Конспект в подготовительной группе народы мира. Занятие в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями разных национальностей, населяющих наш город

Конспект НОД в подготовительной группе:

«Какие народы живут в России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Ход занятия

Воспитатель.

В какой стране мы живем? (Россия.)

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары - в средней полосе России, чукчи, немцы - на севере, осетины, ингуши - на юге страны. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, праздник жаворонков и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй - это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народы делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина - Россия.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди... чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень теплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть теплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма - красивый пояс - пулай.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский. Потому что русский - это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.

Все сказки похожи одна на другую.

- Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)

Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда,палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России - резьбой по кости, шитьем одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла - кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.

У чукчей - строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.

У осетин и ингушей - халва, пахлава.

Татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак.

В конце занятия - праздничное чаепитие

с национальными сладостями.

Итог занятия

Воспитатель.

Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов - во всем мире»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

Методические приемы:

Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

Дети, как называется наша страна!? Россия

А мы живущие в ней? Россияне

А как называется столица России? Город Москва

А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. - - Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

Какие моря омывают берега России? Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы - совы, орлы, дятлы.

«Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса и степи горы.

Раскинулось моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

«Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины - это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы - орел, ястреб. Крупные реки - Днепр и Дунай.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных - баранов, овец и выращивает виноград. Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь, закавказский бурый медведь, леопард. В Армении есть высокогорное озеро Севан.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша - это страна

Очень и очень большая она

Родина наша - это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!

Людмила Батурина
НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы «Жизнь народов Севера»

Программное содержание :

1. Расширить и закрепить знания детей культуре , быте коренных народов Севера .

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей ;

3. Прививать интерес к народам севера и уточнить , чем богат этот край.

4. Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

5. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни ;

6. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Предварительная работа :

Беседа о Ханты-мансийском округе , рассматривание иллюстраций на тему : “Северный край” , чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера , составление рассказов на темы : “Где мы живем?”, “Наш город”, дидактические игра “Что лишнее?”, подвижные игры “Хэйро” (солнце) и т. п.

Словарная работа :

чум, оленевод, малица, стойбище, коренные народы .

Материал :

глобус, карта Тюменской области, гимнастические палки, ткань, скотч, макет стойбища, куклы в национальных костюмах, д\и «Собери целое из частей» , музыкальное сопровождение песней «Югра-сестра моя-Югра»

Литература :

Л. В. Федоров. Северные родники . Тюмень,2001г.

Арктика –мой дом. Москва. 2001г.

Дудников Н. Е. Мой дом Север . - М., 1998

Копцева Т. А. Природа и художник. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

Набор фотографий "Северный край "

Приложение к журналу "Северные просторы " № 3-4, 1996.

Турутина П. Г. По тропам моих предков и моего детства. - Челябинск : ПО "Книга", 2000.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?

Дети : Россия.

Обозначим на глобусе флажком нашу страну.

Воспитатель : Как вы думаете, какая Россия по величине? (ответы детей )

Воспитатель : Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. Наверное, проживает в ней много людей разных национальностей.

Дети : русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики, грузины, армяне, и т. п. (обращаю внимание на кукол в мини-музее «Кукла в национальном костюме» )

Воспитатель : А чем народы отличаются друг от друга?

Правильно, они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ , поэтому русский язык является главным в нашей стране : на нем разные народы общаются между собой.

Воспитатель : Ребята скажите, в какой области мы с вами живем?

Дети : В Тюменской (рассматривание карты Тюменской области) .

Воспитатель : Наша Тюменская область очень большая и богатая, большую часть области занимают северные широты , в ней проживают много национальностей. Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера ?

Дети : Ханты, манси, ненцы, коми

Воспитатель : Правильно коренное население севера – это ханты и манси . Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там нелегко.

И я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к ним, посмотреть, как они живут. (Рассказ сопровождается показом на макете)

Воспитатель : Поселение хантов называется – стойбище. Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище. Как вы думайте, из чего его делают?

Дети : Чумы делают из оленьих шкур (Артем расскажет про чум из своей книжки – малышки «Сколько братьев у нашего дома» ).

Воспитатель : А вы знаете, что огонь это для хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род (показ на макете) . В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, легко построить чум? Посмотрите, из чего можно построить чум? (Дети подбирают материал в группе для строительства чума).

Игра «Кто быстрее построит чум»

Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум будет готов.

Воспитатель : Каких животных разводят на севере ?

В тундре он бродит большими стадами,

Словно короной, красуясь рогами.

Важен он в жизни полярных народов-

Транспорт надёжный для дальних походов. (северный олень )

Дети : Оленей.

Воспитатель : Правильно, олень быстро бегает, их запрягают в упряжки, легко переносит мороз. Его копыта не проваливаются в снег, так как при ходьбе его копыта раздвигаются, и лапа становиться шире. Питается олень мхом - ягелем, ягодами, грибами. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.

Воспитатель : Ребята, а какая основная профессия хантов?

Дети : Оленевод.

Воспитатель : Они ведут кочевой образ жизни . Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

На чем переезжают оленеводы? Отгадайте загадку.

«Олень от них убегает, а они не отстают» .

Воспитатель : Молодцы, это сани, но на языке хантов, они называются нарты.

Посмотрите, что в руке у оленевода?

Дети : Палка, шест.

Разминка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Зайка по полю бежит

И к нему стучит :

Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Зайка - зайка забегай Лапу мне давай!

Воспитатель : Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом, еще ханты ездят на собачьих упряжках.

Северный край нашей области очень богат реками и озерами, поэтому

кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

Какую рыбу могут поймать рыболовы?

Дети : щука, окунь, карась, язь.

Малоподвижная игра «Ручейки и озера» .

Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Воспитатель : Как вы думаете, чем ханты могут питаться?

Как и все женщины хантеечки делают летом припасы : вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку.

Еще женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки.

Посуду ханты изготавливают из бересты, дерева.

Дети хантов помогают своим родителям : девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу . Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Воспитатель : У северных народов свои песни и танцы , игры не похожие на русские народные .

Подвижная игра «Полярная Сова и евражки» .

Цель : Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие евражки. Под музыку евражки ходят по залу как по тайге. По сигналу «Ночь» , евражки останавливаются «замирают» , не шевелятся. Полярная сова облетает всех евражек и того, кто пошевелиться уводит с собой, забирает.

Воспитатель : Посмотрим на одежду - хантов.

Просмотр слайдов

Воспитатель : – Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?

Дети : – Холодно.

Воспитатель : – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.

Загадка :

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”

Дети : – Малица.

Воспитатель : – Кто нам расскажет про малицу?

Дети : Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

Воспитатель : – На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?

Дети : – Кисы.

Воспитатель : – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.

Ребята, вспомните, как называется женская шуба?

Дети : – Ягушка (рассматривают ягушку) .

Воспитатель : – Чем отличается ягушка от малицы?

Дети : – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

Воспитатель : – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?

Дети : – Сумочка.

Воспитатель : В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д. Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бисера, цветных ниток.

Игра-воображение «Мы попали на Север »

Цель : Расширение представлений об особенностях народов Севера .

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель : Умение составлять целое из частей.

Но для этого надо разбиться на 3 группы . Ребята, у кого в одежде есть, желтый цвет подойдите к желтому кубику, синий – к синему кубику, а у кого нет в одежде ни желтого, ни синего цвета подойдите к красному кубику. Теперь у нас команды!

(звучит песня «Югра-сестра моя-Югра» )

Что вы собрал? (чум, нарты и т. д.)

Воспитатель : Посмотрите, что сияет над чумом?

Дети : Это северное сияние .

Северное сияние очень красивое зрелище, как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.

Игра «Какой, какая?» .

1. Север какой (суровый, красивый край)

2. Погода какая (морозная, холодная, студеная)

3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)

4. Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)

5. Олень какой (красивый, добрый, смелый)

6. Тундра какая (безлесная, снежная, красивая)

8. Зимой какая ночь (полярная)

9. На чём коренные жители передвигаются по тундре?

10. Какие животные живут на Севере ?

11. Что едят олени? (ягель, мох) .

Что новое вы узнали сегодня?

Какие новые слова вы запомнили?

Какие трудности были для вас.

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : детские рисунки о разных правилах приветствия, иллюстрации с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин; географическая карта Европы; настольно-печатные игры «Какой сказке что подходит», «Наши соседи»; бумага, цветные карандаши, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась учительница школы Елена Ивановна. Она вместе со своими первоклассниками придумала оформить в классе «Уголок путешественника», где поместятся книги, энциклопедии. Здесь же будут находиться карта мира, а также игры, предметы, рассказывающие о культуре народов разных стран. Но Елена Ивановна очень хочет поместить в этом уголке не только то, что рассказывает о различии в культуре разных народов, но и игры, детские рассказы о том общем, что объединяет их культуру. Ребята из ее класса уже подобрали много книг, игр, рисунков, альбомов, марок, значков, сувениров, игрушек, рассказывающих о различиях в культуре разных народов. Но они не знают, как можно рассказать о том общем, что объединяет их культуру. И вдруг Елена Ивановна вспомнила, что в нашем детском саду есть ребята, которым много читали и рассказывали по этой теме. Она надеется, что вы им обязательно поможете в оформлении «Уголка путешественника». Ребята, вы согласны помочь Елене Ивановне?

Дети. Да.

Воспитатель . Как можно ей помочь?

Дети . Мы можем записать наши рассказы на диктофон и выслать, рассказать о наших играх, выслать наши рисунки, фотографии, картинки.

Воспитатель . Молодцы, вы все хорошо придумали. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о культуре разных народов. Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Наши соседи»

Оборудование: пирамида, состоящая из четырех граней, каждая поделена на четыре подвижные части. На каждой грани — картинки с изображением элементов культуры одного из народов мира: национальный костюм, архитектура, характерная для этой страны (пагода как символ архитектуры Китая, колоннады и широкие лестничные марши древнегреческих Афин как символ архитектуры Греции), национальное блюдо (блины у русских, рис у китайцев), государственный флаг.

Игроку нужно совместить четыре части граней пирамиды так, чтобы все они соответствовали определенной национальности.

Вариант 1. Ведущий предлагает ребенку собрать одну из граней пирамиды, показывает картинку с изображением людей в костюмах, просит сказать, к какой национальности они относятся; дает задание детям подобрать соответствующие картинки с характерным для этой страны жилищем или символом архитектуры, блюдом, флагом; предлагает рассказать, что они знают об этом народе.

Вариант 2. Ведущий раскладывает карточки изображением вниз, предлагает ребенку выбрать любую из них и сказать, что на ней изображено. По выбранной картинке игрок составляет одну из граней пирамиды, педагог с детьми оценивает правильность выполнения задания.

Воспитатель. Ребята, на одном из занятий мы с вами познакомились с тем, что люди разных национальностей отличаются друг от друга правилами поведения. Давайте рассмотрим ваши рисунки после этого занятия и вспомним о разных правилах приветствия, которые существуют во многих негритянских племенах.

Дети рассматривают свои рисунки и рассказывают о нарисованных правилах приветствия.

Ребята, обычаи, о которых вы сейчас рассказали, нам непонятны, потому что мы с ними не сталкиваемся, но каждый обычай, которому следуют разные народы, проверен долгой историей. Национальные традиции требуют понимания и уважения. Хотите узнать, что считалось долгое время признаком красоты, достатка и достоинства у разных народов?

Дети . Да.

Воспитатель . У французов долгое время признаком красоты, достатка и достоинства считались пышные перья на шляпах, у индейцев — боевая раскраска на лицах, у русских девушек — длинная коса, у китайских женщин — маленькие ступни.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин.

Продолжим наш разговор о культуре разных народов. Ребята, кто из вас знает сказку «Колобок»?

Дети отвечают.

От кого вы ее услышали?

Дети отвечают.

Мама услышала эту сказку от своей мамы — бабушки, бабушка могла прочитать эту сказку в книге. А вот когда не было книг, как люди могли узнать, что было давным-давно?

Дети . Люди рассказывали друг другу об этом.

Воспитатель. Да, люди рассказывали друг другу о том, как нужно прилежно трудиться, помогать старшим, как нужно девочке уметь все делать по дому: шить, готовить, прибирать, вязать, вышивать. Что говорили о таких прилежных девочках?

Дети . Что они рукодельницы, хозяюшки, умницы.

Воспитатель . Вспомните сказки разных народов, в которых рассказывается о таких девочках.

Дети. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица», эстонская сказка «Каждый свое получил», болгарская сказка «Благословенные орехи».

Воспитатель. Ребята, покажите на карте Европы, где находятся Россия, Эстония и Болгария.

Дети выполняют задание.

У каждого народа есть свои сказки, они написаны на разных языках, их герои носят разную национальную одежду. Однако если сказки читать внимательно, можно заметить сходство сюжетов, а самое главное — схожесть по смыслу. Что прославляется и осуждается в сказках, которые вы назвали?

Дети . Прославляются добро, прилежание, умение трудиться, осуждаются лень, грубость.

Воспитатель. Да, ребята, и в русских, и в эстонских, и в болгарских сказках говорится о торжестве труда, презрении к лентяям и лежебокам, справедливости и чести. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что содержание сказок разных народов во многом схоже.

Игра «Какой сказке что подходит?»

На картинках изображено содержание пословиц. Воспитатель предлагает подобрать к ним иллюстрации из сказок народов мира, содержание которых близко содержанию пословицы, и объяснить, почему они сделали такой выбор. Например, к сюжетной картинке, характеризующей содержание пословицы «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», дети смогут подобрать иллюстрации таких знакомых сказок, как русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо поганое», греческого мифа о Геракле; к сюжетной картинке с изображением содержания пословицы «Делай другим добро — будешь сам без беды» — иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», африканской сказке «Обезьяна, питон и заяц», индийской сказке «Человек и тигр».

Воспитатель. Ребята, так что же объединяет культуру разных народов?

Дети . Уважение к матери, труду, героям.

Воспитатель . Как бы ни отличались люди друг от друга, их культуру объединяет много общего: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, бережное отношение к своим традициям, красота материнства. Достояние культур всех народов равноценно, представляет общую культуру землян. Если исчезнет одна культура, это будет потерей для других. Каждый человек должен не только знать, любить и беречь свою культуру, но и изучать, понимать, уважать культуру других народов. Почему?

Дети . Чтобы лучше узнать друг друга.

Воспитатель. Все верно, культурное наследие помогает народам лучше узнать друг друга и полюбить. Ребята, ваши рассказы, записанные на магнитофон, я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. Что еще поможет им оформить «Уголок путешественника»?

Дети. Игра «Какой сказке что подходит», наш альбом с пословицами, поговорками разных народов, картинки, наши рисунки.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю всем вместе сделать «хоровод сказок» и подарить его нашим друзьям.

Дети рисуют цветными карандашами сказочного героя в национальном костюме из любой сказки народов мира на листе бумаги, сложенном «гармошкой» и вырезают. Образуют хоровод сказочных героев вокруг березки.

Посмотрите, какой дружный хоровод получился! Послушайте стихотворение.

Ребенок

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете,

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду ее никому не дадим!

В. Орлов

Воспитатель. Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).

Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми;

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: три конверта с письмами, диктофон; карта, представляющая собой силуэт карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках; бумажные фигурки людей разных рас для наклеивания на карту, настольнопечатная игра «Сложи портрет», аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Недавно мы получили три письма от ребят из разных стран: Франции, Африки и Китая. Получилось так, что все три письма почтальон принес нам в один день, мы их тут же распечатали и стали читать. Наши новые друзья в своих письмах так интересно рассказали о себе, описали свой внешний вид, природу страны, в которой живут. Они очень просили нас рассказать о России, поскольку никогда не были в нашей стране. Девочка Эдит попросила рассказать о том, в какие игры мы любим играть, девочка Анина попросила рассказать о зиме, потому что она никогда ее не видела, а мальчик Сунь — о том, чем мы любим заниматься в свободное время.

Мы тут же написали им ответные письма. Когда нужно было подписывать обратные адреса, выяснилось, что конверты, в которых пришли письма, перепутаны, и мы не знаем, кому какое письмо отправлять. И тут мы вспомнили о вас, ребята! Кто-то сказал, что вам в детском саду много рассказывали и читали о внешних различиях людей, живущих в разных странах, а наши друзья в своих письмах так подробно описали свой внешний вид! Мы думаем, что, прочитав их письма, вы сможете отгадать, в какой стране они живут, и тогда мы точно будем знать, какое письмо куда отправить». Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям-первоклассникам?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте не только им поможем, но и научим, как по внешнему виду людей можно определить, в какой части света они живут. Как это можно сделать?

Дети . Можно записать наши рассказы на диктофон и отправить им, можно подарить им игры о внешних различиях людей, послать наши рисунки.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить о внешних различиях людей, живущих в разных странах. Давайте прочитаем письма, которые получили наши друзья. Посмотрим, что написано в первом письме. Девочка Эдит, попросившая наших друзей рассказать о любимых играх, написала в письме, что у нее легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза и белая кожа. Как вы думаете, к какой расе относится девочка с белым цветом кожи и внешне похожая на нас?

Дети . К европеоидной расе.

Воспитатель. Люди каких национальностей относятся к европеоидной расе?

Дети. Немцы, русские, французы, англичане и др.

Воспитатель . В какой части света проживают эти люди?

Дети. В Европе.

Воспитатель . Да, они живут в Европе, а также в Америке, Австралии. Покажите эти страны на карте мира.

Дети показывают Европу, Америку, Австралию на силуэте карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках. Желательно, чтобы эта карта была больших размеров, например, во всю стену коридора или группы. Располагается она на уровне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров или путем наклеивания готовых картинок по мере изучения той или иной страны, народа.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к европеоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Европы, Америки, Австралии.

Ребята, к какой расе относимся мы с вами?

Дети . К европеоидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые проживают в России, относятся, в основном, к европеоидной расе.

Воспитатель предлагает наклеить фигурки людей, относящихся к европеоидной расе, на схематичной карте России.

Ребята, где же живет Эдит, от которой наши друзья получили письмо: во Франции, Африке или в Китае?

Дети. Во Франции.

Воспитатель. Молодцы, вы правильно угадали! Вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Франции.

Воспитатель берет второе письмо.

Девочка Анина, которая попросила наших друзей-первоклассников рассказать об их любимых играх, написала в письме о том, что она чернокожая, у нее пышные курчавые черные волосы, темные глаза, пушистые длинные ресницы.

Как вы думаете, к какой расе относится эта девочка?

Дети. К негроидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые живут в жарких странах — чернокожие, относятся к негроидной расе. Где они проживают?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Да, эти люди живут, в основном, в жаркой Африке. Пожалуйста, покажите ее на карте мира.

Дети показывают Африку на карте.

Какой климат в Африке?

Дети. Там очень жарко.

Воспитатель . Внешние особенности людей, которые относятся к негроидной расе, связаны с тем, что с их помощью человек приспосабливается к жаркому климату. Вспомните, как летом вы приезжаете в деревню или на дачу. Свободно, тепло, радостно! Но если в первые дни бывать на солнце очень долго, что может случиться?

Дети. Можно сильно обгореть.

Воспитатель . Да, тогда кожа краснеет и болит. Только со временем она «привыкает» к солнцу, приобретает золотистый оттенок и больше не доставляет вам беспокойства. Тогда ваши родители с гордостью говорят: «Посмотрите, как загорели наши дети!» Но если бы вы приехали в Африку, вам понадобилось бы еще больше времени, чтобы привыкнуть к солнцу, и, возможно, вам так и не разрешили бы загорать. Почему?

Дети . Потому что в Африке очень жарко.

Воспитатель . Все верно, солнечные лучи могут не только радовать человека, но и причинять ему вред. Что же помогает людям, живущим в Африке, защищаться от перегрева и палящих лучей солнца?

Дети . Пышные курчавые волосы, темная кожа.

Воспитатель. Да, представителей негроидной расы от палящего солнца защищает смуглая кожа, а пышные курчавые волосы заменяют им головной убор, предохраняющий от перегрева их голову.

По предложению воспитателя дети выбирают фигурки людей, которые относятся к негроидной расе, из других фигурок и наклеивают на силуэт карты Африки.

Ребята, где же живет Анина, попросившая наших друзей-пер- воклассников рассказать о том, что такое зима?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим ее письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Африки.

Воспитатель берет в руки третье письмо.

Ребята, мальчик Сунь рассказал в письме о том, что у него желтый цвет кожи, узкие раскосые глаза, прямые черные волосы.

К какой расе относится этот мальчик?

Дети. К монголоидной.

Воспитатель . Люди каких национальностей относятся к монголоидной расе?

Дети . Японцы, китайцы, корейцы.

Воспитатель . Где проживают эти люди?

Дети . В Азии.

Воспитатель . Да, ребята, люди с желтым цветом кожи живут на востоке: в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к монголоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Азии.

Ребята, какой климат в Азии?

Дети. Там часто дуют сильные ветры.

Воспитатель . Климат, природные условия наложили свой отпечаток на внешний вид представителей монголоидной расы. Какие особенности внешнего вида помогают им приспособиться к такому климату?

Дети . Узкие глаза защищают их от песка и ветра, сияния снега.

Воспитатель. Да, видимо, в древности им приходилось защищаться от сияния снега и снежных бурь. Почему глаза нужно защищать от сияния снега?

Дети . Глаза могут заболеть, можно ослепнуть.

Воспитатель . Да, снег может ослепить человека, и тот навсегда потеряет способность видеть. Поэтому горнолыжники, например, всегда надевают темные очки. Имеют защитные очки и альпинисты, поднимающиеся к заснеженным вершинам. Но в давние времена никаких защитных очков не было. Поэтому выживали только те люди, у которых были узкие глаза, более защищенные от снежного сияния и пыли.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, которые относятся к монголоидной расе, из других фигурок и наклеить их на силуэт карты Азии.

Ребята, так где же проживает Сунь?

Дети . В Китае.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим его письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим его письмо в конверт, который ребята получили из Китая. Вот и помогли мы нашим друзьям правильно найти каждому письму свой конверт. Ребята, а с помощью какой игры мы можем помочь нашим друзьям лучше запомнить внешние различия людей разных рас?

Дети. При помощи игры «Сложи портрет».

Игра «Сложи портрет»

Детям нужно собрать разрезанные на три части (по горизонтали) картинки с изображением людей разных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Выполнив задание, дети определяют, к какой расе относится человек и в какой части света он проживает.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на нашу карту! Как мы ее красиво украсили фигурками людей, какой она стала разноцветной. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Воспитатель . Ребята, ваши рассказы, письма, разложенные в конверты, игру, рисунки я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. А дальнейшая их переписка с детьми из Франции, Китая, Африки поможет им лучше познакомиться с тем, как живут дети в других странах. Несмотря на внешние различия детей разных рас у них много общего: они любят своих родителей, Родину, уважают стариков, бережно относятся к своим традициям.

Сегодняшнее занятие я бы хотела закончить замечательной песней.

Звучит аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта).