Штраусы отец и сыновья. Иоганн (сын) Штраус биография

Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у любителей классической музыки - знаменитый австрийский композитор, скрипач, дирижер, крупнейший мастер венской оперетты и венского вальса. На его счету около пятисот произведений в жанре танцевальной музыки (мазурки, польки, вальсы и прочие), которые автору удалось вознести на высокий художественный уровень.

В своих творениях Иоганн Штраус опирался на традиции родного отца, Ф. Шуберта, И. Ланнера, К. М. Вебера. За счет симфонизации композитор придал индивидуальную образность вальсу, популярность которого обусловили мелодическая красота и гибкость, романтическая одухотворенность, опора на городской австрийский фольклор и практика бытового музицирования.

Семья Иоганна Штрауса-младшего

Штраус-старший, отец Иоганна, в свое время перепробовал не одну профессию, чтобы найти себя в музыке.

Талантливый скрипач организовал собственный оркестр, увеселявший танцевальной музыкой богатых австрийцев, сам занимался сочинительством, много гастролировал со своим музыкальным коллективом и удостоился титула «король вальса». Ему аплодировали Брюссель, Лондон, Париж и Берлин; его вальсы оказывали магическое воздействие на публику.

Музыкальность семьи Штраусов

Почти десятилетие семья композитора меняла место жительства, переезжая из одной квартиры в другую, и стены каждой из них становились свидетелями рождения нового ребенка. Старший сын Иоганна Штрауса, тоже Иоганн, родился в Вене 25 октября 1825 года. Всего в семье было семеро сыновей - все они впоследствии стали музыкантами. И это логично, ведь в домашней атмосфере Штраусов всегда присутствовала музыка. Репетиции оркестра часто проходили в домашней обстановке, что давало ребятишкам возможность наблюдать, как рождаются настоящие нотные шедевры. Сведения о некоторых из них подтверждают, что Йозеф стал дирижером в оркестре Штраусов с 1853 года и автором популярных оркестровых пьес, Эдуард - скрипачом, дирижером и автором танцевальных сочинений, а в 1870 году - преемником Иоганна на посту дирижера придворных венских балов.

Детские годы Иоганна Штрауса

Старший сын пел в церковном хоре, а в своем отце видел кумира, которого рано или поздно хотел превзойти. В шестилетнем возрасте мальчик уже наигрывал собственные сочинения, что не отвечало интересам родителей, ведь ни один из них не желал музыкального будущего своим чадам.

Иоганн-младший учился в политехническом училище и втайне от отца осваивал музыкальную грамоту. Свои первые деньги будущий композитор Штраус, биография которого имеет множество взлетов и неоднократных падений, начал зарабатывать обучением игре на фортепиано, тут же расплачиваясь ими за уроки игры на скрипке. Родительские попытки привлечь юношу к банковскому делу оказались безуспешными.

Штраусы: старший и младший

Штраус-старший тем временем завел новую семью, в которой появилось еще семеро детей. Факт ухода отца позволил Иоганну открыться в своем увлечении, поэтому он стал брать уроки, уже не скрываясь. В 1844 году Иоганн был удостоен права дирижировать в венском магистрате и в 19-летнем возрасте создал собственный концертный ансамбль, исполнявший его произведения. На первом же выступлении, ставшем сенсационным для венской публики, младший Штраус, биография которого только брала свое начало на музыкальном олимпе, доказал, что его музыка может конкурировать с музыкой отца, которому на тот момент было 40 лет. Поступок сына привел Штрауса-старшего в ярость, и он, имеющий большое количество связей в высших кругах, постарался максимально усложнить жизнь своему чаду, что обусловило возникновение между родными людьми жестокой борьбы. Отец все так же играл на светских мероприятиях при дворе, сыну осталось реализовывать свой талант в кафе и казино (два небольших заведения в Вене). В это же время Штраус-старший начал бракоразводный процесс с первой женой, что обусловило несдержанность старшего сына и его публичные нападки на отца. Результатом судебного разбирательства стал выигрыш Штрауса-старшего в бракоразводном процессе: свою семью он оставил без наследства и каких-либо средств к существованию. На концертных подмостках Иоганн-старший также триумфовал, в то время как оркестр его сына влачил жалкое существование. Тем более Иоанном-младшим вплотную интересовалась полиция, имевшая о нем сведения как о человеке расточительном, легкомысленном и безнравственном.

Биография Штрауса: краткое содержание

Неожиданно для всех в 1849 году отец умер, чем открыл Штраусу-младшему дорогу в музыкальный мир Вены, к тому же знаменитый оркестр именитого композитора без слов избрал его своим дирижером, и свои контракты с ним возобновили почти все увеселительные заведения города. Карьера композитора резко стала подниматься вверх: при дворе молодого императора в 1852 году уже играл Штраус. Биография кратко описана во многих учебниках музыки.

В 1854 году к композитору с деловым предложением, подразумевавшим выплату немалой денежной суммы, явились представители железнодорожной компании России, пригласившие его на выступление в роскошный Павловский вокзал и парк, в котором размещались царские дворцы. Иоганн Штраус, краткая биография которого описана во многих учебниках по истории музыки, сразу согласился и покорил местную публику своими польками и вальсами. Его выступления посещали даже члены императорской семьи.

Личная жизнь композитора

Иоганн Штраус, биография которого всю жизнь была связана с музыкой, пережил немало любовных романов в России, но свое семейное счастье нашел в Вене. В 1862 году он женился на Етти Трефц, женщине старше его на 7, лет имевшей от «короля вальса» на тот момент четырех сыновей и трех дочерей.

Эта женщина была не только его женой. Етти (бывшая оперная дива Генриетта Халлупецки) стала для композитора секретаршей, сиделкой, деловой советчицей и музой одновременно; при ней Штраус вознесся еще выше и поверил в свои силы. В 1863 году супруга вместе с мужем посетила Россию, в то время, как в Вене пожинал плоды популярности брат Йозеф, ставший также В 1870 году он умирает, а венец его славы, как и отца, перенимает Иоганн Штраус.

Биография кратко: время славы

Это были годы расцвета творчества композитора. В это время Иоганн Штраус, биография и творчество которого тесно переплетены между собой, создает свои знаменитые произведения «Сказки Венского леса» и «Голубой Дунай», выразившие музыкальную душу Вены и сотканные из мелодий самых различных народов, ее населяющих. Оперетты композитор начал писать в 70-х годах XIX века под влиянием Ж. Оффенбаха. Однако, в отличие от французской оперетты с ярко насыщенным драматизмом, в произведениях Штрауса господствует стихия танца. Первая оперетта «Индиго и сорок разбойников» была воспринята австрийской публикой на ура.

Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Цыганский барон», «Летучая мышь». Музыку Штрауса высоко ценили П. И. Чайковский, И. Брамс, Н.А. Римский-Корсаков. Мировой успех за автором закрепили выступления в Великобритании, Франции и США; композитор управлял двадцатитысячным оркестром при поддержке ста дирижеров-ассистентов. Несмотря на всеобщее признание, Иоганн Штраус (биография и творчество кратко описаны во многих учебниках по музыке) всегда был полон сомнений и недоволен собой, хотя темп его работы можно назвать лихорадочным, очень напряженным.

Всемирное признание

Отказавшись от придворного дирижирования, Иоганн Штраус, краткая биография которого описывает ключевые моменты его творчества, продолжал гастролировать по разным странам, с успехом выступать в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Бостоне. Размер его доходов способствовал строительству собственного «городского дворца» и роскошной жизни. На некоторое время из привычного ритма жизни Иоганна Штрауса выбили смерть любимой жены и неудавшийся второй брак с актрисой Анжеликой Дитрих, которая была младше композитора на 25 лет. Женитьба в третий раз - на Адели Дойч, 26-летней молодой вдове, брак с которой оказался счастливым, вернула композитора в привычный для него образ жизни. Своей третьей супруге Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у современного поколения, посвятил вальс «Адель».

В 1885 году, накануне 60-летия композитора, состоялась громкая премьера оперетты «Цыганский барон», ставшая настоящим праздником для жителей Вены, а далее и для остальных жителей планеты. Штраус тем временем внимательно следил за музыкальными тенденциями в музыкальном мире, учился у классиков, поддерживал дружбу с такими маэстро, как и Иоганн Брамс.

Иоганн Штраус, биография которого вызывает интерес молодого поколения, решил попробовать себя в опере; в 1892 году состоялась премьера написанной им оперы «Рыцарь Пасман», а предварительная версия балета «Золушка» была дописана в конце 1898 года. До ее премьеры композитор уже не дожил.

Последние годы жизни композитора

Успех Штрауса не всегда находился на вершине взлета: были и падения. Так, оперетта «Венская кровь» не имела такого успеха, как предыдущие произведения, и выдержала лишь малое количество представлений. Последние годы жизни Штраус, биография которого интересна многим его почитателям, провел в уединении, он прятался в собственном особняке и время от времени играл с друзьями в бильярд. По случаю 25-летнего юбилея оперетты «Летучая мышь» композитора уговорили дирижировать увертюрой. Это оказалось его последним выступлением, Иоганн Штраус простудился и заболел воспалением легких. Возможно, композитор предчувствовал свою смерть, в минуты сознания его супруга слышала, как он чуть слышно напевал: «Славно, друзья, должен прийти и конец». Эта песня была написана учителем Иоганна Йозефом Дрекслером. Умер Штраус на руках у Адели 3 июня 1899 года. Вена устроила ему, как и Штраусу-старшему когда-то, грандиозные похороны. Могила композитора расположена среди могил других гениев музыки: Брамса, Шуберта и Бетховена.


Александр Васильевич Александров (1883-1946) - советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937), дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1942, 1946), доктор искусствоведения (1940), профессор Московской консерватории (1922), генерал-майор (1943). Автор музыки Гимна СССР.
Родился в крестьянской семье. В 1891 году переехал в Санкт-Петербург и в 1901 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, однако в 1902 году вследствие болезни и тяжёлого материального положения был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного хора. В 1909 году продолжил учёбу в Московской консерватории, которую закончил в 1913 году по классу композиции, а в 1916 году - по классу пения.
В 1918 году был приглашён преподавателем в Московскую консерваторию (с 1922 года - профессор). С 1918 по 1922 годы работал регентом Храма Христа Спасителя.
Совместно с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным в 1928 году организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски, с которым объехал практически весь Советский Союз и ряд зарубежных стран, завоевал Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др.
Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине, во время европейского турне Краснознамённого ансамбля.
По образцу александровского коллектива в России и за рубежом создано и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей.
Его сыновья (Борис, Владимир и Александр) тоже стали именитыми композиторами и дирижёрами.

Борис Александрович Александров (1905-1994) - советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии первой степени (1950). Народный артист СССР (1958). Генерал-майор (1973) - сын композитора Александра Васильевича Александрова.
Родился в городе Бологое. С 1912 года Борис Александров пел в хоре отца, с 1918 года - в хоре Большого театра. С 1923 по 1929 годах руководил различными московскими музыкальными клубами. Окончил Пречистенские рабочие курсы по классу изобразительного искусства, Музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина, а в 1929 году - МГК имени П. И. Чайковского по классу композиции Р. М. Глиэра.
С 1930 по 1937 годы Борис Александров работал дирижёром и заведующим музыкальной частью ЦТКА, а с 1933 по 1941 годы - одновременно работал преподавателем Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1939 году, став доцентом консерватории, с 1937 года с небольшими перерывами - дирижёром и заместитель художественного руководителя АППКА.
В 1942 году Борис Александров сам организует и до 1946 года становится художественным руководителем Ансамбля советской песни Всесоюзного радио.
После смерти отца Борис Александров становится его преемником на посту начальника и художественного руководителя Академического дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. До 1987 года Б. А. Александров продолжал дело своего отца, успешно руководив ансамблем песни и пляски, получившим мировое признание.
В становлении Б. Александрова, как автора оперетт, большую роль сыграл Григорий Ярон. Ему, в то время одному из руководителей Московского Театра оперетты, в 1936 году украинский либреттист Л. А. Юхвид принёс первые наброски «Свадьбы в Малиновке». Григория Марковича поразила романтичность, красочность и весёлость будущей оперетты, возможность показать народные песни и танцы. Ярон привлёк к работе драматурга В. Я. Типота, и менее чем в 3 месяца работа была завершена. С этого времени Б. Александров - желанный гость в Театре оперетты. Всего композитором было создано 7 оперетт. Среди них: «Сотый тигр», «Девушка из Барселоны» (1942 год, либретто А. В. Софронова), «Моя Гузель» (1946 год) и других, двух балетов, в том числе - «Левша» (1955 год).
Борис Александров является также автором двух симфоний, трёх кантат, концертов для различных инструментов с оркестром, ряда статей о музыке, песни «Да здравствует наша держава», которая в 1943 году была представлена в качестве кандидата на гимн СССР.

К «музыке для ног» во все времена относились в лучшем случае снисходительно. Симфонии, оратории, опера считались благородными жанрами, а вальсы, кадрили, польки – развлекательными, а значит – второсортными. Такое положение вещей навсегда изменил Иоганн Штраус, которого заслуженно величают «Королём вальса». Выдающийся композитор, автор популярных оперетт сумел поднять танцевальную музыку на недосягаемые доселе симфонические высоты. Являясь основателем венского вальса, он создал такие обаятельные музыкальные «жемчужины», которые никогда не утратят своей притягательности.

Краткую биографию Иоганна Штрауса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Штрауса

Иоганн Штраус родился в Вене 25 октября 1825 года. Его отцом и полной тезкой был известный австрийский композитор. Штраус-старший не желал для сыновей музыкальной карьеры, запрещал им сочинять музыку и учиться играть на скрипке . По иронии судьбы, все трое его сыновей от Анны Штрайм стали композиторами, несмотря на его яростное сопротивление. Так, маленький Иоганн втайне от отца, часто гастролировавшего за рубежом, брал его скрипку и самостоятельно учился на ней играть. Мать поддерживала увлечение сына.


Даже поступив в Высшее коммерческое училище и подрабатывая счетоводом, Иоганн не прекращал учиться музыке. Согласно биографии Штрауса в 1844 году он, имея блестящие рекомендации своих педагогов, решился получить лицензию на право дирижирования оркестром. Чтобы влиятельный отец не смог воспрепятствовать карьере сына, Анна подала на развод – к тому времени у Штрауса-старшего уже несколько лет была вторая семья. На фоне этой драмы Иоганн собрал свой собственный оркестр, а когда 5 лет спустя отец скоропостижно скончался, пригласил к себе работать его музыкантов.


Гастролируя по Европе со своими произведениями, Штраус становится настолько популярен, что подключает к концертной деятельности обоих своих братьев, Йозефа и Эдуарда. В Австрии молодой композитор получает все придворные полномочия своего отца. С 1856 года он постоянный гость в России. Становятся традиционными его летние вступления на Павловском вокзале. С нашей страной связано и первое серьезное чувство композитора. Его избранницей стала Ольга Смирнитская, он просил ее руки, но не получил согласия родителей девушки. Разбитое сердце короля вальсов залечила певица Генриетта Халупецкая, имевшая к моменту свадьбы со Штраусом семерых детей от разных мужчин. Брак принес композитору не только счастье и взаимопонимание, но и всестороннюю поддержку его творчества, которую оказывала супруга.

В 1870 Штраус передает все придворные обязанности Эдуарду, чтобы освободить время для написания оперетт. Это был непростой период в его жизни – зимой умерла его мать, а летом – младший брат Йозеф. В 1878 году скончалась супруга композитора, и он с едва приличной поспешностью полтора месяца спустя женился на певице Анжелике Дитрих. Не прошло и пяти лет, как этот брак закончился разводом. Последний раз Штраус пошел под венец в 62 года. Его избранницей стала Адели Дойч, ради союза с которой великий австриец поменял гражданство и вероисповедание. Детей у композитора не было.

В 1889 году Штраус издал произведения своего отца в семи томах. Именно его он считал главным распространителем классической венской танцевальной музыки, которая стала популярной далеко за пределами своей родины. Он всегда без тени зависти чтил талант и заслуги своего отца, поддерживал творчество братьев. Умер маэстро в 73 года, причиной тому послужила пневмония, которой он заболел, простудившись по дороге с чествования 25-летнего юбилея «Летучей мыши ». На этом памятном спектакле он в последний раз стоял за дирижерским пультом. 3 июня 1899 года короля вальсов не стало.



Интересные факты о Штраусе

  • Содержать огромный оркестр, находить ангажементы, планировать работу с двумя братьями – все это требовало невероятного организаторского таланта, и Иоганн Штраус, несомненно, им обладал. Он чувствовал веяния времени и всегда пытался им соответствовать. Даже начав отдавать большинство своих сил оперетте, композитор не забывал и о танцах, перерабатывая для них лучшие мелодии из своих спектаклей. «Летучая мышь», например, предоставила материал для 6 танцевальных номеров.
  • На музыку Штрауса создано 2 балета: «Голубой Дунай» Б. Фенстера, поставленный в Ленинграде в 1956 году, и «Летучая мышь» Р. Пети - для Марсельского балета в 1979.
  • Российское либретто «Летучей мыши» кардинально отличается от оригинального. В первоначальном варианте в костюме Летучей мыши на балу был Фальк, над которым потом подшутил Айзенштайн. В версии Н. Эрдмана и М. Вольпина в Летучую мышь облачалась супруга Айзенштайна, Розалинда.


  • Биография Штрауса гласит, что ради единственной поездки в США композитор разорвал контракт с Царскосельскими железными дорогами, которые договорились с ним о проведении 11-го летнего сезона в Павловске. В Бостоне Штраус принял участие в грандиозном концерте, где дирижировал оркестром из 1000 музыкантов.
  • Для версии оперетты «Венская кровь», поставленной в 2015 году в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, текст написал сатирик Семен Альтов.

Популярные мелодии Штрауса

  1. «У прекрасного голубого Дуная », 1867

Этот вальс был создан по заказу Венского общества хористов и исполнялся совместно с мужским хором. Текст для него написал Иосиф Вайль. 23 года спустя появился второй вариант стихов Франца фон Гернета. Сегодня вальс является визитной карточкой Вены и неформальным гимном Австрии.

  1. Вальс «Сказки Венского леса », 1868

На первом исполнении этого вальса публика четырежды потребовала исполнить его на бис. Он - одно из нескольких произведений композитора, где используется цитра – народный австрийский инструмент.

  1. Вальс «Жизнь артиста », 1867

Один из самых мелодически щедрых вальсов Штрауса, темы которого использовались даже в переработанной русской версии «Летучей мыши». Исполненный через три дня после премьеры вальса «У прекрасного голубого Дуная», он не только не потерялся в тени гениального соперника, а по праву занял место рядом с ним.

  1. Вальс «Весенние голоса », 1882

Этот вокальный вальс написан для сопрано Бьянки Бианки, текст к нему создал Рихард Жене. В исполнении певицы произведение имело большой успех, и она включала его даже в свои партии в операх Делиба и Россини. Так, «Весенние голоса» стали звучать со сцены императорской Венской оперы, доселе недоступной для танцевальной музыки.

  1. Полька «Трик-трак », 1858

Премьера польки обернулась сенсацией, поэтому ноты ее фортепианного переложения напечатали в спешном порядке – уже через 4 дня. Тираж был буквально сметен с прилавков, как и несколько последующих репринтов.

Творчество Иоганна Штрауса

Свой самый ранний вальс «Первая мысль » Иоганн Штраус написал в 6 лет, и, как ни удивительно, но его ноты дошли до наших дней. Первым официальным произведением композитора является вальс «Эпиграммы », который впервые прозвучал на дебютном выступлении Штрауса в качестве дирижера собственного оркестра 15 октября 1844 года. Газеты раздули невероятную шумиху, еще и потому, что вечер устраивался в казино, где часто выступал Штраус-отец. Его сочинения также были включены в программу концерта, основной интригой которого являлись 4 произведения молодого Иоганна. Отец на дебют сына не явился, а через некоторое время и вовсе лишил наследства всех своих детей-музыкантов. Однако публика, коей пришло гораздо больше, чем даже мог вместить в себя зал, осталась в восторге от выступления нового оркестра и юного композитора. Все номера бисировались, а «Эпиграммы» исполнялись 20 раз! Могла ли быть менее блестящей карьера музыканта, получившего столь успешный старт?

Уже в следующем, 1845 году, Штраус принимает предложение стать дирижером 2-го полка венских граждан. Это еще более накаляет противостояние с отцом, дирижером 1-го полка. Именно сыну было доверено выступление на торжественном открытии крупнейшего венского бального зала «Одеон». Однако Штраус-старший в то же время становится распорядителем музыки и танцев при дворе, что упрочивает его положение на самых престижных и фешенебельных танцевальных вечерах Вены. Сыну остаются приглашения в небольшие залы, и он предпринимает первые гастроли в Венгрию. На концерте в Буде он представил на суд зрителей «Пештский чардаш », приведший всех слушателей в абсолютный восторг из-за тонкого понимания композитором венгерской национальной музыки.

Оркестр Штрауса часто приглашали играть на вечерах, организованных славянскими землячествами. Поэтому в репертуаре композитора появились несколько произведений на восточноевропейские мотивы: «Чешская полька », «Сербская кадриль », кадриль «Александр », «Славянское попурри ». Успех этих произведений закрепили балканские гастроли 1847 года.


1848 год был ознаменован Европейской революцией и Штраус, вернувшийся к маю из Румынии, поддержал сторону восставших, сочиняя «Революционный марш », польку «Лигуорианские вздохи ». Революция была подавлена, к власти пришел император Франц Иосиф I, а Штраус написал в ответ на эти события вальс «Музыка единства», примиряющий его со сложившейся политической ситуацией, несмотря на прежние революционные воззрения. Из этих же соображений композитор создал кадриль «Николай » в честь российского императора, поддержавшего притязания Австрии в ходе революции в Венгрии, «Марш императора Франца Иосифа », «Триумфальный марш ».

Смерть отца оставила в истории соперничество двух Штраусов. У младшего началась пора расцвета – его приглашали везде, где до того царил отец. Первым произведением, созданным в новый период творчества, был вальс «Свои люди ». К 1856 году Штраус уже стал «первой скрипкой» Вены. В этот момент ему поступило весьма заманчивое предложение из России, от руководства Царскосельской железной дороги – провести летний музыкальный сезон с выступлениями на Павловском вокзале. От такой возможности и столь щедрых гонораров композитор отказаться не смог, и с 18 мая по 13 октября 1856 года давал ежедневные концерты в пригороде российской столицы. Для своего дебютного лета в России Штраус написал 8 новых произведений. В течение 10 последующих лет российская публика имела удовольствие ежегодно видеть короля вальсов в Павловске.

В 1863 году Штраус получил должность распорядителя музыки и танцев при дворе – ту самую, которую когда-то занимал отец. Его оркестр играл на всех придворных балах – это была высшая карьерная точка любого австрийского музыканта. Возможно, именно этот успех дал композитору новую творческую энергию, породившую в конце 60 годов самые блестящие его мелодии: «У прекрасного голубого Дуная », «Жизнь артиста », «Сказки Венского леса ».

Казалось бы, за столь грандиозной и концентрированной по времени кульминацией должен последовать неизбежный спад, но только не у Штрауса. Вальсов, действительно, стало меньше. Но только лишь потому, что маэстро полностью посвятил себя новому жанру – оперетте . Дальновидная Генриетта давно склоняла мужа попробовать себя в театре. Начальные три попытки написать оперетту не дошли до своего завершения. Первая полноценная работа Штрауса «Индиго и сорок разбойников » получилась весьма неидеальной, в главном, из-за невнятного либретто. Однако это не помешало ей пройти только в 1871 году более 40 раз на сцене венского театра «Ан дер Вин». В 1873 году выходит вторая оперетта «Карнавал в Риме ». А год спустя – подлинный шедевр этого жанра «Летучая мышь », представленная 5 апреля 1874 года в театре «Ан дер Вин». За дирижерским пультом стоял автор, каждый номер заканчивался громоподобными аплодисментами – венская публика обожала своего маэстро!

В ближайшие 10 лет он напишет еще 6 оперетт, в разной степени успешных, но не повторивших судьбу «Летучей мыши». Композитор всегда очень глубоко понимал венгерскую культуру и вынашивал идею оперетты на венгерский национальный сюжет. Таким сюжетом и стала новелла М. Йокаи «Саффи». И. Шницер написал либретто, и в 1885 году на сцене «Ан дер Вин» появился «Цыганский барон », ставший вторым безусловным хитом Штрауса на протяжении последующих столетий. На венгерскую тему была создана и единственная комическая опера композитора «Рыцарь Пасман», поставленная в Придворном театре Вены в 1892 году. В последние годы жизни из-под пера маэстро выходят еще 4 оперетты и балет «Золушка », который он не успел закончить. Еще при жизни Штраус дал согласие А. Мюллеру на создание оперетты из разных своих мелодий. В. Леон и Л. Штайн подготовили блестящее либретто, и произведение, премьера которого состоялась 5 месяцев спустя после смерти композитора, получило название «Венская кровь».

Австрийского композитора И. Штрауса называют «королем вальса». Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Штраус родился в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе.

Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера.

В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев.

Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику.

Штраус использовал ту форму венского вальса, которая сложилась у И. Ланнера и его отца: «гирлянда» из нескольких, чаще пяти, мелодических построений со вступлением и заключением. Но красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм, моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через край радость жизни - все это превращает вальсы Штрауса в романтические поэмы. В рамках прикладной, предназначенной для танца музыки создаются шедевры, доставляющие подлинное эстетическое наслаждение. Программные названия штраусовских вальсов отразили самые разнообразные впечатления и события. Во время революции 1848 г. создаются «Песни свободы», «Песни баррикад», в 1849 г. - «Вальс-некролог» на смерть отца. Неприязненное чувство к отцу (он давно завел другую семью) не мешало преклонению перед его музыкой (впоследствии Штраус отредактировал полное собрание его сочинений).

Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 - в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию.

В 1856-65 гг. Штраус участвует в летних сезонах в Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в здании вокзала и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова. С впечатлениями от России связан вальс «Прощание с Петербургом», полька «В Павловском лесу», фортепианная фантазия «В русской деревне» (ее исполнял А. Рубинштейн) и др.

В 1863-70 гг. Штраус - дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни» и др. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил: «Мелодии из меня текут, как вода из крана»), а также редкая трудоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 15 оперетт.

70-е гг. - начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты . Вместе с Ф. Зуппе и К. Миллёкером он стал создателем венской классической оперетты.

Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка.

До сих пор звучат вальсы из оперетт «Летучая мышь » (1874), «Калиостро в Вене» (1875), «Кружевной платок королевы» (1880), «Ночь в Венеции » (1883), «Венская кровь» (1899) и др.

Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета выделяется «Цыганский барон » (1885), задуманный вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в частности, лирико-романтическое освещение настоящих, глубоких чувств: свободы, любви, человеческого достоинства).

В музыке оперетты широко используются венгерско-цыганские мотивы и жанры, например чардаш. В конце жизни композитор пишет свою единственную комическую оперу «Рыцарь Пасман» (1892) и работает над балетом «Золушка» (не окончен). По-прежнему, хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные вальсы, преисполненные, как и в молодые годы, неподдельного веселья и искрящейся жизнерадостности: «Весенние голоса» (1882). «Императорский вальс» (1890). Не прекращаются и гастрольные поездки: в США (1872), а также в Россию (1869, 1872, 1886).

Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г. Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия она покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния.

К. Зенкин

Иоганн Штраус вошел в историю музыки XIX века как великий мастер танцевально-бытовой музыки. Он привнес в нее черты подлинной художественности, углубив и развив типические особенности австрийской народно-танцевальной практики. Лучшим произведениям Штрауса свойственны сочность и простота образов, неисчерпаемое мелодическое богатство, искренность и естественность музыкального языка. Все это способствовало их огромной популярности среди самых широких масс слушателей.

Штраус написал четыреста семьдесят семь вальсов, полек, кадрилей, маршей и других произведений концертно-бытового плана (в том числе переложений отрывков из оперетт). Опора на ритмы и другие средства выразительности народных танцев придает этим произведениям глубоко национальный отпечаток. Современники называли вальсы Штрауса патриотическими песнями без слов. В музыкальных образах он отразил самые задушевные и привлекательные черты характера австрийского народа, красоту родного пейзажа. Вместе с тем творчество Штрауса впитало в себя особенности других национальных культур, в первую очередь венгерской и славянской музыки. Сказанное во многом относится и к произведениям, созданным Штраусом для музыкального театра, среди которых пятнадцать оперетт, одна комическая опера и один балет.

Крупнейшие композиторы и исполнители - современники Штрауса высоко оценивали его огромный талант и первоклассное мастерство как композитора и дирижера. «Чудесный волшебник! Его произведения (он сам дирижировал ими) доставили мне музыкальное наслаждение, которого я давно не испытывал»,- так писал о Штраусе Ганс Бюлов. И далее он добавлял: «Это гений дирижерского искусства в условиях своего небольшого жанра. У Штрауса можно кое-чему поучиться и для исполнения Девятой симфонии или Патетической сонаты Бетховена». Примечательны также слова Шумана: «Две вещи на земле очень трудны,- говорил он,- во-первых добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса - каждому по-своему». Восторженно отзывались о Штраусе Берлиоз, Лист, Вагнер, Брамс. С чувством глубокой симпатии говорили о нем как об исполнителе русской симфонической музыки Серов, Римский-Корсаков и Чайковский. А в 1884 году, когда Вена торжественно отмечала 40-летие деятельности Штрауса, А. Рубинштейн от имени петербургских артистов тепло приветствовал юбиляра.

Столь единодушное признание художественных заслуг Штрауса со стороны самых различных представителей искусства XIX века подтверждает незаурядную славу этого выдающегося музыканта, лучшие произведения которого до сих пор доставляют высокое эстетическое наслаждение.

Штраус неразрывно связан с венским музыкальным бытом, с подъемом и развитием демократических традиций австрийской музыки XIX века, которые ярко проявили себя в области бытового танца.

С начала века популярны в венских предместьях небольшие инструментальные ансамбли, так называемые «капеллы», исполнявшие в трактирах крестьянские лендлеры, тирольские или штирийские танцы. Руководители капелл считали долгом чести создавать новую, собственного изобретения музыку. Когда эта музыка венских предместий проникала в большие залы города, становились известными имена ее создателей.

Так пришли к славе родоначальники «вальсовой династии» Йозеф Ланнер (1801-1843) и Иоганн Штраус-старший (1804-1849). Первый из них был сыном перчаточного мастера, второй - сыном трактирщика; оба с юношеских лет играли в инструментальных капеллах, а с 1825 года уже обладали собственным небольшим струнным оркестром. Вскоре, однако, Лайнер и Штраус расходятся - друзья становятся соперниками. Каждый изощряется в создании нового репертуара для своего оркестра.

Ежегодно все более увеличивается у них количество конкурентов. И все же всех затмевает Штраус, совершающий со своим оркестром гастрольные поездки по Германии, Франции, Англии. Они проходят с огромным успехом. Но, наконец, и у него появляется соперник, еще более талантливый и сильный. Это его сын - Иоганн Штраус-младший, родившийся 25 октября 1825 года.

В 1844 году девятнадцатилетний И. Штраус, набрав пятнадцать музыкантов, устроил свой первый танцевальный вечер. Отныне между отцом и сыном начинается борьба за первенство в Вене, Штраус-младший постепенно отвоевал все те районы, в которых до того властвовал оркестр отца. «Поединок» продолжался с перерывами около пяти лет и оборвался смертью сорокапятилетнего Штрауса-старшего. (Несмотря на напряженные личные отношения, Штраус-младший гордился талантом своего отца. В 1889 году он издал его танцы в семи томах (двести пятьдесят вальсов, галопов и кадрилей), где в предисловии, между прочим, писал: «Хотя мне, как сыну, не подобает рекламировать отца, но я должен сказать, что именно благодаря ему венская танцевальная музыка распространилась по всему миру».)

К этому времени, то есть к началу 50-х годов, упрочилась европейская популярность его сына.

Знаменательно в данном отношении приглашение Штрауса на летние сезоны в Павловск, расположенный в живописной местности близ Петербурга. В течение двенадцати сезонов, с 1855 по 1865 год, а затем в 1869 и 1872 годах, он гастролировал в России вместе со своим братом Йозефом - талантливым композитором и дирижером. (Йозеф Штраус (1827-1870) нередко писал совместно с Иоганном; так, авторство известной «Польки-пиццикато» принадлежит им обоим. Был еще третий брат - Эдуард , который также подвизался на поприще танцевального композитора и дирижера. В 1900 году он распустил капеллу, которая, непрестанно обновляясь в своем составе, просуществовала под руководством Штраусов свыше семидесяти лет.)

Концерты, которые давались с мая по сентябрь, посещались многими тысячами слушателей и сопровождались неизменным успехом. С большим вниманием Иоганн Штраус относился к произведениям русских композиторов, некоторые из них он исполнил впервые (отрывки из «Юдифи» Серова в 1862 году, из «Воеводы» Чайковского в 1865 году); начиная с 1856 года он нередко дирижировал сочинениями Глинки, а в 1864 году посвятил ему специальную программу. И в творчестве своем Штраус отразил русскую тематику: народные напевы использованы в вальсе «Прощание с Петербургом» (ор. 210), «Русской фантазии-марше» (ор. 353), фортепианной фантазии «В русской деревне» (ор. 355, ее нередко исполнял А. Рубинштейн) и других. Иоганн Штраус всегда с удовольствием вспоминал годы пребывания в России (В последний раз Штраус посетил Россию в 1886 году и дал в Петербурге десять концертов.) .

Следующей вехой триумфальных гастролей и одновременно переломным пунктом в его биографии явилась поездка в Америку в 1872 году; Штраус дал в Бостоне четырнадцать концертов в специально построенном здании, рассчитанном на сто тысяч слушателей. В исполнении принимали участие двадцать тысяч музыкантов - певцов и оркестрантов и сто дирижеров - помощников Штрауса. Такие концерты-«монстры», порожденные беспринципным буржуазным предпринимательством, не доставляли композитору художественного удовлетворения. В дальнейшем он отказался от подобных гастролей, хотя они могли принести немалый доход.

Вообще с этого времени резко сокращаются концертные поездки Штрауса. Падает и количество создаваемых им танцевальных и маршевых пьес. (За годы 1844-1870 написано триста сорок два танца и марша; в годы 1870-1899 - сто двадцать пьес этого рода, не считая обработок, фантазий и попурри на темы своих оперетт.)

Наступает второй период творчества, преимущественно связанный с жанром оперетты. Свое первое музыкально-театральное произведение Штраус написал в 1870 году. С неутомимой энергией, но с переменным успехом он до последних дней продолжал работать в этом жанре. Умер Штраус 3 июня 1899 года в возрасте семидесяти четырех лет.

Иоганн Штраус посвятил творчеству пятьдесят пять лет. Он обладал редким трудолюбием, сочинял непрестанно, в любых условиях. «Мелодии текут из меня, как вода из крана»,- в шутку говорил он. В количественно огромном наследии Штрауса, однако, не все равноценно. Некоторые его сочинения носят следы поспешной, небрежной работы. Иногда же композитор оказывался на поводу у отсталых художественных вкусов своей аудитории. Но в целом ему удалось разрешить одну из труднейших проблем современности.

В годы, когда низкопробная салонная музыкальная литература, широко распространяемая ловкими буржуазными дельцами, пагубно воздействовала на эстетическое воспитание народа, Штраус создавал истинно художественные произведения, доступные и понятные массам. С критерием мастерства, присущим «серьезному» искусству, он подошел к музыке «легкой» и потому сумел стереть грань, отделявшую «высокий» жанр (концертный, театральный) от якобы «низкого» (бытового, развлекательного). Так поступали и другие крупные композиторы прошлого, например, Моцарт, для которого не существовало принципиальных различий между «высоким» и «низким» в искусстве. Но сейчас были иные времена - натиску буржуазной пошлости и мещанства требовалось противопоставить художественно-обновленный, легкий, развлекательный жанр.

Это и сделал Штраус.

М. Друскин

Краткий список произведений:

Произведения концертно-бытового плана
вальсы , польки, кадрили, марши и другие (всего 477 произведений)
Наиболее известны:
«Perpetuum mobile» («Вечное движение») ор. 257 (1867)
«Утренний листок», вальс ор. 279 (1864)
«Бал юристов», полька ор. 280 (1864)
«Персидский марш» ор. 289 (1864)
«Голубой Дунай», вальс ор. 314 (1867)
«Жизнь артиста», вальс ор. 316 (1867)
«Сказки венского леса», вальс ор. 325 (1868)
«Радуйтесь жизни», вальс ор. 340 (1870)
«1001 ночь», вальс (из оперетты «Индиго и 40 разбойников») ор. 346 (1871)
«Венская кровь», вальс ор. 354 (1872)
«Тик-так», полька (из оперетты «Летучая мышь») ор. 365 (1874)
«Ты и Вы», вальс (из оперетты «Летучая мышь») ор. 367 (1874)
«Прекрасный май», вальс (из оперетты «Мафусаил») ор. 375 (1877)
«Розы с юга», вальс (из оперетты «Кружевной платок королевы») ор. 388 (1880)
«Вальс поцелуев» (из оперетты «Веселая война») ор. 400 (1881)

Распространенная в германоязычном мире фамилия Штраус (Strauss) прославилась особенно в музыке. Было несколько музыкантов с этим именем, но самыми известными стали два композитора. Первый из них - известен каждому в мире, потому что писал вальсы, не устаревающие по сей день. Его имя было Иоганн Штраус-сын (Johan Strauss Jr.) Второго - Рихарда Штрауса (Richard Strauss)- знают далеко не все. Он писал музыку не такую популярную, и порою даже "для гурманов" от искусства. И хотя его почитателей меньше, все они страстно любят этого своеобразного, яркого художника. Впрочем, мотив, начинающий телепередачу "Что? Где? Когда?", знаком многим. Он принадлежит Рихарду Штраусу, это начало его симфонической поэмы "Так сказал Заратустра".

Два Штрауса сильно отличались друг от друга не только по музыкальному стилю, но и по стилю жизни. Объединило их одно обстоятельство: и тем, и другим интересовались нацисты...

История жизни Иоганна Штрауса (1825-99) похожа на бульварное чтиво: события меняются, не застревая надолго на одной странице, чувства меняются, вальсы льются, как из рога изобилия. Но, разумеется, все не так просто.

Отца композитора также звали Иоганном (1804-49). Чтобы избежать путаницы, до сих пор говорят об "Иоганне Штраусе-отце" и "Иоганне Штраусе-сыне". Дело усложняет то, что и отец и сын Штраусы оба были композиторами. Но вначале разберемся с отцом.

Именно он прославил жанр вальса и был одним из его создателей в том виде, в каком он звучит и в наши дни. Путь отца к композиторскому признанию был очень труден, практически из ничего, из нищеты и дилетантизма. Невероятная целеустремленность, желание во что бы то ни стало стать первым вальсовым композитором Австрии сделали Иоганна-старшего эгоистичным и себялюбивым, а его жену, рожавшую ему в год по ребенку, - глубоко несчастной. В течение десяти лет семья была вынуждена менять квартиры каждый год, и в каждой новой рождался очередной маленький Штраус. Не стоит и говорить о том, что отец не принимал никакого участия в воспитании своих детей, не желал вникать ни в какие семейные, бытовые проблемы. Дело обстояло гораздо хуже. Он нашел в том же доме, только в другой квартире, молодую женщину, с которой завел столь бурный роман, что результатом его стали семеро(!) детей, рождавшиеся чуть ли не одновременно с его "законными". При этом отец не только не прятался от общественного мнения, но и проделывал все это с неким вызовом, совершенно унижая презрением свою бедную жену. Вот в такой обстановке рос Иоганн-младший. А вместе с ним в его детской душе росла ненависть...

Однажды юноша дал себе клятву отомстить отцу. Нет, не кинжалом или пистолетом. Он решил в тайне от отца (который запрещал это!) учиться музыке. Мальчик мечтал стать знаменитым композитором, писать вальсы лучше своего родителя; а дальше его мечты рисовали ему картину, как отца увольняют из имперского придворного оркестра, а на это место назначают его - Иоганна-младшего... То ли обида на отца была столь велика, то ли талант молодого Иоганна расцветал так бурно, но через несколько лет он действительно стал известен как дирижер и композитор. Вся Вена заговорила о том, что сын пришел на смену Штраусу-старшему. Однако того не так-то просто было сдвинуть с места. К тому же императорский двор весьма неодобрительно отнесся к попыткам молодого композитора посягнуть на карьеру отца, усмотрев в этом попрание моральных принципов. Так или иначе, пока был жив отец, Иоганн-младший не имел доступа к главным оркестрам Вены. Да и когда тот внезапно скончался, власти не сразу допустили прыткого юношу к придворному оркестру.

Штраусу помогло Русское правительство. По заказу управления железных дорог он был приглашен в город Павловск, под Петербургом, где в течение нескольких сезонов должен был работать в качестве дирижера и композитора за прекрасный, поистине царский гонорар. Это место сразу все изменило в его жизни: улучшило материальное положение, принесло известность, подвигло на создание прекрасных вальсов, а также позволило пережить один из самых пленительных романов. Девушка, которую полюбил композитор, была аристократкой Ольгой Смирницкой. Она принадлежала к самому высшему петербургскому обществу. Подробности этой любви остались, конечно, между ними. В нашем кинематографе есть фантазия на эту тему - фильм "Прощание с Петербургом". Общеизвестным фактом является то, что родители девушки не могли позволить ей выйти замуж за безродного музыканта. И еще известен вальс Штрауса, посвященный Ольге - "Проказница". Вальс "Ольга" не имеет отношения к любовной истории и посвящен одному из членов царской фамилии.

Сюда же, в Россию, Штраус вызывал и своих братьев, из которых непременно хотел сделать композиторов и дирижеров - Эдуарда и Йозефа. Это ему действительно удалось: братья стали композиторами, но сильно уступающими в таланте своему благородному брату.

Говорят, что у Штрауса было четырнадцать невест. Вена говорила о его похождениях, видимо, считая это естественным: ведь он был сыном своего отца. Однако, сколько бы там ни насчитывали романов венские болтушки, женился Иоганн внезапно и на столь одиозной женщине, что город был потрясен. Бывшая актриса Етти Трефц была старше его на семь лет. До встречи со Штраусом она жила то с одним, то с другим содержателем, в результате чего имела семерых детей. Когда она познакомилась с Иоганном, она решила круто изменить свою жизнь, посвятив себя целиком гению. Детей каким-то образом распределила между любовниками и вышла замуж за композитора. Она стала ему настоящей матерью, его защитником, его импресарио, его нянькой. Вся их семейная жизнь была построена только исходя из желаний и прихотей "Жана", как его называла Етти. На гонорары они построили дом по ее плану и под строгим контролем, с учетом распорядка жизни "Жана". У Штрауса была привычка писать вальсы, переходя из комнаты в комнату, поэтому везде Етти велела расставить письменные столы, даже на кухне. Когда они бывали на приемах и ужинах, она заводила разговоры с "нужными" людьми, добывая для "Жана" новые заказы. Он стал ее восьмым, любимым дитятей.

Все это продолжалось в течение шестнадцати лет. За это время слава Штрауса выросла настолько, что он действительно стал первым вальсовым композитором Вены, а его музыка - дыханием Пратера. В 1878 году Етти получила письмо от одного из своих брошенных сыновей. Содержание письма осталось неизвестным. Только прочитав его, Етти сильно побледнела и - умерла.

Трудно словами описать состояние Штрауса после ее смерти. Он потерял не только жену, но и жизненную опору. Но каково же было изумление окружающих, когда после таких страданий, спустя всего-навсего месяц Иоганн женился! Его избранницей стала опять актриса, только уже не бывшая, а очень даже настоящая - молодая, тщеславная и... Стареющий композитор буквально сгорал от страсти к ней, не замечая недостатков своей Анжелики, а главное - не видя того, о чем уже заговорили вокруг него. Но в один прекрасный день, когда Анжелики не было дома, к нему в гости приехала сестра Анна. В простых, непритязательных выражениях, как было принято между братом и сестрой, она поведала о том, где и с кем прелестная Анжелика проводит дни, а часто и ночи. Штраус был вне себя от унижения, гнева и - растерянности. Он так не привык быть один.

Его одиночество не было затянувшимся. На этот раз Штраус, летящий по жизни легким перышком, упал в заботливые руки молодой вдовы по фамилии тоже Штраус. Оказалось, она уже давно ждала подобного момента для того, чтобы повторить для композитора роль Етти Трефц - роль преданной собаки, и считала себя вполне пригодной для такой жизни. Они поженились и жили вместе уже до конца дней композитора. А умер Штраус в 1899 году от воспаления легких. Его хоронила вся Вена. Мечта его, которую он лелеял с детства, сгорая ненавистью к собственному отцу, сбылась: именно он, а не его отец стал Королем вальсов. Имя его слилось с именем и обликом города на "прекрасном голубом Дунае".

За свою бурную жизнь Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на то, что почти вся эта музыка сочинялась для того, чтобы под нее танцевали, она уже давно превратилась в символ праздника и любви. Популярность штраусовских мелодий такова, что с легкостью перешагивает через границы, сквозь время и стили, сохраняя молодость, хотя и не претендуя на философский размах.

В 1938 году Австрия стала частью "Великогерманского рейха". Власти занялись пересмотром многих архивов и документов на предмет чистоты арийской крови. Подвергся этой процедуре и один из венских церковных приходов. Каково же было недоумение представителей этой власти, когда они обнаружили там документы, где черным по белому было написано о том, что предки Иоганна Штрауса были... евреями, бежавшими в Австрию из Венгрии! Это значило, что и сам композитор был... (сами понимаете). Представители заметались. Уже на территории рейха была запрещена музыка Мендельсона и Оффенбаха, но как быть в этом случае? После долгих совещаний и докладов оригинал документа был надежно упрятан в наисекретнейший архив, а вместо него положена копия, где в родословной Штрауса было все "чисто". Только такой выход из положения показался нацистам реальным. Оказалось возможным запретить многое, очень многое. Вальсы Штрауса - невозможно.

Рихард Штраус (1864-1949) по характеру был полной противоположностью своему старшему современнику. Прекрасный семьянин, всю жизнь проживший с одной женщиной, преданный детям и внукам, он и пал жертвой этой преданности. В творчестве столь же педантичный и строго организованный, как и в жизни, он был немец до мозга костей.

Родился он в Мюнхене, его отцом был первый валторнист придворного оркестра, который глубоко презирал бывшего тогда в моде Вагнера. Эту неприязнь отец пытался воспитать и в своем сыне. Любопытно, что в будущем Штраус считал Вагнера "вершиной, выше которой не подняться никому. Впрочем, - добавлял он с широкой баварской улыбкой, - эту гору я обошел".

Юный Штраус учился в Мюнхенском университете, слушал курс философии, историю искусств и эстетику. Познакомившись с выдающимся дирижером Гансом фон Бюловым (первым зятем Листа), Рихард начал заниматься дирижерством, и эта деятельность стала неотъемлемой частью его жизни до конца дней. Бюлов помог Штраусу стать придворным капельмейстером в Майнингене. Затем он перешел в Мюнхенскую придворную оперу и работал там. Но что-то не нравилось молодому музыканту в своей родной Баварии, которую он раздраженно называл "безотрадным пивным болотом". Поэтому, бросив все, он уехал путешествовать по Греции и Египту. Это действительно оказало благотворное влияние на его душу, чего не скажешь о физическом здоровье: после поездки Штраус заболел воспалением легких. Вскоре композитор женился на Паулине де Ана. Она была певицей-сопрано и исполнительницей его первых сочинений. Рихард продолжил работу в Мюнхенской опере, но недолго - "пивное болото" тяготило его. И в 1898 году Штраус переехал в Берлин.

Там его поглотила не только дирижерская и композиторская деятельность, но и общественная. Штраус стал организатором "Товарищества немецких композиторов" и председателем "Общедоступного немецкого музыкального союза". Потом он увлекся еще и педагогической работой и стал вести мастер-класс в Прусской академии искусств, а затем - переехал в Вену. В Венской государственной опере Штраус дирижировал в течение 1919-24 годов.

Всемирную славу Штраус снискал себе после постановки его оперы "Саломея". На гонорар, полученный за эту оперу, композитор построил себе дом в Гармише - горном районе Баварии. Этот дом и стал его прибежищем до конца жизни.

Когда к власти пришли нацисты, настали черные дни для немецкой культуры, но еще труднее было ее представителям. Многие писатели и музыканты эмигрировали. Штраус не только остался дома, но и стал сотрудничать с ними. Он неоднократно встречался с Гитлером, Герингом и Геббельсом. Штраус был объявлен президентом нацистской имперской музыкальной академии. Причина всего этого лежала не столько в убеждениях композитора, сколько в семейных обстоятельствах: его невестка была еврейкой. Своих внуков Штраус любил безгранично и очень опасался, что их погонят из школы. Кроме того, он работал бок о бок со Стефаном Цвейгом, а он тоже был еврей, как евреем был и издатель Штрауса. Все это оказалось такими взрывоопасными обстоятельствами, что композитор вынужден был покорно и услужливо дирижировать там, где указывали новые господа, сочинять музыку к Олимпийским играм, инструментовать военные марши. И почему-то не поворачивается язык осудить его за это.

Впрочем, "недолго музыка играла". Вскоре после постановки оперы "Молчаливая женщина", которую Штраус написал в содружестве со Стефаном Цвейгом, композитор решил приступить к новой работе в том же составе. С этой целью он написал Цвейгу письму, в котором среди прочих мыслей о новой опере были некоторые неосторожные высказывания в адрес гитлеровских властей. Письмо перехватило гестапо. Штрауса вызывали, допрашивали и вынудили подать в отставку. Конечно, опера была запрещена.

Живя в своем Гармише, Штраус выезжал дирижировать оркестрами, но в основном сочинял музыку. Трезвое отношение к самому себе как композитору видно из его высказывания: "Мне никогда не приходят в голову длинные мелодии, как Моцарту. Но вот в чем я понимаю толк, так это в умении использовать тему, парафразировать ее, вытянуть из нее все, что в ней заложено". Штраусу было свойственно фантастическое владение возможностями симфонического оркестра. Его симфонические поэмы "Тиль Уленшпигель", "Так сказал Заратустра", "Дон Жуан" и другие буквально опьяняют слушателя, вовлекают его в волшебный мир оркестровых красок. Там много изобразительных эффектов, шутливых, изворотливых мотивчиков, глобальных, как бы вселенских звучаний и пленительных лирических мелодий. Музыка Штрауса - карнавал симфонических находок.

Долгое время из-за своего сотрудничества с нацистами музыка Штрауса была персоной non grata в нашей стране. Но каждому мало-мальски культурно развитому человеку ясно, что к искусству нельзя относиться прямолинейно. Ведь теперь, когда общеизвестны преступления советских коммунистов, никому не придет в голову запретить музыку, например, Прокофьева за то, что он написал произведение на тексты Маркса, Энгельса и Ленина, или Шостаковича за его революционные симфонии. Тем более, что главные свои произведения Штраус писал все-таки не для нацистов.

Внутренняя собранность и организованность этого художника вызывает восхищение. Он относился к сочинению музыки как хороший ремесленник к своей работе. Современники вспоминали: "В девять часов утра он садится за стол и продолжает работу с того места, на котором остановился вчера, и так без перерыва до двенадцати или до часу. После обеда он играет в скат, а вечером при любых обстоятельствах дирижирует в театре. Всякая неровность ему чужда, днем и ночью его художнический разум одинаково бодр и ясен. Когда прислуга стучится в дверь, чтобы подать концертный фрак, он откладывает работу, едет в театр и дирижирует с той же уверенностью и с тем же спокойствием, с какими после обеда играет в скат, а вдохновение снова включается на следующее утро в том же месте, где была прервана работа". Вспомните его однофамильца, сочинявшего вальсы, слоняясь из комнаты в комнату!

Штраусу принадлежит гениальная шутка: "Кто хочет стать настоящим музыкантом, тот должен уметь сочинять музыку даже к меню".

Таковы были два самых знаменитых Штрауса в музыке. Очень разные, но оба талантливые. Невозможно представить себе историю музыкальной культуры без того и другого.