие пытаются обратиться к опытным людям, которые используя заговор, заставят, к примеру, пьющего мужа отказаться от вредной привычки, вернуться к жене и пр.

На самом деле такие методы действительно в большинстве случаев помогают. Заговор обычно произносят вслух. Присутствие больного необязательно, однако ему часто тоже предстоит выполнять некоторые действия (пить специальный травяной настой или что-то другое).

На самом деле заговор — что-то близкое к молитве. Можно и самому человеку произнести определенные слова, чтобы помочь себе в трудоустройстве, получении более высокой должности, удачном замужестве и т. д. Все сказанные слова или мысли, которые не произносят вслух, должны быть искренними, необходимо верить в собственные действия.

На практике чтобы оказать на судьбу положительное воздействие, изменить жизнь в лучшую сторону, следует ежедневно произносить некоторые фразы. Они положительно воздействуют на сознание, притягивают удачу и благополучие. К ним относят такие предложения:

  1. Уверен, что сегодня случится что-то чудесное.
  2. Уверен в великолепном исходе каждой ситуации в жизни.
  3. С каждым днем ощущаю себя лучше и лучше (повлияет на судьбу человека и сделает его здоровей).
  4. Пусть добрым будет день сегодняшний.

Такие установки обладают невероятной силой, настраивают субъекта на позитивные мысли.

Воздействие на поведение человека, будь то заговор или любые психологические приемы , может оказываться незаметным для субъекта. Освоить правила влияния на подсознание окружающих людей несложно, особенно если закреплять их на практике. Применять их нужно только в благих целях, при попытке изменить человеческую жизнь в лучшую сторону.

Как повлиять на психику человека?

Человеческая психика – это одна из тайн внутреннего мира людей. Психика – это «коктейль», состоящий из различных психических явлений и психических процессов. Хотите знать конкретно о том, что входит в этот коктейль? Эмоции, ощущения, воображение, память…. Дальше – можно не перечислять: вы, очень скоро, и сами все поймете.

Этот «коктейль» действует на человека по – разному. Все зависит от ситуации и случая. Очень часто, психику человека, используют в очень корыстных целях. Цели эти, в основном, направлены в «недоброе» русло. Иногда – наоборот.

Различные методы психологического влияния на людей

Рассмотрим все на примерах.

Что вы знаете про «эффект толпы »? Название говорит само за себя и понять, что это такое, можно даже без «углублений». Этот эффект можно наблюдать тогда, когда политические лидеры пытаются «переманить», на свою сторону, как можно больше людей. Именно благодаря такому эффекту, политики, часто, добиваются невероятных успехов в своей деятельности.

Гипноз

Его влияние на психику – безгранично. Его используют, например, в милиции, на допросе. Нельзя сказать, что постоянно, а вот в особых случаях, гипнотический сеанс – незаменим во всех смыслах. А теперь – про особый случай. К сожалению, в криминальном мире, происходят ужасно страшные вещи. Подчеркиваю: ужасно страшные. Потому что слово «нечеловеческие» - слишком мягкое, иногда. Вот, например, такой случай. Однажды, собрались, когортой, готы. Давайте, сначала, уясним, кто такие готы, если вы, вдруг, не в курсе.

Г оты – эта такая молодежная субкультура. Их внешний вид, порой, очень пугает: черные ногти, черные волосы, черная помада, косметика…. И бледная – бледная кожа. А их рюкзаки, в форме гроба…. Да, со стороны – устрашающе смотрится. Вы, наверняка, видели их. И я не стала исключением. Совсем недавно, кстати, мне удалось наблюдать за ними в очередной раз. На остановке, вечером, летом…. Вспоминаю эту готическую парочку: она – в длинном, черном плаще; он – с совершенно невероятной прической…. В общем, лучше – единственный раз увидеть «в живую», чем об этом прочесть. Я не буду говорить, хуже они или лучше представителей этой культуры. Сравнение не является «прерогативой» этой статьи. Хочу обратить внимание, ваших взглядов, на строчки, в которых я сообщу вам про готические обряды. Вернее, про один из них, который «отобьет» любое желание дальше что-то узнавать о них, и, тем более, становиться ими. Заинтригованы? Простите, не хотела вас заинтриговывать. Хотя…. В этом – вся соль, весь процесс «вовлечения» вас в прочтение информации. Возможно, вы уже, когда-то, читали то, что прочтете сейчас, так что, заранее, прошу прощения, если повторюсь.

Собрались готы, однажды, на вечеринке. Вроде, так все безобидно начиналось. Вроде, ничего не предвещало никакой беды. Все, и в самом деле, проходило так, как всегда проходит на готических «собраниях». Но тут, как «снег на голову», одна из девочек, нарушила одно из правил этой тусовки. Не буду говорить, какое именно правило было нарушено. Можете считать, что я дала клятву о «нераспространении готических тайн». В общем-то, это – неважно. Важно – следующее. За то, что девочка, которая посмела оступиться и нарушила правило, она была жестоко наказана. Ее просто съели. Не морально, не взглядами, а как обыкновенное блюдо…. Вижу ваши глаза. Я тоже плакала, как при просмотре мелодраматического сериала…. Но фильм – это одно, а реальная жизнь – совсем другое.

Естественно, этих жестоких готов, которых очень сложно назвать людьми, посадили, на много лет, в тюрьму. Но, для того, чтобы их наказать, и пришлось воспользоваться помощью гипноза. В другом случае – психика и готы отказывались (активно) признаваться в содеянном. Благодаря гипнозу, удалось сделать так, чтобы эти нелюди получили по заслугам. Конечно, самое страшное наказание для них – смертная казнь. Но, в то время, такая мера наказания, в России, была отменена.

Да, страшная тема, но – жизненная. Давайте – ка, о фильмах поговорим. Можно и о мультфильмах. Вспомнился, чего – то, японский мультик «Покемоны». Помните такой. Да – да, именно тот, в котором пробегает знаменитый Пикачу. Почему я пишу про «Покемонов»? Не подумайте, что я отношусь к числу поклонниц этого мультфильма. Но, именно с его помощью, я смогу вам показать еще один примерчик того, как можно влиять на психику.

Не буду «тянуть резину», предоставляя это право длинным сериалам, типа «Санта – Барбара». Скажу кратко: этот мультфильм «толкнул», на суицид, ни одного ребенка. История «помнит» случай, когда, маленький мальчик, лет пяти, посмотрев «Покемонов», выбросился из окна седьмого этажа. Спасти мальчика не удалось. Показ мультфильма прекратили. Однако малыша вернуть это не удалось.

Не нужно ненавидеть создателей «карманных монстров («Покемонов»). Они, создавая этот мультфильм, не ставили себе цели убивать людей. Все получилось совершенно неожиданно. Никто и предположить не мог, что такое вообще возможно.

К сожалению, этот «прием» перехватили другие люди. Они стали снимать фильмы, сюжет которых, запланировано, должен был разрушать психику людей. В основном, сюжеты фильма, повествуют о религиозных убеждениях, «навязывая» то, что та или иная вера – лучшая и единственная.

Какое сейчас время суток за окошком? Надеюсь, что – не ночь, так как, бьюсь об заклад, что вы уснете нескоро. Если, конечно, вы относитесь к восприимчивым или эмоциональным людям. Восприимчивые и эмоциональные люди, в большинстве своем, обычно, представительницы привлекательного пола. Мужчины тоже бывают «мягкими».

Берегите психику! Не позволяйте, с ней, проводить эксперименты!

Переключайтесь: