Технологическая культура в структуре общей культуры. Разработка урока технологии "технологическая культура"


Министерство науки и образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Культурология»
Тема: «Особенности технологической культуры»
Вариант - 17

Выполнил: Бендяк Виктория Константиновна
Студент 1 курса
Направление 0802200.62 БМЕН «Менеджмент»
Группа Мз- 11
№ зачетной книжки 2011022767
Проверил (а)

Хабаровск – 2011
План:

    Введение
    Сущность и содержание технологической культуры
    Техника, наука, инженерия
    Роль технологической культуры в жизни современного общества
    Вывод
    Литература

    Введение
Целесообразная организация человеческой деятельности предполагает подбор необходимых средств и способов действий, планирование и выполнение определенной последовательности операций. Эта организационная сторона человеческой деятельности образует ее технологию.
Технология человеческой деятельности, в отличие от деятельности животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном пространстве, - это область технологической культуры.
Технологическая культура включает в себя знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона - злаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.
Задачи контрольной работы:
    Определить сущность и содержание технологической культуры
    Определить понятие техники, науки, инженерии
    Определить роль технологической культуры в жизни современного общества

    Сущность и содержание технологической культуры
В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития.
Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие.
На рубеже перехода человечества в XX век научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от природы, что привело к нарушению естественного равновесия в мире. Технологическое развитие общества осуществлялось в два этапа На первом из них (1-я половина XX в.) основное внимание уделялось индустриализации и механизации производства. Это был этап научно-технического прогресса и технократической идеологии. Технократия буквально означает власть техники как средства (а не способа) производства.
В начале XX века господствовали технократические философские теории, согласно которым техника и ее планомерное развитие сами по себе, независимо от других факторов, могут разрешать все социальные проблемы. Поэтому власть и управление в капиталистическом обществе должны перейти от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции (технократии), выступающей якобы в виде главной движущей силы прогресса.
Технократические теории отразили возросшее значение науки и техники для производства и общества, но они недооценили роль таких факторов, как политика, культура, классовые и национальные интересы и др.
К началу 40-х годов XX века технократические философские теории потеряли свою актуальность.
Во второй половине XX века человечество вступило в научно- технологический этап развития. Появление новых технологий привело к тому, что в 1950-1990 годы мировое общественное производство выросло примерно в 7 раз. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий.
Еще в 70-е годы широко использовался термин научно-техническая революция, в котором особо выделялась роль техники в ущерб технологии. Однако с появлением универсальной техники способы производства стали различаться своими технологиями, которые начали доминировать.
Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его экстенсивной, технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат). Новый - технологический - этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и исследований.
В технологической культуре человек осознает себя властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические «организмы» - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.
Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.
Для современной - технологической - культуры таким базовым
понятием является «технология».
Наиболее распространенным является утверждение, что слово «технология» происходит от греческого «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Таким образом, под технологией понимается наука о мастерстве, способах взаимодействия человека, орудий и предметов труда.
Ранее термин «технология» употреблялся только применительно к производственным процессам.
Таким образом, технология - многоаспектное, универсальное понятие, которое пронизывает все стороны жизни человека и общества. Технология является, по меньшей мере, философской, социально-культурологической, гносеологичекой, психолого-педагогической, экономической категорией и требует своего дальнейшего изучения.
В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.
Технологическую культуру можно рассматривать в социальном
(широком) и личностном (узком) планах. В социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.
В личностном плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.
Технологическая культура оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Во-первых, она предполагает наличие у человека системы технологических знаний, умений и личностных качеств.
Технологические знания включают в себя понимание базовых технологических понятий, представление о техносфере, способах преобразовательной деятельности, современных и перспективных технологиях производства и форм жизнедеятельности человека и др.
Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний. К ним относятся умения сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности, быстро осваивать новые профессии и технологии, проектировать свою деятельность и предвидеть ее результаты, проводить дизайн-анализ, пользоваться ЭВМ, осуществлять проектную деятельность, выполнять графические построения и др.
Технологически важные качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести сформированность адекватного профессионального самоопределения, трудолюбие, разнообразие интересов, гибкость мышления, профессиональная мобильность, самостоятельность и компетентность, ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании и др.
Технологическая культура формирует определенный (технологический) взгляд на мир и проявляется в технологическом мировоззрении. Под технологическим мировоззрением следует понимать систему технологических взглядов на природу, общество, человека и его мышление.
В его основе лежит глобальный, планетарный взгляд на мир, представляющий собой единство биосферы, социосферы, техносферы и ноосферы. В центре этой системы стоит человек, который своим разумом должен сознательно поддерживать равновесие в мире.
Технологическое мировоззрение строится также на положении о том, что в основе общественного развития лежит способ преобразовательной деятельности людей, а также уровень технологической культуры человека и общества. И в то же время технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека.
Составной частью технологической культуры является технологическое мышление.
Технологическое мышление - это мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага человека, общества, природной среды, обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технологической сферы.
Технологическое мышление направлено на поиск оптимальных средств
преобразования вещества, энергии и информации в нужный для человека продукт.
В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое значение. Этика оценивает соответствие действий отдельного человека с точки зрения последствий этих действий для «этического партнерства». Раньше в роли «этических партнеров» выступали только другие люди. Сейчас круг таких партнеров заметно расширился.
В новых условиях создатели современных технических систем оказались не в состоянии предвидеть все последствия своих проектов, так как многие из них проявляются уже после смерти их авторов. Все это повышает ответственность создателей и потребителей технических систем за результат их деятельности, что требует формирования технологической этики.
Технологическая этика (техноэтика) - это система норм и принципов этического партнерства, которым должны соответствовать создаваемые техносистемы.
Технологическая культура связана с технологической эстетикой.
Технологическая эстетика - это эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовывать технологическую среду по законам красоты.
Технологическая эстетика тесно связана с понятием дизайна. Дизайн (англ. design - чертеж, рисунок, проект) – творческая деятельность (и продукты этой деятельности), направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство ее функциональных и эстетических аспектов.
Технологическая эстетика является теоретической основой дизайна. В свою очередь, она развивается на стыке ряда научных достижений: эстетики, искусствознания, социологии, эргономики (инженерной психологии), экономики, технологии производства и др.
Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
    Техника, наука, инженерия
Техника
В современной научной литературе под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Такой подход к пониманию техники выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды.
В область техники попадает также и то, что в обиходной речи техникой не называют (и лопата, и пуговица, и веник, и т. п) - все это средства деятельности.
Техника как совокупность средств и способов человеческой деятельности выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития.
Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры.
Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материально- практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества.
В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры.
В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.
Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте - как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.
Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. Если животные адаптируются к окружающей среде благодаря устройству своих органов, то человек - благодаря растущему умению изготовлять искусственные органы, внешние «добавки» к его телу, увеличивающие его силы и способности.
Наука
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно- следственные связи и, как следствие - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Наука 20 в. характеризует тесную и прочную взаимосвязь с техникой, всё более глубокое превращение в непосредственную производительную силу общества, возрастание и углубление её связи со всеми сферами общественной жизни, усиление её социальной роли. Современная Наука составляет важнейший компонент научно-технической революции, её движущую силу.
Инженерия
Инженер - это «специалист с высшим техническим образованием». Такое определение дается в толковом словаре русского языка. Однако эта черта лишь формальный признак инженерной профессии. Специфика деятельности инженера состоит, во-первых, в том, что это деятельность практическая. Главная ее цель - не в том, чтобы получать или давать знание, а в том, чтобы знание применять в практических целях, для внесения изменений в реальную действительность. Во-вторых, инженерная деятельность связана с решением технических задач практики. Наконец, в-третьих, особенностью инженерной деятельности (в ее современной форме) является то, что она направлена на технические задачи, для решения которых требуются научные знания.
Таким образом, особенности инженерной деятельности обусловлены соединением в ней науки с практикой. Через инженерию наука превращается в производительную силу, а производство становится применением науки.
Инженерия - сфера стыковки мира науки и мира техники, мост, соединяющий эти миры.
Инженерная деятельность требует иного стиля мышления, чем научная. Наука направлена на создание общих идеальных моделей, которые можно применить в разных областях техники, инженерия же - на создание реального технического объекта с помощью всевозможных знаний из самых различных наук. Наука раскладывает различные явления на отдельные «полочки»: механические - отдельно, электромагнитные - отдельно, химические - отдельно. Инженерия собирает знания с этих «полочек» воедино.
Инженерия, как и наука, тоже прошла долгий путь «эмбрионального» развития, прежде чем стала отдельной областью культуры. Но наука созревала в лоне философии, а инженерия - в лоне ремесла. Будучи включенной, в философию, наука в ее «эмбриональном» состоянии входила в духовную культуру, инженерия же как компонент ремесла принадлежала к технологической культуре.
Инженерия в ее современном понимании родилась вместе с наукой в эпоху возникновения машинного производства и становления индустриальной цивилизации. С этого времени начинается ее история как особой формы культуры. Но у инженерии был свой «доисторический» период, уходящий своими корнями в глубокую древность.
    Роль технологической культуры в жизни современного общества
За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Технологическая культура - это культура современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.
Технологическая культура-это философия нового видения мира. И формирование технологической культуры должно быть связано с проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности.
В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности.
Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и труда - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления. Технологическая культура стала формироваться как результат современных научно- технических и социально-экономических достижений.
Для начального этапа развития технологической культуры характерно интенсивное вмешательство человека в ход естественных процессов: поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, генная инженерия, освоение космоса и др. Используя новейшие технические системы, человек стал варварски истощать ресурсы природы, что привело к нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. При этом не надо забывать, что еще в полной мере не изучено влияние современных технологических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы.
Технологическая культура определяется как преобразующая творческая природосообразная деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.
Технологическая культура включает в себя десять компонентов, которые проявляются в деятельности и поведении человека любой профессии, гражданина, потребителя, семьянина и учащегося. Это-культура труда, человеческих отношений, дома, дизайна, графическая культура, информационная, предпринимательская, экологическая, потребительская, проектная.
На сегодняшний день существуют программы курса «Основы технологической культуры» для изучения в 10-11 классах, разработанные Ю.Л. Хотунцевым и В.Д. Симоненко, учебник для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля (под редакцией В.Д. Симоненко). В результате изучения курса «Основы технологической культуры» как общего технологического компонента выпускники общеобразовательной школы должны иметь представления: о технологической культуре и ее компонентах; о роли техники и технологий в современном обществе и тенденциях их развития;
о современных энерго и материально сберегающих, безотходных и других перспективных технологиях; о социальных и экологических последствиях применения технологий;
владеть: культурой труда; средствами и способами поиска новых технических решений, графического моделирования изделий и объектов проектной деятельности, осуществления элементов предпринимательской деятельности;
уметь: работать с информацией и технологической документацией; обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной ее частью является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.
В настоящее время развитие общества основывается на установке приоритета способа над результатом деятельности. Основной целью деятельности людей становится изменение социальной, экономической и культурной жизни общества. Овладеть технологической культурой в условиях национально-регионального компонента означает овладеть функциональными методами и способами усвоения знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной творческой деятельности.
От технологической культуры населения зависит качество выпускаемой наукоемкой продукции.
ВЫВОД
Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.
Технологическая культура является основой и условием развития современного общества и производства.
Технологической культура- это уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Современная технологическая эпоха резко обострила проблему взаимодействия природы, человека и техносферы. Применяемые технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Поэтому сейчас должен быть обеспечен приоритет способа над результатами любой деятельности.
Каждый человек должен быть специально подготовлен к гармоничному сосуществованию и эффективному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Жить в таком мире и не знать его - опасно и даже преступно.

и т.д.................
Тема урока: Технологическая культура: ее сущность и содержание

Цель урока: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.

Оснащение уроков: презентация, содержащим произведения искусства, памятники культуры, технические достижения человечества; учебник технологии (гл.1, §1); ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция,

Ход уроков

1. Изложение нового материала

Уже с первого урока важно заинтересовать учащихся новым содержанием технологии. Познакомьте их со структурой учебника, содержанием. Школьники должны осознать важность и необходимость приведенных в учебнике сведений.

Урок носит теоретический характер, идет формирование новых понятий, поэтому ориентиром может служить спроецированный на экран план изучения темы.

Вопросы для фронтальной вступительной беседы, приведенные в начале параграфа, помогут учащимся погрузиться в рассматриваемое содержание, сформировать мотивационную сторону его усвоения.

Выяснение понятие «культура» является первым этапом формирования термина «технологическая культура». Перед тем, как дать определение, необходимо выяснить, что учащиеся понимают под «культурой» вообще. Можно предположить, что этот вопрос вызовет у школьников определенные трудности, так как понятие «культура» многогранно и определений существует множество. Обобщая ответы учащихся, демонстрируя видеофильм, учитель вводит понятие «культура». Перейдя к разбору схем учебника «Виды культуры» (с.7), можно предложить охарактеризовать каждый из ее видов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на понятии «технологическая культура». Важно заметить, что каждый человек постигает современную ему технологическую культуру в течение всей своей жизни, с первых ее шагов.

Логичным переходом может служить фронтальное выполнение заданий кроссворда, ответы на вопросы которого составят новое понятие «технология».

Перечислим ряд проблемных вопросов, которые можно применять в беседе:

Ваше понимание «технологии»?

Назовите виды технологий?

Какие достижения техники и технологий ХХ века вы считаете самыми значимыми для человечества?

Обычно вариантов ответов на эти вопросы у учащихся бывает множество, поэтому учитель должен быть всегда готов расширить, дополнить их содержание. Учителю необходимо указать на происхождение термина «технология», ввести новое понятие. Разбирая содержание схемы учебника (с.9), учащиеся могут назвать виды промышленных технологий и привести примеры.

Для дальнейшей беседы об основополагающих технологических проблемах предлагается описать технологию изготовления, например, валика (показ). Данную беседу учитель должен построить таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выявили необходимость таких вопросов: как обрабатывать (технологический процесс), на чем обрабатывать? Чем? Вводятся понятия «технологические машины», «технологические приспособления». Учитель делает вывод, опираясь на схему учебника (с.10).

Взаимовлияние рассматриваемых компонентов друг на друга учащиеся могут усвоить, работая по учебнику (с.11, рис. 1-2) и рассматривая приведенный экскурс в историю развития техники. Важно, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что каждой ступени развития общества соответствуют преобладающие способы производства.

Перечислим ряд вопросов, которые можно применять на данном этапе беседы:

Знаете ли вы, что такое катапульта, праща, водочерпательное колесо? Где они применялись?

Попытайтесь начертить схему работы ветряной мельницы.

Какие открытия и изобретения принадлежат Архимеду, Ньютону, Копернику?

Обобщая ответы учащихся, учитель вводит понятие «технологический уклад». Далее можно предложить учащимся самостоятельную работу с учебником (с.12-15, схема, рис. 3-7), заранее огласив вопрос:

Назовите технологические уклады и их основные технические достижения.

Демонстрация видеофильма и слайд-фильмов, устные выступления, подготовленные учащимися, могут служить завершающей частью данного этапа урока.

Вопросы для фронтального опроса по новому материалу можно взять в конце параграфа (с.19).

2. Практическая работа

Выполнить задания и упражнения

А) Расположить исторически сложившиеся типы универсальной культуры в правильном прядке:

Антропологическая (1), мифологическая (2), технологическая (3), космологическая (4).

Ответ: 2,4,1,3.

Б) Заполнить пустые графы таблицы «Основные научные открытия и изобретения в эпоху господства антропологической культуры (характерной для развитой природной цивилизации и охватывающей 2-ую половину 18, а также 19 и начало 20 веков)». Рекомендуется использование справочного, энциклопедического материала. Здесь приведена заполненная таблица, некоторые графы которой учитель при подготовке для учащихся оставляет незаполненными.

Годы

Открытия, изобретения

1729

Г. Стефан

Явление электропроводности

1733

Ш. Дюфе

Электричество

1738

А.К. Нартов

Станок с механическим суппортом

1748

М.В. Ломоносов

Закон сохранения и превращения энергии

1770

П. Дро

Первый робот «Пишущий мальчик»

1789

М.Г. Клапрот

Уран

1791

И.П. Кулибин

Самокатка

1799

А. Вольт

Гальванический элемент

1801

Е.А. Артамонов

Двхколесный велосипед

1802

В.В. Петров

Электрическая дуга

1826

Г. Ом

Закон Ома

1831

М.Фарадей

Электромагнитная индукция

1832

Н.И. Лобачевский

Новая неевклидовая геометрия

1832

И. Пикел

Генератор электрического тока

1834

Б.С. Якоби

Электродвигатель

1834

Е.А. и М.Е. Черепановы

Паровоз

1837

Я.Э. Пуркинье

Основы теории клетки

1859

Ч. Дарвин

Эволюционное учение

1860

Э. Лендар

Газовый двигатель внутреннего сгорания

1869

Д.И. Менделеев

Периодическая система элементов

1874

А.Н. Ладыгин

Электролампочка

1877

Т.А. Эдиссон

Фонограф

1881

А.Ф. Можайский

Летательный аппарат

1884

И.С. Костович

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания

1887

Г.Герц

Электромагнитные волны

1888

Ф.А. Блинов

Трактор

1891

Д.Добровольский

Трехфазный асинхронный двигатель

1895

А.С. Попов

Радио

1895

В.К. Рентген

Рентгеновский лучи

1896

А.А. Беккерель

Естественная активность

1898

В. Пауэльсон

Магнитная запись звука

1900

Т.А. Эдисон

Щелочной аккумулятор

1905

А. Энштейн

Теория относительности

1910

М. Кюри, А. Дебьер

Радиоактивность и радиоактивное излучение

1927

Д.Л. Берд

Запись изображения

Учащимся можно предложить заполнить аналогичную таблицу «Основные научные открытия и изобретения 20 века». Для активизации учащихся данное задание рекомендуется предложить в виде организации соревнования между 2-3 командами. Выигрывает та команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

3. Подведение итогов урока

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.

Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.

Технология как культурный феномен

Сущность и содержание технологической культуры

Целесообразная организация человеческой деятельности предполагает подбор необходимых средств и способов действий, планирование и выполнение определенной последовательности операций. Эта организационная сторона человеческой деятельности образует ее технологию .

Технология человеческой деятельности, в отличие от деятельности животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном пространстве, – это область технологической культуры.

Технологическая культура включает в себя знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона – знаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.

Как и всюду в культуре, важнейшее место тут занимает вербальный язык – самая мощная из используемых людьми знаковых систем. Но в технологической культуре бóльшую роль, чем в других областях культуры, играют невербальные формы кодирования информации, в особенности – функциональные знаки , т.е. предметы и процессы, включенные в человеческую деятельность и несущие в себе информацию о ней (см. гл.2, §3). Технологическая информация далеко не всегда находит выражение в словах: люди часто не могут передать словами секреты своего мастерства, и их способы действий, умения, знания остаются запечатленными лишь в самих актах деятельности, в орудиях труда, инструментах, механизмах. Техника несет в себе знание, с помощью которого она создана, но чтобы вербализовать, изложить словами это знание, нужно рассматривать машину как «текст» и уметь «переводить» смысл этого «металлического текста» на человеческий язык.

Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии. Магические технологии – колдовские ритуалы вызова дождя, обеспечения удачи в охоте, спасения от злых духов и т.п. - опирались на знания, выраженные в мифологических представлениях о мире. Древняя «магическая» технологическая культура выражалась большей частью в умениях и навыках, ее предметный, материально-технический базис был очень узок, а ее «теоретическое обоснование» сводилось к мифам. Основную роль в содержании древней технологической культуры играла ее регулятивная (в значительной мере магическая) составляющая, тогда как когнитивная (в основе своей – мифологическая) была еще малоразвитой и ненадежной; знаковым материалом же, в котором воплощались и передавались технологические сведения и умения, были, прежде всего, действия людей, а изготовленные ими вещи – орудия труда, предметы домашнего обихода, амулеты и пр. – использовались как источники технологической информации в меньшей мере. Видимо, первобытные люди передавали друг другу технологические знания чаще путем показа, демонстрации действий, а не путем словесных объяснений.



Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях.

С одной стороны, рос объем знаний и умений , что вело к отделению их от мифологии и магии. Это сопровождалось разделением труда и возникновением профессий. Профессиональные знания и умения ремесленников, строителей, художников, врачей и т.д. древние греки называли словом «техне », что буквально означало «знание, умение, мастерство». В этом первоначальном значении слово «техника» в русском и других языках употребляется и поныне («техника ведения переговоров», «техника скрипичной игры»)

С другой стороны, расширялся и совершенствовался предметный инвентарь технологической культуры. Создавались новые и более эффективные виды орудий труда, изобретались различные приспособления и механизмы. Слово «техника» стало применяться и для обозначения этих материальных средств деятельности.

Технические знания долгое время – вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер и сводились к правилам , которых надо придерживаться при выполнении работы. Но постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений , применяемых в работе, о явлениях, происходящих в процессе производственной деятельности и функционирования технических устройств. Технические знания стали передаваться не только путем демонстрации и устных наставлений мастера своим ученикам, но и письменно, в т.ч. в книгах. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки . Однако это были лишь разрозненные сведения и рекомендации. Свойства, явления, процессы описывались , но почти никак не объяснялись теоретически : не было теорий, на основе которых можно было бы дать такое объяснение.

В Новое время сложившееся в практической деятельности техническое знание сближается с созревшей в лоне философии теоретической наукой. В результате родилась наука в современном ее понимании. Астрономия, физика, механика, химия, биология обзавелись научными приборами, позволяющими проводить точные наблюдения и сложнейшие эксперименты. Умозрительные естественнонаучные концепции стали обрастать «плотью и кровью» экспериментальных фактов и превращаться в обоснованные практикой теории. А технические знания начали опираться на математику и естественные науки, теоретически обобщая на этой основе накопленный опыт. Это привело к тому, что они стали оформляться в техническую науку, которая за пару столетий превратилась в одну из самых мощных ветвей древа науки.

С начала Нового времени изменяется социокультурная роль науки . Отделившись от философии, наука сближается с практикой. Не только техническая наука, но и естествознание, и математика постепенно все больше ориентируются на решение утилитарных задач - главным образом, производственных и военных.

После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к ХХ в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной». Время, когда малограмотный «умелец» мог сотворить чудесные технические открытия, безвозвратно уходит в прошлое. Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники – все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера .

Инженерия представляет собою особый тип деятельности, который лежит на стыке науки и техники . Это «промежуточная», соединяющая технику и науку область, где наука применяется для решения технических задач, а техника создается и используется с помощью науки.

Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов – техники, науки и инженерии . Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука – ее интеллектуальную «душу», а инженерия – ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе». Эти компоненты технологической культуры можно представить схематически в виде «пластов», расположенных в культурном пространстве параллельно «когнитивно-регулятивной» плоскости (см. рис. 9.1).

Сущность и содержание технологической культуры

Технология как культурный феномен

Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:

Техника.

Наука.

Инженерия.

Становление и развитие технологической культуры

1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код - больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.

2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.

3. Технические знания. Сначала - о правилах, затем - о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.

4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.

5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.

6. Сближение науки с практикой - ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.

Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука - ее интеллектуальную «душу», а инженерия - ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».

Особенности технологической культуры:

1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).

2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).

3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.

4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).

Приложение 443

5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.

Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная - материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Различия между приводными и техническими объектами:

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач - ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры - средств и способов деятельности.

4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.

Образ техники в культуре

Образ техники - существующее в культуре представление о ней.

♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.

♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.

♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).

♦ Национальные различия образа техники.

♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

♦ После Октябрьской революции - восхваление могущества техники.

♦ В XX веке - борьба двух тенденций - техницизма (технофилии антитехницизма (технофобии ). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло.

Приложение

Опасности технического прогресса:

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек - не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии.

2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

Наука

Наука - три смысла:

♦ особая совокупность знаний;

♦ особый вид деятельности;

♦ особая отрасль общественного труда.

Научное знание - его особенности:

1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.

2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Научная деятельность

Главный вид - исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п.

♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

Наука как отрасль общественного труда

Учреждения и организации - институты, лаборатории, академии...

♦ Система научных коммуникаций - научные издания, журналы, патентная служба, конференции...

Приложение 445

♦ Дифференциация профессий и специальностей.

♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

Периодизация развития науки

1. Iвек до н. э. - XVI век н. э. - период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI-XVII века - эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII-XIX века - классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX век - постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века - огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Социокультурные ориентиры науки

Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

Автономия и социальный контроль. Автономия науки - для свободы выбора тем, методов, целей исследования - условие ее развития. Но социальный контроль - чтобы исследования не наносили вреда обществу.

Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

Отношение общества к науке

До Нового времени наука в общественном мнении - занятие чудаковатое и непонятное.

♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм - реакция на эту силу.

Инженерия

Специфика инженерной деятельности

Практическая деятельность - знание применяется для изменения реальной действительности.

♦ Связана с решением технических задач.

♦ Требует научных знаний.

Инженерия - соединение науки и практики.

Приложение

Историческая эволюция инженерной культуры

Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы - мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars - искусство созидать новое.

♦ Эпоха Возрождения - развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной - рационально-научная инженерия.

♦ В Новое время - рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.

♦ XX век: инженерия - одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе).

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.

Сфера современной инженерии

В XX веке - выход инженерии за пределы ее традиционной сферы - промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д.

Инженерия в широком смысле

Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.

Инженерия в широком смысле - любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

♦ С XX века - «постклассическая» инженерия.

Горизонты инженерной культуры

Дальнейшая экспансия и универсализация - выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно - включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.

Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.