Занятие народы мира в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе по фгос

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему « Я горжусь своей страной! »

(подготовительная группа)

Выполнила : Кулеш Надежда Александровна

Должность: воспитатель

Конспект НОД включает в себя следующие базовые понятия :

Родина, страна, Россия, страны мира, планета, дети, люди разных национальностей, дружба народов мира, любовь к Родине, гордость за свою страну.

Конспект НОД имеет практическое назначение : дети могут посмотреть и показать свою страну на глобусе.

Тем самым у детей формируется представление о своей родной стране России и о сплоченности всего мира, о том, что все люди мира живут на одном “круглом” земном шаре.

Цель:

— Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.

Образовательные задачи:

— Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.

— Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

Развивающие задачи:

— Развивать память, творческое воображение, логическое мышление, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию. — — Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.

Материал: глобус, российский флаг, герб, магнитофон, аудиозапись мелодии «У моей России».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

— Глобус - это макет нашей планеты Земля. Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая, “ душевная”, родная и любимая, как мама.

— Есть на карте мира и другие страны, назовите их. (Италия, Франция, Украина и др.).

— А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет?» (с мячом).

— Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.

Россия – россияне;

Америка - …

Япония - …

Китай - …

Англия - …

Франция - …

Италия - …

Индия - ….

2. Основная часть .

— Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы.

— Ребята, как вы думаете, людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да)…

— Что обозначают эти цвета на глобусе? (Дети отвечают).

— Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей).

— Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры.

— Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей).

— Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом.

Пальчиковая гимнастика:

— Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как травы с лугом.

(руки вверх, наклон вниз)

Как ветер с полем, поля с дождями,

(машем руками)

Как дружит солнце со всеми нами.

(Все дети, стоя в кругу, соединяют ладони вместе, изображая солнце).

— Засияло солнце, а помогли нам в этом наши ладошки.

3. Заключительная часть.

— Мы надеемся, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету!

(Воспитатель читает стихотворение)

«Наша планета».

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый шар голубой!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом,

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

— Каждый гражданин должен гордиться своей Великой страной. И мы гордимся тобой - Россия!

(Прослушивание песни «Моя Россия».)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

— А теперь давайте все вместе составим рассказ « Я горжусь своей страной! »

Я буду говорить вам начало предложения, а вы по очереди его продолжать.

— Я горжусь своей страной, потому что …… (продолжает Лена К.)

— Я горжусь своей страной, потому что …… (продолжает Глеб В.)

Майя

Майя - индейский народ, живший в доколумбовой Америке на территории современной Мексики и соседних стран (Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Хронологически эпоха майя приходится на 4 — сер. 16 в н.э. Этнос и культура майя начали формироваться гораздо раньше, но окончательно оформились лишь в начале 4 века нашей эры.

Природа

Обширная территория обитания Майя отличалась многообразием природных зон, обилием флоры и фауны. Горы и тропические леса, прибрежные зоны, реки, моря и водопады, пустыни - вот краткое описание природы земель майя.

Занятия

Майя занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием. Они достигли больших успехов в сооружении оросительных систем. Из ремесел наиболее развито было гончарное дело. Большое значение имела торговля. Торговые пути майя достигали самых отдаленных районов американского континента. Следует отметить, что торговля носила характер натурального обмена.

Средства передвижения

Для переноски грузов использовались носилки, а для передвижения по рекам и морю - каноэ (лодки).

Архитектура

Архитектура майя известна храмами и дворцами грандиозных размеров, располагавшимися в административных центрах. Дома рядовых индейцев сооружались из связанных деревянных планок, крыши покрывались соломой или пальмовыми листьями.

Военное дело

Майя строили крепости и укрепления - в основном защищающие центральную часть городов. Некоторые крупные города были целиком окружены оборонительными стенами. Из оружия использовались в основном ножи, копья и дротики. Из доспехов - плетеные туники и туники из шкуры ягуара, а также щиты (большие и малые)

Спорт

На майя пок та пок - игра в мяч, формально считавшаяся религиозным ритуалом. Игра шла по сложным правилам и символизировала движение звезд по небу и противостояние дня и ночи (богов неба и богов нижнего мира). Тем не менее, есть данные о том, что игра носила массовый характер, и зрители делали ставки на ту или иную команду, что дает основания некоторым исследователям причислять данный вид спорта к светским мероприятиям с религиозным подтекстом.

Искусство и литература

Майя создавали скульптуры из камня и (реже) дерева. Символические скульптурные композиции в смысловом отношении имели преимущественно религиозный и исторический характер. Керамические изделия, украшенные разноцветными рисунками и орнаментами имели не только бытовое, но и церемониальное и культовое значения. Живопись была представлена рисунками на стенах дворцов и храмов и имела в основном религиозный характер. Считается, что иероглифическая письменность Майя была унаследована ими от Ольмеков (предшественников майя - древнего индейского народа, информации о котором мало). Надписи в основном вырезались на стенах дворцов и храмах и повествовали о важных исторических событиях. Математические цифры отображались в письменности по сложной схеме. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления (с позициями от 0 до 19) с добавлением дополнительных знаков.

Наука

У Майя была развита астрономия. Для наблюдения за звездами создавались специальные сооружения. Путем наблюдений Майя вывели годовой солнечный цикл (365 дней), а также создали таблицы позволяющие рассчитывать солнечные затмения. Использовались 2 календаря - Хааб (бытовой - 365 дней) и Тцолкин (ритуальный - 260 дней).

Религия

Религия имело огромное значение в жизни Майя, и пронизывала большую часть сфер их жизни. Жрецы пользовались большим уважением среди рядовых и знатных майя. Религия носила политеистический характер (язычество). Из богов наиболее почитались Чаак, Хунаб Ку, Ицамна, Иш-Чель (богиня), Ик, Эк-Чуах, Ах Пуч. В эпоху влияния тольтекской культуры большое распространение получил культ Кетцалькоатля (пернатого змея), которого майя назвали Кукульканом.

Мария Кириенко
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура разных народов»

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов .

Задачи :

Обогащать представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство , обычай, игры) .

Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов .

Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : аудиозапись песен (русской народной и алтайской , иллюстрации с изображением людей разных национальности в национальных костюмах, настольно - печатная игра «Особенности быта разных народов »

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня к нам обратились дети из старшей группы , они попросили нас рассказать им о культуре и традициях разных народов . Ребята я вам предлагаю сделать книгу своими руками, в которой мы расскажем внешние различие людей разных национальностей .

Воспитатель : Ребята вы согласны сделать книгу для детей старшей группы ?

Дети : Да

Воспитатель : Что мы можем в ней разместить?

Дети : Рассказы о культуре разных народов , картинки, рисунки, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель : Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа .

Воспитатель : Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараться говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках и пословицах.

Воспитатель : Ребята, а вы какие знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети : «Язык до Киева доведет» , «Хорошие речи приятно и слушать» , «Ласковое слово и камень растопит» , «Доброму слову – добрый ответ» .

Воспитатель : Молодцы ребята, русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете ?

Дети : «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» .

Воспитатель : Мы с вами рисовали на прошлом занятие по мотивам русских народных сказок , давайте мы с вами возьмём и подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Молодцы, как хорошо получается! Вы знаете, что у русского народа очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла» , дети вмести с воспитателем, водят хоровод.

Воспитатель : Ребята давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы использовались раньше и какие существуют сейчас. А в этом нам с вами поможет игра «Старинное – не старинное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранение одежды.

Воспитатель : Дети вы должны назвать предмет одежды и сказать, старинная это вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки и лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя :

Сарафан – женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платья и юбки.

Косоворотка – рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти – короткая плетенная обувь, которую плели из лыка, реже из коры дерева. Сейчас вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т. д.

Сундук – ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят одежду в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель : Русский народ очень гостеприимный , гостей встречают с хлебом – солью да угощают традиционными блюдами. Кто знает какими?

Дети : Пельмени, блины, щи, шанежки и т. д.

Воспитатель : Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы . Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ , о котором мы расскажем в ней, - алтайцы. Где они проживают?

Дети выполняют задание.

Дети : В Республике Алтай.

Воспитатель : Да, действительно, алтайцы проживают в этой республике. Скажите мне, на каком языке говорят алтайцы?

Дети : На алтайском,

Воспитатель : Давайте с вами послушаем, как звучит алтайский язык.

Звучит аудиозапись алтайской народной песни .

Воспитатель : Одежда алтайского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды алтайцев : блузки, юбки, жилеты – женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты – мужская одежда.

Воспитатель : И женщины и мужчины носили длинные сапоги без каблуков. Были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу - тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка.

Воспитатель : Ребята скажите, как называется самый большой праздник алтайских народов ?

Дети : Эл – Ойын.

Воспитатель : Алтайцы очень тщательно готовятся к этому празднику, он готовят разные национальные блюда . Как они называются?

Дети : Теертнек - алтайский национальный хлеб, Кан - кровяная колбаса, Чегень - кислое молоко, Кочо (мясной суп с крупой) .

Воспитатель : На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника алтайцы очень любят играть в разные национальные игры . В одну из них мы сейчас с вами поиграем, называется она «Белый шаман»

Условия выполнения :

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становиться на колени и бьет в бубен, затем идёт к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила : если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

Воспитатель : Ребята, среди картинок на столе выберете те, на которых изображены люди в алтайском национальном костюме.

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Ребята мы с вами вспомнили о людях русской и алтайской культуры .

Воспитатель : Что бы дети старшей группы узнали о культуре этих народов , мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты, с которыми сейчас поиграете и вы, а потом и дети старшей группы .

Игра «Особенности быта разных народов »

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам , которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилище, и традиционные изделия народных мастеров –представителей русских и алтайских народов . Дети выполняют задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре алтайских народов , а синим русских.

Воспитатель : Ребята как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети : Да.

Воспитатель : Я тоже думаю, что она понравиться детям старшей группы .

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравиться всем детям.

Занятие окончено .

Конспект НОД по теме: «Дружба народов» в подготовительной группе «Василёк»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

    познакомить с культурой этих народов;

    показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

    вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

    воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

    воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;

    Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (Глобус )

Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

Глобус - макет нашей планеты Земля.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия ). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

    Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

    Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

    Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

    Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

    Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

    А как бы нам подружиться с этими детьми?

    Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

    В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

    Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)

    Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка.

Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

    Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

    Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

    Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

    Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга –Чанга»

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

    Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

    Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

    А теперь расскажите, как выглядят дети?

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

    Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется юрта иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрыто шкурами

    Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

    А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

    Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

    А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

    Молодцы, ребята.

    А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

    Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Итог занятия.

- Что вам ребята понравилось на занятии?

Что нового узнали?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

Марина Горбунова
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями разных национальностей, населяющих наш город.

Задачи :

Образовательная задача : познакомить детей с историей , культурой,

традициями народов , населяющих наш город ;

Развивающие задачи : развивать познавательные интересы старших

дошкольников; стимулировать стремление знать как можно больше о родном

городе и народах , населяющих его ;

Воспитательная задача : воспитывать уважительные, дружелюбные чувства

к людям разных национальностей .

Оборудование : дидактическая игра «Народы города Чапаевска » , карточки с

изображением народов, карточки с изображением традиционных жилищ .

Предварительная работа : заучивание стихотворения В. Степанова

«Российская семья» , беседа о народных традициях .

Словарная работа : подполье, фундамент, хата, срубная изба, каркас, сени,

известняк, хлев.

Логика образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Воспитатель : В какой стране мы живем? (Россия) .

Воспитатель : Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не

только леса, поля, реки и города . Страна – это прежде всего люди, которые в

ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных

народов, ее населяющих . А народов этих очень много. Даже в нашем городе

проживают люди разных национальностей . Это русские, татары, чуваши,

мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы. Каждый народ говорит на своем

языке, имеет свою историю, культуру, традиции .

Воспитатель : Что такое народные традиции ? Да, это то что передается из

поколения в поколение, т. е. народные праздники, свадебные обряды и многое

другое. У каждого народа свои народные традиции . Но это не делает один

народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает

богатой и разнообразной культуру России . Каждый народ по капле вносит

свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У

каждого народа свои песни, сказки, блюда, национальные костюмы . Но у

всех у нас одна Родина – Россия.

Чтение ребенком стихотворения «российская семья» В. Степанова.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой – оленевод.

Один – рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас – у всех одна.

2. Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с народами , населяющими наш

город . Большую часть составляют русские, но есть и другие национальности .

Люди каких национальностей проживают в нашем городе ?

Традиционным жилищем для русских являлась деревянная срубная изба с

подпольем (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

Каркас жилища собирали из бревен, сложенных в горизонтальные венцы и

скрепленных различным способом. Сруб из 12-15 бревен-венцов ставили на

фундамент из дубовых стоек, камня или известника. Такие дома есть в нашем

городе в Титовке , Губашево.

Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища . Мебели в

нем было не много : лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы,

переносные скамьи, иногда стулья, стол, посудные и другие полки. Примерно

четвертую часть избы занимала русская печь. В жилище печь

всегда была большой, так как играла важную роль в жизни семьи : в ней

готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились ее теплом, сушили

одежду, а иногда в ней даже мылись. Как правило, летом печь топили один

раз – утром, приготовляя пищу для семьи и скота, потом закрывали отверстие

в печи заслонкой – и еда была теплой в течение всего дня. Печь работала

лучше всякого термоса.

Рядом с домом был хозяйственный двор. В специально огороженных местах

держали скот : в сарайчиках – свиней, овец, даже птицу, в конюшне –

лошадей, а в утепленных хлевах – корову с теленком. Двор мог примыкать к

жилому дому или сзади, или сбоку.

Воспитатель : А традиционным жилищем для татар была рубленная из

дерева изба.

Для чувашей изба с крыльцом без сеней.

Для мордвы деревянная изба без фундамента.

Для украинцев – хата.

Для армяней глжатун (тун) .

Для азербайджанцев двухэтажный дом с плоской крышей.

Воспитатель : Современные татары, мордва, чуваши, украинцы, армяне,

азербайджанцы, русские живут в квартирах. И только узнают от своих

бабушек именно так, как вы видите на картинках выглядят истинно

национальные жилища . И используют в оформлении интерьера квартиры

элементы орнамента, цветовые сочетания, характерные для своей

национальности .

3. Заключительная часть.

Дидактическая игра «Народы города Чапаевска »

Необходимо взять карточку и назвать национальность и подобрать

традиционное жилище для этой национальности .