Название культурного явления. Всероссийская олимпиада школьников

Всероссийская олимпиада школьников по Искусству

Мировая художественная культура) 2015-1016 учебный год

муниципальный этап

ЗАДАНИЯ для 10 класса

Задание 1. 40 б.

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе.

Поясните свой выбор.

А Н Т, Р, П Т Е
К А З Е А Н О
У М Е Д Р Г
З Л, В С, О О М
Ы, К А А Л Л Е
Ф Р Р Д А, Э
Н О Е Г К О Л
Т О Н. Е З И

Задание 2. 32 б.

А. Среди перечисленных терминов три объединены общим признаком. Найди и зачеркни лишний термин в каждой колонке. (12б.)

Б. К характеристике какой древнейшей цивилизации относятся следующие строки, о каком памятнике идёт речь, где он находится? (12б.)

  1. «Его особенность в сложной, асимметричной планировке, а главное украшение - скульптуры кариатид, девушек, поддерживающих карниз. Их фигуры величавы и стройны, складки одежды драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?» (4б.)

________________

  1. «Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно глядит он куда-то на восток... Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моём сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу». (4б.)

_________________

  1. «Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Его называли “храм всех богов”. Не случайно в настоящее время именно в нём создана усыпальница великих людей страны». (4б.)

_________________

В. Какие утверждения верны? Отметьте знаком + (8б.)

1. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к внутреннему миру человека, создали новый тип героя. (2б.)

2. Характерной особенностью театра эпохи классицизма стало создание закона трёх единств: места, времени и действия. Этим нормам следовали в своём творчестве Мольер, Бомарше, Вольтер и Дидро. (2б.)

3. Финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена необычен: он написан на текст оды немецкого поэта И.В. Гёте. Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и хора слилось воедино, призывая к братству всех людей на земле. (2б.)

4. Русский портрет второй половины XVIII века представлен творчеством трёх выдающихся художников: Ф.Рокотова, Д.Левицкого, Д.Бортнянского, запечатлевших облик своих современников в жанре парадного, камерного, костюмированного, семейного портрета. (2б.)

Задание 3. 28 б.

Прочитайте текст.

2. Назовите памятник, о котором говорится в предложенном тексте и его создателя. (4б.)

3. Назовите художественные средства этого произведения и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения. (по 4б.)

4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения. (по 6б.)

Еще поныне дышит нега

В пустых покоях и садах;

Играют воды, рдеют розы,

И вьются виноградны лозы,

И злато блещет на стенах.

Я видел ветхие решетки,

За коими, в своей весне,

Янтарны разбирая четки,

Вздыхали жены в тишине.

Я видел ханское кладбище,

Владык последнее жилище.

Сии надгробные столбы,

Венчанны мраморной чалмою…

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль...

Задание 4. 26 б.

1.В. Жуковский: «Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъятное. И точно, приходит на мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь. Те, перед которыми совершается это видение, стоят тоже на небесах: на земле этого не увидишь».

2. Ее имя в переводе с древнего языка означает «прекрасная пришла». О ее портрете в царском головном уборе сказано, что это одно из самых восхитительных и поэтичных женских изображений, не менее знаменитых, чем Венера Милосская или «Джоконда» Леонардо. Археолог, нашедший этот портрет, записал в своем дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть!» Сама жизнь светится в этом дивном изваянии.

3. Это храм богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи… Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды… Некоторая тяжеловесность искупается небывалым простором, открывающимся перед изумленным посетителем внутри храма. Подлинно – царство света!

4. 5. 6.

Задание 5. 27 б.

Просмотрите видеофрагмент (видеофрагмент будет демонстрироваться дважды с интервалом в 10-15 минут)

1. Напишите название произведения.(4б.)

3. Определите и напишите эмоциональную доминанту эпизода. (9б.)

4. Дополнительные сведения (до 10б.)

Задание 6. 82 б.

А. Даны изображения архитектурных сооружений разных стилей. (60 б.)

1. Соберите номера сооружений в группы по стилям (8б.+16б. =24б.).

2. Напишите отличительные характерные признаки каждого архитектурного стиля,

расположив группы в хронологической последовательности (20б.).

3. Дополнительные сведения (до 16 б.).

№ 1 № 2 № 3 № 4

№ 5 № 6 № 7 № 8

Б. Установи соответствие и запиши выбранную цифру в таблицу. (22 б.)

Задание 7. 38 б.

Определите художественное полотно по фрагментам.

Презентация поможет при повторении пройденного материала, выявление уровня знаний и степени освоения материала в 8 классе по предмету "Искусство" .

Просмотр содержимого документа
«"Азбука искусства"»

ВИКТОРИНА «АЗБУКА ИСКУССТВА»

урок «Искусства»

Подготовила учитель МХК

Гулдаева С. М.


ЗАДАНИЕ 1

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии,

которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды. Каждое слово выделите определенным цветом.

  • Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
  • Дайте понятиям определение.


ЗАДАНИЕ 2

Даны изображения памятников искусства.

Определите:

  • Названия изображенных на иллюстрациях памятников;
  • К какой эпохе или культуре они относятся.

ЗАДАНИЕ 3

Перед Вами 4 слова, в которых буквы переставлены местами.

Каждому слову соответствует одно из 4 изображений.

1.Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу вместе

с номером соответствующего изображения.

КСИНФС; АГАДОП; ДАМИПИРА; МЕНДОЛЬ.


ЗАДАНИЕ 4

Назовите жанры живописи:


ЗАДАНИЕ 5

Из каких картин взяты воспроизведенные здесь фрагменты?

Кто написал эти картины?


ЗАДАНИЕ 6

А) Объедините термины в группы.

Б) Дайте определения терминам.

ЛИНИЯ, ОФОРТ, ШТРИХ,КСИЛОГРАФИЯ, ПЯТНО,

ЛИТОГРАФИЯ, ТОН, ЛИНОГРАВЮРА, СИЛУЭТ


Определи разновидность

Статуя

Рельеф

Памятник

Обелиск

Фриз

Монумент

Статуэтка

Бюст

Атлант

ЗАДАНИЕ 7


Критерии оценки ответа.

1. Участник расшифровывает 6 слов-понятий. По2 балла за каждую расшифровку. 12 баллов.

2. Участник верно соотноси 6 расшифрованных понятий с изображениями. По 2 балл за каждое верное соотнесение. 12 баллов.

3. Участник дает 6 определений расшифрованным понятиям. По 2 балла за каждое определение. 12 баллов.

4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху. 2 балла.

5. Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи. 2 балла.

Оценка: 40 баллов.

Пример задание первого типа. 10 класс .

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.

Графы таблицы к заданию.

Слова-символы

Определения

Название художественного явления

Пример культурного наследия, пояснение выбора

Вариант ответа

Слова-символы

Определения

Бернини

Джованни Лоренцо Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко .

Дворец

– большое монументальное парадное здание, выделяющееся архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих лиц или высшей знати.

Променад

– прогулка по городу или парку, место для прогулок в больших городах.

Фонтан

– архитектурно, скульптурно оформленный источник воды.

Оратория

– крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Веер

– небольшое, как правило, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи.

Жемчужина

– материал для ювелирных украшений, в силу трудности добычи становится в искусстве метафорой редкостной красоты (отсюда выражения "жемчужина коллекции (искусства) и т. п."), в силу совершенства формы и цвета становится символом чистоты, белизны, возвышенности, богатства; атрибут Христа и Пресвятой Девы.

Петергоф

– самый ранний из дворцовых ансамблей в окрестностях северной столицы, основан Петром I как загородная резиденция, которая могла бы соперничать с Версалем. Знаменит высокими фонтанами, работающими без насосов.

Название культурной эпохи

Барокко – (дословно «жемчужина с пороком») – художественный и архитектурный стиль, направление (убрать это слово) в европейском искусстве XVII-XVIII веков, центром которого была Италия. Характерные черты – величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов. Иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Пример культурного наследия, пояснения выбора

Караваджо «Призвание апостола Матфея», работа на библейский сюжет, приближенный через детали к реалиям современной автору жизни.

Пример задания первого типакласс.

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

Соберите слова-символы и запишите их в таблицу. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Напишите названия двух культурно-исторических эпох, к которым относятся найденные слова.

4. Приведите ОДИН показательный образец искусства одной из определенных Вами эпох. Кратко поясните выбор.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству

(мировой художественной культуре)

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2015-2016 учебный год

11 класс

ШИФР_________________

Максимальное количество баллов - 141

Время выполнения - 4 часа
Задание № 1 (36 баллов)
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.


п

о

л

и

е

г

т

м

т

и

р

Р

г∙

а

и

в

и

к

а

н

й

я∙

с

н

г∙

н

о

м∙

е

с

и∙

р

т

р

а

р

л

ю

з

л∙

т

р

п

и∙

м

и

к

с

м

Слова-символы

Определения

Название

вида искусства, период распространения,

краткая характеристика


Музыкальное западноевропейское искусство ХХ века.

Пример

культурного

наследия,

пояснение выбора

Задание № 2 (10 баллов)

Рассмотрите репродукцию работы скульптора Вадима Сидура.

1. Напишите 15 определений (одиночных или развёрнутых), которые помогут воспроизвести, порождаемое ей настроение.

2. Дайте произведению название, поясните его выбор.

Ответ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 (15 баллов)

Французским художникам Ренуару, Моне, Дега, Писсаро, Мане принадлежит огромное количество картин, но у каждого из художников есть произведение, наиболее полно выражающее его творчество. Укажите, какое из этих произведений кто создал.


1

2

3

4

5

Задание № 4 (30 баллов)

2. Определите и опишите кратко функцию цвета в этих произведениях, эмоциональную доминанту каждого из них. Обоснуйте ответ.

3. Сделайте вывод-обобщение о функциях и возможностях синего цвета в искусстве.

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5 (35 баллов)

Вы куратор проекта выставки, посвященной истории русского портрета.

1. Вспомните 10 - 15 известных портретов, принадлежащих кисти русских художников 19 – 20 веков.

2. Наметьте основные группы экспонатов, расположите их в хронологической последовательности. Обоснуйте свой выбор.

3. Предложите общее название выставки.
Ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6 (15 баллов)

Вы проводите экскурсию в музее Лондона в зале французской классической живописи, нужно рассказать об этом произведении. Оформите Ваш ответ в форме развернутого эссе.

Ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________