Сравнение образов кутузова и наполеона таблица. Cравнение Наполеона и Кутузова по роману «Война и мир» Л.Н

Библиотека
материалов

Урок (2 часа)

Тема Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели:

Оборудование урока:

а) портрет Л.Н.Толстого.

портрет Кутузова;

портрет Наполеона;

видеомагнитофон.

Учащиеся должны знать:

Бородинское сражение);

Учащиеся должны уметь:

выступать перед аудиторией;

делать выводы;

выделять главное в тексте.

Оформление доски

Кутузов

Наполеон

I . Общие черты характера

1) Гениальность.

2) Бесстрашие.

а) скромность и простота;

б) искренность и правдивость;

понимание их чувств;

духа русского войска;

е) верность долгу и армии.

тщеславие;

эгоцентризм;

правильно двигать;

его армии;

Ход урока

    Оргмомент: а) сообщение темы и цели урока.

    Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: две личности рубежа 18-го и 19-го веков постоянно привлекали и будут привлекать внимание всего человечества. Оба – талантливые полководцы. История свела их непримиримыми противниками в жестокой борьбе, из которой один вышел победителем – генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский – гениальный русский полководец. Он вместе со своим народом противостоял Наполеону Бонапарту, императору Франции.

Учитель: на страницах романа «Война и мир» Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. На предыдущих уроках мы рассматривали этот вопрос.

Ученик: утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убеждён, что «стихийная сила масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей одного человека». Ход событий предопределен свыше и поэтому человек не в состоянии внести какие-либо существенные изменения в процесс истории – такова философско-историческая концепция Толстого.

Ученик: по мнению Толстого, творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности, «что всякие рационалистически построенные теории, как бы они хороши ни казались, - ничто перед силой, которое является настроение и духовные народные массы».

Учитель: в романе «Война и мир» Толстой даёт универсальную формулу героического. Он создаёт два символических характера, два (нравственных) полюса эпопеи. На одном полюсе – классически тщеславный Наполеон, на другом – классически демократичный Кутузов. Два эти героя представляют соответственно стихию индивидуалистического обособления («войну») и духовные ценности «мира», или единения людей. В романе Кутузов противостоит Наполеону и как характер, и как представитель русской военной мысли. «Простая, скромная и поэтому величественная фигура Кутузова не укладывается в ту «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Единение Кутузова с русской армией, народом, Россией – это нравственные истоки военных успехов в противовес надменному одиночеству Наполеона, предопределившему его крушение.

Учитель: почему Толстой заинтересовался личностью Кутузова?! По его мнению, Кутузов – великий человек, забытый историками и писателями. Создавая образ Кутузова в своём романе, Толстой делает его выразителем своих взглядов на исторический процесс. От начала до конца образ великого полководца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло «никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».

III . Этап усвоения новых знаний.

Аналитическая беседа.

Учитель: Кутузов и Наполеон – полководцы. Обладали ли они общими чертами характера? (Да, оба обладали общими чертами характера, которые необходимы руководителю огромных человеческих коллективов, полководцу. Это гениальность и бесстрашие, личное участие в сражениях).

Учитель: приведите примеры.

Гениальность: для Кутузова, жизнь солдат есть его жизнь. И что бы спасти всю армию в 1805 году, он посылает отряд Багратиона на прикрытие отхода войск, понимая, что в живых останется десятая часть.

Бесстрашие: под Аустерлицем Кутузов не обращает внимания на свистящие пули, не замечает своей раны и потрясённый бегством солдат, говорит, указывая на них: «Рана не здесь, а вот где».

НАПОЛЕОН

Гениальность: известно, что гений Наполеона признавал Кутузов. Французский император энергичен, полон замыслов. В один день, 14 октября 1806 года, в двух сражениях, при Иене и Ауэрштедте, Наполеон разбил русскую армию

Бесстрашие: Наполеон совершил подвиг на Аркольском мосту (15-17 ноября 1796 года), когда лично увлёк солдат и офицеров, бросившись вперёд на Австрийцев со знаменем в руках. Часто рисковал жизнью. 11 марта 1799 года посетил чумной госпиталь в Яффе и подавал руку больным солдатам.

Учитель: сделайте вывод об общих чертах Кутузова и Наполеона. (Мы видим, что Кутузов и Наполеон были гениальными и бесстрашными полководцами.

Учитель: создавая образ Наполеона, Толстой вступил в открытую полемику с традиционно романтизированным изображением Наполеона, с отношением к нему как к великому человеку. А.С. Пушкин в стихотворении «К морю» пишет:

О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Учитель: в критической литературе до сих пор бытует мнение, что образ Наполеона у Толстого «не соответствует историческому Наполеону. Он вызывает отрицательное отношение к себе». Как отзывались по этому вопросу зарубежные писатели Эрнест Хемингуэй и Морис Дрюон? (Полагали, что образ французского императора на страницах романа «Война и мир», написан не Толстым-художником, а Толстым-офицером русской армии).

Учитель: однако освещение образа Наполеона у Толстого упирается на традицию сложившуюся в русской литературе задолго до появления романа «Война и мир». Кто из писателей и поэтов обращался к наполеоновской теме? (Пушкин, Лермонтов, Герцен).

Что писал Герцен о Наполеоне?

Учитель: в этой характеристике легко увидеть черты толстовского образа Наполеона. Недовольство толстовским «разоблачением» Наполеона в «Войне и мире» было высказано и историками. Но Толстой смело шёл в открытое наступление против раболепного отношения к Наполеону, с которым он встретился в книгах французских историков-бонапартистов.

Учитель: (Обращение к таблице.)

а) скромность и простота.

Учитель: в скромности и простоте Кутузова мы убеждаемся, читая отрывок из романа «Смотр полка Кутузовым под Браунау» (том 1, часть 2, глава 2, страница 139).

Учитель: почему в 1805 году русская армия находилась в Австрии? (В 1805 году была сознала коалиция Европейских держав против Франции. Наполеон направлялся в Австрию. Александр I двинул на помощь австрийской армии две русские армии, одну из них возглавлял Кутузов. Под Браунау расположилась главная квартира Кутузова. По инициативе Кутузова был назначен военный смотр. Цель: продемонстрировать австрийскому генералу тяжёлое положение русской армии, о снабжении которой должна была заботиться Австрия.)

Учитель: как относятся солдаты к Кутузову? (И солдаты платят ему тёплой симпатией и уважением:

А то нет! Вовсе кривой.

Учитель: ещё примеры, подтверждающие, что армия любила и уважала Кутузова. (Назначение Кутузова фельдмаршалом в тяжёлый период отступления, в 1812 году, обрадовало армию, которая любила его за русскую доброту: «Говорят, всем доступен, слава богу, а то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы просился. Теперь авось и русским говорить можно будет. А то чёрт знает, что делали», - говорит Денисов. И один из солдат называет его «Сам», как в крестьянской семье называют главу семьи).

Учитель: опишите внешность Кутузова. (Заполнение таблицы). (Простой, человечный, не оставляющий без внимания солдатских нужд; спокойный, добродушный, умудрённый опытом полководец. От Суворова он усвоил мудрость: «Чтобы всегда быть победителем, нужно найти дорогу к сердцу солдата». Он «казался всегда самым простым и обыкновенным человеком…»; «говоря несколько ласковых слов офицерам и солдатам»; «желая всякого добра капитану…»).

Учитель: Наполеон в романе предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции, ослеплённый славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

Учитель: замечательно чисто Толстовское завершение этой сцены: «Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним…» Итак, простотой солдатского восприятия разоблачается вся мишурная величественность Наполеона.

Учитель: Толстой умеет очень остро показать, что вся эта величественность – блеф. Иногда это делается очень тонко. Вот продолжение разговора «Знайте, что еже ли поколеблете Пруссию против меня, Знайте, что я сотру её с карты Европы, - сказал он с бледным, искажённым злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой». Этот маленький человек, своими маленькими руками думает уничтожить страны и народы! Опишите внешность Наполеона.

Заполнение таблицы:

Учитель: итак, сделаем вывод. Каким предстаёт перед нами Наполеон при личном награждении русского солдата, а также в сцене, когда принимает Балашова. (При личном награждении русского солдата мы наблюдаем высокомерие Наполеона. Он предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции. Безумная гордость заставляет его принимать актёрские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого – «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «всё, что было в не его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» - любимое слово Наполеона).

Учитель: продолжим рассмотрение образа Кутузова, его искренность и правдивость.

Кадр из фильма «Аустерлиц: Кутузов и царь»

Учитель: почему сражение под Аустерлицом было проиграно? Как ведёт себя Кутузов во время этого сражения? (Имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю»).

Учитель: сделаем вывод. (русские солдаты сражались не за родную землю, а на чужой территории).

Учитель: Наполеону присуще лицемерие, фальшь и позёрство. (Простота, добро и правда), воплощённые в душе Кутузова, противопоставлены духу самовластья и лжи, которые составляют нравственный облик Наполеона. Дважды в романе Наполеон разыгрывает сцены сентиментального характера:

(«Сцена с портретом сына» том 3, часть 2, глава 26)

Учитель: эта сцена удалась вполне. Наполеон произвёл на окружающих то впечатление, которое хотел. Но другое представление, которое он должен был дать на Поклонной горе, оказалась сорванным.

Стихотворение А.С.Пушкина:

…Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы колена преклоненной

С ключами старого Кремля…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель: спектакль был сорван в тот самый момент, когда сорвались планы покорения мира. Подводя итог деятельности Наполеона, Толстой писал: «Последняя роль сыграна. Актёру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится». Итак, какая черта Наполеона особенно резко обозначена в рассмотренных сценах? (Запись в тетрадь: очень резко обозначена такая черта как позёрство. Он ведёт себя как актёр на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», это происходит на глазах чуть ли не всей армии. Такое открытое проявление любви представляется Толстому недостойным спектаклем. Неся с собой разрушения и смерть, Наполеон прикрывается насквозь фальшивым идеалом так называемой цивилизации, ложного рыцарства, маскирующего его захватнические цели.)

Учитель: как простота поведения Кутузова связана с его исторической ролью народного полководца, так и позёрство Наполеона – это неизбежная, необходимая черта поведения человека, вообразившая себя властелином мира.

Учитель: что говорит о близости Кутузова к народу? (Запись в тетрадь: миром молятся накануне Бородина на Смоленскую икону солдаты и мужики-ополченцы вместе и на ровне с Кутузовым: «Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него продолжали молиться».)

Учитель: (о равнодушии Наполеона к судьбам окружающих) Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своём эгоцентризме (эгоцентризм – крайняя форма проявления эгоизма).

Эпизод «Наполеон во время встречи русского дипломата Балашова» (том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: какова сущность Наполеона? (Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшее касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона.

Учитель: каким предстаёт перед нами Наполеон? (Запись в тетрадь: человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей. Для Наполеона главное – он сам, его неповторимая личность. Ему свойственна мания величия, он убеждён в собственной непогрешимости. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.)

Учитель: поговорим о Кутузове, о проявлении мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска. В 1805 году Кутузов спасает русскую армию от гибели. В чём проявилась полководческая гениальность Кутузова? (Заброшенный в глубь Европы с 50-тысячной армией, Кутузов при помощи лазутчиков установил, что положение союзника далеко не благополучно и поэтому должен был проявить критичность и осторожность ко всем предложениям австрийского командования. Прогноз Кутузова оправдался. Вскоре явился генерал Мак без армии. Это укрепило решение Кутузова не подчиняться сумасбродным приказаниям, а принимать меры к спасению армии. Кутузов решает идти на соединение со второй армией, идущей в Австрию из России. Помешать могла французская армия, идущая из Вены. И тогда армия Кутузова обречена на гибель.)

Как ведёт себя Кутузов во время Бородинского сражения? (Кутузов на Бородинском поле не производит ни каких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Один всё понимает и знает, что по окончании сражения, зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необходимо время.)

Кадр из фильма «Разговор Кутузова с Вольцогеном».

Учитель: значит Кутузов пассивен? (Это только кажется, что Кутузов во время Бородинского сражения – пассивная личность. Да, Кутузов дремлет на военных советах, а в ходе Бородинской битвы одобряет или порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова – форма проявления его мудрой человеческой активности.)

Почему Кутузов утверждает, при том один уверенно, что русские в Бородинском сражении одержали победу над французами? (Кутузов заставил всех понять, что «сражение выиграно». «Победа нравственная…» на «наполеоновскую Францию… под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника…».)

(Кутузов руководствуется безошибочным охотничьим чутьём. Это чутьё подсказывает ему, что французское войско при Бородине получила страшный удар, неизлечимую рану. А смертельно раненный зверь, пробежав ещё в перёд и отлежавшись в укрытии, по инстинкту самосохранения уходит умирать домой, в свою берлогу.)

Учитель: жалея своих солдат, свою обескровленную в Бородинском сражении армию, Кутузов решает уступить Москву. Он один решает. Но возникает вопрос: а как же тогда точка зрения Толстого на роль личности в истории? Как же Кутузов, своей единоличной властью принимает такое огромной важности историческое решение? Соответствует ли это его общему облику в романе? Нет, не единолично решал Кутузов этот вопрос. И в этом случае он был вместе со своим народом. Но здесь, на военном совете, его окружали люди, далёкие от народа. Среди них он был одинок, но только среди них. Маленькая крестьянская девочка Малаша, сидя на печке и не понимая ничего из разговоров генералов, своим народным чутьём «держала сторону дедушки», как она про себя называла Кутузова. Этот крестьянский ребёнок, в обстановке военного совета, как бы представляет народную душу – путеводную звезду Кутузова в его деятельности.

Кадр из фильма «Военный совет в Филях».

Учитель: В чём проявился полководческий гений Кутузова и его патриотический подвиг на военном совете в Филях? (Кутузов понимает, что отдать Москву необходимо для сохранения армии и спасения России, что в Москве французские войска морально будут разлагаться, превратятся в мародёров, потеряют дисциплину: «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Нет сильнее тех двух воинов – терпения и времени».)

Учитель: оставив Москву, Кутузов выигрывает войну. После оставления Москвы, старик Кутузов ночи напролёт проводит без сна, ожидая гибели французов, не позволяя себе верить собственным надеждам и снова и снова приходя к мысли, что Россия победит. Это человек спокойный, но не равнодушный, слабый телом, но не духом. И понимания реальной сложности жизни предостерегает его от ошибок и он не принимает поспешных действий и скоропалительных решений. Он ждал и дождался своего торжества.

Кадр из фильма «Сообщение об уходе Наполеона из Москвы».

Учитель: в чём величие и гениальность Кутузова как полководца, по мнению Толстого, во время Отечественной войны 1812 года? (Кутузов не претендовал на роль всесильного и всёзнающего полководца, а стремился к главному (с точки зрения Толстого) – руководить «духом армии», от которого зависил исход событий. И это ему удавалось, потому что все действия его вытекали «из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как в душе каждого русского солдата».)

(Кутузов понимал, что только совместные действия народа и армии приведут к разгрому наполеоновских войск. Потому поддерживал партизанское движение. Он верно взвешивает на каждом этапе борьбы соотношение сил воюющих сторон, не сковывает инициативы подчинённых, сохраняет ясный ум и хладнокровие даже при сдаче Москвы и ему помогает весь народ! И побеждает. А Наполеон мог надеяться только на свою гениальность, на мародёрские цели своих солдат.)

Учитель: итак, каким мы видим Кутузова во время Бородинской битвы? (Запись в тетрадь: во время Бородинской битвы мы видим спокойного полководца. Кутузов своим спокойствием рождает уверенность в победе у других. «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался». Общее выражение лица было сосредоточено. Он предвидел ход событий. Паническое заявление Вальцогена он резко оборвал приказом «атаковать неприятеля!» Смысл слов сообщался всюду, так как то, что он сказал, вытекало из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как и в душе любого русского человека». Кутузов – человек и Кутузов – полководец, в романе не разделимы, и это имеет глубокий смысл: в человеческой простоте Кутузова проявляется та самая народность, которая сыграла решающую роль в его полководческой деятельности.)

Учитель: у Наполеона война – игра, а люди – пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать.

Как Наполеон пришёл к власти? Каким образом? (Этот человек был выдвинут борьбой партии во Франции. Его победы в Европе – «сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады» - есть результат слабости европейских государств, и, в первую очередь, немецких одним словом, всё так называемое величие Наполеона было результатом сцепления ряда исторических обстоятельств и продержалось лишь до тех пор, пока против него не встал народ России.).

Почему русские под Аустерлицем проиграли сражение Наполеону? (Толстой в романе вовсе не стремиться умалить способности Наполеона. Изображая Аустерлицкое сражение, он прямо признаёт, что в этом случае Наполеон был стратегически сильнее своих противников. «Его предположения оказались верными». Он понимал, что может успешно атаковать. Вместе с тем Толстой показывает, что в условиях, когда русские солдаты кровно не были заинтересованы в этой войне, а австрийское командование было занято интригами. Всё это сыграло свою роль и Наполеон оказался в это ситуации умелым стратегом. Но ничто не могло спасти Наполеона от поражения при Бородине, хотя и здесь его способности проявились и Толстой их всячески подчёркивает.)

Как развенчивает Наполеона Толстой как руководителя французской армии во время Бородинского сражения? Докажите это текстом романа (том 3, часть 2, глава 28, последний абзац).

(«Наполеон в Бородинском сражении исполнял своё дело исполнителя власти так же хорошо и ещё лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнение более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования».)

Учитель: … достойно исполнял роль кажущегося начальствования».

Тогда в чём дело? (Но всё дело в том, что здесь бился за свою свободу народ, и, каковы ба ни были военные качества Наполеона, он ничего не мог сделать так как сражение «шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле».)

- «Лагерь Наполеона». Что мы увидим? (отрывок из романа, том 3, часть 2, глава 34).

(На этот раз мы видим ужас неотразимой гибели «всемогущего» полководца, убедившегося в своём бессилии перед непобедимым противником.)

Учитель: вывод. Запись в тетрадь: изображая полководческую деятельность Наполеона, Толстой прежде всего выступает против культа личности в истории. И критика Наполеона в «Войне и мире» основана на глубоком убеждении автора, что историю делают массы. «Он был подобен ребёнку, который держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что правит». Толстой сумел показать и совершенно справедливо, что не Наполеон делал историю, а история делала Наполеона. На Бородинском поле Наполеон нервничает. Он бессилен повлиять на ход битвы. Посылаемые им войска возвращаются в виде испуганных и расстроенных толп. Наполеон впервые в жизни содрогается при виде поля сражения, покрытого телами раненных и убитых. В этой главе писатель произносит окончательный приговор, назвав французского императора «палачом народов».)

Учитель: рассмотрим гуманное отношение Кутузова к побеждённым.

Кадр из фильма «Речь Кутузова перед Преображенским полком».

Какова была деятельность Кутузова после Бородина? (Деятельность Кутузова после Бородина была направлена на сбережение жизни солдат. При отступлении французских войск из Москвы, он удерживает честолюбцев от «перехватывания неприятеля», которые не понимают народного характера войны.)

Учитель: да и солдаты понимают бессмысленность преследования врага. Народная война постепенно угасает. На смену ей идёт другая война, где будут состязаться в честолюбие далёкие от народа генералы. В такой войне Кутузов участвовать не желает и не будет. Что определяет нравственные качества Кутузова?

Запись в тетрадь: народное чувство определяет и нравственные качества Кутузова, «ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направляет все силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, на то, чтобы спасать и жалеть их». Это доказывает речь перед Преображенским полком. В этом гуманизм его воинского призвания: «Не убивать людей, а жалеть и спасать их». В этом мы видим нравственную безупречность толстовской концепции величия человека.

Учитель: приведите факты из жестокости Наполеона и его армии, которые известны истории (Наполеон приказал расстрелять четыре тысячи добровольно сдавшихся солдат гарнизона Яффы во время Сирийского похода французов в 1799 году. Условия сдачи в плен предусматривали сохранение жизни гарнизону. Такие поступки развращают войска.)

(Героическая защита Смоленска произвела на Наполеона зловещее впечатление. Он приказал сжечь город артеллирийским огнём, так как не мог взять его приступом.)

(Наполеон уверял царя, что он не желает войны, но «отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку».)

Учитель: запись в тетрадь: Наполеон в «Войне и мире» - это прежде всего агрессор, претендующий на мировое господство. С этой точки зрения и даны в романе его личность и его действие. В России французские солдаты показали себя мародёрами и грабителями. Это объясняется тем, какая цель была поставлена Наполеоном перед войсками. Войны Наполеона носят захватнический характер.)

Учитель: в чём появляется верность Кутузова долгу и армии? (Кутузов отказывает Наполеону заключить мир.)

Кадр из фильма «Да я буду проклят потомками…»

Учитель: запись в тетрадь: важнейшая черта Кутузова – патриотизм. Он русский человек и глубоко страдает, видя тяжёлое положение родины, спасение её он считает целью своей жизни.

Учитель: в чём проявляется предательство Наполеона по отношению к своей армии? (Наполеон под именем принца Висенского оставил свою армию и выехал в Париж.)

IV . Этап закрепления новых знаний.

Учитель: подведём итоги. Как видим, в свете Отечественной войны 1812 года, которую русский народ вёл как освободительную, характеристики Наполеона как агрессора и «палача народов» и Кутузова как «представителя народной войны», как «представителя русского народа» выглядят контрастными. Рассмотрим ещё раз таблицу на доске (учащиеся читают характеристику Кутузова и характеристику Наполеона, записанные в тетрадях).

V . Подведение итогов урока.

- Почему Кутузова мы называем полководцем народной войны, воплощением народной мудрости и патриотического чувства?

Почему Наполеон является командующим армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшим орудием истории», «человеком с помрачённой совестью»?

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия, Дефектология Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Родная литература Родной язык Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок (2 часа)

Тема Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели:

а) образовательная: дать сравнительно-сопоставительную характеристику – Кутузова и Наполеона; сопоставить, проанализировать эпизоды, сцены произведения, одновременно систематизировать материал для подготовки к сочинению по данной теме, делая записи в тетрадь;

б) воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого, героическому прошлому своей страны, гордиться им, испытывать чувство гордости за русский народ, за великого полководца – Михаила Илларионовича Кутузова; формировать ответственное отношение к учёбе (подготовка к написанию сочинения);

в) развивающая: постановкой вопросов активизировать мыслительную деятельность учащихся, умение правильно отвечать на поставленные учителем вопросы, развивать монологическую речь школьников, развивать умение слушать учителя, одновременно делая записи в тетрадь, умение выступать перед аудиторией.

Круг рассматриваемых вопросов: точка зрения Л.Н.Толстого на роль личности в истории; общие черты характера Кутузова и Наполеона и их различие – внешность, отношение к солдатам, черты характера, поведение во время сражений, отношение к собственной армии.

Оборудование урока:

а) портрет Л.Н.Толстого.

Портрет Кутузова;

Портрет Наполеона;

Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

Таблица (сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона);

Иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

б) технические средства обучения: телевизор;

Видеомагнитофон.

Учащиеся должны знать: содержание романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

Историческое прошлое своей родины (в каком году и где произошло

Бородинское сражение);

Эпизоды из жизни и деятельности Кутузова и Наполеона.

Учащиеся должны уметь: правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

Выступать перед аудиторией;

Уметь сопоставлять художественные образы, детали;

Делать выводы;

Доказывать свою точку зрения;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Выделять главное в тексте.

Оформление доски

Наполеон

I . Общие черты характера

1) Гениальность.

2) Бесстрашие.

II . Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.

Полное подчинение интересам России и народа:

а) скромность и простота;

б) искренность и правдивость;

в) близость к простым людям, знание и

понимание их чувств;

г) проявление мудрости и таланта

полководца в поддержке нравственного

духа русского войска;

д) гуманное отношение к побеждённым;

е) верность долгу и армии.

II . Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помрачённой совестью».

а) самовлюблённость, высокомерие,

тщеславие;

б) лицемерие, фальшь, позёрство;

в) равнодушие к судьбам окружающих,

эгоцентризм;

г) война – игра, а люди – пешки, которых

следует лишь правильно расставить и

правильно двигать;

д) жестокость и вероломство наполеона и

его армии;

е) предательство по отношению к своей

Ход урока

I.Оргмомент: а) сообщение темы и цели урока.

II.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: две личности рубежа 18-го и 19-го веков постоянно привлекали и будут привлекать внимание всего человечества. Оба – талантливые полководцы. История свела их непримиримыми противниками в жестокой борьбе, из которой один вышел победителем – генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский – гениальный русский полководец. Он вместе со своим народом противостоял Наполеону Бонапарту, императору Франции.

Учитель: на страницах романа «Война и мир» Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. На предыдущих уроках мы рассматривали этот вопрос.

Какова точка зрения Толстого на исторический процесс?

Ученик: утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убеждён, что «стихийная сила масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей одного человека». Ход событий предопределен свыше и поэтому человек не в состоянии внести какие-либо существенные изменения в процесс истории – такова философско-историческая концепция Толстого.

Ученик: по мнению Толстого, творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности, «что всякие рационалистически построенные теории, как бы они хороши ни казались, - ничто перед силой, которое является настроение и духовные народные массы».

Учитель: в романе «Война и мир» Толстой даёт универсальную формулу героического. Он создаёт два символических характера, два (нравственных) полюса эпопеи. На одном полюсе – классически тщеславный Наполеон, на другом – классически демократичный Кутузов. Два эти героя представляют соответственно стихию индивидуалистического обособления («войну») и духовные ценности «мира», или единения людей. В романе Кутузов противостоит Наполеону и как характер, и как представитель русской военной мысли. «Простая, скромная и поэтому величественная фигура Кутузова не укладывается в ту «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Единение Кутузова с русской армией, народом, Россией – это нравственные истоки военных успехов в противовес надменному одиночеству Наполеона, предопределившему его крушение.

Учитель: почему Толстой заинтересовался личностью Кутузова?! По его мнению, Кутузов – великий человек, забытый историками и писателями. Создавая образ Кутузова в своём романе, Толстой делает его выразителем своих взглядов на исторический процесс. От начала до конца образ великого полководца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло «никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».

III . Этап усвоения новых знаний.

Аналитическая беседа.

Учитель: Кутузов и Наполеон – полководцы. Обладали ли они общими чертами характера? (Да, оба обладали общими чертами характера, которые необходимы руководителю огромных человеческих коллективов, полководцу. Это гениальность и бесстрашие, личное участие в сражениях).

Учитель: приведите примеры.

Гениальность: для Кутузова, жизнь солдат есть его жизнь. И что бы спасти всю армию в 1805 году, он посылает отряд Багратиона на прикрытие отхода войск, понимая, что в живых останется десятая часть.

Бесстрашие: под Аустерлицем Кутузов не обращает внимания на свистящие пули, не замечает своей раны и потрясённый бегством солдат, говорит, указывая на них: «Рана не здесь, а вот где».

НАПОЛЕОН

Гениальность: известно, что гений Наполеона признавал Кутузов. Французский император энергичен, полон замыслов. В один день, 14 октября 1806 года, в двух сражениях, при Иене и Ауэрштедте, Наполеон разбил русскую армию

Бесстрашие: Наполеон совершил подвиг на Аркольском мосту (15-17 ноября 1796 года), когда лично увлёк солдат и офицеров, бросившись вперёд на Австрийцев со знаменем в руках. Часто рисковал жизнью. 11 марта 1799 года посетил чумной госпиталь в Яффе и подавал руку больным солдатам.

Учитель: сделайте вывод об общих чертах Кутузова и Наполеона. (Мы видим, что Кутузов и Наполеон были гениальными и бесстрашными полководцами.

Учитель: создавая образ Наполеона, Толстой вступил в открытую полемику с традиционно романтизированным изображением Наполеона, с отношением к нему как к великому человеку. А.С. Пушкин в стихотворении «К морю» пишет:

О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Учитель: в критической литературе до сих пор бытует мнение, что образ Наполеона у Толстого «не соответствует историческому Наполеону. Он вызывает отрицательное отношение к себе». Как отзывались по этому вопросу зарубежные писатели Эрнест Хемингуэй и Морис Дрюон? (Полагали, что образ французского императора на страницах романа «Война и мир», написан не Толстым-художником, а Толстым-офицером русской армии).

Учитель: однако освещение образа Наполеона у Толстого упирается на традицию сложившуюся в русской литературе задолго до появления романа «Война и мир». Кто из писателей и поэтов обращался к наполеоновской теме? (Пушкин, Лермонтов, Герцен).

Что писал Герцен о Наполеоне?

(«Системы у него не было никакой, - писал Герцен о Наполеоне, - добра людям он не желал и не обещал. Он добра желал одному себе, а под добром разумел власть».)

Учитель: в этой характеристике легко увидеть черты толстовского образа Наполеона. Недовольство толстовским «разоблачением» Наполеона в «Войне и мире» было высказано и историками. Но Толстой смело шёл в открытое наступление против раболепного отношения к Наполеону, с которым он встретился в книгах французских историков-бонапартистов.

Учитель: (Обращение к таблице.)

Представлен план, где мы видим, какими индивидуальными чертами характера обладали Кутузов и Наполеон.

II . Кутузов – полководец народной войны.

а) скромность и простота.

II . Наполеон – командующий армией грабителей.

а) самовлюблённость, высокомерие, тщеславие.

Учитель: в скромности и простоте Кутузова мы убеждаемся, читая отрывок из романа «Смотр полка Кутузовым под Браунау» (том 1, часть 2, глава 2, страница 139).

Учитель: почему в 1805 году русская армия находилась в Австрии? (В 1805 году была сознала коалиция Европейских держав против Франции. Наполеон направлялся в Австрию. Александр I двинул на помощь австрийской армии две русские армии, одну из них возглавлял Кутузов. Под Браунау расположилась главная квартира Кутузова. По инициативе Кутузова был назначен военный смотр. Цель: продемонстрировать австрийскому генералу тяжёлое положение русской армии, о снабжении которой должна была заботиться Австрия.)

Учитель: как относятся солдаты к Кутузову? (И солдаты платят ему тёплой симпатией и уважением:

Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?

А то нет! Вовсе кривой.

Не… брат, глазастее тебя… Сапоги и подвёртки – всё оглядел…

Учитель: ещё примеры, подтверждающие, что армия любила и уважала Кутузова. (Назначение Кутузова фельдмаршалом в тяжёлый период отступления, в 1812 году, обрадовало армию, которая любила его за русскую доброту: «Говорят, всем доступен, слава богу, а то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы просился. Теперь авось и русским говорить можно будет. А то чёрт знает, что делали», - говорит Денисов. И один из солдат называет его «Сам», как в крестьянской семье называют главу семьи).

Учитель: опишите внешность Кутузова. (Заполнение таблицы). (Простой, человечный, не оставляющий без внимания солдатских нужд; спокойный, добродушный, умудрённый опытом полководец. От Суворова он усвоил мудрость: «Чтобы всегда быть победителем, нужно найти дорогу к сердцу солдата». Он «казался всегда самым простым и обыкновенным человеком…»; «говоря несколько ласковых слов офицерам и солдатам»; «желая всякого добра капитану…»).

Учитель: Наполеон в романе предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции, ослеплённый славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

В каких сценах резко разоблачается ложная величественность Наполеона? (В Тильзитских сценах – том 2, часть2, глава 21). Докажите это. (Наполеон решил наградить орденом почётного легиона лучшего русского солдата. Выбор пал на Лазарева. «Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда был счастлив, награждён и облечён от всех в мире, нужно было только, чтобы его Наполеонова рука удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только приложил крест к груди Лазарева и опустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип». Его прицепили к солдатскому мундиру услужливые руки окружающих).

Учитель: замечательно чисто Толстовское завершение этой сцены: «Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним…» Итак, простотой солдатского восприятия разоблачается вся мишурная величественность Наполеона.

Мания величия особенно заметна в эпизоде романа «Наполеон принимает русского дипломата Балашова в Вильно» (учащийся читает том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: Толстой умеет очень остро показать, что вся эта величественность – блеф. Иногда это делается очень тонко. Вот продолжение разговора «Знайте, что еже ли поколеблете Пруссию против меня, Знайте, что я сотру её с карты Европы, - сказал он с бледным, искажённым злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой». Этот маленький человек, своими маленькими руками думает уничтожить страны и народы! Опишите внешность Наполеона.

Заполнение таблицы:

Учитель: итак, сделаем вывод. Каким предстаёт перед нами Наполеон при личном награждении русского солдата, а также в сцене, когда принимает Балашова. (При личном награждении русского солдата мы наблюдаем высокомерие Наполеона. Он предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции. Безумная гордость заставляет его принимать актёрские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого – «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «всё, что было в не его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» - любимое слово Наполеона).

Учитель: продолжим рассмотрение образа Кутузова, его искренность и правдивость.

Кадр из фильма «Аустерлиц: Кутузов и царь»

Учитель: почему сражение под Аустерлицом было проиграно? Как ведёт себя Кутузов во время этого сражения? (Имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю»).

Учитель: сделаем вывод. (русские солдаты сражались не за родную землю, а на чужой территории).

Учитель: Наполеону присуще лицемерие, фальшь и позёрство. (Простота, добро и правда), воплощённые в душе Кутузова, противопоставлены духу самовластья и лжи, которые составляют нравственный облик Наполеона. Дважды в романе Наполеон разыгрывает сцены сентиментального характера:

(«Сцена с портретом сына» том 3, часть 2, глава 26)

(Перед Бородинским сражением Наполеону, по случаю дня рождения сына императора, привезли в подарок портрет мальчика. Ребёнок был изображён играющим в бильбоке земным шаром. Преподнесение подарка следовало обставить торжественно, и Наполеон умело помогает этому. Он прекрасно знает, что де-Боссе что-то делает в углу с подарком, но специально не оборачивается в этот угол до тех пор, пока установка портрета не закончена. Обернувшись в положенное время, он этим дал возможность приближённым эффектно сорвать с портрета покрывало и, как на сцене, Наполеон сделал вид неожиданного восторга. А затем повёл спектакль дальше: «Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошёл к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, это то, что бы он со своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, что бы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его, и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству – великого человека».)

Учитель: эта сцена удалась вполне. Наполеон произвёл на окружающих то впечатление, которое хотел. Но другое представление, которое он должен был дать на Поклонной горе, оказалась сорванным.

Чтение эпизода «Наполеон на Поклонной горе» (том 3, часть 3, глава 19).

Кадр из фильма «Наполеон на Поклонной горе».

Стихотворение А.С.Пушкина:

…Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы колена преклоненной

С ключами старого Кремля…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель: спектакль был сорван в тот самый момент, когда сорвались планы покорения мира. Подводя итог деятельности Наполеона, Толстой писал: «Последняя роль сыграна. Актёру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится». Итак, какая черта Наполеона особенно резко обозначена в рассмотренных сценах? (Запись в тетрадь: очень резко обозначена такая черта как позёрство. Он ведёт себя как актёр на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», это происходит на глазах чуть ли не всей армии. Такое открытое проявление любви представляется Толстому недостойным спектаклем. Неся с собой разрушения и смерть, Наполеон прикрывается насквозь фальшивым идеалом так называемой цивилизации, ложного рыцарства, маскирующего его захватнические цели.)

Учитель: как простота поведения Кутузова связана с его исторической ролью народного полководца, так и позёрство Наполеона – это неизбежная, необходимая черта поведения человека, вообразившая себя властелином мира.

Когда особенно Кутузов близок к простым людям, понимает их чувства? (Перед Бородинским сражением как верный сын своего народа он вместе с солдатами поклоняется чудотворной иконе Смоленской Богоматери, внимая словам дьячков: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице!» и кланяется в землю, и прикладывается к народной святыне. В толпе ополченцев и солдат он такой же, как все. Не случайно лишь высшие чины обращают на него внимание, а ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжают молиться.)

Учитель: что говорит о близости Кутузова к народу? (Запись в тетрадь: миром молятся накануне Бородина на Смоленскую икону солдаты и мужики-ополченцы вместе и на ровне с Кутузовым: «Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него продолжали молиться».)

Учитель: (о равнодушии Наполеона к судьбам окружающих) Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своём эгоцентризме (эгоцентризм – крайняя форма проявления эгоизма).

Эпизод «Наполеон во время встречи русского дипломата Балашова» (том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: какова сущность Наполеона? (Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшее касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона.

Эпизод «Наполеон на Поклонной горе» (том 3, часть 3, глава 19).

Учитель: каким предстаёт перед нами Наполеон? (Запись в тетрадь: человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей. Для Наполеона главное – он сам, его неповторимая личность. Ему свойственна мания величия, он убеждён в собственной непогрешимости. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.)

Учитель: поговорим о Кутузове, о проявлении мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска. В 1805 году Кутузов спасает русскую армию от гибели. В чём проявилась полководческая гениальность Кутузова? (Заброшенный в глубь Европы с 50-тысячной армией, Кутузов при помощи лазутчиков установил, что положение союзника далеко не благополучно и поэтому должен был проявить критичность и осторожность ко всем предложениям австрийского командования. Прогноз Кутузова оправдался. Вскоре явился генерал Мак без армии. Это укрепило решение Кутузова не подчиняться сумасбродным приказаниям, а принимать меры к спасению армии. Кутузов решает идти на соединение со второй армией, идущей в Австрию из России. Помешать могла французская армия, идущая из Вены. И тогда армия Кутузова обречена на гибель.)

Какую задачу поставил Кутузов перед генералом Багратионом? (Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжении суток всю неприятельскую армию. Это время было необходимо Кутузову для того, что бы вывести обременённую обозами армию из-под удара в трое превосходивших сил французов. Багратион справился с поставленной задачей.)

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер Безухов считает Наполеона великим человеком. Но постепенно эти лучшие герои Толстого разочаровываются в своем кумире. С первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Внешне мы видим откормленного и барски изнеженного человека с " круглым животом ", " жирными ляжками коротких ног ", " белой пухлой шеей ", " потолстевшей короткой фигурой ". В Наполеоне нет ничего естественного, все его поведение - сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы. Можно сказать, что Наполеон и Кутузов противопоставлены друг другу, как искреннее и искусственное, доброе и эгоистичное, жестокое.


В романе народный полководец Кутузов предстает перед читателями простым человеком, который тесно связан с русским народом, религиозно с ним един, способен поднять боевой дух солдат, когда им не приходится надеяться на победу. Кутузов всегда оставался самим собой в любой ситуации. Он действуем как подлинный русский патриот. И противопоставляется образу Наполеона, который был лживым и вел себя притворно, а Кутузов наоборот был добрым и простым. Он считал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не качество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска ". И как показали дальнейшие события: действительно, невозможно предугадать, как будут разворачиваться события, как будут действовать соперники - важно стремиться к победе и не унывать. Потому что существует " надежный ход событий ".


КУТУЗОВНАПОЛЕОН Выразительная фигура, походка, жесты, мимика; то ласковый, то насмешливый взгляд; старческая кроткая улыбка, звездами морщившаяся в углах губ и глаз. Потолстевшая, короткая фигура; жирная грудь, круглый живот; жирные ляжки коротких ног; суетливая походка; неприятно - притворная улыбка.




КУТУЗОВНАПОЛЕОН Проявляет истинную заботу о солдатах (смотр в Брауну), ласков в обращении с ними (Тимохин). Старается сохранить жизни солдат. Не заботится о солдатах, равнодушен к ним (переправа через Неман). Солдаты – средство ля достижения славы и власти.








КУТУЗОВНАПОЛЕОН Не играл никакой роли. Не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему. Роль « благодетеля мира ». Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполнены.




КУТУЗОВНАПОЛЕОН Толстой противопоставляет Наполеону (и как военачальнику, и как человеку) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями « игрой в шахматы ». Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет « дух войска ». Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы: « Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...» Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием. Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города.


КУТУЗОВНАПОЛЕОН Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу. Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных им государств – у него другая мера: « Нет величия там, где нет простоты и правды ».


КУТУЗОВНАПОЛЕОН Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человек и живым изображен он в беседах (с Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах. Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчеркнуты холодность, напыщенность, он все время позирует, играет роль гения. « Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит ».

Победа армии зависит от опыта и мастерства военачальника. Лев Толстой преклоняется перед военным мастерством Кутузова. Ценой сожжения Москвы великому полководцу удалось спасти армию, а значит, сберечь государственность страны. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и Мир» дает возможность проанализировать причины поражения русской армии в первой половине Отечественной войны 1812 года и ее победы в ходе второй половины военной кампании.

Сравнение внешности двух героев

Главной чертой лица Кутузова является улыбка и одинокая слеза на фоне одноглазого выражения лица (русский фельдмаршал потерял глаз вследствие ранения, полученного в бою с турецким десантом в 1774 году). Отечественную войну 1812 года герой встретил глубоким стариком на седьмом десятке лет, прошел ее тяжелым шагом. Пухлое светлое лицо Михаила Илларионовича украшало мудрое выражение одинокой глазницы, он был тучным и сутулым в силу почтенного возраста, но это не мешало князю умело руководить армией.

Наполеону было сорок лет, когда он напал на Россию, его выдающийся живот выглядел смешно при маленьком росте. Бонапарт тщательно следил за своим внешним видом. Руки императора выделялись аристократической белизной, а тело окутывал аромат изысканного одеколона. Чрезмерную полноту ног выдавали обтягивающие лосины белого цвета, а жирную шею подчеркивал синий воротник военного пиджака.

Черты характера Кутузова и Наполеона

Михаил Илларионович Кутузов прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.

Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.

Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.

Наполеон , наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат – это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.

Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона

Кутузов:

  1. Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
  2. Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
  3. Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
  4. Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
  5. Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
  6. Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
  7. Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.

Наполеон:

  1. Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
  2. Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
  3. Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
  4. Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
  5. Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
  6. Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
  7. Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.

В романе «Война и мир» Толстой создал два символических характера, полностью противоположных друг другу , сосредоточивших в себе полярные черты. Это французский император Наполеон и русский полководец Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии - честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную - побудила Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного деятеля буржуазной Франции. Но французский император организовал поход на Россию в то время, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Работая над «Войной и миром», Толстой стремился развенчать неоправданное величие Наполеона. Писатель был противником художественного преувеличения, как в изображении добра, так и в изображении зла. Толстой сумел развенчать французского императора без нарушения исторической и житейской достоверности, сняв его с пьедестала и показав в нормальный человеческий рост.

Кутузов и Наполеон - основная человеческая и морально-философская проблема романа «Война и мир». Эти фигуры, глубоко связанные между собой, занимают центральное место в повествовании. Они сопоставлены не только как два выдающихся полководца, но и как две неординарные личности. Разными нитями, иногда явными, иногда скрытыми, они связаны со многими героями романа. Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком.

Кутузов для писателя - тип военного руководителя, существующий в неразрывной связи с народом. Назначенный главнокомандующим вопреки воле Александра I, он поставил себе цель, которая в решающий для России момент совпала с волей всего народа. На основе исторических материалов, в процессе работы над романом Толстой создал образ военачальника, во всех действиях которого лежало народное и потому истинное и великое начало. В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.

Толстой сознательно акцентирует внимание на видимой безучастности полководца в определяющие для России моменты. И в сцене перед Аустерлицким сражением, и во время военного совета в Филях, и даже на Бородинском поле он изображен дремлющим стариком. Он даже не прислушивался к тому, что предлагали другие военачальники. Но эта внешняя пассивность Кутузова является своеобразной формой его мудрой активности. Ведь Кутузов категорически заявил императору, что сражения под Аустерлицем давать нельзя, но с ним не согласились. Поэтому, когда австрийский генерал Вейротер зачитывал свою диспозицию, Кутузов откровенно спал, ибо понимал, что изменить что-либо уже невозможно. Но все- таки уже во время сражения, которое закончилось поражением армии союзников, старый генерал честно выполнил свой долг, отдавая ясные и целесообразные приказы. Когда во время построения войска подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно», принял вид подначального и нерассуждающего человека, ибо он действительно был поставлен в такое положение. Не в состоянии препятствовать императорской воле, Кутузов тем не менее сумел с непостижимой смелостью выразить свое отношение к ней. На вопрос императора, почему он не начинает боя, Кутузов ответил, что поджидает, когда соберутся все колонны. Вызывающий ответ не понравился царю, который заметил, что они находятся не на Царицыном Лугу. «Поэтому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу», - выговорил Кутузов ясно и отчетливо, вызвав ропот и переглядывания в придворной свите государя. Русский царь плохо понимал характер войны, и Кутузову это очень мешало.

Несмотря на то, что внешне Кутузов выглядит пассивным, действует он разумно и сосредоточенно, доверяет командирам - своим боевым соратникам, верит в мужество и стойкость вверенного ему войска. Его самостоятельные решения взвешены и обдуманы. В нужные моменты он отдает такие приказы, на которые никто бы не осмелился. Шенграбенская битва не принесла бы русскому войску успеха, если бы Кутузов не принял решение отправить отряд Багратиона вперед через Богемские горы. Замечательный стратегический талант великого полководца особенно ярко проявился в его твердом решении оставить Москву без боя. На совете в Филях слова иностранца Бенигсена: «священная древняя столица России» звучат фальшиво и лицемерно. Кутузов же избегает громких патриотических фраз, переводя этот вопрос в военную плоскость. Он проявляет твердость, решительность и удивительное мужество, принимая на свои старческие плечи груз тяжелого решения. Когда он отдавал приказ оставить Москву, он понимал, что французы разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии. И его расчет оказался верным - гибель наполеоновского войска началась в Москве, без сражений и потерь для русской армии.

Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 года, Толстой вводит Кутузова в повествование в момент отступления русской армии: Смоленск сдан, неприятель приближается к Москве, французы разоряют Россию. Главнокомандующий показан глазами различных людей: солдат, партизан, князя Андрея Болконского и самого автора. Солдаты считают Кутузова народным героем, способным остановить отступающую армию и привести ее к победе. Русский народ верил в Кутузова и преклонялся перед ним. В решающие для России моменты он всегда рядом с армией, говорит с солдатами на их языке, веря в силу и боевой дух русского солдата.

Русский народ выиграл войну 1812 года благодаря Кутузову. Он оказался мудрее Наполеона, потому что лучше его понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. По мнению Толстого, именно отстраненность помогала Кутузову яснее видеть происходящее, сохранять независимость ума, иметь собственную точку зрения на происходящее и использовать те мгновения боя, когда неприятель попадал в невыгодное положение, в интересах русской армии. Защита Родины и спасение армии стоят у Кутузова на первом месте. Производя смотр полка в походе, он внимательно подмечает малейшие подробности внешнего вида солдат, чтобы на основании этого сделать вывод о состоянии армии. Высокое положение главнокомандующего не отделяет его от солдат и офицеров. Обладая замечательной памятью и глубоким уважением к людям, Кутузов узнает многих участников прежних походов, помнит их подвиги, имена, индивидуальные особенности.

Если Наполеон в своей тактике и стратегии совершенно не учитывает моральный фактор, то Кутузов, приняв командование армией, первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух войска, внушить солдатам и офицерам веру в победу. Так, подъехав к почетному караулу, он с жестом недоумения произнес всего одну фразу: «И с такими молодцами все отступать и отступать!» Его слова прервались громкими криками «Ура!»

Кутузов, по мнению автора, был не только выдающимся историческим деятелем, но и прекрасным человеком, цельной и бескомпромиссной личностью - «простая, скромная и потому истинно величественная фигура». Его поведение всегда просто и естественно, речь лишена напыщенности и театральности. Он чутко реагирует на малейшие проявления фальши и ненавидит преувеличенные чувства, искренне и глубоко переживает неудачи военной кампании 1812 года. Таким он предстает перед читателем в начале своей деятельности на посту полководца. «До чего... довели! - проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия». И князь Андрей, который находился рядом с Кутузовым, когда были сказаны эти слова, заметил на глазах старика слезы. «Они у меня будут конину жрать!» - обещает он французам, и в этот момент ему нельзя не верить.

Толстой изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Так, в важный момент генерального сражения мы видим полководца за обедом, с жареной курицей в тарелке. Впервые писатель назовет Кутузова дряхлым, говоря о Тарутинском сражении. Месяц пребывания французов в Москве не прошел даром для старика. Но и русские генералы вынуждают его терять последние силы. В день, назначенный им для сражения, приказ не был передан войскам и сражение не состоялось. Это вывело Кутузова из себя: «Трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева», он напустился на первого попавшегося офицера, «крича и ругаясь площадными словами...» Однако все это Кутузову можно простить, потому что он прав. Если Наполеон мечтает о славе и подвиге, то Кутузов прежде всего заботится о Родине и об армии.

На образ Кутузова повлияла философия Толстого, согласно которой действиями человека движет высшая сила, фатум. Русский полководец в романе "Война и мир" - фаталист, убежденный в том, что все события предопределены волей свыше, считающий, что в мире есть нечто сильнее его воли. Эта мысль присутствует во многих эпизодах романа. В заключении повествования автор как бы подводит итог: «...в настоящее время... необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость».

Личность Наполеона, противопоставленного в романе Кутузову, раскрыта иначе. Толстой разрушает культ личности Бонапарта, который был создан в результате побед французской армии. Отношение автора к Наполеону чувствуется с первых страниц романа. Там, где французский император действует, как один из героев романа, Толстой подчеркивает его неистребимое желание все время выглядеть великим, откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого» - говорит Толстой.

До самой Бородинской битвы Наполеон окружен атмосферой прославления. Это тщеславный, эгоистичный человек, думающий только о своих личных интересах. Где бы он не появлялся - на Праценских высотах во время Аустерлицкого сражения, в Тильзите при заключении мира с русскими, на Немане, при переходе французскими войсками русской границы - везде его сопровождают громкое «Ура!» и бурные овации. По мысли писателя, преклонение и всеобщее обожание вскружили Наполеону голову и толкали его на новые завоевания.

Если Кутузов постоянно думает о том, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров, то для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Достаточно вспомнить эпизод переправы наполеоновской армии через Неман, когда, спеша выполнить приказ императора - найти брод, многие из польских улан стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей, Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, изредка взглядывая на улан, развлекавших его внимание. Необыкновенным цинизмом веет от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотни тысяч людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Люди для него - шахматные фигуры, которые он двигает, как ему заблагорассудится, ради своих честолюбивых целей. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы, самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей.

Раскрывая характер Наполеона, Толстой акцентирует внимание на его актерстве, ибо он везде и во всем старается играть роль великого человека. Так, перед портретом сына, который ему приносят, он «принимает вид задумчивой нежности», ибо знает, что за ним наблюдают и каждое его движение и слово фиксируются для истории. В отличие от Наполеона Кутузов прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета и страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям.

Кутузовской стратегии в романе Толстого резко противопоставлена ограниченность Наполеона. Писатель акцентирует внимание на тактических ошибках французского императора. Так, Наполеон стремительно продвигается в глубь такой огромной и неизвестной страны, не заботясь об укреплении тылов. Кроме того, вынужденное безделье французской армии в Москве разложило ее дисциплину, превратив солдат в грабителей и мародеров. О непродуманности действий Наполеона свидетельствует его отступление по разоренной им же Смоленской дороге. Толстой не просто повествует об этих ошибках Наполеона, но и комментирует их, давая французскому полководцу прямую авторскую характеристику. Он не скрывает своего глубокого возмущения подлостью императора-главнокомандующего, который, спасаясь бегством, бросил и обрек на гибель в чужой стране приведенную им армию.

Преклоняясь перед человечностью, мудростью, полководческим талантом Кутузова, писатель считает Наполеона индивидуалистом и честолюбцем, которого постигла заслуженная кара. В образах Наполеона и Кутузова Толстой показал два важных для него человеческих типа, воплотивших в себе два мироощущения. Одно из них, выраженное в образе Кутузова, близко для писателя, другое, явленное в образе Наполеона, ложно. В центре толстовской эпопеи стоит высокая и глубокая мысль о достоинстве большинства человечества. Для автора «Войны и мира» взгляд, «установившийся в угоду героям», это ложный взгляд на действительность, и «человеческое достоинство говорит» ему, «что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон». Всем своим произведением Толстой внушает читателю это убеждение, нравственно укрепляющее каждого, кто знакомится с романом «Война и мир».

Введение

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является практически единственным историческим романом-эпопеей. Он детально описывает военные кампании 1805, 1809 годов и войну 1812 года. Некоторые читатели считают, что по роману можно изучать отдельные сражения в ходе истории. Но для Толстого не было главным рассказать о войне, как историческом событии. У него был другой замысел – «мысль народная». Показать людей, их характеры, раскрывающие смысл жизни. Людей не только простых, но и великих исторических деятелей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр, Багратион. Л.Н.Толстой дает конкретную характеристику Кутузова и Наполеона в «Войне и мире». Это открытое сравнение двух полководцев проходит через весь сюжет произведения.

Принцип контраста, взятый Толстым за основу, раскрывает в «Войне и мире» образы Кутузова и Наполеона как военных стратегов, показывает отношение к своей стране, к своей армии, к своему народу. Автор составил истинный портрет своих героев, не придумывая геройств и ложных недостатков. Они настоящие, живые – от описания внешности до черт характера.

Место героев в романе

На первый взгляд кажется, что Наполеону в романе отведено большее место, чем Кутузову. Его мы видим с первых строк до последних. О нем говорят все: и в салоне Анны Павловны Шерер, и в доме князя Болконского, и солдатском строю. Многие считают, что «…Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…» А Кутузов не появляется в целых частях романа. Его ругают, над ним смеются, о нем забывают. Василий Курагин насмешливо отзывается о Кутузове, когда речь идет о том, кто будет главнокомандующим в военных действиях 1812 года: «Разве можно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов!…человека дряхлого и слепого?.. Он ничего не видит. В жмурки играть…» Но здесь князь Василий признает в нем полководца: «Я уж не говорю о его качествах, как генерала!» Но Кутузов присутствует незримо, на него надеются, но не говорят об этом вслух.

Наполеон Бонапарт

Великий французский император Наполеон Бонапарт в романе представлен нам глазами его солдат, русского светского общества, русских и австрийских генералов, русской армии и самого Л.Н.Толстого. Его видение мелких черт характера Наполеона помогает нам понять этот сложный образ.

Мы видим Наполеона в момент гнева, когда он понимает, что его генерал Мюрат ошибся в расчетах и тем самым дал русской армии возможность победить. «Идите, уничтожьте русскую армию!» – восклицает он в письме своему генералу.

Мы видим его в момент славы, когда Наполеон с высоко поднятой головой и презрительной усмешкой оглядывает поле Аустерлица после сражения. Ему выстраивают раненых для осмотра, для него это очередной трофей. Он то ли с уважением, то ли с насмешкой благодарит русского генерала Репнина за честный бой.

Мы видим его в минуту полного спокойствия и уверенности в победе, когда он стоит на вершине холма в утро перед Аустерлицким боем. Непоколебимый, надменный, он поднимает «белую перчатку» и одним движением руки начинает битву.

Мы видим его в разговоре с Александром, когда тот приехал на встречу в Тильзит. Жесткое решение, неоспоримое никем, властный взгляд и уверенность в действиях дает французскому императору то, что хочет он. Тильзитский мир был непонятен многим, но Александр был ослеплен «честностью» Бонапарта, он не увидел холодный расчет и явный обман этого перемирия.

Отношение к французским солдатам Толстой показывает, не скрывая. Для Наполеона это всего лишь орудие, которое всегда должно быть готово к бою. Он не задумывается о людях вообще. Его цинизм, жестокость, полное равнодушие к жизни человеческой, холодный расчетливый ум, хитрость – вот качества, о которых говорит Толстой. У него одна лишь цель – завоевать Европу, захватить, именно захватить, Россию и покорить весь мир. Но не рассчитал свои силы Наполеон, не понимал он и того, что русская армия сильна не только гаубицами и пушками, а прежде всего верой. Верой в Бога, верой в русского человека, верой в народ единый, верой в победу России за русского царя. Исход Бородинского сражения стал для Наполеона постыдным поражением, разгромом всех его великих планов.

Михаил Иларионович Кутузов

В сравнении с Наполеоном – действующим, думающим молодым, но опытным императором Кутузов выглядим пассивным полководцем. Мы чаще видим его разговаривающим с солдатами, спящим на военных советах, не решающим категорично ход сражений и не навязывающим своего мнения другим генералам. Он действует по-своему. В него верит русская армия. Все солдаты за глаза называют его «Кутузовым-отцом». Он в отличие от Наполеона не кичится своим званием, а по-простому идет на поле не после сражения, а во время него, рука об руку воюет рядом со своими товарищами. Для него нет рядовых и генералов, все едины в борьбе за землю русскую.

При осмотре войск под Браунау Кутузов «с ласковой улыбкой» смотрит на солдат, и берет проблему отсутствия сапог на себя. Узнает он и Тимохина, которому дает отдельный поклон. Это говорит о том, что для Кутузова важен не чин, не звание, а просто человек с его душой. Толстой в «Войне и мире» Кутузова и Наполеона показывает в ярком контрасте именно в этом аспекте – отношении к своей армии. Для Кутузова каждый солдат – это личность, человек со своими склонностями и недостатками. Для него все важны. Он часто протирает глаза, полные от слез, потому что ему свойственно переживать за людей, за исход дела. Он волнительно относится к Андрею Болконскому, потому что любит его отца. С горечью принимает весть о смерти старого Болконского. Понимает потери и осознает неудачу под Аустерлицем. Принимает верное решение при Шенграбенском сражении. Основательно готовится к Бородинскому сражению и верит в победу русской армии.

Сравнение Кутузова и Наполеона

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, сыгравших важную роль в истории. У каждого была своя цель – победить врага, только шли они к ней разными путями. Л.Н.Толстой использовал разные средства для описания Кутузова и Наполеона. Он дает нам и внешнюю характеристику, и характер души, действие мысли. Все это помогает сложить полный образ героев и понять, чьи приоритеты для нас важнее.

Сравнение Кутузова и Наполеона в романе Толстого не случайный выбор автора. Он не ставит на одну ступень двух императоров – Александра и Бонапарта, он выстраивает сравнение именно двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Видимо, Александр, еще очень молодой правитель, не имел тех качеств настоящего полководца, чтобы суметь противостоять «самому Наполеону». На это мог претендовать только Кутузов.

Тест по произведению