Умная жена (Индийская сказка): Сказка. Умные сказки

Юлия Пермякова (Первунинских)
Педагогическая разработка «Умные сказки»

Сказка как средство нравственного воспитания

Ответственный : Пермякова Ю. Н.

Сказка , ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется формированию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни.

Известный русский педагог В . А. Сухомлинский справедливо считал : «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». Игра со сказкой помогает детям задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе зло и добро. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует быть смелым; агрессивный - добрым; несобранный - аккуратным.

Надо отметить, что речь идет лишь о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку. В данной технологии были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны дошкольникам, а именно : отношение к людям (добрый - злой) ; отношение к труду (трудолюбивый - ленивый) ; смелость (смелый - трусливый) .

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку , нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Для этого я использую сказочные сюжеты , психогимнастические упражнения (этюды, игры, дети обыгрывают отдельные проблемные сюжеты сказки , рисуют и лепят героев сказок , совместно с родителями дети изготавливают атрибуты для сказок , подбирают пословицы к качествам личности данного персонажа, сочиняют свои сказки и заключительным этапом становится – интерактивная игра. Такую интеграцию можно назвать – «социальным экспериментированием» . Дети принимают роль персонажа сказки и проигрываются разные варианты поступков персонажей, дети сами делают соответственный выбор и анализируют, находят выгодный вариант для всех героев сказки .

Интерактивная игра проводится одни раз в три месяца, что является диагностической составляющей, где дети покажут как в сказке на новый лад они могут применят известные им качества личности в предлагаемой ситуации.

Данная технология отвечает принципам ФГОС ДО. Считаю, реализацию технологии «Умные сказки » , в группе старшего дошкольного возраста, целесообразной и актуальной.

Цель :

Формирование осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах общества, на основе которых строятся отношения к другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Задачи :

Познакомить детей с моральными качествами личности.

Дать им понятие о парности этих качеств (добрый - злой) .

Обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества.

Учить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.

Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.

Способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

Развивать эмпатию.

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Этапы формирования нравственности.

Формирование привычки и привычных форм поведения

через эмоциональную подсознательную сферу психики

(ранний возраст, младший возраст)

Нравственное мышление, нравственные чувства

Формируется на базе привычного поведения и под влиянием педагогического воздействия

(младший, средний возраст)

Формирование нравственных свойств : честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм

(старший дошкольный возраст)

Формирование нравственного сознания убеждения и воли,

которые становятся регуляторами действий, поступков человека.

(школьный период)

Формирование саморегуляции, самоуправления.

(старший школьный возраст)

Предполагаемый результат :

Результатом процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

*Дети умеют общаться со взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

*Дети с удовольствием участвовать в коллективных делах, принимая общую цель и условия, стараясь действовать согласованно, прослеживается живой интерес к общему результату.

*В поведении и отношении к окружающему у дошкольников проявляются черты гуманистической направленности.

*Дети начинают осознавать свои возможности, достижения, научились оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро – зло; хорошо – плохо; справедливо – несправедливо) .

*У детей формируются такие качества как сочувствие, отзывчивость.

*У мальчиков развивается внимательное отношение к девочкам : они подносят девочкам стул, в нужный момент оказывают помощь.

*Девочки в свою очередь проявляют заботу об окружающих, с благодарностью относятся к оказанной помощи и знакам внимания мальчиков.

Технология строится по принципам :

1. Принцип индивидуальности

В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботным, подвижным, шумным , а другим - тихим, осторожным, сдержанным. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.

2. Принцип всеобщего участия

В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными участниками спектакля. Они могут помогать героям сказки , могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев - возможности здесь не ограничены.

3. Принцип свободного выбора

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка ) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

4. Принцип помогающих вопросов

Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо ее с ребенком обсудить, «проговорить» . В этом вам помогут вопросы :

Что ты хочешь делать?

Что тебе мешает? Что поможет сделать это?

Что чувствует твой персонаж? Какой он?

Что он хочет сказать ?

О чем мечтает?

5. Принцип обратной связи

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Взрослый задает детям вопросы :

Какие чувства ты испытывал во время спектакля?

Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

Кто тебе больше всего помог в игре?

Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Модель реализации технологии

1. этап - чтение и анализ сказок : обсуждение личных качеств героев;

2. этап – дидактические игры, рисование героев сказки с целью усвоения сказки ;

3. этап - проигрывание этюдов совместно с логопедом (отрывков из сказок , проблемная ситуация из жизни, психогимнастические упражнения, мимические и пантомимические приемы;

4. этап – изготовление атрибутов (могут принимать участие родители) ;

5. этап – интерактивная игра;

6. этап – рефлексия.

На последнем этапе прослеживаются качественные изменения в характере и поведение детей, результат определяется методами наблюдения и диагностирования.

На основе сказок

Особенностью данной технологии является широкое использование различных сказок . Подготовка к интерактивной игре подразумевает поиск и тщательный отбор сказок , отвечающих поставленным задачам технологии. Чтобы облегчить поиск и задать примерное его направление, привожу перечень сказок , использованных в работе, а также книги, где эти сказки можно найти .

Литературные источники

1. Родничок. Книга для чтения детям 4–5 лет. М., 1993.

2. Михалков С. Сказки , пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 3. СПб., 1994.

3. Михалков С. Сказки , пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 1. СПб., 1994.

4. Рассказал барсук лисе . Русские народные сказки . Сост. Л. Грибова. M., 1993.

5. Братья Гримм. «Сказки » . Вып. 1. СПб., 1992.

6. Румынские народные сказки . В 3 частях. Ч. 1. М., 1991.

Литература :

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

2. А. С. Давыдов «Лучшая книга сказок » - М : 2003г.

3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство» , 2003г.

4. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой » . – М.: 2000

5. С. В. Шамаева «Апология сказки » .- М : 2000г.

6. В. В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» - М : 2005г.

7. И. Г. Дмитриева, Е. А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника» . – М : 2005г.

8. О. А. Садилова «Волшебные сказки . Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М : 2005г.

Тематический план

Сказка Качества личности

«Репка» Общее дело, значимость малой помощи

«Колобок» Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень.

«Теремок» Умение жить дружно

«Кот, петух и лиса»

Дружба, взаимовыручка, послушание

«Гуси – лебеди» Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

«Лиса и заяц» Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

Сказка Качества личности

«Лисичка-сестричка и серый волк» Простота – хитрость, доверчивость – обман

«Зимовье» Дружба, согласие

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение

«Стойкий оловянный солдатик» Стойкость и мужество, любовь и верность

«Колосок» Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени

«Привередница»

Сказка Тема

«Муха -Цокотуха»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

«Царевна-лягушка»

Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь

«Цветик – семицветик»

Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

«Кукушка»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Золушка»

Трудолюбие, терпение

Жил-был один купец. И был у него сын. Однажды пришел сын к отцу и говорит:

– Отец, я не хочу жениться. А если и женюсь, то только па девушке, которая согласится, чтобы я ее каждый день пять раз шлепал туфлей.

Призадумался купец: где же найти девушку, которая согласилась бы на такое условие. Разослал он повсюду своих людей, но никто не хотел отдавать дочь за его сына. В конце концов после долгих поисков удалось найти одну девушку, дочь деревенского торговца.

Свадьбу отпраздновали веселую. Играла музыка, повсюду пели, танцевали, а светильников и фонарей горело столько, что никто даже не мог сказать, день это или ночь.

Когда новобрачные прибыли домой, глупый купеческий сын снял свою туфлю и подошел к молодой жене – хотел отшлепать ее. Но та была находчивая и умная. Она как пи в чем не бывало ему и говорит:

– О супруг мой, я позволю тебе ударить меня туфлей пять раз, но лишь тогда, когда в этом доме появятся вещи, заработанные тобою самим. А пока все, что здесь есть, принадлежит не тебе, а моему свекру!

Ему нечего было сказать в ответ. Действительно, все имущество в доме принадлежало старому купцу. Слова жены попали мужу не в бровь, а в глаз. Разозлился купеческий сын, хотел сгоряча отшлепать жену и без ее согласия. Но не решился и ушел ни с чем. На другой день явился он к отцу и говорит: – Отец! Дай мне денег. Я хочу отправиться торговать в чужие края.

Он решил, что наживет торговлей много денег, и тог-па жена будет полностью в его власти.

Старый купец не стал возражать. Он был доволен, что сын решил заняться торговлей. Дал он сыну денег и простился с ним.

И вот отправился молодой купец в путь. Пришел оп в одну деревню и остановился на ночлег. А неподалеку от этого места жила одна вешья. Она узнала о прибытии купца, пришла к нему и говорит:

– Почтенный купец! Почему ты остановился здесь, а не у меня? Пожалуй в мою хижину!

Послушался ее купец, собрал все свои пожитки и перебрался к ней в дом. Ночью, как только купец заснул, вешья взяла свою серебряную чашу и спрятала ее среди вещей купца.

Как только настало утро, в доме вешьи поднялся страшный шум.

– Где моя серебряная чаша? – кричала она.– Кто ее взял? О Рам! Где моя серебряная чаша?!

Собрался. народ. Вешья спросила у молодого купца, не брал ли он чашу.

– Зачем мне твое добро? У меня и своего много! – удивился тот.

– Ну что ж, придется, видно, мне самой поискать пропажу! У кого найду ее, тот пусть отдаст все свое имущество.

Купец согласился на это условие – он и подумать не мог, что пропавшая чаша лежит у него в мешке.

Вешья принялась осматривать вещи и вскоре вынула из купеческого мешка свою чашу. И пришлось купцу, как было условлено, отдать плутовке все товары.

Отправился купец дальше. У него осталось теперь совсем немного денег, и он не переставал сокрушаться, что так глупо потерял свои товары. Шел он, шел и очутился в лесу. Стемнело. Вдруг видит: навстречу ему идет хромой. Когда они поравнялись, хромой поздоровался и говорит:

О почтеннейший, я отдал свою ногу в залог твоему отцу. Возьми с меня деньги и верни мне мою ногу.

Видит молодой купец, что опять его хотят одурачить, а что делать, не знает.

– Нет у меня твоей ноги…– начал было он.

Но плут и досказать ему не дал. Все свое твердит:

– Придется тебе вернуть мою ногу! Испугался купец и говорит:

– На вот, возьми немного денег – и спору конец. Так наш купец второй раз остался в дураках. Идет он дальше. Встречается ему еще один плут – одноглазый. Подошел к нему и говорит:

– О щедрый господин! Мой глаз отдан в заклад твоему отцу. Возьми деньги и верни поскорее мой глаз!

Пришлось молодому купцу, как ни жалко ему было, отдать этому плуту свои последние деньги. Так его в третий раз одурачили, и был он теперь гол как сокол.

Отправился купец дальше. Верстах в десяти оттуда была одна деревня. Зашел он в нее и улегся под деревом. Всю ночь тревожные мысли не давали ему заснуть. Когда наступил день, он решил, что нужно ему наняться к кому-нибудь на работу. «Накоплю немного денег, – размышлял он,– и начну торговать».

Принялся он бродить по деревне и пришел к маслоделу. Тот взял его к себе в помощники. Целыми днями сидел купец около пресса и выжимал масло из семян кунжута.

Так прошло много дней. Купец все работал у маслодела. Как-то вспомнил он об отце и написал ему письмо:

«Низко кланяюсь Вам, отец!

Я доволен своей судьбой. Поднялся я высоко, и богатства у меня в руках скопились превеликие.

Ваш сын».

Старый купец получил это письмо и очень обрадовался. Он позвал невестку и говорит ей:

– Смотри, невестка, какой у меня умный сын оказался. Через его руки теперь большие деньги проходят. Я и раньше был уверен, что он разбогатеет.

Взяла невестка у свекра письмо и перечитала сама. Она поняла, что муж ее вовсе не разбогател и все, что написано в письме, просто выдумка.

Послала она людей разузнать, что творится в окрестных деревнях, и вот однажды приходит к свекру и говорит:

– Я хочу поехать навестить мужа. Посмотрю, как у него идут дела.

Старый купец согласился, и вскоре все было готово к отъезду. Нарядилась невестка в мужской костюм, подвесила к поясу меч и верхом отправилась с несколькими слугами в путь. В дороге она нигде не останавливалась и через некоторое время прибыла в ту деревню, где ее муж работал у маслодела. Пришла к хозяину и говорит: – У тебя есть помощник. Отдай мне его, взамен можешь взять все, что пожелаешь.

Жадный маслодел, как услыхал о деньгах, сразу согласился уступить своего работника, и за это получил столько золота, сколько хотел.

Молодой купец не узнал своей жены в мужском наряде и пошел к ней в услужение. Она привела его к своим палаткам, разбитым возле деревни. Слуги у нее были все новые, и никто из них не узнал ее мужа. Поэтому он, ничего не подозревая, стал исполнять все, что требовал от него новый хозяин.

Так прошло несколько дней.

Однажды жена купцам приготовила очень вкусные печенья и соленые кушанья и говорит слугам:

– Ешьте сколько хотите, но пить не смейте. Кто ослушается, того я накажу.

Купеческому сыну давно уже не приходилось есть такой вкусной пищи. Мешкать он не стал и наелся до отвала. И захотелось ему пить. Но он вспомнил об угрозе хозяина и решил подождать подходящего случая.

Наступила ночь. Жена купца улеглась, а рядом со своей постелью поставила кувшин с водой. Купеческого сына нарядили караулить добро, а он думал только о том, как бы попить. «Когда хозяин покрепче заснет,– размышлял он,– я подберусь к кувшину и напьюсь».

Жена купца лежала с закрытыми глазами и для вина громко похрапывала. Как только купеческий сын увидел, что его хозяин крепко спит, он схватил кувшин и стал жадно пить. Но жена только этого и ждала: она вскочила с постели, гневно взглянула на него и сказала, что за нарушение приказания он немедленно будет наказан. Тут же она кликнула остальных слуг и распорядилась: Живо подите в деревню и принесите две раскуренные трубки!

Слуги принесли дымящиеся трубки и по приказу хозяйки приложили их к спине купца – поставили ему два клейма. Купеческий сын извивался от боли, но кричать побоялся. После этого она разрешила ему напиться воды, дала много денег и велела идти спокойно спать. Так купец ни о чем и не догадался.

Прошло много дней. Однажды жена купца приказала свернуть лагерь, и все отправились в обратный путь. По дороге она подстрелила оленя и велела слугам взять с собой одну оленью ногу и глаз.

– Нам многие люди свои глаза в заклад давали. Ну-ка вынь и взвесь свой глаз, и тогда мы подберем равный ему по весу.

Тут плут растерялся. «Ну,– думает,– одного глаза я уже давно лишился, а теперь и вторым надо рисковать? Не бывать этому!»

И говорит вслух:

– О почтеннейший, мне никакого глаза не нужно! Сказал он так и убрался восвояси.

«Э, да это, видно, бывалый плут,– подумал хромой,– от него подальше нужно держаться, не то и другой ноги лишишься».

Тронулись всадники дальше. В пути их застала ночь, и они остановились в доме у той самой вешьи, где когда-то ночевал купеческий сын. Вешья и на этот раз поступила с путешественниками как обычно: взяла свою серебряную чашу и спрятала среди вещей переодетой жена купца, а сама пошла спать. Но та не смыкала глаз. Как только плутовка вешья уснула, она вынула чашу и положила ее на прежнее место.

Утром вешья подняла шум. Стали разыскивать чашу и нашли ее не у путников, а в пожитках самой хозяйки. Поэтому, как было заранее условлено, жена купца получила все добро вешьи и покинула эту деревню.

Когда они подъехали к родной деревне, то опять разбили палатки. Жена купца собрала слуг и сказала:

– Смотрите за всем хорошенько, а мне нужно сходить ненадолго в деревню по делу.

Она пришла домой, переоделась в обычное свое платье я пошла к свекру.

Увидел он ее и с нетерпением спрашивает:

– А где же мой сын, невестка?

– Он скоро вернется домой,– был ответ.

Между тем молодой купец, видя, что хозяин долго не возвращается, решил воспользоваться этим и повидать своих родителей. Говорит он другим слугам:

– Братцы, я сбегаю в эту деревню – там живут мои мать и отец. Хочу с ними повидаться. Если к ночи не вернусь, то придумайте сами, что сказать хозяину про меня.

Пришел молодой купец домой. Отец бросился к сыну, обнимает его. Только жаль ему, что сын слугой вернулся. Ну, что было, то прошло. Молодой купец вымылся, надел новое платье и отправился к жене. Да, видно, мало он уму-разуму научился. Пришел к ней и говорит:

– Я побывал в дальних странах, большие богатства привез. Теперь-то уж я тебя могу туфлей угостить.

Но та, услышав его бахвальство, только рассмеялась. Удивился этому муж, еще больше заважничал. А жена ему и говорит:

– Ты сначала скажи, кто тебе на спину клейма поставил? Кто тебя выкупил и домой привез? Ведь все деньги, что ты взял из дому, пропали. Какие же это ты богатства добыл, что так чванишься?

Тут только понял купец, как глупо он поступил. Припомнил он все, что произошло с ним за это время. Стало ему очень стыдно. Упал оп на колени, просит у жены прощения.

А жена подняла его и говорит:

– Встань, от упрямства добра не бывает. В жизни преуспевает тот, кто действует с умом, а не тратит силы впустую. И никогда не нужно кичиться тем, что заработано не тобой, а другими.

Добавить комментарий

Умные сказки

Умные сказки

Три полезные сказки, которые помогают нашим детям почувствовать себя увереннее, смелее, преодолевать страхи и лучше понимать и разрешать некоторые конфликты.

Как известно, сказки оказывают огромное влияние на детей. Если герой сказки оказывается близок малышу, то ребенок стремится воспользоваться его примером в борьбе со своими проблемами и страхами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, благодаря которой ему будет легче добиться успеха.

Мышонок и темнота (страх темноты)

На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.
А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.
В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, какой, маленький и испуганный малыш…
Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:
— Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
— Нет,— ответил Светлячок, — в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья… А ты куда идешь?— спросил Светлячок.
И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.
— Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,— сказал Светлячок.
По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,— есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.
Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: «Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь друзьям!»
И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.

На маленькой полянке (боязнь быть изгоем)

На опушке большого леса была маленькая полянка. Днем солнышко освещало ее и согревало обитателей полянки, ночью призрачный свет луны падал на нее, а пушистый туман окутывал ее, спасая от холода. Все обитатели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса. На этой полянке жили по соседству множество зверей н птиц. А на самой окраине жила мышиная семья, В этой семье был очень маленький, совсем крохотный Мышонок, который еще ни разу не выходил из дома один, без мамы.
И вот, наконец, настал тот день, когда мама разрешила ему пойти погулять без нее, одному. Выйдя из дома, он первым делом побежал на берег огромной лужи, около которой обычно собирались зверята со всей поляны. Ему не терпелось познакомиться со всеми и, самое главное, найти друзей. Прибежав на полянку, он увидел, что все малыши заняты делом; кто играет, кто строит замки, кто бегает наперегонки. И ему тоже захотелось играть, строить и бегать вместе со всеми. Он: подошел к зверятам и спросил: «Можно, я буду играть с вами?». Все остановились, повернулись к нему и стали изучающе рассматривать его с ног до головы. Тут один из зверей, Лисенок, сказал, поглаживая свой ярко-оранжевый мех, блестящий на солнышке: «Ты такой серый, если бы у тебя был бы такой же яркий красивый мех, как у меня, ты бы мог играть с нами». Сказав это, Лисенок отвернулся и продолжил игру. Мышонок подошел к другой группе зверят, играющих в салки. И опять он спросил у них: «Можно, я буду играть с вами?». И теперь уже Медвежонок посмотрел на него и сказал: «Ты такой маленький, что мы тебя не увидим».
«Увидите»,— отвечал Мышонок и стал прыгать так высоко, как только мог. Но зверята продолжали играть, не замечая его. Мышонку стало очень горько и обидно. Он подошел к краю лужи я, глядя на свое отражение, подумал: «У меня нет красивого меха и я очень маленький — значит, я ни на что не гожусь. И всегда останусь никому не нужным маленьким Мышонком». И он горько заплакал. Вдруг Мышонок услышал, что кто-то зовет на помощь. Он огляделся по сторонам и увидел, что в центре лужи барахтается Зайчонок. Мышонок оглянулся. Другие зверята стояли рядом и смотрели, как зайчонок тонет.
Мышонок, не долго думая, бросился к ольхе, которая росла неподалеку, перегрыз один из прутьев и протянул его Зайчонку. Тот схватился за него и выбрался на берег. К этому времени на берегу собрались почти все жители поляны. Они все окружили Зайчонка. Мышонок же стоял в стороне, наблюдая за ними; вдруг к нему подошел старый мудрый Филин и спросил: «Почему ты грустишь?». Мышонок ответил; «Потому что я маленький и серый и никто не хочет со мной дружить». Тогда Филин серьезно посмотрел на него и сказал: «Мышонок, не грусти, ведь это не важно, большой ли ты, или какой у тебя мех. Важно то, что у тебя доброе сердце и что ты очень смелый. И еще, Мышонок, запомни: никогда не старайся стать таким, каким тебя хотят видеть другие, будь самим собой».
Мышонок послушался совета Филина и перестал прыгать и стесняться своей окраски. Он стал маленьким серым Мышонком, очень остроумным и веселым. С ним было весело и интересно играть. У Мышонка появилось много друзей, которые любили его таким, какой он есть.

Маленький медвежонок (проблема драчливости)

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,— так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,— сказала Белочка.
— Но посмотрите,— закричал Зайчик,— он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».
— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,— закричали зверята.— Мы будем защищать себя!
И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,— сказали зверята.— Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..— закричали они.
— Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись, и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»— думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»— решил Медвежонок.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Жили - были в огороде овощи: Миссис Картошка, Сеньор Помидор, Мистер Лук и Миссис Капуста.

Сеньор Помидор – с роду плотный, румяный овощ, висел на ветке помидорного куста и громко кричал: - «Я! Я – самый важный овощ на свете!! Из меня можно приготовить столько разных вкусных и полезных блюд: и салат и томатный сок, и томатную пасту и суп из томатов…»

Миссис Капуста, лежавшая на соседней грядке, раскинув свои широкие, зелёные листья, была не согласна с утверждением Сеньора Помидора: - «Простите, Сеньор Помидор, но разве могут блюда из помидоров - сравниться с блюдами, приготовленными из капусты?! И, к тому же, блюд из капусты гораздо больше - нежели блюд из томатов! И давайте, не будем спорить! Я и лишь только я – самый важный, полезный и, непременно, самый главный овощ на свете!»

Тут же в спор вступил худощавый и неказистый, но очень и очень воспитанный, Мистер Лук. Он говорил мягко и деликатно: - «Позвольте, господа, к чему весь этот шум?! Будьте любезны, скажите, вы хоть, когда – ни будь, пытались приготовить суп или любое другое блюдо без лука?... Согласитесь, уважаемые господа, что это совсем не вкусно! Только лук придаёт блюду вкус и аромат. А сколько во мне содержится витаминов – вы, уважаемые господа, даже представить себе не можете! И, прошу вас, господа, вопрос о том – кто самый важный и полезный овощ, абсолютно не уместен и не актуален. Ну конечно же, это Я! Простите…» Лук так трепетно и выразительно произносил свою речь, что даже засмущался…

Но, Миссис Картошка, которая лежала на грядке возле цветочной клумбы, была со всеми овощами не согласна и, конечно же, вступила в спор: - «Вот вы тут все спорите, кричите, и никто из вас даже ни разу не подумал – какой овощ находится каждый день на столе у хозяйки? А?! И капусту и помидоры люди не едят каждый день, а вот без картошки – люди не могут обойтись совсем!! Меня обязательно кладут в суп, который люди едят каждый день. И я не говорю уже о вторых блюдах, в которых, непременно, присутствую я – картошка: и блюда с мясом, и блюда с другими овощами и грибами. А как все люди любят жареную картошку!... Вот вам и ответ. Стало - быть - я самый полезный, важный и нужный овощ! И, прошу вас – перестаньте спорить.»

И тут, все овощи, просто пришли в негодование! – «Какая наглость!» - кричал Сеньор Помидор. – «Самозванка!» - кричала Миссис Капуста. – «Какой вздор…» - утверждал воспитанный Мистер Лук.

Так они кричали и спорили, пока на ветку с томатами не села ворона и не закаркала: - «Кар – кар – кар!! Что вы тут спорите, глупые овощи! Что вы всё кричите: я… да - я!! Уймитесь вы, наконец, кар - кар! И послушайте меня. Я везде летаю и всё про всех знаю. И поверьте мне, глупые овощи, для всех людей на земле - все овощи имеют очень большое значение! Овощи богаты витаминами и полезными веществами. А людям эти витамины и полезные вещества просто необходимы! И поэтому все вы: и Мистер Лук, и Миссис Картошка, и Сеньор Помидор, и Миссис Капуста - очень нужны людям, потому они вас – то всех здесь, на грядках в огороде и посадили! Чтобы потом, когда вы вырастите и станете полноценными, полезными овощами, люди вас употребляли в пищу и были здоровы. Вот так - то, кар – кар!» - сказала умная ворона и улетела…

Жил-был на свете человек, у которого была дочка, и называлась она умною Эльзою. Когда она выросла, отец и говорит матери: "Надо ее замуж отдать". - "Ладно, - сказала мать, - лишь бы нашелся такой молодец, который бы захотел взять ее в жены".
Наконец откуда-то издалека выискался такой молодец по имени Ганс и стал к ней присватываться; но при этом поставил условием, чтобы жена его была не только умная, а и разумная.
"О! - сказал отец. - У этой девки голова с мозгами". А мать добавила: "Чего уж! Она такая у меня сметливая, что видит, как ветер по улице бежит, и такая-то чуткая, что, кажется, вот муха кашляни - она уж услышит!" - "Да, - сказал Ганс, - должен вам сказать, что коли она не очень разумная, так мне на ней и жениться не с руки".
Когда они сели за стол и поели уже, мать сказала: "Эльза, сходи-ка в погреб да принеси нам пива".
Сняла умная Эльза кружку со стены, пошла в погреб, по дороге постукивая крышкой для развлечения; когда же сошла в погреб, достала стулик, поставила его перед бочкой да на стулик и присела, чтобы спины не натрудить да себе как не повредить. Затем поставила перед собою кружку и повернула кран у бочки; а пока пиво в кружку бежало, стала она по сторонам глазеть и увидела над собою мотыгу, которую каменщики по забывчивости там оставили...
И вот начала умная Эльза плакать и приговаривать: "Коли я за Ганса выйду замуж да родится у нас ребенок, да повырастет, да пошлем мы его на погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!"
И так она сидела около бочки и плакала, и криком кричала из-за того, что ей грозит в будущем беда неминучая...
В доме между тем все ждали пива, а умная Эльза все-то не возвращалась.
Тогда сказала ее мать служанке: "Сходи-ка в погреб, посмотри, что там Эльза замешкалась?"
Пошла служанка и видит - сидит та перед бочкой и кричит благим матом. "Эльза, о чем ты плачешь?" - спросила служанка. "Ах, - отвечала та, - как же мне не плакать? Коли я за Ганса выйду замуж да родится у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его на погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!"
Тут и служанка сказала: "Ведь поди ж ты, какая у нас Эльза умная!" - подсела к ней и начала с нею вместе беду неминучую оплакивать...
Немного спустя, когда и служанка тоже не возвратилась, а все за столом требовали пива, чтобы утолить жажду, отец Эльзы сказал работнику: "Сойди ты в погреб и посмотри, чего там Эльза со служанкой замешкались?"
Сошел работник в погреб и видит - сидят Эльза со служанкой, и обе плачут. Тут он и спросил их: - Чего вы тут разревелись?" - "Ах, - сказала Эльза, - как же мне не плакать? Коли я за Ганса выйду замуж да родится у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его в погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!"
И работник тоже сказал: "Вот, поди ж ты, какая у нас Эльза умная!" - подсел к ним и тоже стал выть во весь голос.
А в доме все ждали, что работник вернется, и так как он не возвращался, то сказал хозяин хозяйке: "Ступай сама в погреб, посмотри, чего там Эльза замешкалась?"
Сошла хозяйка в погреб и всех троих застала в сокрушениях, и спросила о причине их, и как услышала от Эльзы о беде неминучей, которая грозила ее будущему ребенку от мотыги, так и сказала: "Господи, какая у нас Эльза-то умная!"
И тоже подсела к ним троим, и стала плакать.
Ждал-пождал муж сколько-то времени, но когда увидел, что жена его не возвращается, а жажда его все больше и больше мучила, то он сказал себе: "Ну, видно, уж мне самому надо в погреб сходить да посмотреть, что там Эльза замешкалась?"
Когда же он сошел в погреб и увидел, как они все там сидели рядком и ревели, и услышал о той беде неминучей, которая грозила будущему ребенку Эльзы от мотыги - и он тоже воскликнул: "Какая у нас Эльза-то умница!"
И подсел к ним, и тоже стал вместе с ними плакать. Жених долго сидел в доме один-одинешенек; но так как никто не приходил, то он подумал: "Они, пожалуй, меня там внизу ждут? Надо и мне туда же пойти, посмотреть, что они затевают?"
Сошел он в погреб и видит - сидят они все пятеро рядом и ревут, и плачут жалобно, один другого перещеголять стараются.
"Да что же у вас за несчастье случилось?" - спросил он. "Ах, милый Ганс, - заговорила Эльза, - сам подумай: как мы с тобой поженимся да будет у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его, пожалуй, сюда пива нацедить, да вот эта мотыга, что там наверху торчит, на голову ему упадет, да пришибет его до смерти! Так как же нам об этом не плакать?" - "Ну, - сказал Ганс, - большего разума для моего домашнего обихода не требуется; коли уж ты такая умная, Эльза, так я тебя возьму за себя замуж".
Хвать ее за руку, повел ее в дом и свадьбу с нею сыграл. Пожила она сколько-то времени с Гансом, и сказал он ей: "Жена, я пойду на заработки ради добычи денег, а ты ступай в поле и жни, чтобы у нас, кроме денег, и хлеб был". - "Хорошо, милый Ганс, я так и сделаю".
Ганс ушел, а она наварила себе славной каши и взяла кашу с собою в поле.
Когда она пришла на свое поле, то и сказала себе самой: "Что мне прежде следует сделать? Жать ли прежде начать, кашу ли прежде кончать? Э-э! Стану я прежде кашу кончать!"
И опорожнила свой горшок каши, и как уж очень-то наелась, опять стала себя спрашивать: "Теперь что делать прежде? Жать ли мне прежде, спать ли мне прежде? Э-э! Дай-ка я посплю прежде!" И залегла она в рожь, и крепко уснула.
Ганс давно уж и дома был, а Эльза все еще не возвращалась; вот он и сказал: "Экая у меня Эльза умная, экая старательная! До сих пор и домой нейдет, и работает, ничего не евши".
А так как та все не возвращалась домой и уж завечерело, Ганс сам пошел за нею в поле, думает: "Дай, посмотрю, сколько она там нажала!" И видит, что она ничего не нажала, а лежит во ржи да спит.
Тогда Ганс побежал домой, принес птицеловную сетку с маленькими бубенчиками и накинул на нее эту сетку; а та все спит себе да спит.
Затем побежал он опять домой, запер входную дверь, уселся на свое место и принялся за работу.
Наконец, когда уж совсем стемнело, умная Эльза проснулась и, когда стала подниматься, то была словно полоумная, да и бубенчики-то брекотали вокруг нее, чуть только она ступит шаг вперед.
Это напугало Эльзу, и она впала в сомнение - точно ли она и есть умная Эльза? И стала она себя спрашивать: "Я ли это или не я?" И сама не знала, что ей на это ответить, и стояла в нерешимости. Наконец она надумала: "Пойду-ка я домой и спрошу: я ли это или не я. Те-то уж наверно знают".
Подбежала она к дверям своего дома и нашла двери запертыми; постучалась в окошечко и крикнула: "Ганс, Эльза-то у тебя дома?" - "Да, - отвечал Ганс, - она дома". Тут Эльза испугалась и сказала: "Ах, Боже мой, значит, я не Эльза!" - и бросилась к другим дверям.
Но все, чуть только заслышат побрякивание бубенчиков, не отпирают; и так ей нигде не нашлось приюта. Тогда она побежала из деревни, и никто уж не видал ее более.

Рекомендуем также: