Что такое смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Бессоюзные сложные предложения


Части сложносочиненного предложения находятся в различных смысловых взаимоотношениях. Так, при соединительных союзах выражаются значения одновременности действий, явлений, событий: Сон не шел, и в голове мелькали обрывки каких-то далеких-далеких воспоминаний (Марк.); и последовательности: Вот лодки скрипнули днищами по песку, застучали весла, и откуда-то уже из тумана донесся протяжный голос (Марк.).
При противительных союзах выражаются значения сопоставления: Иван предложил вернуться назад, на родину. Благо, там были избы, а поля и огороды не успели еще зарасти бурьяном и чертополохом (Марк.); противопоставления: Никто уже не ждал, а она все ждала (Казак.); или несоответствия: Солнце село, но в лесу еще светло (Т.)
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на чередование действий, явлений, событий или их несовместимость: То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кавер.).
Основные значения (соединительное, противительное и разделительное) могут осложняться дополнительными оттенками. Например, противительный союз но - с уступительным оттенком значения: Ей [Надюше] было немного страшно, но более сильное чувство - живой интерес к людям, когда-то жившим здесь, подталкивал ее вперед и вперед! (Марк.); Противительный союз же - с усилительным оттенком значения: Из нашей батареи только Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Ч.).
Соединительный союз и с причинно-следственным оттенком значения: Потом стало тихо, и люди пошли дальше (Казак.).
Противительный союз зато - с добавочным оттенком возмещения: Надвигалась осень. Дни становились короче, зато ночи длиннее и прохладнее (Марк.).
Кроме того, в отдельных случаях некоторые союзы могут употребляться с разными значениями, например, соединительный союз и в значении противительного: Она исчезла в темной двери, и вместо нее на пороге показалась старая, сгорбленная армянка с красным лицом и в зеленых шароварах (Ч.).
Упражнение 623. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом и и перепишите предложения в следующем порядке:
а) предложения с выражением одновременности действий; б) предложения с выражением последовательности действий; в) предложения со значением причинно-следственным; г) предложения со значением противопоставления (в таком случае возможна замена союза и союзом а).
1. Вскоре котел забулькал, запыхтел, и по всему берегу разнесся аромат смолы (Марк.). 2. Работа у него спорилась, и он пошел дальше всех (Марк.). 3. Алешка набросил на плечи полушубок, подставил голову Еремеичу, и тот нахлобучил ему шапку до самых ушей (Марк.). 4. Уходя, он осветил фонариком кусок леса, и Травкин, приподнявшись, успел выбрать путь среди деревьев, где немцев, кажется, было меньше (Казак.). 5. Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее (Казак.). 6. Действительно, орудие открыло огонь, и Травкин сообщил по телефону Гуревичу (Казак.). 7. Вся группа, бесшумно скрывшаяся в непроглядной темени, пропала, исчезла, и следы ее замыл дождь (Казак.). 8. Медленно наступал рассвет, и движение по шляху прекратилось (Казак.). 9. В то утро шел дождь, и Травкин решил дать отдых разведчикам (Казак.). 10. Они знали о предстоящей задаче Травкина, и он не без досады читал в их глазах какое-то извиняющееся выражение (Казак.). И. Война стала для них бытом, и этот взвод семьей (Казак.). 12. Дубы, покрытые молодой листвой, гудели под порывами ветра, и тысячи ручьев бегали под ногами, подобные стайкам мышей (Казак.). 13. Газеты рождались рядом, почти под твоими руками, и от этого они были особенно дороги и значимы (С. Бар.). 14. Горячее облако, как из паровозной трубы, шибануло вверх, и пар окутал судно (Б. Пол.).
Упражнение 624. Прочтите выразительно текст. Определите смысловые взаимоотношения частей сложносочиненных предложений с союзом а (противопоставление, несоответствие). Перепишите, в скобках после каждого предложения обозначьте эти смысловые взаимоотношения.
Образец. Мамочкин не знал ее, а он знал здесь всех женщин наперечет (Казак.) (несоответствие).
  1. То было летом, а теперь земля лежала под снегом, скованная морозом, а небо переливалось бликами звездных дорожек (Марк.).
  2. Порфирий Игнатьевич потоптался на песке, поскрипел им, а с места все-таки не сошел (Марк.). 3. Пока летом плаваю по таежным рекам - ничего, терпимо, а зимой хоть волком вой (Марк.). 4. Но прошел день и еще день, а Порфирий Игнатьевич не возвращался (Марк.). 5. Он попрощался с ней и пошел по направлению к своей избе, а девушка осталась стоять под деревом (Казак.). 6. Все берут «языка», а мне все не попадается (Казак.). 7. Бражников виновато промолчал, а Мамочкин, узнав об этом разговоре, развел руками (Казак.). 8. Небо рвалось и вспыхивало, а зажигалка все шипела и искрилась (С. Бар.).
Упражнение 625. Образуйте, где это возможно, из сложносочиненных предложений сложноподчиненные с уступительным придаточным.
Образец. Свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, но заспанный немец ничего не заметил (Казак.) - Хотя свет фонаря был направлен чуть ли не в самое лицо Травкина, заспанный немец ничего не заметил.
1. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов (Ч.). 2. Зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, и потекли ручьи, запели птицы (Ч.). 3. Алешка сказал это невнятно, тихо, себе под нос, но его все-таки услышали не только сидевшие за столом, но и на задних партах (Марк.). 4. Экзамены эти в последнее время она выдерживала, но у нее не было времени много думать о школьных испытаниях (Н. Ант.). 5. Она слушала его внимательно, но думала о своем (Марк.). 6. Вероятно, Надюшке следовало отказаться от приглашения, но ей было интересно и хорошо с этим человеком (Марк.). 7. Надюшка старалась напустить на себя беззаботность, но сердце ее билось тревожно (Марк.). 8. Правда, войска были хорошо замаскированы, но беспокойство вызывал самый факт усиленной разведки русскими этих мест (Казак.).
  1. Решил дождаться поезда и Травкин, но поезд все же не показывался (Казак.). 10. Он мог сколько угодно восторгаться преувеличенной лихостью Мамочкина, но образцом для него был только этот замкнутый, юный и немножко непонятный лейтенант (Казак.). 11. Позапрошлой ночью должен был вернуться Марченко, но Травкин, борясь с тяжелой полудремой, напрасно ждал его в траншее (Казак.).
Упразднение 626. Определите роль сочинительных союзов. Выясните их возможную синонимичность (замените данные союзы другими, близкими по значению).
Образец. После чаю дедушка лег спать, а я вышел из дому и сел на крылечко (Ч.). Союз а используется здесь в сопоставительном значении; возможная замена: «После чаю дедушка лег спать, я же вышел из дому и сел на крылечко».
1. Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она (П.).
  1. Он должен уехать, или я погибла (Т.). 3. Солнце пекло мне в голову, и в грудь, и в спину, но я не замечал этого (Ч.). 4. Вокзал уже не загораживал запада, поле было открыто, но солнце уже село, ц дым черными клубами стлался по зеленой бархатной озими (Ч.).
  1. ... Странно выли провода на столбах, да громыхали вывески (А.Н.Т.). 6. Несколько человек вошли в сарай, нотам никого не оказалось (Казак.). 7. Надо было что-нибудь сказать, да слов нет (Горб.).
  1. Солнце садилось за березами, а березы поднимались к облакам белым, весенним, принимающим форму кучевых (Пришв.). 9. Пароход шел правым берегом, а левый, скалистый, поросший поверху редкими голыми елями, виднелся с поразительной четкостью (Б. Пол.). 10. Он крикнул несколько раз, но то ли голос сирены заглушил его, то ли каюта была пуста, никто не отозвался (Б. Пол.). И. Люди были издали неразличимы, но машины можно было рассмотреть (Б. Пол.). 12. Люди в нашей стране - самое важное, самое главное, а у него в Зеленом городке печи дымят, в швы палаток дует (Б. Пол.).
Упражнение 627. Перепишите, подчеркнув сочинительные союзы. После каждого слова в скобках дайте его возможный синонимичный вариант. Сравните полученные пары союзов в стилистическом отношении; укажите, какие из них имеют разговорную окраску.
Образец. Видит око, да зуб неймет (Кр.) - Видит око, да (но) зуб неймет. Разговорную окраску имеет союз да.
  1. Будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу (П.). 2. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит (П.).
  1. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем (Г.). 4. Хороша каша, да мала чаша (поел.). 5. Ямщик на козлах спал, голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке, да инородец где-то пел на странном языке (Н.). 6. Косточки истлели, да, говорят, душа-то доброго человека нетленна (Марк.). 7. Сыпались звезды, да иглы звенели (Щип.). 8. Таня села за руль, ното ли аккумулятор был слаб, то ли Таня волновалась,- машина никак не заводилась (Казак.).

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

В союзных предложениях смысл отношений между чатями сложного предложения выражается отчётливо, так как выявляется с помощью союзов. Например, союз если указывает на условие, потому что - на причину, но - на противопоставление: Потом дождь прекратился, но всё вокруг стало тёмным, отяжелело, приникло к земле (В. Закруткин).

При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения выявляются из содержания, передаются с помощью интонации, а на письме - с помощью пунктуационных знаков: запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении передают перечисление событий, фактов и т. п. В устной речи эти отношения передаются интонацией перечисления. Точка с запятой употребляется в том случае, если простые предложения слабо связаны по смыслу или в них уже есть запятые: Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе; горшок герани торчал перед окошком; на стёклах чернели замасленные картинки (И. Тургенев).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении передаёт отношения пояснения, причины, изъяснения (можно подставить союзы потому что, что, поэтому , слова и увидел, и услышал, и почувствовал , а именно). Второе предложение поясняет, объясняет причину или дополняет содержание первой части. В устной речи эти отношения передаются интонацией пояснения: Светлана поняла: она не заснёт из-за этой монотонной навязчивой капели (В. Токарева).

Тире в бессоюзном сложном предложении указывает на время, условие, следствие, противопоставление (можно подставить союзы и, а, но, так что, когда, если . В устной речи эти отношения передаются интонацией противопоставления: Служить бы рад - прислуживаться тошно (А. Грибоедов) .

Словарь лингвистических терминов :
Изъяснение - пояснение.


1. Высказывание на лингвистическую тему

Работа в группах . Как определить, каким пунктуационным знаком надо разделить части сложного предложения? Используя материалы параграфа, укажите, по каким приметам можно распознать необходимость постановки знака. Своп рекомендации зафиксируйте в виде правила, памятки, алгоритма, схемы, условного рисунка. Примеры можно брать из упражнения 2.

Проведите защиту наших работ в группах. Самые эффективные рекомендации предложите классу.


2. Обучающее списывание

І. Выразительно прочитайте предложения. Обоснуйте постановку знака препинания между частями

сложного предложения. Для этого укажите какие смысловые отношения между ними, какой интонацией эти

отношения передаются.

ІІ. Спишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Над знаком препинания, разделяющим части сложного предложения, над союз или союзное слово, с помощью которого можно соединить части сложного предложения.

1. Шумел вершинами лес, в просветах виднелось бледно-голубое небо, вспыхивали листья осин (Ю. Казаков ). 2. Я стремился к людям, меня радовала жизнь, я искал друзей, любви, счастливых встреч (М. Зощенко ). 3. Вскоре я понял: мы заблудились (Ф. Искандер ) 4. В начале августа у всех испортилось настроение: стало известно, что Оля уезжает (А. Алексин ). 5. Я сидел на берегу и думал только об одном: только бы эта рыба не клевала сегодня (В. Медведев ). 6. Листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их давно уже никто не поливал (А. Алексин). 7. Поспешишь - людей насмешишь (Пословица ). 8. Сам не научишься - никто не научит (Пословица ). 9. Перемелется - мука будет (Пословица ). 10. Пронесётся ветерок, за версту услышишь, как цветёт липа (В. Солоухин ).


3. Объяснительное письмо

І. Выразительно прочитайте предложения. Укажите части сложного предложения. Проведите наблюдение:как они связаны по смыслу. Даёт ли «смысловой разлом» основание для постановки между ними точки с запятой?

ІІ. Спишите предложения, вводя на место, указанное значком < >, слова из справки , подчеркните их как члены предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните написание частицы не со словами.

1. Ни одна собака не лаяла дома < > мерцали лунными окошками (В. Белов ). 2. Листья облетели < > вороны на деревьях кричат так неприятно (И. Гончаров ). 3. Алые облака плыли по небу красные капли росы падали с ивы в воду < > (В. Солоухин). 4. Над цветущим полем льна даже пчёлы летают неторопливо жаворонок < > сзывает всех подивиться на него (В. Астафьев ). 5. Вода блестела < > на песчаном дне были видны дорожки < > (К. Паустовский ). 6. На сухой липе обломился сучок и < > упал на дорожку из-за сарая потянуло запахом мокрого орешника. 7. Степь над батареей < > уходила за балку ветер наносил прогорклым жаром калёного железа (Ю. Бондарев ).

ІІІ. Работа в группах . Каждый участник группы анализирует одно предложение, обосновывая необходимость постановки в нём точки с запятой.

С п р а в к а . 1) Редкие, словно хуторки; 2) видно всё насквозь; 3) распространяя красные круги; 4) звеня над полем; 5) как чёрное стекло; проложенные улитками; 6) цепляясь за ветви; 7) усеянная очагами огня.


4. Анализ учебного материала

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте предложения. Докажите, что это бессоюзные сложные предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки двоеточия в данных предложениях.

ІІ. Спишите. Над двоеточием надпишите союз или слово, с помощью которого можно проверить правильность постановки двоеточия.

1. Такого зрелища он не ожидал: вода застилала свет из края в край (Ч. Айтматов ). 2. Днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг (К. Паустовский ). 3. До сих пор я осени почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на крыше (К. Паустовский ). 4. Дверь была заперта: или занятия в лаборатории уже кончились, или их вообще в этот день не было (Ю. Сотник ). 5. Что-то глухо стукнуло: с яблони слетело яблоко (Ф. Искандер ). 6. Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры (М. Лермонтов ). 7. Остаётся одно средство: рассказывать новости (М. Лермонтов). 8. Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель (М. Лермонтов ). 9. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся (Л. Лермонтов ).


5. Синтаксические синонимы

І. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания. Докажите, что это сложноподчинённые предложения.

ІІ. Восстановите предложения из произведения М. Лермонтова «Герой нашего времени». Прочитайте предложения, исключая из них союзы и союзные слова. Какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки двоеточия в преобразованных предложениях? Запишите предложения, разделяя части бессоюзного сложного предложения двоеточием.

1. Писать я не мог долго, потому что тайное беспокойство мною овладело. 2. Он на пороге остановился, потому что ему хотелось пожать мне руку.... 3. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться, потому что этот ковёр так украсил бы её кабинет!.. 4. Напрасно я им откликнулся, потому что они б ещё с час проискали меня в саду. 5. Пойду к Елизаветинскому источнику, потому что там, говорят, утром собирается всё водяное общество. 6. Одно было в нём нехорошо, что ужасно падок был на деньги. 7. В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль, что, подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу. 8. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок, поэтому нужны горькие лекарства, едкие истины.


6. Анализ учебного материала

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире в данных предложениях. Устно преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложносочинённые с помощью союзов и, а, но . Спишите предложения. Над тире надпишите подходящие по смыслу союзы и, а, но .

1. Солнце село - сразу начало темнеть (В. Крапивин ). 2. Лодки подваливают к причалу - чайки начинают истошно орать (В. Крапивин ). 3. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст тёплым запахом ночи (И. Тургенев ). 4. Дунул ветер - всё дрогнуло (Максим Горький ). 5. Недосол на столе - пересол на спине (Пословица ). 6. Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало (Л. Толстой ). 7. День да ночь - сутки прочь (Пословица ). 8. Ребёнка обучи - дашь миру человека (В. Гюго ). 9. Хочешь проверить человека - надели его властью. 10. Позволит погода - за нами придёт катер (Б. Житков ).

ІІ. Проанализируйте материалы упражнения: какие интонационныеи смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире? Какой приём проверки тире вы можете предложить?


7. Восстановление предложений

Прочитайте предложения. Замените сложносочинённые предложения бессоюзными. Бессоюзные сложные предложения запишите. Какие признаки указывают на необходимость постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения?

1. На улице ветер, и всё качается, стонет, гремит (К. Паустовский ). 2. Дунул ветер, и всё дрогнуло, ожило, засмеялось (Максим Горький ). 3. Оперился птенец, и лети на все четыре стороны (Максим Горький ). 4. Я был скромен, а меня обвиняли в лукавстве (М. Лермонтов ). 5. Я говорил правду, а мне не верили (М. Лермонтов ). 6. Правды надо держаться, а истину искать (М. Пришвин ). 7. Пробовал идти пешком, но ноги мои подкосились (М. Лермонтов). 8. Я зашёл в первую избу, отворил двери в сени, окликнул хозяев, но никто не ответил мне (И. Тургенев ). 9. Быстро стемнело, и дорогу мы различали с трудом.


8. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст. В каждом предложении подчеркните ключевые слова.

Вариант 2 . Напишите сочинение-миниатюру о том, что вы считаете главным в жизни человека. Своё мнение обоснуйте.

Самое лучшее, на мой взгляд, что придумал человек, для того чтобы сделать свою жизнь красивой и счастливой, - это создание семьи. Именно тогда люди стараются и учатся жить в гармонии друг с другом и с самим собой. А самое главное - учатся жить вместе с кем-то, постоянно идти на компромиссы, учитывать интересы другого человека: ведь в семье невозможно жить, думая только о себе и своих желаниях.

Так что мы учимся в семье многому: твёрдости и в то же время уступчивости, мягкости, терпимости. Вот эта самая взаимная терпимость, наверное, и есть самое высокое проявление человеческого духа и воли. И со стороны мужчины, и со стороны женщины. И только такие отношения, как мне кажется, могут называться высоким словом «Лю бовь».








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.
  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
  • преобразовывают информацию: предложение – схема
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

Заданиедля учащихся:определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда Предложения Ответ № слайда с ответом
3 Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
ССП 8
4 Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
ПП 9
5 Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
ССП 10
6 Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
СПП
7 Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17 . Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24
19 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

[ - = ] , зато [ = ].

22 Проверка. Ответы.

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Назовите признаки сложного предложения.

Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

На какие виды делят сложные предложения в зависимости от характера союзов?

2. Анализ языкового материала (запись на доске).

Прочитайте вслух предложения, определите, простые они или сложные. Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного? Аргументируйте свой ответ.

1. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2. Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3. В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы.

(По И. С. Соколову-Микитову)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Изо всех разновидностей сложных предложений сложносочинённые (ССП) - наиболее прозрачны по своей структуре, они схожи с простыми предложениями. А разнообразие смысловых отношений между частями ССП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ССП присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей, интонацией.

Давайте поближе познакомимся со сложносочинёнными предложениями, выясним особенности его строения и средств связи в нём.

2. Работа с упражнением №42.

Цель: развитие умения анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.

IV. Работа над темой урока.

1. Чтение теоретического материала учебника, изучение рублики "Это интересно".

2. Составление таблицы или схемы.

Цель: Совершенствование умений систематизировать материал и представлять его в виде таблицы или схемы.

Смысловые отношения между частями ССП.

V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения, составлять схемы ССП.

Упр. 44 (выполняем у доски с подробным комментированием).

Упр. 48 (по вариантам)

- "Готовимся к ГИА": практическая работа. Упр. 49.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Интерактивный приём "Микрофон"

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что общего в сложных предложениях разных видов?

Какое предложение называют сложносочинённым?

На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал, уметь работать со схемой.

2. Выполнить упр. 47.