Священное и почетное место в юрте башкир. Конспект на тему: «Башкирское национальное жилище — юрта

Как говорили древние «Все вернётся на круги своя». Так оно и есть. Каждая нация имеет право на свой символический знак, символ, который объясняет саму суть, внутреннее содержание, менталитет народа. И символом башкир была и есть — кочевая юрта.
Юрта — это миросозидание и обозначение природы, той, что окружала кочевников. Юрта универсальна. Она обозначала дом не только у башкир, но и у всех кочевых народов Великой степи. И самое главное — это жилище было настолько священным, что кочевники всех племен и народов, сознавая свое единство, выработали единый этикет поведения человека в этом жилище. Это самое главное.
Как нельзя сидеть в юрте, чтоб не оскорбить святость дома, при этом отдавая дань гостеприимству.
До сих пор мало исследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте, более изучены этикетные нормы, связанные с тем, как правильно сидеть в юрте мужчинам и женщинам. Не вдаваясь подробно в исследование всего этикетного комплекса, остановимся на некоторых значимых его моментах.
Кочевые народы различают следующие виды запретных поз: У башкир замечено:
«hoйэнеп утырырға ярамай, терэлеп утырырға ярамай» – «нельзя сидеть, прислонившись к чему-либо, опираясь на что-либо», т.к. считалось, что это поза больного человека. А поездка больного человека в дальний путь порицалась башкирами, ибо это говорило о равнодушии и бессердечности родственников, отпустивших больного в тяжкую для него дорогу.
«Таянып утырырга ярамай» — «нельзя сидеть, подперев руками землю» – это поза скорби, горя, означающая смерть близкого человека. Выражение « ергэ таянды» означает «сильно горевать, оплакивать». Эта поза разрешалась только гонцу, сообщающему горестную весть в присутствии родственников.
При нахождении в юрте гостей существовал определенный этикет в отношении мужчин принимающей стороны. Это имело сакральное значение. По поведению мужчин, их поз сидения, острый глаз кочевника определял потенциал того или иного рода. Если мужчины начинал подпирать бока или же при сидении прислонятся, это говорило о слабости рода, о том, что нет защитников в случае набега. Потому и существует устойчивый запрет: «артыңа, биленгэ таянма» (не опирайся спиной). Если так сидит мужчина, то эта поза означает «кос киткэн» — «мужская сила ушла», что было признанием поражения в борьбе за будущее рода и племени. Определенный запрет и в поведении женщин. То, что считается в современном мире признаком боевитости и определенного напористого характера у женщин, — это когда женщины подбочениваются, что, кстати, считалось оскорблением всему дому башкира, то подобная поза была недопустимой в юрте. Означало, что ей предстоит кого-то оплакивать или же предлагалось оплакивать кого-то гостям, что считалось не только унижением, но признаком дурного тона обитателей юрты хозяина. Но есть и другая сторона. «Бүйеренгэ таянма» — «не подпирай руками бока, не подбоченивайся». Если женщина сидит в такой позе, ей могут сказать: «Бүйеренгэ таянып, кемде юк итеп утыраhын?» — «Не подпирай руками бока, или ты кого-то оплакиваешь?!»
Запрещалось подпирать рукой щеку – лоб – (эта поза также считается обозначающей печаль, заботы и т.п.), которая могла омрачить визит гостя.
Нельзя сидеть, подняв руки над головой или заложив их за голову – поза неуважения к гостю.
Нельзя сидеть, обняв колено или же сцепив руки в замок на колене – так же считалось неуважение к пришедшему.
Нельзя в юрте потягиваться при посторонних, это считалось оскорблением находящихся в юрте. Молодым людям вообще запрещалось возлежать в юрте и принимать пищу полулежа – потому как гость, видя это, мог бы подумать, что перед ним больной человек, ибо только больной человек не в силах сидеть прямо, а такая поза могла принизить престиж дома, рода, племени.
Нельзя сидеть, вытянув ноги вперед – говорят «эт аяғың hузган», что дословно значит «собака лежит на вытянутых лапах». Такая поза разрешалась только маленьким детям.
Не рекомендуется в юрте сидеть на корточках. Эта поза считается исключительно мужской; у кочевников она означает, что человек торопится, пришел ненадолго. Обычно сидящему в такой позе говорят: — «Садись-ка правильно! Торопишься? Стадо твое разбредется что ли?» Возможно, корни подобного отношения башкир к этой позе объясняются представлением, отмеченным также у тувинцев о том, что «если будешь сидеть таким способом (на корточках), то обеднеешь. Так сидели только бедняки, скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. Верили, что если будешь так сидеть, то встретишь что-нибудь плохое, что нужно ждать чего-то плохого». Подобные позы обитателей говорили гостю о бедности или же об определенных трудностях принимающей стороны, что не способствовало престижу рода.
Правильным способом сидения в юрте у башкир для мужчины считается — подвернув ноги калачиком. Для замужней женщины, хозяйки – лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, левая же согнута в колене. Этот же способ используют и мужчины, когда угощает за трапезой (разливают кумыс, чай и т.п.), но поскольку они сидят на противоположной, мужской половине, положение подогнутой под себя и согнутой в колене ноги обратно женскому. Видимо, это объясняется предписанием, аналогичным правилу у кочевников: «Колено поднятой ноги… должно быть обязательно обращено к двери», поэтому женщины, как правило, сидели на правой ноге и выставляли перед собой левое колено, а мужчины наоборот, на левой ноге, выставляя перед собой правое колено». Женщинам также разрешалось сидеть боком, подтянув к себе ноги, ступни при этом должны быть прикрыты подолом платья.
Народная традиция разработала довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. У башкир — подъезжать всаднику к юрте следовало с задней, тыльной стороны: «Ехать мимо дверей юрты (алдынан юру), а не сзади ее, считалось невежливым… Нужно останавливаться и привязывать лошадь сзади юрты, а потом вызывать хозяев словами: «Эдэм бар ма? Эй, хужа!» (« Есть ли хозяева?»). И терпеливо дожидаться выхода их. При этом другие обитатели кочевья, поздоровавшись, могут заниматься своими делами. Естественно, интерес к чужому присутствует. Любопытно, что у всех кочевых народов существует единый запрет женщине, у башкир это звучит так «ир-ат алдынан утмэйу» — дословно имеет значение «не переходить дорогу мужчине, стоящему перед юртой», иначе будет неудача. По-видимому, этот запрет связан с семантикой противопоставления «передняя сторона – задняя сторона» («лицо-спина»).
Запрет подъезжать к юрте со стороны двери был настолько значимым, что закреплен в обычном праве единый для всех кочевников: «Если привязанная спереди юрты лошадь лягнет ребенка, то платить за смерть ребенка – полный кун. Если лошадь лягнула на задней стороне юрты, то вина падет на ребенка, отправившегося туда. Если бы там лошадь убила его до смерти, то взыскалась бы только стоимость лошади, а в случае отягчающих вину хозяина обстоятельств – ½ куна (хун, или кун – компенсация за увечье или убийство)».
У кочевников, в частности у башкир, рекомендовалось не входить в юрту с плеткой в руке; в прежние времена «…если кто-либо входил в юрту тархана, бия, с плеткой на запястье… тархан или же бий имел право приказать забрать у виновного его коня. Запрет входить в юрту с плеткой отмечен у казахов, тувинцев и монголов. Отметим, что плетка использовалась не только при верховой езде, она была также предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Данные действия должны были, по-видимому, демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя. Нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту. Если хозяин заметит, что кто-нибудь вошел к нему с жующим ртом, то непременно заставит его выплюнуть у порога все, что есть во рту. Это считалось оскорблением гостеприимству хозяина. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу – тамақ ауыз итэу, буквально «прикоснуться ртом к пище», хоть крошку хлеба гость юрты должен был отведать, иначе хозяин был бы оскорблен, а подобная обида вела порой к нешуточной вражде.
Таким образом, юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко маркирован в зависимости от пола, возраста, положения в системе родства и свойств. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, и в ней же завершалась, замыкался жизненный круг его.
Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, благополучия его обитателей. В каждой юрте было свое назначение называемый башкирским словом «қот» — хранитель благополучия дома, и всякий входящий в юрту, произносил торжественные слова приветствия, обращенные к «қот», а покидая юрту, уносил с собой напутствие: «Юлыгыз котло булhын!»
Я всегда завидовал тем, кто, будучи в юрте, и выйдя из нее, любовался звездной ночью, очаровывался ощущением единства с природой, чувствовал дуновение теплого ветерка на своей щеке и, глядя в бездонную ночную глубь, поражался гармонией мира.
Да будет вам всем удача, кто побывал в башкирской юрте!

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Юрта – жилище башкир»

Цель: формирование представления детей о юрте – жилище башкир.

Задачи: Образовательные: познакомить детей с юртой - жилищем, в котором в древние времена жили башкиры – башкорты. Что обозначает это слово в переводе на русский. Развивающие: развивать интерес к жизни башкир; толерантность. Развивать речь детей: умение отвечать распространенными предложениями, с использованием прилагательных и наречий, умение обобщать и делать выводы. Воспитательные: воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное о жизни других народов Урала. Словарь: обогащение словаря: ук, сагармак, войлок, аркан, юрта, аул активизация словаря: башкорты, кочевники, скотоводы, земледельцы. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие. Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о башкирах; рассказ воспитателя о башкирах – коренных жителях Урала. Рассматривание экспозиций о башкирах в музее «Родничок» нашего детского сада. Материал и оборудование: презентация «Юрта – жилище башкир»; интерактивная доска, 4 стула, 4 больших платка, альбомные листы бумаги, цветные карандаши; Ход НОТ : Организационный момент : Звучит башкирская музыка.

О каком народе южного Урала мы говорили на прошлом занятии? Как башкиры сами называют себя? Что обозначает слово башкорт на русском языке? Что интересного вы узнали о башкортах на прошлом занятии? Как понимаете слова: скотовод, кочевник, земледелец? Сегодня мы поговорим с вами о жилище башкир. Может, кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей). Послушайте: Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. Догадались, как называется жилище башкир? Да, это – юрта или по - башкирски – тирмэ. Послушайте загадку: « В этом доме нет углов. Вот уж рай для неслухов! И такое вот жилище ты всегда в горах отышешь? Это юрта. Юрта - дом (тирмә – по башкирски) переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Юрты строились из жердей - ук, тонких, гибких прутьев, прутья переплетали, получалась решетка, из решеток строили юрту - тирмэ (решетчатая юрта). Верхняя часть юрты называлась сагармак. На что похожа верхняя часть юрты? (на солнышко, на цветочек и т. д.). А в самой середине – отверстие. Для чего оно было нужно? (для воздуха, выхода дыма из очага, появления в юрте солнышка). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко проникать свету и воздуху, в юрте не было окон, как вы думаете, почему? (чтобы хранилось тепло). Но была дверь. Зимой она была деревянная. Почему? (чтобы было тепло). Летом, весной, осенью она была войлочная, тканевая. Почему? (чтобы не было жарко). Снаружи юрту покрывали войлоком. Войлок - это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти. Давайте поиграем в игру « Найди войлок» (нужно, среди множества кусочков ткани найти войлок). Зимой юрту укрывали 5-7 слоями войлока, а в теплое время года 1-2 слоями. Чтобы ветер не срывал войлок, его завязывали длинными веревками – арканом. Юрты были повседневными и праздничными. В повседневной жили постоянно. Праздничная была очень красивая, нарядная, она была для гостей, праздников, свадеб. Сегодня мы отправимся в путешествие в аул. Вы знаете, что это такое? Да, это поселение башкир – кочевников. Какое строение было главным в ауле? (конечно, юрта). В ауле было несколько юрт. Догадались почему? Да, кочевали башкиры из одного пастбища на другое не по - одиночке, а небольшими группами. Кто-то пас скот, кто-то охранял аул, кто-то мед дикий искал. Но, главным в ауле была юрта.

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Тирмэ». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

    Мы, веселые ребята,

    Соберемся все в кружок.

    Поиграем, и попляшем,

    И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры . С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Юрта и прилегающее к ней пространство - это место, где башкиры проводили все свободное время, работали, ели, спали и принимали гостей. По свидетельству очевидцев прием гостей и родственников по случаю праздников или семейных событий - любимое времяпрепровождение башкир.

Вот как описал юрту в VII веке китайский поэт Во Цзюй в

Стихотворении "Белая юрта", фрагмент которого я вам прочту:

Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,

Нет углов в юрте, кругло поставленной,

Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте». Я предлагаю вам нарисовать юрту кочевников – башкортов, вспомните все, что я вам о ней говорила и постарайтесь отразить это в своем рисунке. А теперь – игра
«Найди жилище башкир» . Среди множества разных жилищ, найдите то, которое по – вашему мнению больше всего подходит башкирам и объясните, почему? (играет башкирская музыка). Правильно вы нашли башкирское жилище кочевников – скотоводов башкир. Итог занятия: Что интересного вы узнали на занятии? О чем бы рассказали своим родителям? Какими знаниями поделились бы с ребятами других детских садов нашего города? Давайте зайдем в наш музей. Как он называется? В музее посмотрим экспонаты о юрте.

2. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий историко-этнографический справочник. Уфа, 1995.

3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М., 1961.

4. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972.

5. Левшин. А.М. Из истории киргиз-кайсацких орд и степей. Алма-Ата, 1997.

6. Ковалевский А.Н. Книга Ахмеда-ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. Харьков, 1956.

7. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

8. Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический словарь Сибири. М.-Л., 1961.

9. Рона Таш А. По следам кочевников. М., 1964.

10. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

11. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974.

12. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

Р. М. Юсупов

В прошлом юрты (тирмә) изготавливались специальными мастерами (тирмәсе, оҫта), которые были известными людьми в районах Башкирии. По данным С.Н. Шитовой и других авторов, среди мастеров по изготовлению юрт была четкая специализация. Одни мастера делали только решетчатые каркасы юрт (д. Абдулнасырово Хайбуллинского района), другие – жерди купола (уҡ) (дд. Абдулкаримово, Куватово, Янгазино Баймакского района). Деревянный обод для устройства свето-дымового отверстия в верхней части купола изготавливали особые мастера в д. Ишберды Баймакского района и д. Рафиково Хайбуллинского района, так как рядом было немало березовых лесов. Кошмы для покрытия решетчатого остова юрты, ее купольной части, отдельно купольного отверстия производили только женщины в деревнях юго-восточных и зауральских районов Башкирии. Среди кошмодельщиц также были особо признанные, благодаря своему умению, мастерицы. Мастерство и практические навыки мастеров обычно передавались из поколения в поколение, то есть в большинстве случаев это было семейным делом, обеспечивавшим благосостояние семьи.

Материал для изготовления юрты

Основным требованием к древесному материалу при изготовлении решетчатой основы вертикальных стенок юрты (кирәгә), состоящей из отдельных решеток (ҡанат), а также длинных купольных жердей (уҡ) была в первую очередь легкость и в то же время прочность. Этим качеством обладают в большинстве случаев обыкновенная ива, тальник. Именно они при умелом изготовлении придают юрте легкость и изящество. Деревянный обод, образующий свод юрты над ее купольной частью (сығараҡ, тағараҡ), должен быть тяжелым и прочным, так как обод своей тяжестью удерживает и придает прочность купольной части, да и всей конструкции юрты. Потому деревянный обод для купола юрты изготавливают из искривленных стволов березы (ҡайын), черной ивы (ҡара тал). Казахские, туркменские и другие мастера Средней Азии делают заготовки для обода юрты из карагача (ҡара ағас), который отличается тяжестью и прочностью. Он использовался при установке больших юрт, но стоил очень дорого. Плотность и прочность древесины березы и карагача обеспечивали надежность и долговечность службы ободов из этих материалов, так как они помимо всего прочего были устойчивы к воздействию метеорологических осадков. В этом отношении деревянный обод, изготовленный из черной ивы, был менее прочным и долговечным.

Заготовка сырья

Сырье для изготовления конструктивных деталей юрты готовили до либо после сокодвижения в стволах деревьев. Мастера обычно заготавливали стволы березы, ивы ранней весной, в конце февраля – середине марта, либо поздней осенью, в конце октября, в ноябре месяце. Срезанные заготовки длиной 200-250 см для решеток и купольных жердей высушивали в тени, в сухом помещении, укладывая на ровную поверхность, очищали от коры, выстругивали специальным столярным инструментом – двуручным тартҡы, а также подправляли неровности небольшим рубанком (йышҡы).

Изготовление купольных жердей

Для того чтобы придать нужный изгиб в нижней части купольных жердей, нижнюю, более толстую часть обтесывали на участке 70-80 см, придав уплощенную форму шириной до 4-5 см. После этого заготовку вымачивали в воде или на пару, чтобы размягчить перед процедурой сгибания нижней части купольных жердей, которые и придавали сферическую форму купольной части юрты. После процедуры вымачивания нижнюю часть купольных жердей изгибали на специальных станках, накладывая друг на друга по 6-8 штук. Форму изгиба проверяли специальным лекалом. Деревенские мастера в районах Башкирии изгибали более простым традиционным способом. Вбивали в землю три кола высотой до 0,5 м или вставляли их в специально выбитые отверстия на полу или стене мастерской. Расстояние между первым и вторым колом было до 1,5 м или чуть более, третий кол вбивали в землю или пол на расстоянии 40-50 см от второго кола, но не на одной линии, а на 30-40 см ниже. Вымоченные жерди длиной 200-250 см (в среднем 220 см) сгибали в утолщенной части и вставляли между колышками и сушили 10 и более дней. После высыхания купольные жерди принимали нужную форму изгиба, что и придавало куполу юрты объемность и сферичность. Толщина купольной жерди в нижней части, которая привязывалась к решетке, была, как уже говорили, 4-5 см, в центральной – 3-4 см, верхний конец жерди, который вставлялся в деревянный обод свода, делался для прочности соединения четырехгранным.

Жерди, которые крепились над верхней частью дверной коробки, делались короче остальных, так как верхняя перекладина дверной коробки, к которой крепились жерди, была на 20-30 см выше решетчатых стен юрты. В верхней перекладине дверной коробки делались специальные косые пазы, куда и вставлялись нижние концы наддверных купольных жердей (Рис. 1.2). В нижней части каждой жерди просверливали отверстие, через которое пропускали сыромятный ремешок или прочную веревку для привязывания жерди к верхним решеткам (перекрестиям) концевых планок решетки. Количество жердей зависело, таким образом, от количества развилок в каждой решетке. На юрту из 5-6 решеток уходило в среднем 100-120 купольных жердей длиной 200-220 см из березы или ивы.

Изготовление решеток юрты

Вертикальные стены юрты (кирәгә,тирәс) раздвижные, состоят из отдельных звеньев-решеток вытянутой формы (ҡанат), которые как бы крыльями укрывают ее остов. От количества звеньев-решеток зависела величина юрты. Средние юрты были чаще всего из 5-6 решеток. Для торжественных случаев, свадеб и т.д. делали просторные, высокие юрты из 10-12 звеньев. Материалом для решеток чаще всего служили ива и тальник, в изобилии произраставшие по берегам рек и водоемов. Они отвечали главным требованиям для решеток – были легкими, гибкими и прочными на изломе. Заготовленный в весенне-осенний период материал также высушивали, выравнивали с обеих сторон рубанком. В среднем длина планок для решеток была 180-200 см, толщина 1,5-2 см, ширина до 3 см. Планки в центральной части слегка изгибали наружу. Для этого также вбивали в землю или пол на расстоянии друг от друга 60-70 см 3 кола, центральный кол отстоял от боковых кольев на 10-15 см от осевой линии. Между кольями вставляли по 5 штук ивовых планок и держали до полной фиксации искривления в центральной части планки 10-12 дней. Изгиб придавал выпуклость боковым стенкам юрты. Отдельные решетки (ҡанат) состояли из четного количества ивовых или тальниковых планок. Обычно в одной решетке было 44-48 планок: по 22-24 в каждом направлении, так как планки накладывались друг на друга в разных направлениях и скреплялись в перекрестиях сыромятными ремешками с узелками на концах. (Рис. 1.3.) Состоятельные и богатые скотоводы могли скреплять планки медными гвоздиками с чеканными головками. У киргизов, богатых казахов в прошлом планки скрепляли чаще всего также медными, а то и серебряными клепками с чеканными головками. После сборки решеток их красили с внутренней стороны красной краской. В нормально растянутом виде каждая решетка по 24 планки в каждом направлении и расстоянии между планками 10-15 см имела длину от 270 до 350 см.

Изготовление свето-дымового деревянного обода

Деревянный обод обычно делают двусоставным, из двух половинок. Диаметр составляет в среднем 120-150 см. Обе половинки обода делали из искривленных стволов березы, тщательно обтесывая, придавая им форму полукруга, или же из простого ствола березы, который после недельной распарки в теплой воде искривляли при помощи тех же кольев, вбивая их в землю по размеру обода и необходимой кривизне. После придания обеим половинкам обода форму полукругов их стыковали, плотно стягивая, сыромятным ремешком, который пропускали через просверленные на торцевых концах полукругов отверстия. Поверх соединений место стыка обматывали сырой кожей, края которой сшивали. По мере высыхания кожа стягивалась и очень прочно фиксировала место соединений полукругов, благодаря чему получался очень прочный цельный свето-дымовой обод. Далее в боковой поверхности обода делали сквозные отверстия, направленные косо снизу вверх, куда при сборке купола вставляли заостренные или четырехгранные концы купольных жердей. Количество отверстий в ободе равнялось количеству жердей купола (100-120 штук). Над свето-дымовым ободом делали купол из выгнутых вверх и перекрещивающихся по центру дугообразных планок. Дуги, предварительно выгнув, вставляли в просверленные отверстия по верхнему торцу обода по 3-4 штуки в каждом направлении. Таким образом, эти выгнутые вверх на высоту до полуметра планки над свето-дымовым обручем логично завершали сферическую форму шатровой части юрты. Внутреннюю сторону деревянного круга-обода, а также нижнюю поверхность дугообразно изогнутых планок-перекладин украшали резьбой.

Изготовление дверей юрты

До конца XIX – начала XX вв. вместо двери вход в юрту снаружи прикрывался толстым, иногда двухслойным прошитым войлоком. Ширина войлочного полога была шире дверного проема, благодаря чему он плотно прикрывался. В летнее время войлочный полог скатывался в рулон и подвешивался над дверью, при необходимости он легко опускался.

С начала XX в. начали делать деревянные одно- и двустворчатые двери. В период своих исследований в дореволюционной Башкирии в 1905-1908 гг. С.И. Руденко застал в юртах, за редким исключением, в основном, деревянные двери. По словам наших информаторов, дверная коробка делалась из местного строительного материала: липы (самая легкая и популярная), осины, дуба и сосны. Доски дверной коробки готовились из досок длиной 120 см, шириной 15 см и толщиной 4-5 см. Внутренний размер проема двери составлял 160 на 80 см. В боковых косяках дверной коробки вдоль ее ширины просверливались сквозные отверстия, к которым подтягивались и крепились ремешками боковины войлока, укрывающего решетчатые стенки юрты. В верхней стороне дверной перекладины просверливались на глубину 2-3 см 5-6 отверстий, куда вставлялись нижние концы купольных жердей. (Рис. 1.2) Для устойчивого крепления крайних решеток параллельно обоим боковым косякам дверной коробки крепились по одной вертикальной круглой стойке диаметром 3-4 см. Стойка вставлялась в специальные отверстия, высверленные по концам верхней и нижней перекладины дверной коробки, которые выступали на 10-12 см за края дверной коробки. Дверь обычно делали двустворчатой, изнутри покрывали красной краской. Снаружи в холодное время межсезонья ее утепляли войлочными полстями. Дверь обычно крепили специальными широкими ремешками или дверными шарнирными петлями.

Сборка юрты

Прибыв на место летовки, выгружали с навьюченных лошадей, телег сложенные и связанные решетки, купольные жерди войлочные покрышки, свето-дымовой обруч, дверную коробку, бытовую утварь, посуду и т.д. После этого выбирали место для установки юрты на более-менее ровном месте, поближе к воде и опушке, если рядом был лес. После этого начиналась сборка юрты. Традиционно этим делом занимались женщины. Вначале ставили с восточной стороны дверную коробку, к которой с левой стороны прикрепляли ремешками первую решетку, к ней – все остальные, скрепляя их между собой ремешками и крепко обвязывая на стыках веревками из конского волоса (Рис. 1.1). Самую последнюю решетку крепили к вертикальной стойке с правой стороны дверной коробки. Концы планок боковин решеток вставляли в отверстия на наружных сторонах дверных косяков. После этого по всему периметру верхнего края решетчатого остова юрты стягивали каркас веревкой и поверх нее протягивали вытканную красивым узором цветную шерстяную тесьму.

Рис. № 1. Варианты крепления решетки и отдельных планок

Азии. М., 1991)

Смонтировав и жестко скрепив решетчатый остов юрты (кирәгә, тирәҫ), приступали к сборке купола юрты. Здесь помогали мужчины. Вначале на двух специальных шестах с заостренными концами 2-3 мужчин поднимали свето-дымовой деревянный обод (Рис. 2). Женщины вставляли в концы обода острые или граненые концы жердей. Нижний конец жердей крепили к перекрестиям верхнего края решеток юрты. Затем последовательно крепили ремешками к решетчатому остову остальные купольные жерди. Как уже говорили, на нижнем конце этих жердей просверливали специальные отверстия, через которые продевали и крепко завязывали узлом сыромятные ремешки так, чтобы длинные их концы оставались свободными. Этими концами и подвязывали к верхним перекрестиям планок решетки нижние концы жердей.

Рис. № 2. Сборка юрты

(из книги С.И. Вайнштейн. Мир кочевников центра

Азии. М., 1991)

После этого деревянный каркас юрты покрывали войлочными полстями. Вначале укрывали четырьмя длинными прямоугольными полстями войлока боковые стены юрты. Затем тремя трапециевидными кусками войлока покрывали купольную часть юрты таким образом, чтобы нижние края купольного войлока на 10-15 см нависали над верхним краем боковых стен юрты. После этого боковые стены юрты обвязывали вкруговую специальными 3-4 поясами из конского волоса шириной от 2 до 10 см. Это укрепляло и остов юрты и плотно прижимало нижний нависающий край купольного войлока к верхнему краю боковых стен юрты. Купольные войлочные покрышки также крепко перетягивались крест-накрест 4-6 волосяными арканами или веревками, концы которых привязывались к колышкам, прибитым в землю по периметру юрты. Специальной четырехугольной кошмой (төндөк) закрывали купол свето-дымового отверстия. Три конца этой войлочной кошмы прочно крепились веревками к корпусу юрты, к четвертому свободному углу крепили веревку, с помощью которой можно закрывать или открывать дымоход в куполе юрты. Свето-дымовое отверстие было обычно открытым, его закрывали только в непогоду. Купольные пласты войлока были обычно толще боковых, и их края обычно обшивали конским волосом для жесткости. Купольные войлочные полсти поднимали с помощью специальных деревянных шестов длиной 250-300 см, на одном конце которого был острый металлический гвоздь, другой конец был просто заострен. Острым концом длинного шеста поддевали верхний край купольного войлока, другой конец шеста, уперев в землю, без особого труда двумя шестами поднимали войлочную покрышку на купольную часть юрты. В холодное время года низ юрты дополнительно утепляли широким поясом из войлока, который вкруговую стягивали веревкой. По периметру юрты прокапывали канавку на случай дождей и таяния снега, чтобы вода не затекала внутрь юрты. Обычно юрты на летовках покрывали темным или серым войлоком. Богатые скотоводы покрывали свои жилища белым войлоком. Свадебные юрты также укрывались белыми кошмами. В торжественных случаях боковые стены юрты украшали красивыми декоративными тканями, китайским шелком. Верх юрты также укрывали поверх войлочных покрышек светлым шелком.

Обустройство полов

Полы устилали обычно несколькими слоями войлока. На землю стелили старые, темные, серые войлоки. Поверх них обычно стелили свежие, белые войлочные покрытия. На них стелили красивые ручной выделки циновки. Перед выходом и у входа расстилали также небольшие циновки. Деревянные полы в юртах обычно не настилали, так как в просветах между досками и землей создавались сквозняки и терялось тепло, в то время как при войлочной подстилке края войлочных полстей по периметру юрты загибались кверху, тем самым создавая герметичность и сводя на минимум потерю тепла. Кроме того, под деревянными полами могли скапливаться мусор, грязь, насекомые, мыши, что, по мнению стариков, отрицательно влияло на внутренний комфорт и ауру благополучия и здоровья внутри юрты.

Таковы основные этапы и особенности изготовления тюркской юрты со сферическим куполом из традиционных материалов и традиционным способом. Юрта легко собирается и разбирается. 2-3 женщины могут устанавливать ее в течение одного часа. Мужчины помогают женщинам лишь при подъеме деревянного свето-дымового обруча. Юрта хорошо сохраняет тепло, в летнюю жару в ней прохладно и уютно. Если очень жарко, нижние войлоки поднимают и привязывают веревками. Обтянутые легкими декоративными тканями боковые стенки защищают от пыли и мусора. Основные параметры 4-5-звеньевой юрты следующие. Общий вес с войлочными покрытиями стен и купола – 400-450 кг, без войлочных покрытий – 150-200 кг. Окружность – около 16-18 м., высота – до 3 м и более, диаметр – 8-10 м, площадь – около 20 м². Однако при входе в юрту все размеры теряют значение, и внутреннее ее пространство и убранство поражают Вас своей умиротворенностью, защищенностью и простым земным счастьем.

Литература

1. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996.

    Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

    Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962. Т.II.

    Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л.. 1955.

    Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.


Юрта это переносное жилище. Очень прочное, легкое и удобное в транспортировке. Легко собирается и разбирается. Площадь ее составляет 15-20 кв. метров. Обычно в такой юрте проживало 5-6 человек. Летом в юрте было прохладно, а зимой тепло. Во время дождя она не промокала, и ветер не продувал ее. Так что же это за чудо – покрытие? Оно называетсявойлоком. Войлок специально изготовляли для покрытия юрты, изготовляли только из шерсти осенней стрижки особых пород овец.

Богатые скотоводы покрывали свои жилища белым войлоком. Свадебные юрты также укрывались белыми кошмами. В торжественных случаях боковые стены юрты украшали красивыми декоративными тканями, китайским шелком. Верх юрты также укрывал поверх войлочных покрышек светлым шелком. Казахские и башкирские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери, но зачастую используется также и войлочный полог.

А что же у нее находится внутри? Давайте заглянем. Изнутри юрта делится на две половины. Север - женская, а юг - мужская и отделялась занавеской – шэршау . В центре юрты - очаг. Пол устилался сухой травой, затем циновками и дерюжками, а потом шерстяными паласами и коврами, которые чаще всего изготовлялись из войлока.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Какие народы мы относим к кочевым племенам?

Что из себя представляло жилище кочевых народов?

Из чего оно изготовлялось?

Как его декорировали мастера войлоковаляния?

Что являлось центром юрты?

ОБЪЯСНИ, можно ли по интерьеру юрты представить образ жизни кочевых народов? В чем особенность внутреннего пространства юрты? дайте характеристику организации внутреннего пространства юрты.

Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к Русскому государству, то в южной и восточной Башкирии, где господствовало сначала кочевое, потом полукочевое скотоводство, оседлые поселения появились лишь 200-300 лет назад.

Селились родовыми группами по 25-30 дворов. С 20-х годов ХIХ в. администрация начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень.

Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством или другими промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев разве только степенью своего благосостояния.

Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т. е. в войлочные кибитки, которые они в виде лагеря разбивают на своих полях или лугах.

В местах безлесных эти летние помещения делаются из деревянных решеток в 2 аршина вышиной, обтянутых кругом войлоком, а на них ставят другие сводом, вкладывая их наверху в деревянный круг, который не закрывается кошмою, а образует отверстие, служащее трубой для дыма от очага, вырытого посередине коша.

Впрочем, такая войлочная палатка лишь достояние богатых, среднего же состояния люди живут в аласыках (род лубочного шалаша) или же в простых шалашах, сделанных из прутьев и покрытых кошмами. В местах же, изобилующих лесом, летние помещения состоят из деревянных избушек или берестяных шатров, остающихся всегда на одном и том же месте.

Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень.

Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит башкирскую деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. На рубеже ХIХ-ХХ вв.

Конспект экскурсии в музейный уголок «Башкирская Юрта»

у башкир можно было встретить самые разнообразные жилища, начиная от войлочной юрты и кончая бревенчатыми избами, что объясняется сложностью этнической истории народа, особенностями хозяйства и многообразием природных условий. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах.

Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин.

Современные сельские жилища башкир строят из бревен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

Жилище башкир википедия
Поиск по сайту:

«Башкирское утро»

Аутентичное жюри из Башкортостана


Наша компания производит индивидуальные юрты следующих типов: этнические, стандартные и легкие; а также вручную.

Мы не производим одни и те же ярды, каждый заказ уникален и изготовлен по индивидуальным требованиям заказчика. Мы учитываем все функции обслуживания, желание нашего клиента, и поэтому каждая наша репутация уникальна.

Мы делаем турецкие юрты.

Все подробности о сгибании рамы с паровой технологией, что повышает твердость Утро и дает более подробный вид.

Наличие:

Стандартное утро с диаметром 5 метров

Свяжитесь с нами и купите jurte!

Внутреннее расположение домов также имеет некоторые особенности. Во-первых, это удивительно — печь или Чуваев, напоминающая камин с плоской трубкой и большое отверстие для дерева.

Это очень часто приводит к гибели детей.

Когда зима падает рядом с большим огнем, платье загорается, или просто падает в Чуваев.

Фальшивая история человечества. Башкирское утро.

В Чувалеве есть котел, где готовят пищу немедленно и стирают одежду, если это слово можно назвать грязным и изношенным.

Мебель для салона состоит из кроватей, расположенных вокруг стен и покрытых войлоком; Здесь более богатые перья и подушки. Если мы сделаем это, присоединитесь к одному или нескольким жирам, чтобы дать себе самовар с чайными вещами, чтобы вы получили всю мебель для богатого башкирского дома; большинство бедных — это не просто самовар, их даже нет дома.

Когда едят пищу, башкир не знает ножей или вилок, которые заменяются пальцами.

Я был бы признателен, если вы разделите статью о социальных сетях:

Внутренняя структура дома Башкирская википедия
Поиск на этом сайте.

ЖИЛИЩЕ БАШКИР , традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман.

Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили.

Мастера, осуществлявшие постройку, стремились придать каждому строению индивидуальность. Это достигалось прежде всего украшением фасадов деревянной резьбой. Узоры наносили на оконные наличники, ставни, фронтоны, слуховые окна. Применялись преимущественно два мотива – ромб или круг (символическое изображение восходящего солнца). Дополнительным элементом были 8-образные завитки в различных комбинациях.

Помимо бревенчатых домов в башкирских аулах были распространены также дома с деревянным каркасом, такие как плетневые избы – «ситэн ой». Для их сооружения вдоль стен будущего жилища на расстоянии полуметра вкапывали колья. Их оплетали ветками, обмазывали обычной глиной и белили белой глиной. Дома из саманного кирпича преобладали в южных районах нынешнего Башкортостана. Основу саманного кирпича составляли конский навоз (реже солома) и глина: в степи труднее было найти чем солому, которая чаще использовалась на корм скоту, чем на хозяйственные нужды.

Покрытием изб служила также пропитанная глиной солома. Существовали дома с земляной засыпкой (тултырма). В процессе строительства столбы по периметру будущего дома оббивали расколотыми пополам стволами березок с наружной и внутренней стороны. Образовавшееся пространство заполняли землей, а стены обмазывали глиной. Башкиры Курганской области строили глинобитные избы. В процессе строительства пользовались деревянными формами, в которые набивали глиняный раствор. При высыхании глины форму поднимали, пока стена не достигала необходимой высоты. Углы скрепляли столбами.

Самые бедные из башкир строили пластовые или дерновые избы. Техника постройки была схожа с саманными домами, но вместо сырцовых кирпичей использовали вырубленные прямоугольником куски дерна.

Для домов всех типов был обязателен один принцип – разделение дома на две части, мужскую и женскую. Этот планировочный принцип был напрямую связан с нормами поведения, установленными исламом. Традиционное жилище арабов членилось на переднюю, парадную, мужскую и внутреннюю, заднюю, женскую, закрытую части. Это было связано с прямоугольной планировкой как дома, так и шатра. У тюрков и монголов членение шло по иному принципу – на левую (мужскую) и правую (женскую) части. Так что здесь следует говорить о наложении принципов ислама на традиционные представления тюрков. Так, у монгольских народов юрта членится точно так же, как и у тюрков, хотя они никогда не были мусульманами.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа, 1978; Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.

2019-02-04T19:32:37+05:00 Культура народов Башкортостана Свой дом башкиры,история,краеведение,строительство,этнография ЖИЛИЩЕ БАШКИР, традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или... КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник