История приморского отделения сх россии. Особенности становления культуры, науки и образования в дальневосточном регионе Исторические, историко-революционные памятники

Первый в России вуз, объединивший три вида искусства - музыку, театр, живопись - был создан как Дальневосточный педагогический институт искусств. В год своего 30-летия (1992) он был переименован в Дальневосточный государственный институт искусств, в 2000 году институт стал академией, а в 2015 - вновь переименован в Дальневосточный государственный институт искусств.

В совместном обучении музыкантов, художников, драматических артистов и режиссеров предполагалось найти множество точек соприкосновения: общие или родственные дисциплины, широкие возможности, открывающиеся в сфере синтетических видов искусств, например - оперы, где объединены музыка, живопись и театр, творческое взаимообогащающее общение.

Министерство культуры серьезно отнеслось к созданию нового вуза. Были изданы соответствующие приказы, о поручении шефства над музыкальным факультетом - Московской государственной консерватории им. Чайковского; над театральным факультетом - Государственному институту театрального искусства им. Луначарского; над художественным факультетом - Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.

Кроме того, этим учебным заведениям было предписано безвозмездно выделить из своих фондов мольберты, книги по искусству, академические работы, слепки с античных голов для рисунка, музыкальные инструменты, книги для библиотеки. Средним учебным заведениям - обеспечить достаточное количество абитуриентов для Дальневосточного педагогического института искусств.

Создание института искусств стало событием в культурной жизни Приморского края и всего Дальнего Востока. Появилась возможность подготовки кадров высокой квалификации для театров, оркестров, преподавателей для школ и училищ, художников.

Столицы помогли

Фундамент высшего образования в сфере искусства на Дальнем Востоке заложили прекрасные педагоги, выпускники центральных вузов: Московской консерватории: В.А. Гутерман (ученица Г.Г. Нейгауза), М.Р. Дрейер, В.М. Касаткин, Е.А. Калганов, А.В. Митин; Ленинградской консерватории - А.С. Введенский, Е.Г. Уринсон; Уральской консерватории - А.И. Жилина, Одесской консерватории - С.Л. Ярошевич, ГИТИСа - О.И. Старостина, ГИТИСа Б.Г. Кульнев, Ленинградского института им. Репина В.А. Гончаренко и другие. Музыкальный факультет начал заниматься по обычному плану консерваторий, художественный - по плану института им. Сурикова, театральный - по плану училища им. Щепкина.

Ректоры ДВГИИ

1962–1966. Первым ректором был назначен виолончелист Герман Владимирович Васильев - выпускник Московской консерватории (класс С.М. Козолупова).

1966–1973. ДВПИИ возглавлял заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР, профессор Владимир Григорьевич Апресов, выпускник Московской консерватории (класс М.В. Юдиной).

1973–1993. Ректор ДВПИИ - заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Вениамин Алексеевич Гончаренко выпускник Ленинградского художественного института им. Репина (мастерская профессора Б.В. Иогансона).

1993–2008. Руководитель вуза - кандидат искусствоведения, профессор Игорь Иосифович Заславский. (В 1991 под руководством Л.Е. Гаккеля защитил кандидатскую диссертацию «Клавирное исполнительство и педагогика Англии второй половины XVIII века»).

С 2008 ректором является Андрей Матвеевич Чугунов - выпускник вуза, лауреат международных конкурсов, профессор кафедры народных инструментов.

Андрей ЧУГУНОВ, ректор ДВГИИ

Материальная база

Учебный корпус № 1 по ул. Петра Великого, д.3а включает концертный зал на 260 мест, малый зал на 72 места, 70 учебных аудиторий для групповых и индивидуальных занятий; мастерские, грунтовочную, костюмерную, гримерную, кабинеты фонотеки и звукозаписи, информационный центр, художественный фонд, редакционно-издательскую базу. Первый этаж переоборудован для занятий студентов с ограниченными возможностями в соответствии с госпрограммой «Доступная среда».

Учебный корпус № 2 по ул. Володарского, 19 расположен в здании, которое является памятником истории и культуры федерального значения - «Народный дом им. А.С.Пушкина». Вместе с этим зданием академия приобрела уникальный концертный зал на 400 мест с прекрасной акустикой, 19 учебных аудиторий для групповых и индивидуальных занятий.

Фонотека и видеотека института располагают самым большим на Дальнем Востоке фондом аудио- и видеозаписей. Это концертные выступления педагогов, аспирантов, студентов, приглашенных музыкантов, записи всех Международных конкурсов, спектакли студентов театрального факультета, оперной студии.

Библиотека института подключена к электронным библиотечным системам «КнигаФонд» и «Лань». В библиотеке установлена компьютерная программа для незрячих и слабовидящих ― NVDAI. В 2012 произведены работы по комплексной автоматизации библиотечной деятельности (СКАБД) научной библиотеки института, с предустановленным программным обеспечением. Имеется собственная Электронная библиотечная система (ЭИБС) ФГБОУ ВО ДВГАИ на платформе АИБС Marc SQL.

Инструментарий: все учебные помещения и залы оснащены клавишными музыкальными инструментами (85 единиц роялей и пианино, в т.ч. концертные рояли Steinway & Sons, Yamaha, Bechstein, Förster ). Оркестры обеспечены духовыми, струнными и ударными инструментами, русскими народными инструментами. В концертном зале установлен электроорган «Rodgers 968».

У института есть 4-этажное здание общежития, в котором имеется спортзал, теннисный зал. Для занятий на воздухе оборудована спортивная площадка. Студенты, преподаватели и сотрудники питаются в столовой, расположенной в учебном корпусе. Есть собственный медпункт.

Образование

В настоящее время Дальневосточный государственный институт искусств является центром профессионального музыкального, театрального и художественного образования на Дальнем Востоке. В Институте создана трехуровневая система художественного образования (детская школа искусств – училище – творческий вуз):

детский эстетический центр «Мир искусства», детская школа искусств;

музыкальный колледж;

вуз: программы специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры-стажировки; дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В состав Института входят три факультета: музыкальный (консерватория), театральный и художественный , в 1998 создано иностранное отделение.

Ежегодно институт выпускает в среднем 90 человек разных специальностей и таким образом решает вопрос обеспечения всего Дальнего Востока высокопрофессиональными кадрами в области музыкального, театрального и художественного искусства. Выпускники института работают в драматических и оперных театрах (в том числе в Приморском филиале Мариинского театра), филармониях, симфонических оркестрах, музыкальных и художественных колледжах, вузах, детских школах искусств. Среди них - лауреаты и дипломанты международных конкурсов, всероссийского конкурса «Молодые дарования России»; стипендиаты Президента и Правительства РФ, Губернатора Приморского края. Многие из выпускников имеют почетные звания Российской Федерации.

Обучение в институте представляет единство учебного, научного и творческого процессов. Все студенты и аспиранты вовлечены в концертную и творческую жизнь института, г. Владивостока, Приморского края: в составе различных оркестров (ДВГИИ, ТСО, Пушкинского театра, штаба ТОФ, театра им. М. Горького, ВМУ), академического хора, ансамблей, как солисты. Студенты театрального факультета заняты в спектаклях Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького, «Крейсера», «Поминальная молитва», «Три сестры», «Товарищ», «Шут Балакирев», «Стена». Лучшие студенты и выпускники музыкального факультета работают в Приморском филиале Мариинского театра оперы и балета.

Научная деятельность

За 55 лет в институте сформировалась самобытная научно-исследовательская школа , основанная на традиции глубокого изучения письменных музыкально-теоретических памятников благодаря усилиям известного ученого Е.В. Герцмана и деятельности Ю.И. Шейкина, Р.Л. Поспеловой, долгое время работавших в академии. Результаты фундаментальных исследований преподавателей вуза отражены в монографиях В. Федотова «Начало западноевропейской полифонии», Е. Алкон «Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное», О. Шушковой «Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма», Г. Алексеевой «Проблемы адаптации византийского пения на Руси», И. Гребневой «Скрипичный концерт в европейской музыке XX века»; в многочисленных публикациях С. Лупиноса.

Среди направлений научной работы преподавателей академии - изучение древних, средневековых и современных музыкальных традиций Востока и Азии (Япония, Китай, Корея, Индия), архаичного фольклора, музыкального искусства европейского средневековья, барокко, Возрождения, раннего классицизма, русской и западноевропейской палеографии, истории теоретического музыкознания, музыки XX века.

Накоплен уникальный материал - гордость вуза - переводы на русский язык латинских, немецких, английских трактатов западноевропейских ученых IX–XVIII веков.

Тематика диссертационных исследований: канон в музыкальном наследии Японии (С. Лупинос), методология музыкознания (Т. Корнелюк), музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России (Ю. Фиденко), традиционная музыкальная письменность Восточной Азии (С. Ключко), теория и практика позднего Возрождения (Е. Полунина), «мифологичное» в музыкальном мышлении К. Дебюсси (О. Перич), национальные фортепианные школы Дальневосточного региона (С. Айзенштадт), поэтическое творчество Арриго Бойто (А. Сапелкин), вопросы истории музыкального исполнительства и методики музыкального воспитания (И. Заславский, П. Заславская).

Дальневосточный государственный институт искусств - член объединенного диссертационного совета Д 999.025.04 при Дальневосточном федеральном университете по специальностям 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение) и 24.00.01 - Теория и история культуры (искусствоведение и культурология).

Ежегодно проводится научная конференция «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад».

Творческая деятельность

В ДВГИИ проводятся конкурсы и творческие проекты при поддержке Министерства культуры РФ и ФЦП «Культура России»

I и II Всероссийский музыкальный конкурс (региональные этапы). В Дальневосточном Федеральном округе конкурс проводится в двух городах: Владивостоке и Якутске.

Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток» - единственный подобный конкурс в Дальневосточном регионе, который проводится по специальностям: фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, сольное пение, хоровое дирижирование. В конкурсе принимают участие солисты и ансамбли, проводится Видеоконкурс ансамблей и оркестров. В конкурсе принимают участие более 350 участников из России, Китая, Кореи, Японии. В качестве председателей жюри приглашались музыканты с мировым именем: народные артисты РФ А. Севидов, В. Попов, И. Мозговенко, С. Лукин, В. Зажигин, А. Цыганков; заслуженные артисты РФ Ю. Слесарев, Ш. Амиров, А. Мндоянц, Б. Ворон и многие другие.

Организаторы конкурса: проректор по международным связям А. Смородинова, проректор по творческой работе заслуженный артист РФ, профессор А. Капитан, декан музыкального факультета заслуженный артист РФ, профессор Ф. Кальман.

«Арт Владивосток» - Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников Дальнего Востока, России и стран АТЭС. Участники представляют работы в нескольких номинациях (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и нескольких возрастных группах. В конкурсе принимают участие около 150 человек из России, Китая, Кореи, Японии, Вьетнама. В состав жюри приглашались: вице-президент Российской академии художеств А. Ястребенецкий (Москва), заслуженные художники РФ. Н. Чибисов (Москва), С. Черкасов, председатель Всекорейской ассоциации художников Кореи, профессор Университета Донг-А Джанг Габ Джу (г. Пусан, Республика Корея), заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. Гончаренко, К. Бессмертный (Португалия).

Всероссийская Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам «Шедевры мировой музыкальной культуры» для учащихся профессиональных образовательных учреждений и детских школ искусств. Тема Олимпиады определяет ее основную цель: за время обучения в начальном и среднем звене освоить необходимый базовый минимум знаний, стимулировать развитие кругозора учащихся.

В Олимпиаде принимают активное участие и учащиеся исполнительских специальностей. Общее количество участников - около 80 человек из Приморского края, Сахалинской области, Амурской области, Хабаровского края, Республики Саха (Якутия).

Региональная творческая школа «Театральный прибой» для учащихся общеобразовательных школ, учеников театральных студий и школ искусств, учащихся средних и высших учебных заведений Дальневосточного региона и Западной Сибири. Проект включает мастер-классы и открытые уроки, позволяет юным актерам проявить свои возможности в различных направлениях театрального образования: актерском мастерстве, сценической речи, сценическом движении и пластике.

«Дебют молодых музыкантов-исполнителей, лауреатов международных конкурсов - жителям городов и поселений Дальнего Востока» . Проект был реализован как серия гастрольных поездок по городам и поселкам Приморского края. В концертах приняли участие студенты, ассистенты-стажеры, выпускники ДВГИИ.

Пов ышение квалификации преподавателей образовательных учреждений отрасли культуры и искусства и общеобразовательных школ «Академии искусств». Такие проекты особенно актуальны для Дальневосточного региона, удаленного от центральных вузов культуры и искусства и направлены на сохранение и развитие системы художественного образования, повышение профессионального уровня преподавателей, поддержку молодых дарований в сфере культуры и искусства. В этом проекте обычно принимают участие от 200 до 400 человек из Находки, Владивостока, Благовещенска, Хабаровска; Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Якутска. Артема, Уссурийска, Дальнереченска, Арсеньева, Райчихинска, Спасска, Комсомольска-на-Амуре, Белогорска, Партизанска, Амурска, Шахтерска, Южно-Сахалинска.

Проекты ДВГИИ

Первый Дальневосточный конкурс-фестиваль эстрадной музыки. Возникновение конкурса-фестиваля было инициировано кафедрой духовых и ударных инструментов и связано с развитием образования в области эстрадного искусства в Дальневосточном регионе. В 2014 в ДВГАИ был произведен первый набор студентов по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады», профиль «Инструменты эстрадного оркестра». Так стало возможным получение высшего образования в этой сфере на Дальнем Востоке. Конкурс-фестиваль является преемником традиционного фестиваля «День саксофона» , который с 2006 ежегодно 6 ноября проводил заслуженный деятель искусств России, профессор В. Колин (зав. кафедрой А. Ещенко).

Краевой фестиваль детского творчества. В институте более 20 лет работает Детский эстетический центр «Мир искусства». Это своеобразная «академия искусств для детей», которые посещают уроки музыки, живописи, ритмики, ансамбля, искусства общения и игротворчества. Самые талантливые продолжают свое обучение в Детской школе искусств ДВГИИ , которая функционирует четвертый год. На сегодняшний день в ней обучаются 73 человека по предпрофессиональным программам по специальностям: Фортепиано, Струнные инструменты, Духовые и ударные инструменты, Народные инструменты, Хоровое пение, Живопись. Учащиеся школы уже стали победителями конкурсов и фестивалей различного уровня: городских, региональных, международных. Учащаяся школы Лиза Елфутина (баян) стала участницей конкурса «Синяя птица».

Ежегодный фестиваль детского творчества направлен на сохранение и развитие культурной среды и выявление талантливых детей, способных к получению профессионального образования в области музыкального, театрального и художественного искусств (директор ДЭЦ Т. Разувакина, директор ДШИ - кандидат искусствоведения, доцент Е. Полунина).

Дальневосточный Зимний фестиваль искусств и Смотр юных дарований проводятся ежегодно, в декабре. В нем принимают участие лучшие коллективы и солисты ДВГИИ, а также творческие коллективы учебных заведений Владивостока, Сахалинской области, Хабаровского и Приморского края. Мероприятия фестиваля проходят в Концертном зале Института искусств и привлекают большое количество профессионалов и любителей музыки, живописи и театра. Поскольку Владивосток сегодня уже является крупнейшим культурным центром в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Дальневосточный Зимний фестиваль искусств можно назвать визитной карточкой города.

«Золотой ключ» - Дальневосточный конкурс исполнительского мастерства преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств им. Г.Я. Низовского. Конкурс проводится один раз в два года и призван стимулировать творческую активность и обмен опытом преподавателей-музыкантов, расширение педагогического репертуара; выявлять и поддерживать талантливых преподавателей, пропагандировать разнообразные формы коллективного музицирования. Во время конкурса проводятся курсы повышения квалификации.

Первый Международный российско-китайский детский фестиваль искусств «Восточный калейдоскоп». Фестиваль призван укреплять сотрудничество Китая и России в области художественного образования, стимулировать творческую активность и обмен опытом двух стран в области культуры и искусства, выявлять талантливую молодёжь для дальнейшего обучения в Российских учебных заведениях. Поддерживать талантливых китайских и российских преподавателей, пропагандировать китайскую и русскую музыку, живопись, разнообразные формы коллективного творчества. В первом фестивале приняли участие более 100 участников.

Дальневосточный конкурс чтецов «Моя любовь - моя Россия» - ежегодный конкурс, который собирает более 200 участников Дальневосточного региона: от учеников общеобразовательных школ до молодых актеров театра.

Краевой Конкурс исполнителей современной музыки - преемник аналогичного конкурса, который проводится на музыкальном факультете Дальневосточной государственной академии искусств ежегодно, начиная с 1966.

Конкурс на лучшее исполнение произведений композиторов второй половины XX века - проводится кафедрой общего фортепиано. Этот конкурс стимулирует занятия студентов, активизирует их интерес к современной музыке, способствует раскрытию творческих возможностей студентов (зав. кафедрой - доцент Е. Безручко).

«Ткачевские чтения» конкурс чтецов им. народного артиста РФ Л. Ткачева, бессменного многолетнего руководителя кафедры сценической речи театрального факультета. Проводится совместно с Приморским отделением Союза Театральных Деятелей РФ. Участники - студенты выпускных курсов высших учебных заведений искусства и культуры Дальнего Востока, молодые артисты Дальневосточных театров (декан - заслуженный артист РФ, профессор А. Запорожец, зав. кафедрой - профессор Г. Бакшеева)

«Театральная надежда» - конкурс самостоятельных работ по актерскому мастерству носит имя заслуженного деятеля искусств РФ С. Гришко, прослужившего на театральном факультете свыше 30 лет. Конкурс проводится при поддержке Приморского отделения Союза театральных деятелей РФ (зав. кафедрой - народный артист РФ, профессор А. Славский)

«Пленэр» – ежегодная выставка-конкурс живописных и графических работ студентов художественного факультета. Выставки проходят в залах Приморской государственной картинной галереи и Приморского отделения Союза художников РФ. Для молодых художников это первая возможность заявить о себе и пообщаться с посетителями выставки - жителями Владивостока и Приморского края. В разные годы студенты работали на пленэре в Венеции, Флоренции, Санкт-Петербурге. Во время пленэра в Италии студенты стали лауреатами Международного конкурса молодых художников «Венецианский вернисаж» (декан художественного факультета - доцент Н. Попович).

Дистанционные мастер-классы с использованием Дисклавира: Владивосток -Москва. В рамках реализации проекта о сотрудничестве между Дальневосточной государственной академией искусств и Ассоциацией лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского (генеральный директор А. Щербак) были проведены регулярные уроки с использованием Дисклавира, установленного в ДВГИИ. Уроки проводил профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А. Вершинин. Завершающий этап проекта - совместный концерт музыкантов из Москвы и Владивостока, посвященный 175-летнему юбилею П.И. Чайковского. Концерт состоялся 27 апреля 2015. После успешного опыта проведения систематических занятий появилась возможность разработки программы дистанционного обучения с использованием инновационных технологий.

«Из истории творческих школ Института искусств: истоки, традиции, выдающиеся педагоги…». Рассказывают преподаватели Института искусств - выпускники центральных вузов: Ленинградской консерватории - профессора Г. Повещенко (фортепиано), Л. Борщева (альт), Л. Вайман (скрипка), доцент В. Букач (фортепиано); ГМПИ им. Гнесиных - профессор Р.Е. Илюхина (фортепиано), Новосибирской консерватории - доктор искусствоведения, профессор С.А. Айзенштадт (фортепиано).

Ежегодно проводятся фестивали, концерты: Международный день музыки, «День саксофона», «Альтовый фестиваль», «Камерные ассамблеи», «Балалайка - душа России», «Баян, аккордеон и гармонь», «Вечер пластики», «Рыцари баяна».

Мастер-классы, обмен опытом

Повышению качества образования, заинтересованности студентов способствуют творческие встречи, открытые уроки и мастер-классы известных деятелей искусства. Наиболее значительными событиями последних лет стали проекты: «Домра XXI век» включавший научно-практическую конференцию и мастер-классы народного артиста России, профессора С.Лукина и солистки «Москонцерт» Н. Богдановой (фортепиано); семинары-практикумы «Музыкальная педагогика: теория, методика, практика» доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных М. Имханицкого); «Учусь творить» Т. Тютюнниковой; «Сценическое движение и фехтование» Б. Домнина;

Мастер-класс Павла МИЛЮКОВА

Мастер-классы приглашенных специалистов: американской актрисы Мод Митчелл, участников проекта «Трио Рахманинова и друзья» В. Ямпольского, Н. Савиновой, М. Цинмана, Н. Кожухаря, Я. Клесса, Э. Коэльо, К. Минци, О. Худякова, С. Дельмастро;

Творческие школы: «Домра. Совершенные мастера» А.Цыганкова и «Мастера баянного исполнительского искусства и педагогики» Ю.Шишкина, мастер-классы профессора Санкт-Петербургской консерватории Н.Серегиной.

Мастер-классы, организованные Мариинским театром и Санкт-Петербургским Домом музыки, провели народный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории С. Ролдугин, заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории А. Диев, лауреат международных конкурсов П. Милюков, заслуженная артистка РФ Е. Миртова, заслуженная артистка РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории Н. Серегина, заслуженный артист РФ, доцент Московской консерватории А. Кошванец; доцент Санкт-Петербургской консерватории Б. Табуреткин; лауреат международных конкурсов, солист оркестра Мариинского театра Д. Лупачев.

Сергей Ролдугин, Тищенко Александра, мастер-класс

Лауреаты

Впервые молодые музыканты из Владивостока ярко заявили о себе на фестивалях в Ленинграде (1967, 1971), Саратове (1969), с 1990-х годов завоевывали призовые мес­та на различных российских и международных конкурсах (Москва, Санкт-Петер­бург, Пекин, Новосибирск, города Италии и др.).

Оркестр русских народных инструментов ДВГАИ - обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса им. Калинина (Санкт-Петербург).

Симфонический оркестр ДВГАИ - лауреат Гран-при VII Дальневосточного конкурса инструментальной музыки «Метроном».

Академический хор ДВГАИ - лауреат Гран-при VI Международного конкурса «Музыкальный Владивосток».

Студенты музыкального факультета завоевывали награды международных конкурсов «Современное искусство и образование» (Москва), «Премия города Ланчано» (Италия), Международного конкурса вокалистов имени Б.Т. Штоколова (Санкт-Петербург), конкурса «Надежда» (Красноярск); Международного фестиваля-конкурса «Играй, баян» (Ржев), XIX Международного конкурса «Bella voce» (Москва, 2013), Смотра-конкурса вокалистов-выпускников музыкальных вузов России (Санкт-Петербург), Международного конкурса баянистов-аккордеонистов «Харбинское лето» (КНР, г. Харбин).

Студенты художественного факультета становились лауреатами Международной выставки-конкурса «Россия-Италия. Традиции и новаторство» (Флоренция), II Международного конкурса современного искусства «Моя Югра» (Ханты-Мансийск), I Международного фестиваля-конкурса национального изобразительного творчества «Душа Родины… Родина Души…» (Санкт-Петербург).

Международная деятельность

С 1990-х годов интенсивно развиваются международные связи Института по различным направлениям и видам деятельности.

Институт является организатором ряда международных проектов: «Дни Штутгартской оперы», «Волшебная флейта во Владивостоке», «Фигаро на Дальнем Востоке», «Дон Жуан на Тихом океане» (при содействии Германо-Российского Форума, Государственной Оперы г. Штутгарта, Гете-Института (Москва), Министерства земли Баден-Вюртемберг (Германия).

В числе проектов ДВГИИ: совместный российско-американский проект по постановке мюзикла «Company» (Stephan Sondheim – George Furth); русско-японские музыкальные встречи при сотрудничестве с Рэйко Такахаси Ирино (Музыкальный институт JML Есиро Ирино); художественные выставки: «Современная живопись в России: художники Владивостока» (Пусан, республика Корея); «Восток встречается с Востоком» (Государственный музей провинции Хейлунцзян г. Харбин); VIII Международная выставка «Семи морей» (Южная Корея); выставка стран Юго-Восточного региона (Шанхай) и другие.

В рамках ранее достигнутой договоренности между Дальневосточным государственным институтом искусств и Токийской концертной компанией

BELCANTOJAPAN L.L.C. о сотрудничестве в сфере культуры и искусства, проводятся гастрольные поездки преподавателей в Японию.

Международный проект «Фигаро на Дальнем Востоке»

Творческие коллективы

Симфонический оркестр - лауреат Гран-при VII Дальневосточного конкурса инструментальной музыки «Метроном».

Оркестр народных инструментов ведет активную концертную деятельность на Дальнем Востоке. В разные годы с оркестром выступали известные музыканты: народные артисты СССР Зураб Соткилава, народный артист РФ Валерий Зажигин, дирижеры заслуженный артист РФ Борис Ворон, заслуженный деятель искусств РФ Иван Гуляев, а также преподаватели и студенты академии. Оркестр - лауреат первых премий IV и V Международных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток» 2005–2007, обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса им. Н.Н. Калинина (Санкт-Петербург, 2009).

Руководитель симфонического и народного оркестров - заслуженный артист РФ, профессор С. Арбуз .

Академический хор. Хор принимал участие в международных проектах «Волшебная флейта во Владивостоке» и «Фигаро на Дальнем Востоке». В 2010 году хор стал лауреатом краевого конкурса «Поющий океан», в 2012 – обладателем Гран При VI Международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (видеоконкурс).

Руководитель - доцент Л. Швейковская .

Академический хор ДВГИИ

Ансамбль камерной музыки «Кончертоне» существует с 1990. Ансамбль - лауреат Международного конкурса им. Шендерева (1997, III премия), II Международного конкурса в Пекине (1999, II премия). «Кончертоне» - коллектив, обладающий невероятными возможностями охвата репертуарной палитры. Секрет этого - в составе ансамбля: скрипка, баян, кларнет, виолончель, фортепиано, а иногда и флейта, что позволяет музыкантам исполнять музыку различных направлений и стилей.

Кредо «Кончертоне» - постоянный поиск, новые музыкальные открытия. Впервые на Дальнем Востоке ансамбль исполнил такие произведения, как «Ревизская сказка» А. Шнитке, «Силенцио» С. Губайдуллиной, произведения И. Стравинского, С. Слонимского и А. Пьяццоллы.

Русское инструментальное трио «Владивосток» выступает в неизменном составе со дня основания в 1990: заслуженные артисты РФ Николай Ляхов (балалайка), Александр Капитан (баян) Сергей Арбуз (балалайка-контрабас). Это один из ведущих коллективов на Дальнем Востоке, работающих в народно-инструментальном жанре. Трио концертирует в России (Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия), Читинская, Сахалинская, Камчатская области) и за рубежом (Япония, Китай, США, Таиланд). Участвует в международных, всероссийских и региональных фестивалях в городах Исе, Саката (Япония), в г. Нанкин (КНР), в Northwest folklife festival (США, г. Сиэтл), «На Амурских просторах» (Хабаровск), «Поющие струны Якутии», «Забайкальская гармоника» (Чита), «Музыкальное обозрение-2004», «Дальневосточная весна» (Владивосток).

Коллектив - лауреат Международного конкурса им. Г. Шендерева (Россия, Владивосток, 1997 - Серебряный диплом); XVII Международного конкурса «Grand Prix» (Франция, г. Бишвиллер, 1997 - Гран-при и Золотая медаль); II Международного конкурса баянистов-аккордеонистов (Китай, Пекин, 1999 - I премия); 38-го Международного конкурса баянистов-аккордеонистов, (Германия, г. Клингенталь, 2001 III премия).

Оперная студия - лауреат I премии Международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (2014, 2016) за постановки: Соколовский. Сцены из оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват», Перселл - «Дидона и Эней», Моцарт - «Бастьен и Бастьенна». Руководитель - заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. Воронин.

Трио «Экспекто» - лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (Китай, 2014, I премия), в Кастельфидардо (Италия, 2015, I премия, золотая медаль).

Квартет «Коллаж» - лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (Китай, 2016, I премия).

Трио «Ориент» в составе Артем Ильин (аккордеон), Евгения Зленко (фортепиано), Анна Зверева (скрипка) - лауреат международного конкурса в г. Ланчано (Италия, 2014, I премия).

Выдающиеся выпускники ДВГИИ

За полвека Дальневосточный государственный институт искусств окончили многие музыканты, ныне широко известные в России и в мире. Среди них:

музыковеды, доктора искусствоведения: профессор РГПУ им. Герцена Е. Герцман , профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств Карелии У Ген-Ир , профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р. Поспелова , профессор РАМ им. Гнесиных Е. Алкон , профессор кафедры изобразительного искусства Школы искусства культуры и спорта ДВФУ Г. Алексеева , профессор Московского государственного института культуры Н. Ефимова , профессор, и.о. зав. кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке А. Алябьева , профессора ДВГИИ О. Шушкова, Ю. Фиденко ;

исполнители: заслуженный артист РФ, руководитель ансамбля «Джанг» Н. Эрденко , заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, профессор РАМ им. Гнесиных Б. Ворон , лауреат международного конкурса, заслуженный деятель искусств РС (Я), профессор кафедры оркестровых струнных инструментов Высшей школы музыки РС (Я) (института) им. В.А. Босикова О. Кошелева ;

актеры: народные артисты РФ А.Михайлов, С. Степанченко, Ю. Кузнецов, С. Стругачев, лауреат Государственной премии В. Приемыхов, заслуженная артистка РФ В. Цыганова; народные артисты РФ, актеры Приморского краевого драматического театра им. Горького, профессора кафедры мастерства актера А. Славский, В. Сергияков, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Приморского краевого академического театра имени М. Горького Е. Звеняцкий;

заслуженные художники РФ С. Литвинов, С. Черкасов, И. Дункай.

1

Статья посвящена осмыслению формирования некоторых тенденций художественных направлений на Дальнем Востоке, их влияние на развитие уникальных черт изобразительного искусства региона. Рассматриваются стилистические особенности дальневосточного художественного образования, их различия и влияние на развитие социокультурного фона современного периода. Зависимость общего уровня культурного развития региона от стилистических тенденций современного художественного образования. Выделяются отдельные стилистические особенности преподавания Вениамина Гончаренко и Николая Жоголева, передавшиеся их отдельным выпускникам.

стилевые направления художественного творчества

Приморский край

художественное образование

1. Глинщиков А.В., Обухов И.Б., Попович Н.А., Чугунов А.М. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. – 2007. – № 2. – С. 54–86.

2. Глинщиков А.В., Обухов И.Б., Попович Н.А., Чугунов А.М. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. – 2012. – № 3. – С. 97–114.

3. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган / Знание. – 1978. –С. 34.

4. Кандыба В.И. Художники Приморья. – Л.: Художник РСФСР. – 1990. – С. 126.

5. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н.М. Молева. – М.: Просвещение. – 1991. – С. 147–158.

Актуальность темы, выбранной для этой статьи, обуславливается тем, что художественное образование является важным звеном в художественной жизни региона. От степени его развития зависит общий уровень художественной подготовленности как производящих, так и потребляющих кругов художественной интеллигенции. Художественное образование с одной стороны, формирует традиции в преподавании художественного мастерства, а с другой способствует развитию уникальных черт изобразительного искусства региона.

Современное художественное образование в Приморье активно развивается, включая в свою цепь все новые учреждения дополнительного образования, профильные институты, колледжи.

Вместе с этим, встаёт вопрос о степени изученности истории развития художественных школ на Дальнем Востоке, так как трудов, освещающих данную тему, пока не достаточно. В последнее время появляются работы посвящённые изобразительному искусству Дальнего Востока, защищаются диссертации (Зотова О.И, Левданская Н.А.). Однако целостной картины развития изобразительного искусства на Дальнем Востоке пока не сформировано.

Современная российская культура имеет несколько важных особенностей, характерных для неё от начала существования государства, - географическая разбросанность, как следствие удалённость регионов друг от друга, и тотальные центростремительные тенденции развития всех институтов политики. Данные особенности прямым образом влияют на разобщённость страны, обуславливая в ряде регионов искусственную культурную изоляцию.

К подобным регионам Российской Федерации мы можем отнести и Приморский край. Проблему культурной изолированности Дальнего Востока так же отмечают правительственные органы в принятом документе «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

Рассмотрев проблематику истончённой культурной прослойки непосредственно в городе Владивостоке, можно сделать объективные выводы. Развиваясь в условиях трансграничья, колоссальной отдалённости от культурных центров русской культуры и памятников классического изобразительного искусства, художественная культура города Владивостока, в условиях специфики портового города, имеет тенденцию к развитию подражательства в художественно-изобразительных приёмах творчества студентов и выпускников Дальневосточной академии искусств.

Это и понятно. Поиск самостоятельного стиля выражения художника сложен и долог. Авторский стиль, требующий, зачастую, отвлечённости от материальных аспектов жизни, в условиях существования современного автора - трудно достижим.

В связи с этим, большая масса региональных художников, на пути становления стилистики своего нарратива, избирает наипростейший путь, апеллируя в своих высказываниях художественно выразительным приёмам своих учителей, создавая вместе с тем, оригинальную стилистику изобразительного искусства региона .

Институт художественного образования на Дальнем Востоке сравнительно молод, так что мы, будучи современниками его основоположников, можем с лёгкостью проследить его эволюцию, на примерах непосредственных основателей института и их последователей, которые, подхватив эстафету, продолжают традиции «дальневосточной школы живописи» .

Вениамина Гончаренко и Николая Жоголева можно назвать одними из первых основателей дальневосточной художественно-образовательной школы. Посвятив весомую долю своего творческого пути преподаванию художественных дисциплин первым студентам Дальневосточной государственной академии искусств, эти профессиональные художники стали основой, на которой в будущем выросла живописно-педагогическая система обучения на Дальнем Востоке.

Огромный вклад в методику преподавания профильных дисциплин, внёс Вениамин Гончаренко - художник-живописец, член Союза художников России, Заслуженный деятель искусств России, выпускник Института живописи и архитектуры им. И. Е. Репина, факультет живописи, мастерская Б.В. Иогансона. С 1974 по 1993 - ректор Дальневосточного педагогического института искусств. В должности ректора Дальневосточного педагогического института искусств, Вениамин Алексеевич опубликовал ряд статей по проблемам художественного образования и воспитания .

Не меньшую роль в становление художественного образования внёс Николай Павлович Жоголев. Заслуженный художник Российской Федерации, окончивший Владивостокское художественное училище и Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, известный мастер фигурной композиции, портрета и натюрморта.

С точки зрения методологии преподавания, мастера специальных дисциплин не выходили за рамки традиции русской реалистической школы, приверженцами коей являлись. Уделялось особое внимание углублённому изучению основ композиционного построения, академическому рисунку и живописи. С момента основания художественного факультета Дальневосточного педагогического института искусств, преподавание специальных дисциплин велось по плану типовых программ .

Вместе с тем, мастерские художников одной и той же петербургской школы постепенно начали формировать новые, авторские черты. В то время как ученики Вениамина Гончаренко активно обращались к скульптурирующим возможностям пастозной живописи, зачастую ломая световоздушную перспективу, уходя от классического реализма в чистый импрессионизм, студенты мастерской Жоголева в совершенстве оттачивали своё владение цветовым пятном. «Визитной карточкой» их творчества становятся смелые цветовые решения в устойчивых композициях.

Даже при поверхностном анализе полотен, искусствоведы могут говорить о заимствовании студентами изобразительного нарратива своих мастеров курса. Так как характерные особенности художественного языка автора достаточно устойчивы, и будучи развиты в ходе процесса становления образно-семантической системы автора, отражают его творческий путь, они достаточно просто считываются иконологическим методом.

Постепенно в учебном процессе появляется то, что можно назвать механизмом усвоения влияний, перенятия традиций исполнения художественно выразительных средств живописи, отхождения от механического повторения штудий, неотступно ведущих к ремеслу.

Под руководством двух мастеров одной художественной школы формируется две художественных линии, два направления, ученики каждого из которых в своих работах оперируют чётко сформировавшимися, в рамках этих направлений, образно выразительными системами.

Выпускники мастерской Вениамина Гончаренко демонстрируют стремление к лаконичной палитре, желание работать меньшим количеством цветов, делая акцент на большее разнообразие оттенков. В традицию исполнения полотен входит эмоциональное наполнение колорита посредством работы валёрами. В рамках этой школы, форма воспринимается как световоздушный объем.

Так, выпускники мастерской В.А. Гончаренко 1976 года Сидор Андреевич Литвинов и Юрий Валентинович Собченко многие годы преподавали в Дальневосточной государственной академии искусств и выпустили не одно поколение ныне известных художников. На сегодняшний день педагогические традиции мастерской Вениамина Гончаренко продолжает практиковать Бутусов Илья Иванович.

Например, импрессионистская палитра пейзажа Владивостока в работе В.А. Гончаренко («Огни в порту», холст, масло, 2008 г., 840х1040 мм, галерея современного искусства «Арка»,) трансформируется в работе ученика Ильи Бутусова («Праздник огней», холст, масло, 2008 г., 1160х1300 мм, частная коллекция). Те же скрытые за туманом очертания морского берега, судов, зданий, воспроизводящие саму воздушную перспективу города Владивостока, за которую он так любим его жителями.

Очень близки по колориту и содержанию эти полотна учителя и ученика. Складывается впечатление, что это одно направление, одна линия художественного творчества.

Выпускники мастерской Николая Жоголева демонстрируют несколько иной набор художественно выразительных средств. В их работах отчётливо видно целенаправленное сближение живописи и графики, где очевидно сочетание лаконичного цветового пятна с мягкостью светоцветовой среды. Проблема передачи световоздушной перспективы решается посредством цветовых контрастов, приводимых к единому звучанию в рамках холста. В работах представителей данной мастерской можно заметить тенденции к декоративной живописи.

Творческий подход Николая Жоголева в работе («Вечер в Новоросии», холст, масло, 1995 г., 1490х1500 мм, частная коллекция), легко узнать по особой, повышенной светоносности и выразительности цвета. Отсутствие традиционной, для дальневосточной школы живописи, светотеневой моделировки, обострённые цветовые отношения, мотивы, заимствованные у природы и организация пространства только с помощью цвета, - характерные черты для выпускников мастерской Николая Жоголева, интуитивно уходящих в своём творчестве к фовизму. Аналогичную плоскостную трактовку форм, подчёркнутость декоративности живописи, в своих полотнах демонстрируют выпускники Жоголевской мастерской, -Дё Сон Ен («Снег», холст, акрил, 2012 г., 110х140 мм, частная коллекция), Алексей Фомин («Прибой», холст, масло, 2011 г., 500х700 мм, частная коллекция), Николай Лагирев («Бухта Золотой рог», холст, масло, 2010 г., 610х350 мм, частная коллекция). Примечательно, что на протяжении последних 10 лет, Фомин А.Е. и Лагирев Н.Н., являются педагогами Владивостокского художественного училища, формируя начальные художественно-стилистические особенности у студентов.

Параллели между стилистикой творчества учителя и ученика можно проводить и на других именах. Однако не это главное. Многие талантливые ученики, оперевшись на стилистику творчества учителя, создали свою линию творчества, создали свой неповторимый авторский приморский стиль. Изучение этого приморского стиля и представляется важной задачей.

Рис. 1. Вениамин Гончаренко «Огни в порту», холст, масло, 2008 г., 840х1040 мм, галерея современного искусства «Арка»

Рис. 2. Илья Бутусов «Праздник огней», холст, масло, 2008 г., 1160х1300 мм, частная коллекция

Рис. 3. Николай Жоголев «Вечер в Новоросии», холст, масло, 1995 г., 1490х1500 мм, частная коллекция

Рис. 4. Дё Сон Ен «Снег», холст, акрил, 2012 г., 110х140 мм, частная коллекция

Рис. 5. Лагирев Николай «Бухта Золотой рог», холст, масло, 2010 г., 610х350 мм, частная коллекция

Рис. 6. Фомин Алексей «Прибой», холст, масло, 2011 г., 500х700 мм, частная коллекция

Художественные направления, сложившись в 60-х годах, по сей день продолжают оказывать значимое влияние на художественное образование и культурный уровень Приморского края.

Вчерашние выпускники художественного факультета ДВГАИ, покидая свою «alma mater» становятся преподавателями, передавая будущему поколению современных живописцев изобразительные традиции своих учителей.

Таким образом, мастера, заложившие основы художественного образования на Дальнем Востоке, определили не только его развитие, но и самобытный облик приморского современного искусства.

Библиографическая ссылка

Катанаева Д.А. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-4. – С. 639-642;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10143 (дата обращения: 28.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока. Виноградова Н.А., Николаева Н.С.

М.: 1979. - 374 с.

Настоящий том "Малой истории искусств" посвящен искусству стран Дальнего Востока. Он принадлежит перу советских исследователей Н. Виноградовой и Н. Николаевой. На огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительном искусстве. На материале архитектуры, скульптуры, живописи и декоративных ремесел Китая, Кореи, Японии и Монголии, охватывающем хронологические рамки от глубокой древности до конца XIX века, авторы убедительно показывают, что искусство стран Дальнего Востока, не будучи изолированным от историко-культурного процесса, подчиняясь его самым общим законам, в то же время представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве. Книга снабжена научным аппаратом - синхронистической таблицей, словарем, библиографией. Богато иллюстрирована цветными и тоновыми иллюстрациями.

Формат: pdf

Размер: 24 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
6 Предисловие Я. С. Николаева
9 КИТАЙ Н.А.Виноградова
10 Введение
16 Искусство древнейшего и древнего периодов (IV тыс. до н. э. - III в. н.э.)
31 Искусство IV-VI веков
47 Искусство VII-XIII веков
117 Искусство конца XIII-XIV века
125 Искусство конца XIV-XIX века
153 КОРЕЯ Н. А. Виноградова
154 Введение
158 Искусство древнейшего и древнего периодов (III тыс. до н. э. -первые века до н. э.)
163 Искусство периода трех государств - Когурё, Пэкче и Силла (первые века до н. э. - VII в. н. э.)
177 Искусство VIII-IX веков. Период объединенного Силла
189 Искусство Х-XIV веков. Период Коре
196 Искусство XIV - начала XIX века
207 ЯПОНИЯ Н. С. Николаева
208 Введение
211 Искусство древнейшего и древнего периодов (IV тыс. до н. э. - VI в. н. э.)
220 Искусство VI-VIII веков
242 Искусство IX-XII веков
263 Искусство XIII-XV веков
289 Искусство XVI - начала XVII века
306 Искусство второй половины XVII-XIX века
329 МОНГОЛИЯ Н.А.Виноградова
330 Введение
333 Искусство древнейшего и древнего периодов
337 Искусство феодального периода (XIII - начало XX века)
353 ПРИЛОЖЕНИЯ
354 Словарь терминов
357 Синхронистическая таблица
367 Краткая библиография
371 Указатель имен
художников и архитекторов

Настоящий том посвящен истории искусства народов Китая, Кореи, Японии и Монголии с древности до XIX века. На протяжении нескольких тысячелетий на огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительных искусствах, архитектуре.
Рассматриваемый в книге длительный исторический период включает два последовательно сменявших друг друга типа культуры - древнюю и средневековую. Уже в древности народами Дальнего Востока были созданы значительные памятники духовной и материальной культуры. Но их главный вклад в культуру человечества - выдающиеся произведения живописи, скульптуры, архитектуры и декоративных искусств, созданные в эпоху средневековья.

Пресс-релиз

V Дальневосточный Зимний фестиваль, посвященный

55-летию Дальневосточного государственного института искусств

В 2017 году Дальневосточный государственный институт отмечает 55-летний юбилей.

Первый в России вуз, объединивший три вида искусства – музыку, театр, живопись – был создан как Дальневосточный педагогический институт искусств. В год своего 30-летия (1992) он был переименован в Дальневосточный государственный институт искусств, в 2000 году институт стал академией, в 2015 – вновь переименован в Дальневосточный государственный институт искусств.

В совместном обучении музыкантов, художников, драматических артистов и режиссеров предполагалось найти множество точек соприкосновения: общие или родственные дисциплины, широкие возможности, открывающиеся в сфере синтетических видов искусств, например – оперы, где объединены музыка, живопись и театр, творческое взаимообогащающее общение.

Министерство культуры серьезно отнеслось к созданию нового вуза. Были изданы соответствующие приказы: о поручении шефства над музыкальным факультетом – Московской государственной консерватории им. Чайковского; над театральным факультетом – Государственному институту театрального искусства им. Луначарского; над художественным факультетом – Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Кроме того, этим учебным заведениям было предписано безвозмездно выделить из своих фондов мольберты, книги по искусству, академические работы, слепки с античных голов для рисунка, музыкальные инструменты, ноты, книги для библиотеки. Средним учебным заведениям – обеспечить достаточное количество абитуриентов для Дальневосточного педагогического института искусств.

Создание института искусств стало событием в культурной жизни Приморского края и всего Дальнего Востока. Появилась возможность подготовки кадров высокой квалификации для театров, оркестров, преподавателей для школ и училищ, художников.

Фундамент высшего образования в сфере искусства на Дальнем Востоке заложили прекрасные педагоги, выпускники центральных вузов: Московской консерватории: В.А. Гутерман, М.Р. Дрейер, В.М.Касаткин, Е.А.Калганов, А.В.Митин; выпускники Ленинградской консерватории: А.С. Введенский, Е.Г. Уринсон; Уральской консерватории – А.И.Жилина, Одесской консерватории - С.Л.Ярошевич, ГИТИСа - О.И. Старостина и Б.Г. Кульнев, выпускник Ленинградского художественного института им. Репина В.А.Гончаренко и другие. Музыкальный факультет начал заниматься по обычному плану консерваторий, художественный – по плану института им. Сурикова, театральный – по плану училища им. Щепкина.

С самого начала и по настоящее время Дальневосточный государственный институт искусств является центром профессионального музыкального, театрального и художественного образования на Дальнем Востоке. В Институте создана трехуровневая система художественного образования (детская школа искусств – училище – творческий вуз):

детский эстетический центр «Мир искусства», детская школа искусств;

музыкальный колледж;

вуз: программы специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры-стажировки; дополнительные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В состав Института входят три факультета: музыкальный (консерватория), театральный и художественный, создано иностранное отделение (с1998 года).

Дальневосточный государственный институт искусств – член объединённого диссертационного совета Д 999.025.04 при Дальневосточном федеральном университете (по специальностям 17.00.02 – Музыкальное искусство (искусствоведение) и 24.00.01 – Теория и история культуры (искусствоведение и культурология).

Научная и творческая деятельность института обширна и разнообразна. Вот только некоторые, наиболее значимые проекты:

    «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад» - ежегодная научная конференция

    I и II Всероссийский музыкальный конкурс (региональные этапы).

    Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток»

    «Арт Владивосток» - Международная выставка-конкурс творческих работ студентов и молодых художников Дальнего Востока, России и стран АТЭС.

    Всероссийская Олимпиада по музыкально-теоретическим предметам «Шедевры мировой музыкальной культуры» для учащихся профессиональных образовательных учреждений и детских школ искусств.

    Региональная творческая школа «Театральный прибой»

    «Дебют молодых музыкантов-исполнителей, лауреатов международных конкурсов – жителям городов и поселений Дальнего Востока» .

    Повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений отрасли культуры и искусства культуры и общеобразовательных школ «Академии искусств».

    I Дальневосточный конкурс-фестиваль эстрадной музыки.

    Краевой фестиваль детского творчества.

    Дальневосточный Зимний фестиваль искусств

    Дальневосточный конкурс исполнительского мастерства «Золотой ключ» преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств им. Г.Я.Низовского.

    I Международный российско-китайский детский фестиваль искусств «Восточный калейдоскоп».

    Дальневосточный конкурс чтецов «Моя любовь – моя Россия»

    Краевой Конкурс исполнителей современной музыки .

    Конкурс на лучшее исполнение произведений композиторов второй половины XX века

    «Ткачевские чтения» – конкурс чтецов им. народного артиста РФ Л.А.Ткачева, «Театральная надежда»

    «Пленэр»

    Дистанционные мастер-классы с использованием Дисклавира. Владивосток – Москва.

    «Из истории творческих школ Института искусств: истоки, традиции, выдающиеся педагоги…».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ:

Симфонический оркестр – лауреат Гран-при VII Дальневосточного конкурса инструментальной музыки «Метроном».

Оркестр народных инструментов - лауреат первых премий IV и V Международных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток» 2005–2007 гг., обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса им. Н.Н. Калинина (Санкт-Петербург, 2009 г.)

Академический хор – лауреат краевого конкурса «Поющий океан», обладатель Гран-при VI Международного конкурса «Музыкальный Владивосток».

Ансамбль камерной музыки «Кончертоне» - лауреат Международного конкурса им. Шендерева (1997 г., III премия), II Международного конкурса в Пекине (1999 г., II премия).

Русское инструментальное трио «Владивосток» в неизменном составе со дня основания в 1990 году: заслуженные артисты РФ Николай Ляхов (балалайка), Александр Капитан (баян), Сергей Арбуз (балалайка-контрабас).

Лауреаты: Международного конкурса им. Г.Шендерева (Россия, 1997 г. - Серебряный диплом); 17-го Международного конкурса «Grand Prix» (Франция, г.Бишвиллер, 1997 г. - Гран-при и Золотая медаль); II Международного конкурса баянистов-аккордеонистов (Китай, г.Пекин, 1999 г. - 1-я премия); 38-го Международного конкурса баянистов-аккордеонистов, (Германия, г.Клингенталь, 2001 г.- 3-я премия).

Оперная студия – лауреат I премии Международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (2014, 2016 г.г.)

Трио «Экспекто» - лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (КНР, 2014 г., 1 премия), в Кастельфидардо (Италия), 2015г, 1 премия, «золотая медаль»).

Квартет «Коллаж» лауреат международных конкурсов баянистов-аккордеонистов в г. Харбине (КНР, 2016 г., 1 премия).

Трио «Ориент» лауреат международного конкурса в г. Ланчано (Италия, 2014 г., 1 премия).

Выпускники, внесшие значительный вклад в развитие культуры,

искусства и художественного образования

Музыковеды, доктора искусствоведения: профессор РГПУ им. Герцена Е.В. Герцман, профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств Карелии У Ген-Ир, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Р.Л. Поспелова, профессор РАМ им. Гнесиных Е.М. Алкон, профессор кафедры изобразительного искусства Школы искусства культуры и спорта ДВФУ Г.В. Алексеева, профессор Московского государственного института культуры Н.И. Ефимова, профессор, и.о. заведующего кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке А.Г. Алябьева, профессора ДВГИИ О.М. Шушкова, Ю.Л. Фиденко.

Музыканты-исполнители: Заслуженный артист РФ, руководитель ансамбля «Джанг» Н.И. Эрденко, Заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, профессор РАМ им. Гнесиных Б.С. Ворон, заслуженный артист РФ, профессор Ф.Г. Кальман, заслуженный артист РФ, профессор А.К. Капитан, Лауреат международного конкурса, Заслуженный деятель искусств РС(Я), профессор кафедры оркестровых струнных инструментов Высшей школы музыки РС (Я) (института) им. В.А. Босикова О.Г. Кошелева.

Актеры: Народные артисты РФ А.Михайлов, С. Степанченко, Ю. Кузнецов, С. Стругачев, Лауреат Государственной премии В. Приемыхов, Заслуженная артистка РФ В. Цыганова; Народные артисты РФ, актеры Приморского краевого драматического театра им. Горького, профессора кафедры мастерства актера А.П. Славский, В. Н. Сергияков, Народный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, художественный руководитель Приморского краевого академического театра имени М.Горького Е.С. Звеняцкий, заслуженные артисты А.И. Запорожец, С. Салахутдинова.

Заслуженные художники РФ С.А. Литвинов, С.М. Черкасов, И.И. Дункай.

Приглашаем всех на концерты

V Дальневосточного зимнего фестиваля искусств,

Информация о концертах – на сайте www.dv-art.ru


Искусство Индии

Первой цивилизацией на индийской земле была Хараппская культура в долине Инда, процветавшая за 2500 лет до н.э. Прежде чем исчезнуть под натиском арийских племён, она увековечила себя рядом замечательных шедевров скульптуры и градостроительства. Со временем арии завладели всей Северной Индией, но за тысячелетнее владычество не оставили после себя никаких памятников искусства. Основы индийской художественной традиции были заложены лишь в III веке до н.э.

Индийское искусство изначально носило религиозный характер, отражая мировоззрения индуизма, джайнизма и буддизма. Индусы издревле отличались обострённым восприятием окружающего мира, и главное место в их искусстве по праву занимала архитектура.

В древних скульптурах, вышедших из-под резца представителей аскетического буддизма, ещё нет и следа бьющего через край жизнелюбия. Одно время было даже запрещено создавать портретные изображения Будды. Однако после отмены запрета в северо-восточной провинции Гандхара начали появляться изваяния Будды в образе человека, созданные в эллиническом «греко-буддийском» стиле, оказавшем заметное влияние на искусство всего региона.

В провинции Гандхара в первые века н.э. появилась новая художественная школа, соединившая традиционные буддийские каноны с некоторыми чертами греческого искусства, принесённого в Индию войсками Александра Македонского (конец IV века до н.э.). Так, бесчисленные изображения Будды из камня и стука (смесь гипса, мраморной крошки и клея) приобрели характерно удлинённое лицо, широко открытые глаза и тонкий нос.

Сравнительно сдержанный стиль преобладал и в классическую эпоху Гуптов (320-600 гг. н.э.), хотя к этому времени буддизм впитал многие элементы индуистских мифов. К примеру, якшини – лесные божества женского рода – буддистскими ваятелями изображались в облике пышнотелых танцовщиц в манере, весьма далёкой от аскетизма.

В любом из произведений индийского искусства – буддийском или индуистском – изначально заложена в закодированном виде религиозно-философская информация. Так, чрезвычайно важна поза, в которой изображён Будда: медитация или поучения. Существуют канонические особенности облика Будды: удлинённые мочки ушей, деформированные украшениями, которые он носил в молодости, когда был принцем; волосы, собранные в спиралевидные пучки на голове, и т.д. Такие детали дают зрителю ключ, помогающий определить идею и, соответственно, необходимый для общения с божеством ритуал. Индуистское искусство также в значительной мере закодировано. Здесь важна любая, даже мелкая, деталь – поворот головы божества, положение и количество рук, система украшений. Знаменитая статуэтка танцующего бога Шивы – целая энциклопедия индуизма. Каждым прыжком своего танца он создаёт или разрушает Миры; четыре руки означают бесконечное могущество; дуга с язычками пламени – символ космической энергии; маленькая женская фигурка в волосах – богиня реки Ганг и т.д. Зашифрованность смысла свойственна искусству ряда стран Юго-Восточной Азии, входящих в ареал индуистской культуры.

Яркую картинку жизни Древней Индии воссоздают настроение росписи пещерных храмов Аджанты, поражающие красочностью и гармонией многофигурных композиций.

Аджанта – это своеобразный монастырь – университет, где живут и учатся монахи. Храмы Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые находятся рядом с красочными берегами реки Вагхаро. Фасады этих скальных храмов относятся к Гупту – периоду роскошных декоративных скульптур.

Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенствованы. Внутри храма почти всё исписано. Сюжеты живописи взяты из жизни Будды и связаны с мифологическими сценами Старой Индии. Здесь мастерски изображены люди, птицы, звери, растения и цветы.

Индийскою архитектуру можно назвать разновидностью скульптуры, так как многие святилища не возводились из отдельных орнаментов, а высекались из каменного монолита и по ходу работ покрывались богатейшим ковром скульптурных украшений.

С особой силой эта черта проявилась в тысячах храмов, выросших в период возрождения индуизма между 600 и 1200 годами н.э. Похожие на горы многоярусные башни покрыты резными барельефами и статуями, придающими храмам Мамаллапурама и Эллоры на редкость органичный облик.

Влияние буддийского и индуистского искусства ощущается далеко за пределами Индии. Ангкор Ват – крупнейший из множества индуистских храмов, возведённых в Калебодже в Х – ХII веках. Это огромный, обнесённый рвом комплекс из пяти резных конических башен, центральная из которых взметнулась в высь на 60 метров. Среди буддийских храмов не знает себе равных уникальное святилище на холме. Боробудур, что на острове Ява, в котором богатство скульптурного декора подчинено строгому архитектурному замыслу. В других краях – Тибете, Китае и Японии – буддизм тоже дал начало высокоразвитым и самобытным художественным традициям.

Значительные перемены в традициях художественного творчества произошли с распространением новой религии – ислама, принесённого в Индию арабскими завоевателями ещё в VIII веке. Своего апогея влияние исламской культуры достигло при Великих Моголах, правивших большей частью Индии с XVI века. Возведением великолепных мечетей и усыпальниц прославились султан Акбар (1556 – 1605) и его приемники – Джан-Игр и Шах-Джахан.

Тадж-Махал – жемчужина индийской архитектуры. Скорбя по умершей при родах супруге, император Шах-Джахан возвёл в Агре этот беломраморный мавзолей, искусно украшенный мозаикой из драгоценных камней. Окружённая садом царская усыпальница расположена на берегу реки Джамны. Беломраморное здание поднято на семиметровом постаменте. В плане оно представляет восьми угольник, точнее квадрат со срезанными углами. Все фасады прорезаны высокими и глубокими нишами. Мавзолей увенчан круглым «луковичным» куполом, за лёгкость и стройность сравнивавшимся поэтами с «облаком, опирающимся на воздушный трон». Его внушительный объём подчёркивается четырьмя небольшими куполами минаретов, стоящих по краям платформы. Внутреннее пространство невелико и занято двумя кенотафами (ложными гробницами) Мумтаз и самого Шах-Джахана. Сами захоронения в склепе под зданиями.

При Моголах наступил расцвет пришедшего из Персии искусства миниатюры. Термином «миниатюра» принято называть живописные книжные иллюстрации любого формата. К их созданию султан Акбар привлёк художников со всей Индии, в том числе индусов. В придворных мастерских сложился энергичный светский стиль, во многом отличавшийся от декоративной персидской традиции. Сверкающие, словно самоцветы, полные динамизма миниатюры эпохи Моголов открывают перед нами поразительно живую картину индийской жизни до воцарения фанатичного Аурангзеба (1658-1707).

Искусство Китая

Китайская цивилизация единственная из всех сохранила многовековую преемственность культурных традиций. Некоторые типично китайские черты – пристрастие к игре полутонов и шелковистой фактуре нефрита – уходят корнями ещё в доисторические времена. Великое китайское искусство зародилось примерно за 1500 лет до н.э., в эпоху династии Шан-Инь, с возникновением иероглифического письма и приобретением верховным правителем божественного статуса «сына неба».

К этому длящемуся 500 лет периоду относятся великое многообразие массивных, мрачноватых бронзовых сосудов для жертвоприношений предкам, украшенный отвлечёнными символами. На самом деле это предельно стилизованные изображения мифических существ, в том числе драконов. Присущий многим цивилизациям культ предков занял главное место в верованиях китайцев. Однако в искусстве позднейших веков дух магической таинственности постепенно уступил место холодной созерцательности.

В эпоху Шан-Инь начал формироваться старый опаясывающий план городов (Аньян), в центре которых строили дворец владыки и храм. Жилые дома и дворец строили из твёрдой смеси земли (лёсс) и деревянной добавки без камней. Появились пиктография и иероглифические записи, основы лунного календаря. Именно в это время сформировался стиль орнамента, сохранившийся ещё долгие века. Простая бронзовая посуда снаружи украшалась символическими образами, а внутри – иероглифическими записями, с именами знатных людей или дарственными надписями. В этот период символические образы далеки от реальности и отличались абстрактной формой.

Система религиозно – философского даосизма и конфуцианства сделали большой вклад в культуру и искусство. В середине первого тысячелетия до н.э. сформировались основные принципы архитектуры и планировки городов. Строили много фортификационных сооружений, отдельные защитные стены с севера империи стали объединяться в одну сплошную Великую китайскую стену (3 век до н.э. – 15 век; высота от 5 до 10 метров, ширина от 5 до 8 метров и длина 5000 км.) с четырёхугольными охранными башнями. Формируются каркасные конструкции, деревянная (позже кирпичная) типы прямоугольного плана строения. Двускатные крыши построек покрылись соломой (позже черепицей). Распространяются подземные двухэтажные мавзолеи. Их стены и потолки украшались стенной живописью, инкрустацией, около ставились каменные статуи фантастических животных. Появились характерные виды китайской живописи.

После многовековых междоусобиц Китай был объединён императором династии Цинь (ок. 221 – 209 гг. до н.э.). О маниакальной жажде самовозвеличения этого владыки говорит уникальная археологическая находка. Сделанная в 1974 г.: в гробнице императора обнаружили целую армию терракотовых (из неглазурованной керамики) воинов в человеческий рост, призванных служить ему в загробной жизни.

За годы правления династии Хань (209 г. до н.э. – 270 г. н.э.) Китай превратился в огромную империю со сложной социальной структурой. Конфуцианство – этическое учение, проповедовавшее умеренность и верность семейному и гражданскому долгу, оказало глубокое влияние на мировоззрение китайцев, особенно на касту учёных чиновников, сформированную системой экзаменов на допуск к государственной службе. Чиновники, часто будучи художниками и поэтами, играли заметную роль в развитии китайского искусства. Новые элементы были привнесены даосизмом – близким к природе интуитивно – магическим учением, возникшим в эпоху Хань.

Ханьское искусство дошло до нас прежде всего в виде погребальных даров – одежды, украшений и косметики, а также бронзовых и керамических статуэток, барельефов и фигурной черепицы. Пришедшей из Индии буддизм вдохновил китайских мастеров на поиск новых форм и художественных приёмов, проявившихся в высеченных на индийский манер пещерных храмах и статуях Юныгана.

Судя по немногочисленным дошедшим до нас памятникам, в эпоху Хань сложились прочные традиции живописи, отличавшейся удивительной лёгкостью и свободой кисти. Впоследствии живопись стала поистине массовым искусством, и за многие века Китай дал миру немало выдающихся художников, школ и течений. Тонкое восприятие красоты окружающей природы вывело на первый план жанр пейзажа, особенно горного, значение которого в китайском искусстве очень велико – данный жанр не имеет аналогов в культурах. Картины нередко создавались как иллюстрации к поэмам или другим произведениям, а безукоризненная каллиграфия надписей сама по себе почиталась как искусство.

Хотя керамика производилась в Китае не одну тысячу лет, в эпоху Тан (618-906) данное ремесло обрело черты подлинного искусства. Именно в это время появились новые формы и цветная глазурь, придававшая изделиям красочный вид. К числу наиболее известных памятников этой династии принадлежат погребальные керамические статуэтки людей и животных, не уступавшие по выразительности крупным структурным формам. Особой красотой и экспрессией отличаются прекрасные конные фигурки эпохи Тан.

На заре эпохи Тан китайцы овладели секретом изготовления фарфора. Этот тонкий, твёрдый, полупрозрачный, белоснежный материал не имел себе равных по изяществу, которое было доведено до совершенства изысканной отделкой в эпоху Сун (960-1260) и при последующих династиях. Знаменитый бело-голубой фарфор изготавливался в эпоху монгольской династии Юань (1260-1368).

Большую роль в истории китайской культуры сыграла древняя китайская книга мудрости и предсказания судьбы, называемая «книга перемен». Здесь мир понимается как своеобразный зародыш, внутри которого соединялись мужская светлая сила – янь и женская тёмная – инь. Эти два начала не существуют один без другого. «Книга перемен» имела большое влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли и китайского искусства.

В начале эпохи Сун китайцы стали коллекционировать произведения искусства минувших династий, а художники нередко возрождали стили древних времён. Впрочем, искусство эпохи Мин (1368-1644) и ранней эпохи Цин (1644-1912) ценно само по себе, несмотря на постепенное угасание творческой энергии.

В период династии Мин и Цин формировались симметричные, правильного плана города с внутренней и внешней частью. Почти заново перестроена столица Пекин. Прикладное искусство достигло такого уровня, что создало образ Китая в Европе.

Искусство Японии

Из века в век Япония развивалась обособленно от всех цивилизаций, за исключением Китая. Рост китайского влияния начался в V-VI вв., когда вместе с новой системой государственного правления в Японию с континента пришли письменность, буддизм и различные искусства. Японцы всегда умели впитывать иноземные новшества, придавая им национальные черты. К примеру, японская скульптура придавала куда большее значение портретному сходству, нежели китайская.

Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определённый спрос на произведения этих видов искусства. Так, с Х века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакимоно (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.

Японская живопись в VII веке была весьма ещё проста и безыскусна. Представления о ней дают росписи на ковчеге Тамамуси из храма Хорюдзи, отображавшие те же сцены, которые воспроизводились на эмакимоно. Росписи выполнены красной, зелёной и жёлтой краской на чёрном фоне. Некоторые росписи на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с аналогичными росписями в Индии.

С VII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной живописи. До наших дней дошла ширма под условным названием «Женщина с птичьими перьями». На ширме изображена женщина, стоящая под деревом, волосы и кимоно её украшены перьями. Рисунок исполнен лёгкими, струящимися линиями.

Первоначально японские художники, от части в связи с характером тематики, над которой они работали (буддийская живопись), находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле, или стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском силе, или стиле ямато-э (живопись Ямато). В X-XII веках стиль ямато-э стал господствующим в живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера всё ещё писались в китайском стиле. В этот период получила распространение техника нанесения контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой.

Одним из образцов исторической живописи эпохи Камакура является знаменитый свиток XIII века «Хэйдзи-моногатари», на котором запечатлено восстание, поднятое в 1159 г. главой крупного самурайского клана Ёсимото Минамото. Как и миниатюры в древнерусских летописях, свитки, подобные «Хэйдзи-моногатари», являются не только выдающимися памятниками искусства, но и историческими свидетельствами. Соединяя текст и изображение, они воспроизводили по горячим следам бурные события княжеских усобиц второй половины XII века, воспевали военные подвиги и высокие моральные качества вышедшего на арену истории нового военно-дворянского сословия – самураев.

Величайшим художником периода Муромати является Сэссю (1420-1506), который создал свой собственный стиль. Ему принадлежит выдающееся произведение японской живописи «Длинный пейзажный свиток», датированное 1486 г., имеющее в длину 17 м при ширине 4 м. На свитке изображены четыре времени года. Сэссю был отличный портретист, о чём свидетельствует написанный им портрет Масуда Канэтака.

В последние десятилетия периода Муромати происходит процесс интенсивной профессионализации живописи. В начале XVI века возникает знаменитая школа Кано, основанная Кано Масанобу (1434-1530), который заложил основы декоративного направления в живописи. Одним из ранних произведений жанровой живописи школы Кано является роспись художником Хидзёри ширмы на тему «Любование клёнами в Такао».

С конца XVI века основными формами живописи становятся стенопись, картины на складных ширмах. Произведения живописи украшают дворцы аристократов, дома горожан, монастыри и храмы. Развивается стиль декоративных панно – да-ми-э. Такие панно писали сочными красками на золотой фольге.

Признаком высокого уровня развития живописи является существование в конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку, Сога, Хасэгава, Кайхо.

В течение XVII-XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но их место занимают новые, такие как школа гравюры на дереве укиё-э, школы Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи. Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулся в Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др.

Искусство эпохи Эдо (1615-1868) характеризуется особым демократизмом и сочетанием художественного и функционального. Примером такого сочетания является живопись на ширмах. Именно на парных ширмах написаны «Красные и белые цветы сливы» - самое значительное и знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина (1658-1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только японской, но и мировой живописи.

Одним из наиболее популярных жанров японской мелкой пластики были нэцкэ. В нэцкэ преломился художественный канон средневековья в сочетании с ренесеансной раскованностью искусств в эпоху Эдо. Эти произведения миниатюрной пластики как бы сфокусировали в себе тысячелетия пластического опыта Японии: от диковатых догу Дзёмона, ханива Поздних Курганов до канонической культуры средневековья, каменных будд и живого дерева Энку. Из классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии, чувство меры, завершённость и точность композиции, совершенство деталей.

Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл, янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц, персонажей народных поверий. Расцвет того чисто городского прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века.

В своё время в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру впервые познакомилась с феноменом японского искусства. Мастера укиё-э добивались максимально простоты и доходчивости как в выборе сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов, гейш.

Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с именем Хисикава Моронобу (1618-1694). Первым мастером многоцветной гравюры был Судзуки Харанобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его творчества – лирические сцены с преимущественным влиянием не к действию, а к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви.

Подобно древнему изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой городской среде своеобразный культ утончённой женской красоты, с той только разницей, что вместо горных хэйанских аристократок героинями гравюр стали изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо.

Художник Утамаро (1753-1806) представляет собой, может быть, уникальный в истории мировой живописи пример мастера, безраздельно посвятившего своё творчество изображению женщин – в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и туалетах. Одна из лучших его работ – «Гейша Осама».

Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика Хокусая (1760-1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве полнота охвата жизни, интерес ко всем её сторонам – от случайной уличной сцены до величественных явлений природы.

В возрасте 70 лет Хокусай создаёт свою самую знаменитую серию гравюр «36 видов Фудзи», за нею последовали серии «Мосты», «Большие цветы», «Путешествия по водопадам страны», альбом «100 видов Фудзи». Каждая гравюра – ценный памятник живописного искусства, а серии в целом дают глубокую своеобразную концепцию бытия, мироздания, места человека в нём, традиционную в лучшем смысле слова, т.е. укоренённую в тысячелетней истории японского художественного мышления, и совершенно новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения.

Творчество Хокусая достойно связывает многовековые художественные традиции Японии с современными установками художественного творчества и его восприятия. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в средние века такие шедевры, как «Зимний пейзаж» Сэссю, Хокусай вывел его из канона средневековья прямо в художественную практику XIX-XX веков, оказав и оказывая влияние не только на французских импрессионистов и постимпрессионистов (Ван Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников «Мира искусства» и другие, уже современные школы.

Искусство цветной гравюры укиёэ явилось в целом прекрасным итогом, и, может быть, даже своеобразным завершением неповторимых путей японского изобразительного искусства.