«Духовные истоки Кубани»: чему будут учить школьников Краснодарского края. Духовная жизнь славянского населения Кубани конца XVIII-XX вв.: динамика и традиции народной культуры Чурсина Валентина Ивановна Презентация на тему духовная жизнь кубанцев

Чем отличаются кубанцы от жителей других регионов? Откуда пошло то, что мы называем кубанским менталитетом? Существует ли он на самом деле, а если да, то каков сегодня?

«Едва смеркается, а ставни закрыты»

Черноморское казачество являлось носителем малороссийских традиций, проявлявшихся во всех сферах жизни «войсковых обывателей», пишет историк и краевед Виталий Бондарь в своей книге «Войсковой город Екатеринодар в 1783-1867 годы». Суровые обстоятельства жизни в Екатеринодаре постепенно привели к огрублению нравов его жителей.

Это подтверждает приведенное в книге замечание очевидца тех времен - украинского историка В. В. Дроздовского: «…крайне неспокойное расположение города, его ужасный климат, разбросанность жилищ и значительная удаленность от культурных центров не могли не отразиться на жителях. Все путешественники и прогрессивные городские обыватели отмечают необычайную замкнутость, подозрительность, консерватизм, мелкое себялюбие и грубость екатеринодарцев... В то же время, - замечает историк, - нелюбовь к русским нисколько не мешала богатым черноморским офицерам искать женихов своим дочерям среди дворян - армейских офицеров».

Интеллигенция была серенькой, а жизнь - мещанской. В городе не было ни единой библиотеки, «Войсковые ведомости» (выходили с 1863 года), в которых печаталось о «пригульном скоте», считать газетой было нельзя»

«От военщины нельзя было ожидать культуры, - вторит ему екатеринодарский литератор и общественный деятель Степан Эрастов, - это не ее специальность. Казачата плохо учились. Большинство дотягивало так сяк до четвертого класса - на большее не рассчитывали. … Интеллигенция была серенькой, а жизнь - мещанской. В городе не было ни единой библиотеки, «Войсковые ведомости» (выходили с 1863 года), в которых печаталось о «пригульном скоте», считать газетой было нельзя».

Ценным источником по изучению истории Черномории исследователи считают рукопись смотрителя екатеринодарского духовного училища В. Ф. Золотаренко «Плач Василия по реке Кубани», посвященную Екатеринодару 40-х годов XIX века. Вот что пишет об особенностях жителей кубанской столицы двадцатисемилетний

«Едва только смеркается, как у всех ставни уже закрыты. Начинается безмолвие. Через полчаса город делается гробом. Нигде не увидите огня, не услышите вечерней песни казака… Только лай собак, которыми жители богаты, напоминает, что здесь живут люди. Нет движения в жителях Екатеринодара: жизнь в застое. То болезненность, то грязь, то однообразие сословий тому причиной. Будучи одного сословия, чины ведут между собой субординацию и вне службы. Один перед другим гордится».

По мнению В. Ф. Золотаренко, некоторое культурное влияние на екатеринодарское общество оказывали с начала 30-х годов позапрошлого века регулярные войска, базировавшиеся в городе. «С этого-то времени, - пишет он, - екатеринодарское общество начало читать, прислушиваясь к разговору русских. Но оно не сохранило, при сем случае, середины. Ухватившись за просвещение, оно утеряло свою патриархальность. И таким образом черноморцы, не сохранивши первого и утерявши вторую, так сказать, повисли на заблуждениях этикета, жеманства и стали стыдиться друг друга».

Все мы - хуторяне?

Говорят, что меняются времена, цивилизации, обстоятельства жизни - но люди остаются прежними. Похожи ли сегодняшние краснодарцы на своих предков?

В результате миграционных процессов, - говорит заведующий кафедрой истории журналистики и коммуникативистики Кубанского государственного университета доктор филологических наук, профессор Юрий Лучинский , - менталитет краснодарцев изменился. От особенностей, присущих предкам современных жителей краевого центра - тех, о которых писали Эрастов и Золотаренко, на самом деле мало что осталось. К чертам, отличающим нас сегодня от жителей других регионов, можно отнести живой темперамент, быстроту мышления, хорошее чувство юмора, то есть качества, традиционно характерные для жителей южных широт.

В этом с ним согласна и психоаналитик Елена Психа :

На менталитете кубанцев - южан, к тому же живущих в приграничье, рядом с Кавказом, безусловно, отразилось географическое положение. Наш менталитет нельзя назвать чисто российским. Он отличается от жителей севера и средней полосы, и это заметно даже по внешним признакам - таким, например, как наш южный говорок. Если говорить о влиянии Кавказа, то, во-первых, оно выражено в свободолюбии, в ярком индивидуализме, в ощущении того, что каждый ответственен сам за себя, каждый больше заботится о себе, чем о коллективе. Можно сказать, что коллективизм у нас менее выражен, чем в других российских регионах. Но при этом у нас довольно патриархальное представление о семейном устройстве.

В кубанских семьях меньше личного пространства, чем, например, в Москве или Санкт-Петербурге, более повышен интерес к личной жизни друг друга, больше подозрительности, ревности в отношениях супругов. Вот такой, я бы сказала, хуторской тип существования: со страхом сплетен, того, что скажут люди. Если происходит конфликт, за семью борются все - родители с двух сторон, друзья. Все пытаются подавить индивидуальность ради семейной эгомассы. Если семья сохранена, идет тотальный контроль и слежка за супругом, который в чем-то провинился. Но в этом есть и положительные моменты: мы более ответственны за семью в плане материального содержания, стремления повысить благосостояние. Нет вольного плавания в волнах житейского моря: все хотят достигнуть более высокого социального статуса, еще больше - материального благополучия, быть не хуже других и т. д.

К особенностям кубанского менталитета можно отнести некоторую подозрительность, не особо доверительное отношение к чужакам. Люди, приезжающие в наш регион, часто отмечают сложность вхождения в контакт с местными жителями, в выстраивании доверительных отношений, в поиске друзей.

Особенность кубанцев в том, - рассуждает научный сотрудник отдела фольклора и этнографии ГНТУ «Кубанский казачий хор» кандидат исторических наук Игорь Васильев , - что эти люди в большинстве своем имеют конкретные практические интересы, предпочитая науке, искусству или общественной жизни те сферы деятельности, которые приносят стабильно высокий доход. Вещи, которые для них действительно важны, - это социальный статус, материальное благосостояние и хороший отдых. В то же время, сравнивая их с жителями, скажем, Центральной России, можно сказать, что кубанцы более жизнестойки, практичны и стоят на земле обеими ногами.

Побольше, подешевле и бесплатно

Любопытно, как характеризуют жителей краевого центра люди со стороны - в частности, те, кто пришел сюда налаживать свой бизнес.

Елена Психа

психоаналитик

В кубанских семьях меньше личного пространства, чем, например, в Москве или Санкт-Петербурге, более повышен интерес к личной жизни друг друга, больше подозрительности, ревности в отношениях супругов. Вот такой, я бы сказала, хуторской тип существования: со страхом сплетен, того, что скажут люди. Если происходит конфликт, за семью борются все - родители с двух сторон, друзья. Все пытаются подавить индивидуальность ради семейной эгомассы. Если семья сохранена, идет тотальный контроль и слежка за супругом, который в чем-то провинился.

Политика работы с краснодарским персоналом отличается от политики работы с персоналом в других регионах, - говорит шеф-повар сети Viott Group Денис Астраханцев . - Жесткая система, где необходимо соблюдать дисциплину, где имеет место система штрафов и поощрений, где на человеческих качествах персонала акцент не делается - в городе не приживается. У сотрудников краснодарских ресторанов полусемейные отношения. Здесь важнее, чтобы люди друг друга устраивали, чтобы им было комфортно вместе работать.

Директор сети Tempo Pronto Владимир Гордеев добавляет: «Кубанских людей очень сложно мотивировать. И дело тут не только в деньгах - я не вижу в них желания работать, продвигаться по карьерной лестнице, профессионально расти».

Рестораторы также отмечают медлительность, спокойствие и некую нерасторопность южан в работе. Что касается региональных особенностей местных жителей, то здесь рестораторы в первую очередь отмечают стремление краснодарцев «съесть побольше и подешевле», а также любовь посетителей к «бесплатному». «Скидки в Краснодаре не приживаются. У людей больший отклик находят подарки и различные призы, - говорит Владимир Гордеев. - Причем средний класс легче расстается с деньгами, чем их более обеспеченные земляки, которые очень прижимисты».

Краснодарцы не привыкли ходить в рестораны, не любят отмечать там семейные торжества, полагая, что это слишком дорого. Обычно большую часть свободных средств люди тратят на приобретение различных товаров - одежды, предметов интерьера, техники и др.

Консерватизм в салате оливье

Главной чертой кубанской ментальности - понятия на самом деле весьма сложного и многогранного руководитель ГУП «Краснодарский краевой социологический центр» Николай Петропавловский считает консерватизм, как в хорошем, так и в плохом смысле этого слова.

Кубанцы скептически относятся к любому новшеству, более привержены устоям - будь это отношения в семье, политические воззрения или быт. Такая позиция имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны»

Кубанцы скептически относятся к любому новшеству, более привержены устоям - будь это отношения в семье, политические воззрения или быт. Такая позиция имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. Кубанская ментальность обусловлена климатическими и географическими особенностями региона, занятостью людей, национальностью, их историческими корнями. И если первыми переселенцами на Кубань стали украинцы, то затем свою лепту в ментальность внесли и армяне, и русские, и местные жители - адыги и черкесы, что отразилось, например, даже в казачьей форме - возьмем такие ее атрибуты, как папаха или бурка.

Чтобы доходчивей объяснить такое многогранное и на самом деле трудно поддающееся разъединению на отдельные компоненты понятие, как кубанская ментальность, Николай Петропавловский для наглядности сравнил ее …с салатом оливье. Все знают его неповторимый вкус, однако, если разложить его на отдельные компоненты, ни один из них не даст нам представления об этом блюде.

Наверное, жителям Кубани следует гордиться своей ментальностью, развивая лучшие черты, ее неповторимость и уникальность.

Л.Д. Федосеева
кандидат исторических наук
доцент кафедры Отечественной истории, заместитель декана по учебно-воспитательной работе
Адыгейского государственного университета

На этапе переселения Черноморского казачества складывается его самобытная культура, которая вобрала в себя традиции материальной и духовной жизни народов, населяющих этот край. Это нашло отражение в формировании системы образования, просветительских учреждений, кубанской литературы, искусства. Этническая общность региона формировалась на основе синтеза культуры славянских племен, проживавших на территории Украины, соседних народов-белорусов, молдаван, болгар, греков. Каждый народ принес на кубанскую землю свой национальный фон. Культура казачества очень богата и неповторима.

Черноморцы отличались своей религиозностью и приверженностью к православной религии. Девизом черноморцев была борьба за веру. Они шли на Кубань охранять русские границы от людей иной веры.

Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой и походную церковь, которую подарил им Г.А.Потемкин. Но у черноморцев на Кубани не было священников, поэтому было решено подготовить священнослужителей в своей среде. Для этого привлекались наиболее благопристойные люди, не связанные с воинской службой. Было организовано свое казачье духовенство. «Синод, по приказу императрицы Екатерины II, указом от 4 марта 1794 года, постановил причислить Черноморию к Феодосийской епархии и дал общие указания об устройстве церквей и организации духовенства».1 Епископ следил за количеством церквей, чтобы их не было в избытке. А.Головатый решил обзавестись и ближайшим духовным начальством. Им стал его родственник Роман Порохня. Шло строительство церквей. К 1799 г. на Кубани уже было построено 16 церквей и 9 были в стадии завершения.

Заложен был войсковой собор в Екатеринодаре. «Начало этому, можно сказать, положено было Екатериной II . Письмом от 2 марта 1794 г. на имя кошевого Чепеги граф Платон Зубов известил, что Государыня пожертвовала на построение храма в Екатеринодаре 3000 рублей и богатую церковную утварь».2 Церковь должна была быть пятиглавой с железной крышей. Лес был привезен с Волги, поэтому собор вышел дорогим. Строительство было завершено в 1802 г. Более скромный облик имела Екатериненская церковь, построенная в 1814 г.

Важным памятником XVIII в. был Екатерино-Лебяжий мужской монастырь – первый черноморский монастырь, учрежденный по многочисленным просьбам казаков Указом Екатерины II от 24 июля 1794 г. «Снисходя на прощение Нашего верного Войска Черноморского войскового правительства и старшины, Всемилостивейше позволяем: в селениях сего войска, в избранном ими месте, устроить монашескую пустынь, в которой бы престарелые и раненные на войне казаки, по богоугодному желанию своему, могли воспользоваться спокойною в монашестве жизнею…».3 Вследствие этого Указа предписывалось Синоду сделать конкретные шаги для основания монастыря. Это был целый комплекс, включавший звонницу, многочисленные хозяйственные и церковные постройки. Он был построен без единого железного крепления. В соборе был установлен богатый иконостас, над ним трудились – Никофор, Чеусов и Иван Селезнев. Этот собор красовался на кубанской земле более 70 лет и был разобран в 1879 г. по ветхости.

При большом стечении простого люда и войсковой старшины 21 сентября 1849 г. в день св. Димитрия Ростовского Чудотворца был открыт первый женский православный монастырь в Черномории – Марии-Магдалинская пустынь. Основан по ходатайству наказного атамана Г.А.Рашпиля. Монахини занимались благотворительностью, при монастыре была открыта школа для девочек. Монастырь просуществовал до 1917 г. Так удовлетворяло свои религиозные потребности казачество.

Традиционным в семейно–бытовых обрядах казаков было хоровое пение. Особое место занимали войсковые певческие и музыкальный хоры в 1811-1917 гг. Наряду с произведениями духовного содержания, певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей.

В 1811 г. у черноморцев появляется Войсковой певческий хор. Его создание связано с именем К.В.Россинского. В его письменном ходатайстве перед войсковой канцелярией от 2 августа 1810 г., в частности, сказано: «Для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви нужно иметь певческий хор, на содержание коего должно определить ежегодно по крайней мере тысячу рублей, к чему доходы церковные суть недостаточны. Не благоугодно ли будет войсковой канцелярии назначить сию сумму из войсковых доходов…».4 Понимая необходимость хора для исполнения религиозного песнопения, усиления эмоционального воздействия на верующих, художественного украшения культа, канцелярия удовлетворила просьбу К.В. Россинского. Главенствующее место в творческой деятельности войсковых хоров занимала пропаганда церковной музыки. Главным служебным местом коллектива стал собор, где хор своим пением сопровождал церковные обряды. С Войсковым певческим хором связаны и начинания в области сбора и изучения кубанского казачьего фольклора.

Первым дирижером хора стал дворянин Константин Гречинский. И пробыл он в этой должности до 1815 г. Далее этим хором руководил Г. Пантюхов, М. Лебедев, Ф. Дунин, Г. Концевич, Я. Тараненко. Значение певческого хора скоро стало выходить за пределы Черномории. О нем хорошо отзывался князь М.С. Воронцов. А в 1861г. хор удостоился хорошей оценки от императора Александра II.

По инициативе атамана Ф.Я. Бурсака был создан еще один хор – Войсковой музыкальный. «22 декабря 1811 г. император Александр I издал указ о заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов».5 Этот хор способствовал развитию военно-прикладной музыки. Она сопровождала казаков в военных походах, воспитывала мужество и патриотизм. Долгое время оркестр возглавлял Павел Родионенко. П.П. Кривоносов занимал эту должность с 1844 по 1852 г. Он за один год готовил до 200 трубачей, барабанщиков и горнистов для казачьих частей. Развитию коллективного пения и инструментального исполнения способствовали различные факторы. Во-первых, – богатство народнопесенного творчества. Во-вторых, – певческий опыт коллективного исполнения, который сложился в быту и в период прохождения военной службы. В-третьих, – красота южной природы. И, наконец, – вольная жизнь черноморского казачества.

Все перечисленное и влияло на формирование самобытной духовной культуры казачества, вобравшей в себя традиции и культурный опыт народов, населявших Кубань.

Примечания:

1. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Т.2. – Краснодар, 1992. – С. 587.
2. Ратушняк В.Н. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С. 192.
3. См.: Раздольский С.А. Черноморская Екатерино-Лябяжская Николаевская пустынь // Сб. работ преподавателей гуманитарных наук. – Краснодар, 1994; Кияшко И.И. Екатерино-Лябяжская св. Николая пустынь // Кубанский сборник. Т. 15. – Екатеринодар, 1910.
4. Государственный архив Краснодарского края. Ф.250, Оп. 2, Д. 189.
5. Трехбратов Б.А. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001. – С.83.

Цель урока :

Ход урока

Слайд

Ученики:-

Слайд с темой

Какие храмы знаете вы?

Учитель:

Ну, а веру превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять,

Дикий край обживать

Целину поднимать суждено.

Учитель:

Учитель:

Слайд по статистике района

Учитель:-

Слайд «Благочиние»

Слайды с монастырями

Учитель:-

О родине - негромко говорю:

Она моя отрада и ограда,

Дай сил нам жить,

Не мудрствуя лукаво,

Кубань – моя родная сторона,

Кубань - моя родная сторона.

Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Тема урока «Православие в современных условиях».

Цель урока :

  1. Развитие мышления, памяти, внимания. Выявление знаний учащихся, формирование духовно-нравственных ценностей.
  2. Воспитание положительного отношения к историческому прошлому и настоящему своей станицы. Знакомство с информацией по православию на современном этапе в Краснодарском крае.
  3. Активизировать познавательную деятельность в изучении искусства Кубани.

Оборудование к уроку: Музыкальная запись Гимна Кубани, запись колокольного звона, презентация по содержанию урока, таблички для словарной работы.

Предварительная работа: Подготовка учащимися сообщений по истории Свято-Георгиевского храма ст.Варениковской и храмов Краснодарского края.

Ход урока

  1. Урок начинается под музыку Гимна Кубани.

Учитель:- Наш урок начался с прослушивания Гимна Кубани.

Для многих –это место является малой родиной.

Слайд

Чтение слайда со словами В.Распутина.

Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племён и народов. С переселением сюда казаков, началось формирование современного населения края.

А что же принесли с собой казаки?

Ученики:-

Слайд с темой

Тема сегодняшнего урока «Православие на Кубани в современных условиях»

Учитель:- На рубеже 90-х годов прошлого века, возвращалось имущество церкви, восстанавливались старые и строились новые храмы. На Кубани весомо заявило о себе казачество, воскресли забытые национальные традиции.

Наверное, в России мало мест где нет православного храма. С храмами связана история, с их возвращением связываем наше будущее.

Какие храмы знаете вы?

Сообщение учащихся о храмах Краснодара, о первом православном храме на Тамани

Учитель:

- Чтил казак и царя и Отечество,

Ну, а веру превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять,

Дикий край обживать

Целину поднимать суждено.

Учитель: - А храм ст. Варениковской, что вы знаете о нём?

Сообщение учащихся о варениковском храме.

Учитель: Перефразируем слова известного поэта «Если храмы восстанавливаются, значит это кому-нибудь нужно, причём ни кому-нибудь далёкому, а нам с вами.

Слайд с патриархом и митрополитом

7.09 1990 года новым патриархом был избран Алексий II именно при нём и началось восстановление русского православия в нашей стране. Кубанская православная церковь не осталась в стороне от процессов возрождения. Главой Кубанской и Екатеринодарской Епархии с 1987 г. Является митрополит Иссидор (Кириченко).

В городах и районах края прежние храмы, занятые под различные нужды стали ремонтироваться и освящаться.

Слайд с храмом Варениковской.

Заметно похорошел и преобразился наш станичный храм. Проведена реконструкция купола, крыши, построена новая колокольня, церковная лавка и многое другое. И всё это проделано во славу Господа.В последние годы было восстановлено и построено много новых храмов, только в нашем районе за последние 10 лет из 10 действующих храмов из них-2 старых и 8- новых.

Слайд по статистике района

Учитель:- Екатеринодарская и Кубанская Епархия делится на 22 благочиния

Слайд «Благочиние»

А кто в нашем Крымском районе руководит благочинием? А кто настоятель нашего храма?

Но если говорить о православии то это не только храмы и часовни, но ещё и монастыри. Из всех действующих на Кубани монастырей первым открылся в 1992 г Свято-Духов мужской монастырь в Тимашевске. Из женских Свято-Успенский в Кореновске в конце 1992г. Вместе с местным священником руками первых послушниц был восстановлен дореволюционный особняк. Открыты также монастыри в г.Сочи, Апшеронске, Роговской.

Слайды с монастырями

Учитель:- Сегодня мы говорили о православии на Кубани в прошлом и настоящем времени. И закончить сегодняшний урок, хотелось бы словами поэта.

Чтение стихотворения под колокольный звон.

О родине - негромко говорю:

Ведь о большой любви кричать не надо.

Она моя отрада и ограда,

Скажу о ней – молитву сотворю:

Будь вечно в благоденствии и славе,

Дай сил тебе Всевышний мир хранить,

Дай сил нам жить,

Не мудрствуя лукаво,

И пред тобой себя не уронить!

Кубань – моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно.

В трудах своих ты будь благословенна,

Кубань - моя родная сторона.

Домашнее задание

Заполнить таблицу « Храмы и монастыри Кубани»

  1. Указать пять любых храмов Краснодара
  2. Указать 2 храма Крымского района
  3. Указать 3 монастыря Краснодарского края

Современная Россия мало чем похожа на монархическую Русь начала прошлого столетия, иные условия жизни, иная политическая система, идеология и режим. Вместе с тем проблемы, стоящие сегодня перед российским обществом, во многом созвучны тем вопросам, которые решала Россия в начале ХХ века. Сегодня, как и сто лет назад, актуально духовное возрождение нации, ее консолидация, выбор генерального курса дальнейшего развития страны. В связи с чем, вновь злободневна проблема взаимоотношения Церкви и государства, определения роли и места православия в жизни российского общества.

Общероссийские проблемы наиболее хорошо просматриваются сквозь призму регионального подхода. К началу ХХ века, православие в России имело два статуса. С одной стороны эта была самая многочисленная религиозная конфессия, с другой в результате целенаправленной многовековой политики, проводимой монархической властью православие выполняло функцию государственной идеологии. Не случайно все политические теории России носили православный акцент.

Консервативное (как правило, состояло из коренного черноморского духовенства, полковых священников, черного духовенства) выступало за сохранение верности канонам Православия и немедленного восстановления патриаршества. Негативно относилось к революционным событиям.

Радикальное, (на Кубани оно было не многочисленным, в него входили в основном высшие чины белого духовенства и некоторые представители черного), во многом соглашаясь с консерваторами, представители этого течения призывали к более решительным действиям. По их мнению, именно православное духовенство должно возглавить борьбу с революционным движением и оказать содействие восстановлению монархии. Многие из этой среды стали участниками таких организаций как Общество Архангела Михаила и Черная сотня.

Вместе с тем, несмотря на все выше сказанное, по сравнению с центральными губерниями России, позиции Православной Церкви на Кубани были по-прежнему крепки, чему во многом способствовало наличие казачьего населения, большая часть которого оставалась глубоко верующими людьми. В это время единственным разногласием среди духовенства и казачества был материальный вопрос. Казаки не очень хотели содержать свое духовенство, недовольство вызывало и наделение священнослужителей землей из станичного пая. Но конфронтаций на этой почве было не много.

Не случайно, несмотря на негативные последствия манифеста о веротерпимости, позиции православия здесь были все еще сильны, хотя и подверглись некоторым изменениям.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. главным фактором, сыгравшим важную роль в развитии революционных событий, стало ослабление духовности в обществе.

2. нравственному кризису в немалой степени способствовали следующие моменты:

— превращение Церкви в одно из ведомств государства;

— образование двух ипостасей Православия: религиозного и идеологического. Превращение православия в государственную идеологию подрывало доверие к нему как к религии;

— увлечение политической элиты России демократическими лозунгами и ценностями западного общества и широкая их пропаганда;

— ослабление государственной системы патриотического воспитания.

Библиографический список.

1. Государственный архив Ставропольского края (далее ГАСК) – Ф.135. – Оп.56. – Д.264. – Л.18.

2. ГАСК. – Ф. 135. – Оп. 47. – Д.5. – Л. 57.

3. ГАСК. – Ф. 135. – Оп. 41. –Д.24. –Л. 7.

4. Ставропольские епархиальные ведомости 1905.

5. Ставропольские епархиальные ведомости 1906. № 34-35. Отдел неофициальный.

6. Ставропольские епархиальные ведомости 1907. № 46-47. Отдел неофициальный.

7. Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь, 1917. № 13-14. Отдел неофициальный.

М.Ю. ГОРОЖАНИНА

к.и.н., доцент Кубанского государственного университета

Материал опубликован: Горожанина М.Ю. Деятельность православного духовенства Кубанского казачества в начале XX века [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. № 111 (07). 2015. URL: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/02.pdf (Дата обращения: 18 марта 2016 г.)

-- [ Страница 1 ] --

Для заказа доставки диссертации введите ее название в форму поиска на сайте

http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat= .

На правах рукописи

ЧУРСИНА

Валентина Ивановна

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ В КОНЦЕ ХVIII

ХХ в.в.: ДИНАМИКА И ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 07.00.02 Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени

доктора исторических наук

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 3-26

ГЛАВА I. ПРАВОСЛАВИЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК

БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ. ТЕОРИЯ И

ГЕНЕЗИС

1.1. Православие как первооснова духовной культуры …….27-51

1.2. Генезис духовной жизни и народная культура ……… 51-

1.3. Диалектика традиционного и современного

в фольклоре..........................................................................….. 57-66

1.4.Эволюция этнокультурных традиций …………………...66-74

1.5. Сценические формы народного искусства............……...74-94

ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ И ДИНАМИКА КАЛЕНДАРНОЙ

ОБРЯДНОСТИ И ЗАГОВОРНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Календарная традиция...........................………….. ……...94-116

2.2. Календарный обрядовый фольклор в эпоху

социализма и постсоветской истории................……………..116-124

2.3. Заговорно-обрядовая культура...............................……...124-142

ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (СЕМЕЙНЫЕ

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ)

3.1. Система традиционного семейно-бытового фольклора…142-162

3.2. Современные семейные обряды и праздники......……… 162-172

3.3. Историческая и генетическая связь календарного,

семейно-бытового и внеобрядового фольклора …………….... 172-182

ГЛАВА IV. ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ВО

ВНЕОБРЯДОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМАХ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ

4.1. Народная культура в контексте изменения

исполнительских жанров …………..……………………182-234

4.2.Устное народное творчество как катализатор

трансформации духовной жизни …………………………235-258

4.3.Традиции и инновации в игровой народной культуре.….258-269

4.4. Культурная эволюция изобразительного и

декоративно-прикладного творчества….…………………… 269-287

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................... 292-301

ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………302-332

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..333-344

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В эпоху глобализации культурные

символы, формы поведения стремительно перемещаются от одного

общества к другому. Электронификация коммуникационных средств



позволяет передавать визуальную информацию на большие расстояния,

способствуя формированию культурных стереотипов общемирового

масштаба. Расширение сферы трансграничных взаимодействий людей,

предприятий, рынков ведет к нивелированию этических культур. Ощущая

угрозу своей культурной идентичности, человечество все сильнее

испытывает потребность в сохранении национальной и региональной

специфики. В связи с этим особенно актуализируются проблемы локальной

истории культуры, ее эволюции и традиций.

В современных условиях все более заметным становится

противоречие, выражающееся, с одной стороны, утверждением в

общественном сознании неких общих культурных норм и ценностей, а с

другой, - в осознании людьми своей этнокультурной принадлежности. Эту

тенденцию выявила Всероссийская перепись населения 2002 года: идея

создания единой нации «советский народ» оказалась несостоятельной.

Опрос показал, что в обществе сильна тяга к национальному самосознанию

и самобытности. Появились такие варианты самоопределения, как «казак»,

«помор», «печенег», «половец». Сплочение и духовное обогащение россиян

видится в достижении культурного многообразия. В этих условиях

изучение и распространение историко-культурного опыта в его духовной

сфере приобретает особое звучание.

Вместе с тем следует признать, что в обществе сильны негативные

настроения. Утрата социально-культурных ориентиров, несовпадение

систем ценностей и уровней жизни создают ощущение катастрофичности

бытия, вызывают чувство неполноценности и агрессию. Все это неизбежно

ведет к социальной, религиозной и этнической напряженности. Решению

проблемы мешает отсутствие научно обоснованной культурной политики.

Совершенно очевидно, что выработка такой политики должна строится с

учетом уроков прошлого.

Возможности формирования новой мировоззренческой парадигмы в

российском обществе напрямую зависят от того, как сохраняются

национальные корни. В этой связи, необходимо создание условий для

саморазвития традиционных этнических культур, способных служить

нравственным ориентиром для новых поколений. Расширение сферы

культурной жизни может и должно происходить за счет включения в

социокультурное творчество различных слоев населения, обогащение

интересов и развитие инициатив. Именно поэтому, особую актуальность

приобретают исследования исконных традиций народной культуры и ее

эволюции.

Динамика этнокультурных процессов в регионах во многом зависит от

того, как функционируют те или иные каналы, передающие культурную

информацию. В качестве механизма трансляции социокультурного опыта

выступают традиции, позволяющие сохранять духовное наследие

достаточно длительное время. Большую роль в решении этой проблемы

исследовании народной культуры, направленные на обоснование путей

оптимизации этнокультурных процессов в российских регионах. Отсутствие

масштабных исторических работ в этой области предопределило выбор

темы - истории становления и развития духовной жизни

восточнославянского населения Кубани на примере фольклора региона в

единстве его содержательной и динамической сторон.

Духовная жизнь, народная культура и ее проявления изучаются

разными научными дисциплинами гуманитарного профиля исторической

наукой, философией, культурологией, искусствоведением,

фольклористикой, этнографией, эстетикой и др. Каждая из них стремится

сформировать свой предмет исследования. Специфической особенностью

изучения данного объекта является то, что фольклор служит основным

источником для выявления трансформации духовной жизни в его базовой

составляющей. Именно поэтому, в качестве объекта исследования мы

избрали духовную жизнь восточнославянского населения Кубани в

процессе ее исторического развития, начиная с конца ХVIII до начала ХХI

века в ее основании народной культуре.

Предмет исследования: взаимосвязь традиций и динамики народной

культуры как составной части духовной жизни и эволюции

восточнославянского фольклора Кубани.

Хронологические рамки диссертации охватывают более чем

двухсотлетний период: с конца ХVIII века до начала III тысячелетия. Выбор

данных временных параметров обусловлен тем, что с начала колонизации

края, в духовной жизни славян Кубани, как и в целом в России, произошли

качественные изменения. Некогда самобытная национальная культура,

основанная на Православной вере, составляла фундамент российского

государства. Идеалами русского народа были церковь, семья, традиционные

ценности. Отказ от исконных духовных традиций в пользу

наднациональных, универсальных, насильственная атеизация образования и

воспитания в ХХ веке привели общество к опустошению и упадку.

Отрицание религиозных основ культуры и фольклорных традиций

прошлого в годы советской власти, навязывание народу либеральных идей

запада в постсоветский период пример того, как обезличивается и

искусственно уничтожается духовный базис общества. Будущее страны,

ее безопасность, социально-экономическое развитие и положение в мире

следует рассматривать в неразрывной связи с восстановлением

исторической памяти русской цивилизации, возрождением и укреплением

национально-консервативного мировоззрения.

В исследовании дореволюционного состояния проблемы мы

ограничивались географическими границами Кубанской области,

включавшей Черноморскую губернию (Черноморию) в период с конца

ХVIII - до 1917 года. В советское время административно-территориальное

деление характеризовалось чрезвычайной неустойчивостью. В первые

послереволюционные годы область носила название Кубано-Черноморской.

По решению Президума ВЦИК РСФСР в 1922 году за счет части

Краснодарского края и Майкопского отдела была создана Черкесская

(Адыгейская) автономная область, вошедшая в состав Кубано-

Черноморской области. Большая часть Баталпашинского отдела была

передана Терской области и Карачаево-Черкесской автономной области.

В 1924 году Дон, Кубань, Терская и Ставропольская губернии, город

Грозный, входивший на правах округа, Кабардино-Балкарская, Карачаево-

Черкесская, Адыгейская и Чеченская автономные области объединились в

Юго-Восточный край с центром в Ростове-на-Дону. В том же году край

переименовали в Северо-Кавказский. В 1934 году край разукрупнили. В

состав Азово-Черноморского с центром в Ростове-на-Дону вошли

некоторые районы Кубани и Адыгейской автономной области. Центром

Северо-Кавказского края стал город Пятигорск. В сентябре 1937 года Азово-

Черноморский край был разделен на Краснодарский край и Ростовскую

область.(1) В 1991 году Адыгейская автономная республика стала

самостоятельным субъектом Российской Федерации. Кубанью принято

называть территорию бывшей Кубанской области и нынешний

Краснодарский край за исключением части восточных районов, отошедших

в советское время Ставропольскому краю и части южных районов,

находяшихся в составе Карачаево-Черкессии.

Историография проблемы. Проблемы становления и развития

духовной культуры русского народа нашли отражение в

культурологических концепциях славянофилов К.С. Аксакова,(2) А.С.

Хомякова,(3) Н.Я. Данилевского, (4) ориентированных на учение

Православной церкви о взаимодействии божественного и человеческого в

личности. Фундаментальное значение имели для нас идеи о слиянии

общинности и соборности как важнейших предпосылок формирования

национального самосознания русского народа.

Теоретические подходы к пониманию культуры как специфического и

целостного организма активно исследовались представителями религиозной

метафизики, в частности, П.А.Флоренским,(5) П.Б.Струве,(6) В.С.

Соловьевым. (7) Выработанные ими идеи надисторичности и

надсоциальности духовных начал позволили нам глубже проникнуть в суть

произведений народной прозы и песенного фольклора христианского

В изучении и описании символов, культов, универсальной категории

творчества большую роль сыграл опыт феноменологического анализа А.Ф.

Лосева, (8) М.М. Бахтина, (9) и П.А. Флоренского.(5) Философия культуры

представлялась ими как основа, на которой гуманистические ценности и

принципы историзма способны органично вписываться в новую

мировоззренческую парадигму.

Большой вклад в изучение истории религии методами герменевтики

внес французский культуролог М. Элиаде. (10) Разработкой теории

культурогенеза этносов и субэтносов занимались и другие западные ученые.

Опыт К. Леви-Строса в изучении культурных структур позволил

представить ритуалы, тотемы, мифы, как особого рода знаковые системы и

выявить множественность культурных форм.(11) К. Малиновский считал,

что различия между культурами проявляются в закрепляемых способах

удовлетворения и характере передаваемых потребностей. Культура в таком

виде выступает как совокупность артефактов. В диссертации

использовались разработанные им теоретические подходы к

функциональному анализу культуры.(12) В изучении этапов в развитии

культуры мы опирались на философские труды Г. Спенсера, (13) О.

Шпенглера, (14) Э. Тайлора, (15) П.Сорокина.(16)

Неоспорима ценность взглядов на жанровую природу произведений

устного народного творчества В.Г. Белинского (17) и его

единомышленников Чернышевского (18) и Н.А. Добролюбова.(19)

Разработанные ими принципы научного сбора фольклора стали

основополагающими в дореволюционной отечественной фольклористике и

не потеряли своего значения до сих пор.

Осмысливая материал по истории русского фольклора, нельзя пройти

мимо трудов родоначальника мифологической школы в России Ф.И.

Буслаева, создавшего собственную концепцию мифа. (20) Одним из первых

в отечественной науке ученый убедительно доказал, что прошлое для

традиционного сознания является областью универсальных идей и

нравственных ценностей. Мифология рассматривалась им как часть

исторической памяти народа.

Обширному исследованию мифотворчества посвящен

фундаментальный труд А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на

природу». (21) Ученый первым поставил вопрос о происхождении мифа в

тесной связи с мышлением. Безусловно, ценным следует признать вклад

исследователя в систематизацию и издание русских народных сказок. Его

современник филолог-славист А.А. Потебня по-своему сформулировал и

выдвинул ряд убедительных аргументов в пользу мифа, как способа

мыслительной деятельности человека.(22) В диссертации использовалиcь и

труды главы сравнительной школы, литературоведа А.Н. Веселовского, (23)

обнаружившего внутренние эволюционные закономерности в отдельных

жанрах и областях фольклора. Не утратили научного значения выводы,

сделанные им при сопоставлении духовных стихов с календарными

обычаями и обрядовым фольклором. Большое значение для нас имели

труды Д.К. Зеленина, иссследовавшего цикл календарных троицких обрядов

с помощью ретроспективного анализа. (24)

Философские аспекты теории и истории культуры изучались во второй

половине ХХ в. и особенно активно в 70 - е и последующие годы

советскими учеными Ю.М. Лотманом,(25) С.Н. Артановским, (26) С.Н.

Иконниковой,(27) М.С. Каганом,(28) Л.Н. Коганом,(29) Э.В.

Соколовым.(30)

При всем многообразии концепций ученые едины в том, что культура

есть сложная система, являющаяся подсистемой бытия. Сформулированные

приоритетные направления в исследовании проблем исторической

культурологии служат ориентиром в современных научных поисках.(31)

Общетеоретические проблемы фольклора исследовались Ю.М.

Соколовым, (32) В.Я. Проппом,(33) Д.С.Лихачевым,(34) К.С.

Давлетовым,(35) В.Е. Гусевым. (36) Особую значимость для нас имели

труды, посвященные вопросам частного характера. К числу наиболее

отнести П.Г. Богатырева,(37) И.И. Земцовского,(38) Ю.Г. Круглова,(39)

И.А. Морозова,(40) А. Ф. Некрылову, Н. И. Савушкину,(41) К.В. Чистова.

(42) Их опыт позволил понять логику исторической и структурной

трансформации фольклора.

Важную роль в исследовании народной культуры казачества сыграло

созданное в 1896 году общество любителей изучения Кубанской области

(ОЛИКО), объединившее историков, писателей, деятелей искусства.

Активное участие в его деятельности принимали архивариус

Кубанского областного правления М.А. Дикарев, регент Войскового

казачьего войска» Ф.А. Щербина. Вышедший в Екатеринодаре в 1910 г.,

1913 г. труд историка, содержит обширные сведения о нравах и

межэтническом взаимодействии кубанцев.(43) Работа оказалась

незавершенной, ученый вынужден был покинуть родину и жить в

эмиграции. Главным наследием общества, просуществовавшего до 1932

года, явились печатные издания местных авторов.

проблеме составляют историко-этнографические материалы, относящиеся

ко второй половины Х1Х началу ХХ веков, в которых представлены едва

ли не все жанры и виды народного творчества Кубани. Многообразие тем,

художественных образов, поэтических приемов, яркий колоритный язык

характеризуют этот пласт народной художественной культуры. Благодаря

усилиям собирателей и исследователей спасены от забвения тысячи

памятников - подлинных шедевров народного искусства. Работой по