Расстрел евреев на дунае. Венгрия, Будапешт «Ботинки на берегу Дуная

«Туфли на набережной Дуная».

Когда только подходишь к этому мемориалу в Будапеште,

размещенному вдоль реки на протяжении 40 метров,

сжимается сердце.



Поначалу, издалека даже трудно поверить, что эта обувь не настоящая, настолько она кажется реальной. Но подойдёшь поближе, вспомнишь историю этого памятника, посвящённого Холокосту, и становится жутко! Только вблизи понимаешь, что всё это - сделано из металла. Но от этого не становится легче.

Авторы этого, как его по праву называют самым «пронзительным, трогательным» памятником в мире «Туфли на набережной Дуная» (венг. Cipők a Duna-parton), расположенного примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом, - кинорежиссёр Кен Тогай (это - его идея) и скульптор Дьюла Пауэр. Примечательно, что Кен Тогай - наполовину русский, наполовину англичанин, а скульптор Дьюла Пауэр по национальности венгр с русскими корнями. Работа этого талантливого дуэта достойна восхищения и уважения.

На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на трёх языках - на иврите, английском и венгерском надписи: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками «Скрещённых стрел в 1944-1945 гг. Установлено 16 апреля 2005 года».

На набережной только обувь - и ничего больше.Она выглядит так естественно, что, кажется, хранит тепло оставивших её людей. Будто кто-то снял эти туфли, ботинки на берегу на минутку и сейчас, вот-вот вернётся. Страшный, пронзительный, удивительно скромный и невыразимо трогательный памятник. Всё-таки для того, чтобы нормального человека «пробрало» насквозь, не требуется никакой помпезности и навязчивых нравоучений. Одного мига, одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать и замереть, ужаснувшись.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится как раз в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа здание венгерского Парламента. Всё просто: газоны с цветами, серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами - нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий. Легко можно различить обувь для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, старую и новую. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные — как и люди, которые погибли на этом месте.

Именно из еврейское гетто в Будапеште, «работавшего» 50 дней, людей выводили на берег реки, связывали по 60 человек вместе, и для экономии пуль, стреляли первого, который, падая в реку, тянул за собой в небытие остальных, ещё живых. По непроверенным данным, более 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой эти мерзкие немецкие и венгерские нелюди-антисемиты расправлялись с женщинами, мужчинами, детьми, потрясает воображение. А почему оставалась обувь убитых на берегу? Почему на смерть люди шли без обуви? И вновь причиной тому немецкая расчетливость: прежде, чем совершить злодеяние, они заставляли всех, от мала до велика, снимать обувь, ведь в то время башмаки и туфли стоили дорого. Потом эту обувь без проблем можно было продать на чёрном рынке, в том числе и немецкому населению в Германии, а то и использовать для собственных нужд. Таким образом, преступление совершалось с выгодой. Тысячи, десятки тысяч людских тел унесли воды Дуная. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару обуви, то на набережной просто не хватило бы места.


Сегодня здесь насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда 16 апреля открывали мемориал в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезли. Несмотря ни на что, у памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы. Посещение мемориала «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште ничем не ограничено, можно приходить круглосуточно без всякой оплаты за вход.

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но только этот один памятник (описание которого ни в каждом местном путеводителе найдёшь - объяснять почему, думаю, и так понятно) выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии, - обувь на набережной Дуная.

В 2013 году газета «Аргументы и факты» (Россия) включила будапештский мемориал в число 18 «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке; также характеризуют его и другие источники.

«Это один из самых сильных и пронзительных памятников мира, который подтверждает, что не менее эмоциональным, чем живопись, может быть и монументальное искусство», - пишет газета «Биробиджанер штерн».



Известно, что до Второй мировой войны в Венгрии насчитывалось около 800 тысяч евреев, из них примерно 280 тысяч жили в Будапеште, который иногда называли «юдапешт». Еврейская община в Венгрии была самой многочисленной в Европе, поэтому жертв было очень много. Венгерская синагога считается второй по величине в мире (после Нью-Йоркской). По некоторым данным, только четвертая часть венгерских евреев пережили Холокост.

В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный фашистской Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся всё-таки противником геноцида евреев и цыган, вынужден был передать власть лидеру венгерской нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши, который, не мешкая ни дня, организовал массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, а также их депортацию в концлагеря и в Германию.


Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних и самых зловещих эпизодов Холокоста. Всего за три месяца, предшествующие взятию города советскими войсками, гитлеровцы и их венгерские пособники уничтожили около 300 тысяч венгерских евреев.

Несмотря на то, что со времени трагических событий прошёл не один десяток лет, до сих пор между металлическими ботинками и туфлями горят зажжённые свечи, лежат живые цветы и камни, которые евреи в память о своих погибших соплеменниках привозят со всего света. В одном из детских ботинков я увидел конфеты и маленькие мягкие игрушки…

Комок к горлу…

Один из выживших в Холокосте однажды сказал: «Слишком долго мы живём - оставшиеся в живых. Слишком многие негодяи и подлецы вселенского масштаба, возомнившие себя вершителями судеб, оставили след в нашей долгой Истории. А дело всего лишь в совести, оказывается. Пока кто-то скорбит и говорит о страшных исторических уроках, другие упорно продолжают перекраивать Историю по своим лекалам».


21 июля 2017 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил в Будапеште мемориальный комплекс «Туфли на набережной Дуная», посвящённый памяти евреев, погибших в Катастрофе, и положил там камень с горы Герцля, который привёз из Иерусалима. Сопровождавший премьер-министра депутат Кнессета Исраэль Эйхлер прочёл один из псалмов Царя Давида («Теилим»).


Премьер-министр подчеркнул: «Это место очень остро и трагично выражает перемены в судьбе еврейского народа. Здесь, в этом месте, были убиты и сброшены в реку тысячи евреев, включая детей. Я принёс сюда камень с горы Герцля в память об убитых здесь евреях. Он символизирует возрождение Израиля и то, что наш долг гарантировать - эта Катастрофа никогда больше с нами не произойдёт. В этом истинное, глубочайшее значение государства Израиль. Я взволнован и горд тем, что стою на этом месте и говорю всё это с глубоким убеждением, представляющим всех нас, всех вас, граждан Израиля, еврейский народ».

В 2015 году в Санкт-Петербургском (Россия) государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона поставили балет «Каменный берег», толчком к созданию которого послужили впечатления хореографа Владимира Варнавы от будапештского памятника. По замыслу хореографа набережная в спектакле выступает «в роли мифологического пространства, позволяющего реконструировать на эмоциональном уровне события и образы людей, встретившихся с болью и утратой» . В. Варнава сказал: «Я не знаю памятника более сильного и менее помпезного, чем этот».

А в саду будапештской синагоги, которая находилась на территории самого большого в Европе гетто, поставили памятник «Дерево жизни». На каждом листочке - имя погибшего еврея. Это гетто 18 января 1945 года освободила Красная армия. Кстати, табличка с благодарностью солдатам, спасших оставшихся в живых, до сих пор висит на стене синагоги. К глубокому сожалению, и синагога, и табличка, и памятник - одни из немногих, уцелевших во время борьбы правительства Венгрии с так называемым наследием коммунистического прошлого…


Теме Холокоста созвучны строки поэтов двух разных поколений.

Гера Шторм (написано в 2015 году ):

На берегу евреям снять ботинки!

«Обутым неприлично умирать?», -

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

«Ты не волнуйся, мам, я не голодный,

Вчера кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем, мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче,

Мы спрячемся за сильною волной».

На берегу Дуная всем снять обувь!

«Все говорят: «Кончается война».

Ты видишь, мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идёт наша волна».

Сергей Михалков (написано в 1944 году ):

«Детский ботинок», -

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришёл!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идёт

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Лев Рудский (WRN)

Недалеко от дома, в котором расположен венгерский парламент, на набережной реки Дунай стоит обычная, старая обувь. Создается впечатление, что взрослые люди и дети просто решили прогуляться босиком и дать отдохнуть уставшим ногам. Кажется, что вот-вот все за ней вернутся…

К сожалению это никогда не произойдет. Потому, что это памятник, посвященный евреям Венгрии, расстрелянным здесь зимой 1944-1945 гг. Этот мемориал носит название «Туфли на набережной Дуная» и является одним из самых пронзительных памятников истории Второй мировой войны.
Идея создания этого мемориала пришла в голову режиссеру Кену Тогаю, а воплотил ее в жизнь венгерский скульптор Дьюла Пауэр. Его открытие было осуществлено 16 апреля 2005 года, в канун празднования 60-ой годовщины разгрома фашизма, и посвящено памяти жертв Холокоста.
Мемориал «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште представляет собой композицию, состоящую из 60 пар вылитой из чугуна обуви, являющейся точной копией моделей сороковых годов XX столетия. У самой кромки воды стоят стоптанные до дыр или совсем новые мужские, женские, детские ботинки и туфли. Вся обувь на берегу Дуная в Будапеште прикреплена к набережной. Между экспозицией и набережной стоит каменная скамейка, в которую вмонтированы три металлические таблички. На них на трех языках (иврите, венгерском и английском) вычеканена фраза, объясняющая, кому посвящен этот мемориал и когда он был установлен. Высота скамьи равняется семидесяти сантиметрам, а длина составляет сорок метров, ровно столько, сколько места занимает выставленная обувь на берегу Дуная в Будапеште.

С самого начала Второй мировой войны Венгрия была на стороне союза Италии, Германии и Японии. Уже в конце боевых действий, осознав неизбежность краха фашистской Германии, правительство страны вышло из этой коалиции. За что немедленно поплатилось: страна была оккупирована. К этому времени на территории Венгрии находилось огромное число евреев.
Получив из рук оккупантов власть, национал-социалистическая партия Скрещенных стрел стала проводить усиленную антисемитскую деятельность. Желая угодить хозяевам, они грабили и убивали любого, у кого в венах текла еврейская кровь. Район, где стояла синагога, превратили в гетто. Особенно венгерские фашисты зверствовали в конце 1944 и начале 1945 годов.
С неприкрытым цинизмом они приступили к ликвидации еврейского населения. Для экономии патронов и не желая связываться с захоронениями, боевики организации Скрещенных стрел привозили группы по 50-60 человек к набережной Дуная. Связав их колючей проволокой, они убивали одного человека, и он, падая в воду, тянул остальных за собой. Точное число невинных жертв неизвестно. Перед смертью людей заставляли снимать обувь, которая в военное время очень ценилась.
Памятник обуви на берегу Дуная не случайно включает в себя 60 пар, именно столько человек казнили за один раз. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару, то на набережной просто не хватило бы места.
На сегодняшний день в мемориале насчитывается 53 пары. Куда исчезла за 10 лет остальная обувь, неизвестно. Несмотря ни на что, у памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы.

November 18th, 2015

Продолжаю рассказать про . В Будапеште очень много разных памятников. Мне вообще нравятся всякие необычные объекты, фигурки и памятники с интересным, забавным видом и связанные с ними истории. Я исследую их в разных городах, а Будапешт оказался щедр на малые (и не очень) формы.
Первая, кто встречает гостей - маленькая принцесса, хоть и похожая на маленького принца.
Ласло Мартон, скульптор, делал «маленькую королеву» со своей дочери Évike, которая любила наряжаться в корону. На набережной сидит копия статуи, оригинал находится в венгерской национальной галерее.
Считается, что если потереть ей коленки, то маленькая принцесса принесёт удачу.

А это Буда и Пешт на разных берегах Дуная:

3
Маленькая принцесса:

4
Принцесса сидит прямо на набережной Дуная, перед трамвайными путями, а за её спиной - Королевский дворец.
Найти её просто.

Адрес: Danube Promenade

5
Следующий памятник, который меня заинтересовал: Мальчишки с улицы Пала.
Это герои романа Ференца Молинара, который так и называется: "Мальчишки с улицы Пала", хотя находится памятник на улице Prater.

6
Атмосфера здесь интересная - играют бронзовые мальчишки, а из здания школы доносятся голоса и как будто бы сценка оживает.

Адрес: ker. Práter utca, 11 (перед зданием начальной школы)

7

8

9

10

11

12

13

14

15
Памятник Мальчишкам с улицы Пала находится недалеко от станции метро Corvin-negyed. Будьте внимательны, до 2011-го года она называлась Ferenc Körút и на многих картах так и отмечена. Это вызвало у меня много вопросов на месте=)
А рядом с метро находится вот такой памятник:

16
Этот памятник в честь французского протестантского реформатора Жана Кальвина (Калвин Янош на венгерском языке).
Адрес: Kálvin tér

17
Это роллер на самокате:

18
Недалеко от улицы Ваци (Vaci utca)

19
Перемещаемся в замок Вайдахуняд.
Памятник графу Шандору Карои.

20
Памятник Анониму на территории замка Вайдахуняд:

22
Скульптура изображает сидящего в просторном кресле и облаченного в средневековые одежды монаха с книгой в левой руке и держащего в правой руке блестящее перо. Считается, что если подержаться за него и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Адрес: Vajdahunyad vár

23
Это цепь на проспекте Андраши (Andrassy út):

24
Композитор Имре Кальман около Театра Оперетты:

26

Адрес:Nagymező utca, 17

28
На противоположной стороне улицы статуя «Театр», созданная Гезой Штременем, с 2004 года расположена перед входом в театр «Mikroszkóp Színpad». Скульптор изобразил знаменитого венгерского актера и юмориста Гезу Хофи (Hofi Géza), который работал в этом театре с 1967 по 1982 года.

29

30
Адрес: Nagymező utca 22-24 (недалеко от пересечения с проспектом Андраши)

31

32

33
Недалеко от знаменитого Парламента располагается памятник Рональду Рейгану.

34
Бронзовая двухметровая статуя политика установлена в центре Будапешта в 2011 году. Она располагается неподалеку от посольства США.

Адрес: Szabadság tér (Площадь Свободы)

35
И неподалёку ещё один политик - Имре Надь.
Памятник Имре Надю возле венгерского парламента появился в 1996 году. Композиция сделана по проекту архитектора Томоша Варга.
Одетый в шляпу и пальто мужчина стоит на мостике и задумчиво смотрит в сторону парламента. Мост является символом того, что Имре Надь в ходе восстания 1956 года перешел на сторону венгерского народа.

Адрес: Vértanúk ter (рядом с Парламентом)

36
Если двигаться от Парламента сторону набережной, то тут грустит венгерский поэт Йожеф Аттила:

37
И самый пронзительный памятник Будапешта: "Туфли на набережной Дуная" :

38
Он был сооружен в память о погибших евреях, которых массово расстреливали в 1944-1945 годах. Мемориал был открыт 16 апреля 2005 года накануне 60-й годовщины победы во Второй мировой войне в Международный день памяти жертв Холокоста.
Массовые расстрелы проходили в годы войны на берегу Дуная. Фашисты выстраивали 50-60 приговоренных к казни живой цепью, приковывая людей друг к другу, а после стреляли в первого человека в цепи. Тело, падавшее в воду, увлекало за собой остальных. Перед казнью с заключенных снимали обувь, поскольку в войну она была ходовым «товаром», и позже продавали туфли на черном рынке.
Всего насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда открывали памятник) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезло.
Все пары обуви — аутентичные копии моделей 1940-х годов

Адрес: Pesti alsó rakpart

39
«Блюститель порядка».
Это бронзовое изваяние-скульптура в натуральную величину, изображающая полицейского, который невозмутимо наблюдает за порядком и движением на улице. Создал скульптуру полицейского знаменитый венгерский архитектор Андраш Ильеш (Illyes Andras) в 2008 году.

Адрес: на углу улиц Zrinyi utca и Oktober 6 (недалеко от Собора Св. Иштвана):

40

41

42
Одно из приятных мест Будапешта - гора Геллерт. И тут есть свои интересные сюрпризы. Например,
философский сад.


Посередине по кругу расположены фигуры Иисуса, Будды, Авраама, Эхнатона и Лао-Цзы. А сбоку от них — Дарума, Махатма Ганди и Франциск Ассизский.

44
Найти его несложно, но можно запутаться. Когда будете подниматься на Геллерт, нужно будет свернуть вправо, ориентироваться на улицу Orom.

Адрес: Orom utca

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58
Тут же неподалеку памятник "Буда встречает Пешт"

59
И Будапешт:

60

Эта красивая скульптурная композиция находится на горе Геллерт прямо над водохранилищем. Она символизирует два города: Буду и Пешт, разделённые рекой Дунай. Сам монумент не очень большой и издалека незаметен.
Чтобы его найти, нужно от Цитадели спуститься вниз по улице Szirtes utca до поворота к парку. В этом парке и находится монумент. Он стоит на крышке резервуара с водой.

62
Королевский дворец:

63
За «спиной» каждой из двух скульптур простираются города. Любопытный эффект создаётся при взгляде на монумент со стороны короля Буды. Кажется, будто все строения, находящиеся за спиной Пешт полулежат - сразу понятно, что в реальности они расположены ниже. Хотя на самом деле обе части скульптурной композиции стоят на одном уровне.

64
Памятник Шекспиру в Будапеште - это копия оригинала, который установлен в городе Балларат, Австралия. Эта скульптура была построена в 2003 году по проекту архитектора Йожефа Финта.
Основная цель скульптуры - служить связующим звеном между духовной взыскательностью общественности Австралии, Венгрии, Великобритании и посетителей Будапешта из стран всего мира.

Адрес: набережная Пешта

65
Тут же на набережной Девочка с собачкой (Kutyás lány).
Бронзовая статуя в натуральную величину Девочка с собачкой находится на набережной Дуная. Памятник был открыт 24 апреля 2007 года.

Адрес: V. ker. Vigadó tér, Duna-korzó

66
Памятник закарпатскому художнику Игнатию Рошковичу (Roskovics Ignác).
Точно такая же скульптура находится в украинском городе Ужгород на берегу реки Уж, напротив гостиницы Венгерской короны. Оба памятника являются подарками от ужгородского предпринимателя Ивана Волошина. Выполнил их скульптор Михаил Колодко.
Наодится он тут же на набережной, рядом с двушкой с собакой и маленькой принцесой.

67
И снова наша маленькая принцесса:

И это только малая часть всех памятников Будапешта! Гуляйте по городу и делайте свои открытия=)

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но один памятник в Будапеште выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии — обувь на набережной Дуная.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа знаменитое здание венгерского Парламента. Просто газоны с цветами, просто серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий.

Кажется, что кто-то оставил обувь на берегу Дуная на минутку и сейчас вернется. Полная иллюзия стоптанной изношенной кожи. Только вблизи становится понятно, что туфли из металла.

Называется композиция – «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton). Ее автор – Дьюла Пауэр. Открыли мемориал в День памяти жертвам Холокоста в 2005 году. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на иврите, английском и венгерском соответствующие надписи.

До Великой Отечественной войны в Венгрии насчитывалось около 800 000 евреев, Будапешт иногда называли «юдапешт». По некоторым данным, только четверть венгерских евреев пережили Холокост. Правительство Венгрии четко следовало гитлеровской политике. Людей переселяли в гетто, отправляли в лагеря смерти в Польше.

На берегу Дуная проводили массовые расстрелы. Так было проще – не требовалось вывозить трупы. Людей связывали между собой и ставили у воды. После первого выстрела падающий утягивал за собой в волны всех, стоявших рядом в цепи. Перед казнью людей разували, чтобы продать обувь.

Не случайно количество обуви в ряду – за один раз обычно расстреливали 50-60 человек.

Памятник в стихах

Впечатления от памятника созвучны строкам поэтов двух разных поколений.

В 2015 пишет Гера Шторм:

На берегу евреям снять ботинки!

— Обутым неприлично умирать?

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

— Ты не волнуйся мам, я не голодный.

Вчера, кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.

Мы спрячемся за сильною волной.

На берегу Дуная всем снять обувь!

— Все говорят, кончается война.

Ты видишь мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идет наша волна…

В 1944 написал Сергей Михалков:

«Детский ботинок»

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц — на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик —

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Как добраться

Памятник найти просто: находится он в самом центре Будапешта, справа от здания Парламента, которое видно издалека. Ехать на втором трамвае до Kossuth Lajos tér M или на до станции с таким же названием (площадь Лайоша Кошута). Памятник доступен для посещения в любое время.

Другие символичные памятники столицы Венгрии

Ботинки на набережной – не единственный памятник жертвам Холокоста в Будапеште. У здания синагоги – история трагедии в виде дерева, символизирующее скорбь. Плакучая ива из металла склоняет ветви с 7000 листочками, на каждый из которых нанесли имя погибшего от фашизма.

Мемориал «Обувь на берегу Дуная» расположен на дунайской набережной примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом. Памятник придумали и выполнили два человека – кинорежиссер Джан Тогай (Can Togay) и скульптор Гюла Пауэр (Gyula Pauer). Мемориал представляет собой стоящие вдоль берега 60 пар обуви, отлитых из чугуна. Обувь разная – взрослая и детская, почти новая и стоптанная до дыр. Сразу сложно догадаться, о чем этот памятник. Некоторые туристы, даже пытаются примерить необычные старомодные башмаки, но обнаружив вмонтированную в цемент мемориальную доску: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками «Скрещенных стрел»», с ужасом отходят в сторону. Почему пар именно 60? По одним данным именно столько лет прошло с 1945 года до момента открытия памятника, который был открыт 16 апреля 2005 года, в Международный день памяти жертв Холокоста. По другим данным именно такими группами, по 60 человек, во время Второй мировой войны фашисты расстреливали евреев на берегу Дуная. В 1944 году в Будапеште проживало около 270 – 280 тысяч евреев. В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся противником геноцида евреев и цыган, передал власть лидеру нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши. После прихода Салаши к власти начались массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган и их депортации в Германию. Гетто продолжалось 50 дней. Людей выводили на берег реки, связывали несколько человек вместе, и для экономии пуль, стреляли первого, который падая в реку, тащил за собой живых людей. 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой фашисты расправлялись с людьми, потрясает воображение. Приговоренных смертников заставляли разуваться, чтобы потом эту обувь отдать кому-нибудь другому. Ведь по мере того, как приближались советские войска, тысячи заключённых выводились из концлагерей и гнались вглубь страны к германской границе (марш смерти). Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних эпизодов Холокоста. Несмотря на то, что со времени трагических событий прошёл не один десяток лет, до сих пор между чугунными ботиками горят зажженные лампады и лежат живые цветы. Ни что не забыто, ни кто не забыт…