Идейно художественное своеобразие литературы эпохи просвещения презентация. "Художественная культура Европы эпохи Просвещения" презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Европы эпохи Просвещения

План урока: Литература эпохи Просвещения Художественное искусство Музыкальное искусство Вопрос: - Можно ли сказать, что просветители XVIII в. были наследниками гуманистов Возрождения? - Приведите примеры, подтверждающие вашу мысль.

Литература Даниель Дефо (1660 - 1731) «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Роман о Робинзоне Крузо стал гимном труду, ясной человеческой мысли, настойчивости и мужеству.

Литература Джонатан Свифт (1660 - 1731) «Путешествия Гулевера» Но не бесстрастное наблюдение за человеческой природой, а искреннее сострадание к людям, желание помочь им сохранить человеческое, предостеречь от скотства побуждали Свифта говорить горькие истины. «Человек ценней, чем мнили вы».

Литература Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732- 1799) «Женитьба Фигаро» Герой его комедии - ловкий, обаятельный слуга. Фигаро, как и его создатель, «вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не продавал своего человеческого достоинства.

Фридрих Шиллер (1759 - 1805) Немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие - оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения.

Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832) «Фауст» Философская драма завершает век Просвещения утверждением величия борьбы Человека за свои идеалы. Состарившийся Фауст приходит к пониманию вечной истины: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!

Художественное искусство Франсуа Буше (1703 - 1770) Портрет маркизы де Помпадур. 1756. «первый живописец короля», великолепный мастер мифологических и пасторальных сцен.

Антуан Ватто (1684-1781) «Затруднительное предложение» «Равнодушный» Художественное искусство

Художественное искусство Уильям Хогарт (1697 - 1764) «Выборы» (Серия гравюр)

Жан Батист Симеон Шарден (1699 - 1779) Художественное искусство «С рынка» «Натюрморт с атрибутами искусств»

Художественное искусство Жан Антуан Гудон (1741 -1823) «Вольтер» По словам самого автора, он пытался сохранить и сделать «несокрушимыми образы людей, составляющих славу своего народа».

Жак Луи Давид (1748- 1825) «Смерть Марата» «Клятва Горациев»

Музыкальное искусство Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Иоганн Себастьян Бах при жизни не был знаменит. Светскому обществу его произведения казались слишком серьезными, а церковь отвергала их из-за недостаточно богобоязненного характера.

Музыкальное искусство Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) Современники называли Моцарта истинным чудом XVIII в Жизнь его была коротка, полна нищеты, унижений и одиночества, хотя были в ней и великие радости, любовь, счастье, творчество. С 3 лет он начал учиться музыке, в 4 сочинил свой первый концерт, в 12 лет написал оперу, премьера которой состоялась в миланском театре, а в 14 Моцарт стал академиком самой престижной музыкальной академии в Италии. Последние десять лет жизни Моцарт провел в Вене.

Музыкальное искусство Людвиг ван Бетховен (1770-1828) В годы напряженной борьбы с самим собой Бетховен создает удивительные по силе и красоте произведения. «Соната в роде фантазии» («Лунная») - повествование о несчастной любви композитора. До конца своих дней Бетховен вынашивал замыслы произведения, посвященного прославлению разума, утверждению торжества и победы светлых сил.

Художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и, творчески осмыслив их, утверждала гуманистические ценности нового времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"

Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...

«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»

лексика в английском языке....

Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.

В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Робинзон Крузо, который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;




Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид, философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Фигаро, слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Герой трагедии Фауст - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы.


Все герои, созданные в XVIII в., несут черты своего времени, рассказывают о своих современниках, их чувствах и мыслях, мечтах и идеалах. Авторы этих образов Дефо и Свифт, Вольтер, Шиллер и Гёте великие писатели-просветители, имена которых стоят рядом с их бессмертными героями.


Даниель Дефо () Он не читал «Робинзона Крузо» с детства... Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь! У. Коллинз Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его. С. Колридж


Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них Д. Дефо. Даниель Дефо английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.


Он был настоящим буржуа! Знакомясь с его биографией, поражаешься его кипучей энергией, деловитостью, практической сметкой, невероятному трудолюбию. Впоследствии Дефо наделит этими чертами и своего любимого героя Робинзона Крузо. Да и жизнь самого Дефо напоминает жизнь Робинзона до необитаемого острова. Занимаясь всю жизнь коммерцией, Дефо был убежден, что предприятия, затеваемые им для личного обогащения, приносят пользу и обществу.


Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе. Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII, XIX и даже XX столетий.


Джонатан Свифт () И взор я бросил на людей, Увидел их надменных, низких, Жестоких, ветреных друзей, Глупцов, всегда злодейству близких... А. С. Пушкин Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство. Вольтер в письме Свифту


Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы. Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII, XIX и XX вв. называли его своим предшественником.


Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля. Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь. После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.


Свифт не мог ограничить себя только скромной деятельностью пастора. Еще при жизни Темпля он опубликовал свои первые стихи и памфлеты, но настоящим началом литературной деятельности Свифта можно считать его книгу «Сказка бочки». («Сказка бочки» это английское народное выражение, которое означает «говорить чепуху», «молоть вздор»). В ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую. «Сказка бочки» принесла большую известность в литературных и политических кругах Лондона. Его острое перо оценили обе политические партии: тори и виги.


Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор. Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.


«Путешествия Гулливера» программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху (отвратительные человекоподобные существа) как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.


ВОЛЬТЕР () Освистывайте меня без стеснения, я вам отвечу тем же, собратья мои. Вольтер Он был более чем человек, он был эпоха. В. Гюго


В каждой стране просветительское движение имело свои характерные черты. Французское Просвещение шло к революции, готовило ее. Просветители, отрицая существующие порядки, искали пути разумной организации общества. Их идеи, их требования воплощались в лозунге Свобода, Равенство и Братство всех людей. На протяжении второй половины XVIII в. французские просветители были властителями дум всей прогрессивной Европы. И первым среди первых в их ряду был Вольтер.


Великий поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, Вольтер был символом и первой фигурой не только в истории французского Просвещения, но и просветительского движения всей Европы. Он был во главе тех, кто готовил Францию для восприятия грядущей революции. Голос Вольтера слушал весь век. Он произносил решающее слово по поводу важнейших проблем своего времени.


Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку. В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.


Центр действия повести Германия. Действие ее начинается в Вестфалии, в имении барона Тундер-дер-Тронка. Пруссаки появляются в романе под видом болгар. Насильно завербованный в болгарскую (прусскую) армию, главный герой повести, Кандид, становится свидетелем и участником кровавой захватнической войны бойни, в которой Вольтера особенно потрясают зверства над мирным населением. Он рисует страшную картину гибели всего населения аварской деревни, сожженной «в силу международного права».


Но повествование выходит за рамки одного государства. В «Кандиде» дана панорама мирового порядка, который необходимо перестроить на началах разума и справедливости. Писатель- философ ведет читателя в Испанию и делает его свидетелем судилища инквизиции и сжигания еретиков; в Буэнос-Айресе он показывает ему злоупотребления колониальных властей; в Парагвае обличает государство, созданное иезуитами. Всюду беззаконие и обман идут рядом с убийством, развратом, воровством, унижением человека. Во всех уголках земного шара люди страдают, они не защищены в условиях господства феодальных порядков.


Этому страшному миру Вольтер противопоставляет свою утопическую мечту об идеальной стране Эльдорадо, куда попадает герой. Эльдорадо в переводе с испанского значит «золотой» или «счастливый». Управляет государством умный, образованный, просвещенный король-философ. Все жители трудятся, они счастливы. Деньги для них не имеют никакой цены. Золото рассматривается лишь как удобный и красивый материал. Даже сельские дороги вымощены золотом и драгоценными камнями. Народ Эльдорадо не знает притеснений, в стране нет тюрем. Огромную роль играет искусство. Оно пронизывает и организует всю жизнь общества. Самое большое и красивое здание в городе Дворец Наук.


Однако сам писатель понимает, что мечта об Эльдорадо всего лишь мечта. Вольтер отделяет Эльдорадо от всего мира огромными морями и непроходимыми горными хребтами, а все то, что Кандиду и его спутнику удалось вывезти из этой сказочно богатой страны, не могло послужить обогащению и счастью героев. Вольтер подвел читателя к выводу: счастье и благоденствие людей может быть завоевано только собственным трудом. Символичен конец повести. Герои, пройдя через множество и­пытаний, встречаются в окрестностях Константинополя, где Кандид покупает небольшую ферму. Они выращивают плоды и живут мирной, спокойной жизнью. «Будем работать, не рассуждая, говорит один из них, это единственное средство сделать жизнь сносной». «Надо возделывать свой сад», уточняет эту мысль Кандид. Труд как первооснова жизни, который способен «избавить нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды», труд как основа созидания, практическое действие вот истинное призвание человека. В этом финальный призыв Кандида.


Иоганн Вольфганг Гете () Кто в силах, однако, выразить всю полноту признательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации! Л. Бетховен о Гете


Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей. Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены. Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.


Все лучшее, что достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете. Ему шел 21-й год, когда он приехал в Страсбург для продолжения образования. Позади детство, проведенное в старинном вольном городе Франкфурте-на-Майне в доме высокообразованного бюргера, три года учебы в Лейпцигском университете, где Гете изучал юридические науки. Страсбург обычный немецкий город. Он лежал на главном пути из центральной Европы в Париж. Здесь как бы сталкивались влияния французской и немецкой культуры и меньше ощущался провинциальный уклад жизни.


Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» монументальная философская трагедия. Гете писал ее всю жизнь, около шестидесяти лет, и завершил в 1831 г., уже в другую эпоху, устремления и надежды которой нашли отражение в его бессмертном творении.


Даниель Дефо () английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа, получив прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.




Джонатан Свифт () Английский писатель, политик, философ. Наиболее известные произведения: «Сказка бочки» (в ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую); «Путешествие Гулливера».


ВОЛЬТЕР () Великий французский поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, был символом и первой фигурой просветительского движения всей Европы. В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.


Иоганн Вольфганг Гете () Все лучшее, чего достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете. Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» монументальная философская трагедия, которая писалась на протяжении 60 лет.


Характеристика эпохи Просвещения: Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Совершенствование мира на основе Разума => философичность и дидактизм произведений Совершенствование мира на основе Разума => философичность и дидактизм произведений Критика всех институтов общества Критика всех институтов общества филос"> философичность и дидактизм произведений Совершенствование мира на основе Разума => философичность и дидактизм произведений Критика всех институтов общества Критика всех институтов общества"> филос" title="Характеристика эпохи Просвещения: Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Совершенствование мира на основе Разума => филос"> title="Характеристика эпохи Просвещения: Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Критическое отношение к действительности + позитивная программа переустройства мира Совершенствование мира на основе Разума => филос">


Особенности литературы Просвещения в Англии Соединение научного мышления и художественного творчества Соединение научного мышления и художественного творчества Развитие жанра романа, свободного от эстетики Классицизма Развитие жанра романа, свободного от эстетики Классицизма Сосуществование культа Чувства и культа Разума. Сентиментализм Сосуществование культа Чувства и культа Разума. Сентиментализм


Англия – родоначальница литературы Просвещения Энтони Эшли Купер Шефтсбери () философ, писатель и политик


Джозеф Аддисон () английский писатель и государственный деятель.


Сэр Ричард Стил () ирландский писатель, журналист, политик


Даниэль Дефо () () английский писатель и публицист английский писатель и публицист


Джо́натан Свифт () англо-ирландский писатель- сатирик, публицист, поэт и общественный деятель англо-ирландский писатель- сатирик, публицист, поэт и общественный деятель


Сэмюэл Ричардсон () Сэмюэл Ричардсон () английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв.


Генри Филдинг () () английский писатель XVIII века, один из основоположников европейского реалистического романа


Александр Поуп () () великий английский поэт XVIII века, переводчик «Илиады» Гомера, сатирик, философ


Александр Поуп () Alexander Pope Эссе «Опыт о критике» (1711) – манифест просветительского классицизма. Эссе «Опыт о критике» (1711) – манифест просветительского классицизма. Принцип следования «хорошему вкусу» Подражание «упорядоченной природе»


Поэма «Виндзорский лес» (1713) – начало «открытия природы» Поэма «Виндзорский лес» (1713) – начало «открытия природы» Герои-комическая поэма «Похищение локона» (1712, 1714) Герои-комическая поэма «Похищение локона» (1712, 1714) Морально-философская поэма «Опыты о морали» () Морально-философская поэма «Опыты о морали» ()


Философская поэма «Опыт о человеке» (1734) Философская поэма «Опыт о человеке» (1734) Возрождение концепции Единой цепи бытия: Бог начал цепь, навек связавши ей Существ эфирных, ангелов, людей, Зверей и рыб; нельзя постичь итога Его пути, идущего от Бога До нас и дальше; как нельзя, чтоб связь В цепи существ великой прервалась…


Противоречивость и одновременно гармоничность Человека. Просвещение дарит Истину и Счастье: Исследуй мир гордыне вопреки, Смирение возьми в проводники; Навек отвергни суетный наряд, В котором званья праздные царят… Страсть с Разумом соединить не грех; Себя мы любим, если любим всех; Со счастьем добродетель заодно; Познать нам лишь себя дано.


Даниель Дефо () Daniel Defoe Политик («Опыт о проектах», 1697) Публицист («Кратчайший способ расправы с диссентерами», 1702) Родоначальник европейского романа Нового времени.




Жанровые формы романов «Дневник чумного года» (1722) – прообраз исторического романа «Дневник чумного года» (1722) – прообраз исторического романа «История полковника Жака» (1722) – прообраз приключенческого романа «История полковника Жака» (1722) – прообраз приключенческого романа «Молль Флендерс» (1722), «Роксана» (1724) – прообраз социально- психологического романа «Молль Флендерс» (1722), «Роксана» (1724) – прообраз социально- психологического романа «Жизнь и деяния Джонатана Уайльда» (1725) – прообраз уголовного романа «Жизнь и деяния Джонатана Уайльда» (1725) – прообраз уголовного романа


Роман «Робинзон Крузо» () Концепция «естественного человека» Концепция «естественного человека» Иллюзия документальности Иллюзия документальности Жизнь Р.Крузо на необитаемом острове – это одновременно и рассказ о жизни человечества (от дикости до цивилизации) Жизнь Р.Крузо на необитаемом острове – это одновременно и рассказ о жизни человечества (от дикости до цивилизации)


Джонатан Свифт () Jonathan Swift Публицист – сатирик (памфлеты «Битва книг», 1697, «Сказка о бочке», 1697, «Письма суконщика»,) Публицист – сатирик (памфлеты «Битва книг», 1697, «Сказка о бочке», 1697, «Письма суконщика»,) Создатель европейского романа Нового времени Создатель европейского романа Нового времени


Роман «Путешествия Гулливера» () Изображение действительности: сатирическое сатирическое памфлетно-аллегорическое памфлетно-аллегорическое в духе просветительской утопии в духе просветительской утопии


Части романа I. Путешествие Гулливера к лилипутам I. Путешествие Гулливера к лилипутам II. Путешествие Гулливера к великанам II. Путешествие Гулливера к великанам III. Путешествие Гулливера на летающий остров Лапуту III. Путешествие Гулливера на летающий остров Лапуту IV. Путешествие Гулливера в страну гуигнгнмов, разумных лошадей IV. Путешествие Гулливера в страну гуигнгнмов, разумных лошадей


Стиль романа Близость к памфлету Близость к памфлету Гротеск – один из основных художественных средств. Гротеск – один из основных художественных средств. Карикатурность образов персонажей Карикатурность образов персонажей Близость к сказке и приключенческому роману Близость к сказке и приключенческому роману


Сэмюэл Ричардсон () Samuel Richardson Зачинатель психологической линии в английской литературе XVIII века Зачинатель психологической линии в английской литературе XVIII века Разработчик формы эпистолярного романа (романа в письмах) Разработчик формы эпистолярного романа (романа в письмах)


Романы С. Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740) «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740) «Кларисса, или История юной леди» () «Кларисса, или История юной леди» () «История сэра Чарлза Грандисона» (1754) «История сэра Чарлза Грандисона» (1754)


«Памела…» Часть 1 ПИСЬМО I. Я им ѣ ю вамъ сообщить великой печали причину, однако препровождаема н ѣ которымъ ут ѣ шеніемъ, печаль та что моя любезная госпожа умерла въ той бол ѣ зни, о которой я уже съ вами говорила: она насъ оставила вс ѣ хъ въ грусти несказанной, для того что была чрезвычайно милостива; ко вс ѣ мъ своимъ служителямъ, я боялась когда вошла къ ней въ службу быть при ней спальницей, чтобъ безъ пристанища не остаться, не быть принужденной къ вамъ возвратится, которые себя съ великою нуждою содержать могутъ; въ бытность же мою у ней она по своей крайней ко мн ѣ милости научила меня писать, шить, Ари ѳ метки ѣ и другимъ знаніямъ изряднымъ надъ м ѣ ру моего состоянія, и по тому не легко бы мн ѣ было употребить себя въ такую работу, для которой я отъ васъ рождена… Я им ѣ ю вамъ сообщить великой печали причину, однако препровождаема н ѣ которымъ ут ѣ шеніемъ, печаль та что моя любезная госпожа умерла въ той бол ѣ зни, о которой я уже съ вами говорила: она насъ оставила вс ѣ хъ въ грусти несказанной, для того что была чрезвычайно милостива; ко вс ѣ мъ своимъ служителямъ, я боялась когда вошла къ ней въ службу быть при ней спальницей, чтобъ безъ пристанища не остаться, не быть принужденной къ вамъ возвратится, которые себя съ великою нуждою содержать могутъ; въ бытность же мою у ней она по своей крайней ко мн ѣ милости научила меня писать, шить, Ари ѳ метки ѣ и другимъ знаніямъ изряднымъ надъ м ѣ ру моего состоянія, и по тому не легко бы мн ѣ было употребить себя въ такую работу, для которой я отъ васъ рождена…


Генри Филдинг () Henry Fielding Сатирик (поэма «Маскарад», 1728 и др.) Сатирик (поэма «Маскарад», 1728 и др.) Драматург (более 25 комедий) Драматург (более 25 комедий) Публицист (издавал журналы «Боец» (The Champion), «Истинный патриот» (The True Patriot) и др.) Публицист (издавал журналы «Боец» (The Champion), «Истинный патриот» (The True Patriot) и др.)


Художественные особенности романов Г. Филдинга Драматургичность Драматургичность Полемика с Дефо, Свифтом и Ричардсоном («История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого», 1743, «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса», 1742) Полемика с Дефо, Свифтом и Ричардсоном («История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого», 1743, «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса», 1742)


«История Тома Джонса, найденыша» (1749) Реалистическая картина английской действительности XVIII века Реалистическая картина английской действительности XVIII века Следование традиции Сервантеса Следование традиции Сервантеса «Комический эпос в прозе» (Г. Филдинг) «Комический эпос в прозе» (Г. Филдинг) Повествование от 3-го лица Повествование от 3-го лица Сомнение в культе Разума Сомнение в культе Разума Усиление роли автора в повествовании Усиление роли автора в повествовании


Сентиментализм в Англии Зародился в 1720-е годы в Англии Зародился в 1720-е годы в Англии В противовес просветительскому рационализму В противовес просветительскому рационализму Концепция Чувства выше Разума Концепция Чувства выше Разума Концепция Природы выше Цивилизации Концепция Природы выше Цивилизации «Открытие природы», созерцательность «Открытие природы», созерцательность Пейзаж – средство характеристики персонажа и автора Пейзаж – средство характеристики персонажа и автора Поэма «Времена года» () - традиция дидактической поэмы - описание природы как самоцель - природа отождествлена с сельской идиллией


Эдуард Юнг () Edward Young Религиозно-дидактическая поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (): природа ночью пробуждает меланхолические переживания природа ночью пробуждает меланхолические переживания лирический герой успокаивается от мысли загробного блаженства лирический герой успокаивается от мысли загробного блаженства
«Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) День отпевая, колокол гудит, В село плетутся овцы по стерне, Усталый пахарь к очагу спешит, Мир оставляя тишине и мне… … Вы, чванные от власти и богатств, Вы, что в рубашке родились на свет - И вам пробьёт сей неизбежный час: Могилой завершится путь побед…


Лоренс Стерн () Lawrence Stern Крупнейший представитель английского и европейского сентиментализма, давший название направлению и отразивший начало его кризиса


Основные произведения «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» () «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» () Ирония над сентиментальностью «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) Субъективный взгляд персонажа на действительность Юмор

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Робинзон Крузо, который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;




Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид, философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Фигаро, слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Герой трагедии Фауст - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы.


Все герои, созданные в XVIII в., несут черты своего времени, рассказывают о своих современниках, их чувствах и мыслях, мечтах и идеалах. Авторы этих образов Дефо и Свифт, Вольтер, Шиллер и Гёте великие писатели-просветители, имена которых стоят рядом с их бессмертными героями.


Даниель Дефо () Он не читал «Робинзона Крузо» с детства... Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь! У. Коллинз Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его. С. Колридж


Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них Д. Дефо. Даниель Дефо английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.


Он был настоящим буржуа! Знакомясь с его биографией, поражаешься его кипучей энергией, деловитостью, практической сметкой, невероятному трудолюбию. Впоследствии Дефо наделит этими чертами и своего любимого героя Робинзона Крузо. Да и жизнь самого Дефо напоминает жизнь Робинзона до необитаемого острова. Занимаясь всю жизнь коммерцией, Дефо был убежден, что предприятия, затеваемые им для личного обогащения, приносят пользу и обществу.


Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе. Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII, XIX и даже XX столетий.


Джонатан Свифт () И взор я бросил на людей, Увидел их надменных, низких, Жестоких, ветреных друзей, Глупцов, всегда злодейству близких... А. С. Пушкин Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство. Вольтер в письме Свифту


Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы. Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII, XIX и XX вв. называли его своим предшественником.


Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля. Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь. После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.


Свифт не мог ограничить себя только скромной деятельностью пастора. Еще при жизни Темпля он опубликовал свои первые стихи и памфлеты, но настоящим началом литературной деятельности Свифта можно считать его книгу «Сказка бочки». («Сказка бочки» это английское народное выражение, которое означает «говорить чепуху», «молоть вздор»). В ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую. «Сказка бочки» принесла большую известность в литературных и политических кругах Лондона. Его острое перо оценили обе политические партии: тори и виги.


Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор. Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.


«Путешествия Гулливера» программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху (отвратительные человекоподобные существа) как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.


ВОЛЬТЕР () Освистывайте меня без стеснения, я вам отвечу тем же, собратья мои. Вольтер Он был более чем человек, он был эпоха. В. Гюго


В каждой стране просветительское движение имело свои характерные черты. Французское Просвещение шло к революции, готовило ее. Просветители, отрицая существующие порядки, искали пути разумной организации общества. Их идеи, их требования воплощались в лозунге Свобода, Равенство и Братство всех людей. На протяжении второй половины XVIII в. французские просветители были властителями дум всей прогрессивной Европы. И первым среди первых в их ряду был Вольтер.


Великий поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, Вольтер был символом и первой фигурой не только в истории французского Просвещения, но и просветительского движения всей Европы. Он был во главе тех, кто готовил Францию для восприятия грядущей революции. Голос Вольтера слушал весь век. Он произносил решающее слово по поводу важнейших проблем своего времени.


Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку. В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.


Центр действия повести Германия. Действие ее начинается в Вестфалии, в имении барона Тундер-дер-Тронка. Пруссаки появляются в романе под видом болгар. Насильно завербованный в болгарскую (прусскую) армию, главный герой повести, Кандид, становится свидетелем и участником кровавой захватнической войны бойни, в которой Вольтера особенно потрясают зверства над мирным населением. Он рисует страшную картину гибели всего населения аварской деревни, сожженной «в силу международного права».


Но повествование выходит за рамки одного государства. В «Кандиде» дана панорама мирового порядка, который необходимо перестроить на началах разума и справедливости. Писатель- философ ведет читателя в Испанию и делает его свидетелем судилища инквизиции и сжигания еретиков; в Буэнос-Айресе он показывает ему злоупотребления колониальных властей; в Парагвае обличает государство, созданное иезуитами. Всюду беззаконие и обман идут рядом с убийством, развратом, воровством, унижением человека. Во всех уголках земного шара люди страдают, они не защищены в условиях господства феодальных порядков.


Этому страшному миру Вольтер противопоставляет свою утопическую мечту об идеальной стране Эльдорадо, куда попадает герой. Эльдорадо в переводе с испанского значит «золотой» или «счастливый». Управляет государством умный, образованный, просвещенный король-философ. Все жители трудятся, они счастливы. Деньги для них не имеют никакой цены. Золото рассматривается лишь как удобный и красивый материал. Даже сельские дороги вымощены золотом и драгоценными камнями. Народ Эльдорадо не знает притеснений, в стране нет тюрем. Огромную роль играет искусство. Оно пронизывает и организует всю жизнь общества. Самое большое и красивое здание в городе Дворец Наук.


Однако сам писатель понимает, что мечта об Эльдорадо всего лишь мечта. Вольтер отделяет Эльдорадо от всего мира огромными морями и непроходимыми горными хребтами, а все то, что Кандиду и его спутнику удалось вывезти из этой сказочно богатой страны, не могло послужить обогащению и счастью героев. Вольтер подвел читателя к выводу: счастье и благоденствие людей может быть завоевано только собственным трудом. Символичен конец повести. Герои, пройдя через множество и­пытаний, встречаются в окрестностях Константинополя, где Кандид покупает небольшую ферму. Они выращивают плоды и живут мирной, спокойной жизнью. «Будем работать, не рассуждая, говорит один из них, это единственное средство сделать жизнь сносной». «Надо возделывать свой сад», уточняет эту мысль Кандид. Труд как первооснова жизни, который способен «избавить нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды», труд как основа созидания, практическое действие вот истинное призвание человека. В этом финальный призыв Кандида.


Иоганн Вольфганг Гете () Кто в силах, однако, выразить всю полноту признательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации! Л. Бетховен о Гете


Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей. Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены. Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.


Все лучшее, что достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете. Ему шел 21-й год, когда он приехал в Страсбург для продолжения образования. Позади детство, проведенное в старинном вольном городе Франкфурте-на-Майне в доме высокообразованного бюргера, три года учебы в Лейпцигском университете, где Гете изучал юридические науки. Страсбург обычный немецкий город. Он лежал на главном пути из центральной Европы в Париж. Здесь как бы сталкивались влияния французской и немецкой культуры и меньше ощущался провинциальный уклад жизни.


Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» монументальная философская трагедия. Гете писал ее всю жизнь, около шестидесяти лет, и завершил в 1831 г., уже в другую эпоху, устремления и надежды которой нашли отражение в его бессмертном творении.


Даниель Дефо () английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа, получив прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.




Джонатан Свифт () Английский писатель, политик, философ. Наиболее известные произведения: «Сказка бочки» (в ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую); «Путешествие Гулливера».


ВОЛЬТЕР () Великий французский поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, был символом и первой фигурой просветительского движения всей Европы. В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.


Иоганн Вольфганг Гете () Все лучшее, чего достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете. Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» монументальная философская трагедия, которая писалась на протяжении 60 лет.

Cлайд 1

Cлайд 2

…Дай миру, на который ты влияешь, направление к добру… Это направление дал ему, если ты, поучая, возвышаешь его мышление к необходимому и вечному. Ф. Шиллер

Cлайд 3

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Робинзон Крузо, который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;

Cлайд 4

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Лемюэль Гулливер, любимый герой детства, страстный путешест венник, побывавший в удивительных странах - лилипутов и великанов, на летающем острове и в стране говорящих лошадей;

Cлайд 5

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид, философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;

Cлайд 6

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Фигаро, слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;

Cлайд 7

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Герой трагедии Фауст - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы.

Cлайд 8

Все герои, созданные в XVIII в., несут черты своего времени, рассказывают о своих современниках, их чувствах и мыслях, мечтах и идеалах. Авторы этих образов - Дефо и Свифт, Вольтер, Шиллер и Гёте - великие писатели-просветители, имена которых стоят рядом с их бессмертными героями.

Cлайд 9

Даниель Дефо (1660-1731) Он не читал «Робинзона Крузо» с детства... Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь! У. Коллинз Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его. С. Колридж

Cлайд 10

Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них - Д. Дефо. Даниель Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.

Cлайд 11

Он был настоящим буржуа! Знакомясь с его биографией, поражаешься его кипучей энергией, деловитостью, практической сметкой, невероятному трудолюбию. Впоследствии Дефо наделит этими чертами и своего любимого героя - Робинзона Крузо. Да и жизнь самого Дефо напоминает жизнь Робинзона до необитаемого острова. Занимаясь всю жизнь коммерцией, Дефо был убежден, что предприятия, затеваемые им для личного обогащения, приносят пользу и обществу.

Cлайд 12

Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе. Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII, XIX и даже XX столетий.

Cлайд 13

Джонатан Свифт (1667-1745) И взор я бросил на людей, Увидел их надменных, низких, Жестоких, ветреных друзей, Глупцов, всегда злодейству близких... А. С. Пушкин Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство. Вольтер в письме Свифту

Cлайд 14

Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране - Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы. Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII, XIX и XX вв. называли его своим предшественником.

Cлайд 15

Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля. Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь. После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.

Cлайд 16

Свифт не мог ограничить себя только скромной деятельностью пастора. Еще при жизни Темпля он опубликовал свои первые стихи и памфлеты, но настоящим началом литературной деятельности Свифта можно считать его книгу «Сказка бочки». («Сказка бочки» - это английское народное выражение, которое означает «говорить чепуху», «молоть вздор»). В ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую. «Сказка бочки» принесла большую известность в литературных и политических кругах Лондона. Его острое перо оценили обе политические партии: тори и виги.

Cлайд 17

Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор. Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.

Cлайд 18

«Путешествия Гулливера» - программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху (отвратительные человекоподобные существа) как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы - выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Cлайд 19

ВОЛЬТЕР (1694-1778) Освистывайте меня без стеснения, я вам отвечу тем же, собратья мои. Вольтер Он был более чем человек, он был эпоха. В. Гюго

Cлайд 20

В каждой стране просветительское движение имело свои характерные черты. Французское Просвещение шло к революции, готовило ее. Просветители, отрицая существующие порядки, искали пути разумной организации общества. Их идеи, их требования воплощались в лозунге - Свобода, Равенство и Братство всех людей. На протяжении второй половины XVIII в. французские просветители были властителями дум всей прогрессивной Европы. И первым среди первых в их ряду был Вольтер.

Cлайд 21

Великий поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, Вольтер был символом и первой фигурой не только в истории французского Просвещения, но и просветительского движения всей Европы. Он был во главе тех, кто готовил Францию для восприятия грядущей революции. Голос Вольтера слушал весь век. Он произносил решающее слово по поводу важнейших проблем своего времени.

Cлайд 22

Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть - литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку. В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.

Cлайд 23

Центр действия повести - Германия. Действие ее начинается в Вестфалии, в имении барона Тундер-дер-Тронка. Пруссаки появляются в романе под видом болгар. Насильно завербованный в болгарскую (прусскую) армию, главный герой повести, Кандид, становится свидетелем и участником кровавой захватнической войны - бойни, в которой Вольтера особенно потрясают зверства над мирным населением. Он рисует страшную картину гибели всего населения аварской деревни, сожженной «в силу международного права».

Cлайд 24

Но повествование выходит за рамки одного государства. В «Кандиде» дана панорама мирового порядка, который необходимо перестроить на началах разума и справедливости. Писатель-философ ведет читателя в Испанию и делает его свидетелем судилища инквизиции и сжигания еретиков; в Буэнос-Айресе он показывает ему злоупотребления колониальных властей; в Парагвае - обличает государство, созданное иезуитами. Всюду беззаконие и обман идут рядом с убийством, развратом, воровством, унижением человека. Во всех уголках земного шара люди страдают, они не защищены в условиях господства феодальных порядков.

Cлайд 25

Этому страшному миру Вольтер противопоставляет свою утопическую мечту об идеальной стране Эльдорадо, куда попадает герой. Эльдорадо - в переводе с испанского значит «золотой» или «счастливый». Управляет государством умный, образованный, просвещенный король-философ. Все жители трудятся, они счастливы. Деньги для них не имеют никакой цены. Золото рассматривается лишь как удобный и красивый материал. Даже сельские дороги вымощены золотом и драгоценными камнями. Народ Эльдорадо не знает притеснений, в стране нет тюрем. Огромную роль играет искусство. Оно пронизывает и организует всю жизнь общества. Самое большое и красивое здание в городе - Дворец Наук.

Cлайд 26

Однако сам писатель понимает, что мечта об Эльдорадо - всего лишь мечта. Вольтер отделяет Эльдорадо от всего мира огромными морями и непроходимыми горными хребтами, а все то, что Кандиду и его спутнику удалось вывезти из этой сказочно богатой страны, не могло послужить обогащению и счастью героев. Вольтер подвел читателя к выводу: счастье и благоденствие людей может быть завоевано только собственным трудом. Символичен конец повести. Герои, пройдя через множество и пытаний, встречаются в окрестностях Константинополя, где Кандид покупает небольшую ферму. Они выращивают плоды и живут мирной, спокойной жизнью. «Будем работать, не рассуждая,- говорит один из них,- это единственное средство сделать жизнь сносной». «Надо возделывать свой сад»,- уточняет эту мысль Кандид. Труд как первооснова жизни, который способен «избавить нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды», труд как основа созидания, практическое действие - вот истинное призвание человека. В этом финальный призыв Кандида.

Cлайд 27

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) Кто в силах, однако, выразить всю полноту признательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации! Л. Бетховен о Гете

Cлайд 28

Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей. Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены. Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.