Антон павлович чехов. Последние пьесы Чехова

Будет представлено в нашей статье. Начнем с краткой биографии, а затем расскажем обо всем более подробно.

Краткая хроника жизни и творчества А. П. Чехова

  • Антон Павлович Чехов родился 17(29) января 1860 года в Таганроге. Семья его родителей - Чеховы Павел Георгиевич (купец) и Евгения Яковлевна.
  • Период с 1876 по 1878 год - это время первых литературных опытов писателя.
  • Учеба в Московском университете, на факультете медицины, проходила в 1879-1884 годах.
  • В 1880-м были опубликованы первые произведения писателя, а также им велась работа в различных юмористических журналах: "Будильник", "Осколки", "Стрекоза".
  • В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин.
  • Он начал сотрудничать в 1898 году с Московским Художественным театром, где состоялась в это же время премьера пьесы "Чайка".
  • Женитьба на Книппер О. Л. - 1901 год.
  • 1903-1904 гг. - на сцене Художественного театра была впервые поставлена пьеса под названием "Вишневый сад".
  • В 1904 году, 2(15) июля, писатель умер в Баденвейлере, на немецком курорте.

Итак, мы описали вкратце жизнь и творчество Чехова. Таблица, которую можно составить из этой хроники, поможет вам лучше усвоить информацию, если требуется запомнить основные даты, связанные с личностью Антона Павловича.

Если необходимо более глубокое знание биографии, вам поможет достаточно подробный очерк жизни и творчества Чехова, который мы составили и предлагаем сейчас вашему вниманию.

В доме родителей

Чехов Антон Павлович родился в Таганроге. Дед его был по происхождению крепостным, но выкупил волю для себя и своей семьи и служил после этого управляющим имением (некоторые черты его образа отражены в персонаже Фирсе из "Вишневого сада"). Отец Антона Павловича владел бакалейной лавкой, однако отличался неумением вести хозяйственные дела, непрактичностью. В его характере соединилось многое: передавшаяся детям художественная одаренность (Павел Георгиевич неплохо рисовал, а также увлекался музыкой, играл на скрипке, любил с властностью и деспотичностью по отношению к близким и окружающим. Чехов, вспоминая о детстве, писал Александру, своему старшему брату, в 1883 году о том, что детство было отравлено ужасами. Семейный деспотизм и наказания выработали в Чехове неприятие насилия и несправедливости, стремление к независимости, обостренное чувство собственного достоинства.

Самостоятельность в жизни

И творчество, и жизнь Чехова рано стали независимыми. В его семье дети быстро становились самостоятельными. Сыновья помогали в торговле, с малых лет работая в лавке. Антон Павлович поэтому с юных лет был погружен в бытовую среду: он убирал квартиру, ходил на базар, носил воду, стирал себе сам воротнички для формы, заправлял

Но в его жизни было и другое: домашние представления и сценки, которые Антон Павлович сам придумывал и разыгрывал вместе с братьями, рыбалка. В семью светлое начало вносила мать, которая была разумной, душевной и доброй женщиной.

Мир природы в жизни и творчестве Чехова

С детства Антон Павлович полюбил мир природы, оставивший глубокий след в его душе, пробудивший жажду жизни. И творчество Чехова это отражает. В его рассказах мы встретим описания степи, Таганрогского залива ("Степь", "В рождественскую ночь" и др.). Очень остро ощущал связь с природой этот писатель на протяжении всей жизни и показал в произведениях глубокое влияние ее на жизнь человека. В творениях Чехова природа очеловечена: животные, цветы, деревья думают и чувствуют, как люди ("Страх", "Белолобый", "Каштанка", "Агафья").

Обучение в гимназии

Старшим братьям еще удалось застать время, когда семья была благополучной: дом посещал учитель-француз, после чего его заменила мадам. Для Николая, брата будущего писателя, приглашали также учителя музыки.

Когда Антон Павлович подрос, материальное положение семьи ухудшилось, поэтому ему удалось получить только гимназическое образование. Особого интереса учеба в гимназии у Чехова, однако, не вызывала. Это заведение было типичным для того времени. О нем можно составить более-менее верное представление по чеховскому рассказу под названием "Человек в футляре".

В гимназии хорошо вели естественные науки, имелся телескоп, новейшие приборы в кабинетах. Антон на занятиях по Закону Божьему стал любимым учеником Покровского Федора Платоновича. Это был интересный, неординарный человек, который рано заметил в будущем писателе юмористический талант и дал ему прозвище Чехонте, которое стало в дальнейшем Таким образом, он сыграл некоторую роль в его жизни. И творчество Чехова оформилось не без участия этой интересной личности. Однако царивший в данном учебном заведении дух, в основном, отличался формализмом и казенщиной. На духовное становление будущего писателя сильно повлияли книги и театр. В нем рано проявилась любовь к драматическому искусству: в возрасте 13 лет будущий писатель уже являлся постоянным посетителем Таганрогского театра.

К этому периоду принадлежат также первые его литературные опыты, известные теперь лишь по названиям, которые создал в то время Чехов. Жизнь и творчество, кратко говоря, в это время отмечены некоторыми важными событиями. Основные факты биографии мы уже представили, а что касается творчества, отметим следующее. Будучи гимназистом, он выпустил журнал "Зайка", написал комедии "Недаром курица пела" и а также драму "Безотцовщина".

Разорение семьи Чехова

В 1876 году отец Антона Павловича разорился, вынужден был вместе с семьей уехать в Москву. Антон остался один в Таганроге в возрасте 16 лет, так как должен был окончить гимназию. Он стал зарабатывать частными уроками, высылал даже семье денежные переводы. Эти тяжелые годы, жизнь, полная одиночества, испытаний и лишений, способствовали раннему взрослению такого писателя, как Чехов. Жизнь и творчество (кратко описанные) дальнейшего периода отмечены следующими основными событиями.

Чехов - студент Московского университета

Сдав выпускные экзамены в 1879 году, Чехов отправился в Москву. Здесь он был зачислен в Московский университет, на факультет медицины. С первого же курса Чехов стал работать в различных журналах, печататься. Для семьи почти единственным финансовым источником стали его литературные заработки. Чехов становится главой семьи и ее кормильцем.

Первые опубликованные произведения

Первые опубликованные его произведения (пародии) вышли в журнале "Стрекоза". Чехов, выбирая литературный путь, печатается одновременно и в юмористических, и в серьезных жанрах. Однако в раннем творчестве преобладают первые. Под различными псевдонимами (Брат моего брата, Человек без селезенки, Антоша Чехонте) он печатается в юмористических журналах "Осколки", "Стрекоза", "Будильник", "Зритель". Основными жанрами, в которых существовала юмористическая пресса того времени, были разные "мелочи", которые создавались по определенным канонам: шуточные афоризмы, комические календари, подписи к рисункам, анекдоты, словари, комические объявления, руководства и т. д. Их Чехов скоро освоил и почувствовал, что ему в них тесно.

Сатирические и юмористические рассказы

В 1882-1883 годах вышли такие рассказы, как "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Дочь Альбиона". В то время многие произведения были написаны в виде сценки, то есть короткого юмористического рассказа, комизм которого заключается в передаче разговоров героев. Чехов поднял этот жанр до уровня серьезной литературы. Среди художественных особенностей сценок Чехова можно выделить следующие: простые названия, минимум пояснений и описаний ("Налим", "Гость", "Справка", "В бане"), говорящие фамилии (актер Дикобразов, генерал Запупырин, надзиратель Очумелов, мастер Хрюкин), а также смешная разговорная речь персонажей.

Новые тональности в творчестве Чехова

Темы поздних творений присутствуют уже в первых чеховских рассказах: автор смеется над нелепостью поведения и мышления людей, их пустыми претензиями. Со временем в произведениях появляются новые тональности. Главенствует в творчестве по-прежнему юмор, но он приобретает некоторые новые оттенки, новое звучание - печальное, лирическое. Видно движение от насмешки к анализу, а от смешных характеров - к противоречивым, сложным. Сменяются образы-маски индивидуальными характерами. В рассказах, относящихся к периоду 1883-1886 годов ("Художество", "Переполох", "Тоска", "Егерь"), виден уже будущий Чехов.

Оформление чеховского рассказа

Продолжаются жизнь и творчество Чехова. Краткое изложение их в период с 1884 по 1888 годы можно дать следующее. В 1884 году, по завершении учебы в университете, Чехов работает в Звенигороде, Воскресенске. Он также является корреспондентом московского издания, "Осколков". В период с 1884 по 1888 год им было создано множество произведений - более 350-ти. Чеховский рассказ в это время оформляется как оригинальное и новое явление отечественной литературы. Чехову в этом малом жанре удалось вместить огромное психологическое и социально-философское содержание. Удивительно емкая у него эта форма.

Расцвет таланта Антона Павловича в жанре рассказа

К периоду 1880-1890-х годов тип героя определяется окончательно (средний, обыкновенный, зачастую "маленький" человек). Объектом изображения становится обыденная, повседневная жизнь. Это время считается расцветом чеховского таланта. Создаются новые сборники. В 1886 году - "Пестрые рассказы", в 1887-м - "Невинные речи" и "В сумерках", в 1888-м - "Рассказы", в 1890-м - "Хмурые люди". Писателю была вручена Пушкинская премия за сборник под названием "В сумерках". Осенью 1887 года им была написана комедия "Иванов", после чего - водевили "Юбилей", "Свадьба", "Предложение" и "Медведь", которые были поставлены в профессиональных театрах.

Чехов отправляется на остров Сахалин

Поездка на Сахалин изменила жизнь и творчество Чехова. Кратко опишем основные события того времени. На этот остров Чехов поехал, чтобы быть рядом с каторжниками. Здесь он сделал за три месяца единолично перепись населения, беседовал с разными людьми. Чехов, как гражданин и художник, решил показать людям суровую правду. Итог поездки - вышедшая в 1894 году книга "Остров Сахалин".

Произведения, написанные в 90-е годы

После этого к явлениям отечественной действительности он стал относиться более резко. Первыми из крупных произведений, написанных после поездки, стали повесть под названием "Дуэль" (издана в 1891 году), а также "Палата №6" - рассказ, опубликованный в 1892 году.

Чехов в 90-е годы пишет о заблуждениях, иллюзиях, несостоятельности различных жизненных программ "Попрыгунья", "Учитель словесности"). В это время были созданы также такие рассказы, как "О любви", "Крыжовник", "Человек в футляре", "Ионыч".

С весны 1892 года писатель поселяется в Мелихово, подмосковном имении, занимается благотворительной общественной деятельностью, лечит крестьян, строит школы, медпункт. Меняется его жизнА. П. Чехов, жизнь, творчество которого взаимосвязаны, создает на основе полученных впечатлений произведения "В овраге", "Новая дача", "На подводе", "Мужики".

Драматургия Антона Павловича Чехова

Первая пьеса, с которой началась чеховская драматургия, - это "Чайка". Она была поставлена в Александрийском театре в 1896 году. Однако представление успеха не имело. Причина - непонятое многими новаторство Чехова. Через 2 года в постановке Художественного театра она вызвала фурор. После "Чайки" появилась пьеса "Дядя Ваня" (в 1899 году), также сыгранная с огромным успехом. В последних произведениях ("Три сестры" и "Вишневый сад" - 1901 и 1903 годы соответственно) воплотились уже в полной мере драматургические принципы автора.

Последние годы жизни

В 1897 году Чехов вынужден был отправиться в туберкулезную клинику, а затем провести в Ницце зиму 1897-1898 гг. По настоянию врачей он поехал в сентябре 1898 года в Ялту, где прожил всю зиму. В последние годы писатель занимался подготовкой собрания сочинений, которое в двух изданиях (1899-1902-го и 1903-го гг.) появилось в печати.

В 1901 году писатель обвенчался с Книппер Ольгой Леонардовной, актрисой.

Постепенно здоровье его ухудшалось, врачи настояли на отправке в Германию, в Баденвейлер. Сюда писатель выехал вместе с женой. 2(15) июля 1904 года стало последним днем его жизни.

И творчество Чехова, и его общественная деятельность, и различные факты из биографии показывают нам, что это был человек высоких духовных идеалов и Благодаря таким, как он, наш мир становится немного лучше. Летопись жизни и творчества Чехова была представлена в данной статье. Будем рады, если она побудила в вас желание продолжить знакомство с этим замечательным писателем. Жизнь и творчество Чехова, биография его весьма поучительны и интересны. В этой статье, к сожалению, обо всех подробностях рассказать невозможно.

Конспект урока по литературе

ТЕМА УРОКА: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА»

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

Оборудование: портрет писателя, презентация, произведения А.П. Чехова

Ход урока:

1. Орг. этап.

2. Объяснение материала:

Сегодня на уроке мы будем говорить о великом писателе и драматурге.

Тема нашего урока: "Жизнь и творчество Чехова Антона Павловича"

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

Запишите тему урока в тетради.

План нашего урока:

План

1.Детство А. П. Чехова. Город Таганрог.

2.Учеба в гимназии в ремесленном училище (1868-1879гг)

3.Эпоха 80-х гг. ХIХ века. Учеба в университете.

Первый период творчества. Псевдоним "Антоша Чехонте"

4.Второй период творчества (90-9001годы)

Поездка на остров Сахалин

Кругосветное путешествие

Усадьба в Мелихове. Книга "Остров Сахалин".

Повесть "Палата №6", рассказы: «Ионыч», "Дама с собачкой".

5.Драматургия Чехова. Последние годы жизни.

Эпиграф нашего урока:

Желание служить благу должно непременно быть

потребностью души, условием личного счастья…

А.П. Чехов

1.) Вступительное слово учителя:

Антон Павлович Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской "Каштанки". Такой рассказ мог написать только человек любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной.

Вопрос:

Как вы думаете, в чем выражалась эта любовь? (Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево-посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.

2.) Сообщение обучающихся:

А. П. Чехов родился 17января 1860г. в Таганроге, оба деда - со стороны отца и со стороны матери были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю. Бог благословил многочисленной семьей - у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном.

Отец писателя - Павел Егорович - открыл свое торговое дело, был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себя общественные - почетные, а потому и бесплатные - должности ратмана полиции, а в впоследствии - члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами, предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался детям дать хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать-Евгения Яковлева. Позже Антон Павлович скажет: "Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери".

Слово учителя:

В 1868г. Таганрогская гимназия.

Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной и русской литературой.

Обширен круг чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев... На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось в 1878 году с семьей перебраться в Москву.

Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности. Он высылает небольшие денежные переводы семье в Москву.

Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Федор Покровский. Здесь начались его первые литературные и сценические опыты.

Чтение учителем рассказа "Каникулярные работы институтки Наденьки N " (сочинение)

О чем это сочинение?

Какой характер носит этот рассказ? (Юмористический)

Словарная работа: Юмор - веселый смех.

Над чем же заставляет смеяться писатель читателя? (Пародия на гимназическое сочинение).

Первая драма "Безотцовщина" была написана 18-летним Чеховым в период учебы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был учитель математики Э. И. Дзержинский - отец будущего первого председателя ВЧК.

Как развивалась его жизнь дальше?

В 1879году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других.

В 1884г. он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Читинской больнице, заведующим которой был известный доктор П.А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.

Музыка, книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбах "Прекрасная Елена" и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: "Театр мне давал когда-то хорошего...Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре..."Не случайно герои его первых произведений, таких как "Тропик", "Коникm», "Бенефис", "Недаром курица пела", были актерами и актрисами.

Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.

Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах. Тексты иллюстрировал Николай.

Журналы: "Будильник", "Стрекоза", "Новое время", "Русские ведомости".

-"Шалость", но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884году вышел сборник его рассказов-"Сказки Мельпомены"(за подписью "А. Чехонте"); в 1887г.появился второй сборник-"В сумерках", которых показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Под влиянием крупного успеха в публике и критике совершенно бросил свой прежний жанр небольших газетных очерков и стал по преимуществу сотрудником ежемесячных журналов: "Северный вестник(1888-1892)"Книжки недели", "Артист", приложения "Нивы", позднее "Жизнь", "Журнал для всех", и т.д. Но основное время он посвящал сотрудничеству с «Русской мыслью», в которой впервые были опубликованы "Палата №6", "Человек в футляре", "Дом с мезонином" и множество других рассказов. Успех все возрастал, особенно внимание обратили на себя следующие произведения: "Степь", "Скучная история", "Дуэль", "Палата №6", "Рассказ неизвестного человека", "Мужики"(1897);"Человек в футляре» (1898г), "В овраге", "Детвора", из пьес: "Иванов", "Чайка", "Дядя Ваня", "Вишневый сад". Сатирические миниатюры А.П. Чехова блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов ХIХ века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886г.выходит сборник "Пестрые рассказы" ("Толстый и тонкий"), ("Унтер Пришибеев")

Как вы можете прокомментировать слова Чехова?

"Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезные влияния на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями..." (многие сюжеты были взяты из жизни пациентов).

Следуя традициям русской литературы, А. П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества.

Беседа по произведениям "Хамелеон", "Смерть чиновника" (главные герои Очумелов и Червяков)

3)Работа с учебником

А. П. Чехов все более утверждается в том, что "осмысленная жизнь без определенного мировоззрения-не жизнь, а тягота, ужас". Подвижники нужны как солнце, говорит А. Павлович Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели...

Людей близко знавших Ан. Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно.

Какой период следует дальше?

Осенью 1889года А. П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте "невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и неподневольный".

Весной 1890г.почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу...С дороги А.П. шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: "Я стоял и думал: какая полная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!"

С кем он там знакомится? Что нового узнает?

Итогом поездки стала книга "Остров Сахалин", полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие.

Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения-повести "Палата №6"."Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате №6"-так передал свое впечатление о повести В. И. Ленин.

Какие еще произведения писателя вам известны?

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре", "О любви". Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.

Этот период жизни тоже был плодотворным, который подарил ему возможность подарить нам незабываемые произведения. Вслед за этим периодом идет Мелихово.

В 1892г. Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. "Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни", - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А. П. Чехов - бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей.

На мелиховском материале Чехов пишет повесть "Мужики", где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий "связанных с реформой 1861года.

В Мелихове Чехов создает "Чайку". Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился.

Какие произведения появляются еще?

В 1899г.в печати появился новый рассказ Чехова - "Дама с собачкой". Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: "Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами-возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни..."

Да, Чехов мастер коротких рассказов, которые всегда написаны кстати вовремя. О своих рассказах он говорил "Краткость-сестра таланта". Мастерство драматурга тоже ничем не уступает.

Какие пьесы стали наиболее известны? ("Вишневый сад", "Чайка".)

Ведущая особенность драматургии Чехова-"внутреннее действие", та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии-ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.

-"Чайка"- единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты-единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром",-писал А. П. Чехову В. И. Немирович-Данченко.

На самом деле пьесы полюбились публике, имели большой успех среди читателей.

Вести о громадном успехе своих пьес А. П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья.

В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л. Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. "Чехов-это Пушкин в прозе,-говорил Лев Николаевич. -Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова"

Кто еще навещал Чехова?

Частым гостем Антона Павловича был М. Горький считавший знакомство с Чеховым "самым ценным подарком судьбы".

Весной 1897г.у.А.П.Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л. Н. Толстой: "В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор...Говорили о бессмертии".

Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю.

А. П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным.

Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова.

Чехов умер 2 июня 1904 года в три часа утра, в Германии, в Баденвейлере, в отеле "Зомер". Туда он поехал на курорт со своей женой поправить здоровье. По свидетельству жены Ольги Леонардовны: "В начале ночи Чехов проснулся и первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел подать бокал шампанского. А. П. сел как-то значительно, громко сказал "Давно я не пил шампанское..." спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда.

Могила Чехова находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник на могиле А. П. Чехова выполнен в 1907-1908 годах в стиле модерн по проекту художника Л. М. Бранловского.

Памятник Чехову в Серпухове, 2009г.

4)Итоги урока:

Тестирование (взаимопроверка)

1.А.П.Чехов родился:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в Таганроге.

2.В семье Чеховых:

а) было двое детей;

б) было шестеро детей;

в) Антон был единственным ребенком.

3.Отец Чехова был:

а) очень богатым человеком;

б) крупным коммерсантом;

в) мелким торговцем.

4.Антон Павлович подписывается:

а) своим именем;

б) именем своего брата;

в) псевдонимом.

5.Рассказы Чехова:

а) очень серьезные и грустные;

б) юмористические;

в) романтические.

Как вы думаете о чем же все-таки говорит Чехов? (Эпиграф)

5)Выставление оценок. Д/з: Содержание 1 действия пьесы "Вишневый сад".

Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

Особенности раннего творчества Чехова

Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.

Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.

Или другой рассказ «Жених».

В нем изображен молодой человек, без ума влюбленный в свою невесту – белокурую красавицу Варю. Жених провожает Варю на поезд, дает ей с собой денег 25 рублей, однако, несмотря на все светлое чувство к своей невесте, не забывает взять у нее расписочку. Что это? Скупость или цинизм. А может быть лицемерие? Но в том-то и дело, что наш жених по-настоящему влюблен, однако все равно подарить эти «несчастные» 25 рублей своей невесте не может.

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.

Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.

Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.

Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Драматические произведения

А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».

Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.

Последние годы жизни писателя

В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.

В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), выдающийся отечественный социолог, до 1922 г. жил и работал в России. С 1922 г. оказался за рубежом (после высылки в числе 161 выдающихся представителей российской интеллигенции) - сначала в Германии и Чехословакии, а затем (с осени 1923 г.) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются (с определенной мерой условности, ведь оно - неразрывный процесс) два периода - российский и американский. В этой главе предметом нашего анализа будет только первый период. Американский период жизни и творчества будет специально рассмотрен во второй части учебника.

Свою жизнь Сорокин подробно описывает в автобиографическом романе "Дальняя дорога" (переведен на русский язык и издан сначала в 1991 г. в Сыктывкаре, а затем в Москве в 1992 г.). Он родился в селе Турья, на территории нынешней Республики Коми. Там прошли детство и юность социолога. Его отец был русским по национальности, занимался ремесленными работами по металлу и малярным делом, мать была крестьянкой, по национальности коми. Она рано умерла, отец с горя запил, и юноше приходилось искать и зарабатывать средства к существованию. Образование он получил в двухклассной школе, а затем - в учительской семинарии. Жажда знаний привела его в 1907 г. к решению покинуть родные места, после чего он отправился в Петербург.

Поступив в Психоневрологический институт на единственную тогда в стране кафедру социологии, которую возглавляли сначала М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин многому у них научился и всегда с теплотой и признательностью вспоминал своих первых педагогов. Затем он специализировался в области права у еще одного своего любимого преподавателя - Л.И. Петражицкого в Петербургском университете, где и начал преподавать с 1915 г., став приват-доцентом в 1917 г.



После Февральской революции сотрудничал с Временным правительством, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учредительного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных наук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии. Он стал, таким образом, первым доктором социологии в истории отечественной науки. А в конце 19,22 г., как уже говорилось выше, его выдворили, вместе с группой деятелей науки и культуры, из России за границу. Небезынтересен тот факт, что после Октябрьской революции Сорокин трижды арестовывался, а однажды ему грозила даже смертная казнь. Связано это было с его членством и активной работой в рядах партии эсеров.

Покидая Россию, социолог увез с собой около десятка своих рукописей общим объемом почти в 2000 страниц. Это позволило ему, оказавшись в США, довольно быстро и активно заявить о себе серьезными публикациями, по существу продолжившими многие основные положения работ российского периода. К моменту защиты докторской диссертации в 1922 г. им было написано около 130 научных трудов. Главные среди них: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Границы и предмет социологии" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Общедоступный учебник социологии" (1920), "Система социологии" (1921).

Наиболее крупной и фундаментальной была "Система социологи и", задуманная как восьмитомное сочинение. Однако замысел не был реализован - ни в России, ни в США. Опубликовано было лишь два тома. Как он писал впоследствии в своем автобиографическом романе, от дальнейшей работы над "Системой социологии" его отвлекла тема голода как реального повседневного явления (голодали очень многие, в том числе и он сам, от голода умерли многие знакомые и коллеги Сорокина, о чем он также писал в этом романе). Монография о голоде была уже напечатана, но весь тираж уничтожили. Читатель книгу так и не увидел. Молодая советская власть очень быстро поняла опасность для нового общества резкой критики ее действий. Однако тема голода волновала Сорокина и после его депортации, в США, где он писал о нем как об одной из главных бед человечества, наряду с войной.

П.А. Сорокин (1889 - 1968),

П. Сорокина Литература Питирим Александрович Сорокин 1889-1968 - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода русский с начала 10-х по 1922г. и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов мира. Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне.

Главные работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Границы и предмет социологии» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Общедоступный учебник социологии» (1920), «Система социологии». Т. 1,2 (1921).

Наиболее крупной и фундаментальной была «Система социологии», задуманная как восьмитомное сочинение. Однако замысел не был реализован - ни в России, ни в США.

П.А.Сорокин исходил из положения о том, что общество является частью природы, а человеческий разум - наиболее совершенная форма космической энергии. Отсюда следовало понимание того, что в обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача социологии состоит в выявлении анализе отношений и функциональных связей и зависимостей, обеспечивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. В «Системе социологии» наиболее ярко проявился неопозитивизм раннего Сорокина.

Уже в первой главе «Системы социологии» Сорокин определяет предмет этой дисциплины и ее отношение к другим наукам: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой». “Социология изучает общество с трех главных точек зрения :

1) его строения и состава

2)данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии"

П.А.Сорокин выделяет, прежде всего, теоретическую и практическую социологию.

В теоретической социологии он рассматривает социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику . Предметом социальной аналитики является изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. При этом речь идет о явлениях, взятых в их статическом состоянии и рассматриваемых только в пространстве, а не во времени, и только с точки зрения их строения, а не функционирования.

Два «подотдела» социальной аналитики: первый, в котором изучается строение простейшего социального явления (при этом он специально выделяет этапы этого изучения: определение такого явления, разложение его на элементы, систематику основных форм), и второй, в котором анализируется строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений (и здесь выделяются этапы анализа: определение таких единств, разложение их на простейшие социальные явления, классификация основных видов сложных социальных изменений).

Предметом социальной механики является изучение процессов взаимодействия людей, их поведения и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Пользуясь данными социальной аналитики, социальная механика занимается изучением социальных функций или эффектов, которые вызываются факторами человеческого поведения. Первая ее задача состоит в том, чтобы дать классификацию «раздражителей» поведения людей. Вторая задача заключается в изучении влияния каждого раздражителя («фактора») на поведение людей и через последнее - на общественные явления.

Социальная генетика или генетическая социология , главной своей задачей ставит формулировку исторических тенденций, изучая основные постоянные линии развития социальной жизни, данные во времени, а не в пространстве.

Практическая социология , изучает политическую деятельность людей. Поэтому данный раздел социологии должен быть прикладным по своему характеру. Он связан с ролью социологии в осуществлении рациональных социальных реформ, в борьбе с социальными болезнями. Практическая социология должна, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, дать человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям.

Социология как наука:

1. должна строиться и развиваться по типу естественных наук.

2. социология должна изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению.

3 она должна опираться только на факты и в этом смысле отказаться от всякого философствования. В-четвертых, идею монизма следует заменить и признать необходимость плюрализма в социологии. В-пятых, социология должна отказаться от какого-либо нормативизма в социальном познании.

Одной из важных социологических проблем, рассматриваемых Сорокиным в «Социальной аналитике», является структура общества, говоря точнее его терминами, «населения». Он сравнивал общество с куском слюды, который расслаивается на отдельные слои.

Большой, умный, ко всему внимательный человек…
Максим Горький

Антон Павлович Чехов родился в провинциальном Таганроге 17 (29) января 1860 года. Он был третьим сыном в семье неудачливого, вскоре вконец разорившегося мелкого купца Павла Егоровича Чехова. У семейства Чеховых были крепкие крестьянские корни. Дед Чехова – крепостной крестьянин – сумел выкупиться и выкупить свою семью. Сам Чехов принадлежал к первому поколению интеллигентных «выходцев из народа», не забывавших о своих истоках и происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь» – это Чехов помнил до конца своих дней.

Детство и юность Чехова прошли в Таганроге – небольшом портовом городе на степной окраине страны, у мелководного и теплого Азовского моря. Здесь он прожил девятнадцать первоначальных, решающих лет своей жизни.

Таганрог. Дом Чеховых

В семилетнем возрасте Антон был определен в греческую школу . «Сливки общества в тогдашнем Таганроге составляли богатые греки, которые сорили деньгами и корчили из себя аристократов, – писал М.П. Чехов, брат писателя, – и у отца составилось твердое убеждение, что надо пустить детей именно по греческой линии и дать им возможность закончить образование даже в Афинском университете» .

Таганрог. Гимназия имени А.П. Чехова

Однако греческая школа себя не оправдала. Отучившись в ней два года, Чехов по настоянию матери был отдан в приготовительный класс Таганрогской классической гимназии (1869) . О своих гимназических наставниках Чехов вспоминал впоследствии без горечи, иной раз с юмором, а иногда и тепло. До конца своих дней сохранил Чехов благодарную память о законоучителе Ф.П. Покровском. «Вместо священной истории, – сказано в одной из биографических книг, – на уроках у Покровского говорили о Шекспире, Гете, Пушкине» . Говорили, да; но едва ли «вместо». Отец Федор преподавал священную историю и закон Божий. Для него это был закон справедливости и добра, и он пояснял его, обращаясь к Шекспиру, Пушкину, даже к Щедрину, когда речь заходила о беззаконии…

По преданию, знаменитый псевдоним «Антоша Чехонте» придумал Покровский. Вызывая к доске, он возглашал раздельно, по слогам: «Че – хон – те».

Таганрог. Лавка Чеховых: "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары".

В 1876 году отец Чехова вынужден был закрыть лавочку и уехать в Москву, где находились его старшие сыновья. Чехов остался в Таганроге без семьи вместе с братом Иваном. Этот период способствовал развитию независимости и чувства собственного достоинства.

В 1879 году Чехов окончил гимназию и получил пособие для поступления в Московский Университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, которая не только расширила его взгляды на жизнь, но и дала трезвый, материалистический взгляд на нее. Врач был одним из самых излюбленных героев чеховских произведений.

В 1884 году Антон Павлович окончил медицинский факультет Московского университета. Мы не знаем, когда именно Чехов обратился к литературе. Достоверно известно, что именно старший брат, Александр, ввел Чехова в юмористические журналы . В этот период (80-е годы XIX века) русская юмористика утратила свою остроту. Героями рассказов были глуповатый гимназист, студент, зять и т.д. К сожалению, Чехов вынужден был начинать свою писательскую деятельность с ориентации на издателей, писателей, читателей, которые одобряли подобное творчество. Начиная с первого курса, Чехов много печатался в развлекательных журналах «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза», в самых скромных жанрах – короткого юмористического рассказа, фельетона и даже подписей под карикатурами и рисунками.

С 1882 года начинается сотрудничество Чехова с лучшим юмористическим журналом того времени «Осколки» .

Природная наблюдательность, общительность, разнообразные впечатления, сопутствовавшие профессиональным занятиям медициной, сказались в творчестве Антоши Чехонте (наиболее частый его псевдоним в те годы) изобилием тем, сюжетов, персонажей. «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр» – такие признания встречаются в чеховских письмах в 80-е годы. Впоследствии Антон Павлович сам изумлялся «целым горам», написанным им в ту пору, рассказов.

Творчество Чехова в 80-е годы

По своей структуре ранние чеховские рассказы близки к жанру анекдота. Уже в это время складывается специфическая чеховская художественная манера – немногословность («Краткость – сестра таланта» , – афористически определит писатель впоследствии), внешняя беспристрастность. Автор воссоздает узнаваемые ситуации и в то же время утрирует их, играет с ними. Герои Чехова равны своему социальному положению, определенной типологической категории. «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Неприятность», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

Некоторые рассказы складываются на комизме описаний, названий, фамилий. Иногда рассказ строится на комизме неожиданной развязки.

«Неприятность»

Петр Петрович Стрижин считает себя человеком праведным. На крестинах он выпил. Вернувшись домой, Петр Петрович хочет добавить. Вместо водки случайно хлебнул керосин. Его свояченица Дашенька, старая костлявая дева, начинает отчитывать бедного Петра Петровича за то, что он перевел дорогой продукт (керосин-то дорогой и т.д.)

Постепенно чеховские рассказы начинают усложняться, появляется намек на характеры. Чехов берет простые сюжеты и говорит об искажении человеческой личности.

Итоги

Чехов пытался войти в литературу с крупным произведением, однако вынужден был ориентироваться на вкусы изданий и читателей. Между тем, уже в ранних рассказах проявляется незаурядный талант Чехова-юмориста. Чехов пока ничего не бичевал, он просто смеялся. Мелочи и мелочишки приводят к тому, что мельчает человек.

Домашнее задание

Устно подготовить анализ любого раннего юмористического рассказа Чехова по плану:

1. Какие произведения были прочитаны к уроку?
2. Почему для выступления выбран именно этот рассказ?
3. Пересказ содержания с чтением фрагментов.
4. Что заинтересовало.
5. Что утверждает и что отрицает Чехов в выбранном вами рассказе?
6. Над чем смеется, о чем сожалеет?
7. Какие особенности писательского таланта можете отметить?

Индивидуальное задание:

Сообщение о МХАТе

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2008.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.