Николай Богданов-Бельский. Биография и картины


Николай Петрович Богданов-Бельский (8 декабря 1868, д. Шитики, Смоленская губерния - 19 февраля 1945, Берлин) - русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

Автопортрет. 1915

Н. П. Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне - Оленинский район Тверской области). Он был внебрачным сыном батрачки. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал в 1905 году, при получении художником звания академика, присоединив к фамилии название родного уезда. Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”». Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Учился в церковно-приходской школе, затем в ныне знаменитой школе С. А. Рачинского в селе Татеве. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).


Автопортрет.

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. В 1882 году Рачинский отдал Богданова-Бельского в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. За работу «Будущий инок» (1889) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. В 1891 году картина «Будущий инок» была куплена К. Т. Солдатёнковым, затем её перекупила императрица Мария Фёдоровна.


Будущий инок. 1889

В 1894-1895 годах Н. П. Богданов-Бельский учился живописи в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, потом уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии. В 1903 году Богданов-Бельский окончил Академию художеств, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств. Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911) и многих, многих других. Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. Часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живёт подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит…


Портрет Великого князя Дмитрия Павловича Романова. 1902


Портрет Н.Ф. Юсупова. 1911

Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников (с 1895 года) и общества имени Куинджи (он был одним из основателей и председателем с 1913 по 1918 год). В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». Художник интенсивно работает.



Портрет Фёдора Шаляпина. 1915

В 1917 году происходит политический переворот в России. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. Создаются новые художественные общества. Серьёзной художественной школе, учёбе приходит конец. В России стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась травля художников реалистического направления. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).


Н.П. Богданов-Бельский с детьми. 1923

В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922). Среди 52 произведений - портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии. Жена Николая Петровича, Наталья Антоновна Топорова, была родом с Украины. Она превосходно знала украинскую кухню, была хорошей, аккуратной хозяйкой. "Тотоша" была его женой и одновременно моделью. С первой женой Богданов-Бельский разошёлся в 1921 году, прожив более десятилетия (по другим данным- 16 лет). В дальнейшем спутницей жизни художника до конца его дней стала Антонина Максимилиановна Эрхард, прибалтийская немка, которая была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. Их роман в письмах продолжался с 1922 года, и только в январе 1932 года они обвенчались в православном Христорождественском храме в Риге.


Среди цветов (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой).


Портрет жены художника.

В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства. В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведён под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продаётся много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы.

В Риге 25 октября 1930 года стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica. Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские этюды пейзажей. В 1944 году художник тяжело заболел. Необходимо лечение, операция. Корреспонденту газеты «Сегодня» на вопрос об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне». Жена увозит его в берлинскую клинику Зауэрбруха. Сделана операция. Это решение оказывается роковым. Здесь он напишет свою последнюю работу - портрет дочери врача-анестезиолога и проживёт всего несколько дней после операции. Из-за постоянных авианалётов на Берлин медицинские работники то и дело переносили пациентов в убежище, что не добавляло тяжелобольным ни здоровья, ни сил. 19 февраля 1945 года во время бомбёжки Берлина великий живописец Н. П. Богданов-Бельский в возрасте 77 лет ушёл из жизни. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель (Виттештрассе, 37).

После ухода Богданова-Бельского из жизни вдова смогла сохранить дорогую для неё коллекцию. В интервью немецкой газете она спустя годы говорила, что для неё была большая честь жить рядом с такой личностью. Первая посмертная и очень необычная выставка художника состоялась в 1953 году в замке Моерс. Картины без подрамников были развешаны в парке на верёвке и прикреплены бельевыми прищепками. Такой своеобразный перформанс вызвал большой интерес у публики, и выставка была продлена. Впоследствии сын Антонины Герт Эрхардт, унаследовавший коллекцию, тоже организовывал выставки Богданова-Бельского в Бамберге и писал о художнике в местные газеты. 23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника.


Краеведческий музей имени Н.П. Богданова-Бельского расположен в бывшем Доме управляющего поместьем Рачинских.


Потрет госпожи И. Баумане. 1924


Портрет Людмилы Бараш-Месаксуди. Фрагмент. 1916


Портрет А.М. Горького. 1940


Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой. 1914


Портрет Ивана Плауктина. 1922


Портрет артиста Московского Художественного театра А.Р. Артема.


В больнице. 1910-е.


Портрет К.А. Горчакова.


Портрет Марии Бауэр-Сорокоумовской. 1882


За чтением письма (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой). 1892


Женский портрет.


Портрет М.С. Шеремеревой. 1898


Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904



Портрет Марии Ивановны Емельяновой.


Портрет медсестры.


Портрет княгини Горчаковой Д.М. 1903


Портрет князя А.К. Горчакова. 1904


Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой. 1900-е.

Картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Новички» была выполнена в 1904 г. в стиле реализм. Жанр: жанровая живопись. Изображение школы, крестьянских детей занимает особое место в творчестве художника. Этой теме посвящена и работа «Новички». […]

Картина написана художником-академиком русской живописи Николаем Петровичем Богдановым-Бельским. Его характерной чертой становится написание множества полотен на крестьянскую тематику. Поскольку он сам родился в бедной семье, подобная атмосфера хорошо знакома художнику. В каждой […]

Николай Богданов-Бельский являлся ярким представителем движения художников-передвижников начала 20-го века, успешным академиком и председателем комиссии общества Куинджи. Мало известный широкой публике, Богданов-Бельский, однако, является знаковой фигурой в отечественной живописи. В основном художник […]

Автобиографичное произведение Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» привлекает внимание к раннему периоду жизни художника-передвижника. Как и большинство художников, изображавших специфику и характер крестьянской жизни, Богданов-Бельский не понаслышке знал о народной среде. Родился […]

Полотно написано в 1901 году маслом на холсте. Картина создана в стиле реализм, жанр портере. Богданов-Бельский – это талантливый и самобытный русский художник. Его часто называли «крестьянский». Это было обусловлено огромной любовью […]

Богданов-Бельский – русский художник, отдававший предпочтение жанровым сценкам, обычно из жизни крестьянских детей, а также портретам и пробам в импрессионизме. Много путешествовал, был председателем Общества Имени Куинджи. «Вечер» – одна из его […]

Картина была завершена в 1897 году. Стиль в живописи – реализм, жанр- жанровая живопись. Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Богданов-Бельский появился на свет в бедной семье крестьянина в Смоленской […]


Работы этого художника пронизаны душевным теплом и спокойствием, а его самого называли живописцем русской деревни. Творчество Николая Богданова-Бельского совпало с переломным моментом в истории России. Его картины можно увидеть во многих музеях мира, а имя автора на родине было незаслуженно забыто.



Николай Петрович Богданов-Бельский, как он сам неоднократно заявлял, был незаконнорожденным сыном батрачки и бобылки из Смоленской губернии. Первым учителем будущего художника стал церковный звонарь. Когда мальчик поступил учиться в двухклассное Шопотовское училище, основатель и покровитель народной школы С. А. Рачинский заметил способности Богданова и отправил его на дальнейшее обучение к мастерам-иконописцам, даже выделив месячное содержание в 25 рублей в месяц.


В 16 лет юный художник написал первую свою заметную картину «Еловый лес», которая была тут же куплена. Богданову повезло, что его картины имели коммерческий успех, уже с 18 лет вырученных денег хватало и на обучение, и на пропитание.

Молодой художник обучался живописи и заграницей, и в России. Когда в 1903 году Богданов окончил Императорскую Академию, император Николай II в дипломе о присуждении художнику звания академику лично к фамилии через дефис сделал приписку Бельский.


Несмотря на то, что Богданов-Бельский был обласкан вниманием аристократов и особ императорской фамилии, которые часто заказывали ему портреты, сам художник особенно любил писать на тему простого деревенского быта. Он помнил свои корни и самозабвенно передавал в своих картинах душу русской деревни, скрупулезно выписывая каждую складочку рубах сельских ребятишек.

Дети тоже обожали позировать художнику, ведь у него в кармане всегда находились леденцы или орехи для них. Завидев его, ребятишки кричали: «А когда же вы писать будете, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах» .


Октябрьскую революцию и новую власть Богданов-Бельский не принял. В 1921 году он эмигрировал из России в Латвию. Там художник продолжил заниматься творчеством. Создавая живописные пейзажи, Николай Петрович не забывал и про любимую «детскую» тему. На каждой картине дети изображены очень трогательно и без прикрас.


В это же время картины художника с успехом встречали на различных выставках по всему миру, но не в России. Даже в 2000 году, когда был издан энциклопедический словарь «Русские художники», имя Богданова-Бельского нигде не упомянули.


Еще один яркий представитель русской живописи рубежа XIX-XX вв.
Сейчас его называют одним из самых выдающихся русских импрессионистов, но на родине талант художника смогли оценить по достоинству только спустя много лет после его смерти.

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.

Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство

Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Первая картина

Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).

Завершение образования

Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.

Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.

Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Вместо послесловия

Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.

Художник, вышедший из народа. Он смог выбраться «в люди», не потонув в нищенских условиях, предоставленных ему жизнью. Человек трудолюбивый и сильный духом – таким был Николай Петрович Бельский.

Детство

Незаконно рождённый ребёнок обедневшей крестьянки, вынужденный воспитываться и развиваться в стеснённых условиях. Родился в селе Шопотово Смоленской губернии. В церкви его окрестили Богдановым, то есть данным Богом. Лично прибавил фамилию Бельский впоследствии, для пущей благозвучности в среде деятелей искусства. Не имеющие крова, имущества и денег, они прожили многие годы в поместье маминого брата.

Два класса обучался в местной школе. Священник, преподававший у детей, отметил талантливого мальчика и посодействовал его поступлению в образцовую народную школу, которой руководил С. А. Рачинский. Сергей Александрович, российский учёный и член-корреспондент Академии Наук, оставил свою основную деятельность и, желая помочь обездоленным детям, организовал для них в селе Татаево школу. Большой наплыв детей со всех уголков Смоленской губернии заставил учредителя ввести экзамен, который помог бы ему выбрать смышлёных и способных ребят.

Поступление в Татаево

Младшеклассник, волнительно ожидающий начала экзамена, понимал, что это испытание – дорога в жизнь. От того, как он пройдёт его, будет зависеть многое. И вот наступил долгожданный момент! Ребёнка просят пройти за парту, объясняют, что ему нужно изобразить профиль одного из преподавателей. По-детски пыхтя, стараясь отобразить важные детали образа и придать объём картине, маленький Николя рисовал с натуры. Наконец, детская ручонка передаёт работу на суд взрослых. Волнительные минуты ожидания… поступил! В 1897 году будет создана картина «На пороге школы», автобиография художника о начале его творческого пути.

Учёба в Москве

Николай Петрович считал, что Рачинский «дал ему дорогу в жизнь…». Любимец учёного, он был отдан в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре, получая 25 рублей (огромные деньги в то время!) ежемесячно. Через два года юный талант был определен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителя говорили, что он был хорош как в пейзаже, так и в портрете. Редкий живописец способен профессионально рисовать людей и природу одновременно.

Пришло время для написания дипломной работы. Вдруг творца озаряет мысль о том, что нужно сменить жанр и выдать нечто особенное. Уезжает в Татево за советом Рачинского. Тот подталкивает его на мысль о «Будущем инке». Процесс закипел, творчество хлынуло ручьём… Работа готова! «Но как же я повезу её?» – думал автор, – «Ведь все ждут от меня пейзажа». Отступать поздно, пришло время возвращаться назад!

Бесконечные сомнения одолевали Николя, однако они были напрасны. Картину восприняли на «ура»! Почти сразу она была куплена К. Д. Солдатенковым, одним из самых известных коллекционеров того времени. Высший свет просил выпустить копии, каждый желал иметь у себя в доме столь известный экземпляр. Выставки с её участием идут одна за другой. Но чем же «Инок» полюбился широкому кругу зрителей? На холсте изображён худощавый юноша, ведущий беседу со странником. Мечтательный взгляд из-под воспаленных век устремляется вдаль. Что в его мыслях? Мы не знаем. Остается только поражаться точным изображениям мимики ребёнка, быта крестьян и простоты их жизни. Работа во многом автобиографична, тема детства будет определяющей в его творчестве. Она стала переломным моментом в творчестве художника. В свои 19 лет он был способен существовать на собственные деньги, быть опорой семьи.

Первая половина творческой жизни

Отныне он путешествует в свободное время, ища вдохновения. Так автор побывал в Константинополе и на Афоне, Париже и Мюнхене, во многих других местах. При этом продолжал учиться, принимая опыт Репина, Кормона и Коларосси. Манера письма меняется, палитра становится более насыщенной. Он пишет парадные портреты именитых личностей, пейзажи, всецело отдаётся творчеству. В 35 лет был избран в академики живописи, в 45 – действительный член Академии художеств.

Вторая половина творческой жизни. Переезд в Ригу

Грядут «худые» времена в стране. Близкий друг зовёт его к себе в Ригу. Там наступает пик популярности автора. Благодаря бесконечному количеству выставок, в которых участвуют его работы, Николая Петровича узнают на улицах, его работы пользуются спросом. В центре всего стоит тема детства. Сам Николя не раз говорил, что дети – самые непосредственные существа. Их доброта, чистота восприятия мира и искренность заложены природой. Портреты улыбчивых малышей попадали в европейские музеи и частные коллекции. Так продолжалось 20 лет, пока не наступила война. Николя заболел, ему пришлось перенести сложную операцию в Германии. Он проживёт ещё четыре года, пока 19 февраля 1945 года не погибнет от осколков бомб, падающих на Берлин.

Творчество русского «деревенского» художника известно далеко не всем его соотечественникам. Тем интереснее изучать сейчас жизнь человека, которого помнят самые известные аукционные дома и картинные галереи. Его биография – повесть о том, как истинный талант получает путёвку в жизнь. Жизнь счастливую и небессмысленную, творческую.