Биография шуберта. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь Успех или иллюзия

Франц Петер Шуберт был представителем течения музыкального романтизма в Австрии. В его произведениях звучала тоска по светлому идеалу, которого так не хватало в реальной жизни. Музыка Шуберта, сердечная и задушевная, многое взяла от традиционного народного искусства. Его произведения отличаются мелодичностью и гармонией, особым эмоциональным настроем.

Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) был представителем течения музыкального романтизма в Австрии. В его произведениях звучала тоска по светлому идеалу, которого так не хватало в реальной жизни. Музыка Шуберта, сердечная и задушевная, многое взяла от традиционного народного искусства. Его произведения отличаются мелодичностью и гармонией, особым эмоциональным настроем.

Родился Шуберт 31.01.1797 г., в семье Франца Теодора Шуберта – школьного учителя и самодеятельного виолончелиста. Мальчик с раннего возраста полюбил музыку и легко овладевал музыкальными инструментами. Юный Шуберт прекрасно пел – у него в детстве был отличный голос – поэтому в 1808 году его приняли в Императорскую капеллу. Общее образование он получал в школе-пансионе Конвикт. В школьном оркестре Шуберт был второй скрипкой, а вот латынь и математика давались ему нелегко.

Из хоровой капеллы Шуберта отчислили в подростковом возрасте. В 1810 году Шуберт начал писать музыку. В течение 3-х лет он сочинил несколько пьес для фортепиано, симфонию и даже оперу. Юным дарованием заинтересовался сам знаменитый Сальери . (Он занимался с Шубертом композицией в период 1812-17 гг.)

С 1813 года Шуберт преподавал в школе. В том году он сочинил свой первый известный шедевр – песню Gretchen am Spinnrade («Гретхен за прялкой») на стихи Гёте.

В 1815–16 гг. Шуберт написал множество произведений: более полутора сотен песен, несколько инструментальных квартетов и симфоний, четыре оперетты, две мессы. В 1816 году была написана его знаменитая Пятая симфония «си бемоль мажор», песни «Лесной царь» и «Скиталец».

Композитору выпала удача познакомиться с именитым певцом-баритоном М. Фоглем . Фогль стал исполнять песни Шуберта, и они скоро завоевали популярность во всех венских салонах.

Летом 1818 года Шуберт оставил службу в школе и уехал в резиденцию известного ценителя искусств, мецената – графа Иоганна Эстергази . Там он занимался преподаванием и продолжал писать музыку. В этот период была создана Шестая симфония. Вернувшись в Вену, композитор получил выгодный заказ на оперетту «Братья-близнецы». Премьера музыкального спектакля состоялась в 1820 году – она была успешной.

Следующие два года были трудными для композитора в финансовом плане. Добиваться благосклонности меценатов он не умел и не хотел. В 1822 году он закончил работу над оперой «Альфонсо и Эстрелла», но она так и не была поставлена.

В течение 1823 года композитора преследовали тяжёлые болезни. Невзирая на физическую слабость, он написал ещё две оперы. Эти произведения тоже не увидели сцены. Композитор не падал духом и продолжал творить. Музыка к пьесе Розамунда и песенный цикл под названием «Прекрасная мельничиха» были отлично приняты слушателями. Шуберт вновь уехал преподавать в семью Эстергази и там, в загородной княжеской резиденции, немного поправил своё здоровье.

В 1825 году композитор много гастролировал вместе с Фоглем по Австрии. В это время был написан вокальный цикл на слова Скотта, в который вошла знаменитая ода «Ave Maria».

Песни и вокальные циклы Шуберта были известны и популярны в Австрии – как среди благородной публики, так и среди простого народа. Во многих частных домах тогда проводились вечера, посвящённые исключительно творениям композитора – «Шубертиады». В 1827 году композитором был создан знаменитый цикл «Зимний путь».

Здоровье композитора, между тем, становилось всё хуже. В 1828 году он почувствовал признаки очередной тяжёлой болезни. Вместо того, чтобы обратить внимание на состояние здоровья, Шуберт лихорадочно продолжал работать. В это время увидели свет главные шедевры композитора: знаменитая «Симфония до мажор», квинтет «до мажор» для струнных инструментов, три фортепианные сонаты и вокальный цикл с символическим названием «Лебединая песнь». (Этот цикл был издан и исполнен после смерти композитора).

Не все издатели соглашались публиковать сочинения Шуберта, случалось, ему платили неоправданно мало. Он не сдавался и работал до последних дней.

Шуберт скончался 19.11.1828 года. Причиной смерти стал тиф – ослабленный тяжёлой работой организм композитора не смог справиться с болезнью. Похоронили его рядом с Бетховеном, но впоследствии прах был перенесён на центральное кладбище Вены.

Композитор прожил всего 31 год, но его вклад в музыкальное наследие XIX века огромен. Он много творил в песенно-романсовом жанре; им было написано около 650 песен. В то время переживала расцвет немецкая поэзия – она и стала источником его вдохновения. Шуберт брал поэтические тексты и с помощью музыки придавал им собственный контекст, новый смысл. Для его песен было характерно непосредственное воздействие на слушателей – они становились не наблюдателями, а участниками сюжета музыкальной композиции.

Не только в песенном, но и оркестровом жанре Шуберт успел сделать многое. Его симфонии вводят слушателей в новый, самобытный музыкальный мир, далекий от классического стиля XIX века. Все его оркестровые произведения отличаются яркостью эмоций, огромной силой воздействия.

Гармоничный внутренний мир Шуберта отражён в его камерных произведениях. Композитор часто писал пьесы для исполнения в четыре руки, предназначенные для «домашнего» использования. Его трио, квартеты, квинтеты покоряют откровенностью и эмоциональной открытостью. Таков был Шуберт – ему нечего было скрывать от своего слушателя.

Фортепианные сонаты Шуберта по своему эмоциональному накалу и мастерству уступают только бетховенским. В них традиционные песенные и танцевальные формы сочетаются с классическими музыкальными приёмами.

Все произведения Шуберта пронизаны очарованием его любимого города – старой Вены. При жизни ему не всегда приходилось легко, и Вена не всегда ценила его талант по достоинству. После его смерти осталось множество неизданных рукописей. Музыканты и критики, друзья, родственники композитора приложили немало усилий, чтобы разыскать, воплотить и опубликовать значительное количество его произведений. Популяризация этой замечательной музыки продолжалась в течение столетия. Она привела к мировому признанию музыкального гения – Франца Петера Шуберта.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.


ШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.

Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).

О Франце Шуберте и его творчестве

Валерий Агабабов

Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.

Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.

С 1814 по 1818 работал помощником учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт, прошед-ший с большим успехом.

Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).

В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.

Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.

Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.

Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".

Журнал "Гитаристъ", №1, 2004

В художественном мире рок-поэзии как составляющей «культуры большого города, мегаполиса» урбанистическое начало оказывало значительное влияние на формирование общей поэтической картины мира, на характер лиризма и пути постижения личности и ее места в социуме. Творчество ряда рок-поэтов (Б.Гребенщиков, Ю.Шевчук, А.Башлачев) уже изучалось в указанном направлении, и в частности в аспекте «петербургского текста» . Песенная поэзия Виктора Цоя остается пока на начальной стадии научного осмысления: намечено исследование отдельных граней «неоромантизма» в его произведениях, ключевых образов-мифологем, а также элементов автобиографической мифологии, вписывающих наследие Цоя в общий контекст художественной жизни и рок-движения 1980-х гг.
Одним из перспективных путей изучения созданной Цоем поэтической картины мира может стать рассмотрение многоликого образа города, вобравшего в себя дух бунтующего и на глазах меняющего свои очертания исторического времени и вместе с тем бытийные универсалии душевной и вселенской жизни.
Городские мотивы в стихах-песнях Цоя стали сферой воплощения интимных переживаний лирического «я» и постепенно открывали путь к созданию собирательного образа молодого современника и даже целого поколения. В стихотворениях «Просто хочешь ты знать», «Жизнь в стеклах», «Спокойная ночь», «Я объявляю свой дом» тонкая психологическая нюансировка деталей городского пространства передает неизбывное притяжение героя к лабиринтам его «темных улиц» и в то же время опасность ускользания подлинности личностной экзистенции: «Я растворяюсь в стеклах витрин. / Жизнь в стеклах витрин» . Выступая средоточием скрытых тревог «последнего героя», город прорисовывается у Цоя в оригинальных ассоциативных сцеплениях, выступает как пространство повышенной чувствительности, в котором обыденное, материальное пронизано присутствием метафизического плана, где «крыши дрожат под тяжестью дней» и «город стреляет в ночь дробью огней» (с.217).
В мозаике примет городского мира, в оглушенности его подчас агрессивными голосами («там кто-то спор ведет крутой» – с.21) все более отчетливо высвечивается напряженная саморефлексия цоевского героя – «человека духовного пути, человека преодоления препятствий, волевой личности» . Болезненно ощущая размытость жизненных ориентиров, давление обезличивающих вызовов города, мира и деструктивных сторон собственного «я», он пытается нащупать возможности собственной самоидентификации. В песенной дилогии «Бездельник» на фоне пространства суетливых улиц, круговорота суточного времени предстает «рефлексирующий герой, обнажающий философию своего безделья»: сквозь отчаянное видение себя «человеком без цели», затерянным «в толпе… как иголка в сене» (с.22), через мучительное распознание в себе пародийного двойника «с лицом нахала» он прорывается к обретению подлинности душевной жизни: «Все говорят, что надо кем-то становиться. / А я хотел бы остаться собой» (с.23).
В стихотворении «Я объявляю свой дом» по мере раскрытия семантики непрочности макро- и микроуровней городского и вселенского бытия – от квартиры, дома до улиц, города и природного космоса – обнажаются не только уязвимость внутренней жизни героя, этого «подросшего ребенка, воспитанного жизнью за шкафом» (с.110), но и акт его волевого противления тотальному обессмысливанию мироздания, попытка самозащиты в орбите домашнего пространства: «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» (с.110).
«Личная эсхатология» цоевского героя, сопряженная с мучительным чувствованием «больного мира», с тем, что «потеря себя в «безвременье» оборачивается подсознательным стремлением рок-героя к саморазрушению, растворению в мире вещей» , усиливает экзистенциальное начало в восприятии стержневых антиномий городского бытия. В стихотворениях «Город», «Прогулка романтика», «Печаль» раскрывается антиномия любви к городу как личностно освоенному пространству, предстающему в интерьере природных циклов («Я люблю этот город, но зима здесь слишком темна»), – и ужаса одиночества, передающегося в сквозном для Цоя образе мертвенного, искусственного света фонарей («Горят фонари, и причудливы тени» – с.30), в ощущении бесприютности зимнего мира, требующего от личности максимальной концентрации внутренней, самосберегающей энергии: «И теперь я занят только охраной тепла». Это пронизанное тревожной обеспокоенностью героя прозрение бытийной причастности рукотворной урбанистической цивилизации ритмам холодного, чреватого катастрофами ночного мироздания, манящего, однако, своей «далью», особенно глубоко претворилось в образном мире стихотворения «Печаль»:
На холодной земле стоит город большой,
Там горят фонари и машины гудят.
А над городом – ночь.
А над ночью – луна.
И сегодня луна каплей крови красна.
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль… (с.370)

В романтическом противостоянии героя механистическому городскому пространству замкнутости, обессмысленному круговому движению, которое угадывается в деталях бытовой повседневности («Я проснулся в метро… / Это кольцо, / И обратного поезда нет» – с.31), тупикам «страшных подворотен» на первый план выдвигается стремление утвердить путь творческого постижения действительности – и в свободной «прогулке романтика», и в самообретении через уход на просторы дальнего края, как это осуществляется в песне «Камчатка»: «Я нашел здесь руду. / Я нашел здесь любовь» (с.34).
При том что подчас романтический пафос осложняется у Цоя авторской самоиронией, это не отменяет серьезности осознанного движения лирического героя к обретению устойчивых духовно-нравственных координат индивидуальной картины мира. Этот путь получил наиболее яркое и законченное воплощение в философской балладе «Группа крови». Образный ряд строится здесь на взаимопроникновении городского, природного и космического планов. В оригинальной художественной манере одушевления городских улиц, которые «ждут отпечатков наших ног», в образах живой «травы», «звездной пыли на сапогах» и «высокой в небе звезды», в звучании диалогически обращенного к близкой душе лирического слова, на фоне динамичной картины мира, втянутого в непрестанный «бой», – выстраивается целостная аксиологическая перспектива пути, основанная на нелицеприятном знании о цене жизненных обретений и поражений, на прозрении вселенского смысла в требующих постоянного нравственного выбора земных перепутьях:
Мне есть чем платить, но я не хочу победы
X любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой.
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.

Группа крови на рукаве –
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою… (с.219)

В призме урбанистических зарисовок в стихах-песнях Цоя вырисовывается и собирательный психологический портрет молодых современников, что «родились в тесных квартирах / Новых районов» (с.206). Выражением креативного духа, протестной энергии молодежной песенно-поэтической контркультуры и общего «пассионарного подъема восьмидесятых» , насущной «потребности исторической эпохи в романтическом герое» становятся в поэзии Цоя, воплотившейся во взрывной, ударной энергии авторской исполнительской манеры, лейтмотивы преодоления замкнутости городского пространства, ограничивающих жизненный кругозор «тесных квартир». Проницательное распознание кризисных сторон в мироощущении поколения «детей минут» передается через иносказательные образы «дождя… внутри», «друзей», что «превратились в машины» («Подросток», «Дети минут»), и контрастно сочетается с картинами «пылающего города», «пульсирующего» вселенского пространства, которое воплощает настойчивый порыв лирического «я» и его современников «видеть дальше, чем окна напротив», мучительное, подчас окрашенное в апокалипсические тона предощущение «перемен»:
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним.
На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза… (с.202)

В стихотворениях «Хочу быть с тобой», «Троллейбус» через философски насыщенное изображение городского пространства выражается внутреннее самоощущение лирического героя и окружающей его социальной среды. В первом из них на основе жанровых элементов путевого очерка («мы не видели солнца уже несколько дней…») запечатлевается участь «родившегося на стыке созвездий» героя и его поколения. Это движение сопрягается с попыткой личностного противостояния космосу неустойчивости, антидома, где «нет дверей», агрессивному натиску природных стихий: «Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождем» (с.89). Песня же «Троллейбус», вступающая в невольные, остро полемичные смысловые связи с «Полночным троллейбусом» Б.Окуджавы, становится развернутой метафорой бытия личности в сфере всеобщей отчужденности («Я незнаком с соседом, хоть мы вместе уж год»), в духовной зависимости от изобилующей абсурдистскими лозунгами эпохи: «В кабине нет шофера, но троллейбус идет. / И мотор заржавел, но мы едем вперед» (с.102). Всеобщему дезориентированному «незнанию пути», блужданию в обезличенном городе противостоит в образном мире произведения взыскание лирическим «я» потаенного личностного родства («Все люди – братья, мы – седьмая вода»), причастности далекой вселенской гармонии: «Мы сидим не дыша, смотрим туда, / Где на долю секунды показалась звезда» (с.102). Этой психологической парадоксальности в картине мира соответствует антиномичность как принцип развития лирической эмоции, направленной на превозмогание «механистической логики существования мегаполиса» и шире – обессмыслившегося мироздания: «тонем, хотя…», «хочет уйти, но…», «мы молчим, но…».
Городские мотивы входят у Цоя и в контекст обобщающего видения вселенского бытия, его ключевых антиномий.
Традиционная еще для романтического сознания антитеза природного и рукотворного миров («Дерево») осложняется в поэзии Цоя постижением глубинного взаимопроникновения «асфальтового» пространства и природной стихии, обусловленного принципиальной деавтоматизацией привычного восприятия городских реалий: «Здесь трудно сказать, что такое асфальт. / Здесь трудно сказать, что такое машина. / Здесь нужно руками кидать воду вверх» (с.5). В стихотворениях «Следи за собой», «Пой свои песни», «Дождь для нас», «Солнечные дни» развивается сквозной параллелизм в видении микрокосма города, дома, квартиры и макрокосма небесного мироздания. Нередкая отчужденность героя от «пустой квартиры», безысходной тоски дождя, от власти самозамкнутого, неуютного мира, где «не видно стены», «не видно луны», актуализирует стремление пережить личностную, физическую причастность «одной из бесчисленных звезд»: «Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде. / И вот она бьется в руке, как сердце в груди» (с.13). Пересечение городской и вселенской сфер основано нередко и на пронзительном ощущении лирическим «я» бытийной хрупкости городов, легко оборачивающихся своими «руинами», неустойчивости личностных связей («Завтра скажут: «Прощай навсегда»»), что перерастает в трагедийную панораму всечеловеческого и космического бытия:
Завтра где-то, кто знает где, –
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса черные дыры… (с.11)

Приметы городского мира ассоциируются у Цоя с «опорными космогоническими мотивами» художественного мира поэта-певца. В стихотворениях «Война», «Звезда по имени Солнце», «Странная сказка» экспрессивный метафорический ряд, запечатлевший «дрогнувшие стены» мироздания, «город в дорожной петле», дождь, «стучащий пулеметом», «стену из кирпичей облаков», создает основу гротескного образа потрясенного, больного города-мира, ликами которого становятся «портреты погибших на этом пути». Сквозная для Цоя мифологема длящейся уже две тысячи лет «войны… между землей и небом» (с.220), гальванизированная чувством отъединенности земной реальности от стихии «солнечных дней», приоткрывает глубины онтологического трагизма в мироощущении лирического «я» и его современников, существующих в остроконфликтной плоскости бытия и противопоставляющих ей свою напряженную нравственную рефлексию, усилие по «охране тепла», сопротивлению и вселенской энтропии, и мертвенному, зачастую агрессивному электрическому свечению городов.
Итак, сквозной в песенно-поэтическом творчестве В.Цоя образ города раскрывается в триединстве изображения личности, социума и Вселенной. В системе урбанистических мотивов, в оригинальном наложении далеких образных планов здесь прорисованы ментальные черты лирического «я» и значительного слоя городской молодежи 80-х гг., во взаимопроникновении мистического и конкретно-социального планов создается собирательный образ эпохи назревающих переломов и осуществляется выход к прозрению бытийной дисгармонии всечеловеческого существования в «разрывах» между гегемонией технократической цивилизации мегаполиса и подчас иррациональной деструктивностью космических природных стихий.

© Все права защищены

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой пери...

От Masterweb

15.05.2018 02:00

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой период он внес огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. В этом можно убедиться, изучив биографию и творчество Шуберта. Этот выдающийся композитор считается одним из самых ярких основоположников романтического направления в музыкальном искусстве. Ознакомившись в биографии Шуберта с самыми важными событиями, можно глубже понять его творчество.

Семья

Биография Франца Шуберта начинается с 31 января 1797 года. Он родился в бедной семье в Лихтентале, предместье Вены. Его отец, выходец из крестьянской семьи, был школьным учителем. Он отличался трудолюбием и добропорядочностью. Он воспитывал детей, внушая им, что труд – основа существования. Мать была дочерью слесаря. В семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в младенческом возрасте.

Биография Шуберта в самом кратком изложении демонстрирует важную роль семьи в становлении маленького музыканта. Она была очень музыкальной. Отец играл на виолончели, а братья маленького Франца – на других музыкальных инструментах. Часто у них в доме устраивались музыкальные вечера, а иногда на них собирались все знакомые музыканты-любители.

Первые занятия музыкой

Из краткой биографии Франца Шуберта известно, что уникальные музыкальные способности проявились у него очень рано. Обнаружив их, отец и старший брат Игнац начали с ним занятия. Игнац обучал его игре на фортепиано, а отец - на скрипке. Через некоторое время мальчик стал полноценным участником семейного струнного квартета, в котором уверенно исполнял партию альта. Вскоре стало понятно, что Франц нуждается в более профессиональных занятиях музыкой. Поэтому музыкальные занятия с одаренным мальчиком перепоручили регенту Лихтентальской церкви Михаэлю Хольцеру. Преподаватель восхищался необыкновенными музыкальными способностями своего ученика. Кроме того, Франц обладал прекрасным голосом. К одиннадцатилетнему возрасту он исполнял в церковном хоре трудные сольные партии, а также играл партию скрипки, в том числе и сольно, в церковном оркестре. Отца очень радовали успехи сына.

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.


Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Первые сочинения

В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений - ряд песен и фантазия для фортепиано. Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции. Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.

Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Начало самостоятельной жизни

Биография Шуберта повествует о том, что в последующие четыре года он работает помощником школьного учителя в школе, где работает и его отец. Франц обучает детей грамоте и другим предметам. Оплата труда была чрезвычайно низкая, что заставляло молодого Шуберта постоянно искать дополнительный заработок в виде частных уроков. Таким образом, времени на сочинение музыки у него практически не остается. Но увлечение музыкой не проходит. Оно только усиливается. Огромную помощь и поддержку получал Франц от своих друзей, которые организовывали ему концерты и полезные знакомства, снабжали его нотной бумагой, которой ему вечно не хватало.

В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения.

Образный мир композитора

Франц Шуберт – романтик по духу. В основу всего существования он ставил жизнь души и сердца. Его герои – это простые люди с богатым внутренним миром. В его творчестве появляется тема социального неравенства. Композитор часто обращает внимание, как несправедливо общество к обычному скромному человеку, не имеющему материальных благ, но богатому духовно.

Излюбленной темой камерно-вокального творчества Шуберта становится природа в различных ее состояниях.

Знакомство с Фоглем

После ознакомления (краткого) с биографией Шуберта самым важным событием представляется его знакомство с выдающимся венским оперным певцом Иоганном Михаэлем Фоглем. Оно произошло в 1817 году стараниями друзей композитора. Это знакомство имело огромное значение в жизни Франца. В его лице он приобрел преданного друга и исполнителя своих песен. Впоследствии Фогль сыграл огромную роль в пропаганде камерно-вокального творчества молодого композитора.

«Шубертиады»

Вокруг Франца со временем складывается кружок творческой молодежи из числа поэтов, драматургов, художников, композиторов. В биографии Шуберта упоминается, что нередко собрания посвящались его творчеству. В таких случаях их называли «шубертиадами». Собрания проводились в доме кого-либо из членов кружка или в кофейне «Венская корона». Всех участников кружка объединяли интерес к искусству, увлеченность музыкой и поэзией.

Поездка в Венгрию

Композитор жил в Вене, редко покидая ее. Все поездки, которые он совершал, были связаны с концертами или преподавательской деятельностью. В биографии Шуберта кратко упомянуто, что в течение летнего периода 1818 и 1824 года Шуберт жил в имении графа Эстергази Желиз. Композитор был приглашен туда для того, чтобы обучать музыке юных графинь.

Совместные концерты

В 1819, 1823 и 1825 годах Шуберт и Фогль путешествуют по Верхней Австрии и одновременно гастролируют. У публики такие совместные концерты пользуются огромным успехом. Фогль стремится познакомить слушателей с творчеством своего друга-композитора, сделать его произведения известными и любимыми за пределами Вены. Постепенно слава Шуберта растет, все чаще о нем говорят не только в профессиональных кругах, но и среди обычных слушателей.

Первые издания

Биография Шуберта содержит факты о начале публикаций произведений молодого композитора. В 1921 году, благодаря заботе друзей Ф.Шуберта, был издан «Лесной царь». После первого издания начинают публиковаться и другие шубертовские произведения. Его музыка становится известной не только в Австрии, но и далеко за ее пределами. В 1825 году песни, фортепианные произведения и камерные опусы начинают исполняться и в России.

Успех или иллюзия?

Песни и фортепианные произведения Шуберта приобретают большую популярность. Его сочинения были высоко оценены Бетховеном, кумиром композитора. Но, наряду со славой, которую обретает Шуберт благодаря пропагандистской деятельности Фогля остаются и разочарования. Симфонии композитора так и не были исполнены, оперы и зингшпили практически не ставятся. До наших дней 5 опер и 11 зингшпилей Шуберта находятся в забвении. Такая участь постигла и многие другие сочинения, редко исполняемые в концертах.


Творческий расцвет

В 20-х годах у Шуберта появляются циклы песен «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова В. Мюллера, камерные ансамбли, сонаты для фортепиано, фантазия «Скиталец» для фортепиано, а также симфонии – «Неоконченная» № 8 и «Большая» № 9.

Весной 1828 года друзья композитора организовали концерт из шубертовских произведений, который состоялся в зале Общества любителей музыки. Полученные от концерта деньги композитор потратил на приобретение первого в его жизни собственного фортепиано.

Смерть композитора

Осенью 1828 года Шуберт неожиданно тяжело заболел. Его мучения длились три недели. 19 ноября 18128 года Франца Шуберта не стало.

Прошло лишь полтора года с того времени, когда Шуберт принимал участие в похоронах своего кумира – последнего венского классика Л. Бетховена. Теперь же на этом кладбище похоронили и его.

Ознакомившись с кратким содержанием биографии Шуберта, можно понять смысл надписи, которая была высечена на его надгробии. Она повествует о том, что в могиле похоронено богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды.

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.


В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Пансион воспитанниц МО РФ.

Музыкальная гостиная

«Жизнь и творчество Франца Петера Шуберта»

Ответственные:

Киртаева Л.А.

Ольхова А.В.

Юликова Н.К.

Москва 18.11.2010.

Франц Петер Шуберт.

Это имя – одно из самых известных в мире и, одновременно, одно из самых таинственных.

Он жил недолго, и не был счастлив, не получил и толики того признания, которое выпало на долю его великих предшественников - Антония Сальери, Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Людвига ван Бетховена.

И всё же он успел сказать новое слово в музыке, став одним из родоначальников нового направления – романтизма.

Можно сказать: творческий гений Шуберта возвестил рождение новой эпохи в музыке – эпохи романтизма.

Это понятно уже по тому, как выглядит список его произведений!

Шуберт был первым, кто довёл до совершенства этот жанр, где поэзия и музыка существуют в неразрывном единстве.

Об этом мечтали теоретики романтизма, с тех пор, когда маленький Франц лежал ещё в колыбели.

Вот сборники пьес для фортепиано: экспромты, музыкальные моменты, бесчисленные танцевальные миниатюры, фантазии, танцы.

Вот, наконец, сонаты, симфонии, квартеты, инструментальные ансамбли.

Везде музыкальные формы позаимствованы у классиков, которых Шуберт боготворил, но музыка у него развивается совсем по-другому – композитор работает по принципу усиления красоты ради создания колоссального контраста музыки, когда мелодия поднимается из глубин партитуры, встаёт во весь рост и, исчерпав свою энергию, уступает место другим темам.

Философия его музыки везде остаётся неизменной – остановленное прекрасное мгновение, оказавшись в нашем страдальческом и тревожном мире, сделалось бы ещё ослепительнее в сравнении с ним.

Все сочинения Шуберта написаны с огромной любовь, нежностью и вдохновением…

Глядя на огромное наследие и сравнивая его с продолжительностью жизни композитора, невольно задаёшься вопросом: какой же интенсивности душевное горение наполняло всё существо и душу этого молодого человека!

Прижизненный издательский каталог сочинений Шуберта заканчивается круглым числом «100».Все остальные номера были присвоены посмертно.

И где находился источник этого пламени, если учесть, что краткая жизнь Франца Петера Шуберта вовсе не была богата внешними событиями, а слава и известность, которые столь часто подстёгивают творческое вдохновение, пришли к нему, лишь в конце жизни?

Биография Франца Петера Шуберта шла по тропе музыки!

Он был 12 ребёнком в семье приходского учителя и поварихи, живших за тогдашней городской чертой. А сегодня это восьмой округ Вены, и к дому Шуберта текут толпы туристов.

Вена всегда относилась к городам, о которых можно сказать – «музыкальная столица» цивилизованного мира.

Первые уроки игры на скрипке дал ему отец. Музыкальные способности малыша были столь очевидны, что семья отдала его в школу Венского хора мальчиков и в закрытое учебное заведение при ней – императорский Лицей, который назывался Конвикт.

Там, в стенах Конвикта, Шуберт начал сочинять музыку. Ему было всего 12 лет. В семейном кругу состоялись и первые исполнения детских сочинений.

В Конвикте Франц не только пел во всемирно известном хоре. Но и играл в оркестре этой капеллы на скрипке.

Фортепиано Шуберт освоил позднее и считал себя не очень хорошим пианистом, стесняясь даже аккомпанировать свои песни публично.

В Конвикте Шуберт всё своё время посвящал сочинительству, запустил латынь и математику; и, вообще, его, кроме музыки, ничего не интересовало.

Отец, повздыхав, забрал его из Конвикта и пристроил своим помощником в церковно-приходскую школу.

Отец воспитывал Франца в соответствии со своими представлениями о жизненной стезе, хотел сделать из сына учителя с надёжным заработком, но сын не слышал отцовских предостережений и между ними происходит охлаждение чувств.

Бурное развитие таланта сына вызывало тревогу у отца. Он хорошо знал, как труден путь даже известных музыкантов и хотел уберечь своего ребёнка от такой участи.

Шуберт был равнодушным педагогом, эта работа его совсем не интересовала.

За эти 3 года работы учителем, он написал: 4 симфонии, 2 оперы, много сонат, квартетов и, конечно, песен.

При этой занятости Шуберт находил время и на музыкальное образование – он брал уроки у знаменитого Антонио Сальери; который был учителем Бетховена и Моцарта.

При всём стремлении к учёбе, систематического образования Франц так и не получил.

На учёбу нужны были деньги, а семья Шуберта испытывала нужду.

Франц всю жизнь занимался самообразованием, под подушкой на смертном одре у него нашли учебник по теории музыки.

Хотя такому прекрасному мелодисту, который рождается один раз в столетие, разве нужны учебники?

Несколько раз Шуберту удавалось получить место капельмейстера, но подолгу он нигде не задерживался.

Полностью погруженный в своё искусство, подверженный таким же частым сменам настроения, как те, что так замечательно показаны в его музыке, Шуберт рос человеком неприспособленным к жизни, был замкнут и нелюдим.

Его очень тяготило общество людей.

Ко всему прочему, внешнее признание его таланта волновало его крайне мало.

Все его самостоятельные попытки отдать свои сочинения в печать или организовать публичные концерты - были довольны вялыми.

А ведь к своему 19-летнему возрасту, Шуберт создал большую часть своих песенных шедевров и другой музыки, которая могла бы украсить любой концерт или издательский каталог!

Творил он ежедневно, ежечасно, без устали и остановки. Музыка не оставляла его и во сне – и он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на бумаге. А, чтобы каждый раз не искать очки, он не расставался с ними.

В произведениях никогда ничего не изменял – потому, что не имел на это времени.

Шуберт решает, что достаточно взрослый и решает уйти из родительского дома. Отношения с отцом складываются напряжённо, отец им был не доволен.

«Принимайте людей такими, какими они есть, а не такими, какими они должны быть», - сказал Франц в размолвке с родными.

Только через несколько лет Франц помирится с отцом и вернётся в семью.

Первым чужим кровом становится квартира его венского друга, где он поселился на несколько месяцев, чтобы только сочинять музыку.

С тех пор Шуберт не имел собственного дома и уже не мог существовать без помощи друзей, у которых он жил.

Друзья всячески его опекали, устраивали его жизнь и пользовались его талантом.

Шуберт был чрезвычайно рассеян и равнодушен ко всему, что не касалось музыки.

Слово «богема» ещё не существовало в те годы, но кружок Шуберта больше всего напоминал общество из мансарды, где собирались поэты, художники, композиторы и разные творческие люди.

Когда у Шуберта не было денег на нотную бумагу, нотные станы для него рисовал художник, брат поэта, писавшего оперные либретто.

Шуберт здесь был душой компании.

Вот его словесный портрет: небольшого роста, плотный, коренастый, близорукий, застенчивый, доверчивый, наивный и непрактичный в быту – но он был необычайно обаятелен.

Знакомства более «приличные» - со знатными горожанами Вены – давали возможность устраивать домашние концерты, так называемые «шубертиады». Эти концерты были посвящены исключительно музыке Шуберта. Он не отходил от рояля, тут же, на ходу, сочиняя музыку.

Теперь это официальные, торжественные, музыкальные праздники, поддерживаемые австрийским государством, которые проводятся до сегодняшнего дня.

Такие обстоятельства жизни Шуберта продолжались вплоть до самой его смерти.

Безденежье не позволило ему быть настойчивым в женитьбе – его любимая предпочла ему богатого кондитера.

Он сочиняет песенный цикл с «холодным» названием «Зимний путь» - в нём боль неоправдавшихся надежд и утраченных иллюзий.

Возникает много вопросов: как человек по всему своему складу сосредоточенный исключительно на себе, проводил так много времени на виду у шумного и тесного круга приятелей и при этом находил время на бесконечный поток шедевров?

Время летит быстро, наступает зрелость – плодовитость в сочинительстве уступает место серьёзности и сосредоточенности.

С возрастом друзья отошли в сторону, стали людьми семейными, с положением в обществе.

Они и не подозревали, что музыка их друга завоюет весь мир.

А Франц Петер беспокоился: «Что будет со мной? – придётся на старости ходить из двери в дверь и просить подаяние на хлеб».

От таких мыслей оседает полынная горечь на сердце, рождается тоска и смятение.

Он не предполагал, что старости у него не будет.

Но однажды он всё-таки узнал настоящий успех! – его друзья и почитатели организовали в Вене концерт из его произведений, который превзошёл все ожидания!

Наконец – то, впервые, состоялся его первый авторский концерт! – но… за 8 месяцев до кончины…, принесший ему самый крупный гонорар за всю его жизнь.

Казалось, начался новый, счастливый этап в жизни композитора, но болезнь укладывает его вскоре в постель.

Инфекция вела охоту за Францем в течение 6 последних лет его жизни.

Слабый иммунитет не смог противостоять болезням.

Душными и пыльными летними вечерами на квартире своего брата он писал свои последние произведения.

Болел он тяжело, говорил брату: «Человек и не подозревает, какой запас выносливости заключён в нём».

Но вот настаёт утро, когда он не может больше взять перо или карандаш.

Шуберта помещают в больницу, где 19 ноября он умирает – ему было неполных 32 года.

Что такое 32 года человеческой жизни? – ещё жить да жить, и творить, и работать.

Душа Шуберта ушла в вечность,

и унесла надежды, которым не суждено было сбыться,

и мечты, которым не пришлось осуществиться,

и радости, которых не удалось приручить.

Его душа ушла в вечность разочарованной.

Умер он истощённым, духовно и физически, измученным неудачами в жизни.

Говорят - это был брюшной тиф, на фоне сахарного диабета.

Похоронили его на кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Людвиг ван Бетховен.

Жили они в одно время, но они – композиторы разных поколений. И не были знакомы. Бетховен был глух и из-за своей глухоты вёл замкнутый образ жизни, общаться с ним было трудно.

А Шуберт был застенчив, он знал Бетховена в лицо, знал маршруты его прогулок, знал кафе и трактиры, где Бетховен обедал, посещал нотный магазин, своего рода венский музыкальный клуб, здесь исполнялись музыкальные новинки, велись споры и разговоры о литературе, музыке, театре.

Но в присутствии Бетховена Франц Шуберт не решался вступить в разговор.

Незадолго до смерти Бетховена его верный друг и секретарь показал произведения Шуберта. Дарование молодого композитора поразило Бетховена, и он воскликнул: «Поистине в этом Франце Шуберте живёт искра Божья, он ещё заставит говорить о себе весь мир».

На похоронах Бетховена Шуберт нёс факел.

Друзья поставили своему другу Францу памятник и хотели выбить на белом мраморе эпитафию, в которой бы говорилось о короткой, как вдох, и такой яркой, как молния, жизни.

Было несколько вариантов.

Например: «Путник! Ты слышал песни Шуберта?

Здесь лежит тот, кто их пел».

Или вот ещё – «Он заставил поэзию звучать,

А музыку разговаривать,

Не госпожой и не служанкой -

Родными сёстрами обнялись они

У могилы Шуберта».

Но остановились на другой эпитафии – щемящей и трогательной – «Музыка похоронила здесь своё богатое сокровище,

Но ещё более прекрасные надежды».

И только после смерти он открыл в полной мере все свои музыкальные произведения – но и оставил нам много загадок и возможных вариантов их отгадок.

Как и подобает истинному гению.

Архив Франца Петера Шуберта оказался огромным, разбросанным по разным рукам, и окончательное число написанного им приближается к более чем 1250 сочинений.

При жизни композитора свет увидела всего лишь одна десятая из его произведений, притом многое из опубликованного было типичной коммерческой музыкой того времени: вальсы и марши для фортепиано в две или четыре руки.

Некоторые произведения были найдены и исполнены только через 40 лет. И тогда о них, как о шедеврах, заговорил весь мир.

Вот видите – и ноты и музыка имеют свою судьбу.

А теперь подумайте -

что такое 32 года в жизни молодого человека? – это очень мало.

32 года – это буйный расцвет сил, человеческих и творческих.

Бетховен в этом возрасте ещё не создал свои великие симфонии.

Шекспир написал трагедию «Гамлет» только в 37 лет.

Сервантес, доживи он только до 32-летнего возраста, - не написал бы ещё свой знаменитый роман и мы бы с вами были лишены «Дон Кихота».

А Франц Петер Шуберт создал за свою короткую жизнь столько вдохновенных и прекрасных произведений, сколько в избытке хватило бы на несколько длинных человеческих жизней.

Мир до сих пор помнит его и сожалеет о столь короткой судьбе.

Через много десятилетий – современные почитатели таланта в честь Франца Петера Шуберта назовут кратер на Меркурии.

А теперь, после моего рассказа, мы послушаем несколько произведений Франца Петера Шуберта в исполнении воспитанниц нашего Пансиона.

Но вначале хочу представить вам наших юных певиц со всеми их почётными званиями:

Миронова Кристина – лауреат Всероссийского конкурса «Катюша», лауреат биеннале «Отечеству – с любовью».

Барсукова Татьяна – дипломант международного конкурса «Серебряная звезда».

Казакова Екатерина – дипломант международного конкурса «Серебряная звезда».

Егорова Дарья – она пока ещё только готовиться стать лауреатом, и мы присутствуем, может быть, при рождении новой звезочки.

И ещё хочу представить юную пианистку –

Кузьмина Александра – лауреат биеннале «Отечеству – с любовью».

Пожелаем нашим воспитанницам и всем педагогам, которые учат этих девочек дальнейших успехов и новых побед!

Сейчас они исполнят произведения Франца Петера Шуберта, но прежде я вам немного расскажу об этих произведениях.

Песня – одно из самых удивительных чудес, созданных Францем Шубертом.

Разве не чудо, что небольшая песня способна вызвать радость или грусть?

Все песни Ф.Шуберта проникнуты простыми и сильными чувствами, объединяющими людей в стремлении к добру, справедливости и красоте.

Франц Шуберт использовал для своей музыки стихи более 100 авторов: прежде всего - это Иоганн Гёте, Генрих Гейне, Фридрих Шиллера, Вильям Шекспир и другие поэты.

Песни разные по характеру, по настроению, они проникнуты искренней доверчивостью и необычайной чистотой чувств.

Представьте – 600 песен! – и в каждой частичка чистой и в чём-то абсолютно наивной души композитора.

«Розочка на поле» - написана в жанре народной песни, простая и бесхитростная, почти как детский рассказ.

Исполняет Егорова Дарья.

«Серенада» - прежде следует отметить, что серенада – это хвалебная приветственная музыка, которая, все думают, исполняется на открытом воздухе, по ночам, ближе к рассвету.

Но «sereno » - значит «ясно, весело», и не имеет к ночи никакого отношения.

Серенада означает лишь то, что это лёгкая для восприятия музыка, которая может исполняться в тихую, ясную погоду.

(Впрочем, игра на струнном инструменте и пение под дождём радости никому не доставит.)

Во всём мире считают, что это изысканное признание в любви.

Английский драматург Бернард Шоу написал рассказ, посвящённый серенаде, рекомендую прочитать.

Исполняет Миронова Кристина.

«Форель» - настоящий шедевр.

Для каждого поэта Франц Шуберт находил соответствующие поэзии музыкальные стилистические приёмы.

Любил образы природы – ручей, лес, цветы, поле.

Исполняет Барсукова Татьяна.

«Баркарола» - написана в стиле народной песни.

На итальянском языке «барка» - лодка

Это песня венецианских гондольеров.

Исполняет Егорова Дарья.

«Аве Мария» - песня-ария, песня-молитва.

Франц Шуберт писал для церкви всю жизнь.

Когда слушаешь её, испытываешь душевное очищение – вплоть до слёз.

В этой музыке присутствует тонкая и хрупкая романтическая душа композитора.

Исполняет Казакова Екатерина.

«Лендлер» - народный австрийский и немецкий танец, парный, круговой. Перевод с немецкого языка – сельский танец.

В Верхней Австрии есть местечко Ландль – название танца идёт от этой деревни.

Исполняют педагоги Киртаева Л.А., Перельман И.В.

«Скерцо» - перевод с итальянского языка – шутка.

Пьеса в быстром темпе, в ней обычно бывает смена музыкальных тем, слышен лёгкий смех и громкий хохот. Можно нарисовать картинку розыгрыша и веселья.

Исполняет Кузьмина Александра.

Наша встреча с творчеством Франца Петера Шуберта завершилась.

Но если вас заинтересовал мой рассказ, и вы хотели бы узнать о Франце Петере Шуберте больше и подробнее, то могу посоветовать прочитать книгу Бориса Кремнева «Франц Шуберт» - из серии книг «Жизнь замечательных людей» - год издания – 1964.