Игуменья на горе афон иконы показать. Чудотворные иконы афонских монастырей

На Святой горе Афон есть чудесный монастырь Пантократор. Именно там сейчас находится этот чудотворный образ в серебряной ризе. Божья Мать изображена в молитве. Она простирает руки к небу. Много историй есть, связанных с чудодейственной силой Образа Пресвятой Богородицы Геронтисса.

История иконы уходит корнями в древнейшее прошлое. До сих пор не найдено справок о том, где и кем создавался и был написан оригинал Пресвятой. Что же касается чудес, связанных с этим образом, об этом известно много. Первое из них случилось в период возведения обители Пантократор. Монахи заметили, что икона и даже инструменты плотников, работающих на месте возведения монастыря, пропали. В один из утренних часов они возникли, но находилась на месте, удаленном от стройки на полкилометра. Эта история исчезновения повторялась до тех пор, пока монахи не поняли, что возводить здание необходимо именно на том месте, где появляется исчезавший образ.

Тогда икона еще не именовалась никак. Назвали ее Пресвятой Богородицей Геронтисса после свершения нового чуда, второго по счету. Когда один из старейших игуменов монастыря умирал и пожелал совершить обряд причащения, он обратился к одному из священнослужител ей с просьбой о совершении таинства. Священник не придал значения словам умирающего, но услышал глас Пресвятой Богоматери и выполнил последнюю волю умирающего.

Третье чудо случилось во время нападения на монастырь. Тот безумец, который покусился на Святую икону, в момент был лишен зрения. Но варвары решили расправиться с образом Пресвятой и бросили его подальше от людских глаз. Почти век икона пролежала в колодце, недалеко от обители Пантократор. Варвар, который был ослеплен, через много лет раскаялся в содеянном, а своим соратникам повелел, чтобы те отправились на Святой Афон и открыли миру образ Пресвятой Богородицы Геронтисса.

Поразительное происшествие, связанное с чудесной иконой случилось и в 17 веке. В монастыре наступил сильнейший голод, и игумен стал молить Пресвятую Богородицу Геронтисса о помощи. В один из дней было замечено, что в кладовой появились яства. С тех пор икону Пресвятой иноки дополнили изображением кувшина с маслом.

В середине прошлого века в Пантократор произошел страшнейший пожар. Монахи спасали иконы, неустанно молясь. Считается, что именно Геронтисса спасла от беды монастырь и его собратьев.

В народе и поныне ходит молва о том, что икона Пресвятой Богородицы Геронтисса наделена не только чудотворным даром, но и исцеляет. Считается, что с ее помощью большое количество людей исцелились от рака и других страшных недугов. Списки этой иконы хранятся почти во всех греческих храмах. Есть они и на территории России.

В тот век, когда Божья Мать была еще во здравии, ее образ стал основой для творчества апостола Луки. По преданию, в те времена правил Феофил. Священному люду с огромным трудом удалось сохранить икону в одном из греческих церквей.

Иверская - кладезь истории чудес. В период возрождения христианства, его последователи были гонимы еретиками. Собственноручно издавал приказы об уничтожении христиан и Феофил. Он повелевал устранять иконы и все, что имеет хоть какое-то отношение к этой религии.

И поныне в Греции, на Святой горе Афон, существует Иверская обитель. Когда-то давно, женщина, хранившая у себя икону Пресвятой Богородицы Иверской , чудом сберегла ее, откупившись от иконоборцев. Она сотворила невозможное - отправила икону странствовать по волнам. Сын этой женщины, спустя много лет, стал монахом. Братия Иверского монастыря узнала о существовании иконы, отправленной по морю, когда образ пристал к берегам этой монашеской обители. Отсюда и название иконы.

Считается, что по морю икона странствовала более 2 столетий. Кстати, Иверией называли Грузию в Древние времена. Именно ее выходцы основали Иверский монастырь на горе Афон. Как только в этих местах побывала сама Богородица, недалеко от обители забил чудотворный источник.

Икона пристала к берегам обители неслучайно и даже дала об этом знать инокам своеобразным методом. Монахи в тот день увидели у моря огонь. С молитвами они приблизились к берегу и увидели чудотворную икону, которая приближалась с каждой волной, но достать монахи ее не могли.

Тогда главный инок начал молить высшие силы, соблюдая при этом строгий пост. Образ Пресвятой явился к нему с сообщением о принятии в дар иконы. С крестным ходом монахи подошли к берегу и извлекли из воды икону. Это случилось так: Святой Гавриил пошел по поверхности воды и взял в руки образ.

Поныне Иверская - наиболее известный и почитаемый образ. Ему молятся о спасении от зла, болезней, помощи в разного рода делах.

Чудотворный образ ныне размещен в храме Кареи. Это город-столица Афона. Создана «Достойно есть» была по приданию в первом тысячелетии до нашей эры. Существует легенда, связанная с этим образом Богоматери. Все случилось примерно в 10 веке. В одну из обителей пришел странствующий монах. Его приняли по всем канонам, а к ночи послушники вместе начали свои песнопения. Дойдя в молитвах и почитаниях до Пресвятой Богородицы, новоявленный гость начал величать ее по-иному, нежели это делали местные монахи. Он звал ее «Достойно есть» и велел называть также впредь. Иноки попросили сделать запись для них, дабы запомнить новое наименование. В келье не оказалось бумаги, тогда пришлый человек свершил писание пальцем на камне. Кстати, этот камень в тот момент сделался похожим на воск.

Как выяснилось позже, пришельцем оказался сам архангел Гавриил и принес он весть в монастырь не случайно. Весть об иконе и явлении небожителя разошлась по всему христианскому миру, молитва «Достойно есть» вошла в обиход священнослужител ей. Икона, называемая раньше «Милующая», обрела новое название «Достойно есть».

Этому образу Пресвятой молятся об исцелении, об успешном завершении любого дела, об устранении зла, голода и эпидемий. Супруги, только вступившие в брак, могут помолиться о счастье в семейной жизни и обереге от несчастных случаев.

«Одигитрию» в России называют «Смоленская» икона Божьей Матери. Считается, что она направляет ищущих по Святому Преданию. Написал образ евангелист Лука еще при жизни Святой. Предание говорит о том, что именно иконоборец император Феофил просил Луку создать чудодейственную икону.

С тех пор она начала свое путешествие: была перевезена в Иерусалим, а позже - в Константинополь. Попала она в 11 веке к самому Владимиру Мономаху и ныне хранится в одной из Смоленских церквей. Известно, что в 1045 году, когда Мономах выдавал свою дочь замуж, благословлял ее именно этой иконой.

В 13 веке образ принес краткосрочную победу над ханом Батыем. Наши воины проникли в его стан, держа при себе икону, и насмерть перебили врага. Но главный воин принял смерть от врага, а после был причислен к лику святых.

В 15 веке, когда Смоленском правили литовские князья, из этого города «Смоленскую» перевезли в Москву. Спустя четверть века, икону возвратили в Смоленский храм. В столичных церквях и сейчас хранятся несколько ее копий.

Это еще не все приключения иконы-путешестве нницы. В 16 веке с образа сделали весьма точный список и его возили в Москву вместе с оригиналом, чтобы «поновить». Вернувшись в Смоленск, список поместили во вновь построенный храм.

В начале века 19-го русские воины, оставившие Смоленск, забрали образ, дабы он охранял их в пути от врагов. Перед главным Бородинским сражением «Смоленскую» носили по палаткам воинского городка, чтобы укрепить в солдатах дух борьбы. Позже «Смоленская Одигитрия» была взята в собор Успенский ради молитв за спасение Руси. Оттуда образ попал в Ярославль. Победа над неприятелем привела икону назад в Смоленск.

Почитаемых списков «Одигитрии» весьма много. Изначально празднование иконы назначено на 28 июля, что связано с военными событиями и перипетиями. Но по распоряжению Михаила Кутузова в 19 веке, празднование перенесли на 5 ноября. Эта дата возвращения образа в Смоленск.

Ныне эта Святыня главенствует в православном мире христиан. Молитвы к «Одигитрии» возносят об исцелении, помощи в дороге, спасении от разных напастей.

Тихвинская икона Богоматери (Слезоточивая)

Ныне существуют довольно молодые списки этой иконы. Написаны они на горе Афон, в ските пророка Илии. Датировано создание списков концом прошлого века. Оригинал «Слезоточивой» прославился как Тихвинская с чудесным истечением слез. Он написан в том же ските, что и списки. «Плакала» икона в конце зимы 1877 г. Увидели это Ильинские монахи. Слезу, текшую из одного глаза Богородицы, вытерли насухо и после заперли церковь. На следующий день братия стала свидетелем слезотечения из 2 глаз.

Удивительно то, что монахи долго стояли, оцепенев перед иконой. Слезы текли и текли и приблизились к рукам Святой. Ровно час они продержались на лике, а после - высохли. Когда слезы появились в третий раз, монахи начали их вытирать. Убрав все начисто, больше слез они не видели.

С тех пор и почитается эта икона 17 февраля, но слез не источает. Примечательно и то, что никаких происшествий в мире, связанных с плачем Тихвинской, не было. Монахи засвидетельствов али это чудо в своих записях, и добавили в череду церковных еще один праздник — День иконы Богоматери Слезоточивой.

Известно, что царь Александр Второй когда-то услышал об этом чуде и привез икону в Россию из Ильинского скита, чтобы образ помог на фронтах Русско-Турецкой войны. Ныне икона обрела огромную историческую и культурную ценность.

«Слезоточивой» молятся об избавлении от грешных мыслей, о здравии родственников, об исцелении больных и страждущих.

Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса)

Этот образ Божьей матери именуют «Всецарица», что по-гречески звучит, как «Пантанасса». Оригинал хранится на Святой горе Афон в монастыре Ватопед. Написание лика относят к веку 17-му. По размерам икона небольшая. Дева, изображенная на иконе, восседает в царском одеянии на троне. В руках она держит младенца со свитком. Рукой Богоматерь указывает на спасителя земного. Деву охраняют ангелы, которые изображены за ее спиной.

«Всемилостивая» и «Пречистая», как ее еще называют, относится к иконографии по типу Панахранта. Отличительная его черта - изображение Пресвятой Богородицы на троне. В прошлом веке об иконе разнеслась молва. Якобы к ней подошел незнакомец и начал плести что-то несвязное. В тот же момент лик Богородицы просиял чудесным светом, а человек, читавший молитву, был отброшен на пол.

Старцы, которые в то время вбежали в храм, начали поднимать молодого человека и услышали от него покаяние о том, что тот занимался черной магией. Считается, что икона «Всемилостивая» отвела от юноши беду и направила человека на путь истинный. Молодой мужчина остался в Афоне и принял монашество.

Люди и по сей день верят в то, что икона исцеляет от разного типа опухолей. Если исцеление невозможно, то образ очень благотворно влияет на больного, принося ему облегчение. Нужно лишь горячо молиться Богородице и обращаться к ней с просьбами о спасении.

Чудодейственная сила этой иконы обнаружилась в 17 веке именно исцелением раковых больных. Молиться ей можно и о других нуждах или избавлении от иных не менее страшных недугов. Таких, как наркомания и алкоголизм. Стоит молиться иконе и родителям, которые жаждут исцеления своих чад.

В конце прошлого века список «Всецарицы», сделанный с соблюдением всех канонов, прибыл в Россию. Его привезли в нашу страну ради тех страждущих, которые не смогли посетить Афон. Организатором поездки выступило московское общество милосердия, которое расположено при центре онкологических заболеваний.

После того, как список попал на территорию центра, он стал мироточить по большим церковным праздникам. Ныне образ находится в храме Ново-Алексеевско го монастыря в Москве. Икону часто привозят в онкоцентр для совершения всевозможных служб.

Икона Пресвятой Богородицы (Акафистная)

Акафист - это своеобразный гимн, который исполняется только стоя. Церковнослужител и определяют это понятие, как хвалебная ода в честь Иисуса. В Священном мире есть много икон с наименованием «Акафистная». Это связано с теми сценами, которые на них изображены, а именно - акафистное пение в честь священных небожителей и Пресвятой.

Есть икона Богородицы, которая изображена на троне. Ее также называют «Акафистная». На некоторых из таких икон нанесены тексты из хвалебных гимнов-песнопени й. Празднование Дня таких икон принято проводить в конце января, 25 числа.

Более всего принято называть «Акафистной» Хилендарскую икону Богородицы. В начале 19 века с этим ликом был связан один случай. Пожаром был объят один из монастырей Афона. Строение сгорело, а икона уцелела. Более того, она осталась нетронутой огнем.

После того, как монахи поняли, что случилось чудо, они прочли акафист, поэтому «Хилендарскую» и называют «Акафистная».

Молитвы этому образу Святой Богородицы нужно адресовать особенно от всего сердца, и они будут услышаны. Только искренняя вера творит чудеса.

В 17 веке жил в одной из афонских обителей инок Нил, исполняя обязанности трапезничего. В трапезной Дохиарского монастыря, при входе, висела икона Богоматери. Невнимателен был трапезник и каждый раз, заходя в помещение, коптил образ Святой. В один из дней монах услышал предупреждение о том, что нельзя приближаться к иконе с лучиной, в то время как в помещение кроме него никого не было. Слышался ему голос человеческий, а вокруг никого. На слова те он не обратил никакого внимания, хотя поначалу испугался. В следующий раз при получении предупреждения монах ослеп. Только после этого он начал каяться и исповедался, признав такое наказание достойным.

Нил не отходил от образа до тех пор, пока не вымолил прощение. Он был исцелен. С тех пор икону Божией Матери назвали «Скоропослушнице й», поскольку всем покаявшимся исцеление являлось вскоре.

Слух о чуде быстро распространился по всей обители и Афону. Большое число иноков пришло поклониться Святому лику. Вход в трапезную был закрыт, что сделало невозможным нанесения вреда иконе лампадами. Место, где находилась Скоропослушница, огородили.

В честь чудотворного образа построили храм, а у иконы постоянно находился приставленный к святыне монах. Так делается и поныне в Дохиарской обители. По вечерам в дни вторников и четвергов братия поет у иконы, тем самым прославляя ее.

Первообраз этого лика и сейчас размещен на горе Афон в вышеупомянутом монастыре. Это очень древняя икона. Она датирована временами намного более ранними, чем случилось ее прославление. Считается, что «Скоропослушнице » свыше тысячи лет. Есть много ее копий, которые хранятся в монастырях и храмах по всему миру.

Скороослушнице молятся о прощении грехов, исцелении от недугов, о послушании детей, о здоровье родителей, об удаче во всяких начинаниях.

Оформив заявку через сайт, вы сможете купить греческие иконы с Афона с доставкой в любой регион Российской Федерации, для этого необходимо:

* Определиться, на какую именно сумму вы хотите приобрести. Это могут быть греческие иконы Богородицы , Иисуса Христа или Святых угодников.

* Свяжитесь со мной для оформления заказа по e-mail, телефону или Skype.

* Стоимость греческой иконы будет ниже, чем сомнительные образцы, купленные через третьи - четвертые руки.

Я открыт для диалога и общения, возможна передача иконы туристами из России, знакомыми или друзьями, отправка заказа любым удобным для вас способом. Через меня вы сможете купить греческие иконы с Афона с доставкой.

Выбирайте, определяйтесь, связывайтесь со мной и будьте уверены, что выполнение обязательств для меня - дело чести, вклад в духовное развитие человечества.

    Комбоскини. Что такое комбоскини? Купить комбоскини

    Слово Комбоскини переводится с греческого,как верёвка из узлов, комбос - узел и скини - веревка. В нём хранятся виртуальные молитвы, защищающие человека, поэтому, одевая их один раз в жизни, грек носит его все время.

    Что такое Архонт?

    Святилище Аполлона в Бассах.

    Самые популярные сувениры из Греции

    Из каждой поездки в новое место любой человек всегда хочет привезти какие-нибудь сувениры для родных и друзей. Проще всего, конечно, отделаться магнитиками на холодильник, которые в большом количестве и широком ассортименте продаются во всех уголках мира, но в нашей статье мы рассмотрим более существенные сувениры. А отправимся мы за ними в солнечную Грецию.

    Пантократоров Монастырь. Пантократор

    Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы. В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117).

Святой Афон почитается в Православной Традиции как земной удел Богородицы. По преданию, сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство.

В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную». Не случайно, что именно на Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы…

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

Иверский монастырь - дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы (Портаитиссы).

Первое известие о ней относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Через два века монахи греческого Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем обители. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница», а от имени обители - Иверский монастырь - она получила наименование Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРИХЕРУССА»

В русской традиции эта икона носит название «Троеручица». Икона находится в Хилендарском монастыре на Афоне.

Образ был личной иконой святого Иоанна Дамаскина. В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. В таком виде икона пребывает и поныне.

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызвали среди братии раздоры. И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор Хилендарским монастырем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ»

Святыня находится в Успенском храме административного центра Святой Афонской Горы - Кареи.

Согласно преданию, в X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному: добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, внезапно исчез. Икона же продолжала сиять таинственным светом.Послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери. С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ГЕРОНТИССА»

В русской традиции эта икона носит название «Старица». Святыня хранится в монастыре Патнократор. Одна из наиболеее почитаемых на Афоне.

Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое началось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте нынешнего расположения обители. Так повторялось несколько раз, и тогда люди поняли, что Сама Пресвятая Владычица избирает место для устроения Своей обители.

В разные годы от иконы «Геронтисса» было явлено немало чудес. Старец-игумен обители, получивший откровение о своем скором отшествии, желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего, и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».

В XI веке, во время нападения сарацин на монастырь произошло следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.

ИКОНА БОГОМАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Икона написана на Святой горе Афон и хранится в монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила.

Предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений».

Вскоре о чудотворной иконе стало известно по всему Афону. На поклонение святыне стекались многочисленные толпы иноков и паломников.

Через икону было совершено множество чудес и исцелений. Многие страждущие получили избавление от одержимости и бесноватости.

Святая Дева помогала избежать кораблекрушения и пленения. Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

Возле иконы стоит двадцать лампад. Шесть из них неугасимые, их пожертвовали христиане в память о чудесных исцелениях. Елей также добавляют страждущие, получившие избавление от недугов благодаря помощи Божией Матери. А в 1783 году на икону была возложена сребропозлащенная риза. Ее сделали русские благотворители.

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ»

Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.

Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но женщина предпочла пустить ее в море. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.

С этой чудотворной иконой связана следущая история. Во время немецкой оккупации Греции запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец Савва опечалился этому и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Его послушались. Однако по прошествии какого-то времени, когда запасы хлеба практически иссякли, старца стали донимать укорами. Савва им отвечал: «Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас». Через какое-то время к пристани монастыря причалило судно, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога и Божию Матерь. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «ВСЕЦАРИЦА»

Чудотворная икона «Всецарица» (Пантанасса) находится в кафоликоне Ватопедской обители.

Образ был написан в ХVІІ веке и явился благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ старца об этой иконе. В ХVІІ веке перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный молодой человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю. Только он пришел в себя, как сразу отправился исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне. Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу на человеке, одержимом бесами.

Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. В ХVІІ веке она впервые была списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - Всегоспожа, Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар (а ведь волхование, увлечение магией и прочими оккультными «науками» распространилось по Христианскому миру подобно раковой опухоли), Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»

Икона Божией Матери «Млекопитательница» находится Хилендарский монастырь на Афоне. На образе изображена Пресвятая Дева, кормящая грудью Богомладенца.

Первоначально образ находился в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Афоне и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. Существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания. Так, в России прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск недалеко от Минска. В середине XIX в. - в 1848 году - прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо - у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

ИКОНА ВАТОПЕДСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА», ИЛИ «УТЕШЕНИЕ»

Образ Богоматери «Отрада» («Парамифия») находится в Ватопедском монастыре.

Название Ватопедской она получила от того, что в 390 году возле острова Имброс, напротив Святой Горы, упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь наутро нашли его спящим глубоким, спокойным сном под густым кустом, недалеко от разрушенного Благовещенского собора. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Император Феодосий в благодарность за чудное избавление сына воздвиг вместо разрушенной обители новый храм, где алтарь находился на том самом месте, где был найден спасенный юноша.

История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой. И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников». Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.

С того времени чудотворная икона получила название «Отрада», или «Утешение». Очертания иконы остались такими же, как и во время предупреждения, сказанного игумену: Богоматерь уклонилась от простертой десницы Иисуса Христа.

Икону украсили сребропозлащенной ризой и поместили в церковь, построенную на хорах собора. В этом месте икона остается и по сей день. В память о чуде в церкви Божией Матери «Отрада» совершается постриг монахов и благодарственное молебное пение Богоматери перед чудотворной иконой.

Перед иконой Божией матери Экономисса молятся в материальной нужде,

при финансовых затруднениях, проблемах с долгами

для охранения семейного очага,

при начале нового дела (предприятия)

О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумение, всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих!

Приими смиренныя моления наша и принеси яко Все щедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию.

Воззри на ны милосерд-ным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понежебезмилостиСпасанашего и Твоего святаго о нас хода-тайства, мы, окаянные, не воз-можем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в су-етах мирских, ибо время при-ближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе.

Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ра-ди нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирс-ким людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает жи-тием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в пра-хе пребывают грехов ради на-ших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.

О сладчайшая наша Мати Игумение!

Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Анге-лы и всеми святыми во Царст-вии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во векивеков. Аминь.

Предстательство страшное и непо-стыдное, не презри, Благая, молитв на-ших, Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице, утверди православных жительство, спаси стра-ну нашу и всех православно живущих в ней защити, зане родила еси Бога, Еди-на Благословенная.

Тогда в монастыре на горе Афон случился так что все иноки ушли из святой обители, и старец Афанасий, долго терпевший тяготы, решил вслед за другими удалиться из монастыря.

Но на дороге вдруг увидел женщину под покрывалом и удивился, говоря себе: откуда здесь взяться женщине, когда вход для них сюда невозможен? Однако женщина сама спросила его: «Куда ты идешь, старец?» В свою очередь св. Афанасий спросил у нее: «Ты кто и как сюда зашла?», а также прибавил: «К чему тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок».

«Если ты инок, продолжала незнакомка, ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным, Я знаю твое горе и помогу тебе. Но расскажи мне прежде, куда ты идешь». Тогда св. Афанасий рассказал все, и женщина возразила: «И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? В духе ли это иночества?» «Кто же ты? спросил Афанасий.

«Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего», отвечала женщина. «Боюсь поверить, ответил старец, и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!» «Видишь этот камень, — отвечала Богородица, — Ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры».

Афанасий ударил в камень, и из него с шумом потекла вода. Св. Афанасий вернулся в обитель и нашел, что все кладовые доверху наполнены всем необходимым. Вода же до сих пор истекает из того места, где находился камень.

а только подэконом, или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавре написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке.

С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери.

На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.

Избранной от сложения мира Пресвятей Деве Марии Богоро-дице, воистину плотию рождшей Иисуса Христа Спаса и Бога нашего, яко Владычице вселенныя, зело возлюбившей Христа и взявшей под Свой державный покров их святыя обители, по-хвальное приносим пение. Ты же, Всечестная наша Мати Игумения, храни и спасай нас от всех врагов видимых и невиди-мых, да зовем Ти: Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святой горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумения!

Ангели плотию суще вси преподобнии отцы и матери, юноши и девы, от века просиявшии во святых и ныне православно шествующий в небесныя селения под сиянием Честнаго и Животворящаго Креста Христова, на земном поприще, во юдоли пла-ча и скорбей, под державным покровительством Матери Христа Бога нашего, Всечестнейшия Игу-мении православнаго монашескаго жития. Еяже милостивному заступлению радостно взываем сице: Радуйся, Всечестнейшая наша Мати Игумения; Радуйся, надежде нашего спа-сения. Радуйся, горы Афонския Хра-нительнице; Радуйся, тамо живущих ино-ков Спасительнице. Радуйся, веселие и славо Хри-стовых подвижников; Радуйся, отрадо Божественная святых пустынников. Радуйся, яко Тобою вси святии спасаются; Радуйся, яко вся вселенная Тобою украшается. Радуйся, миров бесчисленных о Бозе Владычице; Радуйся, вселения рая небеснаго Руководительнице. Радуйся, благий и славный ко-нец всех святых жития; Радуйся, святая радости Боже-ственныя струя. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святой горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумения!

Видящи скорбный путь спасе-ния для всех преподобных Сво-их, Господь наш Иисус Христос благоволи Матери Своей Всечестней Деве Богородице, да прострет Она Свой Божественный покров игуменства над всеми святыми обителями святыя Афонския горы и всея вселенныя православнаго монашеского спасения, да вси спасающиися в преподобии и святости, верою видящи сие, взывают непрестан-но Спасителю Богу: Аллилуиа.

Разум имуще Божественный вси преподобнии отцы и матери, от всея души возлюбиша славу небесную, мир же со всеми его прелестьми возненавидевше и ногама поправше, шествоваху в подвизех святых за Христом в мире жития сего, безбедно руко-водимыя Своею Приснодевственною небесною Игумениею, Еяже верою зряще в лице Ея икон святых, умильно взывают тако: Радуйся, нашего спасения гла-визно; Радуйся, радосте наша в сей и в будущей жизни. Радуйся, дивная Строительнице наших святых обителей; Радуйся, Экономиссо милосер-дая иноческих общежитий. Радуйся, цвете Божественнаго прозябения; Радуйся, радосте всемирнаго воскресения. Радуйся, всех святых Божест-венное веселие; Радуйся, монашества украше-ние. Радуйся, Истинная Мати на-шего Спасителя; Радуйся, яко плотию родила еси ада Победителя. Радуйся, яко на Афоне духов-ный сад насадила еси; Радуйся, яко тамо живущих в преподобии в рай руководила еси. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумения.

Сила Вышняго осеняет всех, в преподобии и святости, и в правде живущих, иже возненавидеша суету мира сего и бежаша во святыя монашеский обители, и тамо во образе ангельском вземше на ся благое иго Христо-во свято подвизающеся, чрез все житие свое взывают непрестанно ко Пресвятой Троице Богу: Аллилуиа.

Имуще пламенное желание спасения, вси соборы преподоб-ных, просиявшии во святых от века, и ныне подвиги спасения совершающий во обителех иноческаго жития, в лаврех, монастырех, скитех, киновиих, келлиих и на всяцем месте всея вселенныя, имея дивный щит спасения — Божественное игуменство Ма-тери Божией, хвалебно Ей песнопоют: Радуйся, Собирательнице наша среди мира греховнаго; Радуйся, Строительнице наше-го спасения духовнаго. Радуйся, спасшая весь род Адама падшего; Радуйся, плотию рождшая не-изреченно Спаса и Бога нашего. Радуйся, Всечестнейшая Мона-хине, образе спасающимся; Радуйся, праведная Игумение всех нас, подвизающихся. Радуйся, веры православныя воеводо непобедимая; Радуйся, Божественная крепосте всесильная. Радуйся, Мати Господня и на-ша Благодатная; Радуйся, для всех святых бла-гоприятная. Радуйся, двере милосердия для кающихся; Радуйся, упование о Бозе под-визающихся. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение.

Бурю сомнений грехолюбивых оставльше отцы преподобныя и матери, возлюбиша тернистый путь спасения, живуще среди скорбей и лишений, Царствия ради Небеснаго, украсивше своим Бого-угодным житием премногия мес-та вселенныя, идеже основаше святыя обители иноческаго спа-сения, в нихже спасающеся, присно поют Ангельскую песнь Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Слышаша святыя глаголы Христова Евангелиа, избранницы небесныя, вся презревше суетная мира сего, в путь святый поидоша, нося благое иго Спаса нашего житием своим, во плоти Ангелом святым уподобишася, имея предивнуюИгумению надвсеми их святыми обителями по всей вселенней яко звезды небесныя сияющими, к Нейже во-пиют всегда: Радуйся, премудрая Игумение монашества православного; Радуйся, спасение народа Богоизбраннаго. Радуйся, столпе девства и океане милосердия; Радуйся, вечная отрадо райскаго веселия. Радуйся, прибежище кающихся грешников; Радуйся, сокровище убогим подвижником. Радуйся, всю вселенную любовию покрывающая; Радуйся, славою Небесною сатану во ад низвергающая. Радуйся, Божественная радосте Ангелов и человеков; Радуйся, яко плач принесла еси демоном во веки. Радуйся, единая надеждо веры православныя; Радуйся, Мати Господня и на-ша Всеславная. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Боготечную жизнь праведницы проидоша и Небеснаго Отечества с радостию достигоша, веселятся, о Господе, со Ангелы святыми во вся веки, мы же их собратия, подвизаемся во святых обителех, поюще хвалебныя песниБогу:Аллилуиа.

Видеша избранницы Господни скоропреходящую славу мира се-го: богатство непостоянно, сча-стье скоротечно, скорби же, пе-чали и отчаяние, и всякия зло-ключения присныя спутницы жизни сея есть, в конце же смерть телесная всем людем не-избежна. Святою же верою вечныя селения созерцаху, возлюбиша тесный и прискорбный путь монашескаго жития, идеже Пресвятая Матерь Самаго Господа игуменствует, руководя спасаю-щимися духовными чадами Ея, хвалебно к Ней взывающими: Радуйся, единое спасение душ наших; Радуйся, райское утешение всех скорбящих. Радуйся, святыя горы Афонския Просветительнице; Радуйся, всея вселенныя По-кровительнице. Радуйся, надежное прибежище всем кающимся; Радуйся, тихое пристанище от бед спасающимся. Радуйся,ЛаврыПечерскияСтроительнице; Радуйся, Почаевския обители Защитнице. Радуйся, Экономиссо лавры Афанасия Афонскаго; Радуйся, книго Христово Завета Новосионскаго. Радуйся, всех святых во едино собравшая; Радуйся, Христианом право-славным путь в рай указавшая. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Проповедницы богатнаго равноангельскагожитиявоплотиявишася отцы преподобнии: Ан-тоний Великий, Пахомий, Макарий, Феодосий и прочии препо-добныя отцы и матери,хжежитию сонмы последоваша всех преподобных, наследницы бывше райских обителей со всеми свя-тыми, и мы им ныне подражающе, во Ангельстем чине живуще, воспеваем Спасителю мира хвалебныя гласы: Аллилуиа.

Возсия образ жития равноангельскаго для всех ищущих спа-сения: вдали от всех сует мир-ских примером Самаго Христа и Бога нашего и Его Пречистыя Матере Приснодевы Марии Бо-городицы, Предтечи Господня Иоанна и премногих святых угодников, ихже житию подража-ют вси преподобнии и под державным водительством Владычицы Вселенныя, Всечестнейшия Игу-мении Православно-монашеских обителей Марии Богородицы, хвалимой от всех святых предивными похвалами сице: Радуйся, православнаго мона-шества Мати Игумение; Радуйся, их ангельскаго жития вечное спасение. Радуйся, Благая Наставнице на путь небесныя жизни; Радуйся, Настоятельнице монашескияотчизны.Радуйся, скорая защито си-ротствующих; Радуйся, яко подвижником святым венцы всегда готовиши. Радуйся, всех праведников любящая; Радуйся, кающихся грешников милующая. Радуйся, яко Твоя любовь Божией любви уподобляется; Радуйся, яко Тобою всякая тварь о Господе спасается. Радуйся, радосте Божественнаго веселия; Радуйся, мира всего покрове и спасение. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Хотящу скорбный путь к не-беси благоустроити, Господь наш Иисус Христос благоволи Мате-ри Своей, да игуменствует над всеми православными иночески-ми обительми по всей вселенней сущими, руководя в селения не-беснаго рая сонмы избранников, ищущих спасения и поющих Из-бавителю Богу нашему: Аллилуиа.

Новую жизнь образом Ангельскаго жития показаша отцы пре-подобнии и матери, зане вся оставльше сладости мира греховнаго и возлюбиша шествовати к Небеси путем Царя Славы Хри-ста Бога нашего, крестными страданьми, и быша мученицы без крови, терпящи вся злая Царствия ради Божия, еже и получиша, и ныне сонмы препо-добных шествуют таковым путем, водимыя Материю Божиею, яко Всечестнейшею Игумениею их преподобнаго жития, превозноси-мую от них хвалами: Радуйся, Мати Господа, Судии Всеправеднаго; Радуйся, во игумениих от века предъизбранная. Радуйся, чистотою телеси тварь превозшедшая; Радуйся, святостию Своея ду-ши Небеса украсившая. Радуйся, благовестие Небеснаго Отечества; Радуйся: духовный крине православнаго монашества. Радуйся, усердная Молитвеннице о всех православных; Радуйся, Благая Строительнице для святых избранных. Радуйся, тихое пристанище всем странствующим; Радуйся, покоище блаженной старости. Радуйся, Невесто неневестная; Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение.

Странное житие имуще, Хри-стовы избранницы, оставльше телесныя страсти и утехи, возлюбиша путь крестных страданий в пусгынех, на островах, в рассе-линех скал, в дубравех, со зверь-ми живуще равноангельно, идеже усгроиша Божиею волею святыя обители, в нихже воспеваху чрез все житие свое херувимски ко Господу: Аллилуиа.

Весь бых Всемогущий Бог во умех и сердцах избранных Своих угодников, но реченному: «Дивен Бог во святых Своих», прослав-ляя святыя Своя, собираяй из среды мира греховнаго, водворяя во святыя обители, да хвалится ими святое Имя Его, со святыми Ангелы во веки, и Владычица Богородица, Всеблагая Матерь Господня премудро игуменствует, спасая от бед и скорбей смирен-но восхваляющих милость Ея: Радуйся, Честнейшая всея тва-ри и всея вселенныя; Радуйся, сладчайшая, яко Божие селение. Радуйся, святой покрове жиз-ни нашея; Радуйся, Божественный источ-нике сладости сладчайшия. Радуйся, вся наша надежде спасения и покой; Радуйся, по Бозе наше упова-ние в жизни земной. Радуйся, яко воскресе Сын Твой и Господь; Радуйся, яко Он воскресит всякую плоть. Радуйся, Юже воспевают Не-бесныя Воинства; Радуйся, хвалимая от всех свя-тых по достоинству. Радуйся, великая радосте мое-го спасения; Радуйся, всего мира Божест-венное утешение. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Всякое мудрованиеземноепрезревше, святии угодницыякоюроди Христа ради явишася, бе-гая и странствующи на земли, не имуще нигде телеснаго,еже получиша, и мы им подражаем жи-тием, подвигами и любовию ко Господу, Егоже и восхваляем, Ангельски поюще: Аллилуиа.

Витии премудрости Господней явишася отцы преподобнии: Па-хомий Великий, Антоний Вели-кий и Макарий Египетский и всех православных иноков на-чальницы, просиявши во святых, ибо своим святым житием равноангельским на земли и словеса-ми спасения спасоша премногия сонмы учеников, истинных рабов Христовых, по всей вселенней велением Пресвятыя Троицы под державным игуменством Влады-чицы Богородицы, Юже от всея души всегда хвалиша тако: Радуйся, Державная Владычице вселенныя; Радуйся, Игумение нашего спасения. Радуйся, Бога Отцов Дщере вселюбезная; Радуйся, Материю Сына Божия быти сподобилася еси за святость и смирение. Радуйся, Бога Духа Святаго прекрасная Палато; Радуйся, на небеси и на земли любовию Всебогатая. Радуйся, инокине Честнейшая Херувимов; Радуйся, яко Матерь Бога Превышшая Серафимов. Радуйся, Апостолов Христовых всемудрое учение. Радуйся, всех святых оправда-ние; Радуйся, помоще нашав земных страданиях. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Спасти хотя род человеческий, Господь наш Иисус Христос со-шед с небесе во юдоль плача и скорбей и Своими страданьми Божественнаго жития подаде пример для всех святых, желаю-щие достигнути вечнаго покоя, в преподобии и правде хвалящих Его Ангельскими гласы: Аллилуиа.

Стена крепости Божественныя явилася еси, наша Всечестная Мати Игумение, охраняя, спасая, покрывая вся святыя обители иноческия жизни во святей горе Афонстей и по всей вселенней, от зари веры христианския и до дне Страшнаго Суда Христова, спасая Божественною милостию преподобныя Своя, присно хвалящия Ея щедроты сими сло-весы: Радуйся, Пресвятая Мати Игу-мение; Радуйся, источниче духовнаго воскресения. Радуйся, всю вселенную по-крывающая; Радуйся, святую Церковь Хри-стову увеселяющая. Радуйся, пророческая славо и венче; Радуйся, и моея жизни бла-женный конече. Радуйся, краше неба и сладше рая; Радуйся, примере для святаго жития. Радуйся, любящая Свой жре-бий Афон; Радуйся, украшающая Иеруса-лим и Сион. Радуйся, Мати Милосердаго Судии; Радуйся, проливающая о миреслезныя струи. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение.

Пение всеумиленное приносят вси святии в небесных селениих райских, со святыми Ангелы хваляще и превозносяще Пресвятую Троицу: «Свят, Свят, Свят», — вопиют, и мы, православнии иноцы, верою сие зряще, вопием непрестанно к Богу нашему: Аллилуиа.

Светоприимную свещу православнаго жития соборы препо-добных приемши, со всеми свя-тыми, просиявшими от века,ужевпереди, тако и ныне в путь небесный шествуют, имея Всемо-гущую о Господе Владычицу Ма-терь Еммануилову яко Игумению их преподобнаго жития, с радостию вопиют к Ней похвалами сице: Радуйся, подающая нам образ смирения; Радуйся, Собирательнице наша во обители спасения. Радуйся, Игумение святыя Афонския горы; Радуйся, Настоятельнице всех святых монастырей. Радуйся, монахине житием всечестная; Радуйся, во бранех всесиль-нейшая. Радуйся, живых и мертвых Спасительнице; Радуйся, сиротствующих Мати благодатная. Радуйся, в скорби сущих отрадо приятная; Радуйся, спасение православ-ных христиан. Радуйся, святых щедрот Боже-ственный океане;

Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афонския и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Благодать подает всегда, Пресладкий Спаситель наш, всем святым рабом Своим, в преподо-бии и святости подвизающимся на поприще земнаго жития, ибо уже сонмы святых православных Православною Церковию в райских селениих воспевают Пре-святую Троицу со всеми Небес-ными силами, и мы им подражающе, вопием Дивному во святыхБогу: Аллилуиа.

Поюще вся милости Господни и щедроты к нам, недостойным инокам, присно ниспосылаемыя, и всечестное Игуменство над всеми нашими обителями нашея Всеблагодатныя Владычицы Бого-родицы, радуемся Божественно и веселимся, яко сподобившиися спасение совершати в тех обителех, идеже уже премногия сонмы преподобных подвижников достигоша Небеснаго Царствия, ихже святыми молитвами по милости Божией и под святым Покровом нашея Небесныя Матере Игуме-нии достигнем и мы райских селений за труды спасения пох-вальная, воспевая сице словеса: Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево; Радуйся, спасения нашего По-мощнице. Радуйся, Игумение за всех Всещедрая; Радуйся, в преподобии Ты еси первая. Радуйся, покровом милости весь мир покрывающая; Радуйся, сирот странных пита-ющая. Радуйся, юным целомудрия Наставнице; Радуйся, о всех людехблагаяПечальнице. Радуйся, рода праотца Адама веселие; Радуйся, тихое пристанище спасения. Радуйся, Всещедрая наша Мати Игумение; Радуйся, благое начало и ко-нец нашего песнопения. Радуйся, Пресвятая Богороди-це Дево, святыя горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

О Всепетая наша Мати Игумение, Преславная Владычице Бо-городице! Приими сия моления наша, от всея души Тебе ныне нами возносимыя и сподоби в чине Ангельстем достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы, воспе-вают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице Богу: Аллилуиа.

За скорую помощь христианам монахи Хилендарской обители также называют ее «Скоропослушница».

Это не единственная «Акафистная» икона на Святой Горе. Чудотворные образы с тем же названием есть в монастырях и .

Данных о появлении «Акафистной» (Хилендарской) иконы на Афоне и истории прославления этого образа не сохранилось. Первое упоминание о ней в монастырском предании относится к концу XII века, когда святым Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого Саввы подтверждения этому рассказу не содержится. Возможное указание на «Акафистную» икону можно найти в эпилоге «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы» где идёт перечисление чудотворных монастырских икон. В нём указано: «Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно».

Относительно происхождения названия чудотворного образасуществуют две версии. По мнению епископа Порфирия (Успенского), наименование может служить указанием на иконографию композиций рамы чудотворного образа с изображением сцен Акафиста.Однако более вероятно, что в названии образа запечатлелось воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Пресвятой Богородице.

В 1837 году по неосторожности экклесиарха , забывшего потушить лампады, в соборе Хилендарской обители загорелся иконостас, в котором стояла чудотворная Акафистная икона. Сбежавшиеся на шум пожара иноки упали на колени и стали молиться со словами «Пресвятая Владычица спаси твою икону!». И хотя иконостас едва весь не сгорел, святой образ Богоматери нисколько не пострадал от огня и к утешению насельников Хилендара остался невредимым. Так как перед этой иконой после пожара был прочитан акафист, то она и получила название Акафистной.

Иконографический тип иконы - «Умиление». Богомладенец на ней изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона помещена в серебряный оклад русской работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.).

В Успенском соборе Московского Кремля находится икона «Умиление» с надписью прочеканенной на поле серебряного оклада 1875 года — «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской.

Млекопитательница

Икона Божией Матери «Млекопитательница» имеет богатую историю, связанную с именем преподобного Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры перед своей блаженной кончиной в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит паломник царского рода из Сербии по имени Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло спустя шесть столетий - в ХIII веке.

Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил ее в церкви при приписанной к Хилендару кельев столице Афона селении Кариес, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы.

Интересно, что, вопреки общему обыкновению, святая икона “Млекопитательницы” была поставлена святителем Саввой не по левую, апо правую сторону от Царских врат - месте, где обычно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. На Святой Земле, Афоне, в Греции и России существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания.

Особо прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск, в двадцати верстах от Минска. Эта икона, схожая с афонской, была обнаружена на высоком дереве. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Икону поместили над царскими вратами и время от времени посредством определенного механизма опускали для того, чтобы богомольцы могли к ней приложиться.

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре.

Еще одна икона Богоматери, носящая имя Млекопитательницы, находится в на Афоне. Некоторые подробности о ней можно найти в книге Е. Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1914 году: «У нас в России, в Курской губернии, лежал около года один больной. Он был настолько слаб, что не имел никакой возможности двигаться. В 1860 году, когда в Курскую губернию было прислано с Афона изображение Богоматери Млекопитательницы, больной приложился к нему и почувствовал себя здоровым. Рассказывают еще о другом чуде, именно, что в 1862 году, после молитв пред св. иконой Млекопитательницы, один дом дважды был спасен от пожара».

Попская

Некогда один еретичествующий иерей , Бог весть с каким, только во всяком случае не с хорошим намерением, притворно объявил себя православным и поступил в число братии в Афонскую Хилендарскую обитель. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. С виду благочестивый, исполняющий все предписания монастырского устава, исправно присутствующий при богослужении и, по-видимому, молящийся, он, этот еретичествующий иереи, казался многим, его видевшим, если не праведником, то по крайней мере христианином, достойно носящим это высокое имя и еще более возвышенное имя иерея, руководителя других христиан-мирян. Это и естественно, ибо взор человеческий не проникает в глубины сердец других людей и останавливается только на внешности. Что скрывается за этой внешностью? Какие тайные мысли скрываются за этой видимой оболочкой? К какой цели стремится человек? Согласуется ли его видимая, внешняя жизнь с его внутренними, невидимыми желаниями? Все это не дано знать человеку. Но еретичествующий иерей дошел, очевидно, до ослепления: он забыл, что, если ему удалось скрыть свои нехорошие намерения от людей, то он не может скрыть их от Всеведущего Бога, Которому известны все тайны человеческих сердец и от Которого ничто не может утаиться.

Прежде чем были приведены в исполнение тайные намерения еретичествующего иерея, Пресвятая Дева, Матерь Бога Всеведущего, призрела с высоты жилища Своего и в праведном Своем гневе скоро потребила с лица земли этого волка в одежде овчей: неся в крестном году Попскую икону Богоматери, этот иерей неожиданно упал в море во время водосвятия и утонул.

С тех пор ту чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия, а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это простосердечное название «Попская». Вот одно из объяснений, откуда произошло такое своеобразное наименование данной иконы Богоматери.

Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы Попской. Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности поповским искусством, то и икона получила название «Попская».

Попская икона Богоматери находится в монастырском соборном храме, при колонне у левого клироса. Перед этой чудотворной иконой Небесной Владычицы всякий служащий иерей после каждой службы делает отпуст, то есть произносит слова: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!»

Экклесиарх - человек, который заведует в монастыре порядком богослужения.

Расказ о Попском образе Пресвятой Богородицы приводим по книге Е. Поселянин «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" (1914).

Таинственный святой Афон, крупнейший духовный центр право-славного мира, оставил свой след в российских храмах в виде многочисленных произведений самобытной афонской иконописи второй половины 19 – начала 20 века. С возрождением на Святой Горе русского монашества и паломничества, в России вновь появляются образцы современного афонского иконописания.

Афон становится одним из ведущих иконописных центров уже с 15 в., когда после падения Византии лучшие греческие художники находят прибежище на Святой Горе. В первый период существования афонских мастерских иконописцы работали в манере позднепалеологовской живописи. В 16–17 вв. местные мастера отрабатывают иконографии, восходящие к старинным византийским изводам. Объектом многократного копирования становятся особо почитаемые греческие иконы, находящиеся в монастырях Афона. Святая Гора во все времена привлекала паломников как одно из прославленных мест христианского мира. Первый список с афонской святыни для московского царского дома был выполнен в Иверском монастыре в 17 в. С тех пор данное произведение, хранящееся и поныне в соборе Новодевичьего монастыря, и его повторения называются на Руси Иверской иконой Божией Матери.

До революции в России были наиболее распространены иконы, написанные в русских Пантелеимоновском монастыре, Ильинском и Андреевском скитах. Ильинский скит, основанный на Афоне в 1757 г. Паисием Величковским, в 1840-х годах стал заселяться паломниками из России. А в 1850-м г. купцы Василий Толмачев (в монашестве – Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) преобразовали келию преподобного Антония Великого Ватопедского монастыря в русский Андреевский скит. Со второй половины 19 в. увеличился приток русского монашества на Афон, и в 1875 г. под контроль русских перешел Пантелеимонов монастырь. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимоновского монастыря славились по всей России. Именно в этот период в местной иконописи и появляются особенные черты, которые характеризуют для нас позднюю афонскую икону.

Афонская икона второй половины 19 – начала 20 в. настолько своеобразна и оригинальна, что узнается сразу на фоне произведений иконописи, выполненных как в греческих, так и в академических традициях. Рожденная в знаковом культовом месте – благословенном монастыре, находящемся на перекрестке Востока и Запада, она испытала влияние разных культур и разных периодов расцвета греческого искусства. Афонская иконопись впитала наследие греческой античности, византийскую изобразительную систему и иконографические типы; не обошли ее и открытия итальянского Возрождения, выработавшего свой изобразительный язык и свою живописную технику. Живоподобная манера изображения была принята местными мастерами очень осмысленно и осторожно, синтез различных истоков и влияний оказался очень удачным, удивительным образом была обретена гармония между духовным смыслом изображаемого и его воплощением. Неслучайно афонская икона стала настолько популярна, причем произошло это в определенный и очень небольшой отрезок времени.

Своеобразие и главные отличительные черты поздней афонской иконописи сложились во второй половине 19 в. К концу столетия стиль русских афонских икон приобретает ярко выраженную характерность не без воздействия балканской художественной культуры. На техническую сторону создания иконы очень сильно повлияли особенности местного климата. Так, например, для иконной доски использовали особые породы дерева (каштан, липу или кипарис), менее подверженные гниению и не так сильно страдающие от жука-короеда, уничтожающего все деревянные изделия на Святой Горе. Очень интересен древний обряд, предваряющий изготовление списка с чудотворной иконы: ее обмывали святой водой, обливали этой водой новую доску и творили на ней краски.

Подготовленная таким образом доска покрывалась воском и маслом, для создания защитного слоя, и грунтовалась по паволоке. Паволокой служил чаще всего среднезернистый холст. Тонкий слой грунта не скрывал фактуру полотняного переплетения, что создавало впечатление картины, написанной на холсте. Из-за влажного морского климата афонским иконописцам пришлось перейти на масляную живопись, так как темперные краски быстро плесневели и соль разъедала красочный слой. Неотъемлемой частью афонской иконы является золочение на полимент с чеканкой, когда на нанесенном на фон сусальном золоте осторожно, не повреждая тонкого слоя позолоты, продавливается орнамент. Золочение погружает изображенный образ в сложное пространство, наполненное светом. Ирреальный золотой фон контрастирует с фигурами, задрапированными в яркие, с глубокими складками, ткани.

Иконография афонских икон восходит к древним образцам. Это, как правило, крупные однофигурные изображения, обобщенный монументальный силуэт, четко выделяющийся на золотом фоне. Силуэту подчинен условный рисунок фигуры, нейтральный и спокойный. Неподвижность образа, создающая его вневременность, восходит к греческой иконе византийского периода. Черты ликов укрупнены и лишены острой характеристики, их объединяет единый, узнаваемый тип красоты. Идеальная правильность черт придает образам определенную отстраненность.

Особенностью афонской иконы является условное светотеневое моделирование формы, лишь отдаленно напоминающее натурную передачу объема. Освещаются наиболее выпуклые части лика и фигуры, а всё остальное с помощью полупрозрачных лессировок постепенно погружается в тень, причем падающие тени сведены к минимуму. Несмотря на использование ярких тонов в изображении одеяний, художники более внимания уделяли мягким светотеневым переходам, а не оттенкам цвета. Но и здесь избирается умеренный путь – объем фигуры уплощается, и складки одежды не обрисовывают, а словно загораживают ее. Такая трактовка формы встречается в произведениях средневековых мастеров и художников Возрождения. Письмо афонской иконы многослойное, очень тщательное, но, несмотря на это, ее поверхность абсолютно однородная, гладкая и ровная.

Бытовавшая в России афонская икона представлена сравнительно небольшим кругом сюжетов, где преобладают списки с почитаемых икон Святой Горы: Божией Матери «Парамифии (Утешение)» Ватопедского монастыря, «Троеручицы» Хиландарского монастыря, «Портаитиссы (Вратарницы)» Иверской обители, «Достойно есть» из Успенского храма Кареи и «Скоропослушницы» обители Дохиар. Особое место в этом ряду занимает образ святого великомученика Пантелеимона, покровителя русского Пантелеимоновского монастыря.

В саратовском Свято-Троицком соборе находится образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», представляющий наиболее характерные черты поздней афонской иконы второй половины 19 – начала 20 в. Сияние золотого света фона иконы мягко охватывает фигуру Богоматери с Младенцем. Текучие линии контура обрисовывают Ее плавный силуэт. Красный цвет мафория Матери оттеняется ярким зеленым гиматием Сына. Орнаменты одежд сделаны тщательно, но неброско. Лики задумчивы, отстранены, величественны и кротки одновременно. Всё в иконе подготавливает особое, отрешенное от земных забот, молитвенное состояние. Надпись в правом нижнем углу иконы гласит: «СИЯ СВ. ИКОНА ПИСАНА И ОСВЯЩЕНА НА АФОНЕ/ ВЪ РУССКОМЪ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА МОНАСТЫРЕ».

Появление чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушницы» относят к 10 в., ко временам святого Неофита, основателя Дохиарской обители. Характер живописи и техника исполнения произведения подтверждают представление святых отцов о ее древнем происхождении. Иконография иконы восходит к одному из основных типов изображения Пресвятой Богородицы – «Одигитрии (Путеводительнице)».

Первое чудо исцеления от этой иконы произошло в 1664 г. Трапезарь по имени Нил, проходя по обыкновению мимо этой иконы ночью с возженною лучиною, услышал от нее слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиной и не копти Моего образа». Нил счел эти слова за шутку кого-либо из братии и попрежнему ходил мимо иконы, имея в руках зажженную лучину. Пресвятая Богородица рассердилась, и Нил ослеп. Страдая, он день и ночь молился перед иконою и был прощен. Снова услышал он глас Божией Матери, возвестивший, что Она будет являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к Ее образу, именуемому «Скоропослушницей». После чего монахи, благоговейно помолившись, устроили для иконы храм.

Реже появляется в поздней афонской иконописи иконография Божией Матери «Взыскание погибших»; скорее всего, подобный образ из Троицкого собора был выполнен специально, по просьбе заказчика. Иконография иконы восходит к типу изображения Богородицы «Елеуса (Умиление)». Мать нежно прижимается к щеке Сына, приобнявшего Ее за шею. Особенностью этого извода является то, что Христос изображается вставшим в рост, и Он одет не в царские одежды, а в простой белый хитон. Всё в этой иконе говорит о материнской печали: матери молятся перед нею о погибающих детях.

Появилась подобная иконография в 17 в. Название возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» 7 века. Ложно обвиненный эконом возроптал на Бога и заключил союз с дьяволом. Уже на грани гибели он ужаснулся, опомнился и взмолился к Пресвятой Богородице, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была столь горячей, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила. На Руси почитание икон с таким названием началось с 18 в.

Икона Матери Божией «Портаитисса (Вратарница)», известная на Руси как «Иверская», – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Согласно преданию, этот образ, который с начала 11 в. пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, был написан евангелистом Лукой и долгое время находился в малоазиатской Никее. О чудесном появлении иконы у Иверского монастыря рассказывают следующее: в 1004 г. ее увидели в огненном столпе недалеко от чудотворного источника Климентовой пристани. Насельники обители попытались забрать икону, но она удалялась от них. И только благодатный отшельник старец Гавриил, по велению Самой Богородицы, вышел с иконой из воды. Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря, но она несколько раз чудесным образом оказывалась над вратами обители и, явившись преподобному Гавриилу, возвестила, что не хочет быть охраняемой, а сама намерена быть их хранительницей. Образ был оставлен на избранном месте и назван «Вратарницей».

Сразу же икона начала творить чудеса. Во время сарацинского набега один варвар ударил образ своим копьем. Из лика Богородицы потекла кровь, которую можно увидеть и сегодня. Поэтому на списках иконописцы воспроизводят рану Пречистой. По молитве монахов перед иконой буря потопила корабли напавших на Иверскую обитель пиратов. «Вратарница» никогда не покидала обители, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа, заложив тем самым традицию копирования афонских святынь.

Третья афонская икона Троицкого собора, Пресвятой Богородицы «Иверской», была написана специально по заказу его настоятеля игумена Пахомия (ныне Епископа Покровского и Николаевского). О чем на обороте образа имеется соответствующая надпись: «Икона сия написана / На св. горе Афон в келии / св. николая «буразери» / для Свято-Троицкаго / собора города Саратова, / иждивением Р.б. / Владимира и вадима, / по заказу настоятеля / храма – игумена Пахомия / 2010».

Этот образ олицетворяет новый этап в иконописи Святой Горы. Во второй половине 20 в. в Греции и на Балканах происходит новое возрождение духовных традиций и церковного искусства. В настоящее время в скитах св. Николая, Данилее и других скитах и монастырях насельники занимаются писанием икон. Возрождается и обычай заказывать в русские храмы списки с афонских чудотворных образов; многие из них становятся общеправославными святынями. В своих новых иконах греки обращаются к византийскому наследию. Древней иконописью вдохновлялись и авторы образа Божией Матери «Иверской» из Троицкого собора. Икона обрела византийскую монументальность и величественность, мощное колористическое решение, а лики Матери и Младенца – яркие греческие черты. Так неужели ушли в прошлое кротость, простота и лиричность поздней афонской иконы конца 19 – начала 20 в.

Ирина Ильина