Презентация астафьев далекая и близкая сказка. Урок Тема: «Души несломленный полет

Слайд 2

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Еще когда Виктор был ребенком, он потерял родителей. Отец его был под арестом, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Так что Виктор Астафьев детство провел с бабушкой. Это время, запомнившееся светлыми воспоминаниями, Виктор позже описал в своей автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

Слайд 3

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивал ее. Сочинения воспитанника Астафьева публиковались в школьном журнале. Среди них и ученическая работа о любимом озере, которая через много лет превратится в повесть «Васюткино озеро». После выпуска из детдома Астафьеву удалось скопить на билет и уехать в Красноярск. Там он учился в ФЗО по железнодорожной специальности. По окончании курса обучения Астафьев некоторое время работал на станции Базаиха под Красноярском составителем поездов.

Слайд 4

В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. До 1945 года он служил на передовой, рядовым пехоты, шофером, артразведчиком, связистом. Был ранен, контужен. Закончил войну кавалером ордена «Красной звезды», награжден также медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Слайд 5

Когда война закончилась, Астафьев женился на рядовой Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Слайд 6

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в жизни Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

Слайд 7

Важнейшие темы творчества Астафьева - военная и деревенская. Отечественная война предстает в его произведениях, как великая трагедия(роман «Так хочется жить», повесть «Прокляты и убиты»). Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба». Многие его рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» – это лирическое повествование о народном характере. Большинство рассказов и повестей, написанных им для детей, вошли в сборники «Конь с розовой гривой», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот», «Зорькина песня», книгу «Огоньки».

Слайд 8

В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. В 1999 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Слайд 9

Виктор Петрович Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романа «Тают снега» , повестей «Кража» , «Последний поклон» , «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Слякотная осень», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Перевал», книги коротких новелл «Затеси» и др. Виктор Петрович Астафьев умер 29 ноября 2001 года. Похоронен в родном селе Овсянка.

Слайд 10

"Ни дня без строчки" – эти слова были девизом всей жизни неутомимого труженика, истинно народного писателя.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В.П. Астафьев Рождённый Сибирью (01.05.1924 - 29.11.2001)

«Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…» В. П. Астафьев.

Жизненный путь 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. Берега Овсянки На берегу Енисея В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. Виктор Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.

Овсянка Старинное поселение, основанное более 300 лет назад, вскоре после Красноярска. Его предназначением было охранять город от набегов кочевников на ближних подступах. С тех пор сохранилось название ближней к поселку речки - Караульная. История Овсянки неразрывна с именем В.П. Астафьева. Он вернулся на родину как известный писатель. Но именно здесь к нему в полной мере пришло всенародное признание и любовь читателей. Благодаря прославленному земляку в ней появилось то, чего не было в других местах. Асфальтированная дорога, прекрасная библиотека, деревянная церковь. Однако за последние годы слишком многое переменилось. Овсянка давно уже не похожа на древнюю сибирскую деревню, какой мы представляем ее по “Последнему поклону”. Это красивое дачное место под Красноярском на берегу незамерзающей оскудевшей реки, где стоят напротив друг друга краснокирпичные новые особняки и старые потемневшие сибирские избы. Им не ужиться на одной земле, и аккуратный астафьевский дом с разросшимся садом кажется здесь затерявшимся, относящимся к иному измерению и времени.

Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий".

С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. До своей смерти писатель живет и работает как в Красноярске (Академгородок), так и в Овсянке, в летнем домике.

Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений. Автобиографическая проза Человек и хаос войны Лад и разлад Человек и природа

Литературные встречи в русской провинции Особой гордостью Овсянкинской библиотеки являются «Литературные встречи в русской провинции», когда раз в 2 года в Овсянке собираются писатели, поэты, издатели и библиотечные работники не только Сибири, но и столицы, и других регионов. Любая библиотека России гордилась бы, если ее читатель написал бы о ней те слова, которые Виктор Петрович написал о своей библиотеке: «... А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек». Первые «Литературные встречи в русской провинции» прошли в августе 1996 г., затем в 1998, 2000 гг. Литературные встречи стали одним из самых значительных событий культурной жизни нашего края, традицией, заложенной и завещанной нам великим русским писателем В.П. Астафьевым.

Автобиографическая проза Всю жизнь Виктор Петрович возвращался к одним и тем же темам - автобиографическим. Детство в Сибири ("Последний поклон", "Ода русскому огороду"), война (от "Пастуха и пастушки" до "Прокляты и убиты"), послевоенный голод и неприкаянность. Герои могли быть другими, непохожими на "Астафьева там и тогда", но темы, обстоятельства, места действия, воздух - только из памяти.

Лад и разлад Проблема лада и разлада продолжает оставаться самой “болевой” точкой в размышлениях Виктора Астафьева о своем народе. С наибольшей остротой писатель поставил ее в двух, почти одновременно созданных произведениях - в рассказе “Жизнь прожить”, который увидел свет в сентябрьской книжке “Нового мира” за 1985 год, и в романе “Печальный детектив”, напечатанном в январском номере журнала “Октябрь” за 1986 год.

Человек и хаос войны Размышления Виктора Астафьева о добре и зле, об их немирном сосуществовании в одном земном пространстве, в одном обществе, а порой в душе одного человека - эти размышления очень своеобразно преломились в его постоянном интересе к теме войны. Русская литература о Великой Отечественной войне изначально была пронизана героическим пафосом. Астафьев тоже относится к этому времени трепетно. Но он несколько смещает традиционную оптику в подходе к этой теме: для него и Отечественная война - это прежде всего война, то есть некое противоестественное состояние мира, концентрированное воплощение хаоса, наглядное воплощение тех сил и условий, которые противоположны человеческой натуре по определению и способны только разрушать душу. «Звездопад» «Пастух и пастушка» «Прокляты и убиты «Так хочется жить «Веселый солдат»

Человек и природа Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 75), одного из самых значительных произведений писателя. Здесь писатель обращается к другой первооснове человеческого существования - к связи “Человек и Природа”. Причем эта связь интересует автора в нравственно-философском аспекте: в том, что еще Есенин называл “узловой завязью человека с миром природы”, Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, отношение к природе выступает в качестве “выверки” духовной состоятельности личности.

Первый сборник рассказов "До будущей весны" (Пермь, 1953). Астафьев окончил Высшие литературные курсы (1961). Член Союза писателей. Наиболее известные произведения: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" (1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. Автор сценариев к художественным фильмам "Дважды рожденный", "Звездопад" и др. Для творчества Астафьева характерны углубленный психологизм, острота проблем, высокий гуманизм

Музей-мемориал В. Астафьева На родине Виктора Астафьева - в деревне Овсянка под Красноярском - установлен памятник писателю. Монумент изображает Виктора Петровича и его жену, сидящих на лавочке в тени деревьев. Бронзовая скульптурная композиция работы Владимира Зеленова выполнена в натуральную величину и отлита на одном из красноярских заводов. При установке рабочим пришлось постараться, чтобы не сломать ветки яблони, посаженной самим Астафьевым. 1 мая Красноярск отмечал 80-летие со дня рождения Астафьева. В Овсянке открылся музей-мемориал его имени, в состав которого вошли музей Астафьева, библиотека, дом бабушки писателя, часовня и мемориальное кладбище, где покоятся все родные и близкие знаменитого сибиряка.

Музей-мемориал В. Астафьева Дом-музей писателя. Овсянка Комната В. П. Астафьева. Овсянка В 1980 г. В.П. Астафьев вернулся на родину. Дом в Овсянке он выбрал неслучайно: рядом стоял домик бабушки Екатерины. С мая по октябрь писатель отрывался от семьи и переезжал из Красноярска в Овсянку, в свой дом. В дом, где и печку надо было топить, и еду готовить, и гостей принимать великое множество. Вдова писателя Мария Семоновна перед передачей дома в дар музею на свои средства провела в нем текущий ремонт.

Музей-мемориал В. Астафьева 1 сентября 1975 г. в Овсянке была открыта библиотека. Бессменным ее руководителем является Анна Епиксимовна Козынцева. В начале 90-х годов по инициативе В.П. Астафьева началось строительство нового здания для овсянской библиотеки. Проект здания разработал известный красноярский архитектор А.С. Демирханов. 4 мая 1994 г., к 70-летию В.П. Астафьева, библиотека встретила своих первых гостей и читателей в новом здании на берегу Енисея. 31 августа 1999 г. библиотека получила статус библиотеки-музея п. Овсянка. Фонд библиотеки составляет 35 тыс. ед. хр. Библиотека стала настоящим духовным центром не только для жителей Овсянки, но и для Сибири, России. В ней побывало очень много известных людей: М. Горбачев, президент СССР; Б. Ельцин, президент России; Н. Михалков, А. Солженицин, А. Лебедь и др.

Музей-мемориал В. Астафьева «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя. Главная книга жизни Виктора Петровича - «Последний поклон» -посвящена этому дому, «где как в хорошей избе собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства, а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью». (В. Курбатов). Дом бабушки Е.П. Потылициной

Музей-мемориал В. Астафьева В 1916 г. в Овсянке была построена церковь, в 40-е годы здание было приспособлено под пекарню, а после войны разобрано совсем. Инициатором строительства часовни был В.П. Астафьев. 15 сентября 1998 г. в рамках 11-ых «Литературных встреч в русской провинции» часовня была открыта и освящена. Часовня носит имя святителя Иннокентия Иркутского. Епископ Иннокентий Кульчицкий (1960-1731) возведен в ранг русских святых в 1804 г., имел большое влияние на духовную жизнь Восточной Сибири. Окончил Киевскую духовную академию. С 1727 г. по 1731 г. возглавлял вновь организованную Иркутскую епархию. Известно, что сам Иннокентий Иркутский занимался иконописью, иконы почитались святыней. День Иннокентия Иркутского (26 ноября), как и День Сибири (26 октября), относится к выдающимся сибирским праздникам.

Музей-мемориал В. Астафьева Сельское кладбище, где лежат бабушка, все родные, близкие, мать Виктора Петровича - Лидия Ильинична. Похоронен писатель рядом с дочерью Ириной.

М.С. Корякина о муже Исчезли мелкие подробности, Ушла обыденность поспешно. И ты до неправдоподобности, До ненормальности безгрешный. Мы перед временем бессильны: Что было близким, стало дальним. Но чем ты дальше, тем красивее, Чем недоступней, тем желаннее. Твоим величием подавлена И удивляюсь то и дело: Да как же я в ту пору давнюю Такого полюбить посмела? М. Зимина


Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. А.Макаров А.Макаров



Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель. Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель.


20 баллов На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом. На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом.


В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий». В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий».




После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, которая и стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края; здесь его посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Здесь он и похоронен – Виктор Астафьев умер в 2001 году


10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. 10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. «Стародуб»(1960), «Кража» (1968), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1977), «Печальный детектив» (1986), «Зрячий посох» (1991), «Прокляты и убиты» (1994) и др.




Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968) «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968)1968 Главный герой, Витя Потылицин слушает «Полонез Агинского» в исполнении деревенского Васи-скрипача, больного. одинокого поляка…


Из рассказа Виктора Астафьева "Жизнь прожить"








30 баллов Какое произведение Астафьева «родилось» из школьного сочинения будущего писателя? Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».


40 баллов. Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой.


50 баллов. «Своя игра». Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.» Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.»



Точка зрения 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов, что сделали людей атеистами, лишили веры в небесное будущее. Что там свет, там Бог, там Богородица там Бог, там Богородица.


30 баллов «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки») Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки»)


40 баллов Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькою радостью наделит она всякую сущую душу… и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!» («Падение листа»)


50 баллов Предположите, что ответил писатель на вопрос: «А что бы вы пожелали народу нашему?» «А что бы вы пожелали народу нашему?» в интервью «Литературной газете»? (февр. No 6. Из диалога Ирины Ришиной и Виктора Астафьева) «Воскресения, «Воскресения, воскресения, воскресения, воскресения. воскресения. Силы есть, способные это сделать… это сделать… …помогал бы Бог, которого мы гневим и гневим, но он иногда обращает к нам свой милосердный лик, прощает нам наши тяжкие грехи, спасает и врачует нас...»


10 баллов Какова, главная причина истребления природы человеком? (По повести «Царь-рыба») (По повести «Царь-рыба») Прозаик с горечью называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека « « Сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и выставляется … низколобое мурло первобытного дикаря.» В. Астафьев


20 баллов Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Людям, способным жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы.


30 баллов «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы


40 баллов Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Место действия "Царь-рыбы" - Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. "Царь-рыбы" - Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.


50 баллов "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.


10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? 10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? Повесть «Царь-рыба»






40 баллов. Раунд «Своя игра». За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.


50 баллов Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького (1975), Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф» (1995), Государственной премии России (1996 и посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).

  • формировать умение анализировать литературное произведение;
  • способствовать развитию у учащихся интеллектуальной компетенции и исследовательских навыков;
  • за счет включения в урок музыки как вида искусства содействовать развитию творческого воображения, эмоционального восприятия произведения, а также повышению читательского интереса.
  • Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.

    Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1)

    Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку.

    А) Вопросы и комментарии после прослушивания .

    Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец)

    Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки?

    Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции?

    От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы?

    (Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”)

    Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему?

    (Детству, бабушке, родным местам)

    Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке.

    II. Проверка первичного восприятия рассказа. Беседа по вопросам.

    • От чьего лица в рассказе ведется повествование?
    • Кто находится в центре внимания Вити Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем состоит необычность повествования?
    • Как рассказчик стремиться передать нам его восприятие музыки?

    (Выделение основных эпизодов, подтверждающих ранее высказанную детьми мысль)

    • Как это можно зафиксировать, чтобы всегда держать во внимании и что облегчило бы нам работу? (Составление соответствующей теме урока таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
    № эпизода Когда и где слушал музыку “Язык” музыки Чувства, вызванные музыкой Образы, вызванные музыкой К чему побудила музыка
    Первое слушание Ранней осенью у ворот завозни “Тихо и одиноко”, “сделалось страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье” “Боялся громко дышать”, “холод под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”, “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил подняться” “Ключ течет”, “кто-то пьет”, “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о болезни моей”, “грозный поток”, “громы, молнии” “Хотелось умереть всеми заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке, сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё”
    Второе слушание В караулке у Васи-поляка, ночью “Мягче, добрее, тревога и боль”, “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь …не рушились камни” “Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам, дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир добр и одинок” Пошел на могилу матери, попросил прощения за забвение, “не хотелось идти домой”
    Третье слушание “Последней военной осенью, в небольшом, разбитом польском городе на посту возле пушек” “Разлились звуки органа”, “музыка разворачивала душу…, “все-все обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все вывернуто грязной изнанкой”. “горло мое сдавило, стиснуло” Вася-поляк, “музыка, словно вздох родной земли “Звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…”

    III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы - на интерактивной доске)

    IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске.

    Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика.

    При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость". После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию).

    Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.

    V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания.

    На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.

    Что может быть красноречивей рук?

    Что может быть красноречивей рук
    Чувствительнее, мягче и нежнее?
    Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
    Аккордов бесконечное движенье.

    То звуки осторожны и тихи
    Или задорны, жалостно-печальны.
    Со всех сторон, снаружи, изнутри,
    Возникшие нарочно и случайно.

    Безумное шептание листвы
    Осенним утром, ветра плач надрывный
    Я слышу дребезжанье темноты,
    И шелест волн, и чайки крик унывный.

    Все в музыке, природе и во мне
    Сливается, расходится кругами…
    Я таю…Наяву или во сне…
    Как млечная дорога под ногами.

    Вопросы и задания для анализа стихотворения.

    • Определите тему и идею стихотворения.
    • Почему автор называет руки музыканта “красноречивыми”?
    • Найдите строки, подтверждающие это.
    • Укажите строки, с помощью которых автор передает силу воздействия музыки на слушателя.

    Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”.

    В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно…

    Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)

    Тишина над миром и покой,
    Только плачет скрипка над рекой,
    И поют в ночи тоскливо звуки,
    говоря о боли и разлуке.
    Изнывает скрипкина душа о стране,
    Что очень хороша:
    Полонез Огинского играл
    Человек, что родины не знал.
    В нем Огинский через много лет
    Посылал свой Родине привет.
    В помощь скрипке вторил Енисей,
    О заветном напевая ей.
    - Затаившись, слушал я хорал
    И душою многое познал.
    Я узнал тоску, печаль и боль
    О стране далекой и чужой,
    Я узнал, что трудные пути
    Мне придется по земле пройти.
    41-ый. Началась война.
    Оборвалась скрипкина струна.
    Нежный голос гулом заменен.
    Ужас, страх и боль вселяет он.
    И уж велено Всевышним мне
    Оказаться в той чужой стране.
    Через череду прошедших лет
    Мне Огинский вновь прислал привет:
    Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
    Я услышал, что звучит орган!
    Как? Откуда этот звук проник?
    Вижу: на стене Святого лик…
    А в глазах его прямой укор
    За кровавый смерч, войну, разор…
    Музыка звучала все сильней!
    Гром орудий прорывался в ней!..
    Но брала она над страхом власть,
    Так сильна была по миру страсть!
    Прекратите, люди, смерти пир –
    Пусть на свете воцарится мир!

    Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома…

    Домашнее задание.

    Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.