Подгот группа рисование на тему разные народы. Конспект НОД «В путешествие по России» Подготовительная группа

Конспект НОД по теме: «Дружба народов» в подготовительной группе «Василёк»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

    познакомить с культурой этих народов;

    показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

    вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

    воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

    воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;

    Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (Глобус )

Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

Глобус - макет нашей планеты Земля.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия ). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

    Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

    Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

    Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

    Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

    Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

    А как бы нам подружиться с этими детьми?

    Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

    В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

    Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)

    Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка.

Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

    Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

    Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

    Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

    Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга –Чанга»

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

    Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

    Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

    А теперь расскажите, как выглядят дети?

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

    Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется юрта иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрыто шкурами

    Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

    А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

    Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

    А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

    Молодцы, ребята.

    А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

    Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Итог занятия.

- Что вам ребята понравилось на занятии?

Что нового узнали?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

Майя

Майя - индейский народ, живший в доколумбовой Америке на территории современной Мексики и соседних стран (Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор). Хронологически эпоха майя приходится на 4 — сер. 16 в н.э. Этнос и культура майя начали формироваться гораздо раньше, но окончательно оформились лишь в начале 4 века нашей эры.

Природа

Обширная территория обитания Майя отличалась многообразием природных зон, обилием флоры и фауны. Горы и тропические леса, прибрежные зоны, реки, моря и водопады, пустыни - вот краткое описание природы земель майя.

Занятия

Майя занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием. Они достигли больших успехов в сооружении оросительных систем. Из ремесел наиболее развито было гончарное дело. Большое значение имела торговля. Торговые пути майя достигали самых отдаленных районов американского континента. Следует отметить, что торговля носила характер натурального обмена.

Средства передвижения

Для переноски грузов использовались носилки, а для передвижения по рекам и морю - каноэ (лодки).

Архитектура

Архитектура майя известна храмами и дворцами грандиозных размеров, располагавшимися в административных центрах. Дома рядовых индейцев сооружались из связанных деревянных планок, крыши покрывались соломой или пальмовыми листьями.

Военное дело

Майя строили крепости и укрепления - в основном защищающие центральную часть городов. Некоторые крупные города были целиком окружены оборонительными стенами. Из оружия использовались в основном ножи, копья и дротики. Из доспехов - плетеные туники и туники из шкуры ягуара, а также щиты (большие и малые)

Спорт

На майя пок та пок - игра в мяч, формально считавшаяся религиозным ритуалом. Игра шла по сложным правилам и символизировала движение звезд по небу и противостояние дня и ночи (богов неба и богов нижнего мира). Тем не менее, есть данные о том, что игра носила массовый характер, и зрители делали ставки на ту или иную команду, что дает основания некоторым исследователям причислять данный вид спорта к светским мероприятиям с религиозным подтекстом.

Искусство и литература

Майя создавали скульптуры из камня и (реже) дерева. Символические скульптурные композиции в смысловом отношении имели преимущественно религиозный и исторический характер. Керамические изделия, украшенные разноцветными рисунками и орнаментами имели не только бытовое, но и церемониальное и культовое значения. Живопись была представлена рисунками на стенах дворцов и храмов и имела в основном религиозный характер. Считается, что иероглифическая письменность Майя была унаследована ими от Ольмеков (предшественников майя - древнего индейского народа, информации о котором мало). Надписи в основном вырезались на стенах дворцов и храмах и повествовали о важных исторических событиях. Математические цифры отображались в письменности по сложной схеме. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления (с позициями от 0 до 19) с добавлением дополнительных знаков.

Наука

У Майя была развита астрономия. Для наблюдения за звездами создавались специальные сооружения. Путем наблюдений Майя вывели годовой солнечный цикл (365 дней), а также создали таблицы позволяющие рассчитывать солнечные затмения. Использовались 2 календаря - Хааб (бытовой - 365 дней) и Тцолкин (ритуальный - 260 дней).

Религия

Религия имело огромное значение в жизни Майя, и пронизывала большую часть сфер их жизни. Жрецы пользовались большим уважением среди рядовых и знатных майя. Религия носила политеистический характер (язычество). Из богов наиболее почитались Чаак, Хунаб Ку, Ицамна, Иш-Чель (богиня), Ик, Эк-Чуах, Ах Пуч. В эпоху влияния тольтекской культуры большое распространение получил культ Кетцалькоатля (пернатого змея), которого майя назвали Кукульканом.

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов - во всем мире»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

Методические приемы:

Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

Дети, как называется наша страна!? Россия

А мы живущие в ней? Россияне

А как называется столица России? Город Москва

А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. - - Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

Какие моря омывают берега России? Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы - совы, орлы, дятлы.

«Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса и степи горы.

Раскинулось моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

«Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины - это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы - орел, ястреб. Крупные реки - Днепр и Дунай.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных - баранов, овец и выращивает виноград. Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь, закавказский бурый медведь, леопард. В Армении есть высокогорное озеро Севан.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша - это страна

Очень и очень большая она

Родина наша - это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!

Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми;

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: три конверта с письмами, диктофон; карта, представляющая собой силуэт карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках; бумажные фигурки людей разных рас для наклеивания на карту, настольнопечатная игра «Сложи портрет», аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Недавно мы получили три письма от ребят из разных стран: Франции, Африки и Китая. Получилось так, что все три письма почтальон принес нам в один день, мы их тут же распечатали и стали читать. Наши новые друзья в своих письмах так интересно рассказали о себе, описали свой внешний вид, природу страны, в которой живут. Они очень просили нас рассказать о России, поскольку никогда не были в нашей стране. Девочка Эдит попросила рассказать о том, в какие игры мы любим играть, девочка Анина попросила рассказать о зиме, потому что она никогда ее не видела, а мальчик Сунь — о том, чем мы любим заниматься в свободное время.

Мы тут же написали им ответные письма. Когда нужно было подписывать обратные адреса, выяснилось, что конверты, в которых пришли письма, перепутаны, и мы не знаем, кому какое письмо отправлять. И тут мы вспомнили о вас, ребята! Кто-то сказал, что вам в детском саду много рассказывали и читали о внешних различиях людей, живущих в разных странах, а наши друзья в своих письмах так подробно описали свой внешний вид! Мы думаем, что, прочитав их письма, вы сможете отгадать, в какой стране они живут, и тогда мы точно будем знать, какое письмо куда отправить». Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям-первоклассникам?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте не только им поможем, но и научим, как по внешнему виду людей можно определить, в какой части света они живут. Как это можно сделать?

Дети . Можно записать наши рассказы на диктофон и отправить им, можно подарить им игры о внешних различиях людей, послать наши рисунки.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить о внешних различиях людей, живущих в разных странах. Давайте прочитаем письма, которые получили наши друзья. Посмотрим, что написано в первом письме. Девочка Эдит, попросившая наших друзей рассказать о любимых играх, написала в письме, что у нее легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза и белая кожа. Как вы думаете, к какой расе относится девочка с белым цветом кожи и внешне похожая на нас?

Дети . К европеоидной расе.

Воспитатель. Люди каких национальностей относятся к европеоидной расе?

Дети. Немцы, русские, французы, англичане и др.

Воспитатель . В какой части света проживают эти люди?

Дети. В Европе.

Воспитатель . Да, они живут в Европе, а также в Америке, Австралии. Покажите эти страны на карте мира.

Дети показывают Европу, Америку, Австралию на силуэте карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках. Желательно, чтобы эта карта была больших размеров, например, во всю стену коридора или группы. Располагается она на уровне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров или путем наклеивания готовых картинок по мере изучения той или иной страны, народа.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к европеоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Европы, Америки, Австралии.

Ребята, к какой расе относимся мы с вами?

Дети . К европеоидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые проживают в России, относятся, в основном, к европеоидной расе.

Воспитатель предлагает наклеить фигурки людей, относящихся к европеоидной расе, на схематичной карте России.

Ребята, где же живет Эдит, от которой наши друзья получили письмо: во Франции, Африке или в Китае?

Дети. Во Франции.

Воспитатель. Молодцы, вы правильно угадали! Вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Франции.

Воспитатель берет второе письмо.

Девочка Анина, которая попросила наших друзей-первоклассников рассказать об их любимых играх, написала в письме о том, что она чернокожая, у нее пышные курчавые черные волосы, темные глаза, пушистые длинные ресницы.

Как вы думаете, к какой расе относится эта девочка?

Дети. К негроидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые живут в жарких странах — чернокожие, относятся к негроидной расе. Где они проживают?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Да, эти люди живут, в основном, в жаркой Африке. Пожалуйста, покажите ее на карте мира.

Дети показывают Африку на карте.

Какой климат в Африке?

Дети. Там очень жарко.

Воспитатель . Внешние особенности людей, которые относятся к негроидной расе, связаны с тем, что с их помощью человек приспосабливается к жаркому климату. Вспомните, как летом вы приезжаете в деревню или на дачу. Свободно, тепло, радостно! Но если в первые дни бывать на солнце очень долго, что может случиться?

Дети. Можно сильно обгореть.

Воспитатель . Да, тогда кожа краснеет и болит. Только со временем она «привыкает» к солнцу, приобретает золотистый оттенок и больше не доставляет вам беспокойства. Тогда ваши родители с гордостью говорят: «Посмотрите, как загорели наши дети!» Но если бы вы приехали в Африку, вам понадобилось бы еще больше времени, чтобы привыкнуть к солнцу, и, возможно, вам так и не разрешили бы загорать. Почему?

Дети . Потому что в Африке очень жарко.

Воспитатель . Все верно, солнечные лучи могут не только радовать человека, но и причинять ему вред. Что же помогает людям, живущим в Африке, защищаться от перегрева и палящих лучей солнца?

Дети . Пышные курчавые волосы, темная кожа.

Воспитатель. Да, представителей негроидной расы от палящего солнца защищает смуглая кожа, а пышные курчавые волосы заменяют им головной убор, предохраняющий от перегрева их голову.

По предложению воспитателя дети выбирают фигурки людей, которые относятся к негроидной расе, из других фигурок и наклеивают на силуэт карты Африки.

Ребята, где же живет Анина, попросившая наших друзей-пер- воклассников рассказать о том, что такое зима?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим ее письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Африки.

Воспитатель берет в руки третье письмо.

Ребята, мальчик Сунь рассказал в письме о том, что у него желтый цвет кожи, узкие раскосые глаза, прямые черные волосы.

К какой расе относится этот мальчик?

Дети. К монголоидной.

Воспитатель . Люди каких национальностей относятся к монголоидной расе?

Дети . Японцы, китайцы, корейцы.

Воспитатель . Где проживают эти люди?

Дети . В Азии.

Воспитатель . Да, ребята, люди с желтым цветом кожи живут на востоке: в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к монголоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Азии.

Ребята, какой климат в Азии?

Дети. Там часто дуют сильные ветры.

Воспитатель . Климат, природные условия наложили свой отпечаток на внешний вид представителей монголоидной расы. Какие особенности внешнего вида помогают им приспособиться к такому климату?

Дети . Узкие глаза защищают их от песка и ветра, сияния снега.

Воспитатель. Да, видимо, в древности им приходилось защищаться от сияния снега и снежных бурь. Почему глаза нужно защищать от сияния снега?

Дети . Глаза могут заболеть, можно ослепнуть.

Воспитатель . Да, снег может ослепить человека, и тот навсегда потеряет способность видеть. Поэтому горнолыжники, например, всегда надевают темные очки. Имеют защитные очки и альпинисты, поднимающиеся к заснеженным вершинам. Но в давние времена никаких защитных очков не было. Поэтому выживали только те люди, у которых были узкие глаза, более защищенные от снежного сияния и пыли.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, которые относятся к монголоидной расе, из других фигурок и наклеить их на силуэт карты Азии.

Ребята, так где же проживает Сунь?

Дети . В Китае.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим его письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим его письмо в конверт, который ребята получили из Китая. Вот и помогли мы нашим друзьям правильно найти каждому письму свой конверт. Ребята, а с помощью какой игры мы можем помочь нашим друзьям лучше запомнить внешние различия людей разных рас?

Дети. При помощи игры «Сложи портрет».

Игра «Сложи портрет»

Детям нужно собрать разрезанные на три части (по горизонтали) картинки с изображением людей разных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Выполнив задание, дети определяют, к какой расе относится человек и в какой части света он проживает.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на нашу карту! Как мы ее красиво украсили фигурками людей, какой она стала разноцветной. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Воспитатель . Ребята, ваши рассказы, письма, разложенные в конверты, игру, рисунки я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. А дальнейшая их переписка с детьми из Франции, Китая, Африки поможет им лучше познакомиться с тем, как живут дети в других странах. Несмотря на внешние различия детей разных рас у них много общего: они любят своих родителей, Родину, уважают стариков, бережно относятся к своим традициям.

Сегодняшнее занятие я бы хотела закончить замечательной песней.

Звучит аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта).

Людмила Батурина
НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы «Жизнь народов Севера»

Программное содержание :

1. Расширить и закрепить знания детей культуре , быте коренных народов Севера .

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей ;

3. Прививать интерес к народам севера и уточнить , чем богат этот край.

4. Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

5. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни ;

6. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Предварительная работа :

Беседа о Ханты-мансийском округе , рассматривание иллюстраций на тему : “Северный край” , чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера , составление рассказов на темы : “Где мы живем?”, “Наш город”, дидактические игра “Что лишнее?”, подвижные игры “Хэйро” (солнце) и т. п.

Словарная работа :

чум, оленевод, малица, стойбище, коренные народы .

Материал :

глобус, карта Тюменской области, гимнастические палки, ткань, скотч, макет стойбища, куклы в национальных костюмах, д\и «Собери целое из частей» , музыкальное сопровождение песней «Югра-сестра моя-Югра»

Литература :

Л. В. Федоров. Северные родники . Тюмень,2001г.

Арктика –мой дом. Москва. 2001г.

Дудников Н. Е. Мой дом Север . - М., 1998

Копцева Т. А. Природа и художник. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

Набор фотографий "Северный край "

Приложение к журналу "Северные просторы " № 3-4, 1996.

Турутина П. Г. По тропам моих предков и моего детства. - Челябинск : ПО "Книга", 2000.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?

Дети : Россия.

Обозначим на глобусе флажком нашу страну.

Воспитатель : Как вы думаете, какая Россия по величине? (ответы детей )

Воспитатель : Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. Наверное, проживает в ней много людей разных национальностей.

Дети : русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики, грузины, армяне, и т. п. (обращаю внимание на кукол в мини-музее «Кукла в национальном костюме» )

Воспитатель : А чем народы отличаются друг от друга?

Правильно, они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ , поэтому русский язык является главным в нашей стране : на нем разные народы общаются между собой.

Воспитатель : Ребята скажите, в какой области мы с вами живем?

Дети : В Тюменской (рассматривание карты Тюменской области) .

Воспитатель : Наша Тюменская область очень большая и богатая, большую часть области занимают северные широты , в ней проживают много национальностей. Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера ?

Дети : Ханты, манси, ненцы, коми

Воспитатель : Правильно коренное население севера – это ханты и манси . Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там нелегко.

И я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к ним, посмотреть, как они живут. (Рассказ сопровождается показом на макете)

Воспитатель : Поселение хантов называется – стойбище. Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище. Как вы думайте, из чего его делают?

Дети : Чумы делают из оленьих шкур (Артем расскажет про чум из своей книжки – малышки «Сколько братьев у нашего дома» ).

Воспитатель : А вы знаете, что огонь это для хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род (показ на макете) . В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, легко построить чум? Посмотрите, из чего можно построить чум? (Дети подбирают материал в группе для строительства чума).

Игра «Кто быстрее построит чум»

Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум будет готов.

Воспитатель : Каких животных разводят на севере ?

В тундре он бродит большими стадами,

Словно короной, красуясь рогами.

Важен он в жизни полярных народов-

Транспорт надёжный для дальних походов. (северный олень )

Дети : Оленей.

Воспитатель : Правильно, олень быстро бегает, их запрягают в упряжки, легко переносит мороз. Его копыта не проваливаются в снег, так как при ходьбе его копыта раздвигаются, и лапа становиться шире. Питается олень мхом - ягелем, ягодами, грибами. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.

Воспитатель : Ребята, а какая основная профессия хантов?

Дети : Оленевод.

Воспитатель : Они ведут кочевой образ жизни . Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

На чем переезжают оленеводы? Отгадайте загадку.

«Олень от них убегает, а они не отстают» .

Воспитатель : Молодцы, это сани, но на языке хантов, они называются нарты.

Посмотрите, что в руке у оленевода?

Дети : Палка, шест.

Разминка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Зайка по полю бежит

И к нему стучит :

Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Зайка - зайка забегай Лапу мне давай!

Воспитатель : Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом, еще ханты ездят на собачьих упряжках.

Северный край нашей области очень богат реками и озерами, поэтому

кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

Какую рыбу могут поймать рыболовы?

Дети : щука, окунь, карась, язь.

Малоподвижная игра «Ручейки и озера» .

Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Воспитатель : Как вы думаете, чем ханты могут питаться?

Как и все женщины хантеечки делают летом припасы : вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку.

Еще женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки.

Посуду ханты изготавливают из бересты, дерева.

Дети хантов помогают своим родителям : девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу . Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Воспитатель : У северных народов свои песни и танцы , игры не похожие на русские народные .

Подвижная игра «Полярная Сова и евражки» .

Цель : Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие евражки. Под музыку евражки ходят по залу как по тайге. По сигналу «Ночь» , евражки останавливаются «замирают» , не шевелятся. Полярная сова облетает всех евражек и того, кто пошевелиться уводит с собой, забирает.

Воспитатель : Посмотрим на одежду - хантов.

Просмотр слайдов

Воспитатель : – Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?

Дети : – Холодно.

Воспитатель : – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.

Загадка :

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”

Дети : – Малица.

Воспитатель : – Кто нам расскажет про малицу?

Дети : Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

Воспитатель : – На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?

Дети : – Кисы.

Воспитатель : – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.

Ребята, вспомните, как называется женская шуба?

Дети : – Ягушка (рассматривают ягушку) .

Воспитатель : – Чем отличается ягушка от малицы?

Дети : – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

Воспитатель : – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?

Дети : – Сумочка.

Воспитатель : В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д. Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бисера, цветных ниток.

Игра-воображение «Мы попали на Север »

Цель : Расширение представлений об особенностях народов Севера .

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель : Умение составлять целое из частей.

Но для этого надо разбиться на 3 группы . Ребята, у кого в одежде есть, желтый цвет подойдите к желтому кубику, синий – к синему кубику, а у кого нет в одежде ни желтого, ни синего цвета подойдите к красному кубику. Теперь у нас команды!

(звучит песня «Югра-сестра моя-Югра» )

Что вы собрал? (чум, нарты и т. д.)

Воспитатель : Посмотрите, что сияет над чумом?

Дети : Это северное сияние .

Северное сияние очень красивое зрелище, как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.

Игра «Какой, какая?» .

1. Север какой (суровый, красивый край)

2. Погода какая (морозная, холодная, студеная)

3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)

4. Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)

5. Олень какой (красивый, добрый, смелый)

6. Тундра какая (безлесная, снежная, красивая)

8. Зимой какая ночь (полярная)

9. На чём коренные жители передвигаются по тундре?

10. Какие животные живут на Севере ?

11. Что едят олени? (ягель, мох) .

Что новое вы узнали сегодня?

Какие новые слова вы запомнили?

Какие трудности были для вас.