Речевые упражнения для развития интонации. Работа над интонационной выразительностью

· при наличии зажатости мышц гортани полезны слоги ПО, КУ и др., т. к. на глухих согласных П, К, Ф, С, Т работа голосовых связок выключается, эти согласные смягчают и гласную;

· согласные Г, Д, Ж, З, К, Л, С, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – влияют на положение гортани;

· согласный Д – нахождение грудного резонирования, твёрдой атаки;

· согласный П округляет гласную;

· согласные Ф, С, Р, Л просветляют звук;

· согласные Л, С – нахождение придыхательной атаки;

· согласные К, Г, Ж поднимают гортань;

· согласные Г, К поднимают мягкое нёбо, активизируют его (применяются в сочетании КУ, ГУ, КО, ГО );

· согласные Б, М, П активизируют губы;

· согласные Ж, В, Ф активизируют язык;

· взрывные согласные Т, П активизируют дыхательную функцию;

· согласный Л активизирует кончик языка, образует мягкую атаку;

· согласный Р хорошо активизирует дыхание и работу голосовых связок;

· сонорные М, Н (нёбные) опускают мягкое нёбо, усиливают резонирование носовой полости, противопоказаны при вялом мягком нёбе, особенно при носовом звуке;

· смена слогов тренирует дикцию и сдерживает выдох;

· звуки переднего уклада приближают звук, поэтому применяются при глубоком глухом звучании;

· звуки заднего уклада исправляют «белый звук».

· гласные в сочетании с сонорными согласными (М, Н, Л, Р ) легче округляются, смягчают работу гортани;

· при гнусавости звука употребляются гласные А, Э, И в сочетании с губными согласными;

· крикливый или белый звук – гласные О, У в сочетании с сонорными согласными М, Л ;

· горловой звук – гласные О, У в сочетании с глухими согласными.

Точное звуковысотное интонирование (близкое к инструментальному), ощущение внутриладовых тяготений не всегда зависят от точности слуховых восприятий. Фальшиво могут петь люди с отличным музыкальным слухом, потому что не умеют координировать работу голосообразующего аппарата со слуховыми представлениями. Лишь в результате правильного формирования певческого звука, развития обострённого вокального слуха вырабатывается точность интонирования.

К фальши приводят форсированное пение, зажатость мышц гортани, неправильное дыхание, пение без опоры, неумение пользоваться головным резонатором.

Труднее всего интонировать малую секунду, но именно работа над ней поможет развить интонационную точность. Упражнения с хроматизмами требуют обострённого вслушивания в точность интонации.

Упражнения по септаккорду со сменой ритма также развивают вокальный слух, гибкость голосоведения, чувство ритма.

Полезно петь хроматические гаммы и хроматические пассажи.



Погрешности в интонации встречаются часто и у признанных мастеров – это явление нежелательно и неприятно на слух. Хотя в основу обучения певца все хорошие педагоги-вокалисты кладут правильное интонирование, настроить голос раз и навсегда так, чтобы автоматически получалась чистая интонация, нельзя. Под хорошей чистой интонацией в пении надо понимать интонацию более тонкую, чем та, которую может дать фортепиано, с его фиксированной шкалой звуков, делящих октаву на 12 полутонов. На фортепиано, например, нет разницы по высоте между «до-диез» и энгармонически равным ему звуком «ре-бемоль», а в живом певческом строе эта разница существует. Грамотный педагог, понимая это, не будет добиваться нужной тонкости интонации у певца только при помощи фортепиано. Большие и малые секунды и терции могут быть то «шире», то «уже» в зависимости от ладовых функций определенного интервала в конкретной мелодии. Один и тот же звук может нести разную интонационную окраску.

Педагог должен обладать тонким интонационным слухом и голосом достаточно послушным, чтобы при необходимости показать верную интонацию. Обычно, чтобы исправить неточно взятый звук, певцу советуют спеть выше, либо ниже. Если это касается отдельно взятого звука, такого замечания бывает достаточно. Но выстраивание интервалов вне их связи с общей ладовой настройкой ничего не дает.

Интонационные погрешности у певцов происходят часто не из-за небрежности или плохого слуха, а из-за несовершенной техники вокала, при форсировании дыхания или при недостатке его, при неумении сохранить единую вокальную форму в сменяющихся гласных буквах и т.д.

В каждом трудном случае есть свой секрет. Важно, чтобы педагог сумел быстро установить первопричину затруднения и помочь певцу преодолеть его.

1. РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:
И, А, О, У, Ы.

2. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

1. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

2. Мама мыла Милу мылом.

3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа

4. Купи кипу пик (3 раза)

5. Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.

6. Пётр – повар, Павел – повар (3 раза)

7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. Пришёл Прокоп – кипит укроп
Ушёл прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.

9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

3. ГРУЗИНСКИЙ ХОР
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

4. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберите несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?), и т. д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно (к примеру, ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)
· не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

5. ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе - художественное чтение.

6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т. е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т. е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т. е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т. е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т. е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т. е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т. е. все должны поверить читающему!

В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

7. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

8. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Интонация

  • Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Урок русского языка в 1 классе
  • Словесное и фразовое ударение. Интонация. (Английский язык)
  • Особенности интонирования через ощущения локализации звуков разной высоты в речи и пении (интегрированный метод обучения сольному пению)

Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации;различать по интонациивыражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания;правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощьюинтонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения .

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию «упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениямиэвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

* Какие эмоции испытывают герои из рассказа Н.Носова « Дру­жок » ? Какие бы интонационные установки вы дали участникам диало­га? Какими словами можно заменить глаголы « говорит » и « сказал » ?

Поезд остановился.Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

— Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

— Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю,открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

— Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Стой! – говорю. – Да это ведь не наш чемодан!

Мишка посмотрел и говорит:

— Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

— Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

(По Л.Кон)

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Б.Заходер

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окномгорит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

« От топота копыт пыль по полю летит » .

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

« Проворонила ворона вороненка » .

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

— пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

— отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

— агронома в дни долгой засухи ( « Наконец-то » );

— записавшегося на интересную экскурсию назавтра( « Отменят или нет? » ).

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так,чтобы предложение служилоответомна него.

…? В саду созрели яблоки.…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

« Молодец! » – восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Тысуп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

* Придумай и запиши радостные фразы с междометием « Ах! » и грустные фразы с междометием « Ох! » . Какие знаки препинания поста­вишь в конце этих фраз?

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны,обогащаются их собственные эмоцииичувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

* Игра « Послушай меня: что чувствую я? »

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Наталья Василевская

Работа над интонационной выразительностью

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

I этап - от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа). Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны речи ребенка. Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний.

Значительно возрастает эффективность работы, поскольку занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся не с небольшим числом детей (5-6), как ранее, а с подгруппами

II этап - от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). В этом возрасте идет формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционных движений. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка.

III этап - от 5 до 7 лет (старшая группа и подготовительная к школе группа). Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду. К началу этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформировались, однако важно, что бы четко различались (как в произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам - ш, з - ж и др.; с - сь, с - эй др.). Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха детей, усвоению фонем как звуко-смысло-различителей (сайка - зайка, уеал - уголь и т. п.).