Художница евгения лоцманова. Высокие награды


"Сказочный лес"

30 января в Культурном центре «Дом Озерова» состоялось открытие выставки книжной графики «Сказочный лес» , автором которой является художник-иллюстратор Евгения Лоцманова . Основой этой выставки стали иллюстрации к сказке «Волшебный холм» Х. К. Андерсена.Для молодой художницы Евгении Лоцмановой «Волшебный холм» – это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые просто «оживили» эту сказку, и не могут не вызывать восхищения.

В основе иллюстраций этой сказочной книги – дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. «Перелистав» страницы этой книги на экране и выслушав краткое содержание сказки, все пришедшие на открытие наверняка захотели прочитать это раннее произведение датского сказочника и поняли, как много значит для книги художник-иллюстратор. Рисунки книги сделаны в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать «тяжелой мужской техникой» – литографии. Из короткого фильма, который прокомментировала сама Евгения Лоцманова, все смогли узнать о трудоемком процессе создания литографии.

Евгении была задана масса вопросов. Обстоятельно отвечая на них, молодая художница очаровала всех своими ответами.По словам Евгении, каждая картина – это отражение души автора, немного детской и наивной; это внутренний диалог со зрителем, приглашение вернуться в прекрасный мир детства.

В этот вечер Евгения принимала поздравления от директора Детской художественной школы им.Народного художника России М.Г. Абакумова Василия Алексеевича Бека, ведь Евгения является выпускницей этой школы. Много добрых слов и воспоминаний было от преподавателя этой школы Надежды Александровны Семеновой. Коломенский художник Геннадий Митрофанович Савинов выразил надежду, что Евгения ещё не раз вернётся в Коломну и удивит её жителей своим творчеством, ведь иллюстрация детской книги для неё сродни дыханию – без него невозможно жить.Кроме тогохудожник и краевед Алексей Алексеевич Фёдоров предложил Евгении посвятить следующие работы Коломне, проиллюстрировав знаменитое произведение И. И. Лажечникова «Беленькие, чёрненькие и серенькие». Сама Евгения особо благодарила свою маму, Наталью Николаевну, которая является для нее творческим и духовным вдохновителем.

Изящные иллюстрации Евгении Лоцмановой позволили всем пришедшим на вернисаж погрузиться в дивный мир книжной иллюстрации. Вместе с автором зрители посетили «Сказочный лес», созданный замечательной художницей, иллюстратором Евгенией Лоцмановой.

Выставка «Сказочный лес» Евгении Лоцмановой станет настоящим подарком для коломенцев и гостей нашего города. Из неё каждый из нас сможет почерпнуть те эмоции и чувства, которые остались на страницах прекрасных сказок, когда-то щедро украсивших наше детство.

Коломна замечательный город. Он и древний и новый. Мы приехали сюда заблаговременно, и перед открытием выставки Жени Лоцмановой побродили немного и кое- что сфоткали на память.
Все же непонятно, почему в бульваре перед домом Озерова нет ни одной скамейки((Абсолютно не на чем со вкусом посидеть. Но в остальном - оценки от впечатлений - твердые пятерки.
А сама выставка даже превзошла наши ожидания. Вроде бы видели большей частью известное, уже давно любимое, а все равно чувства при виде этого богатства свежие и сильные. Как и в первый раз.
У меня почему-то живет в глубине души ощущение, что я помню Женю с самых ее юных лет. Это, конечно, "ложная память". Встретил я ее на защите диплома в Университете печати, или чуть раньше, в мастерской у Бориса Аркадьевича Диодорова.
У него, повторюсь, много талантливых учеников. И дипломы в тот раз защищали тоже сплошь достойные ребята. Но не в обиду им всем будь сказано, Женя затмила всех.
Наверное, я пристрастен. Конечно же, пристрастен - потому что неравнодушен. К искусству иллюстрирования детских книг, например. Потому что это очень важное дело. Правильно сказал Дима Шеваров - тот, кто сейчас спасает детскую иллюстрацию, тот спасает Россию. Именно так, и не надо думать, что это пафос, громкие слова, преувеличение. Ведь сегодня дети - а завтра народ. Это тоже не моя мысль, это Сергей Михалков давно сказал. Именно детская книга, детское, семейное чтение создают ту связь времен и поколений, которая жизненно необходима для развития национального самосознания. Эта связь за последние двадцать лет была практически утеряна.
Но не буду больше пересказывать чужие умные мысли, лучше послушать самого Шеварова.
Картинки Жени - очень добрые, интересные, немного загадочные. Их хочется разглядывать, и пытливому детскому взгляду они расскажут много, и много чего оставят для фантазий и размышлений.
Сказал "картинки" - и хочется себя остановить. Не картинки, а пудовые типографские камни, неподъемные для хрупких девичьих рук - вот с чем пришлось работать Жене. Автолитография - дело очень трудоемкое, тяжелое, требующее верного глаза, твердой руки и, конечно, вдохновения. В отличие от рисунка или живописи, конечный результат движений твоих рук виден не сразу, а после появления оттиска (да еще гравюры - это зеркальные отражения оригинала, где "право-лево" - наоборот).


() Что еще добавить? Книга русалочьих и сорочьих сказок готова к печати. Будем ждать ее выхода в свет!
Спасибо Жене Лоцмановой, удачи ей!

Директор коломенской художественной школы Василий Берг, директор культурного центра "Дом Озерова" Галина Дроздова, художники Александра Павлова, Александра Пономарева, Надежда Чехонина, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров выступают на открытии выставки "Маленькое сказочное путешествие" в Коломне:


22.6.20012, съемка - Александра Кириллина

Друзья-художники Александра Павлова, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров рассказывают о Жене Лоцмановой:


Беседует Юрий Курнешов, съемка - Александра Кириллина

В Коломне c 16 июня по 22 июля в культурном центре "Дом Озерова проходит первая персональная выставка 27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати Евгении Лоцмановой. Заранее прошу прощение за не качественные фотографии - рисунки висят под стеклом. Совсем немного иллюстраций я нашла в интернете.


На выставке представлены иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, А.Н. Толстого, С. Писахова и К. Льюиса. О своей работе лучше всего может рассказать сама художница, поэтому ниже я приведу интервью, которое Евгения дала корреспонденту "Российской Газеты".

Как же получилось, что ты посвятила себя такой тяжелой мужской технике, как литография? Евгения Лоцманова: Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь.


Ты назвала свою выставку путешествием. Куда же мы отправимся? Евгения Лоцманова: Мы отправимся в путешествие по сказкам, созданным писателями разных стран. Они несут в себе и яркий национальный колорит, и дух того времени, когда они были созданы. Русские, европейские или восточные сказки требуют разного подхода, разных художественных ориентиров, будь то русский лубок и расписные прялки, иранская миниатюра или европейская живопись XVI -XIX веков.


Твои герои сказочны - таких в жизни не встретишь. Откуда же они к тебе приходят? Из снов, из детства?..Евгения Лоцманова: Да, в основном из детских впечатлений и каких-то смутных, но очень милых сердцу ассоциаций... Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы.


Какие книги ты любила и любишь читать? Евгения Лоцманова: В детстве очень любила волшебные сказки и повести про животных. Позже читала много классики и приключенческой литературы вроде "Трех мушкетеров". Одна из любимейших книг сейчас - "Мастер и Маргарита" Булгакова. Всегда с удовольствием читаю мемуарную литературу, книги, написанные в эмиграции, воспоминания людей, переживших сложнейшие моменты нашей истории. Одна из последних прочитанных - воспоминания художницы Остроумовой-Лебедевой.

Когда ты почувствовала себя иллюстратором? Евгения Лоцманова: Все началось с чудесной картинки, нарисованной мамой к "Городу мастеров". У нее так здорово получалось, что мне захотелось нарисовать не хуже.

Твоя выставка - это целая сказочная страна. Как бы ты назвала эту страну? Евгения Лоцманова: Мне запомнились слова Ники Георгиевны Гольц, одной из моих любимейших иллюстраторов, сказанные на встрече с нами, студентами. Она сказала: не нужно никаких выдуманных стран, ведь все самое интересное и волшебное происходит рядом, надо просто это увидеть.


Говорят, что твои предки были иконописцами? Что ты о них знаешь и чувствуешь ли в себе, в своем искусстве, какую-то родовую преемственность? Евгения Лоцманова: К сожалению, знаю я не много. Мой прадедушка по материнской линии происходил из деревни Егорьевского уезда, где процветал иконописный промысел. В юности прадедушка продолжил семейные традиции, но после революции род занятий ему пришлось сменить. Наверное, и иконопись, и книжная иллюстрация - виды искусства, не слишком допускающие суету, включающие труд достаточно кропотливый, требующий "глубокого погружения" и напряженной душевной работы.


Кто твои любимые художники? Евгения Лоцманова: Люблю фламандскую и голландскую живопись, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Хальса, Вермера. С радостью обращаюсь ко многим мастерам европейской живописи вплоть до конца XIX в. В русском искусстве очень люблю Коровина, Кустодиева, Врубеля, всех "мирискусников". С душевным трепетом отношусь к "Азбуке" Бенуа и книжкам Билибина. И конечно, моя огромная и бесконечная радость - мастера советской книжной графики, чьи картинки нежно любимы с детства: Конашевич, Юрий Васнецов, Маврина, Устинов, Елисеев, Гольц и многие-многие другие. И особенно хочу сказать об иллюстрациях моего дорогого учителя Бориса Аркадьевича Диодорова, которые для меня уже в институте стали настоящим озарением.


Ты пишешь стихи, занимаешься пением, делаешь куклы... Евгения Лоцманова: Успеваю только маленькую часть от того, что хочется сделать. Но разные увлечения, я чувствую, питают друг друга. Пение русских народных песен вдохновляет на картинки к русским сказкам, если нет времени нарисовать явившийся вдруг образ, о нем где-нибудь в дороге можно написать стихотворение, а создание кукол, работа с объемом, с разными фактурами и материалами помогает легче лепить форму в рисунке.


Часто говорят, что дети равнодушны к книгам, к чтению, что скоро книга умрет. Что бы ты ответила таким скептикам? Евгения Лоцманова: С помощью компьютерных технологий можно получить информацию, но скорее всего она будет калейдоскопичной. Книга же способна нести целостный художественный образ, который будет воспитывать вкус ребенка, являясь понятным, уютным и осязаемым домиком для слов и персонажей, живущих и действующих в ней, как актеры в спектакле, играемом для одного маленького зрителя и для самых близких его людей.









Нас иногда упрекают: у вас одни переиздания, а сейчас никто не хочет издавать современных молодых художников. Если честно, читать это обидно: наше издательство издает довольно много таких книг (много, учитывая, что мы маленькое частное издательство). Книги - разные, что-то дань эскперименту, что-то попроще. За последние пару лет у нас были изданы книги с иллюстрациями: Виктории Кирдий, Ксении Лавровой, Галины Зинько, Ольги Фадеевой, Лины Эйтмантите-Валужене, Елены Базановой, Лизы Бухаловой, Ольги Ионайтис, Галины Лавренко, Людмилы Пипченко, Екатерины Плаксиной, Полины Яковлевой. Если кто чего упустил - милости просим изучать на сайт
Возможно такое ощущение складывается потому, что я довольно редко рассказываю про эти книги в данном ЖЖ, но это из серии однобокости информации:) - с этими книгами работает наша питерская редакция, это их специализация, а я просто обычно "не в курсе".

Сейчас мы активно работаем с новой серией "Образ Речи". По нашему замыслу в эту серию будут входить книги современных художников, как признанных мэтров, так и совсем молодых; как совсем новые проекты, так и переработанные художником специально для этой серии. Так уже вышли "Невский проспект" с Михаилом Бычковым, "Путешествие на Тандадрику" и "Про то, чего не может быть" с Игорем Олейниковым, "Ёжка идёт в школу" с Евгением Антоненковым.
Сейчас у нас готовятся две книги: "Девочка-свеча" Юлии Гуковой и "Волшебный холм" Евгении Лоцмановой .

Для молодой художницы Евгении Лоцмановой это будет всего лишь вторая изданная книга.
первая была вот эта (думаю, многие ее заметили)

Итак, редкая сказка Г.Х. Андерсена "Волшебный холм".
В основе иллюстраций - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания.
Рисунки в редкой на сегодняшний день технике - литографии.






Это пока просто иллюстрации, вне макета.
Больше ничего не знаю, это книга нашей питерской редакции, ближе к выходу информация будет на сайте.

Ну, а о художнице можно немножечко прочитать здесь
Дом для слов и персонажей
Интервью Евгении Лоцмановой
"Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь..."

25 марта, в День работника культуры, в Москве была вручена премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Лауреатами премии стали всего три человека: музыкант В.М. Лаврик, дизайнер Е.А. Чебурашкина и коломенская художница Е.Н. Лоцманова. Премии в Кремле вручил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Евгения получила звание лауреата за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации. Талантливая художница является автором рисунков к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н. Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х. Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н. Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Она участница многочисленных выставок, в том числе трёх персональных в 2012, 2013 и 2015 годах. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке в Перми (2013). Член Московского союза художников.

Евгения работает в очень сложной технике - цветной литографии, с использованием тяжёлого литографского камня, что требует большого терпения и физической силы. Вопреки трудоёмкости технологического процесса, рисунки получаются лёгкими, будто бы сделанными на одном дыхании. Являясь достойным продолжателем традиций отечественной книжной иллюстрации, Е.Н. Лоцманова создала собственный стиль, её работы отличает удивительная притягательность, доброе и светлое отношение к героям, внимательное отношение к тексту.










В настоящий момент Евгения Лоцманова работает над книгой своих стихов, иллюстрации к которой художница создает сама.
В заключение весёлое стихотворение для детей от Евгении Лоцмановой.
«Весёлое мычание»
Весёлое мычание,
Ленивое молчание
И сочно-изумрудное
жевание травы,
Тропинок убегание,
Ромашек расцветание,
Барашковое облачко,
безбрежность синевы.

Пятнистое мычание,
Шмелиное ворчание,
Молочное сверкание
берёзовой коры,
Мышиное метание,
И пчёлок бормотание,
И хвостиков качание
под пенье мошкары.

Протяжное мычание,
И птичек совещание,
И сонное журчание
лесного родничка
И радужно-стрекозное
цветное трепетание
И бабочково-знойное
порханье ветерка.

Весёлое мычание
И листков шуршание,
Пушинок пролетание
над сетью паучка,
Кукушкино кричание,
И щавеля щипание,
И важное жужжание
спешащего жучка.

Счастливое мычание,
Кузнечиков трещание,
Душистое встречание
предсумрачной зари,
Медово-ароматное
земли благоухание,
Ты спи сегодня, солнышко,
а завтра вновь гори!