Владимир Мулявин. "Я человек скромный" (13 фото)

Владимир Георгиевич Мулявин. Родился 12 января 1941 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) - умер 26 января 2003 года в Москве. Советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (лирический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Заслуженный артист Белорусской ССР (1973). Народный артист Белорусской ССР (1979). Заслуженный деятель культуры Польши (1980). Народный артист СССР (1991).

Отец - рабочий, трудился на заводе «Уралмаш».

Мать - швея.

Старший брат - Валерий Георгиевич Мулявин (1938-1973), музыкант, погиб на гастролях в Ялте.

Семья была музыкальной, в доме играли на балалайке, гитаре и даже на домре. Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела.

С ранних лет увлекался музыкой и пением, имел отличный слух. С 12-ти лет хорошо играл на гитаре. Поскольку денег на музыкальную школу у семьи не было, он пошел в Дом культуры им. Сталина, где был детский сектор со струнным оркестром. Руководил этим кружком бывший политзаключенный Александр Навроцкий, который и рассмотрел в Мулявине талант.

Когда отец ушел к другой женщине, его матери, чтобы прокормить троих детей, приходилось много работать. И Владимир, чтобы хоть как-то помочь матери, стал играть на гитаре в переходах и поездах, получая в награду, как правило, продукты.

В 1956 году после окончании 8-летней школы поступил в Свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов, учился по классу гитары. Отчислялся из училища за увлечение джазом. Несмотря на то, что в итоге был восстановлен, через некоторое время ушёл из училища по собственному желанию.

В 1958-1963 годаж работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске.

В 1963 году был приглашён на работу в Белорусскую государственную филармонию.

В 1965-1967 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР под Минском. Создал в роте вокальный квартет, принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа.

После окончания службы в армии вернулся в Белорусскую государственную филармонию, где некоторое время работал гитаристом в коллективе .

В 1968 году в филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Лявоны» в составе: Вл. Мулявин, Вал. Мулявин (родной брат Вл. Мулявина), Л. Тышко, В. Мисевич, В. Яшкин, А. Демешко.

С названием «Лявоны» группа просуществовала около года - до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970-го, когда группе посоветовали сменить название. Появился ВИА «Песняры» . Коллектив разделил на конкурсе II место с певцом и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве. Коллектив исполнял белорусские народные песни в современной интерпретации, а также песни советских композиторов.

В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» , а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 1970 - начале 1971 годов).

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля - в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни.

С 1973 года Владимир Мулявин снимался в кино. В 1974 году сыграл главную роль в музыкальном фильме «Ясь и Янина» . Его герой - зоотехник Адам. В этой картине не только дебютировал в качестве драматического актёра Владимир Мулявин, но и впервые прозвучали некоторые композиции «Песняров», ставшие впоследствии хитами. Именно в картине «Ясь и Янина» впервые прозвучала известная аранжировка «Касіў Ясь канюшыну». И не на эстрадной сцене, а на съёмочной площадке на Гродненщине «Песняры» впервые спели свои произведения «Ты моя надежда», «Наши любимые», «Прощальная».

Владимир Мулявин в фильме "Ясь и Янина"

В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране.

В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы - «Песня о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола - за концертные программы 1975-1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи.

В 1979 году весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин - звание народного артиста.

В репертуаре ансамбля были песни на стихи М. Шушкевича, Н. Н Добронравова, Р. И. Бородулина, Г. Н. Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Л. И. Прончака, Максима Богдановича, М. Л. Матусовского, А. И. Фатьянова, Л. П. Дербенева, В.Э. Крайчинского. Кроме того, «Песняры» часто исполняли песни на стихи известных поэтов, таких как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас.

Член Союза композиторов СССР.

В 1980-е годы многое поменялось: из коллектива ушёл (на учёбу в ГИТИС) в 1980 году фронтмен Борткевич. Его сменил Игорь Пеня. Следом группу покинул басист Тышко, а в 1989 году - второй вокалист Кашепаров. К моменту развала СССР из классической шестёрки в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году, когда на должность директора «Песняров» был назначен Владислав Мисевич. По официальной версии, причиной была болезнь Мулявина, а по словам самого Мисевича - пристрастие лидера «Песняров» к алкоголю в последние годы жизни. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл ещё один гитарист Александр Соловьёв. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Беларуси А. Г. Лукашенко, после чего под его руководством был сформирован новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. Старый состав написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры».

Владимир Мулявин - Наши любимые

Автомобильная авария и смерть Владимира Мулявина

14 мая 2002 года попал в автокатастрофу под Минском, в результате чего получил перелом позвоночника и был полностью обездвижен.

Авария произошла примерно в 12.30 на 25-м километре дороги Колодищи - Заславль вблизи деревни Луполово Минского района, где находится его дача. Выезжавшая на происшествие оперативно-следственная группа Госавтоинспекции Минской области установила, что Мулявин не справился с управлением автомобиля "Мерседес-420" на закруглении проезжей части, обозначенной знаком "опасный поворот". В результате автомобиль выехал на левую по ходу движения обочину, и при попытке водителя вернуться на свою полосу движения произошел занос. После этого автомобиль вынесло в правый по ходу движения кювет, где произошло касательное столкновение с деревьями и опрокидывание. Наличие попутных или встречных транспортных средств в момент аварии не установлено.

После операции, проведенной В.Мулявину в Минском Институте травмотологии и ортопедии был поставлен диагноз "закрытый перелом, вывих шестого позвонка, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, ушибленная рана затылочной области". Певец и композитор был парализован.

Затем он проходил курс лечения в больнице Управления делами президента Беларуси, а в сентябре 2002 года его перевезли в московскую нейрохирургическую клинику имени Бурденко. По оценкам врачей, его состояние "несколько стабилизировалось, но оставалось тяжелым". В середине января 2003-го наступило ухудшение, и больного опять перевели в реанимацию. 26 января 2003 года скончался в Москве в ГВКГ имени Н.Н. Бурденко.

Похоронен в Минске на Восточном кладбище. В 2006 году на Восточном мемориальном кладбище Минска открыта надгробная скульптурная композиция Владимиру Мулявину работы скульптора А. М. Кастрюкова и архитектора С. И. Федченко.

В 2004 году в честь Владимира Мулявина переименован бульвар в центре Минска, носивший до этого имя А. Луначарского.

В 2006 году в Екатеринбурге установлена мемориальная доска на доме, где прошло детство музыканта. Авторами памятного знака стали скульптор П. Войницкий и архитектор В. Иванов.

В 2009 году выпущена почтовая марка Беларуси, посвященная В. Мулявину.

17 августа 2017 года в Минске установлен памятник Владимиру Мулявину на бульваре имени артиста - за зданием Белорусской государственной филармонии, где музыкант работал около 40 лет.

Рост Владимира Мулявина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Мулявина:

Трижды был женат.

Первая жена - Лидия Алексеевна Кармальская (1939-1975), артистка, работала на сцене в жанре художественного свиста.

В браке родились дочь Марина (1961 г.р.) и сын Владимир (1974-2006).

Вторая жена - Светлана Константиновна Слизская. В браке в 1976 году родилась дочь Ольга.

Третья жена - (1951-2016), актриса. Познакомились в студии звукозаписи: она работала над озвучиванием фильма «Хождение по мукам», а он с коллективом записывал новый диск. После этого не виделись три года, вновь встретились в Гродно, куда Светлана Пенкина приехала проведать отца, а «Песняры» были там с гастролями. Поженились в 1981 году.

В браке в 1982 году родился сын Валерий.

Светлана стала для Владимира Мулявина его музой и опорой в жизни. При непосредственной поддержке супруги им был в 1987 году поставлен спектакль «Во весь голос» по произведениям Владимира Маяковского - на Светлане Пенкиной всецело лежал подбор литературного материала.

После смерти Мулявина в Белорусской государственной филармонии был создан музей основателя «Песняров», директором которого работала Светлана Мулявина-Пенкина до последних дней своей жизни.

Фильмография Владимира Мулявина:

1973 - Эта весёлая планета - солист ВИА (нет в титрах)
1973 - Горя бояться - счастья не видать - музыкант (нет в титрах)
1974 - Ясь и Янина - Адам, зоотехник
1977 - Диск (документальный) - художественный руководитель
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный) - музыкант ВИА "Песняры"
1980 - Двадцать минут с "Песнярами" (документальный)
1982 - Гусляр (документальный) - Гусляр
1983 - А также цирк (документальный) - музыкант ВИА "Песняры"

Вокал Владимира Мулявина в кино:

1971 - Мировой парень - песня "Лишь только подснежник распустится в срок..."
1972 - Улица без конца - песня "Был я - и нет"
1976 - Воскресная ночь - песня "В минуты музыки печальной"
1981 - Раскиданное гнездо - песни на стихи Янки Купалы

Работы Владимира Мулявина в кино как композитора:

1974 - Ясь и Янина
1977 - Диск (документальный)
1983 - А также цирк (документальный)
1987 - Комедиант (фильм-спектакль)

Дискография Владимира Мулявина:

ВИА «Песняры»:

1972 - «Песняры I»
1974 - «Песняры II»
1978 - «Песняры III»
1979 - «Песняры IV»
1979 - «Гусляр» (поэма-легенда по произведению Янки Купалы «Курган»)
1983 - «Зачарованная моя»
1985 - «Через всю войну»
1994 - «Песняры - 25 лет»

Песни ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина:

«30 000 дней» (О. Иванов - А. Жигарев, С. Алиханов)
«Аве Мария» (В. Иванов - М. Танк)
«Александрына» (В. Мулявин - П. Бровка) - поёт Владимир Мулявин
«Баллада о фотокарточке» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Белая Русь ты моя» (В. Мулявин - В. Скарынкин)
«Беловежская пуща» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Белорусочка» (Ю. Семеняко - А. Ставер)
«Белоруссия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Берёзовый сок» (В. Баснер - М. Матусовский)
«Будочник» (В. Мулявин - С. Крылов)
«Вероника» (И. Лученок - М. Богданович)
«Возвращение» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Вологда» (Б. Мокроусов - М. Матусовский)
«Гитара» (О. Аверин - Ю. Рыбчинский)
«Делайла» (Л. Рид - В. Яшкин)
«Добрый вечер, девушка» (И. Лученок - слова народные)
«До третьих петухов» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«За полчаса до весны» (О. Фельцман - Н. Олев) - поёт Владимир Мулявин
«Завушніцы» (В. Мулявин - М. Танк) - ведущий вокал Владимира Мулявина
«Зачарованная» (И. Лученок - Г. Буравкин)
«И здесь гора, и там гора» (Белорусская народная песня) - голос Владимира Мулявина
«Касіў Ясь канюшыну» (Белорусская народная песня)
«Каляда» (Белорусская народная песня)
«Конь невзнузданный» (Э. Ханок - Г. Буравкин) - поёт Владимир Мулявин
«Красная роза» (В. Мулявин - слова народные) - солирует Владимир Мулявин
«Крик птицы» (В. Мулявин - Ю. Рыбчинский) - поёт Владимир Мулявин
«Купалінка» (Белорусская народная песня)
«Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин - Я. Колас)
«Мои года» (И. Лученок - А. Велюгин)
«Марыся» (В. Мулявин - Я. Купала)
«Машенька» (Белорусская народная песня)
«На что бабе огород» (Белорусская народная песня)
«Наши любимые» (Д. Тухманов - И. Шаферан)
«Ой, рана на Івана» (В. Мулявин - слова народные)
«Алеся» (И. Лученок - А. Кулешов)
«Пойдём вдоль улицы» (Белорусская народная песня) - соло Владимира Мулявина
«Поцелуй» (И. Лученок - В. Каризна)
«Рушнікі» (Н. Петренко - Г. Соколова)
«Скажы мне, Ганулька» (на стихи Я. Коласа «Каханне») - поёт Владимир Мулявин
«Скрипят мои лапти» (Белорусская народная песня) - поёт Владимир Мулявин
«Слуцкие ткачихи» (В. Мулявин - М. Богданович)
«Сонет Шекспира» (В. Резников - В. Шекспир, пер. С. Маршака) - поёт Игорь Пеня
«Спадчына» (И. Лученок - Я. Купала)
«Там, где клён шумит» (Ю. Акулов - Л. Шишко)
«Тальяночка» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко - М. Шушкевич)
«Ты моя надежда» (Э. Ханок - В. Боков)
«Уголок России» (В. Шаинский - Е. Шевелёва)
«У полі вярба» (Белорусская народная песня)
«Хатынь» (И. Лученок - Г. Петренко)
«Я всё тот же» (И. Любимский - В. Шанаев)


Светлана Пенкина — популярная советская актриса, получившая известность, после роли в кинофильме «Хождение по мукам».

Рождение звезды

Будущая актриса родилась 6.06.1951 года в столице Белорусской ССР. Отец – А. П. Пенкин (полковник) и мать – В. Е. Пенкина (преподаватель) не имели никакого отношения к миру искусства.

Однако это вовсе не помешало им развить в своих детях тягу к кинематографу и театру.

Первая высота

С ранних лет, обладающая незаурядной внешностью Света, лелеет мечты о большой сцене. Тем более, что у глазастенькой девчушки оказался природный актерский талант.

Родители не стали препятствовать счастью своего темпераментного ребенка и сразу же после окончания школы, Светлана пошла учиться в академию искусств, расположенную в ее родном городе.

Одаренная девушка попала в группу бывшего руководителя вуза, Александра Бутакова.

Дебют

В 1971 году был творческий дебют в биографии Светланы Пенкиной. Она сыграла роль в кинокартине С. Третьякова «День моих сыновей», являясь студенткой театрального вуза. И практически сразу, юная актриса снялась к киноленте «Могила льва». И после этого, в течение четырех лет Светлана не снималась в кино.

Снова в строю

После длительного перерыва, актриса с головой уходит в работу и поражает режиссеров своей трудоспособностью.

В 1975 году Светлана снялась в кинокартине Х. Какабаева «Цвет золота» (Зоя).

И почти сразу же актриса получила роль в короткометражном фильме В. Станкевича «У синей бухты».

Роль, подарившая славу

Когда Светлане исполнилось 26 лет, В. Ордынский пригласил ее в свой тринадцатисерийный проект «Хождение по мукам». Кинолента является экранизацией одноименного романа А. Толстого. (это была ее дипломная работа).

Девушка блестяще сыграла роль Кати Булавиной и, как говорится, проснулась знаменитой. Хрупкая, утонченная и невероятно грациозная Светлана перевоплотилась в свою героиню и сразу же завоевала любовь советского зрителя.


Фото: Светлана Пенкина в фильме «Хождение по мукам»

Сериал завоевал большую популярность, во многом, благодаря прекрасному актерскому составу: , А. Лазарев и мн. др.

После выхода киноленты на экраны, Светлана стала очень востребованной актрисой. Известнейшие режиссеры предлагали ей роли в своих фильмах, однако новоиспеченная звезда очень часто отказывалась.

После «Хождений по мукам» Пенкина снялась в фильмах «Пыль под солнцем», «Приказ номер один».

Новые высоты

Музыкальная кинокомедия «Берегите женщин» сразу пришлась по душе советскому зрителю и стала хитом проката. Актриса сыграла одну из главных ролей (Ольга) и ряды ее поклонников пополнились. Не лишним будет добавить, что эта кинолента пользуется популярностью до сих пор.

В 1982 году известная артистка снялась в киноленте «Солнечный ветер», где рассказывается о девушке-ученом Лидии. После выхода киноленты, Светлана уходит в декретный отпуск, чтобы воспитывать своего маленького сына. На протяжении трех лет актриса не снялась ни в одном фильме.

Когда Светлане исполнилось 34 года, она сыграла в телевизионном сериале «Грядущему веку»(Вика).

Больше актриса не снялась ни в одном фильме. Однако актрису можно было увидеть в роликах новостей или документальных проектах.

Личная жизнь

Светлана не обнародовала свою личную жизнь, находясь в активном поиске. Все дело в том, что актриса мечтала о надежном муже и детях, а многочисленные поклонники не подходили для создания семьи.

Она была очень красивой девушкой, но до 30 лет оставалась свободной.


Фото: Светлана Пенкина с мужем и ребенком

Когда проходила переозвучка реплик в киноленте «Хождение по мукам», С. Пенкина познакомилась с мужским коллективом «Песняры». Ребята записывали новый хит в соседней студии звукозаписи и случайно столкнулись с очаровательной актрисой.

Именно тогда судьба свела Свету с будущим супругом, руководителем «Песняров», музыкантом Владимиром Мулявиным.

Светлана была моложе дважды разведеного Мулявина на 10 лет, но ее это ничуть не смущало. Когда на экраны вышел фильм «Берегите женщин» (1981), мужчина сделал предложение своей избраннице. Светлана ответила согласием и вскоре молодые люди сочетались законным браком.

Уже во время бракосочетания, девушка не захотела менять фамилию. Но чтобы не обидеть любимого, Светлана взяла двойную фамилию (Пенкина-Мулявина).

Как рассказывают очевидцы, при знакомстве Светлана всегда представлялась, как Светлана, жена Владимира Мулявина.

Фото: Светлана Пенкина с мужем Владимиром Мулявиным

В 1982 году у пары родился сын Валерий. Ради него Светлана оставила кинематограф на три года и самозабвенно меняла пеленки, готовила кашки.

Семейная жизнь приносила супругам много радости, ведь их брак был построен на взаимной любви. Светлана практически не ссорилась с мужем и даже в самых спорных ситуациях готова была искать компромиссы.

Совместная работа над проектами сближала, а поездки на отдых, выступления и воспитание сына приносили ни с чем несравнимую радость.

В 1987 году Владимир и Светлана работали над спектаклем «Во весь голос», который был поставлен по мотивам произведений .

Весной 2002 года горячо любимый супруг Светланы попал в чудовищную автокатастрофу. На протяжении семи месяцев врачи боролись за жизнь мужчины.

После смерти Владимира, был основан музей ансамбля «Песняры».

Причина смерти

Светлана Пенкина-Мулявина прожила интересную жизнь и скончалась в 65 лет, пережив своего супруга на четырнадцать лет.

В течение нескольких дней женщина не звонила своему сыну и не отвечала на его звонки. В конце концов, обеспокоенный Валерий приехал в квартиру матери и нашел ее бездыханное тело.

Фото: памятник светлане пенкиной

После вскрытия стала известна причина смерти – остановка сердца. Однако, почему-то уголовное дело все же завели.

Официальная дата смерти актрисы – 20.10.2016 года. Похоронили Светлану Пенкину в столице Белоруссии, на Восточном кладбище.

Ее фотография помещена на стенд лучших выпускников БГАИ.

Избранная фильмография

  • 1971 - Могила льва
  • 1974 - Хождение по мукам
  • 1977 - А у нас была тишина…
  • 1981 - Берегите женщин
  • 1982 - Солнечный ветер
  • 1985 - Грядущему веку

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Нехватка запятых, дефицит точек, неровный почерк на листочке в линеечку. Скупые факты из жизни человека, популярность которого в Советском Союзе в следующие несколько десятилетий будет феерической: «Я, Мулявин Владимир Георгиевич, родился 12.01.1941 г. в Свердловске в семье рабочих. С 1945 года воспитывался без отца. В 1946 приехал в Магнитогорск к дяде. Здесь я окончил 9 классов. Музыкой я стал заниматься 1950, занимался на гитаре у педагога-частника. В 1955 приехал в Свердловск и поступил в музучилище, где учился 2 года. С 1957 начал работать...». Дата - 9 октября 1958 года. Подпись - В. Муля...

Автобиография 17-летнего Володи Мулявина, будущего создателя легендарных «Песняров», много лет хранится в архиве Томской филармонии. Вместе с приказами о приеме на работу и увольнении. О том, что такие документы существуют, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы не минская журналистка Ольга Брилон, которая в процессе подготовки к 75-летию со дня рождения Владимира Мулявина установила, что он в конце 50-х работал в Томске.

Из приказа: «Зачислить тов. Мулявина Владимира Георгиевича в эстрадный сектор гитаристом с 1 октября 1958 года на условиях трудового соглашения. Директор Томской Облфилармонии - В.Цейтлин».

Виктор Цейтлин, возглавлявший Томскую Облфилармонию с 1948 по 1964 год, потребность в кадрах испытывал острую. При нем в филармонии играли три оркестра - симфонический, духовой и эстрадный, выступали цыганский ансамбль и сразу несколько эстрадных бригад, пели солисты-вокалисты, развлекали людей аттракционы, мюзик-холл, цирковые программы. Причем, программы обновлялись еженедельно. Газета «Красное знамя» вспоминает: «Музыканты ехали в Томск охотно, зная, что здесь будет интересная и денежная (!) работа... Виктор Соломонович обладал безошибочным чутьем на всякого рода халтуру, умел заметить талант в молодом исполнителе, поддержать, дать старт в будущее...»

В феврале 1959 года в книге приказов по Томской филармонии появилась новая запись: «Зачислить Кармальскую Лидию Алексеевну в эстраду артисткой оригинального жанра с 20 февраля на основаниях трудового соглашения». Здесь начинается первая глава любовного романа двух невероятно талантливых людей. Этот факт долгое время оставался неизвестным не только для всех биографов Владимира Мулявина, но и для его дочери от брака с Лидией Кармальской - Марины. Вот, что она рассказывала журналу «Иные берега» в 2011 году о детстве и юности отца:

«Его родители рано развелись. В семье было трое детей: папа, брат Валерий, сестра Наташа. Маме, моей бабушке, было тяжело их растить. Она работала швеей, зарплата маленькая. Папа увлекся музыкой с детства. Его учителем в музыкальной школе был бывший политзаключенный. Он разглядел в папе талант. Занимался с ним ежедневно по 5-7 часов. Потом папа учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. В 15 лет он создал ансамбль. Всех девятерых его участников отчислили из училища за увлечение западной музыкой. Ансамбль начал самостоятельно гастролировать по Свердловской области.

В 18-летнем возрасте на одном из концертов папа познакомился с мамой. Моя мама Лидия Кармальская была яркой красавицей. Она выступала на эстраде, была мастером художественного свиста. Какое-то время работала с Кобзоном. Потом выступала как конферансье с «Песнярами». Папа в нее страстно влюбился. Мама была старше его на три года».

То, что Лидия Кармальская была красавицей, мастером художественного свиста и старше Владимира Мулявина - чистая правда. Только, выходит, познакомились они не на одном из концертов, а в Томской филармонии. Служебный роман развивался стремительно. Паре хватило полугода, чтобы понять: их отношения - это всерьез и надолго. Вместе с эстрадным ансамблем они побывали в Курганской, Челябинской, Тюменской областях, ездили по городам Томской области на гастроли, где и проверяли крепость своих чувств. В том же, 59-м, году зарегистрировали брак.

На фото: Владимир Мулявин и Лидия Кармальская крайние справа

Приказ об увольнении пары Виктор Цейтлин подписал в августе 1959 года: «Освободить от работы в филармонии артистов эстрады с 1 августа 1959 года: Мулявина В., Кармальскую Л. согласно поданному заявлению».

С этого момента дороги будущего «песняра» и Томска разошлись. На 15 лет. На место талантливого гитариста и его супруги в Томскую филармонию пришли другие молодые исполнители. А пара, пожив какое-то время на Урале, переехала в Белоруссию.

«После женитьбы они с мамой приехали на гастроли в Минск, - вспоминает Марина Мулявина в журнале «Иные берега». - Пришли в магазины, а там прилавки полные. Петр Миронович Машеров тогда многое делал для своей республики. Мама удивилась: «Наверное, в этот магазин комиссия приехала». Зашли в другой – там то же самое. В третий… Мама сказала: «Володя, мы будем жить только здесь».

И Владимир Мулявин остался. Влюбился в белорусскую природу, белорусский фольклор, создал группу и написал песни, которые уже полвека люди любят и поют. А в Томск Владимир Мулявин возвращался в 1974 году - на пике популярности «Песняров». Гастроли тогда шли с аншлагом целую неделю во Дворце спорта.

Народному артисту СССР, создателю легендарного ансамбля исполнилось бы 70 лет

Их песни давно уже стали классикой. «Вологда», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия»… Да за одну только «Беловежскую пущу» «Песняров» можно было полюбить навсегда. Создавая ансамбль, Владимир Мулявин и представить не мог, что очень скоро станет знаменит на весь Советский Союз. В 1970 году коллектив победил на конкурсе молодых эстрадных исполнителей, разделив вместе со Львом Лещенко второе место (первое тогда не досталось никому). Молодые белорусские песняры, все как на подбор красавцы, стали предметом обожания поклонниц.

Владимир Мулявин любил славу, женщин и… водку. Он был безмерно талантлив в музыке и… несчастен в личной жизни. Три жены, четверо детей, постоянная борьба с алкогольной зависимостью… Мулявин разбился на собственном авто ровно через две недели после своего 62-летия. Потерял управление «Мерседесом» на крутом повороте в нескольких километрах от столицы Белоруссии. Говорят, и в этот день певец был нетрезв… Затем была клиника в Москве, появилась надежда на выздоровление. Но чуда не случилось. Владимир Мулявин умер в больнице в Москве, так и не увидевшись со своими друзьями. «Мне горько от того, что не простился с Володей, - признался «ФАКТАМ» давний друг Мулявина, музыкант первого, «золотого», состава «Песняров» Владислав Мисевич. - Ведь многое так ему и не сказал… »

«Впервые Володя женился в 18 лет»

- До сих пор артисты вспоминают, с каким размахом Мулявин отмечал свои дни рождения.

Что касается размаха, это было в ранние времена «Песняров». То, как Володя праздновал день рождения, зависело от его жен. У него ведь их было три, и не каждый брак оказывался удачным. Считаю, лучшей супругой Мулявина была покойная Лидия Кармальская. От Володи она родила двоих детей. К сожалению, сын трагически погиб в тюрьме, а с дочерью мы до сих пор поддерживаем отношения. Когда Володя с Лидой только поженились, «Песняры» зарабатывали на жизнь, колеся по деревням. Мы, музыканты, жили в Минске в общежитии, а у Володи уже была комната в коммунальной квартире. Все праздники и дни рождения мы справляли там. Лида была хлебосольной хозяйкой.

- Мулявин женился очень молодым.

Ему было всего 18, Лида - лет на шесть старше. Очень красивая женщина. У нее был, правда, небольшой недостаток: она хромала - переболела полиомиелитом. Лида работала в довольно редком на эстраде жанре - художественном свисте. Была в Советском Союзе достаточно известна. Часто гастролировала вместе с «Песнярами», чему Володя был только рад. Признавался, что не может без жены. По натуре он не был бабником, как все артисты, в том числе и я.

- Откровенно…

В этом смысле Мулявин отличался от нас. За бабами не бегал, ему нужна была семья. И хотя не все складывалось с женами хорошо, всегда стремился к домашнему очагу. Поэтому перерывы между разводом и очередной женитьбой были короткими. Через несколько месяцев находилась кандидатка. Мулявин любил повторять: «Я и пяти минут без баб не могу… » Последняя, Светлана Пенкина, появилась не без моей помощи. Мы снимались на «Мосфильме», в музыкальной картине «Диск» Александра Стефановича, а Светлана - в сериале «Хождение по мукам», где играла Катю. Жила актриса в гостинице при студии. Моя подруга пригласила нас с Володей в гости. Была там и Пенкина, Мулявин познакомился с ней, но дальше дело не пошло. А через некоторое время судьба вновь свела их. В Гродно «Песняры» выступали с концертом, а Пенкина была родом из этого городка. Они встретились уже как старые знакомые. Володя тогда разводился со второй женой, а Пенкина была свободна.

- Кем была вторая жена Мулявина?

Студентка университета, девушка из простой семьи. Получив техническое образование, работать Светлана не стала. Честно говоря, в противоположность Володе погулять любила почище нашего. У них родилась дочка, но семейной жизни так и не сложилось. Света в дела Володи не вмешивалась, старалась не ездить с нами на гастроли. Гуляла направо и налево. В конце концов Мулявину это надоело, и он подал на развод. Потом Светлана просто спилась. И когда Володя повстречал красавицу Пенкину, у него закружилась голова. Кто бы мог подумать, что вторая Светлана окажется не такой уж беззащитной.

«После сильных потрясений Мулявин брался за голову, но потом опять срывался»

- На Пенкину обижаются практически все музыканты «Песняров».

Сейчас Светлана бедствует, живет с самым младшим сыном Мулявина Валерой в крохотной, убогой квартирке в Минске. До сих пор между музыкантами ансамбля идут споры, кто же виноват в развале «Песняров»: Володя или Светлана. Насколько Мулявин был рационален и тверд в руководстве коллективом, настолько пасовал перед женой. В результате и вовсе позволил Пенкиной полностью взять над собой контроль. Света подливала ему водку в стакан, когда этого уже нельзя было делать.

- Пили в то время, видимо, все.

Но на Мулявине лежало руководство коллективом, мы же его избрали. Я лично приложил к этому руку, когда надо было перед начальством Минской филармонии отстаивать его кандидатуру. Ведь Мулявин не имел высшего музыкального образования, хотя и был удивительно талантлив! Он выстроил по кирпичику «Песняры», а его жены методично нас разрушали. (На фото первый состав «Песняров»: (сидят слева направо) Валерий Мулявин, Валерий Яшкин, Владислав Мисевич,Леонид Борткевич, (стоят слева направо) Владимир Мулявин, Леонид Тышко, Александр Демешко. 1971 год)

- Мулявин был богат?

Нет, совершенно. Володя жил в обыкновенной «двушке», хотя и в центре Минска. Правда, у нас всех была негласная договоренность оставлять квартиры предыдущим женам. Так поступал и Мулявин. Когда развелся во второй раз, наскоро построил кооперативную квартирку, бытовые условия были скверные. Деньги как приходили, так и уходили. Сами понимаете, если человек страдает от такой болезни…

- Говорят, было время, когда Мулявин пытался побороть алкоголизм.

После сильных потрясений, угрозы развала коллектива Володя брался за голову. Перед 25-летием «Песняров» не пил целый год. Отметили эту дату, и Мулявин сорвался. В 1991 году Володе присвоили звание народного артиста СССР. Для него это было достаточно неожиданно. Тогда ему намекнули, что надо соответствовать. Володя продержался несколько месяцев. Он прекрасно понимал, что это болезнь, но лечиться не хотел. В конце концов «Песняры» просто развалились. «Белорусские песняры» стали фактически последним составом, где играют еще старики типа меня. Но если бы Мулявин смог тогда выстоять, был бы сейчас с нами. Ведь Володя от природы достаточно крепкий мужик и на голову не страдал, звездной болезнью никогда не болел. Вот мы вспоминали с ребятами его и говорили, что сейчас он был бы абсолютно ко двору.

- Думаете, он бы переехал в Москву?

Это было не обязательно. Мы уехали, потому что после смерти Мулявина нас хотели вернуть в государственную структуру. Но времена изменились, мы хотели работать сами на себя, поэтому и укатили в Москву, став «Белорусскими песнярами». Обидно за Вову. Кстати, последние несколько лет я принципиально не пил с Мулявиным, что очень раздражало Пенкину. Она считала это оскорблением.

- Вы ведь некоторое время работали директором «Песняров».

Тогда была предпринята еще одна попытка остановить Володю. Мы предложили ему выход: «Мы работаем, ты лечишься». К тому времени Мулявин уже начал выходить в непотребном виде на сцену. Он вроде остановился, вновь стал рулить «Песнярами», но сорвался. Несколько раз был на волосок от смерти. Последний случай оказался роковым.

- Значит, он сел за руль пьяным?

Я это знаю. И все знают в Минске… Десятки раз садился за руль выпивши. Он и на трезвую голову не очень хорошо водил машину, а когда «под газом»…

- Пенкина не заставляла мужа лечиться?

Она сама употребляла и наливала ему довольно часто. У Володи была еще родная сестра, милый человечек. В свое время она жила в Свердловске, но развелась с мужем и приехала в Минск. Володя купил ей и племяннице квартиру. Иногда, когда Мулявин «восставал» против Пенкиной, уходил к сестре. Она приводила его в порядок, возвращала к нормальной жизни. Пенкина ненавидела ее и сделала все, чтобы Володя с сестрой не общался. Потом лишила Мулявина общения и с нами. Лежал после аварии в больнице в Москве, а Пенкина давала ложную информацию, мол, он поправляется, все нормально. Как гренадер, стояла у его палаты: пусть только попробуют «эти» прийти!.. Обидно, сжег себя Володя. А ведь сколько сделать мог еще.

«Во время перестройки вышла статья о нас под названием «Песняров» погубили бабы и водка»

- Мулявин творил во время запоев?

Бывало и такое. Помню, пришел как-то к нему домой, Володя писал военную программу. Уже с утра поддавший. Говорю Свете: «Ты видишь, в каком он состоянии?» «Тебе этого не понять! - отвечает она. - Ты не творческий человек! Музыканту необходимо такое возбужденное состояние, он же гений!»

- Правда, что «Песняров» в свое время хотели сделать украинским коллективом?

Во время одной из первых поездок в Киев нас вызвал на разговор министр культуры Ростислав Бабийчук. Это было в 1971 году. Говорит Володе: «Знаю, вы русский человек, из Свердловска, но так прославляете белорусскую песню! Просто уникальный случай. У меня предложение к вам и вашим ребятам - сделайте то же самое для украинской песни! Я вам квартиру на Крещатике дам, ребятам - кооперативы». В то время от белорусских властей мы еще ничего не получили, только обещания. Сказали, что подумаем, но потом эту историю замяли. Мулявин сблизился с Первым секретарем ЦК КП Белоруссии Петром Машеровым, и мы начали жить как у Христа за пазухой. Ни о какой другой республике уже не мечтали.

- Помните свою последнюю встречу с Владимиром Мулявиным?

Тогда мы уже не работали вместе. Володе опять отдали «Песняров», я ушел в «Белорусские песняры». Но организация по-прежнему была одна - Белконцерт. Даже наши кабинеты были напротив. Володя все время набирал новых музыкантов. Долго никто не удерживался из-за того, что Мулявин выпивал. Чтобы не видеть всю эту возню, мы решили уехать в Москву. Наша последняя встреча с Володей состоялась в коридоре филармонии: обменялись приветствиями и разошлись. Как будто и не существовало 30 лет совместной работы. Потом, правда, был шаг к примирению с его стороны. В Москве, с большим опозданием, Мулявин отмечал 30-летие «Песняров». Его администратор позвонил, когда мы гастролировали по Уралу. «Приезжайте завтра в Москву, - говорит. - Володя хочет, чтобы вы тоже участвовали… » Но это было невозможно. К тому же мы понимали, что Пенкина не даст нам выйти на сцену ни при каких обстоятельствах.

- Вы ведь познакомились с Мулявиным еще во время службы в армии?

В 1964 году, - продол-жает Владислав Мисевич. - Я служил в штабном оркестре, а Володя - в ансамбле песни и пляски. Мулявин старше меня на четыре года. База у нас была одна - Дом офицеров, там и познакомились. После трех лет службы Мулявин подошел ко мне и спросил: «Хочешь дальше работать?» Для меня это была честь, я смотрел на Володю, как на своего кумира. Потом, с годами, мы не то чтобы стали ровней, но общались уже без стеснения, как мужики. Хотя по своим человеческим качествам и таланту Володя так и остался для меня на недосягаемой высоте.

- Говорят, Мулявин любил пользоваться своим сумасшедшим обаянием.

Оно просто перло из него! И он прекрасно это знал. Тень этого обаяния ложилась и на нас. Чего стоила его знаменитая улыбка! Не любить Володю было невозможно. Приедем в Украину - говорят, что Мулявин похож на Тараса Шевченко. В Белоруссии - на Янку Купалу и Якуба Коласа одновременно. Делали программу на стихи Владимира Маяковского, все говорили: «Мулявин - вылитый поэт!»

- Вы застали время, когда Мулявин был без усов?

В армии. Но как только уволился, тут же отпустил усы. Первое время говорил, будто ему лень бриться, но после того, как все стали нахваливать, что ему очень хорошо, оставил навсегда. Честно говоря, в сумасшедшем гастрольном графике мы мало времени уделяли внешнему виду. Бывало, давали по нескольку концертов в день. Сначала нам платили за концерт 33 рубля, а Володе добавлялся процент за руководство. Потом в Советском Союзе стали активно строить дворцы спорта. Выступая там, мы получали двойные ставки - 66 рублей. Это благоденствие длилось три-четыре года. Надбавки за дворцы сняли, оставив всего 20 рублей. Если во времена, когда мы получали 30 рублей, водка стоила 4 рубля 12 копеек, то позже, при ставке до 20 рублей за концерт, за спиртное надо было выложить уже10 рублей. Значит, с 15 бутылок водки мы докатились до двух (смеется). Вот и все наше богатство.

- Пить надо меньше…

Да раньше почти все музыканты так жили. Поэтому никто из нас и не разбогател. Только сейчас чувствуем себя более-менее нормально. И Муле хорошо бы жилось.

- В смысле, Мулявину?

Близкие друзья Володю Мулей называли. Да, не хватает нам его сейчас. Когда началась перестройка, разрешили все писать, вышла статья о нас с названием «Песняров» погубили бабы и водка».

- Это правда?

Наверное, да…

Наверняка многие в свое время слушали ансамбль "Песняры". А что вам известно о его создателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты - все это будет представлено вашему вниманию в статье.

Детство

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость - родился сын Володя. Это второй ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи трудился на крупнейшем заводе Зауралья - «Уралмаше» - рабочим. Работа была не из легких, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самого детства. Мать работала швеей. Особого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, но с приходом к власти Советов их, как и многих купцов, раскулачили.

Несмотря на то что у Георгия и Акулины было уже трое детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая и днем, и ночью. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть так облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин, фото которого вы имеете возможность увидеть в статье, любил слушать музыку, понимал ее, поэтому смог освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и другие инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, поэтому концерты на гитаре и балалайке устраивались дома, во дворе. Когда Володе удалось посмотреть оперу «Травиата», он был настолько впечатлен увиденным, что это, пожалуй, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Юношеские годы

Можно считать большим везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, окончившим Институт культуры Это был замечательный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, иногда не замечая времени, трудились по несколько часов день. Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, поступив туда в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра на гитаре и пианино - все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовую группу. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в СССР не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, но все же позднее он был восстановлен в училище.

Творческий путь

Учеба закончена, желаний и устремлений море, душа требует полета! И без гроша в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Видно, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал коллектив, в котором выступал как эстрадный артист - играл на гитаре. К тому времени он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах принимали участие оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в художественного свиста. В 1961 году в молодой семье рождается первенец - дочь Марина.

В начале 60-х годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году переезжает в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разную, но интересы его все больше склонялись к народной. Ему интересен был фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Живя в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, поэтому Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его призвали в армию. Служил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, потому что он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии организован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все совпало) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые потом вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они выступали в Доме офицеров на концертах, на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у ребят не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, но не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не помышлял. Но однажды их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно надо петь, имея такие данные. Возможно, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

Создание ансамбля «Песняры»

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Сначала они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть самостоятельным коллективом. В то время к ним присоединился брат Владимира - Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября 1970 года и сменил название на «Песняры», потому что название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского - "певцы", "поэты", "сказители") они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их творчеством.

Ансамбль много гастролировал по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано около 150 песен. Мулявину не нравилась эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика была интересна, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, понимать то, о чем они пели.

Выступление в Москве

В 1970 году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, потому что руководство считало, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, яркие костюмы - все не как у всех. Мулявину пришлось доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» выступали с забытой белорусской народной песней «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая слушателей. «Песняры» просто произвели фурор.

После конкурса о них узнала вся страна. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их стали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные ценители даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

Черная полоса

В 1973 году группа была на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала концерта с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о смерти брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было неимоверно тяжело. Зал был полон, зрители ждали, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он только играл на гитаре.

Вскоре еще одно горе постигло Мулявина: умерла сестра Наташа.

Популярность на всех просторах СССР

В 1970-х ансамбль приобретает в СССР все большую популярность, его стали сравнивать с «Битлз», начали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала неимоверно известной.

Видя такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя находились люди, которые довольно скептически относились к заказным песням. Многие даже считали, что «Березовый сок» и «Молодость моя - Белоруссия» - это переработки народных песен, хотя написаны они были по заказу.

Владимир Мулявин, интересные факты о котором вы можете прочесть в статье, использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, требовал для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, но в творчестве от своих принципов не отступал: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и говорил: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за границу. Попасть на гастроли за рубеж в то время было очень сложно, практически невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в Америке. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из Советского Союза.

Поскольку ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они только на белорусском языке, но Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого долгое время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были самой гастролирующей группой в СССР.

Мулявин Владимир (биография и фото - в статье) был замечательным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, но музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, обращал внимание на любые неточности. К себе был очень требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не терпел фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к зрителям, требовал отдачи от артистов, а зрители платили за это любовью. И когда зал вставал, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для группы искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, приглашал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в группе появились и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось около пятидесяти музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Через десять лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в Америку. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в Америку, создал там свой бизнес. Позже он встречался во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, но разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и основатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Трудный период

Это был трудный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально очень тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал более десяти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск он смог записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в России и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыкантам приходилось даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин ("Песняры") не бездействовал, писал руководству и довольно резко, за что его отстранили от управления группой, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение спиртным. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист группы). Когда дело дошло до президента Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из группы, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не удалось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Постепенно он набрал новый состав группы, и юбилей в тридцать лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на "Аллее славы" заложена звезда Мулявина. В 2001 году он награжден орденом Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

Кармальская гастролировала вместе с мужем, хотя с ребенком это было совсем не просто. Музыканты зарабатывали не так уж и много, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для группы Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, готовила на всех. Володю она с любовью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на концертах.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце вместе с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был на самом деле, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать только она.

В 1975 году родился второй ребенок в семье Володи и Лизы - сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах мужа, Лиза подала на развод.

Второй женой музыканта стала Светлана Слизская. В браке родилась дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с мужем не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, семья распалась в 1981 г. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках фильма «Хождение по мукам» знакомится будущая пара - Владимир Мулявин и Они поженились в 1981 году. Через год родился второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием сына. Валерий получил музыкальное образование, но не захотел связать свою жизнь с музыкой, занялся компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что группа распалась. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, тем не менее, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе 20 лет.

Последние годы жизни артиста

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя автомобилем, попал в серьезную аварию на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил очень тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он находился в Минске, потом его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как писали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была жена - Светлана Пенкина.

Восемь месяцев боролись врачи за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимира Георгиевича Мулявина не стало. Прощание с ним в Москве состоялось 27 января, а в Минске - 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, в Белоруссии выпущена марка, посвященная ему.