История кукольного мастера, рассказанная от первого лица. Высокое искусство куклы

Кукольное искусство — искусство особого рода
Театр кукол имеет свою индивидуальную неповторимость. Арсенал его выразительных средств во многом отличается от арсенала средств театра драматического. Кукла не способна раскрыть многостороннюю психологическую структуру образа человека. Но значительно лучше, чем живой актер, кукла может показать наиболее яркие, характерные черты человека в их общем проявлении. Сергей Образцов писал о театре кукол следующее: «Театр кукол нужен людям как ничем не заменимый вид зрелищного искусства. Ни один актер не может изобразить человека вообще, потому что он сам уже человек. Это может сделать кукла. Именно потому, что она не человек».
Нередко под понятием «кукольный театр» объединяют явления, мало похожие друг на друга, связанные лишь относительно близкими признаками. В президиуме международного союза кукольников в Праге хранится географическая карта мира, на которой сотнями кружочков помечены страны и города, где имеются маленькие и большие, стационарные и передвижные, государственные и частные театры кукол. Театры, работающие для детей, и театры, посвящающие свое искусство взрослым; театры, ставящие большие спектакли, и коллективы, дающие эстрадные представления. Столь разнообразные явления называют сегодня кукольным театром. Спектакли, где играют куклы самой различной структуры и техники управления — марионетки на нитях, перчаточные, тростевые и механические куклы; куклы размером с человеческую ладонь и величиною в два- три роста человека. Театр, где куклы натуралистически копируют человека, и театр, где люди предельно условно изображают различные предметы, или театр «голой» человеческой руки. В одних случаях спектакли театра кукол похожи на представления драматического, оперного или балетного театра, в других — бесконечно далеки от всех известных видов театрального искусства. 
Это может быть спектакль, где важнейшим компонентом является слово, и бессловесный спектакль-пантомима. Это — старые, традиционные, веками отстоявшиеся по форме и характеру представления и новое искусство, иной раз совершенно необычное...
Историю кукольного театра, даже краткую, написать довольно сложно. Слишком много информации с одной стороны и слишком мало документов и записей — с другой.
Рядом с человеком всегда существовал предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом божества, олицетворял ли он тайну природы или просто изображал человека. А сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку, было у многих народов с древнейших времен мира. Театр кукол издавна волновал людей и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример — управляющий и управляемый. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.
Зародился кукольный театр, так же как и драматический, из религиозных языческих празднеств и мистерий. Постепенно из
мистерии он превратился в народное развлечение. Так что это народное искусство. Кукольный театр позднее других искусств обрел свой дом, свои мастерские и профессиональных актеров-кукловодов, своих исследователей.
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. (Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки).
Спектакли, посвященные жизни богов, разыгрывались в Египте на движущихся колесницах. Зрители располагались по обе стороны дороги, и каждая последующая сцена спектакля показывалась на идущей вслед колеснице (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Исполнение роли бога человек взять на себя не мог. Кукол приводили в движение руками.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приводились в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме. Здесь устраиваются шествия с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх.
Кроме того, в каждом доме — ив Древней Греции, и в античном Риме — обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекции. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании — в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. С помощью стержней, продетых в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять — так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы — и получился театр.
Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский «Вифлеем», польская «шопка», украинский «вертеп», белорусская «батлейка».

Кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения .

Театр кукол

В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными , горельефными) и плоскими куклами-актёрами . Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами , а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.

Среди театров кукол различают три основных типа:

  1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой , но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
  2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
  3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней . В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём, одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

История

Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте , во время которых женщины носили куклу Осириса . В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма . Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами . Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота , Ксенофонта , Аристотеля , Горация , Марка Аврелия , Апулея . Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. - Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

Виды театров кукол

Кукла-марионетка

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических , а в ряде стран Юго-Восточной Азии - героико-патетических представлений.

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем - сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше - одноэтажная шопка, в Беларуси - трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Северо-Восточной Азии

Виды кукол

  • Марионетка (в том числе штоковая) - кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
  • Петрушечная (перчаточная) кукла - персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
  • Кукла на вертикальном гапите - гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
  • Кукла на горизонтальном гапите - гапит закреплен горизонтально.
  • Кукла на тростях - получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
  • Вертепная - небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены.
  • Планшетная (выводная) кукла - театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
  • Мимирующая - применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
  • Кукла театра теней (в том числе яванская) - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
  • Тантамареска - это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Театр кукол в психологии

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики - кукольный театр.

Примечания

Литература

  • Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров . - Приложения. - Кн. 1. - Спб., 1895. - С. 85-185.

Кукольное искусство древних

Механические куклы
Бытовая кукла
История марионеток
Драматургия кукольного театра
Кукольные театры народов мира
Пародия, как основа репертуара
Персонажи кукольного театра
Церковь и театр кукол
Конфликт с церковью
Из древнего кукольного представления ваянг-кулита вырос прекрасный, существующий и сегодня театр. Не лишнее ли это свидетельство утверждения литературоведа Александра Ивановича Белецкого о том, что «магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство».

Уже в древнем ваянг-кулит применялись декорации. Основательность спектакля, то есть обозначение места действия (ворота дворца, горы, лес и т. д.), была необходима для большей достоверности рассказа. А сам рассказ, поразительная смесь магии и реальности, оставался документом времени, так как являлся своеобразным вариантом «яванского космогонического мира, рассказывающего о земной жизни божественных предков двух половин племени, об их рождении, возмужании, женитьбе и основании первого поселения. Все действующие лица в этом мире расположены в соответствии с организацией племени в первобытном обществе, разделенном на две экзогамные группы (фратрии), и ведут себя в зависимости от их постоянного места в космогонической системе, устройство которой тоже моделируется на основе двоичного деления племени».

Шарль Маньян связывает первые упоминания о кукольном искусстве с празднеством Дионисия или Вакха в Египте, ссылаясь на несколько источников, в том числе и на работы Геродота. Эти представления описывались им так: «Женщины ходили из деревни в деревню с песнями и носили небольшие статуйки, в один локоть вышиною, члены которых приводились в движение посредством веревочек. Впереди шел флейтист. Подобные куклы встречаются впоследствии и в Сирии, в Шерапольском языческом храме, как видно из трактата псевдо-Лукиана».

Археологические реликвии помогли восстановить картину древнейшего празднества на территории Египта, посвященного жизни богов Осириса и Исиды (VI-VII века до нашей эры). Зрители этого представления не усаживались в одном месте. Толпы смотрящих группами располагались по обе стороны дороги, а спектакль громоздился на многих колесницах. Подъехала к первой группе зрителей такая телега, актеры сыграли на ней первую сцену - колесница поехала дальше. Подъехала следующая - вот и продолжение действия (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Расчлененность единого действия на отдельные сцены, игравшиеся к тому же разными актерами, - еще не самая существенная особенность этого представления. Главное заключалось в том, что роли богов исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. За человеком закреплялись вспомогательные функции. Взять на себя исполнение роли бога он не мог.

Упоминание об этих первых представлениях с куклами мы встречаем и в других источниках. Известно, что праздник Осириса и Исиды в Египте обставлялся с большой постановочной роскошью. И здесь - история жизни «божественных» предков, история рождения любви, женитьбы Осириса и Исиды. Образы богов обретают более собирательный характер. Они выражают уже идеологию не одного только племени, а целого народа. Но и здесь - необходимо отметить это - человек изображает бога, таинственное высшее существо не с помощью костюма, ряжения, не с помощью собственного тела, он отчуждает от себя, от своей бренности некую бессмертную идею. И выражает он эту идею неизмеримо менее смертным (а в глазах зрителей и вовсе бессмертным) материалом, нежели он сам, смертный человек.

Зрители, очевидно, с большим интересом следили за историей жизни и любви двух богов. Можно предположить, однако, что более другого их потрясал именно факт одушевления, движения тех существ, которых он привык сидеть только в мертвом скульптурном изображении.

Идею бессмертия бога, воплощаемую человеком во всем разнообразии ума, таланта и выдумки, на многие века сохранил культовый театр, широко известный по описаниям древнегреческих и древнеримских историков. Огромные фигуры-автоматы, неподвижные и роскошно украшенные (их изготавливали из драгоценных металлов, реже - драгоценных пород дерева) приходили в движение только в самые торжественные моменты культового действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле слова, но элемент театрализации в подобных представлениях существовал вне всякого сомнения. С помощью пара, приводных ремней люди управляли движениями своего рода кукол, и это отделение, отчуждение изображаемого в некую будто бы самостоятельно существующую субстанцию имело, по сути своей, тот же характер, что и культовый театр Древнего Египта.
Механические куклы

Куклы не умирают – в них просто перестают играть.

В. Пелевин

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

    детская игрушка в виде фигурки человека;

    фигура человека или животного, сделанная из разного материала и управляемая кукловодом (театральная кукла);

    фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, который девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

В. Даль дает следующее определение понятия «кукла» - это сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда животного.

Кукла – предмет культа.

На протяжении тысячелетий человек неразрывно связан с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли сокровенные тайны.

Первая кукла, по мнению исследователей (археологов, искусствоведов), связанны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальное. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Брать в руки изображение людей дозволялось только старейшинам рода, посвящённым во все тонкости магических обрядов.

За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина.

У самых примитивных племен кукла олицетворяла собой мертвое тело которое хоронили после похорон реального покойника, чтобы не дать ему возможность вернуться на землю и причинить вред живущим. Позднее возник обычай после смерти кого либо из членов семьи изготовлять деревянную куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Надежды на урожай соединялись с верой помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображение мертвых. Они свято верят в то, что особым образом изготовленные подвижные и не подвижные фигурки помогают душе в загробных странствиях.

Как известно, у многих народов культы смерти и плодородия неразрывно связанны между собой. И нет ни чего удивительного в том, что одни и те же атрибуты кочуют из культа в культ, приобретая дополнительные символические значения. Так, кукла, начавшая свой путь среди людей как мрачный атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие.

По всей Земле возникли обряды, связывавшие куклу с культом женского плодородия. Во многих африканских племенах есть обычай дарить девочки, достигшей возраста половой зрелости, особую куклу – ее полагается бережно хранить до рождения первого ребенка. Как только ребенок родился, молодая мать получает в подарок от своей матери еще одну куклу – и так далее. Примечательно, что фактически идентичные обычаи известны у народов Крайнего Севера.

Алтайцы передают по наследству по женской линии тряпичных кукол, олицетворяющих духов предков – женщин. Такие куклы называются «энекелер», что означает «бабушка». Их берегут, почитают и оберегают от мужчин – по поверью, не только прикосновение, но даже взгляд мужчины способен оскорбить «бабушку» и накликать беду на весь род.

А юные жительницы древней Эллады и Рима, наоборот, получали кукол в подарок только до тех пор, пока их считали детьми. Да и сами эти куклы изображали именно детей разного возраста – от грудных младенцев до пяти-шестилетних карапузов. Сделанные из терракоты или искусно вырезанные из слоновой кости, эти игрушки служили тем же целям, что и их современные «потомки» - маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только на кануне свадьбы невеста расставалась со своей терракотовой или костяной подружкой, принося ее в жертву на алтарь Венеры…

Издревле люди верили, что куклы могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.

Куклы – обереги выполняли защитную роль, им не когда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вмести с лицом они получают и душу.

Е
ще до рождения ребенка мать готовила ему куклу, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу - Бессонницу – берегиню, оберег малыша. Куклы передавались в семьях из поколение в поколение.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения.

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило.

В
о многих культурах кукла используется для магических обрядов, считается, что магия с использованием кукол самая сильная и не обратимая. Как правило, кукла олицетворяет дух покровителя или человека на которого совершают магический обряд. Для шаманских ритуалов, используются куклы – дух и кукла – реципиент, парой используется кукла с двумя ликами. В магии Вуду, колдун из воска изготавливает куклу и протыкает ее иглами, при этом человек которого изображает кукла испытывает страшные муки.

В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обосновано – рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов.

Однако, куклу использовали не только для того, чтобы навредить, но и для того чтобы исцелить, например: на Ближнем Востоке шаманы лечили переломы с помощь кукол, для этого изготовлялась кукла с переломанной конечностью и над этой куклой читали заклинание и выпрямляли или наращивали конечность, потом куклу дарили пациенту и конечность быстро срасталась.

В Африканских племенах шаманы делали кукол из глины и воска, и лечили сначала куклу, видь считалось, что при лечении шаманы открываю дверь в иной мир и духи, привлеченные слабостью больного, не навредили ему.

В Восточной Европе применялся оригинальный способ лечения больных для этого делали куклу без лица из соломы или тряпок и внутрь зашивали уголь или осиновую чурочку. После этого куклу клали в постель больного, а как только болезнь переходила на куклу, ей рисовали лицо и торжественного сжигали.

Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимаю участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель обычно, персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющие имитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп – переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена – вифлеемские ясли, нижняя – дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Кукла – произведение искусства.

Когда кукла перестала быть частью культов и обрядов она обрела новую функцию – эстетическую.

Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие ее видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значение; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их природе – художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. С этой целью во Франции создают прекрасный пандор, которые были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчина»).

В середине XX века – века новых технологий и синтеза искусств – появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.

На сегодняшний день можно сказать, что в России происходит настоящий кукольный бум. У нас существуют удивительные, не на кого не похожие художники авторской куклы.

Так что же такое авторская кукла? Википедия следующим образом отвечает на этот вопрос «Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определенным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Умение создавать кукол, воплощая в них нереализованные детские фантазии и сказочные мечты – редкий дар. Создание куклы – процесс трудоемкий и долгий.

Мир авторской куклы – это своеобразная мастерская, где создаются самые необычные и удивительные образы. Кукла может быть не только подобие человека, в ее природе заложена способность делать то, что человеку не доступно.

Современные художники уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене.

Авторская кукла в России берет свое начало в среде профессиональных художников. Живописцы, скульпторы, дизайнеры, художники театра и кино, ювелиры, мультипликаторы, декораторы нашли в искусстве авторской куклы способы самовыражения и реализации. Именно поэтому художественный уровень российских кукол очень высок. Уже позднее, когда это стало популярно, появилось множественно кукольников-любителей, среди которых иногда рождаются настоящие профессионалы.

Каждая кукла – неповторимое произведение искусства, кропотливая работа, требующая от художника не только полета фантазии, но и солидного мастерства скульптора, знаний анатомии и огромного терпения. Она уникальна не только тем, что сделана в единственном экземпляре. Частица души художника живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение искусства.

Кукла – это не просто кусок пластмассы с нейлоновыми волосами, кукла – это месяцы напряженной работы, во время которой руками мастера создается неповторимый образ. «Каждая кукла рассказывает свою сказку и для каждого человека она своя!» (Макарусь Е.В.).

К
укла – игрушка.

Кукла – воплощение мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

История куклы-игрушки началась очень давно, развивалась и продолжает развиваться бурными темпами в наше время. Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребенка формируется ум, физические и нравственные качества.

С куклой ребенок общается, как с другом или как с врагом. С ней он может проигрывать любую ситуацию – ссора с врагом из детского садика, урок, встреча с друзьями, свадьба. Нет ни чего более завораживающего, чем подглядеть за ребенком, играющим с куклами, и подслушать его лепет – в котором отражаются все уроки, полученные за день.

Психологи утверждают, что ребенок отожествляет себя с куклой. Она вводит в детский мир новые смыслы, может усилить или скрыть реальный образ, помочь выдумать и надеть первую в жизни психологическую маску. Фрейдисты вообще говорят, что, играя с куклой, человек работает с архетипом, называемым Тенью. «Тень» - это то, что сам человек в себе не видит и не хочет признавать.

Когда появились игрушки? Можно предположить, что игрушки почти ровесники человечества. Археологи до сих пор находят в раскопках древних становищ различные фигурки с изображением животных и людей. Однако многие ученые считают, что это вовсе не игрушки неандертальцев, а предметы культа.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме новорожденному дарили погремушки. Постукивая ими, матери и кормилицы напевали колыбельные песни.

За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол, особенностью которых является их способность к движению и даже к самодвижению. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Песец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.

Однако в XIX столетии большая наука охладела к механическим игрушкам – автоматам. Прямые потомки этих шедевров – механические заводные игрушки – простые, неприхотливые и общедоступные, не только не утратили своей популярности, но и стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.

Очевиден тот факт, что чем спокойнее время, тем больше игрушек у детей. Когда кузнецам не нужно было ковать копья, они мастерили оловянных солдатиков. Наверняка в будущем игрушки, которыми играют наши дети, значительно «поумнеют». Через год – другой знакомые всем с детства плющевые мишки, куклы и солдатики будут взаимодействовать с компьютерами и учиться играть в новые игры, подобранные специально для каждого ребенка. Дети будут сами задавать дизайн своих игрушек и совершенствовать их. Игрушки будут собирать информацию о вашем ребенке, плачет ли он, смеется ли, взволнован. В конце концов, не исключено, что дело дойдёт до того, что игрушки обретут искусственный интеллект и станут надежными нянями нашим детям.

В куклы играют только дети? Как бы не так! О своем удивительном творчестве, которое стало главным делом жизни, нашему порталу рассказал удивительный мастер-кукольник, работы которого можно найти по всему миру, и просто человек, влюбленный в свое дело, Лиза Бабенко. Предоставим слово самому мастеру.

Рассказывать про себя всегда немного странно. Очень сложно не скатиться в суровый официоз вроде - родилась там-то, училась тому-то, достигла того-то или не достигла.. Но с другой стороны, все начинается с каких-то вещей, с какого-то момента в жизни. Мое нынешнее занятие пошло родом из детства - чему тут удивляться, я мастер-кукольник. Конечно, в детстве я и играла и лепила, но в детстве мы вообще получаем радость и удовольствие от простых вещей: прогулки, рисования, игры.

Сложности начинаются, когда мы становимся взрослыми, а детстве все очень просто, ты предпочитаешь заниматься тем, чем хочется, ведь дети не будут тратить время на дурацкие и неинтересные занятия. И это такая потрясающая честность, которую сложно допускать в более взрослом возрасте. Поэтому многие творческие люди, как мне кажется, стараются поймать и вернуть этот чистый кайф из детства, отыскать глубоко в себе ту самую честность. По крайней мере, у меня это так. Потому, если меня кто-то спросит, зачем я вообще занимаюсь куклами, то, прежде всего, я отвечу, что мне это доставляет удовольствие.

Мне больше всего нравится именно лепить. С нуля. Руками. Чувствовать материал, смотреть, как рождается лицо, тело. Стругать, налепливать новые кусочки... И только потом уже будет все остальное - материальное вознаграждение за труд, талант, умение, время.

Я понимаю, что даже если бы не было Интернета и моих кукол некому было бы показывать, я бы все равно лепила. Ну и еще бы рисовала. Впрочем, в кукольном деле и это пригождается - роспись лиц требует твердой руки и умения обращаться с цветом и красками, пастелью.

Начав профессионально заниматься куклами, мне пришлось освоить несколько профессий. То есть я не просто скульптор или человек, который умеет лепить человеческую и не только фигуру и лица. Я еще и визажист, и постижер. И обувных дел мастер. Туфли я леплю. Тоже с удовольствием, это отдельный дзен для меня. Увы и ах, единственное, чему я не научилась, это шитье. Одежду я могу слепить. Запросто! Но работать с тканью - это отдельная тема. Потому я обращаюсь за помощью к мастерам, которым это хорошо удается и они помогают мне в работе надо образом и воплощают задумки.





Помимо прочего, мне бы не хотелось, чтобы мое занятие определяли как «кукольное ремесло». Мне все же хотелось бы, чтобы к моим куклам относились как к скульптурам, но подвижным. Я не люблю упрощения, но люблю высокую детализацию и миниатюру. Потому, в свое время, выбрала небольшой формат для своих работ, но и отказалась от обобщения, большой стилизации. Мне нравится лепить кукло-людей - эти объемы, детали, изгибы. Это так красиво. Как можно что-то упускать или упрощать?

Я действительно считаю, что человеческое тело прекрасно. Красота, на мой взгляд, может быть разной и часто это нужно разглядеть и суметь показать другим.

Начинала я, конечно, с воплощения своих представлений о красоте и лепила фигуры, которые, на тот момент, казались мне наиболее привлекательными. Так появились на свет несколько кукольных серий - Belle Petite (чье производство, правда, уже закрыто), Top Model и Femme Fatale. Бель петит - ладная молодая женщина - невысокая, с округлыми линиями, что-то среднее между подростком и взрослой, сформировавшейся леди.




Коллекция кукол Бель петит

Топ модель - мое представление о том, как должна выглядеть идеальная модель - высокая, тонкокостная, изящная, с небольшой грудью, длинными, красивой формы, ногами, с тонкой талией, острыми ключицами и выпирающими тазовыми косточками, узкими запястьями и щиколотками.



Коллекция кукол Топ модель

Фам фаталь - шикарная взрослая дама с красивой формой груди, покатыми плечами, осиной талией и крутыми бедрами. Она вся такая плавная и волнующая - воплощение роковой женщины в моем представлении. Кстати, у последний больше поклонников среди коллекционеров мужчин.


Коллекция кукол Фам фаталь

В планах у меня воплощение и других женских типажей, возможно. Не таких однозначных, но, надеюсь, мне хватит терпения и интереса довести до ума все задумки.

Красоту мужского тела я смогла оценить не сразу. Все же, я девушка, женское мне ближе, роднее. В конце концов - подошла к зеркалу, посмотрела, что и как. У мужчин все другое, это как учить иностранный язык. Сейчас в работе сразу 2 мужских тела и уже в планах 3-е.






Многие считают, что куклы - это чудачество. Я могу понять такое мнение, все же это не предмет первой необходимости. Не еда, не одежда, скорее это то, что питает наши эмоциональные потребности, ту же жажду доступного прекрасного - протяни руку, и оно с тобой.


Я отношу своих кукол к искусству, но контактному. Которое можно взять в руки, рассмотреть, погнуть, потрогать, переодеть даже сменить эмоцию. Процесс игры ведь тоже творческое действо. Играя, ты являешься со-творцом. И это тоже доставляет удовольствие. А кому-то нравится просто созерцать. Красивая кукла ведь тоже украшение, и не только дома, но и мыслей.

Именно поэтому я как-то сразу увлеклась работой именно с шарнирными куклами. Я почти не делала статику. Ну, разве что, несколько статуэток - воплотила героев из своих историй про девочку-ведьмочку. Пожалуй, они единственные, у кого не было шарнирных сочленений. На их примере я училась лепить. Знакомилась с материалом, подбирала инструменты.

А потом сразу же занялась шарнирной куклой. Я уже так много раз повторяла это слово, но так и не пояснила его. Основная особенность шарнирных кукол в том, что они могут менять позы, благодаря наличию шарнирных сочленений, практически повторять радиус движений человека. Но тут нужно оговориться - это во многом зависит от таланта художника и того, хороший ли он инженер - сумел ли разработать хорошие шарниры, позволяющие кукле принимать красивые и естественные позы. А также это во многом зависит от задач - нужна ли кукле сверхподвижность или можно обойтись простыми, традиционными решениями изготовления шарниров. У меня, к примеру, есть несколько ноу-хау - шарнирных решений, которыми я горжусь, когда сам шарнир практически не видно, но кукла при этом может сидеть на корточках.

В целом, все мои куклы можно разделить на 2 основные категории - базовые и фулстеные. При заказе базовых кукол покупатели выбирают сами макияж, цвет волос, тип тела, лицо, жесты кистей рук и тип стопы - под каблук, пуанты или просто плоские. То есть, формируют куклу по своему вкусу.

С фулсетными все немного по-другому. Это коллекционные куклы со своей историей. В этом случае, история рождается сама или во время работы над куклой, обрастает деталями. У этой куклы уже есть характер, образ. Она является законченным арт-объектом, у нее есть наряд, состоящий из большого количества деталей, соответствующая образу прическа, туфли, сертификат. Такие куклы единственные в своем роде. Теоретически, их тоже можно раздеть, но не думаю, что поднимется рука.. Тем не менее, даже с ними можно играть, при желании, только очень осторожно и бережно.

Вот, к примеру, последняя моя коллекция: Мистическая семья. Каждому героя я пишу по кусочку романа, как бы посвящаю главу, рассказываю его историю. Несмотря на это, все герои взаимодействуют между собой в той или иной степени, потому на выставке было важно расположить их в определенном порядке, демонстрируя, кто кем кому является. Граф располагался в кресле и держал за руку жену. Стоявшая рядом с ним графиня приобнимала их дочь Аннабель, что сидела рядом на высоком пуфе.. Чуть поотдаль стояли, обнявшись, 2 сестры, Инсомния и Амнезия, самые важные люди друг для друга. Все они словно собрались для парадного семейного портрета, позируют то ли фотографу, то ли художнику.



По контрасту с мистическими истории кукольного семейства, сейчас я работаю скорее над детским проектом: леплю шарнирного пупса со вставными глазами. Тем не менее, малышка будет вполне в моем стиле, однако более радостной и позитивной по настроению.





Как видите, куклы - это целый мир, открытый не только детям, но и взрослым, и способный привнести в нашу повседневную жизнь красоту, фантазию и вдохновение.