Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ. Пробирающие до глубины души кадры человеческого сострадания, сделанные во время военных действий Война и мир наташа раненые

Хрупкая девушка вытащила с поля боя тысячи солдат. Многие бойцы открыто признавали, что не смогли бы пережить тех ужасов, что выпали на ее долю: им просто бы не хватило мужества. А Екатерина Михайлова всегда шла вперед. сайт вспоминает о подвигах хрупкой ленинградской девушки, которой сегодня, 22 декабря, исполнилось 90 лет.

Выходила на берег Катюша

Героическое имя Екатерины Михайловой (Деминой) было знакомо каждому советскому человеку. Через 20 лет после окончания войны ее разыскивали по всей стране.

Моряки-десантники писали ей письма в газеты и на телевидение, просили всех, кто хоть что-то знает о старшине батальона морской пехоты Екатерине Михайловой, сообщить, где она находится. Оказалось, что Катя вышла замуж, поменяла фамилию и стала работать на секретном заводе в Электростали. В 1964 году ее, наконец, разыскали.

Это ей бойцы посвящали известную песню о «Катюше», хотя изначально авторы вкладывали в стихи иной смысл. Рассказы о героических подвигах девушки ходили по всему фронту. О ее заслугах говорят медали, которые Екатерина получила за годы войны. Михайлова - Герой Советского Союза, награждена Орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями «Золотая звезда», «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой отечественной войне».

Незаменимый человек

Она родилась 22 декабря 1925 года в Ленинграде и рано потеряла родителей. Ее отец, красноармеец, погиб, а мама умерла от брюшного тифа. Поэтому девочка воспитывалась в детском доме. К началу войны ей было неполных 15 лет. Под первую бомбежку она попала в самом начале войны в Смоленской области, когда эшелон, в котором она ехала к старшему брату в Брестскую крепость, был обстрелян немецкой авиацией. Состав был разбомблен, погибло много гражданских - в основном это были жены военных и их дети.

22 декабря 2015 года Екатерине Деминой исполнилось 90 лет. Фото: АиФ-Петербург/ Мария Соколова.

Несколько суток девушка пешком добиралась до Смоленска. Многие не дошли тогда до своих, людей в спину расстреливали немцы, проезжающие мимо на мотоциклах. 15-летняя Катя Михайлова уцелела чудом. В Смоленске она разыскала призывной пункт и уверенно подошла к военкому. Для того, чтобы попасть на фронт, она приписала к своему возрасту два года.

Дядя, дядя, пошли меня на фронт, - вспоминает Екатерина Илларионовна. - Он подошел поближе и говорит: «Девочка, тебе сколько лет? Мы детей на фронт не берем!»

Катя была хрупкой девочкой, выглядела лет на десять. В детском доме особо не разъешься. На фронт в итоге Екатерина попала случайно. На окраине Смоленска прибилась к отступающей части и попросилась с ними. Вскоре оказалось, что девчонка - незаменимый человек на войне. Ведь она прошла курсы медсестер и умела оказывать первую помощь. В условиях тяжелейших потерь эти качества были на вес золота.

Под обстрелом фашистов

Через несколько дней состоялась легендарная битва под Ельней, где Катюша проявила свой бесстрашный характер. Бои становились все более ожесточенными. В сражении под Гжатском Катя получила тяжелейшее ранение. Врачи собирали ее ногу, перебитую в трех местах, буквально по кускам. На машине девушку доставили на станцию, откуда в эшелоне тысячи раненых солдат отправляли в госпитали на Урал. В свердловском госпитале состояние Екатерины оценили как критическое, с каждым днем она чувствовала себя все хуже. В рану была занесена инфекция, температура поднималась до 42,5 градусов. Спасла Катю санитарка тетя Нюша, которая выходила раненую.

Через месяц Михайлова уже начала делать первые шаги. После реабилитации в Баку она снова пришла в военный комиссариат и потребовала отправки на фронт. Фельдшера Екатерину Михайлову определили на военно-санитарный корабль «Красная Москва», который перевозил раненых под Сталинградом солдат в Среднюю Азию.

На этом судне девушка проходила весь 1942-й год, ухаживала за израненными бойцами, нередко прямо под обстрелом немецких самолетов, которые на бреющем полете расстреливали из пулеметов санитарный корабль. Екатерина выучилась стрелять, хорошо знала боевую технику, поэтому рвалась в настоящий бой. В Баку как раз формировался батальон из добровольцев-моряков. Сначала ее не хотели брать: не место женщинам на флоте! Но что-то во взгляде отважной Катюши привлекло командира. Он не ошибся, позже она вынесла на себе сотни раненых матросов, спасая бойцов от неминуемой гибели.

В пекле боев

Форсирование Керченского пролива стало главной стратегической задачей, поставленной советским командованием. Наши войска несли огромные потери, но атаки не останавливались. Катя оказалась в самом пекле боев.

Во время десантной операции по взятию Темрюка, Михайлова была контужена, но сумела оказать помощь 17 раненым бойцам, которых вынесла на себе в тыл.

Во время взятия Керчи Катюша спасла 85 раненых солдат и офицеров, вынесла в тыл 13 тяжелораненых.

22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта Екатерина Михайлова одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше десяти гитлеровцев.

4 декабря 1944 года старший санинструктор сводной роты берегового отряда сопровождения была ранена. Во время операции по захвату крепости Илок в Югославии Катя продолжила оказывать медицинскую помощь бойцам и, спасая их жизни, из автомата уничтожила 5 фашистов. Раненую, ослабевшую от потери крови и воспаления лёгких, почти в безнадёжном состоянии Михайлову переправили в госпиталь.

Насколько Екатерина была известна, говорит тот факт, что о ее ранении объявили по радио, сообщив, что для легендарной Катюши нужна донорская кровь. В госпиталь пришли сотни бойцов, чтобы помочь девушке. Тогда ее представили к званию Героя Советского Союза. После выздоровления героическая ленинградка вернулась в строй и победу встретила в Вене.

Только вдумайтесь: когда Катя совершала подвиги, ей не было и 20 лет! После войны она вернулась в Ленинград и поступила в институт имени Мечникова. Затем уехала в Электросталь, где вышла замуж за фронтовика Виктора Демина и поменяла фамилию.

Никто из новых знакомых и не подозревал, что эта хрупкая женщина - герой Великой Отечественной войны! В 1964 году моряки начали разыскивать свою любимую санитарку, кинули клич по всему Советскому Союзу. И нашли!

Екатерина Илларионовна живет в Москве и сегодня отмечает 90-летие! сайт присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает легендарной Катюше здоровья и еще многих лет жизни!

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока : углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Обучающая:

    Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

Воспитательная:

    Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.

    Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

Какие события происходят в эпизоде?

Какие стороны характера героев раскрываются?

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

С какой целью?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I . Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II . 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

Выводы (запись в тетрадь).

Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

Выводы, запись в тетрадь)

III . Работает четвертая группа. Финальная сцена.

«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

Выводы, запись в тетрадь.

IV . Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?

Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V . Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой». .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»

14917 0

Лечение раненых начинается на поле боя. Как уже указано выше, первая медицинская помощь осуществляется санитарным инструктором роты, а также в порядке самопомощи и взаимопомощи.

Сроки оказания первой помощи зачастую решают судьбу раненого. Это в первую очередь относится к тем из них, у которых имеется кровотечение из раны. Вот почему обучение военнослужащих оказанию самопомощи и взаимопомощи представляет важнейшую задачу медицинской службы.

Санитарный инструктор во время боя должен, маскируясь, приблизиться к раненому, укрыть его от огня противника и немедленно оказать раненому первую медицинскую помощь. Медицинское оснащение санитарного инструктора, скомплектованное в специальных сумках, обеспечивает возможность оказания такой помощи. Для самопомощи и взаимопомощи все солдаты и офицеры снабжаются индивидуальными перевязочными пакетами и аптечками.

На поле боя возможно осуществить следующие медицинские мероприятия:
1) временную остановку наружного кровотечения
2) наложение повязки на рану и на ожоговую поверхность,
3) иммобилизацию поврежденной области
4) инъекцию раствора анальгетика с помощью шприц-тюбика,
5) дачу внутрь таблетированного препарата антибиотиков,
6) борьбу с асфиксией.

В первую очередь следует остановить кровотечение. При сильных наружных кровотечениях из ран конечностей следует прижать пальцем кровеносный сосуд выше места ранения, затем наложить жгут. Прижатие пальцем сосуда является таким методом временной остановки кровотечения, который может быть осуществлен наиболее быстро в порядке самопомощи и взаимопомощи. Для санитарного инструктора возможность применения этого метода на поле боя создается очень редко. Нужно чтобы таким способом остановки кровотечения владели I, умели пользоваться все военнослужащие.

Остановка небольших наружных кровотечений из ран конечностей и кровотечений из ран других областей тела возможна путем наложения давящей повязки. Временная остановка кровотечения методом форсированного сгибания конечности не всегда фиводит к цели и невозможна при переломах костей.

Следует иметь в виду, что при оказании помощи раненым под огнем противника ночью даже хорошо обученные санитарные инструкторы не смогут определить характер кровотечения по виду поврежденного сосуда (артериальное, венозное, капиллярное). Необходимость наложения жгута раненому на поле боя онределяется по интенсивности кровотечения.
При этом обращается внимание на степень промокания одежды кровью (ночью на ощупь), скорость истечения крови из раны и степень обескровливания раненого. Опыт Великой Отечественной войны показал, что при пользовании такими признаками кровотечения кровоостанавливающие жгуты накладывались почти исключительно при артериальных и артерио-венозных кровотечениях и лишь в незначительном числе — при венозных кровотечениях.

Ошибки при наложении жгута могут быть двоякого рода: сложение его при отсутствии достаточных показаний и отказ от жгута при наличии безусловной необходимости. Первая ошибка фиводит к неоправданной ишемии конечности, создает условия аля развития раневой инфекции. Отказ от наложения жгута при фодолжаюшемся артериальном или артерио-венозном кровотечении опасен для жизни раненого.

Уточнение показаний к наложению жгута и необходимости дальнейшего пребывания его на конечности производится на эатальонном и полковом медицинских пунктах.

Наложенный жгут должен быть хорошо заметным, не следует его забинтовывать или закрывать одеждой. Следует обязательно отметить время наложения жгута в записке и подложить ее под жгут. Раненые, которым наложен жгут, подлежат выносу с поля боя в первую очередь.

Наложение асептической повязки предупреждает вторичное микробное загрязнение раны. В зависимости от размеров рана закрывается либо индивидуальным перевязочным пакетом, либо стерильными повязками, имеющимися в сумках санитарных инструкторов роты. Перед наложением повязки место повреждения обнажается. Для этого одежду в области раны приходится жить ватно-марлевые подушечки повязки, не нарушая их стерильности, и закрыть ею рану.

Защитная повязка одновременно является кровоостанавливающим средством при венозных и капиллярных кровотечениях. Она может быть давящей, но нельзя превращать ее в жгут.

При ранениях груди с открытым пневмотораксом необходимо наложить герметическую асептическую повязку.
Для закрытия обширных ожогов очень удобно пользоваться контурными повязками, которые предназначены для наложения на определенную область тела (лицо, спина, кисть и др.). Они заготавливаются из стерильной марли заблаговременно, в межбоевой период. Контурные повязки позволяют закрыть обширный ожог в короткое время и с наименьшим расходом перевязочных средств.

В целях профилактики раневой инфекции уже на ноле боя всем раненым и обожженным необходимо давать антибиотики. Для этого в сумке санитарного инструктора имеются таблетированные препараты.

Транспортную иммобилизацию нужно осуществлять при следующих повреждениях:
1) переломы костей,
2) ранения суставов,
3) обширные повреждения мягких тканей конечностей,
4) травмы магистральных кровеносных сосудов и нервов конечностей,
5) термические поражения конечностей.

Иммобилизация создает покойное положение для поврежденной области, предупреждает вторичное повреждение тканей костными отломками, препятствует распространению раневой инфекции и предупреждает вторичные кровотечения.

В боевой обстановке возможности для осуществления транспортной иммобилизации довольно ограничены. Из стандартных средств иммобилизации в сумках санитарных инструкторов имеются только косынки. Рекомендуется использовать так называемые подручные средства: палки, доски, фанеру, оружие бойца и т. п. В тех случаях, когда импровизированных средств иммобилизации под руками не оказывается, разыскивать их на поле боя не представляется возможным. Однако это не значит, что следует отказаться от иммобилизации поврежденных областей.

Создание покоя для верхних конечностей возможно путем наложения косынки или прибинтовывания руки к туловищу (рис. 1). Иммобилизация нижней конечности будет достигнута, если прибинтовать поврежденную ногу к здоровой конечности (рис. 2). Иммобилизация костей таза и позвоночника производится на носилках, на которые укладывают твердую подстилку из досок или лестничных шин.

При повреждении костей таза нижние конечности раненого надо согнуть в суставах, связать колени бинтом или косынкой и подложить под них скатку шинели. При повреждении головы во время транспортировки раненого требуется не столько иммобилизация головы, сколько амортизация для предупреждения грубых сотрясений головного мозга. Раненного в голову следует эвакуировать, подложив ему иод голову шинель или любую мягкую подкладку.


Рис. 1. Иммобилизация верхней конечности (прибинтовывание к туловищу)




Рис. 2. Иммобилизация нижней конечности без шипы.


В целях борьбы с шоком всем тяжелораненым на поле боя санинструктор может ввести подкожно анальгетики.

На поле боя санитарный инструктор сосредоточивает тяжелораненых в ближайшие места укрытия («гнезда раненых») и обозначает место их нахождения хорошо заметными знаками с целью облегчить последующий розыск санитарам из подразделения сбора и эвакуации раненых. В этой работе санитарному инструктору помогают легкораненые.

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого — довольно поучительное произведение. Оно раскрывает истинные и ложные ценности, срывает маски с лицемеров и показывает незамеченную добродетель, обнажает естество каждого героя, который появляется перед читателем и в счастье, и в горе. Это на редкость правдивая книга, которая заставляет нас глубже вникнуть в суть общественных взаимоотношений и понять, насколько важно обращать пристальный взор внутрь себя. Поэтому такие нравственные категории, как равнодушие и отзывчивость, представлены в «Войне и мире» наиболее полно, и мы можем найти там множество полезных аргументов для итогового сочинения.

  1. Княжна Марья всегда была отзывчивой и доброй девушкой, хоть люди и не всегда отвечали ей взаимностью. Например, ее суровый и грубой отец недооценивал и всячески унижал дочь. Она же, тем не менее, относилась к нему с трогательной заботой. На оскорбления главы семейства она реагировала смиренно, хоть ее самооценка существенно пострадала из-за них. Марья уверена, что она не красавица, да и ума в ней, судя по словам отца, нет и в помине. Однако героиня не замыкалась в себе и не таила зла, а продолжала с добром и нежностью приходить на помощь всем нуждающимся. Именно она воспитала ребенка своего брата и приютила Ростовых. Даже ее неумолимый родитель перед смертью попросил у нее прощения за свои выходки, так как понял, насколько преданна и отзывчива его дочь. Эти качества в женщинах Толстой ставил выше красоты, и был прав.
  2. Равнодушие на протяжении всего романа не уставала проявлять Элен Курагина. К своим целям она шла по головам и не считалась с чувствами других людей. Например, ей было все равно, что чувствует Пьер, глядя на ее измены. Она обманула его и вышла замуж, лишь бы получить его деньги и роскошно устроить свою праздную жизнь. С таким же безразличием она меняла любовников, ведь они были всего лишь зеркалом, в котором она видела свою привлекательность. Пресыщенная и избалованная, она нашла развлечение, играя судьбой Наташи Ростовой. Именно Элен заманила ее в объятия своего бесчестного брата и фактически стала виновницей ее позора, предав дружбу. Однако наплевательское отношение к окружающим аукнулось ей сполна, ведь в трудную минуту никто не пришел ей на помощь.
  3. Отзывчивость была отличительной чертой Наташи Ростовой, которая всегда была чуткой и преданной подругой, прекрасной дочерью и милосердной девушкой. Например, ее общество очень любил Пьер Безухов, ведь героиня всегда поддерживала его советом, сочувствием и жалостью. На протяжении всего повествования она же любезно относится к Соне, утешая бедную сироту и даря ей надежду. К родителям она тоже относится с вниманием и участием, не позволяя им падать духом. Феноменальную силу духа проявила Наташа, когда отдала поводы раненым солдатам и облегчила их страдания, несмотря на возражения матери. Особенно сильно ее отзывчивость понадобилась Андрею Болконскому. Героиня ухаживала за ним, когда он умирал, и смогла облегчить его душу перед смертью, вдохнуть в нее спокойствие и мир, которого князю так не хватало на войне. За свою добродетель она была вознаграждена счастливым браком.
  4. Постыдное равнодушие к судьбе родных проявил Николай Ростов, влезая в долги и ставя семью в затруднительное положение. По сути, его легкомыслие стало причиной разорения Ростовых. Он знал, как нелегко живется его родным, но промотал едва ли не последние деньги, чтобы поддержать свой статус на службе. Кроме того, неприятно удивляет его безразличие к Соне, которая так преданно его ждала. Сначала он проявляет симпатию к девушке, затем становится холоден с ней, и уже откровенно заявляет, что не будет против ее замужества. Эгоизм свойственен этому герою, и жизнь преподносит себялюбцу урок, когда он вынужден признать, что из-за него семья оказалась на грани локального экономического кризиса. Тогда перед ним возникает унизительная перспектива брака по расчету, и лишь своевременное прозрение дает ему шанс устроить свою судьбу достойно и помочь родственникам. Этот пример демонстрирует факт, что люди могут измениться к лучшему и победить в себе равнодушие.
  5. Михаил Кутузов в романе «Война и мир» проявляет отзывчивость к солдатам и бережет их жизни, в отличие от того же Наполеона. Генерал готов терпеть насмешки знати и гнев императора, лишь сохранить армию от лишних потерь. Герой учит этой непростой науке и честолюбивого князя Андрея, но тот не сразу понял ее мудрость, как и большинство молодых людей. Они еще не знали, как много крови льется на войне, вдохновленной амбициями. Эту неудержимую стихию насилия и смерти мог сдержать лишь тот человек, что чувствует трагедию каждой семьи, потерявшей кормильца, ощущает горе страны и народа. Таковым, без сомнения, был генерал Кутузов, который был не безразличен к каждому бойцу и верил, что именно простой крестьянский парень поднимает победу на своих плечах, а не военачальники и монархи. Подобное отношение полководца привело русскую армию к успеху.
  6. Равнодушие в государственном масштабе предстает перед читателем, когда он видит Наполеона. Этот император был одержим своей значимостью, своими амбициями, поэтому не задумывался о том, какой ценой он добывает победы. Он гнал солдат вперед, не чувствуя их усталости и уныния в чужих краях, где один холод способен свести с ума. Продвигаясь к Москве, забыв об осторожности, полководец упустил из виду тот факт, что на случай отступления его солдатам нечего будет есть, ведь смоленская дорога выжжена и разорена. В погоне за славой он обронил ответственность за жизни своих подданных – вот основная причина, почему его нападение было обречено на провал. Кутузов знал это и воспользовался честолюбием противника, которому важнее армии был сиюминутный успех – захват Москвы. Но французский воевода поплатился за свое безразличие: он проиграл, потерял значительную часть войска и вернулся домой ни с чем.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!