Н п богданова бельского устный счет. Урок-экскурсия по картине Н.П

Эта картина называется "Устный счет в школе Рачинского", а нарисовал ее тот самый мальчик, который стоит на картине на первом плане.
Он вырос, окончил эту церковно-приходскую школу Рачинского (кстати сказать, друг К.П. Победоносцева, идеолог церковно-приходских школ) и стал известным художником.
Знаете, о ком идет речь?

P.S. Кстати, а задачку то решили?))

«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» — написанная в 1985 году картина художника Н. П. Богданова-Бельского.

На полотне мы видим урок устного счета в деревенской школе XIX века. Учитель - лицо вполне реальное, историческое. Это математик и ботаник, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский. Увлекшись идеями народничества в 1872 году Рачинский приехал из Москвы в свое родное село Татево и создал там школу с общежитием для деревенских детей. Кроме того, он разработал собственную методику обучения устному счёту. Кстати, художник Богданов-Бельский и сам был учеником Рачинского. Обратите внимание на задачу, написанную на доске.

Сможете решить? Попробуйте.

O сельской школе Рачинского , который еще в конце XIX века прививал деревенским ребятишкам навыки устного счета и основы математического мышления. На иллюстрации к заметке — репродукции картины Богданова-Бельского изображен процесс решения в уме дроби 102+112+122+132+142365. Читателям предлагалось найти наиболее простой и рациональный метод нахождения ответа.

В качестве примера был дан вариант вычислений, в котором предлагалось упростить числитель выражения, по-иному сгруппировав его слагаемые:

102+112+122+132+142=102+122+142+112+132=4(52+62+72)+112+(11+2)2=4(25+36+49)+121+121+44+4=4×110+242+48=440+290=730.

Следует отметить, что данное решение было найдено “по-честному” — в уме и вслепую, во время прогулки с собакой в подмосковной роще.

На предложение присылать свои варианты решения откликнулись более двадцати читателей. Из них чуть меньше половины предлагают представить числитель в виде

102+(10+1)2+(10+2)2+(10+3)2+(10+4)2=5×102+20+40+60+80+1+4+9+16.

Это М. Граф-Любарский (г. Пушкино); А. Глуцкий (г. Краснокаменск Московской обл); А. Симонов (г. Бердск); В. Орлов (г. Липецк); Кудрина (г. Речица, Республика Беларусь); В. Золотухин (г. Серпухов Московской обл); Ю. Летфуллова, ученица 10-го класса (г. Ульяновск); О. Чижова (г. Кронштадт).

Еще более рационально представили слагаемые как (12−2)2+(12−1)2+122+(12+1)2+(12+2)2, когда произведения ±2 на 1, 2 и 12 взаимно уничтожаются, В. Злоказов; М. Лихоманова, г. Екатеринбург; Г. Шнейдер, Москва; И. Горностаев; И. Андреев-Егоров, г. Северобай кальск; В. Золотухин, г. Серпухов Московской обл.

Читатель В. Идиатуллин предлагает свой способ преобразования сумм:

102+112+122=100+200+112−102+122−102=300+1×21+2×22=321+44=365;

132+142=200+132−102+142−102=200+3×23+4×24=269+94=365.

Д. Копылов (Санкт-Петербург) напоминает об одной из самых известных математических находок С. А. Рачинского: существуют пять последовательных натуральных чисел, сумма квадратов первых трех из которых равна сумме квадратов двух последних. Эти числа и приведены на классной доске. А если ученики Рачинского наизусть знали квадраты первых пятнадцати — двадцати чисел, задача сводилась к сложению трехзначных чисел. Например: 132+142=169+196=169+(200−4). Сотни, десятки и единицы складываются по отдельности, и остается только подсчитать: 69−4=65.

Похожим образом решили задачу Ю. Новиков, З. Григорян (г. Кузнецк Пензенской обл.), В. Маслов (г. Знаменск Астраханской обл.), Н. Лахова (Санкт-Петербург), С. Черкасов (п. Теткино Курской обл.) и Л. Жевакин (Москва), который предложил также дробь, вычисляемую аналогичным способом:

102+112+122+132+142+152+192+22365=3.

А. Шамшурин (г. Боровичи Новгородской обл.) применил для вычисления квадратов чисел рекуррентную формулу типа A2i=(Ai−1+1)2, сильно упрощающую расчеты, например: 132=(12+1)2=144+24+1.

Читатель В. Паршин (Москва) попытался применить правило быстрого возведения во вторую степень из книги Е. Игнатьева “В царстве смекалки”, обнаружил в нем ошибку, вывел свое уравнение и применил его для решения задачи. В общем виде a2=(a−n)(a+n)+n2, где n — любое число меньше a. Тогда
112=10×12+12,
122=10×14+22,
132=10×16+32
и т. д., затем слагаемые группируются рациональным образом, так что числитель в конце концов принимает вид 700 + 30.

Инженер А. Трофимов (п. Ибреси, Чувашия) произвел очень интересный анализ числовой последовательности в числителе и преобразовал ее в арифметическую прогрессию вида

X1+x2+...+xn,гдеxi=ai+1−ai.

Для этой прогрессии справедливо утверждение

Xn=2n+1,тоестьa2n+1=a2n+2n+1,

Откуда получается равенство

A2n+k=a2n+2nk+n2

Оно позволяет подсчитывать в уме квадраты двух-трехзначных чисел и может быть применено для решения задачи Рачинского.

И наконец, правильный ответ оказалось возможным получить путем оценок, а не точных вычислений. А. Полушкин (г. Липецк) замечает, что, хотя последовательность квадратов чисел не линейна, можно пять раз взять квадрат среднего числа — 12, округлив его: 144×5≈150×5=750. А 750:365≈2. Поскольку ясно, что устный счет должен оперировать целыми числами, ответ этот наверняка верен. Он был получен за 15 секунд! Но его все же можно проверить дополнительно, произведя оценку “снизу” и “сверху”:

102×5=500,500:365>1
142×5=196×5<200×5=1000,1000:365<3.

Больше 1, но меньше 3, следовательно — 2. Точно такую же оценку провел и В. Юдас (Москва).

Сам автор заметки “Сбывшееся предсказание” Г. Полознев (г. Бердск Новосибирской обл.) справедливо заметил, что числитель наверняка должен быть кратен знаменателю, то есть равен 365, 730, 1095 и т. д. Оценка величины частичных сумм однозначно указывает на второе число.

Трудно сказать, какой из предложенных способов расчета наиболее прост: каждый выбирает свой исходя из особенностей собственного математического мышления.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/6347/ (Наука и жизнь, Устный счёт)


На этой картине также изображены Рачинский и автор.

Работая в сельской школе Сергей Александрович Рачинский вывел в люди: Богданова И. Л. — инфекциониста, доктора медицинских наук, члена-корреспондента АМН СССР;
Васильева Александра Петровича (6 сентября 1868 — 5 сентября 1918) — протоиерея, духовника царской семьи , пастыря-трезвенника, патриота-монархиста;
Синева Николая Михайловича (10 декабря 1906 — 4 сентября 1991) — доктора технических наук (1956), профессора (1966), засл. деятель науки и техники РСФСР. В 1941 — зам. гл. конструктора по танкостроению, 1948-61 — нач. ОКБ на Кировском з-де. В 1961-91 — зам. пред. гос. к-та СССР по использованию атомной энергии, лауреата Сталинских и Гос. премий (1943, 1951, 1953, 1967); и многих других.

С.А. Рачинский (1833-1902), представитель древнего дворянского рода, родился и скончался в селе Татево Бельского уезда, а был меж тем членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, посвятившим свою жизнь созданию русской сельской школы. В мае минувшего года исполнилось 180 лет со дня рождения этого выдающегося русского человека, подлинного подвижника (имеется инициатива по его канонизации как святого Русской православной церкви), неутомимого делателя, забытого нами сельского педагога и поразительного мыслителя, у которого Л.Н. Толстой учился строить сельскую школу, П.И. Чайковский получал записи народных песен, а В.В. Розанов был духовно наставляем в вопросах сочинительства.

К слову, автор упомянутой выше картины Николай Богданов (Бельский - приставка-псевдоним, поскольку родился живописец в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии) вышел из бедноты и был как раз учеником Сергея Александровича, создавшего за тридцать лет на свои средства около трех десятков сельских школ и на свои же средства помогавшего профессионально реализоваться наиболее ярким своим ученикам, которые становились не только сельскими учителями (около сорока человек!) или художниками-профессионалами (три воспитанника, включая Богданова), но и, скажем, законоучителем царских детей, как выпускник Петербургской духовной академии протоиерей Александр Васильев, или монахом Троице-Сергиевой лавры, как Тит (Никонов).

Рачинский строил в русских деревнях не только школы, но и больницы, крестьяне Бельского уезда величали его не иначе как «отец родной». Стараниями Рачинского в России были воссозданы общества трезвости, объединившие к началу 1900-х десятки тысяч человек по всей империи. Сейчас эта проблема еще более актуализовалась, к ней приросла теперь и наркомания. Отрадно, что и трезвенническая стезя просветителя снова подхвачена, что снова появляются в России общества трезвости имени Рачинского, и это не какой-нибудь «АлАнон» (американское общество анонимных алкоголиков, напоминающее секту и, к сожалению, просочившееся к нам в начале 1990-х). Напомним при этом, что до октябрьского переворота 1917 г. Россия была одной из самых непьющих стран Европы, уступая «пальму трезвения» лишь Норвегии.

Профессор С.А. Рачинский

* * *

Писатель В. Розанов обратил внимание, что Татевская школа Рачинского стала материнской школой, от которой «всё новые и новые пчелки отлетают в сторону и на новом месте творят дело и веру старого. А эти вера и дело заключались в том, что русские педагоги-подвижники смотрели на учительство как на святую миссию, на великое служение благородным целям подъема духовности в народе».

* * *

«Удавалось ли встретить в современной жизни наследников идей Рачинского?» - спрашиваю Ирину Ушакову, и она рассказывает о человеке, который разделил судьбу народного учителя Рачинского: и прижизненное его почитание, и послереволюционное поругание. В 1990-е, когда только начинала заниматься изучением деятельности Рачинского, И. Ушакова часто встречалась с учительницей татевской школы Александрой Аркадьевной Ивановой и записывала ее воспоминания. Отец А.А. Ивановой, Аркадий Аверьянович Серяков (1870-1929), был любимым учеником Рачинского. Он изображен на картине Богданова-Бельского «У больного учителя» (1897) и, похоже, мы видим его за столом на картине «Воскресные чтения в сельской школе»; справа, под портретом государя, изображен Рачинский и, думается, о. Александр Васильев.


Н.П. Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе, 1895 г.

В 1920-е, когда помраченный народ вместе с искусителями рушил наряду с барскими усадьбами и все благие устроения дворян, фамильные склепы Рачинских были осквернены, храм в Татеве превращен в ремонтную мастерскую, усадьба разграблена. Все учителя, воспитанники Рачинского, изгнаны из школы.

Останки дома в усадьбе Рачинских (фото 2011 г.)

* * *

В книге «С.А. Рачинский и его школа», изданной в Джорданвилле в 1956 г. (наши эмигранты хранили эту память, в отличие от нас), рассказывается об отношении к сельскому просветителю Рачинскому обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, который 10 марта 1880 г. писал наследнику цесаревичу великому князю Александру Александровичу (читаем, словно, про наши дни): «Впечатления петербургские крайне тяжелы и безотрадны. Жить в такую пору и видеть на каждом шагу людей без прямой деятельности, без ясной мысли и твердого решения, занятых маленькими интересами своего я, погруженных в интриги своего честолюбия, алчущих денег и наслаждения и праздно-болтающих, - просто надрывать душу... Добрые впечатления приходят лишь изнутри России, откуда-нибудь из деревни, из глуши. Там еще цел родник, от которого дышит еще свежестью: оттуда, а не отсюда наше спасение.

Там есть люди с русскою душою, делающие доброе дело с верой и надеждою... Все-таки отрадно хоть одного такого увидеть... Приятеля моего Сергея Рачинского, поистине доброго и честного человека. Он был профессором ботаники в Московском университете, но, когда ему надоели поднявшиеся там распри и интриги между профессорами, он оставил службу и поселился в своей деревне, вдали от всех железных дорог... Он подлинно стал благодетелем целой местности, и Бог послал ему людей - из священников и помещиков, которые с ним работают... Тут не болтовня, а дело и истинное чувство».

В тот же день наследник цесаревич ответил Победоносцеву: «...как завидуешь людям, которые могут жить в глуши и приносить истинную пользу и быть далеко от всех мерзостей городской жизни, а в особенности петербургской. Я уверен, что на Руси немало подобных людей, но о них не слышим, и работают они в глуши тихо, без фраз и хвастовства...»

Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы, 1897 г.

* * *


Н.П. Богданов-Бельский. Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского, 1895 г.

* * *

«Майский человек» Сергей Рачинский ушел из жизни 2 мая 1902 г. (по ст. ст.). На его погребение съехались десятки священников и учителей, ректоры духовных семинарий, писатели, ученые. За десятилетие перед революцией о жизни и деятельности Рачинского было написано более десятка книг, опыт его школы использовался в Англии и в Японии.

Когда я прихожу в Третьяковку с очередной группой, то, конечно же, знаю тот обязательный список картин,мимо которых нельзя пройти. Всё держу в голове. От начала до конца выстроенные в одну линию эти картины должны рассказать историю развития нашей живописи. Со всем тем, что являет собой не малую часть нашего национального достояния и духовной культуры. Это все картины, так сказать, первого порядка, которые невозможно обойти без того, чтобы история не оказалась бы ущербной. Но есть и такие, как бы совсем и не обязательные для показа. И мой выбор здесь зависит только от меня. От моего расположения к группе, от настроения, а ещё и наличия свободного времени.

Ну так вот, картина «Устный счет» художника Богдана – Бельского исключительно для души. И пройти мимо неё я никак не могу. Да и как пройти, потому как я заранее знаю, что внимание наших иностранный друзей именно у этой картины проявится до такой степени, что и не остановиться будет просто невозможно. Ну не оттаскивать же их насильно.

Почему? Этот художник ведь не из самых известных российских живописцев. Его имя знают по большей части специалисты – искусствоведы. Но эта картина заставит, тем не менее, остановится любого. И внимание иностранца она привлечёт в не меньшей степени.

Вот и стоим мы, и долго с интересом рассматриваем все в ней, даже и самые мелкие детали. И я понимаю, что мне и объяснять тут много не надо. Более того, я чувствую, как моими словами я могу даже и помешать восприятию увиденного. Ну так, как если бы я начинал давать комментарии в то время, когда ухо хочет насладиться захватившей нас мелодией.

И тем не менее сделать некоторые пояснения все же надо. Даже и необходимо. Что мы видим? А мы видим одиннадцать деревенских мальчиков погрузившихся в мыслительный процесс в поисках ответа на математическое уравнение, написанное на доске их хитроумным учителем.

Мысль! Как много в этом звуке! Мысль в содружестве с трудом создала человека. Лучшее свидетельство тому явил нам Огюст Роден своим Мыслителем. Но когда я смотрю на эту знаменитую скульптуру, а я видел её оригинал в музее Родена в Париже, то во мне она рождает какое-то странное чувство. И, как ни странно, – это чувство страха, и даже ужаса. Какой-то звериной мощью веет от мыслительного напряга этого существа, поставленного во дворе музея. И мне невольно видятся чудные открытия, которые готовит нам в своем мучительном мыслительном потуге это сидящее на скале существо. Например, открытие атомной бомбы, грозящей уничтожить само человечество вместе с этим Мыслителем. А мы уже доподлинно знаем, что этот звероподобный человек придет к изобретению ужасной бомбы, способной стереть всё живое на земле.

А вот мальчики художника Богдана – Бельского, меня совсем не пугают. Напротив. Я смотрю на них и чувствую, как в душе моей рождается тёплая симпатия к ним. Хочется улыбаться. И радость чувствую, которая приливает к моему сердцу от созерцания трогательной сцены. Мыслительный поиск, выраженный в лицах этих мальчишек, меня восхищает и волнует. А еще заставляет задуматься и вот ещё о чём.

Картина была написана в 1895 году. А несколькими годами ранее в 1887 году был принят печально известный циркуляр.

Этим циркуляром, одобренным императором Александром III и получившим в обществе ироническое название «о кухаркиных детях» предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей, то есть «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». Боже мой, какой чудный канцелярский слог.

И далее в циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей.

Вот так! А теперь посмотрите на этих юных быстрых разумом Невтонов в лаптях и скажите, много ли у них шансов стать «разумными и великими».

Хотя может быть кому-то и повезет. Потому как повезло им всем с учителем. Знаменит он был. Да ещё и был он учитель от Бога. Звали его Сергей Александрович Рачинский. Сегодня его почти и не знают. А он так заслужил всею своею жизнью, чтобы остаться в нашей памяти. Посмотрите на него повнимательней. Вот он сидит в окружении своих лапотных учеников.

Он был ботаником, математиком, а ещё профессором Московского университета. Но главное, он был учителем не только по профессии, но и по всему его душевному складу, по призванию. И любил детей.

Набравшись учености, он вернулся в своё родное село Татево. И он построил эту школу, которую мы видим на картине. Да ещё и с общежитием для деревенских ребятишек. Потому как, скажем правду, принимал он в школу не всех. Сам отбирал не в пример Льву Толстому, которых принимал в свою школу всех окрестных ребятишек.

Рачинский создал собственную методику для устного счета, которую могли, конечно, усвоить не все. Только избранные. Он хотел работать с отборным материалом. И добивался желанного результата. Поэтому пусть вас не удивляет то, что столь сложную задачку решают детки в лаптях и рубахах на выпуск.

А художник Богданов – Бельский и сам прошёл эту школу. И разве мог он забыть своего первого учителя. Нет, никак не мог. И эта картина – дань памяти любимому учителю. А Рачинский преподавал в этой школе не только математику, но еще наряду с другими предметами живопись и рисунок. И он первым заметил тяготение мальчика к живописи. И он же направил его продолжить изучать этот предмет не куда-нибудь, а в Троице-Сергиевскую лавру, в иконописную мастерскую. А дальше – больше. Продолжил юноша постигать искусство живописи в не менее знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества, что на Мясницкой улице. А какие учителя у него были! Поленов, Маковский, Прянишников. А потом ещё и Репин. Одну из картин молодого художника «Будущий инок» купила сама императрица Мария Федоровна.

То есть выдал ему Сергей Александрович путёвку в жизнь. И как после этого мог отблагодарить своего учителя уже состоявшийся художник? А вот только этой самой картиной. Это самое большой, что мог он сделать. И правильно сделал. Благодаря ему и мы тоже имеем сегодня зримый образ этого замечательного человека, учителя Рачинского.

Повезло, конечно, мальчику. Просто невероятно повезло. Ну, кто он был? Внебрачный сын батрачки! И какое у него могло быть будущее, не попади он в школу знаменитого учителя.

Учитель написал на доске математическое уравнение. Вы можете легко его разглядеть. И переписать. И попытаться решить. Однажды в моей группе был учитель математики. Тот старательно переписал уравнение на бумажку в блокнотике и стал решать. И решил. И потратил на то не менее пяти минут. Попробуйте и вы. А я вот даже и не берусь. Потому как в школе у меня не было такого учителя. Да я думаю, что если бы даже и был, ничего бы у меня не получилось. Ну не математик я. И по сей день.

И понял я это уже в пятом классе. Пусть и был я ещё совсем мелким, но уже и тогда понял, что все эти скобки и закорючки никак, никоим образом в жизни мне не пригодятся. Не выйдут никаким боком. И никак эти циферки душу мою не волновали. Напротив, только возмущали. И не лежит у меня душа к ним и по сей день.

Я тогда ещё неосознанно находил мои потуги в решении всех этих циферок со всякими значками бесполезными и даже вредными. И ничего кроме тихой и невысказанной ненависти они у меня не вызывали. А уж когда пришли всякие косинусы с тангенсами, то наступил полный мрак. Меня бесило то, что вся эта фигня алгебраическая только отрывала меня от более полезных и увлекательных вещей в мире. Например, от географии, астрономии, рисовании и литературы.

Да, не усвоил я с тех пор то, что такое котангенсы и синусы. Но и никаких страданий и сожалений по этому поводу не испытываю. Отсутствие этих знаний ну никак не сказалось на всем моей уже и не маленькой жизни. Для меня и сегодня является загадкой, как это электроны бегают с невероятной скоростью внутри железного провода на жуткие расстояния, создавая электрический ток. Да и это ещё не все. В какую-то мелкую долю секунды, они вдруг могут остановиться и побежать дружно обратно. Ну и пусть бегают, думаю я. Кому это интересно, вот пусть он этим и занимается.

Но вопрос не в этом. А вопрос состоял в том, что я даже и в те мелкие мои годы не понимал, зачем было мучить меня тем, что душа отвергала напрочь. И я был прав в этих моих болезненных сомнениях.

Позже, когда я сам стал учителем, я нашёл ответ всему. А объяснение состоит в том, что есть такая планка, такой уровень знаний, который должна заложить государственная школа, чтобы страна не отстала в своём развитии от других, идя на поводу у двоечников вроде меня.

Чтобы найти бриллиант или крупицу золота, нужно переработать тонны пустой породы. Её называют отвальной, ненужной, пустой. Но без этой ненужной породы и бриллианта с крупинками золота, не говоря уж о самородках, тоже не найти. Ну так вот я и мне подобные и были этой самой отвальной породой, которая только и нужна была, чтобы взрастить нужных стране математиков и даже вундеркиндов математических. Но как я мог знать тогда об этом со всеми моими потугами решить уравнения, которое добрый учитель писал нам на доске. То есть я своими муками и комплексами неполноценности способствовал рождению настоящих математиков. И от этой очевидной истины никак не уйти.

Так было, так есть и так будет всегда. И мне это сегодня доподлинно известно. Потому как я не только переводчик, но ещё и учитель французского языка. Я преподаю и совершенно точно знаю, что из моих учеников, а в каждой группе их приблизительно по 12, язык будут знать два много три ученика. Остальные – отстой. Или отвальная порода, если хотите. В силу разных причин.

Это вы на картине видите одиннадцать увлеченных мальчиков с горящими глазами. Но это картина. А в жизни-то совсем не так. И это вам скажет любой учитель.

Причины разные, почему не так. Чтобы быть понятым, приведу следующий пример. Приходит ко мне мамаша и спрашивает, сколько мне потребуются времени, чтобы научить её мальчика французскому языку. Я не знаю, что ей ответить. То есть знаю, конечно. Но не знаю, как ответить, не обидев напористую мамашу. А ответить ей надо следующее:

Язык за 16 часов – это только по телевизору. Я не знаю степень заинтересованности и мотивации вашего мальчика. Нет мотивации - и посади с вашим дорогим дитём хоть троих профессоров-репетиторов, ничего не выйдет. А потом есть и такая ещё важная вещь, как способности. А у одних эти способности есть, а у других их вовсе и нет. Так гены, Бог или ещё кто-то неведомый мне решил. Вот, к примеру, девочка хочет научиться бальным танцам, а Бог не дал ей ни чувства ритма, ни пластики, ни, просто о ужас, соответствующей фигуры (ну толстая стала или долговязая). А так хочется. Что тут будешь делать, если сама природа встала поперёк. И так ведь в каждом деле. И в изучении языка тоже.

Но вот, правда, в этом месте мне хочется поставить большую запятую самому себе. Не все так просто. Мотивация – вещь подвижная. Сегодня её нет, а завтра появилась. То есть то, что случилось со мной самим. Моя первая учительница французского, дорогая Роза Наумовна, как бы сильно подивилась, узнав, что именно её предмет станет делом всей моей жизни.

*****
Но вернёмся к учителю Рачинскому. Признаюсь, что его портрет меня интересует неизмеримо больше, чем личность художника. Он был родовитым дворянином и совсем не бедным человеком. У него было свое поместье. И ко всему этому у него была учёная голова. Ведь это именно он перевёл впервые «Происхождение видов» Чарльза Дарвина на русский язык. Хотя вот странный, поразивший меня факт. Он был глубоко религиозным человеком. И при этом переводил абсолютно отвратную его душе знаменитую материалистическую теорию

Он жил в Москве на Малой Дмитровке, и был знаком со многими известными людьми. Например, со Львом Толстым. И именно Толстой подвигнул его на дело народного просвещения. Ещё в юности Толстой увлекался идеями Жана Жака Руссо, Великий просветитель был его кумиром. Тот, к примеру, написал замечательный педагогический труд «Эмиль или о воспитании». Я и не только его читал, но писал по нему курсовую работу в институте. По правде сказать, Руссо, как мне казалось, выдвигал в этом труде идеи ну более, чем оригинальные. А самого Толстого увлекла следующая мысль великого просветителя и философа:

«Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, взращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразие, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа,- не исключая и человека: и человека ему нужно выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду»

И на склоне лет Толстой и попытался претворить в жизнь выше изложенную замечательную мысль. Он писал учебники и пособия. Написал знаменитую «Азбуку» Писал и детские рассказы. Кто ж не знает знаменитого Филиппка или рассказа про косточку.
*****

Что касается Рачинского, то тут, что называется, встретились две родственные души. Да так, что вдохновлённый идеями Толстого, Рачинский покинул Москву и вернулся в свое родовое село Татево. И построил по примеру знаменитого писателя на свои деньги школу и общежитие для одарённых деревенских детишек. А потом и вовсе стал идеологом церковно – приходской школы в стран.

Эта вот его деятельность на ниве народного просвещения была замечена на самом верху. Вот прочтите, что пишет о нём Победоносцев императору Александру III:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение, в самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

А вот что пишет сам Николай второй на имя Сергея Рачинского:

«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

В заключении, набравшись смелости, я хочу добавить к высказываниям двух выше упомянутых особ несколько слов от себя. Слова эти будут об учителе.

В мире есть много профессий. Всё живое на Земле занято тем, чтобы продлить своё существование. И прежде всего тем, чтобы найти себе что-то на пропитание. И травоядные и плотоядные животины. И большие и самые маленькие. Все! И человек тоже. Но у человека возможностей таких превеликое множество. Выбор занятий преогромен. То есть занятий, которым предается человек ради того, чтобы заработать себе на хлеб, на жизнь.

Но из всех этих занятий есть ничтожный процент тех профессий, которые могут дать полное удовлетворение для души. Абсолютное большинство из всех прочих дел сводится к рутинному, ежедневному повторению одного и того же. Одних и тех же действий умственного и физического порядка. Даже и в так называемых творческих профессиях. Не буду даже их и называть. Без малейших шансов для духовного роста. Штампуй одну и ту же гайку всю жизнь. Или езди по одним и тем же рельсам в прямом и переносном смысле до скончания твоего необходимого для пенсии рабочего стажа. И ничего здесь не поделаешь. Таково наше человеческое мироздание. Устраивается в жизни кто как может.

Но, повторяю, немного профессий, в которых вся жизнь и все дело жизни основано исключительно на душевной потребности. Одна из них – Учитель. С большой буквы. Знаю, о чем говорю. Поскольку сам в этой теме уже долгие годы. Учитель – это и крест земной, и призвание, и мука, и радость всё вместе. Без всего этого нет учителя. А таких хватает, даже и среди тех, у кого в трудовой книжке в графе профессия написано – учитель.

И доказывать свое право на то, чтобы быть учителем надо каждый день, с той самой секунды, когда ты переступил порог класса. А это иной раз так нелегко. Не надо думать, что за этим порогом тебя ждут только счастливые мгновения твоей жизни. И не надо также и рассчитывать на то, что встретит тебя мелкий народец весь в ожидании знаний, который ты готов вложить в их головы и души. Что всё классное пространство населено сплошь ангелоподобными, бестелесными херувимами. Эти херувимы умеют иной раз так кусаться. Да ещё и как больно. Эту блажь, нужно выкинуть из головы. Как раз напротив надо помнить, что в этом светлом с огромными окнами помещении поджидают тебя безжалостные зверьки, которым ещё предстоит трудный путь к тому, чтобы стать человеками. И именно учитель должен их провести по этому пути.

Я отчетливо помню одного такого "херувима", когда во время стажировки впервые явился в класс. Меня предупредили. Есть там один мальчик. Очень не простой. И Бог вам в помощь справиться с ним.

Сколько времени прошло, но я и до сих пор его помню. Хотя бы потому, что у него была какая-то странная фамилия. Ноак. То есть я знал, что НОАК – это Народная освободительная армия Китая. Но вот тут… Я зашёл и моментально вычислил этого засранца. Этот шестиклассник, сидевший за последней партой, при моём явлении положил одну из своих ног на стол. Все встали. Кроме него. Я понял, что этот Ноак захотел сразу же таким манером заявить мне и всем остальным о том, кто тут у них хозяин.

Садитесь, дети, - сказал я. Все сели и с интересом стали ждать продолжения. Нога Ноака оставалась всё в том же положении. Я подошёл к нему, ещё не зная, что мне делать и что говорить.

Ты что же так весь урок и будешь сидеть? Очень неудобная поза! – промолвил я, чувствуя, как во мне поднимается волна ненависти к этому наглецу, вознамерившемуся сорвать мой первый в жизни урок.

Он ничего не ответил, отвернулся и сделал нижней губой движение вперёд в знак полного презрения ко мне.И даже плюнул в сторону окна. А дальше уже не соображая, что делаю, схватил я за шиворот и пинком под зад вышиб его из класса в коридор. Ну молодой ещё был и горячий. В классе установилась необыкновенная тишина. Как если бы он был совершенно пуст. Все ошалело смотрели на меня. «Во дает» - кто-то громко прошептал. В голове мелькнула отчаянная мысль: «Всё, в школе мне делать больше нечего! Конец!» И сильно ошибся. Это было только начало предлинного пути моего учительства.

Пути счастливых пиковых радостных мгновений и жестоких разочарований. Вспоминается мне при этом другой учитель.Учитель Мельников из фильма «Доживём до понедельника». Был день и час, когда и его постигла глубокая депрессуха. И было от чего! «Сеешь тут разумное, доброе вечное, а вырастает белена – чертополох», - сказал он в сердцах однажды. И захотел уйти из школы. Совсем! И не ушёл. Потому что, если ты настоящий учитель, то это уже для тебя навсегда. Потому как ты понимаешь, что ни в каком другом деле ты уже не найдешь себя. Не выразишь себя по самой полной. Взялся – терпи. Великий долг и высокая честь быть учителем. И именно так и понимал это Сергей Александрович Рачинский, сам по доброй воле поставивший себя на весь свой пожизненный срок у черной классной доски.

P.S.Если вы все-таки попытались решить это уравнение на доске, то правильный ответ будет 2.

Цели урока:

  • развитие способностей наблюдать;
  • развитие способностей мыслить;
  • развитие способностей выражать мысль;
  • привитие интереса к математике;
  • прикосновение к искусству Н.П. Богданова-Бельского.

ХОД УРОКА

Ученье – труд, который воспитывает и формирует человека.

Четыре страницы из жизни картины

Страница первая

Картина “Устный счет” была написана 1895 году, то есть 110 лет назад. Это своеобразный юбилей картины, которая является творением рук человека. Что изображено на картине? Какие-то мальчики собрались около классной доски, и что-то рассматривают. Два мальчика (это те, которые стоят впереди) отвернулись от доски и что-то вспоминают, а, может быть, считают. Один мальчик что-то шепчет на ухо человеку, по-видимому, учителю, а другой, кажется, подслушивает.

– А почему они в лаптях?

– А почему тут нет девочек, только одни мальчики?

– А почему они стоят спиной к учителю?

– А что они делают?

Вы уже, верно, поняли, что здесь изображены учащиеся и учитель. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане), кроме того, и рубаха порвана. Ясно, что эта картина не из нашей школьной жизни. Вот и надпись на картине 1895 год – время старой дореволюционной школы. Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: ведь только трое из учеников в лаптях, а остальные – в сапогах. Очевидно, ребята из семей богатых. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: ведь в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Ученье было “не их делом”, да и мальчики-то учились далеко не все.

Страница вторая

Эта картина называется “Устный счет”. Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал учитель. Но, наверное, этот ученик уже скоро закончит свою работу, а ошибки не должно быть: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил задачу, только ответ его не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ответ ученика внимательно, но на лице его нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как первый и поэтому не спешит одобрить его ответ?

– Нет, первый даст правильный ответ, тот который стоит впереди: сразу видно, что он лучший ученик в классе.

А какую же задачу дал им учитель? Не сможем ли решить ее и мы?

– А вот попробуйте.

На доске я запишу так, как привыкли писать вы:

(10·10+11·11+12·12+13·13+14·14):365

Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.

– Вот так задача (такой пример не скоро решишь, да еще в уме). А все-таки попробуйте сосчитать устно, в трудных местах я буду помогать вам. Десятью десять – 100, это каждый знает. Одиннадцать умножить на одиннадцать – это тоже нетрудно сосчитать: 11·10=110, да еще 11 – всего 121. 12·12 – это тоже не хитро сосчитать: 12·10=120, да еще 12·2=24, а всего будет 144. Так же я сосчитал, что 13·13=169 и 14·14=196.

Но пока я умножал, то почти забыл, какие числа у меня получились. Потом я вспомнил их, а ведь эти числа надо еще сложить, да потом сумму разделить на 365. Нет, это уже сами вы не сможете вычислить.

– Придется немного помочь.

– Какие же числа у вас получились?

– 100, 121, 144, 169 и 196 – это сосчитали многие.

– Теперь вы, наверное, хотите сложить сразу все пять чисел, а потом уже делить результаты на 365?

– Мы это сделаем по-другому.

– Ну-ка, сложим первые три числа: 100, 121, 144. Сколько получится?

– А делить на сколько надо?

– Тоже на 365!

– Сколько же получится, если сумму первых трех чисел разделить на 365?

– Один! – это уже каждый сообразит.

– Теперь сложите остальные два числа: 169 и 196. Сколько получится?

– Тоже 365!

– Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два!

– Только для его решения надо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а по частям каждое слагаемое в отдельности, или же по группам в два-три слагаемых, а потом уж сложить получившиеся результаты.

Страница третья

Эта картина называется “Устный счет”. Написал ее художник Николай Петрович Богданов-Бельский, который жил с 1868 по 1945 год.

Богданов-Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев: вырос в их среде, был когда-то пастушком. “…Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал по имени уезда”, - рассказывал художник о себе.

Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование.

Н.П. Богданов-Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у таких известных художников, как В.Д. Поленов, В.Е. Маковский.

Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.

Кому из нас не знакомы картины “У дверей школы”, “Новички”, “Сочинение”, “Деревенские друзья”, “У больного учителя”, “Проба голоса”, - вот название лишь некоторых из них. Чаще всего художник изображает детей в школе. Прелестные, доверчивые, сосредоточенные, задумчивые, полные живого интереса и всегда отмеченные природным умом – такими знал и любил крестьянских ребятишек Богданов-Бельский, такими увековечил в своих произведениях.

Страница четвертая

Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. С 1833 по 1902 год жил известный русский педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В 1868 году С.А. Рачинский решается идти в народ. “Он держит экзамен” на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в селе Татьево Смоленской губернии и становится в ней учителем. Так вот, его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Как видите, художник изобразил С.А. Рачинского вместе с его учениками на уроке устного решения задач. Между прочим, сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского.

Это картина – гимн учителю и ученику.

Многие видели картину "Устный счет в народной школе". Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети, 9–10 лет, с энтузиазмом пытаются решить в уме задачу написанную на доске. Первый решивший сообщает ответ учителю на ухо, шепотом, чтобы другие не потеряли интерес.

Теперь посмотрим на задачу: (10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???

Черт! Черт! Черт! Наши дети в возрасте 9 лет не решат такую задачу, уж во всяком случае в уме! Почему чумазых и босоногих деревенских детей в деревянной школе из одной комнаты учили так хорошо, а наших детей учат так плохо?!

Не спешите возмущаться. Приглядитесь к картине. Вам не кажется, что учитель выглядит слишком интеллигентно, как–то по–профессорски, и одет с явной претензией? Почему в школьном классе такой высокий потолок и дорогущая печь с белыми кафельными изразцами? Неужели так выглядели деревенские школы и учителя в них?

Разумеется, выглядели они не так. Картина называется "Устный счет в народной школе С.А.Рачинского". Сергей Рачинский - профессор ботаники Московского университета, человек с определенными правительственными связями (например, приятель обер–прокурора Синода Победоносцева), помещик - в середине жизни бросил все дела, уехал в свое имение (Татево в Смоленской губернии) и завел там (разумеется, за свой счет) экспериментальную народную школу.

Школа была одноклассной, что отнюдь не значило, что в ней учат один год. В такой школе учили тогда 3–4 года (а в двухклассных школах - 4–5 лет, в трехклассных - 6 лет). Слово одноклассный означало то, что дети трех лет обучения составляют единый класс, и один учитель занимается с ними со всеми в пределах одного урока. Это было достаточно хитрое дело: пока дети одного года обучения делали какое–нибудь письменное упражнение, дети второго года отвечали у доски, дети третьего года читали учебник и т.п., и учитель попеременно уделял внимание каждой группе.

Педагогическая теория Рачинского была весьма оригинальной, и разные ее части как–то плохо сходились друг с другом. Во–первых, основой образования для народа Рачинский считал обучение церковно–славянскому языку и Закон Божий, причем не столько объяснительный, сколько состоящий в заучивании молитв. Рачинский твердо верил, что знающий наизусть определенное количество молитв ребенок непременно вырастет высоконравственным человеком, причем сами звуки церковно–славянского языка уже окажут улучшающее нравственность воздействие. Для практики в языке Рачинский рекомендовал детям наниматься читать Псалтирь над покойниками (sic!).




Во–вторых, Рачинский считал, что крестьянам полезно и нужно быстро считать в уме. Преподаванием математической теории Рачинский интересовался мало, а вот устный счет в своей школе он поставил очень хорошо. Ученики твердо и быстро отвечали, сколько сдачи с рубля надо дать тому, кто покупает 6 3/4 фунта моркови по 8 1/2 копейки за фунт. Возведение в квадрат, изображенное на картине, было самой сложной математической операцией, изучавшейся в его школе.

И наконец, Рачинский был сторонником очень практичного преподавания русского языка - от учеников не требовалось ни особенных навыков правописания, ни хорошего почерка, теоретической грамматике их вообще не учили. Главное было научиться бегло читать и писать, пусть корявым почерком и не слишком грамотно, но понятно, то, что может пригодиться крестьянину в быту: простые письма, прошения и пр. Еще в школе Рачинского преподавался кой–какой ручной труд, дети пели хором, и на этом всё образование и заканчивалось.

Рачинский был настоящим энтузиастом. Школа стала всей его жизнью. Дети у Рачинского жили в общежитии и были организованы в коммуну: они выполняли все работы по хозяйственному обслуживанию самих себя и школы. Рачинский, не имевший семьи, проводил с детьми всё время с раннего утра до позднего вечера, а так как он был очень добрый, благородный и искренне привязанный к детям человек, его влияние на учеников было огромным. Кстати, первому решившему задачу ребенку Рачинский выдавал пряник (в буквальном смысле слова, кнута же у него не было).

Сами школьные занятия занимали 5–6 месяцев в году, а в остальное время Рачинский индивидуально занимался с детьми постарше, готовя их к поступлению в различные учебные заведения следующей ступени; начальная народная школа не была прямо связана с другими учебными заведениями и после нее нельзя было продолжить обучение без добавочной подготовки. Рачинский желал видеть наиболее продвинутых из своих учеников учителями начальной школы и священниками, так что готовил он детей преимущественно в духовные и учительские семинарии. Бывали и значительные исключения - прежде всего, это сам автор картины, Николай Богданов–Бельский, которому Рачинский помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, как ни странно, вести крестьянских детей по магистральному пути образованного человека - гимназия / университет / государственная служба - Рачинский не желал.

Рачинский писал популярные педагогические статьи и продолжал пользоваться определенным влиянием в столичных интеллектуальных кругах. Наиболее важным оказалось знакомство с ультравлиятельным Победоносцевым. Под определенным влиянием идей Рачинского духовное ведомство решило, что от земской школы толку не будет - либералы детей хорошему не научат - и в середине 1890–х начало развивать собственную независимую сеть церковно–приходских школ.

Кое в чем церковно–приходские школы были похоже на школу Рачинского - в них было много церковно–славянского языка и молитв, а остальные предметы были соответственно сокращены. Но, увы, им не передались достоинства Татевской школы. Священники школьным делом интересовались мало, управляли школами из–под палки, сами в этих школах не преподавали, а учителей наняли самых третьесортных, и платили им заметно меньше, чем в земских школах. Крестьяне церковно–приходскую школу невзлюбили, так как поняли, что полезному там почти не учат, молитвы же их интересовали мало. Кстати, именно учителя церковной школы, набранные из парий духовного сословия, оказались одной из самых революционизированных профессиональных групп того времени, и именно через них в деревню активно проникала социалистическая пропаганда.

Теперь мы видим, что это обычное дело - любая авторская педагогика, рассчитанная на глубокую вовлеченность и энтузиазм учителя, немедленно дохнет при массовом воспроизведении, попадая в руки незаинтересованных и вялых людей. Но для того времени это был большой облом. Церковно–приходские школы, к 1900 году составлявшие около трети начальных народных школ, оказались немилы всем. Когда, начиная с 1907 года, государство стало направлять в начальное образование большие деньги, не было и речи о том, чтобы провести через Думу субсидии церковным школам, почти все средства ушли земцам.

Более распространенная земская школа достаточно сильно отличалась от школы Рачинского. Для начала, земцы считали Закон Божий совершенно бесполезным. Отказаться от его преподавания было нельзя, по политическим причинам, поэтому земства как могли задвинули его в угол. Закону Божьему учил приходской священник, которому платили мало и не обращали на него внимания, с соответствующими результатами.

Математике в земской школе учили хуже, чем у Рачинского, и в меньшем объеме. Курс оканчивался на операциях с простыми дробями и неметрической системе мер. До возведения в степень обучение не доходило, так что ученики обыкновенной начальной школы просто не поняли бы задачу, изображенную на картине.

Обучение русскому языку земская школа пыталась превратить в мироведение, через так называемое объяснительное чтение. Методика состояла в том, что диктуя учебный текст по русскому языку, учитель также и дополнительно пояснял школьникам, о чем говорится в самом тексте. Таким паллиативным образом уроки русского языка превращались также в географию, природоведение, историю - то есть во все те развивающие предметы, которым не нашлось места в коротком курсе одноклассной школы.

Итак, наша картина изображает не типичную, а уникальную школу. Это памятник Сергею Рачинскому, уникальной личности и педагогу, последнему представителю той когорты консерваторов и патриотов, к которой еще нельзя было отнести известное выражение "патриотизм - последнее прибежище негодяя". Массовая народная школа была в хозяйственном отношении обустроена значительно беднее, курс математики в ней был короче и проще, а преподавание слабее. И, конечно же, ученики обыкновенной начальной школы не могли не только решить, но и понять задачу, воспроизведенную на картине.

Кстати, а каким методом школьники решают задачу на доске? Только прямым, в лоб: умножить 10 на 10, запомнить результат, умножить 11 на 11, сложить оба результата, и так далее. Рачинский считал, что у крестьянина не бывает под рукой письменных принадлежностей, поэтому он учил только устным приемам счета, опуская вся арифметические и алгебраические преобразования, требующие вычисления на бумаге.

Почему–то на картине изображены одни мальчики, в то время как по всем материалам видно, что у Рачинского учились дети обоего пола. Что это значит, непонятно.