Пастель ольги абрамовой. Хрупкие чары пастели

"Жизнь имитирует Искусство куда больше,
чем Искусство - Жизнь".
Оскар Уайльд

"Все началось давно. И никто из моих знакомых не помнит то время, когда мои пальцы были одинакового цвета. Это все из-за волшебной коробки с пастельными мелками, которая досталась мне в скромное наследство от папы. Много лет я растираю пастель по тонированным листам, оставляя часть ее на себе, а часть себя на бумаге..."

Кто я?!..... Художник-график, педагог. Рисую картины, участвую в выставках, экспериментирую над жизнью и творчеством. Не люблю выходить из мастерской по пустякам, но люблю путешествовать в дальние страны с цветными чемоданами.

Ольга Абрамова родилась в 1976 году в Москве. В 1996 году окончила Московское Художественное училище Прикладного Искусства имени Калинина (МХУПИ), специальность - художник по тканям. В 2000 году окончила Московский Государственный Открытый Педагогический Университет, художественно графический факультет. Диплом был выполнен в технике пастельной живописи. С тех пор пастельная техника является основным и любимым стилем рисования. Участник многих персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Автор статей о живописи в технике пастель. С 2001 года является членом Международного Художественного Фонда (МХФ).

Солнечные оливы (пастель,уголь,картон)

Рисую, в основном, сухой пастелью. У меня нет какой-то особенно выделенной темы, с которой я работаю годами. Жизнь интересна своим непостоянством.

Знаете, в рисовании есть один прием - "Рисуй так, словно за тобой гонятся". Я часто пользуюсь этим советом, когда хочу нарисовать интуитивную и динамичную работу полную импровизации и неожиданностей. Такие картины словно наполнены жизнью и ее изменчивостью.

Фигерас

Васильковое поле

Когда я думаю о картинах и пространстве, в котором хочется их показывать, то мне видится пространство легкое, открытое, без дополнительной информационной нагрузки. Каждая картина - это пережитое событие. Через художника это событие проходит, как через фильтр и в итоге получается образ, который может быть далек от действительности и при этом соприкасаться с ней.

Живое, очень пластичное искусство... Картина, как танец, который не надо долго готовить, а можно просто слушать себя, своё тело, свою душу... Живая красота!

Океан

Побережье

Потоки. Долина семи озер

Потоки

Магия случайности

У меня был период, когда меня вдохновлял цвет - я видела сложнейшие оттенки и хотела показать их. Я обнаружила, что много необычных цветовых сочетаний есть, например, в цветах и стала исследовать их. Иногда я рисовала просто пятна цвета, слегка добавляя форму, иногда сильно увеличивала размер, чтобы понаблюдать за каким-нибудь сочетанием. Я создавала облако цвета на картине и потом лепила в нем форму, получались очень красивые, утопающие в воздухе работы. Эти исследования очень помогли мне понять, какие цвета как взаимодействуют, какие производные из них получаются, и какие эмоции эти цвета вызывают.

Вызвать своей картиной эмоцию. Какую?.... В моем случае это были: ощущение пространства, мягкости, наполненности и в тоже время легкости. Через некоторое время поисков получилась вот такая работа, как финал в этом поиске.

Фарфоровая орхидея Поляна

Через сады Тосканы

Красный цвет редко появляется в моих картинах, но когда это случается, то в мастерской пульсирует все пространство. У этого цвета удивительная особенность создавать вибрации, яркие, земные. Вокруг начинает все двигаться и оживает: увеличивается количество звонков, друзья хотят общаться или приехать в гости. Магия!

Боярышник

Кенозерье. Розовый луг

Камни

Иллюзии пустоты. Между небом

Иллюзии пустоты

В чем разница между ящерицей и драконом? Говорят, рожденный ползать летать не может. Да, но... Рожденный с крыльями да не утерпит. Есть такое чувство, когда снова ничего нет и земля ушла, тогда что остается? Так только взлететь. И да будет небо прекрасно!

Дракон

Мифы Севера. Никийя - Лунная Дева

Мьеликки - хозяйка леса, жена Тапио. Хранительница "ключей" от кладовых и лесных амбаров. Имя образовано от слов: мысль, желание, настроение. На русский язык переводится как "желанная", "милая"

Правда, они быстро превращаются в чумазые палочки.))

Кто не в курсе - это сухая пастель Schmincke - одна из моих любимых.

Недавно ко мне из магазина для художников "Передвижник" приехали такие мелки для тестового рисунка.

Эта пастель отличается от всех редкой палитрой сложных цветов, мягкостью, хорошим сцеплением с бумагой и стойкостью цвета.


Она не из дешевых, поэтому начинающему художнику решить эту проблему можно, покупая поштучно только те цвета, которые необходимы в работе, а основную палитру можно собрать из более дешевых марок пастели. Ну, а профессионалы поймут мои предпочтения, у меня в коробке ее достаточно.))

Эту пастель возит к нам в Москву магазин "Передвижник", там можно купить всю эту красоту поштучно, что для меня гораздо интереснее, чем набор.


Имея большую палитру различных мелков, перед началом работы я всегда выбираю в отдельную коробку ту гамму, с которой собираюсь работать. Это около 20 - 30 мелков, основных и дополнительных цветов.

Когда очень хочется порисовать какой-то цвет, то я берусь за форматы побольше, и мягкие мелки Schmincke для этого очень подходят. Можно рисовать размашистыми мазками, смешивая насколько мелков вместе для неожиданных переходов одного цвета в другой.

В этой статье я покажу вам несколько стадий работы над картиной.

Ирис, 65х50
Бумага, пастель

Первая стадия. Да, она у меня выглядит вот так. Я не делаю предварительных рисунков, а рисую форму сразу пятнами, по ходу корректирую детали, добавляю линии.

Большими пятнами создаю приблизтельную композицию картины. Конечно же, эту композицию я уже продумала заранее и держу ее в голове.

Несмотря на большую и разнообразную палитру из разных марок пастели, для первых слоев я почти всегда беспощадно использую пастель Schmincke, она прекрасно подходит для больших работ и создает сложные цветовые переходы первого слоя.
Начальная стадия работы задает и ритм, и цвет всей картины. Если эта стадия получилась, то дальше работа рисуется сама.

Я, конечно, утрирую, но первый слой, действительно, важен.))

Начинаю добавлять детали. И тут, неожиданно, - солнце!

У меня очень солнечная мастерская, что формирует мой график работы. Солнце часто мешает рисовать, меняется контрастность и восприятие цвета, поэтому я ценю пасмурные, туманные дни, когда свет идеален для работы с пастельными картинами. Но для съемок и настроения солнце незаменимо.))

Бывают такие картины-трансформеры, они не рисуются с первого раза, а изменяются по ходу работы. Меняется динамика, цвет, настроение, и в этот раз именно такая история. Я так соскучилась по графике, что не стала глубоко продумывать работу и ждать отклик, а решила сразу пустится в тесные взаимоотношения с цветом.
Формат был очень удачный, большой, как раз для Шминке, но я бы и еще больше взяла, чтобы насладится сложными серыми и синими.

Но что-то пошло не так - цвет возникал на поверхности бумаги, потом появлялось солнце в студии, потом свет исчезал и синий все время менял свой оттенок. Я гналась за ним и, в итоге, к вечеру получила готовую работу, которая нарисовалась так, как хотела сама.))

Теперь нужно скорректировать гамму после яркого солнца и посмотреть на детали композиции.

Основные цвета в картине.
098 - neutral grey 076, 078;
091 - grey blue;
090 - grey violet 077, 079;
095 - cold grey;
061 - phthalo blue deep 073, 077, 079;
062 - ultramarine light;
064 - cobalt blue tone;
066 - Prussian blue;
013 - ochre light 069, 079
Вторая часть номера означает светлоту цвета: чем выше номер, тем более светлый тон.

И финал. Готово!

Рисуя эту работу, я не поленилась снять 32 стадии ее трансформации, целый мультик получился. Но вам показала только несколько.
Работаю я, в основном, на бумагах и картонах фирмы CANSON. Эту работу я рисовала на бумаге Mi-Teintes серого цвета.

Все, ушла рисовать.))

В пастелях москвички Ольги Абрамовой поражает динамика мотива, нежность колорита и артистизм рисунка. Главное – отразить жизнь через взаимодействие света и цвета. Абрамова работает сериями: будь то панорамные пейзажи, одиночные цветы или натюрморты с фарфором. Такая творческая свобода – результат высокого профессионализма и виртуозного владения материалом.

Любимая техника работ художницы – сухая пастель. Материал предполагает работу цветными мелками по шероховатой бумаге. Нежная, полупрозрачная и светящаяся изнутри фактура получается за счет наложения разноцветных слоев. Секрет техники Ольги Абрамовой – работа крупными пятнами, без эскизного рисунка. Так творить очень сложно, потому что нужно держать в голове сразу всю композицию листа. Первый слой задает весь ритм будущей картины. На окончательный вид очень влияет освещение и цветовая проработка остальных слоев, которые могут изменяться в процессе работы. Окончательный результат тоже требует специального внимания, ведь пастель очень хрупкая и сильно осыпается. Фиксация лаком и рама со стеклом – обязательные атрибуты такой картины.

Ольга Абрамова родилась и выросла в Москве. После окончания отделения художественного ткачества Московского художественно-промышленного училища она поняла, что ей ближе графика и живопись. Она закончила художественно-графический факультет Московского государственного педагогического открытого университета и стала настоящим мастером пастели. Уже с 1999 года она начала с успехом участвовать в выставках в России и за рубежом, активно вести мастер-классы по пастели и писать статьи о работе в этой технике.

Поэтичная хрупкость ее работ и нежность изображенного мотива – вот те качества, которые так привлекают зрителя.

Текст: Мария Герасимова, кандидат искусствоведения

Редкий случай, когда уникальность стиля художницы возникла на стыке двух техник: мягкой акварельной живописи и утонченной контурной графики.

"Рисуй так, словно за тобой гонятся"..... Художник Ольга Абрамова

"Жизнь имитирует Искусство куда больше,

Чем Искусство - Жизнь".

Оскар Уайльд

Все началось давно. И никто из моих знакомых не помнит то время, когда мои пальцы были одинакового цвета. Это все из-за волшебной коробки с пастельными мелками, которая досталась мне в скромное наследство от папы. Много лет я растираю пастель по тонированным листам, оставляя часть ее на себе, а часть себя на бумаге..."






Кто я?!..... Художник-график, педагог. Рисую картины, участвую в выставках, экспериментирую над жизнью и творчеством. Не люблю выходить из мастерской по пустякам, но люблю путешествовать в дальние страны с цветными чемоданами.


Ольга Абрамова родилась в 1976 году в Москве. В 1996 году окончила Московское Художественное училище Прикладного Искусства имени Калинина (МХУПИ), специальность - художник по тканям. В 2000 году окончила Московский Государственный Открытый Педагогический Университет, художественно графический факультет. Диплом был выполнен в технике пастельной живописи. С тех пор пастельная техника является основным и любимым стилем рисования. Участник многих персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Автор статей о живописи в технике пастель. С 2001 года является членом Международного Художественного Фонда (МХФ).






Солнечные оливы (пастель,уголь,картон)



Рисую, в основном, сухой пастелью. У меня нет какой-то особенно выделенной темы, с которой я работаю годами. Жизнь интересна своим непостоянством.


Знаете, в рисовании есть один прием - "Рисуй так, словно за тобой гонятся". Я часто пользуюсь этим советом, когда хочу нарисовать интуитивную и динамичную работу полную импровизации и неожиданностей. Такие картины словно наполнены жизнью и ее изменчивостью.



Фигерас



Васильковое поле


Когда я думаю о картинах и пространстве, в котором хочется их показывать, то мне видится пространство легкое, открытое, без дополнительной информационной нагрузки. Каждая картина - это пережитое событие. Через художника это событие проходит, как через фильтр и в итоге получается образ, который может быть далек от действительности и при этом соприкасаться с ней.
Живое, очень пластичное искусство... Картина, как танец, который не надо долго готовить, а можно просто слушать себя, своё тело, свою душу... Живая красота!




Океан



Побережье





Потоки. Долина семи озер



Потоки




Магия случайности





У меня был период, когда меня вдохновлял цвет - я видела сложнейшие оттенки и хотела показать их. Я обнаружила, что много необычных цветовых сочетаний есть, например, в цветах и стала исследовать их. Иногда я рисовала просто пятна цвета, слегка добавляя форму, иногда сильно увеличивала размер, чтобы понаблюдать за каким-нибудь сочетанием. Я создавала облако цвета на картине и потом лепила в нем форму, получались очень красивые, утопающие в воздухе работы. Эти исследования очень помогли мне понять, какие цвета как взаимодействуют, какие производные из них получаются, и какие эмоции эти цвета вызывают.


Вызвать своей картиной эмоцию. Какую?.... В моем случае это были: ощущение пространства, мягкости, наполненности и в тоже время легкости. Через некоторое время поисков получилась вот такая работа, как финал в этом поиске.


Фарфоровая орхидея


Поляна



Через сады Тосканы



Красный цвет редко появляется в моих картинах, но когда это случается, то в мастерской пульсирует все пространство. У этого цвета удивительная особенность создавать вибрации, яркие, земные. Вокруг начинает все двигаться и оживает: увеличивается количество звонков, друзья хотят общаться или приехать в гости. Магия!



Боярышник



Кенозерье. Розовый луг


Камни



Иллюзии пустоты. Между небом



Иллюзии пустоты



В чем разница между ящерицей и драконом? Говорят, рожденный ползать летать не может. Да, но... Рожденный с крыльями да не утерпит. Есть такое чувство, когда снова ничего нет и земля ушла, тогда что остается? Так только взлететь. И да будет небо прекрасно!


Дракон



Мифы Севера. Никийя - Лунная Дева




Мьеликки - хозяйка леса, жена Тапио. Хранительница "ключей" от кладовых и лесных амбаров. Имя образовано от слов: мысль, желание, настроение. На русский язык переводится как "желанная", "милая"


Ольга Абрамова - художник, работающий пастелью, создающая невероятной красоты и глубины работы, ответила на наши вопросы, которые мы задали в рамках недели пленэров Oh, my ПЛЕНЭР!

Ольга, расскажите, пожалуйста, как Вы определились с материалом и техникой?
Почему именно пастель?
Мне всегда нравились графические материалы. Но пастель – это была любовь с первой пробы. Я сразу поняла, что этот материал позволит мне сделать гораздо больше, чем любой другой.

Как проходит у Вас обычный рабочий день?
Утро, зарядка, кофе, тексты, потом я работаю со своими картинами и проектами. В перерывах читаю что-нибудь интересное или полезное. Вечером решаю всякие технические вопросы: ответить на письма, заказать материалы, обработать фото картин. Люблю гулять в лесу, но каждый день не получается, хотя после прогулок всегда идеи приходят.

А какой был первый пленэр?
Какие ошибки Вы совершили?
Мой первый пленэр был совсем в детстве.
Помню, я рисовала деревянный домик Петра в Коломенском и мне хотелось нарисовать его так, чтобы он был очень похож на самого себя. На моей картине коричневый цвет дерева получался такой по-настоящему коричневый, но это было совсем некрасиво. Я до сих пор остерегаюсь коричневого цвета в пленэрной работе.

Есть ли различие в принципах работы в мастерской и на свежем воздухе?
Я очень люблю работу в мастерской – это самое продуктивное время.
Пленэры – это для меня всегда вызов и стечение обстоятельств. Много людей вокруг, быстрая смена света, ускользание.
Но у меня есть правило для работы в мастерской, которое очень подходит и для пленэров:
"рисуй так, словно за тобой гонятся".
Лучше долго собираться, но нарисовать на максимальной скорости.
На пленэре долго собираться некогда, нужно работать быстро, интуитивно, поэтому готовиться нужно заранее.
Для пленэра с учениками я тщательно место подбираю, свет, формы, чтобы было удобно работать.
Очень важно, какая палитра мелков с собой – это тоже часть подготовки. Свою палитру нужно знать, как ноты.

Расскажите про самый экстремальный и необычный пленэр.
Наверное, экстремальные, чем в зоопарке у меня пленэра не было. Я по натуре интроверт, а внимание в зоопарке к животным и к рисующим – одинаково.)
Ну и сами животные совершенно не статичные натурщики.
Еще был один случай. Я рисовала в 6 утра на мысе Фиолент, в Крыму. Ни одного человека кругом, рассвет, я сижу, свесив ноги на ступеньку под обрывом и рисую. Вдруг, подходит ко мне молодой человек и садится рядом, начинает со мной издалека про жизнь разговаривать. А я сижу и думаю, как бы мне от него по-доброму избавиться. А потом оказалось, что он думал, что жизнь мне спасает.) Разобрались.


Вы больше любите работать в одиночку или по душе групповые пленэры?
Конечно, одна, тогда есть только я и картина.

А какой минимальный набор материалов всегда берете с собой на выездные зарисовки?
Черный альбом, около 15 пастельных карандашей и несколько разных по тону мелков. Но это для более графических вариантов, для живописных я собираю себе мини коробку из маленьких кусочков пастели и беру альбом с пастельной бумагой.


Есть ли такие места, которые стали "местами силы"?
Где получились наиболее удачные, на Ваш взгляд, работы.
В местах силы, я обычно не рисую. Сижу и смотрю, а рисую потом в студии. Так я сидела на прохладных камнях в Эстонии, потом рисовала много эскизов и большую картину Ундва Панк. Стояла под дождем на берегу океана с черным песком и голубыми льдинами в Исландии, и потом пол года собирала тему из этого состояния, чтобы снять фильм, где я рисую океан. Все самые серьезные работы я делаю в студии.
Пленэр – это возможность поймать какое-то необычное сочетание цветов или свет, или настроение. А работа в студии – это переосмысление.

Можете показать самые любимые страницы (или работы с пленэра) в скетчбуке?







Дайте три совета для тех, кто собирается на пленэр впервые.
1. Для пастелистов – берите с собой небольшие кусочки мелков, лучше взять больше цветов, чем меньше, собрав их в подъемную коробку.
2. Влюбляйтесь в натуру, если то, что вы рисуете не вызывает у вас какого-то чувства, то можно вообще не рисовать.
3. Определитесь с тем, что для вас наиболее важно в том, на что вы смотрите и опишите это словами для себя. Станет понятнее, как рисовать.