Киево-Печерская Лавра: история, легенды, чудеса. Киево-Печерский монастырь (Лавра)

Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) , управляющий делами Украинской Православной Церкви.

- Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

Был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних - преподобного Феодосия в 1074 году.

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

- Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания?

Несомненно, существует глубокая духовная связь между и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец - автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В ХІІІ веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых - .

Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

- Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

В конце XVI - начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них - архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616-1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

Важное место в истории монастыря данного периода занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр (Могила). Одной из главных сфер его деятельности была забота об образовании. В 1631 году святитель основал в Киево-Печерской Лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и многие другие. В 1632 году, для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине - Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии был преобразован в Киевскую духовную академию.

После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

- Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688-1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII - начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве - Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников - советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

В начале 1920-х годов благодаря энтузиазму представителей творческой интеллигенции был организован Музей культов и быта для предотвращения уничтожения духовных и художественных ценностей обители. В годы воинствующего атеизма в Лавре был создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. В 1926 году Киево-Печерская Лавра была признана историко-культурным государственным заповедником. Однако в начале 1930 года монастырь был закрыт. В том же году были закрыты Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами заповедника. Во время Второй мировой войны немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор.

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом - три мироточивые главы начали источать миро.

На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных , чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

И по сей день в Лавре происходят чудеса

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное - искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых - это новомученики и исповедники ХХ века.

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым - Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, - все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи - царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра – это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Троице-Сергиева лавра - основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее , где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV-XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе - от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них - Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго - около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера - Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
    • с юга – трехэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
  • В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого

В конце XVII - начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Открытие духовной семинарии

В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители было присвоено почетное имя Лавры.

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь .

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV - XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

Киево-Печерская Лавра с высоты

Основные моменты

Сегодня комплекс разделяют на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) и Нижнюю (Украинская Православная Церковь) Лавры; они обе открыты для посещения. С 1990 года ансамбль монастыря включен в список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская Лавра отличается потрясающей атмосферой – здесь мало строгости и сдержанности, обычно присущих религиозным местам. Зеленые просторы, залитые солнцем, прогуливающиеся в розарии художники, сияющие купола и сверкающая река у подножья монастыря – вот картина, которая запомнится любому туристу!

История

В 11 веке на этом месте находился большой лес, куда часто отправлялся для уединенной молитвы священник Иларион из села Берестова, располагавшегося неподалеку. Здесь он выкопал для себя пещеру, в которой собирался жить в аскезе и служении Господу, но, после его назначения митрополитом Киевским в 1051 году, схимническое уединение пришлось оставить. В этот период в столицу прибыл монах Антоний с Афона, ему не понравился уклад местных монастырей, и поэтому он решил поселиться в пещере Илариона.

Молва о религиозности и святых делах монаха быстро разошлась по окрестностям, что привлекло к нему нескольких учеников. В скором времени их число выросло до двенадцати человек. Вокруг пещеры они смогли построить небольшую церковь и кельи. Игуменом нововозведенного храма стал Варлаам, считающийся первым настоятелем Киево-Печерской Лавры. Антоний, тем временем, отправился на соседний холм, где обустроил новую пещеру. Она стала началом так называемых «ближних» подземных ходов комплекса, а к «дальним» стали относить самую первую его пещеру и кельи учеников.

Постепенно монахи прибывали, и места стало не хватать. В связи с этим было принято решение о строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы, но она уже располагалась на холме. Антоний понимал, что число прихожан и учеников будет только увеличиваться, поэтому он отправился к великому князю Изяславу Ярославовичу, чтобы просить разрешения использовать всю территорию холмов для строительства. Возникший монастырь получил название Печерского, а новым настоятелем стал Феодосий. Активные действия и проповеди монахов были замечены и привлекли многочисленные пожертвования. На собранные по миру средства в 1073 году началось строительство каменного храма, законченное через 16 лет. Несколько веков подряд комплекс развивался как религиозная святыня, но в начале 17 столетия обозначилось новое направление – монастырь стал важным просветительским и образовательным форпостом.

В 1616 г. тут была основана типография, где велось активное печатание книг. На её базе Петр Могила основал училище, объединённое с братским, которое стало началом Киево-Могилянской коллегии – первого учебного заведения такого ранга на территории всего государства. С этого момента с Лаврой неизменно были связаны имена великих политических деятелей, писателей, ученых и философов.

В 1688 году, во времена Великой Руины, Киево-Печерская Лавра подчинилась Московскому Патриарху, но через 100 лет в 1786 г. она была переведена обратно под покровительство Киевского Митрополита. В начале 20 века на территории монастыря была организована Государственная историческая библиотека Украины, которая располагается и действует там до сих пор.

Не обошлось в истории Лавры без трагических страниц – она неоднократно переживала пожары различного масштаба, а во время Великой Отечественной войны немецкими солдатами был разграблен и подорван Успенский храм, который восстановили только в 2000 году.

В 1961 г. монастырь был закрыт повторно (первый раз это произошло в 1930 г.) в рамках хрущевской антирелигиозной кампании. В светском статусе он просуществовал вплоть до 1988 г., когда во время празднования 1000-летия крещения Руси Киево-Печерская Лавра вновь открыла двери для монахов и прихожан, а также ей во владение были переданы Дальние пещеры.

Религиозные сооружения

Безусловно, именно строения сакрального назначения составляют большую часть достопримечательностей комплекса "Святая Успенская Киево-Печерская Лавра". Обойти их все за раз вряд ли удастся, но обратить внимание на самые знаковые определенно стоит, даже если вы человек неверующий или принадлежите к иной конфессии.

Успенский собор (ул. Лаврская, 11)

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 году.

Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства.

Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. К сожалению, изображения не сохранились до наших дней.

Великая Печерская церковь являлась уникальным произведением искусства начала 12 века и не имела аналогов не только на Руси, но и в Византии – а значит, почти во всем православном мире. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.

За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.

Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 году, восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма.

До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров.

В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной. Реставрационные работы до сих пор не завершены, но в праздничные дни в храме проводятся священные литургии, а также осуществляются таинства крещения и венчания. На сегодняшний день святыня является местом паломничества большого количества верующих.

Трапезные церковь и палата (ул. Лаврская, 11)

Трапезная церковь 19 века является самым заметным сооружением на всей территории Киево-Печерской Лавры. Ранее на этом месте находилась монастырская столовая, построенная в конце 17 века, но со временем она стала мала для всех служителей Лавры. Сооружение расширили, возведя просторную палату. К новой трапезной присоединили церковь святых Антония и Феодосия Печерских, увенчанную величественным 20-метровым куполом.

В 1911 году рядом с Трапезным храмом был похоронен Пётр Столыпин. Посетить могилу известного деятеля своей эпохи сегодня может любой желающий.

Церковь и палата пострадали во время войны, но были быстро восстановлены. Сегодня от старого здания сохранились только портал над главным входом, кухня и некоторые фрагменты стен.

С 60-х и до 80-х годов в здании функционировал музей атеизма, затем церковь полностью вернула себе религиозное назначение.

Реставрационные работы в Трапезном храме проводятся по сегодняшний день. Так, в 2012 г. было проведено торжественное освящение креста, который установили над входом.

Большая Лаврская колокольня (ул. Лаврская, 11)

В середине 18 века была возведена Большая Лаврская звонница на тринадцать колоколов. Ее высота составляет 96,5 м, учитывая крест и гранитное основание. Сооружение действительно впечатляющее: при строительстве было использовано 5 млн кирпичей и 20 тыс. тонн извести. Толщина стен первого яруса достигает 8 метров, на покрытие купола понадобилось 3,5 кг сусального золота.

Здание занимает 6 место в списке самых высоких православных звонниц, уступая только сооружениям с длинными шпилями. Два года назад к ее многоголосию добавился еще один колокол.

На сегодняшний день первый ярус Большой Лаврской колокольни реставрируется. Отчасти это связано с небольшим отклонением от вертикальной линии, сейчас оно составляет примерно 62 см.

Несмотря на восстановительные работы, колокольня открыта для посещения, и подняться на нее нужно обязательно – с высоты открывается захватывающий вид на всю Киево-Печерскую Лавру, Днепр, большую часть Киева.

Троицкая Надвратная церковь (ул. Лаврская, 11)

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко.

Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность.

Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.

Пещеры Киево-Печерской Лавры (ул. Лаврская, 15)

Подземные ходы Лавры – главная изюминка комплекса – обросли слухами, домыслами, легендами. Говорят, что по ним можно спуститься до самой реки, упоминают о бесшумных тенях, скрывающихся в темных нишах, рассказывают о призраках. Неудивительно, что даже неверующие люди стремятся попасть внутрь с хорошим экскурсоводом. Для православных же монастырские подземелья уже многие века являются целью паломничества.

Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры находятся на глубине около 10-15 м, а тоннели растянулись почти на 400 м. В них располагаются три подземные церкви и две кельи Антония. На сегодняшний день в усыпальницах храмов можно увидеть мощи семидесяти трех святых.

Дальние пещеры уходят вглубь на 15-20 м, а система коридоров имеет протяженность около 300 м. Под землей действуют три церкви и две кельи Феодосия, располагающиеся в разных частях пещер. При осмотре туристы смогут увидеть сорок девять святых мощей.

В одной из бывших келий дальних тоннелей находятся уникальные мироточивые главы. Выделяемое вещество классифицируют как высокоочищенное масло без каких-либо примесей, а анализ белка показал, что природа мира полностью органическая. С научной точки зрения этот феномен необъясним, что укрепляет веру паломников в чудотворные свойства вещества.

Все мощи размещены в древних деревянных раках, над каждой из них есть табличка с указанием имени и сана, а также икона (большинство из них датируются 19 веком). Сами святые закрыты специальными одеждами, но у некоторых оставлены непокрытыми кисти рук. Так посетители могут сами убедиться, что тела не тлеют.

Музеи Киево-Печерской Лавры

Комплекс "Святая Успенская Киево-Печерская Лавра" знаменит не только святынями и храмами – на территории Лавры активно и успешно функционирует несколько музеев и выставок светского характера.

Музей исторических сокровищ Украины (ул. Лаврская, 21) имеет постоянную экспозицию. Она включает в себя предметы времен древней Руси из золота, серебра, драгоценных камней, а также уникальные артефакты 6-3 веков до нашей эры.

В музее книги и книгопечатания Украины (ул. Лаврская, 21, корпус 9) представлена экспозиция, отражающая всю историю типографского дела от древних времен до сегодняшнего дня. Гости смогут увидеть уникальные рукописные фолианты, раритетные издания и старинную технику для печатания. Все собрание сегодня находится под покровительством ЮНЕСКО.

Экспозиция музея театрального и музыкального искусства (ул. Лаврская, 21) посвящена истории украинского сценического творчества. На втором этаже туристы смогут увидеть коллекцию музыкальных инструментов и шкатулок.

В музее микроминиатюр (ул. Лаврская, 21) представлена постоянная выставка впечатляющих работ известного во всем мире мастера Николая Сядристого. Объекты экспозиции можно рассмотреть только под увеличением, самые известные из них – подкованная блоха и караван верблюдов в игольном ушке.

Коллекция музея украинского декоративного искусства (ул. Лаврская, 5, корпус 29) была основана в 1899 году. Сегодня она весьма обширна и включает в себя образцы резьбы и росписи по дереву, вышивку, керамику и т.д.

Также Киево-Печерский заповедник предлагает гостям побывать на художественных и фотовыставках, презентациях книг, конференциях и других интереснейших мероприятиях, которые регулярно проводятся в стенах и на территории комплекса.

Для туристов

Прогулка по комплексу не грозит быть утомительной. На территории монастыря раскинулся небольшой парк, в котором растут знаменитые розы Киево-Печерской Лавры. Через него проходит длинная аллея, приводящая туристов к святым источникам, из которых можно попить или набрать воды.

Каждый гость этих мест может насладиться отличным видом на Днепр, комплекс Ближних и Дальних пещер, пасеку, а также Заднепровье. Просторная смотровая площадка находится за трапезной.

Так как на территорию монастыря нельзя приходить со своей едой, для удобства были открыты два кафе. Здешняя кухня предлагает широкий выбор национальных украинских блюд и напитков, некоторые можно взять на вынос. Заведения работают согласно графику всего комплекса и закрыты только 1 января. Также вы сможете посетить магазин, где можно приобрести крестики и книги (обеденный перерыв – 13:00-13:45).

Обязательно надевайте удобную обувь, так как Киево-Печерская Лавра располагается на двух холмах, тут много спусков, подъемов и лестниц, а большинство дорожек выложены брусчаткой. Для посещения храмов следует выглядеть соответствующим образом, поэтому около входа в них любая женщина может взять платок, чтобы покрыть голову или повязать на пояс, скрыв брюки или обнаженные ноги.

Нижняя Лавра доступна ежедневно с 6:00 и до конца вечернего богослужения (примерно 20:00), а пещеры принимают туристов с 9:00 до 16:00. Вход на территорию, в храмы и пещеры бесплатный. Лучше начинать осмотр достопримечательностей отсюда, так как Киево-Печерский монастырь зарождался именно в этих местах. Выходной день здесь – воскресенье.

Верхняя Лавра открыта без выходных с 9:00 до 19:00 (осенью и зимой до 18:00), а кассы закрываются за 15 минут до конца рабочего дня. Вход на территорию стоит от 20 гривен для взрослых и детей, видео- и фотосъемка разрешены за отдельную плату.

Туристам предлагаются индивидуальные или групповые экскурсии с гидом, несколько постоянных экспозиций. Для детей регулярно проводятся тематические студии, уроки, игры и квесты. Необходимо сохранять билеты до конца посещения всех объектов комплекса.

Посетить пещеры Киево-Печерской Лавры можно самостоятельно или в составе группы за небольшую плату. Необходимо помнить, что проходы в пещерах узкие, поэтому людям с клаустрофобией необходимо заранее оценить свои возможности.

В каждый последний понедельник месяца правом бесплатного посещения обладают граждане социально незащищенных слоев населения (при предъявлении документа). Во время совершения богослужения в храме, церковных праздников, в день независимости Украины и день музеев вход бесплатный для всех желающих.

С недавних пор для посетителей комплекса открыт доступ на третий ярус Большой Лавровской колокольни, стоимость входа составляет 40 гривен. Чтобы подняться на самый верх, необходимо преодолеть 374 ступени.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Наиболее удобным способом добраться до Киево-Печерской Лавры для тех, кто плохо знает город, является метро. «Арсенальная» – ближайшая к Лавре станция – имеет всего один выход, поэтому заблудиться вы точно не сможете. Сразу на поверхности расположена остановка городского транспорта, подойдут маршруты 24, 406, 470, 520.

Пользоваться автобусом необязательно – от метро до входа в комплекс меньше полутора километров, поэтому дойти пешком до цели не составит труда.

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания: 1051 год
Основные достопримечательности: Успенский собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм, Теплый храм в честь всех преподобных отцов Печерских, Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Трапезная церковь, Ближние пещеры, Дальние пещеры
Координаты: 50°26"06.3"N 30°33"24.0"E

Киево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа. Это место обладает многовековой историей, славится своими храмами, красивейшими местами.

Сегодня ансамбль Киево-Печерской Лавры составляют более ста каменных сооружений, около двадцати церквей и более 40 архитектурных памятников .

Вид на верхнюю Лавру

История Киево-Печерской Лавры

На правом берегу Днепра красуется издалека непревзойдённая Киево-Печерская Лавра, в Печерском районе города Киева, который является древнейшим районом столицы. Название района связано с тем, что здесь когда-то проживали в пещерах (укр. - «печера») первые монахи. Основан монастырь, согласно историческим данным, в XI веке. А вот название «лавра» Печерский монастырь получил в XII веке. Монастырь, примерно ко второй половине XI века становится самым большим архитектурным центром в Киевской Руси. Здесь располагались плиточные, мозаичные мастерские. Спустя 100 лет, а именно в конце XII века вокруг Киево-Печерской Лавры были возведены оборонительные валы и фортификационные валы с башнями и бойницами.

Общий вид на Лавру

В этот же период, на территории монастыря строится Троицкая надвратная церковь, являющаяся одним из 6 памятников княжеских времен, сохранившаяся до наших дней. Киево-Печерская Лавра пережила татаро-монгольские нашествия, годы Второй Мировой войны, а так же сложнейшие периоды литовского и польского правления. Однако, несмотря на разрушения и повреждения, монастырь выдержал и сегодня представляет собой историко-культурный заповедник площадью 28 гектаров, где хранятся мощи более чем 400 святых. Среди святых много знаменитых зодчих, врачей, писателей, художников Киевской Руси. Так, например, здесь хранятся мощи Нестора-летописца - историографа, автора «Повести прошлых лет». Это единственное место в мире, где хранится так много святынь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

Огромное историческое значение имеет Национальный заповедник Киево-Печерской Лавры, где расположено около двадцати церквей, разного размера и возраста, отличающихся интерьерами и стилями. Самыми знаменитыми являются Троицкая церковь, Успенский собор, который украшает Соборную площадь, Трапезная церковь. Также вызывает интерес главная Лаврская колокольня , откуда, как на ладони, виден весь Киев. Троицкая надбрамная церковь располагается над входом в святую Лавру. Существует поверье, что для очищения от грехов, необходимо два раза пройти через врата церкви. Построена церковь была в начале двенадцатого века. Несмотря на то, что церковь небольшого размера, на ее стенах находятся 120 сюжетных библейских композиций.

Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия

Архитектура церкви представлена многопрофильными карнизами, и пилястрами, керамическими розетками. И, конечно, восхищает красивый синий купол церкви с золотыми звездами. На главной соборной площади Киево-Печерской Лавры возвышается Успенский собор, строительство которого датируется XI веком. Конечно, в тот период выглядел он совсем не так, как сегодня. Тогда это было прямоугольное одноэтажное здание с одним куполом. Московский архитектор Васильев, после пожара в 18 веке, объединил под одной крышей все постройки собора. Храм становится квадратным, двухэтажным зданием с семью позолоченными куполами. В Успенском соборе находятся до трёхсот захоронений церковных и известных исторических деятелей.

Троицкая надвратная церковь

Успенский собор являлся центром всей великой архитектурной композиции Лавры, однако, в начале ноября 1941 года при посещении Лавры германскими генералами и президентом Словакии Йозефом Тисо, храм был взорван и собор был разрушен . В ноябре 1998 года на основании имеющихся архивных данных началась его реконструкция, на средства собранные жителями города Киев, завершившаяся в 2000 году. Таким образом, сегодня Успенский собор повторяет точную копию собора XI века.

Этот собор славится алтарём, с совершенно чудесным иконостасом, длиной в 25 метров и высотой в 22,5 метра. Здесь находятся несколько всемирно известных храмовых икон, а именно - иконы Богородицы, Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы. Всего около 69 икон.

Большая Лаврская колокольня

На Соборной площади находятся также и другие очень интересные постройки. Здесь расположена резиденция митрополитов, которые жили тут до 1918 года и Благовещенская церковь. Сейчас в здании резиденции расположен музей, посвящённый украинскому декоративно-прикладному искусству.

Рядом с покоями митрополитов находится небольшой корпус, состоящий из 2-х этажей. Раньше на этом месте была трапезная, построенная в конце 19 века в стиле эклиптика. Неподалёку от трапезной была построена Трапезная церковь, которая сегодня является не только музеем, но и действующей церковью. Эта церковь считается одной из самых поздних построек и представляет собой большое помещение в форме восьмигранника. В храме находится очень красивый иконостас из мрамора и икона Антония Феодосия Печерского.

Церковь Всех Святых

Другим уникальным местом национального заповедника считается главная Лаврская колокольня, строительство которой длилось с 1731 до 1745 годы. Высота колокольни около 96 метров, глубина гранитного фундамента - приблизительно восемь метров, толщина стен - семь метров, а диаметр около 29 метров. Колокольня состоит из четырёх ярусов, оформленных по-своему. Огромный купол колокольни имеет площадь более пятисот квадратных метров, и завершает постройку крест, высота которого четыре с половиной метра. На четвёртом ярусе колокольни в декабре 1903 года были установлены часы-куранты, вес которых составляет 4,5 тонны. Во втором ярусе находилась публичная библиотека. Колокольня в своё время была самой высокой постройкой города Киева. Отсюда действительно можно наслаждаться видом части города город, расположенного на левом берегу и, конечно, всю Лавру.

Церковь Спаса на Берестове

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Уникальным явлением заповедника считаются, созданные человеком пещеры: Ближние и Дальние. Это главная достопримечательность, где покоятся мощи лаврских святых. Перед входом в пещеры находится Крестовоздвиженская церковь, которая до наших дней сохранила свой первоначальный облик. В пещерах Киево-Печерской Лавры сохранились шесть маленьких подземных церквей. Общая длина пещер, подземных лабиринтов больше 500 м, высота - два метра, ширина более одного метра, а глубина, на которой они находятся от пяти до двадцати метров . В восемнадцатом веке пещеры были укреплены от обвалов и были расписаны. Здесь стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди, в гробницах хранятся святые мощи.

Ру-си.

На-хо-дит-ся в Кие-ве (Ук-раи-на).

Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым Ан-то-ни-ем Пе-чер-ским , поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 года - начале 1052 года, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово - загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изя-сла-ва Яро-сла-ви-ча.

В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, - по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Сту-дий-ский ус-тав , стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-1078 годах на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.

С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Не-стор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).

В 1240 году мо-на-стырь был раз-граб-лен в хо-де мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия , вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии . Наибольший расцвет лавры относится к 1627-1647 годам, времени управления ею митрополитом Киевским Пет-ром Мо-ги-лой . При нём около 1643 года состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу XXI века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних - 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.

К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лав-ра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

В XIX веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели - митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).

В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях - Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.01.1930 года обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 годах из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 года вновь упразднён.

В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года - Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

Иллюстрация:

Кие-во-Пе-чер-ская лав-ра. Тро-иц-кая над-врат-ная цер-ковь. 1106-08. Фа-сад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.