Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура разных народов Подгот группа рисование на тему разные народы

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе.

«Дружба. День народного единства».
Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине;

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, башкиры, татжики, кыргызы, украинцы)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Русские народные праздники-Масленица, Рождество, Пасха и др.

У татжикского народа -п раздник подснежников(праздник прихода весны), праздник тюльпанов -Сайри лола (время сбора первого урожая).

У башкир самый любимый праздникСабантуй – праздник окончания посевных работ.На празднике Сабантуя проводятся множество соревнований- это соревнование по традиционной борьбе на поясах,конные скачки, перетягивание канатаи обязательное угощение.

У узбеков празднуется Навруз –новый день.В весеннее время просыпается природа после зимней спячки. Своим обновлением символизирует начало нового года. Стол должен быть накрыт по особому щедро.Чем богаче будет стол, тем щедрее будет грядущий год

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но все мы живём в России.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Посмотрите, что особенного в таджикском, узбекском, кыргыском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пельмени и блины. У таджиков – самса, пирожки из слоёного теста, манты. У узбеков – плов, блюдо из мяса и риса. Кыргызы любят бешбармак - мелко накрошенное отварное мясо с лапшой,

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

А сейчас мы с вами отведаем угощения которые вы принесли это и блины, хворост и различные лепёшки.

Марина Горбунова
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями разных национальностей, населяющих наш город.

Задачи :

Образовательная задача : познакомить детей с историей , культурой,

традициями народов , населяющих наш город ;

Развивающие задачи : развивать познавательные интересы старших

дошкольников; стимулировать стремление знать как можно больше о родном

городе и народах , населяющих его ;

Воспитательная задача : воспитывать уважительные, дружелюбные чувства

к людям разных национальностей .

Оборудование : дидактическая игра «Народы города Чапаевска » , карточки с

изображением народов, карточки с изображением традиционных жилищ .

Предварительная работа : заучивание стихотворения В. Степанова

«Российская семья» , беседа о народных традициях .

Словарная работа : подполье, фундамент, хата, срубная изба, каркас, сени,

известняк, хлев.

Логика образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Воспитатель : В какой стране мы живем? (Россия) .

Воспитатель : Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не

только леса, поля, реки и города . Страна – это прежде всего люди, которые в

ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных

народов, ее населяющих . А народов этих очень много. Даже в нашем городе

проживают люди разных национальностей . Это русские, татары, чуваши,

мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы. Каждый народ говорит на своем

языке, имеет свою историю, культуру, традиции .

Воспитатель : Что такое народные традиции ? Да, это то что передается из

поколения в поколение, т. е. народные праздники, свадебные обряды и многое

другое. У каждого народа свои народные традиции . Но это не делает один

народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает

богатой и разнообразной культуру России . Каждый народ по капле вносит

свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У

каждого народа свои песни, сказки, блюда, национальные костюмы . Но у

всех у нас одна Родина – Россия.

Чтение ребенком стихотворения «российская семья» В. Степанова.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой – оленевод.

Один – рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас – у всех одна.

2. Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с народами , населяющими наш

город . Большую часть составляют русские, но есть и другие национальности .

Люди каких национальностей проживают в нашем городе ?

Традиционным жилищем для русских являлась деревянная срубная изба с

подпольем (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

Каркас жилища собирали из бревен, сложенных в горизонтальные венцы и

скрепленных различным способом. Сруб из 12-15 бревен-венцов ставили на

фундамент из дубовых стоек, камня или известника. Такие дома есть в нашем

городе в Титовке , Губашево.

Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища . Мебели в

нем было не много : лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы,

переносные скамьи, иногда стулья, стол, посудные и другие полки. Примерно

четвертую часть избы занимала русская печь. В жилище печь

всегда была большой, так как играла важную роль в жизни семьи : в ней

готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились ее теплом, сушили

одежду, а иногда в ней даже мылись. Как правило, летом печь топили один

раз – утром, приготовляя пищу для семьи и скота, потом закрывали отверстие

в печи заслонкой – и еда была теплой в течение всего дня. Печь работала

лучше всякого термоса.

Рядом с домом был хозяйственный двор. В специально огороженных местах

держали скот : в сарайчиках – свиней, овец, даже птицу, в конюшне –

лошадей, а в утепленных хлевах – корову с теленком. Двор мог примыкать к

жилому дому или сзади, или сбоку.

Воспитатель : А традиционным жилищем для татар была рубленная из

дерева изба.

Для чувашей изба с крыльцом без сеней.

Для мордвы деревянная изба без фундамента.

Для украинцев – хата.

Для армяней глжатун (тун) .

Для азербайджанцев двухэтажный дом с плоской крышей.

Воспитатель : Современные татары, мордва, чуваши, украинцы, армяне,

азербайджанцы, русские живут в квартирах. И только узнают от своих

бабушек именно так, как вы видите на картинках выглядят истинно

национальные жилища . И используют в оформлении интерьера квартиры

элементы орнамента, цветовые сочетания, характерные для своей

национальности .

3. Заключительная часть.

Дидактическая игра «Народы города Чапаевска »

Необходимо взять карточку и назвать национальность и подобрать

традиционное жилище для этой национальности .

Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми;

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: три конверта с письмами, диктофон; карта, представляющая собой силуэт карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках; бумажные фигурки людей разных рас для наклеивания на карту, настольнопечатная игра «Сложи портрет», аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Недавно мы получили три письма от ребят из разных стран: Франции, Африки и Китая. Получилось так, что все три письма почтальон принес нам в один день, мы их тут же распечатали и стали читать. Наши новые друзья в своих письмах так интересно рассказали о себе, описали свой внешний вид, природу страны, в которой живут. Они очень просили нас рассказать о России, поскольку никогда не были в нашей стране. Девочка Эдит попросила рассказать о том, в какие игры мы любим играть, девочка Анина попросила рассказать о зиме, потому что она никогда ее не видела, а мальчик Сунь — о том, чем мы любим заниматься в свободное время.

Мы тут же написали им ответные письма. Когда нужно было подписывать обратные адреса, выяснилось, что конверты, в которых пришли письма, перепутаны, и мы не знаем, кому какое письмо отправлять. И тут мы вспомнили о вас, ребята! Кто-то сказал, что вам в детском саду много рассказывали и читали о внешних различиях людей, живущих в разных странах, а наши друзья в своих письмах так подробно описали свой внешний вид! Мы думаем, что, прочитав их письма, вы сможете отгадать, в какой стране они живут, и тогда мы точно будем знать, какое письмо куда отправить». Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям-первоклассникам?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте не только им поможем, но и научим, как по внешнему виду людей можно определить, в какой части света они живут. Как это можно сделать?

Дети . Можно записать наши рассказы на диктофон и отправить им, можно подарить им игры о внешних различиях людей, послать наши рисунки.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить о внешних различиях людей, живущих в разных странах. Давайте прочитаем письма, которые получили наши друзья. Посмотрим, что написано в первом письме. Девочка Эдит, попросившая наших друзей рассказать о любимых играх, написала в письме, что у нее легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза и белая кожа. Как вы думаете, к какой расе относится девочка с белым цветом кожи и внешне похожая на нас?

Дети . К европеоидной расе.

Воспитатель. Люди каких национальностей относятся к европеоидной расе?

Дети. Немцы, русские, французы, англичане и др.

Воспитатель . В какой части света проживают эти люди?

Дети. В Европе.

Воспитатель . Да, они живут в Европе, а также в Америке, Австралии. Покажите эти страны на карте мира.

Дети показывают Европу, Америку, Австралию на силуэте карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках. Желательно, чтобы эта карта была больших размеров, например, во всю стену коридора или группы. Располагается она на уровне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров или путем наклеивания готовых картинок по мере изучения той или иной страны, народа.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к европеоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Европы, Америки, Австралии.

Ребята, к какой расе относимся мы с вами?

Дети . К европеоидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые проживают в России, относятся, в основном, к европеоидной расе.

Воспитатель предлагает наклеить фигурки людей, относящихся к европеоидной расе, на схематичной карте России.

Ребята, где же живет Эдит, от которой наши друзья получили письмо: во Франции, Африке или в Китае?

Дети. Во Франции.

Воспитатель. Молодцы, вы правильно угадали! Вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Франции.

Воспитатель берет второе письмо.

Девочка Анина, которая попросила наших друзей-первоклассников рассказать об их любимых играх, написала в письме о том, что она чернокожая, у нее пышные курчавые черные волосы, темные глаза, пушистые длинные ресницы.

Как вы думаете, к какой расе относится эта девочка?

Дети. К негроидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые живут в жарких странах — чернокожие, относятся к негроидной расе. Где они проживают?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Да, эти люди живут, в основном, в жаркой Африке. Пожалуйста, покажите ее на карте мира.

Дети показывают Африку на карте.

Какой климат в Африке?

Дети. Там очень жарко.

Воспитатель . Внешние особенности людей, которые относятся к негроидной расе, связаны с тем, что с их помощью человек приспосабливается к жаркому климату. Вспомните, как летом вы приезжаете в деревню или на дачу. Свободно, тепло, радостно! Но если в первые дни бывать на солнце очень долго, что может случиться?

Дети. Можно сильно обгореть.

Воспитатель . Да, тогда кожа краснеет и болит. Только со временем она «привыкает» к солнцу, приобретает золотистый оттенок и больше не доставляет вам беспокойства. Тогда ваши родители с гордостью говорят: «Посмотрите, как загорели наши дети!» Но если бы вы приехали в Африку, вам понадобилось бы еще больше времени, чтобы привыкнуть к солнцу, и, возможно, вам так и не разрешили бы загорать. Почему?

Дети . Потому что в Африке очень жарко.

Воспитатель . Все верно, солнечные лучи могут не только радовать человека, но и причинять ему вред. Что же помогает людям, живущим в Африке, защищаться от перегрева и палящих лучей солнца?

Дети . Пышные курчавые волосы, темная кожа.

Воспитатель. Да, представителей негроидной расы от палящего солнца защищает смуглая кожа, а пышные курчавые волосы заменяют им головной убор, предохраняющий от перегрева их голову.

По предложению воспитателя дети выбирают фигурки людей, которые относятся к негроидной расе, из других фигурок и наклеивают на силуэт карты Африки.

Ребята, где же живет Анина, попросившая наших друзей-пер- воклассников рассказать о том, что такое зима?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим ее письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Африки.

Воспитатель берет в руки третье письмо.

Ребята, мальчик Сунь рассказал в письме о том, что у него желтый цвет кожи, узкие раскосые глаза, прямые черные волосы.

К какой расе относится этот мальчик?

Дети. К монголоидной.

Воспитатель . Люди каких национальностей относятся к монголоидной расе?

Дети . Японцы, китайцы, корейцы.

Воспитатель . Где проживают эти люди?

Дети . В Азии.

Воспитатель . Да, ребята, люди с желтым цветом кожи живут на востоке: в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к монголоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Азии.

Ребята, какой климат в Азии?

Дети. Там часто дуют сильные ветры.

Воспитатель . Климат, природные условия наложили свой отпечаток на внешний вид представителей монголоидной расы. Какие особенности внешнего вида помогают им приспособиться к такому климату?

Дети . Узкие глаза защищают их от песка и ветра, сияния снега.

Воспитатель. Да, видимо, в древности им приходилось защищаться от сияния снега и снежных бурь. Почему глаза нужно защищать от сияния снега?

Дети . Глаза могут заболеть, можно ослепнуть.

Воспитатель . Да, снег может ослепить человека, и тот навсегда потеряет способность видеть. Поэтому горнолыжники, например, всегда надевают темные очки. Имеют защитные очки и альпинисты, поднимающиеся к заснеженным вершинам. Но в давние времена никаких защитных очков не было. Поэтому выживали только те люди, у которых были узкие глаза, более защищенные от снежного сияния и пыли.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, которые относятся к монголоидной расе, из других фигурок и наклеить их на силуэт карты Азии.

Ребята, так где же проживает Сунь?

Дети . В Китае.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим его письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим его письмо в конверт, который ребята получили из Китая. Вот и помогли мы нашим друзьям правильно найти каждому письму свой конверт. Ребята, а с помощью какой игры мы можем помочь нашим друзьям лучше запомнить внешние различия людей разных рас?

Дети. При помощи игры «Сложи портрет».

Игра «Сложи портрет»

Детям нужно собрать разрезанные на три части (по горизонтали) картинки с изображением людей разных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Выполнив задание, дети определяют, к какой расе относится человек и в какой части света он проживает.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на нашу карту! Как мы ее красиво украсили фигурками людей, какой она стала разноцветной. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Воспитатель . Ребята, ваши рассказы, письма, разложенные в конверты, игру, рисунки я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. А дальнейшая их переписка с детьми из Франции, Китая, Африки поможет им лучше познакомиться с тем, как живут дети в других странах. Несмотря на внешние различия детей разных рас у них много общего: они любят своих родителей, Родину, уважают стариков, бережно относятся к своим традициям.

Сегодняшнее занятие я бы хотела закончить замечательной песней.

Звучит аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта).

Майя

Майя - индейский народ, живший в доколумбовой Америке на территории современной Мексики и соседних стран (Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Хронологически эпоха майя приходится на 4 — сер. 16 в н.э. Этнос и культура майя начали формироваться гораздо раньше, но окончательно оформились лишь в начале 4 века нашей эры.

Природа

Обширная территория обитания Майя отличалась многообразием природных зон, обилием флоры и фауны. Горы и тропические леса, прибрежные зоны, реки, моря и водопады, пустыни - вот краткое описание природы земель майя.

Занятия

Майя занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием. Они достигли больших успехов в сооружении оросительных систем. Из ремесел наиболее развито было гончарное дело. Большое значение имела торговля. Торговые пути майя достигали самых отдаленных районов американского континента. Следует отметить, что торговля носила характер натурального обмена.

Средства передвижения

Для переноски грузов использовались носилки, а для передвижения по рекам и морю - каноэ (лодки).

Архитектура

Архитектура майя известна храмами и дворцами грандиозных размеров, располагавшимися в административных центрах. Дома рядовых индейцев сооружались из связанных деревянных планок, крыши покрывались соломой или пальмовыми листьями.

Военное дело

Майя строили крепости и укрепления - в основном защищающие центральную часть городов. Некоторые крупные города были целиком окружены оборонительными стенами. Из оружия использовались в основном ножи, копья и дротики. Из доспехов - плетеные туники и туники из шкуры ягуара, а также щиты (большие и малые)

Спорт

На майя пок та пок - игра в мяч, формально считавшаяся религиозным ритуалом. Игра шла по сложным правилам и символизировала движение звезд по небу и противостояние дня и ночи (богов неба и богов нижнего мира). Тем не менее, есть данные о том, что игра носила массовый характер, и зрители делали ставки на ту или иную команду, что дает основания некоторым исследователям причислять данный вид спорта к светским мероприятиям с религиозным подтекстом.

Искусство и литература

Майя создавали скульптуры из камня и (реже) дерева. Символические скульптурные композиции в смысловом отношении имели преимущественно религиозный и исторический характер. Керамические изделия, украшенные разноцветными рисунками и орнаментами имели не только бытовое, но и церемониальное и культовое значения. Живопись была представлена рисунками на стенах дворцов и храмов и имела в основном религиозный характер. Считается, что иероглифическая письменность Майя была унаследована ими от Ольмеков (предшественников майя - древнего индейского народа, информации о котором мало). Надписи в основном вырезались на стенах дворцов и храмах и повествовали о важных исторических событиях. Математические цифры отображались в письменности по сложной схеме. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления (с позициями от 0 до 19) с добавлением дополнительных знаков.

Наука

У Майя была развита астрономия. Для наблюдения за звездами создавались специальные сооружения. Путем наблюдений Майя вывели годовой солнечный цикл (365 дней), а также создали таблицы позволяющие рассчитывать солнечные затмения. Использовались 2 календаря - Хааб (бытовой - 365 дней) и Тцолкин (ритуальный - 260 дней).

Религия

Религия имело огромное значение в жизни Майя, и пронизывала большую часть сфер их жизни. Жрецы пользовались большим уважением среди рядовых и знатных майя. Религия носила политеистический характер (язычество). Из богов наиболее почитались Чаак, Хунаб Ку, Ицамна, Иш-Чель (богиня), Ик, Эк-Чуах, Ах Пуч. В эпоху влияния тольтекской культуры большое распространение получил культ Кетцалькоатля (пернатого змея), которого майя назвали Кукульканом.

Конспект НОД по теме: «Дружба народов» в подготовительной группе «Василёк»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

    познакомить с культурой этих народов;

    показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

    вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

    воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

    воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;

    Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (Глобус )

Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

Глобус - макет нашей планеты Земля.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия ). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

    Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

    Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

    Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

    Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

    Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

    А как бы нам подружиться с этими детьми?

    Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

    В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

    Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)

    Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка.

Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

    Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

    Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

    Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

    Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга –Чанга»

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

    Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

    Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

    А теперь расскажите, как выглядят дети?

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

    Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется юрта иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрыто шкурами

    Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

    А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

    Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

    А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

    Молодцы, ребята.

    А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

    Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Итог занятия.

- Что вам ребята понравилось на занятии?

Что нового узнали?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.