Конспект в подготовительной группе народы мира. Конспект занятия в подготовительной группе по фгос

Конспект НОД по теме: «Дружба народов» в подготовительной группе «Василёк»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

    познакомить с культурой этих народов;

    показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

    вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

    воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

    воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;

    Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

- Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, -
Уместил всю землю он? (Глобус )

Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?

Глобус - макет нашей планеты Земля.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия ). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.

Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)

Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте, поиграем с вами в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Литве? – Литовцы.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в Болгарии? – Болгары.

Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т.д.

Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)

    Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

    Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

    Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония

Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

    Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

    Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

    А как бы нам подружиться с этими детьми?

    Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

    В Японии очень любят различные головоломки. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

    Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)

    Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка.

Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)

    Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

    Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)

    Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

    Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки – танец «Чунга –Чанга»

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

    Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)

    Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

    А теперь расскажите, как выглядят дети?

    Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

    Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется юрта иглу. Это зимнее жилище из снега, изнутри покрыто шкурами

    Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.

    А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

    Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

    А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

    Молодцы, ребята.

    А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

    Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Итог занятия.

- Что вам ребята понравилось на занятии?

Что нового узнали?

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.

Цель: Расширить знания детей о России.

Задачи:

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, ее населяющих.

Обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: монисто, кибитка, кочевой народ, башмют, скотоводы, бусе.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм», бусинки.

Методы и приемы: беседа, просмотр мультимедийной презентации, игра.

Предшествующая работа: велась работа по формированию понятий большая и малая Родина; проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным миром, с животным миром; дали понятие о многонациональности Родины, округа в котором живут дети; знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Психотренинг:

Главное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить слова: «Здравствуй, человек»!

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, трудолюбивый, классный, любопытный, милый, модный и. т. п).

Предлагаю пройти к стульчикам, присесть.

Ход НОД.

Ребята, сегодня я вам снова предлагаю, отправимся в путешествие. Кто мне скажет, на чем можно путешествовать? (На машине, самолете, поезде, пароходе). Да вы все ответили правильно, путешествовать можно на разном транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.

Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей)

1 слайд.

Да, Россия. Россия огромна и необъятна. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса.
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.

2 слайд.

Страна наша сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Вспомните, какие народы населяют нашу Родину? (дети называют)

Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.

Итак, мы отправляемся в наше путешествие по России.

Наше путешествие мы начнем с округа, в котором мы свами живем (ответы детей). Вспомните как называется наш округ? (ответы детей)

3 слайд.

Да, правильно мы с вами живем в Ханты – Мансийском округе.

Кто мне скажет, благодаря какому народу наш округ получил свое название? (ответы детей)

Название наш округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Вспомните, как называется столица округа (ответы детей).

У каждого человека есть своя малая родина. Это место где родился человек и вырос.

Я по национальности – удмуртка, родилась в Удмуртии, и сегодня приглашаю вас посетить мою родину – Удмуртию.

4 слайд.

В Удмуртии живет народ, которых называют - удмуртами.

Столица Удмуртии – Ижевск.

В Государственном гербе Удмуртской Республики преобладают три цвета – черный, красный, белый:
черный цвет является символом земли и стабильности;
красный - цветом солнца и символом жизни;
белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
5 слайд.

Удмуртия красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Удмурты доброжелательные, гостеприимные люди. Они говорят на родном удмуртском языке.

Удмуртия богата нефтью, торфом, полезными ископаемыми. Однако главное богатство - это трудолюбивый и талантливый народ Удмуртии.

6 слайд.

Это родина гениального композитора П.Н.Чайковского. Всему миру известно имя гениального оружейника М.Т.Калашникова.

Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения.
7 слайд.

- А вот в древности самым распространенным промыслом удмуртов было изготовление тканей из льняного и конопляного волокна.

В Удмуртии делают валенки, мужские шляпы. Распространена вышивка, резьба по дереву, ювелирное искусство, гончарство.
8 слайд

Самое распространенное кушанье удмуртов - это перепечи, табани, пельмяни, котчал - овсяной кисель.

9 слайд.

Самый большой праздник в году у удмуртов - «Пасха» (баздым нунал).

В этот праздник устраивали сбор яиц и их катание с горы. Какие народы еще отмечает этот праздник? (русские, чуваши, марийцы и др.).

10 слайд.

Одежду удмурты носили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. Костюм состоял из белой холщовой рубахи (дэремы) с прямыми рукавами, Поверх рубахи надевался белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались передником без грудки. Также носили домотканое платье в мелкую клеточку, также подпоясанный передником. На грудь вешали нагрудник, украшенный серебряными монетами (монисто) (Закрепляю новое слово со всеми детьми).

Костюм мужчин похож на костюм русских крестьян: белая или клетчатая холщовая рубашка, с вышитым воротом, подвязанная поясом. На ногах носили лапти, валенки.

Одежду удмурты украшали орнаментом, состоящим из ромбов, клетки или шахматного узора, воробьиных лапок, полосок, контурного узора.

В Удмуртии много рек и озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной хозяин воды.

Я вас приглашаю поиграть в удмуртскую игру «Водяной» (Вумурт).
Игра «Водяной»
- Мы продолжаем свое путешествие. Следующий пункт нашего путешествия находится на юге нашей страны – Калмыкия.

Ребята, скажите, у нас в группе есть дети по национальности калмык? (Ответ детей)

11 слайд.

Столица Калмыкии – Элиста.

Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.
Белый цвет означает мирные взгляды, дружеские отношения со всеми народами, живущими как в Калмыкии, так и за ее пределами.

12 слайд.

Калмыкия расположена в степях. Калмыки были «кочевым народом».

А может быть, кто – ни будь из вас, знает значение этих слов «кочевой народ»? (ответы).

«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т.е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).

13 слайд.

А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).

Жилище калмыков называется «кибитка» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.

А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).

Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»). Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти, катали войлок. Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.

14 слайд.

Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник - это праздник весны «Цаган Сар» (в переводе означает «счастливый месяц» или «белый месяц»).

15 слайд.

Посмотрите на национальный калмыцкий костюм, это кафтан, на калмыцком языке он называется «башмют» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Мужчины надевали широкие брюки – шаровары, для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах сапоги.

Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бусе» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа есть своя музыка, музыкальные инструменты. Я предлагаю вам послушать народную калмыцкую мелодию.

(Прослушивание калмыцкой мелодии).

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее,

то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло. А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
- Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Сегодня мы с вами заканчиваем наше виртуальное путешествие.

(Провожу с детьми гимнастику для глаз «Лучик солнца»).

А сейчас я вам предлагаю подойти к столу. Возьмите конверты. В конвертах лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.

Д/игра «Собери костюм» (разрезные картинки с изображением национальных костюмов в разных конвертах. Собирают по два ребенка один костюм).

Костюм, какого народа вы собрали? (дети отвечают)

Итог ОД.

Ребята где мы с вами сегодня побывали?(Ответы детей)

О каких народах мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Что вы узнали о них? Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? (ответы детей).

Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»).

Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.

Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.

А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.

Мы поместим их на самое видное место в группе, и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.

16 слайд.

А сейчас послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

Цель : формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;

— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование : детские рисунки о разных правилах приветствия, иллюстрации с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин; географическая карта Европы; настольно-печатные игры «Какой сказке что подходит», «Наши соседи»; бумага, цветные карандаши, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась учительница школы Елена Ивановна. Она вместе со своими первоклассниками придумала оформить в классе «Уголок путешественника», где поместятся книги, энциклопедии. Здесь же будут находиться карта мира, а также игры, предметы, рассказывающие о культуре народов разных стран. Но Елена Ивановна очень хочет поместить в этом уголке не только то, что рассказывает о различии в культуре разных народов, но и игры, детские рассказы о том общем, что объединяет их культуру. Ребята из ее класса уже подобрали много книг, игр, рисунков, альбомов, марок, значков, сувениров, игрушек, рассказывающих о различиях в культуре разных народов. Но они не знают, как можно рассказать о том общем, что объединяет их культуру. И вдруг Елена Ивановна вспомнила, что в нашем детском саду есть ребята, которым много читали и рассказывали по этой теме. Она надеется, что вы им обязательно поможете в оформлении «Уголка путешественника». Ребята, вы согласны помочь Елене Ивановне?

Дети. Да.

Воспитатель . Как можно ей помочь?

Дети . Мы можем записать наши рассказы на диктофон и выслать, рассказать о наших играх, выслать наши рисунки, фотографии, картинки.

Воспитатель . Молодцы, вы все хорошо придумали. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о культуре разных народов. Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Наши соседи»

Оборудование: пирамида, состоящая из четырех граней, каждая поделена на четыре подвижные части. На каждой грани — картинки с изображением элементов культуры одного из народов мира: национальный костюм, архитектура, характерная для этой страны (пагода как символ архитектуры Китая, колоннады и широкие лестничные марши древнегреческих Афин как символ архитектуры Греции), национальное блюдо (блины у русских, рис у китайцев), государственный флаг.

Игроку нужно совместить четыре части граней пирамиды так, чтобы все они соответствовали определенной национальности.

Вариант 1. Ведущий предлагает ребенку собрать одну из граней пирамиды, показывает картинку с изображением людей в костюмах, просит сказать, к какой национальности они относятся; дает задание детям подобрать соответствующие картинки с характерным для этой страны жилищем или символом архитектуры, блюдом, флагом; предлагает рассказать, что они знают об этом народе.

Вариант 2. Ведущий раскладывает карточки изображением вниз, предлагает ребенку выбрать любую из них и сказать, что на ней изображено. По выбранной картинке игрок составляет одну из граней пирамиды, педагог с детьми оценивает правильность выполнения задания.

Воспитатель. Ребята, на одном из занятий мы с вами познакомились с тем, что люди разных национальностей отличаются друг от друга правилами поведения. Давайте рассмотрим ваши рисунки после этого занятия и вспомним о разных правилах приветствия, которые существуют во многих негритянских племенах.

Дети рассматривают свои рисунки и рассказывают о нарисованных правилах приветствия.

Ребята, обычаи, о которых вы сейчас рассказали, нам непонятны, потому что мы с ними не сталкиваемся, но каждый обычай, которому следуют разные народы, проверен долгой историей. Национальные традиции требуют понимания и уважения. Хотите узнать, что считалось долгое время признаком красоты, достатка и достоинства у разных народов?

Дети . Да.

Воспитатель . У французов долгое время признаком красоты, достатка и достоинства считались пышные перья на шляпах, у индейцев — боевая раскраска на лицах, у русских девушек — длинная коса, у китайских женщин — маленькие ступни.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением французов с пышными перьями на шляпах, индейцев с боевой раскраской на лицах, русских девушек с длинными косами, китайских женщин.

Продолжим наш разговор о культуре разных народов. Ребята, кто из вас знает сказку «Колобок»?

Дети отвечают.

От кого вы ее услышали?

Дети отвечают.

Мама услышала эту сказку от своей мамы — бабушки, бабушка могла прочитать эту сказку в книге. А вот когда не было книг, как люди могли узнать, что было давным-давно?

Дети . Люди рассказывали друг другу об этом.

Воспитатель. Да, люди рассказывали друг другу о том, как нужно прилежно трудиться, помогать старшим, как нужно девочке уметь все делать по дому: шить, готовить, прибирать, вязать, вышивать. Что говорили о таких прилежных девочках?

Дети . Что они рукодельницы, хозяюшки, умницы.

Воспитатель . Вспомните сказки разных народов, в которых рассказывается о таких девочках.

Дети. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица», эстонская сказка «Каждый свое получил», болгарская сказка «Благословенные орехи».

Воспитатель. Ребята, покажите на карте Европы, где находятся Россия, Эстония и Болгария.

Дети выполняют задание.

У каждого народа есть свои сказки, они написаны на разных языках, их герои носят разную национальную одежду. Однако если сказки читать внимательно, можно заметить сходство сюжетов, а самое главное — схожесть по смыслу. Что прославляется и осуждается в сказках, которые вы назвали?

Дети . Прославляются добро, прилежание, умение трудиться, осуждаются лень, грубость.

Воспитатель. Да, ребята, и в русских, и в эстонских, и в болгарских сказках говорится о торжестве труда, презрении к лентяям и лежебокам, справедливости и чести. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что содержание сказок разных народов во многом схоже.

Игра «Какой сказке что подходит?»

На картинках изображено содержание пословиц. Воспитатель предлагает подобрать к ним иллюстрации из сказок народов мира, содержание которых близко содержанию пословицы, и объяснить, почему они сделали такой выбор. Например, к сюжетной картинке, характеризующей содержание пословицы «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», дети смогут подобрать иллюстрации таких знакомых сказок, как русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо поганое», греческого мифа о Геракле; к сюжетной картинке с изображением содержания пословицы «Делай другим добро — будешь сам без беды» — иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», африканской сказке «Обезьяна, питон и заяц», индийской сказке «Человек и тигр».

Воспитатель. Ребята, так что же объединяет культуру разных народов?

Дети . Уважение к матери, труду, героям.

Воспитатель . Как бы ни отличались люди друг от друга, их культуру объединяет много общего: любовь к детям и родителям, уважение к старикам, бережное отношение к своим традициям, красота материнства. Достояние культур всех народов равноценно, представляет общую культуру землян. Если исчезнет одна культура, это будет потерей для других. Каждый человек должен не только знать, любить и беречь свою культуру, но и изучать, понимать, уважать культуру других народов. Почему?

Дети . Чтобы лучше узнать друг друга.

Воспитатель. Все верно, культурное наследие помогает народам лучше узнать друг друга и полюбить. Ребята, ваши рассказы, записанные на магнитофон, я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. Что еще поможет им оформить «Уголок путешественника»?

Дети. Игра «Какой сказке что подходит», наш альбом с пословицами, поговорками разных народов, картинки, наши рисунки.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю всем вместе сделать «хоровод сказок» и подарить его нашим друзьям.

Дети рисуют цветными карандашами сказочного героя в национальном костюме из любой сказки народов мира на листе бумаги, сложенном «гармошкой» и вырезают. Образуют хоровод сказочных героев вокруг березки.

Посмотрите, какой дружный хоровод получился! Послушайте стихотворение.

Ребенок

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете,

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду ее никому не дадим!

В. Орлов

Воспитатель. Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).

Разделы: Логопедия

Образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура».

Цель: приобщать детей к истокам народных традиций.

Задачи :

  • Обобщать представления детей о народах Земли, их традициях, культуре (национальной одежде, домах, играх, сказках, пословицах, национальных игрушках).
  • Углублять представления о многообразии людей на земле. Формировать представления детей о дружбе людей во всем мире. Познакомить с голубем-символом мира.
  • Развивать познавательный интерес к традициям разных народов. Развивать умение детей рассуждать, делать умозаключения на основе причинно-следственных связей.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей, способствовать развитию личности в духе толерантности.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением людей разных стран в национальной одежде и их дома, книга сказок, карточки с пословицами, кольцо, камушек, национальные игрушки - олень, матрешка, дарума; голубь-образец, заготовки голубей, листы белой бумаги по количеству детей.

Предварительная работа : знакомство с традициями и культурой разных народов Земли в процессе бесед, занятий, досугов и игр-путешествий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед:
- Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте детушки милые. Проходите, мои хорошие! Располагайтесь, поудобнее. (Дети рассаживаются на лавки.)
- Встречаясь, мы говорим друг другу «здравствуйте». Что обозначает это слово?
Дети:
- Мы желаем здоровья!
Логопед:
- Верно, этим словом мы желаем друг другу здоровья, добра, мира. Люди разных стран при встрече тоже говорят здравствуйте, только на своем языке. Давайте вспомним, как здороваются в Англии (Хэллоу), а в Японии (Конитива). В далеком Китае при встрече говорят почтительно «нихао», в жаркой Африке - произносят коротко «джамбо».
- Сегодня мы поговорим с вами о разных странах, о традициях разных народов. Традиции - это знания о жизни людей. По ним мы узнаем, как жили люди раньше, потому что традиции передаются от дедов к отцам, а от отцов к детям.
- А зачем нужно знать традиции людей разных стран?
Дети :
- Чтобы знать, как себя вести в этой стране, чтобы подружиться с людьми.
Логопед:
- Я хочу показать вам картинки. На них изображены люди. (Показывает картинку с индейцами.) Как вы думаете, кто это? (Индейцы.) Где они живут? (В Америке.) Почему вы так решили? (У них куртка с бахрамой, на голове перья.)
- (Показывает картинку с японцами.) А эти люди из какой страны? (Из Япони) Как вы догадались? (Они одеты в кимано.) Правильно, кимано носят в Японии.
- (Показывает картинку с африканцами.) А эти люди откуда? (Из Африки.) Как называют их одежду? (Канга, на голове тюрбан.)
- (Показывает картинку с людьми с Севера.) Угадайте-ка, где живут эти люди? (На Севере.) Почему вы так думаете? (У них малица, кухлянка, унты.)
- И последняя картинка будет легкой для вас. Эти люди живут… (В России.) Что носили когда-то давно наши прабабушки и прадедушки? Все изображенные на картинках люди одеты в ту одежду, какую было принято носить там, где они живут. Такую одежду называют национальной. И надевают ее чаще всего по особым случаям, например, в праздники.
Музыкальный руководитель:
(показ слайдов с изображением домов народов мира)
- Не похожа национальная одежда людей разных стран. Также не похожи и их дома.
Давайте посмотрим, какому народу какой дом подходит.
- Как называется этот дом? (вигвам) Кто в нем живет? (индейцы).
- Где строят такие дома? (в Японии).
- Как называется этот дом? (хижина). Где такие дома? (в Африке).
- Как называется такой дом? (чум). Где строят такие дома? (на Севере).
- А это что? (изба). Где можно увидеть такие дома? (в нашей стране, в деревне).
- Как вы думаете, почему дома людей разных народов так отличаются?
Дети:
- Потому что люди живут в разных местах. Там разная погода. В одних местах холодно, а в других жарко.
Логопед:
- Молодцы ребята, помогите мне собрать картинки. (Показ слайда с изображением избы.)
- На Руси строительство избы было большим делом. Созывали весь честной народ на строительство. Ведь одному человеку это было не под силу! Собирались мужики и начинали рубить избу. Рубить избу означает - строить, а строили ее из бревен, которые рубили топорами. Есть и пословица русская «Не взявшись за топор, избы не срубишь» (убирает картинку ).
- Пословицы есть не только у русского народа. Краткие, точные изречения есть у всех народов на Земле.
Логопед : (достает книгу)
- В моей волшебной книге много разных пословиц написано. Я вам их прочитаю. А вы попробуйте угадать какой народ их придумал, откуда они попали к нам. (Читает пословицы, дети отгадывают родину пословицы .)
- «Двум слонам не хватает места для отдыха в тени одного дерева» (Африка). - «Олень и собака - друзья охотника» (Северные народы).
- «Все, что цветет, неизбежно увянет» (Япония).
- «В своем лесу индеец знает обо всем» (Америка).
Музыкальный руководитель:
(Динамическая пауза)
- Молодцы, ребятишки, девчушки и мальчишки. Однако, засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок (выходит из-за стола ), да меня послушать еще разок. Поиграем мы в русскую народную игру «Колечко». Все вы эту игру знаете. А игра эта старинная. Еще ваши бабушки и дедушки любили в нее играть. Сегодня мы поиграем в эту игру так, как играли на Руси. Вставайте в круг. Готовьте свои ладошки. Кому колечко достанется, тому нужно выбежать из круга, чтобы ребята не успели задержать. А я водить буду, да считалку приговаривать.

Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!

А теперь все вместе: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
- А в Японии в эту игру по-другому играют. Хотите узнать, как? Я вас научу. Спрячьте свои ручки за спину, откройте одну ладошку. Вот так. А я пройду. И камешек кому-нибудь положу. Кому камешек достанется, тот после слова «беги» быстро выбегает на середину круга. А остальные ребятки его должны удержать.

Вот по кругу я иду,
Всем вам камешек кладу.
Крепче камешек держи
И быстрее в круг беги (играют).

Логопед:
- Интересная игра, правда, ребята? Русские и японские дети отличаются друг от друга, а игры у них похожие…
- Сейчас места свои займем и дальше нашу беседу поведем.
Дети рассаживаются по местам .
- У детей разных стран есть свои национальные игрушки. Они пришли к нам из далекого прошлого. Хотите узнать, что это за игрушки? Я вам их сейчас покажу. (Достает оленя. ) Как вы думаете, откуда такая игрушка? (с Севера). Правильно, и сделана она из оленьего рога.
Отгадайте-ка, ребятки, вы теперь мою загадку:

Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
И зовут ее…. (Показывает матрешку. )

Правильно, русская матрешка. Матрешки бывают разные, потому что делали их в разных уголках России. Первые из них появились очень давно. Из чего делают матрешек? (Из дерева. ) Верно, из дерева, потом расписывают и покрывают лаком. Матрешку можно собирать и разбирать, а еще можно просто рассматривать, ведь каждая матрешка не похожа на своих сестричек.
Еще одна русская игрушка - свистулька. Их делали из глины, а затем расписывали красками, получались очень яркие, красочные игрушки.
Логопед :
- А эта игрушка вам тоже знакома (достает даруму). Что это? (дарума). Где мы ее видели? (в Японии). Из чего она сделана? (из глины). Что вы о ней знаете? Верно, японцы верят, что эта кукла принесет удачу и счастье. Поэтому перед Новым годом каждый старается приобрести Даруму. Загадывает желание, пририсовывает или раскрашивает один глаз. А если желание исполняется, то в знак благодарности рисует кукле второй глаз.
- Дети всей Земли любят играть, и игрушки у них разные. (Убирает игрушки.) А что еще любят делать ребятишки?
Дети : танцевать, петь, смотреть мультфильмы
- А еще все ребята любят сказки слушать. А какие русские народные сказки вы знаете?
- А какие сказки других народов вам известны? (Ответы детей. )
- Скажите, пожалуйста, а сказки разных народов похожи друг на друга? (Нет. ) Верно, у каждого народа свои сказочные герои и сюжеты. И все-таки во всех сказках есть что-то общее. Подумайте, каких людей в конце сказки ждет награда?
Дети : добрых, дружных, трудолюбивых.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим отрывок из русской народной сказки про Илью Муромца.
Сценка «Илья Муромец»:
Слайд. Изба
Ведущий. Жили - были под городом Муромом, в селе Карачарово крестьянин Иван Тимофеевич да жена его Ефросинья Яковлевна. И был у них один сын - Илья.
Отец (вытирает рукой пот со лба). Тридцать лет на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит.
Мать. И ростом Илья богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся. (утирает платочком слезы)
Уходят.
Появляется Старец.
На экране слайд «Грозовое небо», звучит свист, грохот.
Старец. Слыхали? Нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям - дорогам разбойники рыщут, не дают они людям проходу, ни проезду. Налетает на Русь Соловей - разбойник, в свое логово девушек утаскивает. (Уходит)
Илья (гневно). Эх вы, ноги мои нехожалые! Эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!
На экране слайд «Голубое небо».
Старец подходит к Илье.
Старец. Здравствуй, Илья!
Илья. Здравствуй, добрый человек!
Старец. А не засиделся ли ты, сиднем сидючи, ровно тридцать лет и три года? Пора и честь тебе знать. Пробил твой час, Илюшенька! Принес я тебе ковшик студеной водицы. В этом ковшике вода всех озер, всех рек Руси - матушки. Пей, Илья! (Илья пьет.) Много ли чуешь в себе силушки?
Илья. Ой много, батюшка, много! (Встает и удивляется).
Старец. Будешь ты, Илья, велик богатырь. Бейся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудовищами. Защищай вдов, сирот, малых детушек. (Илью облачают в доспехи).
Илья. Мне бы меч булатный.
Старец. Да ты сходи в кузницу: они там добрые клинки куют. (Уходит.)
Исполняется русская народная песня «Во кузнице».
Два кузнеца выделяют ударами сильную и слабую доли в музыке.
Кузнец. Возьми, Илья, наш меч булатный, иди сражайся с Соловьем - разбойником.
Илья. Хорош меч! Благодарствую! (Принимает меч с поклоном.) Где бы мне коня раздобыть богатырского?
Кузнец. Это тебе надо к цыганам пойти. У них кони знатные! А вот и цыганский табор в Карачарово пожаловал!
Звучит цыганская музыка, на экране слайд «Цыганский табор». Выходит цыган.
Цыган. Народ, не проходи зря, бери коня!
Илья. Эх, и добрый конь у тебя! Чай, больших денег стоит? Почем товар?
Цыган. По деньгам.
Илья. А добрым молодцам?
Цыган. А на что конь - то тебе?
Илья. Хочу встретиться я с Соловьем - разбойником. Хватит ему лить кровь людскую.
Цыган. А коли так, бери даром, богатырь, нашу Бурушку - косматушку. Краше ее и сильнее нет на всем белом свете!
Илья (кланяется). Благодарствую!
Цыган уходит. На экране слайд «Дорога уходящая в даль».
Ведущий. Стал с тех пор Илья Муромец знатным богатырем. Защищал землю матушку от врагов и разбойников!
Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в интересную игру. Кто придумает как можно больше предложений со словом «дружба»? Можно называть пословицы с этим словом! Вспомним мультфильмы, книги о верных друзьях.

Пословицы:

Дружбу за деньги не купишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Мульфильмы:

«Крокодил Гена и его друзья», «Бременские музыканты», «Винни-Пух и его друзья», «Малыш и Карлсон»….

Музыкальный руководитель:
- Верно, в сказках всего мира добро побеждает зло, любовь и дружба крепче всего, а терпение и труд все перетрут!
- Хочу и я вам сказку одну рассказать.
- В давние-давние времена жили на Земле разные народы. Были эти народы не похожи. Крепкая дружба объединяла их. Жили они как одна большая семья: без вражды, без ссор, без печали. И были на земле в ту далекую пору чудесные могучие леса, широкие реки, высокие горы. Но вот задумал злой черный колдун разрушить всю эту красоту, засушить землю и сердца людей, поссорить их между собой. Послал колдун на землю ветры-суховеи. Иссушили ветры землю. Поломались от ветра деревья. Пересохли моря и реки, рассыпались горы. Стали люди злыми, ссориться начали да враждовать.
Узнал об этом несчастье белый голубь. Больно ему стало смотреть на белый свет. Взлетел голубь высоко в небо. Стал просить тучу пролиться очищающим дождем. Послушала туча белокрылого голубя, пошел на земле дождь. Где падали на землю капли, вырастали на том месте прекрасные цветы и деревья. А люди под дождем становились чище и добрее. Поняли люди, что нечего им делить, незачем им ссориться. Помирил голубь народы. С тех пор стали люди считать белого голубя символом мира и дружбы людей на Земле. (Показывает голубя .)
Логопед :
- Сегодня на память о нашей встрече я предлагаю вам сделать голубей. Я приготовила для вас вот такие заготовки (раздает детям ). Чего не хватает у этих голубей? (крыльев ). Правильно, и сейчас каждый из вас сделает своему голубю крылышки из белой бумаги. (Кладет на середину стола листы белой бумаги.) Возьмите лист бумаги, положите его вертикально перед собой, вот так. Отогните узкую полоску, проведите пальцами по линии сгиба. Полоска должна быть узкая. Переверните лист на обратную сторону. Загибаем еще одну полоску. И так делаем гармошку из всего листа…(После показа приемов воспитатель встает, подходит к детям, следит за выполнением работы, дает индивидуальные указания.)
- Молодцы, у всех получилось. (Садится на свое место.)
- Теперь берем нашу гармошку и продеваем в прорезь заготовки до середины. И расправляем крылья нашему голубку (показывает). Покажите всем своих голубей.

Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета
Всем народам передай.

Вот какие красавцы у вас получились. Похожие, но разные.
Музыкальный руководитель:
- Так и люди отличаются цветом волос, кожи, глаз. У них разные дома, песни, сказки, своя национальная одежда и игрушки. Но эти различия не могут помешать людям дружить, стараться понять друг друга, уважать традиции других народов.

Людмила Батурина
НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы «Жизнь народов Севера»

Программное содержание :

1. Расширить и закрепить знания детей культуре , быте коренных народов Севера .

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей ;

3. Прививать интерес к народам севера и уточнить , чем богат этот край.

4. Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

5. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни ;

6. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Предварительная работа :

Беседа о Ханты-мансийском округе , рассматривание иллюстраций на тему : “Северный край” , чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера , составление рассказов на темы : “Где мы живем?”, “Наш город”, дидактические игра “Что лишнее?”, подвижные игры “Хэйро” (солнце) и т. п.

Словарная работа :

чум, оленевод, малица, стойбище, коренные народы .

Материал :

глобус, карта Тюменской области, гимнастические палки, ткань, скотч, макет стойбища, куклы в национальных костюмах, д\и «Собери целое из частей» , музыкальное сопровождение песней «Югра-сестра моя-Югра»

Литература :

Л. В. Федоров. Северные родники . Тюмень,2001г.

Арктика –мой дом. Москва. 2001г.

Дудников Н. Е. Мой дом Север . - М., 1998

Копцева Т. А. Природа и художник. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

Набор фотографий "Северный край "

Приложение к журналу "Северные просторы " № 3-4, 1996.

Турутина П. Г. По тропам моих предков и моего детства. - Челябинск : ПО "Книга", 2000.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?

Дети : Россия.

Обозначим на глобусе флажком нашу страну.

Воспитатель : Как вы думаете, какая Россия по величине? (ответы детей )

Воспитатель : Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. Наверное, проживает в ней много людей разных национальностей.

Дети : русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики, грузины, армяне, и т. п. (обращаю внимание на кукол в мини-музее «Кукла в национальном костюме» )

Воспитатель : А чем народы отличаются друг от друга?

Правильно, они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ , поэтому русский язык является главным в нашей стране : на нем разные народы общаются между собой.

Воспитатель : Ребята скажите, в какой области мы с вами живем?

Дети : В Тюменской (рассматривание карты Тюменской области) .

Воспитатель : Наша Тюменская область очень большая и богатая, большую часть области занимают северные широты , в ней проживают много национальностей. Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера ?

Дети : Ханты, манси, ненцы, коми

Воспитатель : Правильно коренное население севера – это ханты и манси . Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там нелегко.

И я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к ним, посмотреть, как они живут. (Рассказ сопровождается показом на макете)

Воспитатель : Поселение хантов называется – стойбище. Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище. Как вы думайте, из чего его делают?

Дети : Чумы делают из оленьих шкур (Артем расскажет про чум из своей книжки – малышки «Сколько братьев у нашего дома» ).

Воспитатель : А вы знаете, что огонь это для хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род (показ на макете) . В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, легко построить чум? Посмотрите, из чего можно построить чум? (Дети подбирают материал в группе для строительства чума).

Игра «Кто быстрее построит чум»

Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум будет готов.

Воспитатель : Каких животных разводят на севере ?

В тундре он бродит большими стадами,

Словно короной, красуясь рогами.

Важен он в жизни полярных народов-

Транспорт надёжный для дальних походов. (северный олень )

Дети : Оленей.

Воспитатель : Правильно, олень быстро бегает, их запрягают в упряжки, легко переносит мороз. Его копыта не проваливаются в снег, так как при ходьбе его копыта раздвигаются, и лапа становиться шире. Питается олень мхом - ягелем, ягодами, грибами. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.

Воспитатель : Ребята, а какая основная профессия хантов?

Дети : Оленевод.

Воспитатель : Они ведут кочевой образ жизни . Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

На чем переезжают оленеводы? Отгадайте загадку.

«Олень от них убегает, а они не отстают» .

Воспитатель : Молодцы, это сани, но на языке хантов, они называются нарты.

Посмотрите, что в руке у оленевода?

Дети : Палка, шест.

Разминка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Зайка по полю бежит

И к нему стучит :

Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Зайка - зайка забегай Лапу мне давай!

Воспитатель : Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом, еще ханты ездят на собачьих упряжках.

Северный край нашей области очень богат реками и озерами, поэтому

кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.

Какую рыбу могут поймать рыболовы?

Дети : щука, окунь, карась, язь.

Малоподвижная игра «Ручейки и озера» .

Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Воспитатель : Как вы думаете, чем ханты могут питаться?

Как и все женщины хантеечки делают летом припасы : вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку.

Еще женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки.

Посуду ханты изготавливают из бересты, дерева.

Дети хантов помогают своим родителям : девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу . Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

Воспитатель : У северных народов свои песни и танцы , игры не похожие на русские народные .

Подвижная игра «Полярная Сова и евражки» .

Цель : Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие евражки. Под музыку евражки ходят по залу как по тайге. По сигналу «Ночь» , евражки останавливаются «замирают» , не шевелятся. Полярная сова облетает всех евражек и того, кто пошевелиться уводит с собой, забирает.

Воспитатель : Посмотрим на одежду - хантов.

Просмотр слайдов

Воспитатель : – Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?

Дети : – Холодно.

Воспитатель : – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.

Загадка :

“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”

Дети : – Малица.

Воспитатель : – Кто нам расскажет про малицу?

Дети : Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

Воспитатель : – На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?

Дети : – Кисы.

Воспитатель : – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.

Ребята, вспомните, как называется женская шуба?

Дети : – Ягушка (рассматривают ягушку) .

Воспитатель : – Чем отличается ягушка от малицы?

Дети : – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

Воспитатель : – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?

Дети : – Сумочка.

Воспитатель : В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д. Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бисера, цветных ниток.

Игра-воображение «Мы попали на Север »

Цель : Расширение представлений об особенностях народов Севера .

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель : Умение составлять целое из частей.

Но для этого надо разбиться на 3 группы . Ребята, у кого в одежде есть, желтый цвет подойдите к желтому кубику, синий – к синему кубику, а у кого нет в одежде ни желтого, ни синего цвета подойдите к красному кубику. Теперь у нас команды!

(звучит песня «Югра-сестра моя-Югра» )

Что вы собрал? (чум, нарты и т. д.)

Воспитатель : Посмотрите, что сияет над чумом?

Дети : Это северное сияние .

Северное сияние очень красивое зрелище, как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.

Игра «Какой, какая?» .

1. Север какой (суровый, красивый край)

2. Погода какая (морозная, холодная, студеная)

3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)

4. Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)

5. Олень какой (красивый, добрый, смелый)

6. Тундра какая (безлесная, снежная, красивая)

8. Зимой какая ночь (полярная)

9. На чём коренные жители передвигаются по тундре?

10. Какие животные живут на Севере ?

11. Что едят олени? (ягель, мох) .

Что новое вы узнали сегодня?

Какие новые слова вы запомнили?

Какие трудности были для вас.