«Палеолитические Венеры»: древнейшие произведения искусства. «Палеолитические Венеры Палеолитические и неолитические венеры отражают

>> Палеолитические Венеры

Палеолитические Венеры

Для всеобъемлющего представления о Венере, обычно мысленно переносятся во времена античности и видят цветущую женственность Венеры Милосской, пленяющую мужское воображение богиню любви и красоты, выходящую из пены морской небожительницу Сандро Боттичелли. А что, если отправить воображение на тридцать или тридцать пять тысяч лет назад? Верхний палеолит - ранний каменный век - подарил человечеству изображение самой древней Венеры, богини истинной, чудо и предназначение которой - продолжение жизни.

Венеры палеолита или палеолитические Венеры - это обобщающий термин для доисторических фигурок, рельефов и статуэток женщин, в основе изображения которых есть много общих признаков. Традиционного современного эротизма в древних статуэтках нет, но есть восхищение и преклонение перед женщиной-матерью, женщиной-богиней, женщиной-началом жизни. Венеры палеолита - это всегда тучные, чаще всего беременные женщины, с обвисшей грудью, молоком которой вскормлено очень много детей, с огромными бедрами, обеспечивающими легкие роды. Всем органам женского тела, которые отвечают за процесс деторождения, уделено особое внимание, остальное - волосы, улыбка, глаза, длинные ноги - совершенно не интересовали доисторического художника.

Статуэтки распространены по всей территории Евразии, от Байкала до Пиренеев. Материал фигурок - кость, бивни мамонта, мягкий камень, поддающийся обработке примитивными орудиями первых скульпторов: известняк, кальцит, стеатит. Кстати, первая керамическая статуэтка в истории человечества - это палеолитическая Венера, найденная в Чехии. На данный момент археологи располагают сотней фигурок Венер высотой от 4-х до 25-ти сантиметров, самыми известными из которых являются:

Венера из Холе-Фельс, 35-40 тыс. лет, Германия, бивень мамонта;

Вестоницкая Венера, 27-31 тыс. лет, Чехия, керамика;

Венера Виллендорфская, 24-26 тыс. лет, Австрия, известняк;

Венера из Леспюг, 23 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Мальтинская, 23 тыс. лет, Россия, бивень мамонта;

Венера Брассемпуйская, 22 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Костенковская, 21 тыс. лет, Россия, известняк;

Венера Лоссельская, 20 тыс. лет, Франция, известняк.

Фигурки в большинстве принадлежат к археологической граветтской культуре, также встречаются как более ранние образцы культуры ориньякской (35 тысяч лет назад, Венера из Холе-Фельс), так и более поздние статуэтки периода мадленской культуры.

Многими учеными были предприняты попытки создать классификацию находок. В научном мире наименее спорной считается классификация Генри Дельпорта, в основе которой лежит географический принцип:

Пиренейско-аквитанская группа (Венера Леспюгская, Лоссельская и Брассемпуйская);

Средиземноморская группа (Венера с острова Мальта);

Рейнско-дунайская группа (Венера Виллендорфская и Венера из Вестониц);

Среднерусская группа (Костенки, Зарайск, Гагарино);

Сибирская группа (Венера Мальтинская, Венера из Бурети).

Есть две, пожалуй, самые загадочные из палеолитических Венер, то есть фигурки, создание которых рукой человека не доказано. Большинство исследователей утверждают, что антропоморфные черты обе фигурки приобрели природным путем. Все дело в возрасте находок, если классическим Венерам каменного века максимум 40 тысяч лет, то Венере из Тан-Тана от 300 до 500 тысяч лет, а Венере из Берехат-Рама

230 тысяч лет. Материал спорных фигурок кварцит и туф, мягкие породы камней, в значительной степени подверженные эрозии.

Первая Венера была обнаружена во Франции в 1864 году. Маркиз де Вирбе представил общественности свою находку, окрестив ее "Венера распутная" (Venus impudique ). Статуэтка маркиза де Вирбе относится ко времени мадленской археологической культуры. Это небольшая женская фигурка грубой работы без головы, рук и ног, мастер уделил внимание лишь женским половым признакам: четкий надрез на месте вагинального отверстия и большая грудь. В 1894 году, и снова во Франции, на территории пещерного жилища людей каменного века Эдуард Пьетт обнаружил первую из знаменитых палеолитических антропоморфных женских фигурок - Венеру Брассемпуйскую. Венера Виллендорфская пролежала 26 тысяч лет на берегу Дуная, пока не была извлечена из отложений лесса в 1908 году. На данный момент последней значимой находкой является Венера из Холе-Фельс, плюс - она еще и древнейшая из обнаруженных статуэток, самый первый образец фигуративного искусства.

Почему ученые называют доисторические статуэтки "Венерами"? Если в научных кругах существуют разногласия в датировке, предназначении и способе обработки материала при создании фигурок, то относительно символики мнение едино: женская статуэтка раннего каменного века - это воплощение идеала красоты того времени, следовательно, обобщенное название было дано в честь богини красоты. Попытки интерпретировать значение и возможное использование древних статуэток основывается на предположениях, на личных догадках археологов, на тех или иных представлениях ученых о мироздании, но нет самого основного при любом доказательстве - нет фактов. Случай распространенный практически для всех артефактов доисторического времени, и непреложная истина в том, что подлинное культурное значение предметов останется навсегда загадкой и никогда не выйдет за рамки чьих-то домыслов, предположений или стереотипов. Самыми правдоподобными считаются следующие версии о предназначении палеолитических Венер: символ плодородия, как женского, так и сельскохозяйственного; изображение Матери-Богини или любого другого женского божества; защитный женский талисман; порнографическое изображение. Найденных в захоронениях подобных статуэток единицы. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: фигурки не могли нести практического применения и не являлись орудием для добычи средств к существованию. Распространенные места находок - это открытые поселения или пещеры.

Объединяющий фактор для Венер каменного века - это художественные характеристики. Наиболее распространенный тип представляет собой ромбовидную фигурку с широкой средней частью - это бедра, ягодицы и живот, и суженными верхней и нижней частями - голова и ноги. У статуэток чаще всего отсутствуют ноги и руки. Голова маленькая, без деталей.

Классические, признанные всеми Венеры относятся к двум культурам верхнего палеолита: граветтской и солютрейской - это самые тучные фигурки, ко времени мадленской культуры статуэтки становятся грациознее, обретают лицо, детали тела приобретают четкие линии, заметно увеличивается художественное мастерство. Известно использование охры при создании фигурок - это Венера Виллендорфская и Венера Лоссельская. Однозначно, покрытие охрой несет сакральную символику (кровь при менструации или при рождении), прослеживается связь с неким религиозным ритуальным действом.

Среди сотни женских фигурок верхнего палеолита, каждая из которых заслуженно претендует на уникальность, все же существует самая уникальная - Венера Вестоницкая, она заставила научный мир кардинально пересмотреть представления о жизни древнего человека. Нашли "богиню каменного века" в Чехии, 13 июля 1925 года на месте древнего очага археологи Эммануэль Даниа и Йозеф Сеидл. Участники экспедиции не сразу поняли, какое сокровище держат в руках и что будет значить для истории их небольшая находка. На первый взгляд это было уже известное женское изображение: пышная грудь, широкие бедра и круглый живот. Только когда были заботливо счищены все "наносы времени" , стало ясно - скромные чешские историки в один миг стали знаменитыми, богиня Венера явила свою доброту и в который раз удивила человечество подарком. Венера Вестоницкая - самая древняя керамическая статуэтка с вкраплениями органического материала. Неоспоримое доказательство того, что примерно 26-29 тысяч лет назад люди умели обжигать глину, до 1925 года даже самые смелые умы не могли предположить подобного. В 2004 году было проведено томографическое исследование статуэтки, и снова сенсация - оказывается, на фигурке есть отпечаток пальца десятилетнего ребенка, оставленный перед обжигом. Принадлежит Венера из Верхних Вестониц граветтской археологической культуре.

Предмет длиной в 11 сантиметров, в каком-то роде переворачивающий археологическую науку с ног на голову. В настоящее время Венера Вестоницкая выставлена в музее чешского города Брно.

Собиралась в понедельник рассказать вот об этой скульптуре, что стоит возле Латвийской Академии художеств, но материала насобиралось столько, что утонула в нем. Похоже, придется делить на части. В живописи нет, например, более культовой картины, растиражированной в репродукциях и украсившей собой самые разные предметы, даже далекие от искусства, как "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Она уже часть современной субкультуры в своем новом качестве. В скульптуре же таких знаковых объектов несколько. Наиболее известна, конечно, безрукая античная Венера Милосская. Но слава другой Венеры в западном мире не меньше. Итак, знакомьтесь - Венера Виллендорфская. Теперь и в Риге. Что же она такое - буду рассказывать под катом.


Вид сзади:

История этой Венеры из Австрии, ведущей свое начало из эпохи палеолита, требует рассказа для лучшего понимания того, почему она выглядит так, а не иначе.

Сначала небольшой исторический экскурс.
С высоты нашего времени сложно представить то, что уже в каменном веке люди стремились к искусству, к воспроизведению себе подобных. Около 40 тысяч лет тому назад, в период Великой ледниковой эпохи произошло событие, положившее начало новой странице в истории человечества. На свободных ото льда просторах Европы появился человек современного типа (Homo sapiens - человек разумный).

Наступила эпоха верхнего (позднего) палеолита (от греческого "палайлос" - древний и "литос" - камень). Ее верхний рубеж определяется временем глобального потепления (около 10 тысяч лет назад), когда территория доисторической Европы полностью освободилась от ледникового панциря.

Причины культурной революции, произошедшей около 40 000 лет назад у пришедших в Европу кроманьонцев, остаются загадочными. Это был второй резкий рывок в культурном развитии Homo sapiens (первый произошел свыше 70 000 лет назад в Южной Африке). Любопытно, что первая из двух революций, во время которой вошли в обиход ожерелья из ракушек и абстрактные геометрические узоры, примерно совпадает по времени с грандиозным извержением вулкана Тоба на Суматре. Вторая революция произошла сразу после прихода сапиенсов в населенную неандертальцами Европу. В эпоху ориньяк впервые появились не только живопись и скульптура, но, вероятно, и музыка, о чем свидетельствуют найденные на юге Германии костяные флейты. За пределами Европы все это появляется на несколько тысячелетий позже.

Верхнепалеолитическая эпоха - период серьезных изменений в материальной культуре древнего человека: более совершенной становится техника обработки камня и кости, осваиваются приемы обжига глиняного материала, возникает изобразительное искусство. Дошедшие до наших дней рисованные и скульптурные изображения как животных (мамонта, северного оленя, пещерного льва и др.), так и человека удивительны по мастерству своего исполнения и точности.

Среди шедевров палеолитического искусства особое место занимают скульптурные изображения обнаженных (реже в одежде) женщин, найденные на стоянках, абсолютный возраст которых 27-20 тысяч лет назад. Все они исполнены в яркой реалистической манере и передают, как правило, обнаженную женщину с подчеркнутыми признаками пола.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики.

Такие фигурки, прозванные археологами во всем мире «палеолитическими Венерами», - найдены во Франции, в Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России. Ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал. Большинство находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Впервые фрагмент такой статуэтки археологи обнаружили в 1894 г. в местечке Брассемпюи во Франции. Позднее подобные фигурки были открыты в 1908 г. в Центральной (Виллендорф, Австрия), а затем и в 1923 г. в Восточной Европе (Костенки 1 (верхний слой) - Россия). К настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Кого могли изображать эти фигурки с их гипертрофированными объёмами груди, живота и бедер? Предположений известными археологами было высказано много. Одни считали, что эти фигурки ― символы плодородия и объединения рода (Петр Ефименко), другие видели в них атрибуты охотничьей магии (д-р. и.н. Сергей Замятнин), третьи ― владычиц сил природы и даже «сверхчеловеческих существ женского пола» (академик Алексей Окладников).

Семантика Венер палеолита до сих пор не расшифрована. Одни исследователи видят в них изображения божества, прародительницы, символ плодородия, так как они подчеркнуто выражают идею материнства, плодородия. Другие полагают, что это изображение участниц древних магических обрядов, направленных на удачу при охоте или изображения реальных женщин, разных по своей конституции и эмоциональному настрою.

Еще версия: в своей верхней, часто безликой «головной» части, данный образ символизирует небесную, мужскую природу божества, а в нижней представляет его земную, женскую сущность. Открытие этого материального воплощения философской концепции «единое, но двойственное божество» несколько изменяет наше представление о духовной жизни древних людей, которых мы привычно называем «первобытными».

Хорошо сказано тут:
Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка – все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера – это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это – знак присутствия Бога-Зубра.

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:
а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;
б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;
в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;
г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал – головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения.

Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она – вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву – земля. Поклонение Матери Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.
http://storyo.ru/history_rel/05_06.htm


В общем, сами понимаете...

Как эзотерический символ:

Вот одна из таких теорий про Макошь (см. ниже по ссылке): http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=14092

Я хочу сказать, что современные стереотипы красоты по примеру Твигги, не позволяют заметить то, что фигура этих Венер не обязательно может быть толстая или беременная. Вот, например, сравните:


В общем, все дело в пропорциях:

Этим Венерам поклоняются и люди искусства, той же Венере из Виллендорфа ставятся разные памятники, в Австрии, США и др. странах:
http://www.donsmaps.com/willendorf.html
http://www.mikebikes.org/07trip/traismauer.htm
Памятник в Австрии: http://www.travel-club.com.ua/index.php?mo=image&id=5699
Tom Chapin "Manna" 2007, DeCordova Sculpture Park, Lincoln, Massachusetts
Reminiscent of Neolithic fertility statuettes like the Venus of Willendorf, Manna makes reference to the duality of base desires and the richness of life sustaining gifts.
From DeCordova Sculpture Park’s homepage. http://www.flickr.com/photos/hanneorla/2761242150/
Из папье-маше http://laurietobyedison.com/discuss/?p=3417
http://artbydelilah.blogspot.com/2010/10/venus-of-willendorf-project.html
Venus of Willendorf - made of old recycled Halogen lamps http://asketchaday.blog.com/

Венера из галогеновых лампочек и Венера на протезах:

Венера с заячьими ушами и с дыркой в боку:

Это тоже художественная интерпретация форм Венеры Виллендорфской:

Некоторые полагают, что у нее были такие руки:

Венера Виллендорфская часто высекается из льда http://foto.mail.ru/mail/sergii_59/21/1428.html
http://www.twinoaks.org/community/leaves/leaves-94/lvs94-p5.html

Но рижский памятник, на мой взгляд, один из самых интересных:

Венера как работа бакалавра
9 Июн, 2010
Такая скульптура появилась вчера возле Академии художеств. Называется эта бакалаврская работа одной из студенток "Венера Виллендорфская"
http://olgai2.livejournal.com/62685.html
http://www.bezhin-lug.net/viewtopic.php?f=17&t=103&start=180#p7113

Первоначально Венера находилась внутри здания Академии художеств:
А это, я считаю, просто непревзойденный шедевр отечественного ваяния! Автор создал копию знаменитой Виллендорфской Венеры - статуэтки, возраст которой составляет около 3000 лет. Сколько грации и изящества!
Правда, оригинал, находящийся в Венском историческом музее (см.фото), имеет размер около 11 см. Но мы привыкли мыслить масштабно! Хорошей Венеры должно быть много!
Моя коллега специально решила попозировать, дабы все смогли оценить масштабы произведения. Кошмар и жуть, если честно! И это еще стояло на площади перед академией довольно длительное время!
Март 2011

http://gaviota15.livejournal.com/25751.html

Была замечена Венера и в торговом центре в Старой Риге:
Shopping Mall with Venus of Willendorf Sculpture - Riga - Latvia http://www.flickriver.com/photos/adam_jones/5833438330/

А вот что пишет сама автор этой скульптуры (перевела с английского, как могла):
Венера Виллендорфская 21-го века - это мой поиск глубины женской идентичности. Представляет собой [скульптуру высотой] 4,5 м из клееных рифленых листов и покрыта частичками зеркального пластика, создана как своеобразная реплика шедевра каменного века. Венера Виллендорфская 21-го века является концептуальной работой, позволяющей женщинам в наше время блистать в ее отражении, в то время как Венера светит для себя. Она удивительна с ее женскими формами. Возможно, она даже шокирующа для некоторых. Эта работа о женщине, но не о феминизме.


Самолюбие читательниц наверняка будет польщено, когда они узнают, что первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их «палеолитическим Венерами». Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти «Венеры», по нашим меркам, крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками – обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако это не значит, что все женщины палеолита представляли собой подобные «туши». Да и вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении «Венер» художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому «сосуду» для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие «плодородные» женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене (тем более, если учесть господствующий в то время матриархат). По описаниям путешественников, в некоторых африканских племенах до сих пор ценятся невесты (!) на девятом месяце беременности, как доказавшие свою «плодоносность».

Если же судить по наскальным изображениям, первобытные женщины были стройны, мускулисты и не очень-то отличались от мужчин.

Изучение разнообразных племен, ведущих и поныне первобытный образ жизни, наиболее ярко подтверждает то, насколько разнообразными и экстравагантными могут быть представления о женской красоте. Приведу лишь несколько примеров:

– Женщины из Мьянауна (Бирма) гордятся в первую очередь своими шеями. И гордиться есть чем – шеи красавиц порой достигают 50 см! Вытягивают их при помощи медных колец, одеваемых на шею с детства, число которых постоянно растет.

– Девушки из эфиопских племен сурма и музи аналогичным образом «раскатывают» себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное, с точки зрения европейца, украшение носит и «экономическую» подоплеку: чем больше девушка «раскатает» губу, тем больше скота дадут ее семье, когда придет время выходить замуж. Некоторые исследователи считают, что «губатая» традиция зародилась как способ избежать увода женщин племени захватчиками.

– Жительницы же острова Борнео считают верхом красоты оттянутые до плеч уши, чего добиваются, подвешивая к мочкам бронзовые гирьки. Со временем вес таких «сережек» может достигнуть 3 кг!

– Для племени карамоджонгов (на границе Судана и Уганды) украшением женщины считаются особые фигурные наросты на теле. Ради этих «прелестей» женщинам приходится вытерпеть мучительную процедуру: кожа лица и тела надрезается железными крючьями и затем в течение месяца посыпается пеплом.

– Жительницы Соломоновых островов, вступая в брак, лишаются верхних резцов. Их торжественно выбивает дядя невесты по материнской линии с помощью камня и заостренной палки.

– Матери из племени индейцев типо (Бразилия) сдавливают лица своих дочерей деревянными палками. И это не наказание за плохое поведение – просто, не дай Бог, вырастет дочка с круглым лицом и будет посмешищем! Лицо должно быть вытянутое и очень узкое.

– А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считается… худоба! Красавица должна иметь множество складок на боках, большой живот и лоснящееся лицо. Достичь этого «идеала» ненамного легче, нежели сбросить лишний вес. Для «увеличения красоты» девочек с малолетства помещают в палатки, где они мало двигаются и в обилии поглощают верблюжье молоко.


Возможно, эта найденная в природе и не требующая доработки фигурка является одним из первых женских портретов в истории Земли (Берехат Рам (Berekhat Ram), Голанские высоты, Израиль, 800-233 тыс. до н.э., вулк. туф, 3 см, найдена в 1981 г.,).

Со временем статуэтки всё более приобретают женские черты. До верхнепалеолитических шедевров им ещё далеко, но путь развития уже вырисовывается (800-232 тыс. до н.э., Еврейский университет, Иерусалим


“протовенеры” из местонахождения Гросс Пампау, Германия, ок. 0, 5 млн л. н.

Венера из Тан-Тана — антропоморфная кварцитовая фигурка длиной 580 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан .
Вместе с Венерой из Берехат-Рама (известной с 1981 года по палестинским материалам) представляет собой древнейший (500—300 тыс. лет) образец «палеолитической венеры» и, таким образом, возможно, самый ранний известный науке памятник художественного творчества.

В пещере Холе-Фельс (Hohle Fels, «Полые скалы») на юго-западе Германии найдена древнейшая в мире статуэтка.


Всего лишь шесть сантиметров высотой... Самую, возможно, древнюю из всех известных до сих пор женскую фигурку представили на пресс-конференции в Тюбингене нашедшие ее немецкие археологи. Ей около сорока тысяч лет. Маленькая, вырезанная из бивня мамонта женская фигурка - одна из главных археологических сенсаций последних лет. До сих пор во время раскопок поселений раннего каменного века находили лишь фигурки животных. "Швабскую Венеру", как ее назвали в Германии, нашли в сентябре прошлого года к югу от Штутгарта, в горном массиве на берегу одного из притоков Дуная. Несколько экспертиз, проведенных за это время, подтвердили надежды археологов: неизвестный мастер каменного века вырезал ее 40 тысяч лет назад. То есть речь идет о самом древнем из известных до сих пор скульптурном изображении человека.


Достаточно беглого взгляда, чтобы в миниатюрных палеолитических фигурках выделить ярко выраженную женскую телесность, отсутствие лица и полное невнимание изготовителя к проработке конечностей (Бальци Росси, Италия, 25-20 тыс. лет до н.э., стеатит, 6,1 см,


Вестоницкая Венера — «палеолитическая венера», обнаруженная в Моравии 13 июля 1925 года и в настоящее время выставленная в Моравском музее г. Брно. Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота 11,1 см, ширина 43 мм. Принадлежит Граветтской культуре и датируется различно — между 29 000 и 25 000 гг. до н. э.


Венера Виллендорфская (нем. Venus von Willendorf) — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаружена в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати (нем. Josef Szombathy) в 1908 году. В настоящее время хранится в венском Музее Естествознания.
Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит о передвижениях древних) и подкрашена красной охрой. По оценке 1990 года, фигурка изготовлена примерно за 22-24 тысячи лет до нашей эры. Почти ничего не известно ни о месте, ни о методе изготовления, ни о культурном назначении данной статуэтки.


Зарайск. Женская фигурка. 20 тыс. до н.э. Бивень мамонта. Размеры: высота - 16,6 см; ширина у плеч - 4 см, у пояса - 5,1 см, у бедер - 5,5 см; толщина у плеч - 3 см, у пояса - 4.3 см, у бедер - 4.4 см. Соотношение длины туловища к длине ног 8,6/7,6 см .
Две женские фигурки, вырезанные из бивня мамонта, а также целый ряд других художественных изделий верхнего палеолита обнаружены на участке раскопок под Зарайском (в 150 км от Москвы). Что касается "венер", то сходные с ними фигурки каменного века археологи уже находили в целом ряде мест от Пиренеев до Сибири. А очень похожие на зарайские — в селе Костенки Воронежской области и селе Авдеево Курской области, что говорит о культурных связях между этими регионами.
Но относительно культурного или религиозного назначения статуэток среди специалистов до сих пор идут споры.
Любопытно, что обе статуэтки были тщательно захоронены в специальных круглых ямках, причём снизу под фигурки были подложены мелкий песок и красная охра, а сверху древние люди прикрыли "венер" лопатками мамонта.

Неолитическая Мораванская Венера (возраст — 22800 лет) Моравани над Вахом, Словакия, кость мамонта, 7,7 см. О неолите, когда возникло земледелие, имеется больше сведений. Предполагается, что люди культура линейно-ленточной керамики пришли на территорию Словакии около 5000 лет до нашей эры. Найдены остатки поселений, могильники (например, в Нитре и Штурово), остатки керамики, обетные дары или культовые предметы, например, женские фигурки («палеолитические Венеры») из Нитранского града или Мораван-над-Вагом.


Известна также Венера (на рисунке в середине) из Савиньяно (Италия); статуэтка изготовлена из серпентина, высота ее 22,5 сантиметра.

Вершиной художественного мастерства является Венера из Леспюг: она вырезана из кости мамонта, высота ее 14,7 сантиметра). Хотя ее тело обладает невероятно преувеличенными чертами, но имеет гармоничный облик и сделано с большим художественным вкусом. Вся ее фигура симметрична и образует правильный ромб. Небольшая голова переходит в узкую грудь, тело расширяется в сильные бока и вновь суживается к едва намеченным ногам. Действительно, это произведение большого мастера. В позднем каменном веке ориньякский скульптор создал творение, которое дошло до нас под названием Венера из пещеры Леспюг, — женская фигура эпохи палеолита, вырезанная из бивня мамонта, найденная в 1922 году в верховьях реки Гаронны во Франции. Этот период охватывает 30-10 тысяч лет до н.э.


ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТА Статуэтка из известняка (в центре). Высота -10,2 см. Костёнки-1, второй жилой комплекс. Возраст стоянки: 22-23 тысячи лет. Две статуэтки из бивня мамонта. Высота -11,4 см (слева) и 9,0 см (справа). Костёнки-1, первый жилой комплекс. Возраст стоянки: 21-23 тысячи лет.

Кастинск, Костенёк, Костёнки... Название села на реке Дон в 40 километрах южнее Воронежа. Скульптурные фигурки обнажённых женщин, прозванных археологами во всем мире «палеолитическими Венерами», появились на территории Европы 20-27 тысяч лет назад. Впервые фрагмент такой статуэтки археологи обнаружили в 1894 году в местечке Брассемпуи во Франции. Затем их стали находить и на других стоянках палеолита в Европе, в том числе и десять статуэток хорошей сохранности ― в Костёнках-1, изготовленных из известняка и бивня мамонта.

Кого могли изображать эти фигурки с их гипертрофированными объёмами груди, живота и бедер? Предположений нашими известными археологами было высказано много. Одни считали, что эти фигурки ― символы плодородия и объединения рода, другие видели в них атрибуты охотничьей магии, третьи ― владычиц сил природы и даже «сверхчеловеческих существ женского пола»

Не только целая статуэтка, но и её сексуально значимая часть вполне могла удовлетворить палеолитического мужчину (Костёнки, Россия, 23 тыс. лет до н.э., мергель, 13,5 см

Обычно их называют мальтийскими Венерами. Одной из ярких особенностей мегалитической культуры является обилие статуэток и статуй с изображением стилизованных женщин. Есть и изображения мужчин, а также, скажем так, людей неясного пола, но женские фигурки явно преобладают. Есть, кстати, странные статуэтки, у которых можно менять головы. Короче, все эти находки в совокупности позволяют на данный момент отнести культуру к явно матриархальному типу с культом поклонения богине (богиням), культом плодородия и изобилия (статуэтки женщин явно показывают, что они еще не были знакомы с системами похудания, а мужчин держали в разумном достатке).

Самая большая из них имеет высоту около метра, символизируя собой, видимо, богиню - мать. Как правило, их датируют в интервале 3000 - 2500 г. до н.э. Постройки имели откровенно культовое предназначение и имеют своебразные "алтари", ниши, каменные столы, дверные проемы, подиумы и лестницы.

    • Предмет и основные понятия истории религии
    • Всеобщность веры
    • Почему человек верит в бога
      • Почему человек верит в бога - страница 2
      • Почему человек верит в бога - страница 3
  • Ранний и средний палеолит
    • Палеоантропология как предмет истории религий
    • Современный «дикарь» и доисторический человек
    • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека?
      • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека? - страница 2
    • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения
      • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения - страница 2
    • Медвежий культ в среднем палеолите
    • Этические представления неандертальца
  • Религия верхнего палеолита
    • Религия верхнего палеолита
    • Погребения верхнего палеолита
    • Души умерших
    • Религиозный смысл верхнепалеолитической живописи
    • Идея бога в верхнем палеолите
      • Идея бога в верхнем палеолите - страница 2
    • «Великий колдун»
    • «Палеолитические Венеры»
    • Этические представления верхнего палеолита
  • Религиозные представления неолита
    • Теория «неолитической революции»
    • Мистика зерна и начало земледелия
    • Почитание предков и начало оседлой жизни
    • Мать - сыра земля
    • «Незнаемый бог» неолита
    • Святилище и храм
      • Святилище и храм - страница 2
    • «Мир мертвых» и «мир живых»
      • «Мир мертвых» и «мир живых» - страница 2
    • Человеческие жертвоприношения
  • Мегалитическая религия
    • Культура «больших камней»
    • Кто и когда создал мегалитическую цивилизацию
    • Зачем возводились постройки из «больших камней»
    • «Должно вам родиться свыше»
    • «Совиноглазая богиня»
    • Отец небесный
      • Отец небесный - страница 2
    • Конец мегалитической религии
  • Религии современных неписьменных народов: бог и духи загадки неписьменных культур
    • Загадка неписьменных культур
    • Представления о боге-творце у неписьменных народов
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 2
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 3
    • Мать-земля
    • Мир духов
      • Мир духов - страница 2
    • Тотем
    • Мировое древо и сверхъестественный переход
  • Религии современных неписьменных народов: человек и его мир
    • Многосоставный человек
    • Человек - бог или зверь?
    • Зеркало вместо инобытия
      • Зеркало вместо инобытия - страница 2
      • Зеркало вместо инобытия - страница 3
    • Нравственный императив в религиях неписьменных народов
      • Нравственный императив в религиях неписьменных народов - страница 2
    • Каннибализм и человеческие жертвоприношения
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 2
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 3
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 4
    • «Неписьменные народы» - причины социальной стагнации
  • Шаманизм
    • Происхождение и смысл понятия шаманизм
    • Кто такой - шаман
    • Кто и как становится шаманом
    • Шаманское посвящение
    • Внутренний смысл шаманского посвящения
      • Внутренний смысл шаманского посвящения - страница 2
    • Загадка тудинства
    • Что такое камлание?
    • Собирание духов
    • Магический жар и шаманский полет
    • Исцеление
    • Сохранение спасенной души
    • Заключительное кормление и роспуск духов
    • Шаманизм как культурно-религиозное явление
      • Шаманизм как культурно-религиозное явление - страница 2

«Палеолитические Венеры»

Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка - все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера - это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это - знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал - головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она - вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву - земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта - это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом - Истории» - «Очевидное» - еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-l"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна - с узкими девичьими еще бедрами, другая - беременная, третья - старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона.

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах - невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений - столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.