Комбинированная ставка. Виды ставок пошлин Формула комбинированной ставки

Налоговая база определяется по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база исчисляется в зависимости от используемой специфической, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме (т.е. в рублях и копейках) на единицу измерения. При установлении специфических (твердых) ставок налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Так определяется налоговая база при реализации вин, этилового спирта, пива и т.д.

Адвалорные ставки устанавливаются в процентах. Налоговая база определяется как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без учета акциза и НДС. При этом надо помнить, что стоимость подакцизных товаров определяется исходя из положений ст. 40 НК РФ.

Состоят из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставки. Сумма акциза по комбинированным ставкам исчисляется как сумма налогов, определяемых по адвалорным и твердым ставкам.

Если в составе одной партии ввозимых товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы товаров.

Налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при использовании специфической налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки.

Налоговые ставки устанавливаются по каждому объекту налогообложения отдельно. Полный перечень ставок по подакцизным товарам приведен в ст.193 НК РФ.

Порядок исчисления акцизов .

Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

Порядок исчисления акциза зависит от применяемой ставки специфической, адвалорной или комбинированной.

Если на подакцизные товары установлены специфические налоговые ставки (в руб. и коп.), то сумма акциза исчисляется по следующей формуле:

С = НБ × Ст,

Где С - сумма акциза,

НБ - налоговая база в натуральном выражении;

Ст - ставка акциза (в руб. и коп.).

Сумма налога по подакцизной продукции, по которой применяются адвалорные ставки (в процентах), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (налоговая база определяется в стоимостном выражении):

С = НБ × Ст: 100%,

Где С - сумма акциза;

НБ - налоговая база в стоимостном выражении (руб.);

Ст - ставка акциза (в процентах).

Комбинированные налоговые ставки . Акцизы по таким товарам исчисляются как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение специфической налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля стоимости этих товаров (без акциза и НДС).


В таком же порядке исчисляются акцизы по ввозимым на территорию РФ товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки. При этом стоимость этих товаров определяется как сумма, полученная в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Акциз по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение специфической ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров. Сумма акциза определяется следующим образом:

С = (СС × Н) + (РСт × Ас),

Где С- сумма акциза, руб.;

СС - специфическая налоговая ставка, руб.;

Н - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении, шт.;

РСт - расчетная стоимость, исчисляемая исходя из максимальной розничной цены, руб.;

Ас - адвалорная налоговая ставка, %.

При раздельном учете сумма акциза исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акцизов, исчисленных относительно каждого вида продукции, облагаемой по разным налоговым ставкам.

Общая сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизной продукции, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

При исчислении акцизов важно установить дату реализации или получения подакцизной продукции. Дата реализации подакцизных товаров определяется как день отгрузки или передачи соответствующих подакцизных товаров.

Рассмотрим один пока невостребованный инструмент защиты внутренних рынков ТС и Российской Федерации. Причем тех их конкретных секторов, на котором конкурируют и реализуются так называемые «чувствительные» товары российского производства и стран членов Таможенного союза.

Этот инструмент связан с III вариантом (методом) формирования комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин. Россия, а теперь Таможенный союз применяли и применяют только I метод их формирования. («адвалорная, но не менее специфической»). Вариант II («адвалорная, но не более специфической»), не использовала за последние 20 лет Российская Федерация. Такие ставки также не встречаются и в едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС). Вывод: Российская Федерация и Таможенный союз не применяют ставки, определяющие предельный уровень тарифного обложения импорта

Вместе с тем Россия уже имеет скромный опыт применения комбинированной ставки по III варианту («адвалорная плюс специфическая»). Указанные ставки были представлены в таможенном тарифе Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 2007 года. Такие ставки применялись в отношении 19 подсубпозиций российского таможенного тарифа. Наименование товара: «Водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы …» (6401). Количество подсубпозиций: 19. Ставка ввозной таможенной пошлины за 1 пару обуви: 15 % плюс 0,7 евро

Ввозная таможенная пошлина (по III методу) может стать достаточно жестким инструментом защиты внутреннего рынка ТС от избыточного импорта конкретных товаров. Это особенно важно в период после вступления России в ВТО.

Рассмотрим это положение на условном примере. Представим себе, что таможенная стоимость избыточно ввозимого товара равна 100 евро/ед. Ставка ввозной таможенной пошлины – 10 % плюс 10 евро/ед. На первый взгляд, мы имеем дело с величиной ставки, которая выполняет в лучшем случае только регулирующую функцию. Адвалорная ставка равна лишь 10 % от таможенной стоимости импортного товара, таково же соотношение (10 %) специфической ставки и таможенной стоимости единицы товара. Величина ставки не очень выделяется в структуре таможенного тарифа. Ставки в отдельности включают по 2 шага ЕТТ ТС, относятся к III уровню ставок единого таможенного тарифа.

Однако в случае их применения в таможенной практике происходит следующее. Адвалорная и специфическая ставки суммируются. В итоге комбинированная ставка равняется 20 евро на единицу товара или равна 20 % от таможенной стоимости. Мы автоматически получаем заградительную ставку ввозной таможенной пошлины. Комбинированная ставка превращается в инструмент достаточно жесткой защиты внутреннего рынка стран ТС от избыточного импорта (4 шага тарифа, 5 уровень его ставок).

Иностранный товар (по сравнению с беспошлинным ввозом) дорожает только за счет взимания ввозной пошлины – на 20 евро/ ед., с учетом НДС на импорт товар подорожает почти до 142 евро. Причем удорожание еще на 3,6 евро/ед. опять связано с комбинированной ставкой. Ибо ввозная пошлина входит в базу для расчета НДС при импорте. Таково влияние ввозной таможенной пошлины (комбинированная ставка, III вариант) на ценовую конкурентоспособность импортного товара. Таков механизм его защиты внутреннего рынка.

Укажем теперь на преимущества этого тарифного инструмента. Во-первых, он обладает более высокой оперативностью применения. Ведь этот инструмент будет являться базовой ставкой ЕТТ ТС, а значит может применяться «автоматически» в случае импорта конкретного товара. Во-вторых, для его применения не требуется специального расследования, период которого доходит до 1 года. Экономятся также бюджетные расходы на организацию расследований.

В-третьих, не требуется специальное законодательство для их применения. В отличие от любой из особых таможенных пошлин (и предварительных, и окончательных). В-четвертых, не требуется возвращать указанную таможенную пошлину иностранному экспортеру. Если в процессе расследования не доказаны факты демпинга или специфического субсидирования некоторых видов импортных товаров. Не применяется предварительная особая пошлина, не требуется ее возврат зарубежными поставщиками. Ввозная пошлина (комбинированная ставка, III метод расчета) поступает и остается в доходах федерального бюджета Российской Федерации, в структуре доходов бюджета Республики Беларусь и Республики Казахстан.

И, в-пятых, защитный эффект равной (или даже большей величины) может быть получен значительно быстрее, чем эффект от применения любых особых таможенных пошлин. А значит и величина экономического ущерба, вызванного избыточным или недобросовестным импортом конкретного товара, будет минимизирована заметно быстрее.

Таким образом, Коллегии Евразийской экономической комиссии (Комиссия Таможенного союза) есть необходимость еще раз рассмотреть вопрос о целесообразности применения III метода расчета комбинированных ставок ввозных пошлин в структуре ЕТТ ТС. Хотя бы в качестве инструмента селективной тарифной защиты внутреннего рынка.

И теперь коротко о технологии использования III метода в реальной практике таможенно-тарифного регулирования импорта на единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию современной России. По нашему мнению, можно рассмотреть такие варианты ее применения. Во-первых, в обычных условиях для текущего регулирования импорта каких-либо «чувствительных» товаров для России и стран Таможенного союза, для оперативной и жесткой защиты внутреннего рынка данного товара.

Во-вторых, для оперативной защиты внутреннего рынка сезонных товаров. Особенно в годы, которые характеризуются высоким урожаем, а значит необходимостью в короткие сроки решить проблему сбыта данного товара на внутреннем рынке. На рынке с избытком предложения отечественного сезонного товара (зерновые, картофель, некоторые виды фруктов и овощей и т.д.).

В-третьих, на рынках товаров, поставляемых в Россию, на единую таможенную территорию Таможенного союза по демпинговым ценам. При наличии значительного экономического ущерба у отечественных производителей. Еще до публикации официального уведомления, до начала антидемпингового расследования. До введения окончательной антидемпинговой ввозной пошлины.

В-четвертых, для тарифного обложения иностранных товаров, субсидируемых на территории страны-экспортера. При этом компенсационное расследование не закончено, факт специфического субсидирования пока не доказан Комиссией Таможенного союза (ныне Евразийская экономическая комиссия). Однако поток импорта на территорию стран-членов ТС продолжается, экономический ущерб отечественных производителей возрастает. Угроза экономической безопасности отрасли национального хозяйства нарастает. Требуется оперативная защита отрасли до начала официального расследования и в период его проведения. И после его завершения, если факт субсидирования не будет доказан, если компенсационная таможенная пошлина как защитная мера не будет введена по результатам расследования.

В-шестых, для оперативной защиты внутреннего рынка и минимизации ущерба отечественных производителей до начала и во время специального расследования. А ведь это период продолжительностью более 1 года. Причем если специальная таможенная пошлина не будет введена Коллегией ЕЭК по итогам расследования, то необходимость жесткой защиты внутреннего рынка сохраняется. Именно здесь может быть введена новая, более высокая комбинированная ставка ЕТТ ТС на основе III варианта. Либо сохранена та ставка, которая действовала до окончания периода расследования.

В-шестых, III метод комбинированной ставки может быть использован для формирования сверхквотных ставок ввозных таможенных пошлин при импорте квотируемых товаров (свежее, замороженное или охлажденное мясо). Сверхквотная ставка может формироваться по принципу «адвалорная плюс специфическая» вместо варианта 1 «адвалорная, но не менее специфической».

Таким образом, комбинированная ставка ввозных таможенных пошлин (III вариант) имеет, по мнению автора, реальные перспективы применения для оперативной защиты внутреннего рынка России и других стран Таможенного союза. Понятны и будущие технологии использования таких ставок на единой таможенной территории ТС. Заслуживает внимание и анализ их сравнительных преимуществ по сравнению с другими инструментами селективного тарифного регулирования российского импорта.

В каждом из рассмотренных случаев применения указанной ставки ожидаются следующие эффекты: усиление защиты конкретных секторов внутреннего рынка; сокращение избыточного импорта иностранных товаров; нейтрализация ценовых конкурентных преимуществ иностранных товаров; сокращение масштабов ущерба отрасли национальной экономики; рост ценовой конкурентоспособности отечественных товаров; сокращение сроков введения тарифных мер для защиты внутреннего рынка; стимулирование импортозамещения с помощью роста производства и продаж отечественных конкурирующих товаров.

Однако прием решений по поставленным вопросам – это компетенция Евразийской экономической комиссии (ранее Комиссии Таможенного союза).

Литература

1. Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 19.08.2010 г.). – М.: ФТС России, 2010. - 571 с.

2. Таможенный тариф Российской Федерации. – М.: ФГУП «РОСТЭК», 2006. – 568 с.

Для искушенных игроков в линии ведущих букмекерских контор всегда есть масса вариантов для пари, при которых можно «поймать» высокий коэффициент. Одним из таких эксклюзивных исходов являются комбинированные ставки. Комбинированные ставки - это пари на несколько исходов поединка одновременно. Игрок может спрогнозировать победу одной из команд и при этом предугадать общее количество голов в матче. Возьмем к примеру матч Чемпионата Мира между сборными России и Саудовской Аравии, букмекер предлагает спрогнозировать победу одной из команд с общим тоталом матча :

Заметно, что, если взять победу сборной России + общий тотал голов в матче больше (2.5), то коэффициент 2.14 на такой исход будет выгодно отличаться от стандартной ставки на победу России, который составляет 1.35.

Если, к примеру, игрок не уверен в итоговой победе России, но предполагает, что матч закончится с общим количеством голов не меньшим трех и Россия при этом не проиграет, то можно поставить вариант с двойным исходом + тотал :

Еще одним хорошим примером комбинированной ставки является: победа одной из команд + обе забьют:

Хорошо известно каждому, что российская сборная не славится надежной игрой в обороне, но явно в классе превосходит Саудовскую Аравию. Неплохим вариантом будет ставка на победу России, но при этом с обязательным голом соперника. Коэффициент на стандартный П1 составляет 1.35, но если добавить к этому исходу ставку на обе забьют, то уже имеем коэффициент 3.34, который очень сильно отличается от стандартного. Можно спрогнозировать также первый гол от сборной России с ее итоговой победой. В этом случае также коэффициент будет выше, чем на обычную победу.

Вариантов комбинированных ставок встречается много, в особенности букмекер будет насыщать ими линию в преддверии Чемпионата Мира, так что в линии ведущих букмекеров можно найти массу очень интересных пари на турнир.

Главным преимуществом такого вида пари является высокий коэффициент. Как мы уже рассмотрели на конкретном примере, он может быть выше в несколько раз, если объединить две ставки в одну.

Главным недостатком такой ставки является высокий риск. Даже если менее вероятный исход сыграет, а тот который казался явным, проиграет, то ставка будет проигранной.

Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в каче­стве национального торгово-политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных произво­дителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров, а также пополнения доходной части федерального бюджета.

Таможенный тариф. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по харак­теру своего действия относятся к экономическим регуляторам внеш­ней торговли. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» таможенный тариф РФ - свод ставок тамо­женных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.

В ТН ВЭД указываются ставки таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через таможен­ную территорию Российской Федерации.

_________________

Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пош­лины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы ее определения, тарифные льготы, пре­ференции и привилегии.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взима­емый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную тер­риторию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Выделяется ряд экономических функций таможенных пошлин:

    протекционистская - для защиты национального производ­ства от притока в страну иностранных товаров;

    преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;

    статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота;

    уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

Наиболее заметная функция таможенных пошлин - это их це-нообразующая роль - создание стоимостного барьера, повышаю­щего цену импортного товара и создающего разрыв в уровне цен на товары в разных странах. Значение пошлин как фактора, повыша­ющего цену иностранного товара, различно по отдельным товарам. По одним (сырьевые, некоторые виды полуфабрикатов) оно обычно невелико, по другим (готовые промышленные изделия и сельскохо­зяйственные товары) - значительно. Таможенная пошлина является первым и часто основным факто­ром, повышающим цену конкретного иностранного товара при его движении на внутренний рынок страны. Однако на этом ценообра-зующая роль пошлины не заканчивается. Дело в том, что, создавая разницу в ценах конкретных товаров на мировом и внутреннем рын­ках, пошлина влияет на общий уровень товарных цен в стране. Она позволяет национальным производителям повысить общий уровень

____________________

Рассматривать таможенную пошлину как обычный налог, взима­емый с целью пополнения доходной части бюджета, далеко неправо­мерно с точки зрения общепризнанных принципов и норм между­народного права.

Так, согласно принципам и нормам ГАТТ таможенная пошлина является торгово-политическим инструментом, главная цель которого состоит в оперативном регулировании внешнеторгового оборота. Таможенная пошлина - это прежде всего не фискальная, а ценовая категория, выполняющая функцию регулятора внешнеторговых опера­ций либо в сторону протекционизма, либо в сторону свободной тор­говли. Введение таможенных пошлин направлено на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, обеспечение оптимального соотношения между конкурирующим с отечественным производст­вом товаров импортом аналогичных иностранных товаров.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном та­рифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможен­ных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

Виды ставок пошлин. Существует следующая классификация таможенных пошлин в зависимости от способа их исчисления.

По способу взимания:

адвалорные пошлины {ай \а1огет йи1у) - исчисляются в про­ центах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Адвалорная пошлина - наиболее употребительная среди приме­няемых в международной торговле пошлин ввиду простоты ее расчета, большего соответствия принципам, нормам и правилам международ­ной торговли, способности служить инструментом сравнения степе­ней защиты рынка.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облага­емых пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле:

С ПА - Т с х П А < 100% где С ПА - сумма таможенной пошлины;

Т - таможенная стоимость товара, руб.; П д - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.

специфические пошлины {зресЩс йШу) - начисляются в уста­ новленном размере за единицу товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Специфические пошлины наряду с комбинированными формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инстру­ ментом защиты внутреннего рынка.

Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых пошли­ной по специфическим ставкам, исчисляется по формуле:

С ПС т >< П с >< К Е"

где С пс - сумма таможенной пошлины;

В т - количественная или физическая характеристика товара

в натуральном выражении; П с - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; К Е - курс евро, установленный ЦБ РФ.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по спе­цифическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составля­ющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы исчис­ления используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

комбинированные пошлины (сотЫпеа 1 йи1у), сочетающие оба названных выше вида исчисления размера таможенной пошлины, то есть исчисляемые в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к нату­ральному (физическому) объему товара. Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов и служат инструментом защиты внутреннего рынка.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Положительной чертой адвалорных пошлин является поддер­жание одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандарти­зированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они являются преобладающей формой пошлин, используемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от ино­странной конкуренции.

Экспортные пошлины применяютя к экспортным товарам при вы­пуске их за пределы таможенной территории государства. Они исполь­зуются обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары. Их цель - сокращение экспорта и пополнение бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в дру­гие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков. Они используются преимущественно как средство торговой войны.

В отдельную группу принято выделять так называемые сезонные и особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров.

Сезонные пошлины. Согласно ст. 6 Закона «О таможенном тарифе» для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительст­вом Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях оперативного регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с по­мощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйствен­ных продуктов и некоторых других товаров. Они связаны с сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, кар­тофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная диф­ференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законо­дательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохо­зяйственные и иные товары.

Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не приме­няются.

Таможенные пошлины по своему экономическому содержанию и характеру действия относятся к стоимостным, рыночным регуля-

торам внешнеторгового оборота. Как всякий налог, пошлина увели­чивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Однако за внешне простым и односложным действием пошлины на внеш­нюю торговлю скрыты сложные и многоплановые процессы, гене­ратором которых выступает таможенное обложение.

Экономическая роль импортных пошлин, прежде всего, связана с тем что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они, повышая уровень внутренних цен, активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибы­ли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в нацио­нальных и международных условиях производства. Другими слова­ми, таможенная политика затрагивает самые существенные стороны национального производства.

Уровень таможенного обложения неодинаков в различных госу­дарствах. Однако определенная закономерность при сопоставлении ставок пошлин на одинаковые товары в различных странах просле­живается достаточно четко - пошлины в развивающихся странах существенно выше, чем в развитых государствах. Это связано с тем, что развивающиеся страны с помощью таможенного обложения за­щищают отдельные отрасли своей национальной экономики, со­действуя их ускоренному развитию.

По мнению профессора И. И. Дюмулена, пошлины можно клас­сифицировать следующим образом :

Таможенные пошлины по объекту обложения делятся на две груп­пы: импортные таможенные пошлины и экспортные таможенные пошлины.

Импортные таможенные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутрен­ний рынок страны. Эта группа применяется всеми странами. Ими облагаются более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира. Они играют разную роль в экономике различных стран. В большинстве случаев эта роль торгово-политическая, с их помо­щью регулируется импорт иностранных товаров, осуществляются задачи и цели торговой политики. В большинстве развивающих­ся стран импортные таможенные пошлины выполняют серьезную фискальную роль и служат часто основным источником доходов го­сударственного бюджета. Характерно, что по мере экономическо­го развития страны фискальная роль таможенных пошлин падает. Например, в США еще в конце XIX века свыше 50 % всех поступле­ний в бюджет покрывалось за счет импортных пошлин. Сейчас эта доля составляет 1,5%.

Экспортные таможенные пошлины - это пошлины, которыми облагаются вывозимые товары. Экспортные таможенные пошлины обычно применяются теми странами, которые занимают лидирую­щее место в мировой торговле отдельными товарами. Экспортная пошлина в этом случае - своеобразная рента, взимаемая с ино­странного покупателя товара за счет некоторого повышения экс­портной цены товара. В современной торгово-политической прак­тике экспортные пошлины применяются крайне редко.

По способу взимания различают четыре вида таможенных по­шлин: адвалорные, специфические, альтернативные и комбини­рованные.

Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 15% от таможенной стои­мости автомобиля). Адвалорные пошлины - это наиболее простой метод расчета денежной величины пошлины. Они являются наибо­лее распространенными видами таможенных пошлин. В большин­стве стран мира адвалорными пошлинами облагается примерно 90 % номенклатуры ввозимых товаров. Адвалорные ставки пошлин об­легчают и процесс переговоров о взаимном снижении таможенных барьеров, поскольку дают простую и наглядную базу для сопостав­ления высоты обложения товаров пошлинами.

Специфические ставки - это пошлины, размер которых устанав­ливается в денежных единицах за единицу облагаемого товара (20 долларов за тонну груза, один доллар за литр вина и т. п.). Специ­фические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денеж­ный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара. На первый взгляд, различия между адвалорной и специфической пошлинами носят чисто технических характер. Однако в таможенном деле всегда за организационно-технически­ми различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекцио­нистской зашиты остается неизменным. В этих условиях адвалор­ные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфи­ческие. А при падении цен - специфические ставки оказываются более стабильными, и степень их протекционистской защиты по­вышается. В связи с нестабильностью цен и различием цен в раз­ных странах на одни и те же товары специфические ставки пошлин трудно сопоставлять при ведении торговых переговоров. Поэтому в рамках ВТО действует рекомендация, обращенная ко всем стра­нам мира, - постепенно изменить специфические ставки пошлин на адвалорные ставки.

Альтернативная ставка пошлины содержит одновременно адва­лорную и специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (например, 20 долларов за тонну груза или 10 % с цены товара, ко­торая выше).

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15 % от таможенной стоимости товара, но не более 20 долларов за тонну).

По характеру обложения таможенные пошлины включают мини-мальные, максимальные и преференциальные ставки пошлин.

Максимальные ставки пошлин устанавливаются на основе одно­сторонних решений органов государственной власти страны. Они обычно носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять испол­нительная власть страны.

Минимальные ставки пошлин - это, как правило, ставки пошлин, которые применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Обычно эти ставки пошлин имеют так называемый конвенционный (договор­ный) характер. Эти ставки устанавливаются на основе двусторонних или многосторонних соглашений и применяются в течение того вре­мени, пока действуют эти соглашения.

Преференциальные ставки пошлин - это более низкие ставки по­шлин, чем минимальные. Эти ставки пошлин, как правило, уста­навливаются односторонним решением правительства страны их вводящей. Преференциальные ставки пошлин в современных усло­виях применяются в двух направлениях: их используют развитые страны в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран, и их используют развивающиеся страны в торговле друг с другом. По решению ООН в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, развитые государства применяют нулевые ставки пошлин. Каждая страна, предоставляющая преференциальные став­ки пошлин другой стране, как правило, ограничивает товарную но­менклатуру в отношении преференциальных ставок пошлин.

Следует еще отметить так называемые сезонные ставки пошлин. Эти ставки пошлин обычно применяются в отношении сельскохо­зяйственных товаров с целью защиты национального производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года (например, 20% к стоимости ввозимой клубники в июле-августе и 10% - в остальные месяцы года).

В последнее десятилетие получили распространение так называ­емые тарифные квоты, которые предусматривают различные ставки пошлин на товары, ввозимые в рамках, тарифной квоты, и вне ее. Например, ставка пошлины на пшеницу в стране - 20 % с цены то­вара. Устанавливается тарифная квота в 20 000 тонн со ставкой пошлины в 10%. Это означает, что первые 20 000тонн пшеницы будут облагаться ставкой пошлины в 10%. Последующий ввоз облагается 20 %-ной ставкой. Другими словами, тарифная квота - это заранее установленное количество товара (квота), которое можно ввезти по заранее установленной более низкой ставке пошлины. Тариф­ные квоты широко применяются как инструмент аграрного про­текционизма.

По способу взимания:

    адвалорные - начисляются в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

    специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за одну тонну);

    комбинированные - сочетают оба названных вида таможен­ного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за одну тонну).

По объекту обложения:

Импортные - пошлины, которые накладываются на импорт­ ные товары при выпуске их для свободного обращения на вну­ треннем рынке страны. Являются преобладающей формой

пошлины, применяемой всеми странами мира для защиты на­циональных производителей от иностранной конкуренции;

    экспортные - пошлины, которые накладываются на экспорт­ные товары при выпуске их за пределами таможенной терри­тории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне вну­тренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеет целью сократить экспорт и по­полнить бюджет;

    транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средства торговой войны.

По характеру:

    сезонные - пошлины, которые применяются для оперативно­го регулирования международной торговли продукцией сезон­ного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на данный период действия обычного таможенного та­рифа по этим товарам приостанавливается;

    антидемпинговые - пошлины, которые применяются в слу­чае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если та­кой импорт наносит ущерб местным производителям подоб­ных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб на­ циональным производителям таких товаров.

По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односто­ ронних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принима­ ется в виде закона парламентом государства, а^ конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствую­щим ведомством (обычно Министерством торговли, финан­сов или экономики) и одобряются правительством;

    конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашения о таможенном союзе;

    преференциальные - пошлины, имеющие более низкие став­ки по сравнению с обычно действующим таможенным тари­фом, которые накладываются на основе многосторонних со­глашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономиче­ское развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференции, предусма­тривающая значительное снижение импортных тарифов раз­витых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из разви­вающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

    постоянные - таможенный тариф, ставки которого едино­временно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавля­ющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

    переменные - таможенный тариф, ставки которого могут из­меняться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Ев­ропе, в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, на­ложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Практика тарифных переговоров в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин. Прежде всего, это так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Связанные ставки - это максимальные ставки по­шлин, которые страна-участник Соглашения имеет право приме­нять в рамках Соглашения. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большин­ство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируе­мые товары.

Ставки таможенных пошлин

и порядок их установления

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О таможенном тарифе» в Россий­ской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

    адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимо­сти облагаемых товаров;

    специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

    комбинированные, сочетающие оба названных вида таможен­ного обложения.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через та­моженную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исклю­чением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правитель­ством

________________

Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются

1. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

2. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:

товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

Комментарий к статье 4 Закона РФ "О таможенном тарифе": Виды ставок пошлин

В статье 4 комментируемого Закона приводится классификация ставок таможенных пошлин.

По делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорная ставка (ad valorem) устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Адвалорные ставки используются как в импортном тарифе, так и при обложении вывозными таможенными пошлинами.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по формуле 1:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст,

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

При использовании формул расчета подлежащих уплате сумм таможенных пошлин необходимо учитывать нормы, содержащиеся в главе 28 Таможенного кодекса РФ и определяющие порядок исчисления таможенных платежей.

Согласно п. 1 ст. 325 Таможенного кодекса РФ, для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных следующими статьями Таможенного кодекса РФ:

Статьей 150 (выпуск товаров до подачи таможенной декларации);

Статьей 312 (применение ставок таможенных пошлин и порядок их уплаты при перемещении товаров трубопроводным транспортом);

Пунктом 1 статьи 327 (исчисление таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений).

В соответствии с п. 3 ст. 324 Таможенного кодекса РФ исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин производится в валюте Российской Федерации.

В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Банком России для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 326 Таможенного кодекса РФ).

Подлежащая уплате сумма таможенной пошлины при ее исчислении округляется по правилам округления до второго знака после запятой.

Специфическая ставка таможенной пошлины взимается с веса, объема, штуки товара. Как это закреплено в комментируемой статье, специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Сумма таможенной пошлины, рассчитываемой по специфической ставке, не зависит от цены товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимого с этой территории. Поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин, рассчитываемых по специфическим ставкам, не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, использование специфических ставок таможенных пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения контрактных цен на импортные и экспортные товары.

В Российской Федерации размер специфических ставок устанавливается в евро.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по специфическим ставкам, производится по формуле 2:

Там. пошл. = Вт x Ст x К,

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Вт - количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении;

Ст - ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;

К - курс евро, установленный Банком России на день принятия таможенной декларации.

В международной таможенно-тарифной практике в отношении отдельных товарных позиций применяется комбинированный (смешанный) способ таможенного обложения, предполагающий использование как адвалорных, так и специфических ставок таможенной пошлины.

Основой для исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является таможенная стоимость товара и (или) количество товара в натуральном выражении.

В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний при расчете таможенной пошлины по комбинированной ставке адвалорная и специфическая компоненты могут складываться (кумулятивная комбинированная ставка) либо взиматься та из них, которая имеет наибольшую величину (альтернативная комбинированная ставка).

При применении комбинированной ставки "С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара" (например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.) сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости по формуле 1, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара по формуле 2. Для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из двух полученных величин.

При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке "С1 в процентах плюс С2 в евро за количество товара" рассчитывается таможенная пошлина сначала по адвалорной ставке по формуле 1, а затем по специфической ставке по формуле 2. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, обе полученные величины складываются (письмо ГТК России от 27 декабря 2000 года N 01-06/38024 "О направлении Методических указаний о порядке применения таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации").

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 года N 830).