Московский государственный университет печати. Выдающиеся деятели российской науки и культуры XVIII в Деятели художественной культуры 19 века

Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881)

Несмотря па широкую известность Федора Достоевского в России, всемирное признание и интерес к его творчеству пришли уже после его смерти. Все отмечали его глубокий психологизм, страстность в изображении «униженных и оскорбленных». Немецкий философ Фридрих Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он чему-то научился. Произведения Федора Михайловича оказали заметное влияние на писателей: австрийца Стефана Цвейга, француза Марселя Пруста, англичанина Оскара Уайльда, немцев Томаса и Генриха Маннов.

В конце XIX начале XX века имя Карла Маркса стало символом борьбы за освобождение рабочего класса. Он разработал принципы диалектического и материалистического понимания хода истории, говорил о необходимости ликвидации частной собственности, выдвинул тезис о неизбежности гибели капитализма и победе коммунизма. Его главный труд — «Капитал» — и теория прибавочной стоимости повлияли на внутриполитическую жизнь многих стран Европы и мира. Но дальнейшее политическое, экономическое и научно-техническое развитие общества показало ошибочность и бесперспективность многих его идей и концепций.

Рубрика: |

Николай Иванович Пирогов часами работал в анатомическом театре, резал мягкие ткани, исследовал больные органы, пилил кости, искал замену поврежденным суставам. Анатомия стала для него практической школой, заложившей основы его дальнейшей успешной хирургической деятельности. Пирогов первым выступил с идеей пластических операций, применил наркоз в военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях, высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноение ран. Его труды, различные медицинские атласы выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире.

Рубрика: |

Известный английский путешественник, натуралист, исследователь Чарльз Дарвин одним из первых выдвинул теорию эволюции живых организмов. Он утверждал, что все живые существа имеют общих предков, от которых они наследуют те или иные свойства, меняющиеся в процессе развития. В 1859 году он выпустил книгу «Происхождение видов», где на многих примерах показал, что движущей силой эволюции являются естественный отбор и изменчивость. Его идеи и открытия во многом послужили фундаментом современной теории эволюции, но не все признают ее основополагающей.

Рубрика: |

Выдающийся немецкий профессор органической химии Юстус Либих всю свою жизнь исследовал способы питания растений, решал вопросы рационального использования удобрений. Он многое сделал для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Россия за оказанную ей помощь в подъеме земледелия наградила ученого двумя орденами Святой Анны, Англия сделала его почетным гражданином, в Германии он получил титул барона. Ему принадлежит заслуга в создании концентратов пищевых продуктов. Он разработал технологию производства мясного экстракта, который уже в наши дни получил название «бульонного кубика». Немецкое химическое общество воздвигло ему памятник в Мюнхене.

Рубрика: |

Александра Дюма называли сочинителем-скорописцем, за свою жизнь он написал 647 произведений на самые разные темы. Его интересовало все: история, преступления, выдающиеся люди и даже рецепты иностранной кухни. Он старался быть в гуще важнейших событий, ездил по разным странам Европы, выходил с восставшими на улицы Парижа, где его чуть не убили. Вернувшись домой, он садился к столу и писал, писал, забывая обо всем. Его авантюрные романы были переведены на многие языки мира, они послужили основой для многочисленных театральных постановок, художественных фильмов. Интерес к его творчеству не угас и в XXI веке.

Адамс Джон

Адамс, Джон (John Adams) (30.11. 1735-04.07.1826 гг.) - 2-й президент США, преемник Дж. Вашингтона, в отличие от которого может быть отнесен не столько к политическим практикам, сколько к теоретикам политики. Родился в Массачусетсе в семье фермера, окончил Гарвардский университет, занимался юридической практикой, стал одним из наиболее популярных адвокатов Бостона.

Адамс Джон Куинси

Адамс, Джон Куинси (John Quincy Adams) (11.07.1767-23.02.1848 гг.) - 6-й президент США. Обучался в Голландии, Франции, США (Гарвард). В кон. 18 - начале 19 веков примыкал к федералистам (как федералист подверг критике памфлет Т. Пейна «Права человека»), но в 1807 г. порвал с ними. Посланник США в Голландии и Пруссии (1794-1801 гг.); конгрессмен (1802 г.); сенатор от Массачусетса (1803-1808 гг.); первый посланник США в России (1809-1814 гг.). Через Адамса Александр I в 1813 г. предложил российское посредничество в урегулировании англо-американского конфликта.

Адмирал Нельсон Горацио

Нельсон, Горацио (Horatio Nelson) 129.09.1758-21.10.1805 гг.) - английский флотоводец.

Горацио Нельсон родился в семье священника на севере Норфолка. В 12 лет он отправился на флот. В 1773 г. в составе экспедиции Горацио плавал по северным морям. Его военная морская служба началась в период войны с Францией. В 1793 г.

Нельсон был назначен капитаном 64-пушечного корабля «Агамемнон». В составе английской эскадры «Агамемнон» охранял Средиземное море от французских кораблей. Уже в первые месяцы войны проявились лучшие черты характера Нельсона - смелость и стратегический талант. 14 февраля 1797 г. он участвовал в битве при Сент-Винсенте, сделав немало для победы английского флота, и стал контр-адмиралом. В одном из сражений Горацио был ранен и потерял правую руку.

Андраши Дьюла

Андраши, Дьюла, граф (Gyula Andrassy) (03.03.1823-18.02.1890 гг.) - венгерский политик и дипломат. После поражения венгерской революции 1848-1849 гг., в которой он принимал активное участие, Андраши эмигрировал во Францию. Дьюла заочно был приговорен к смертной казни, но впоследствии амнистирован и в 1858 г. вернулся в Венгрию.

Бенджамин Дизраэли

Дизраэли, Бенджамин (Benjamin Disraeli) (21.12.1804-19.04.1881 гг.) - известный британский государственный и политический деятель, писатель. Сын литератора И. Дизраэли, еврейского эмигранта, принявшего христианство. В произведениях «Вивиан Грей», «Молодой Герцог» и др. Дизраэли мастерски подметил особенности политической жизни страны и выступил с пропагандой консервативных принципов (защита короны, церкви, аристократии).

Бланки Луи Огюст

Бланки, Луи Огюст (Louis Auguste Blanqui) (08.02.1805-01.01.1881 гг.) - французский революционер, утопист-коммунист. Луи получил образование в Лицее Карла Великого в Париже. Увлечение республиканско-демократическими идеями привело его в ряды противников режима Реставрации (1814-1830 гг.). Активный участник Июльской революции 1830 , республиканец Бланки стал непримиримым противником монархии Луи-Филиппа. В 1930-е гг. был организатором и руководителем тайных республиканских обществ, выступавших за создание демократической республики и уничтожение эксплуатации.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем "патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX -- начале XX в.имеет свои особенности.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий -- духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа -- крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII -- первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. -- разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется и том. что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Одним из самых знаменитых деятелей культуры девятнадцатого века является Александр Сергеевич Пушкин.

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Великим открытием Пушкина было освоение действительности во всем ее многообразии как источника и материала поэтического творчества. Говорят, Пушкин открыл в литературе окно в мир. Нет, это окно было открыто в русской поэзии до него. Он же разрушил все перегородки, все средостения, отделявшие поэзию от жизни; ничего не было с тех пор в мире, в обществе, в природе, в жизни человеческой души, что не стало бы предметом искусства. Он же открыл метод поэтического творчества, который позволил поэту не быть "эхом", повторяющим каждый звук (нет ничего более неверного такого плоского понимания глубокой и вдохновенной пушкинской декларации). Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная художественная картина мира.

Поэзия Пушкина отразила все "впечатленья бытия". В ней отозвались его героическое и трагическое время, отблески сражений национально-освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха

В нынешнем подходе к интерпретации образа поэта учитывается весь опыт изучений и толкований его личности и наследия. Причем опыт этот не ограничивается рамками только нашей страны. Расширяются исследования интернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм. При однозначности и спорности ряда трактовок, предлагаемых западными исследователями и комментаторами творчества, их влечет тайна пушкинского духа. Внимание к художественному наследию, к отдельным произведениям сочетается со все более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальности гения западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.

"...за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие" По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим".

Пушкин жил и работал XIX веке, а в двадцатом веке были свои наиболее отличившиеся авторы, например, Шолохов Михаимл Алексамндрович.

Литературный мир М. Шолохова, изничтожаемый «критиками-демократами» как криминал «пресловутого соцреализма», намного богаче, чем социалистическая идеология, и больше нее.

Отношение к Шолохову и советской литературе во многом определялось расхожим мнением о том, что в новой России выбита самая почва, порождающая крупных художников, и при большевистской власти могут процветать только “отпрыски Демьяна Бедного, «корифея пролетарской культуры»”, безликая бездарность, приспособляющаяся и низводящая изящную словесность до пропагандных идей и примитивных лубочных агиток. “Несчастная страна... не сумевшая выделить если не Толстых и Тургеневых, то хотя бы честных людей, смеющих иметь своё собственное суждение, -- сетовала Е.Кускова. -- Даже их великий писатель Шолохов отказывается его иметь. Стадо. Всё ещё октябрьское стадо... Какое это горе. И какой позор для великой страны...”

Имя Шолохова, поднявшегося из низов и низы олицетворявшего, с его народной Россией, “по определению” лишённой не только навыков демократической жизни и свободного мышления, но и всяческих признаков и зачатков культуры, становится знаковым в кругах эмигрантской политической и художественной элиты. Его приход слишком ощущается всеми и каждым, но не как благо для себя, а как неудобство и даже угроза собственному существованию, ибо «Тихий Дон» -- не только глубокое сомнение в незыблемости сложившейся иерархии социальных предпочтений и приоритетов, но и их решительный реальный пересмотр. А потому Шолохова следует или замалчивать, или говорить о нём небрежно и между делом, словно речь идёт о досадной помехе, недостойной пристального внимания, или, наконец, постараться дезавуировать его явление ссылкой на ошибку “зрительного восприятия” -- это не тот, за кого мы его принимаем, ибо там, откуда он пришёл, его быть не может. “...Можно ли ожидать такой шедевр от простого казачка, проведшего свою юность в станице, да ещё в период гражданской войны”, -- с пафосом вопрошал белый свет некий И.С.Г., не сомневающийся в ответе. “Второстепенная боевая единица” нашей трагической эпохи -- сказал с уверенностью круговой поруки о Шолохове Ю.Терапиано.

В 1965 году Шолохову присудили Нобелевской премию, но в советской России он признания так и не получил. Говорили о том, что Шолохов “никак” не может представлять русскую интеллигенцию, народ и Россию перед “лицом” Нобелевского комитета и фонда. Более того, как уверяли “мировое сообщество” «Грани», автор «Тихого Дона» “примазывается к величию и благородству русского народа” и тем самым “позорит и его величие и его благородство”, и, конечно, по этой причине “современная русская интеллигенция” “никогда не простит западной культуре присуждения Нобелевской премии Шолохову...”

ГАШЕК Ярослав

Чешский писатель-сатирик

Родился в семье школьного учителя. В юности отличался взрывным характером, был непременным участником антинемецких выступлений в Праге, различных скандалов и драк.

Всегда был дущой компании, завсегдатаем пражских кабачков и пивных. В 1902 году с отличием окончил Торговую академию и устроился на работу в банк «Славия». В 1903 году бросил работу и совершил путешествие по Балканам и Центральной Европе.

После публикации в 1903 году сборника стихов «Майские выкрики», написанного совместно с Ладиславом Гаеком, и получения денег за свои заметки, которые писал в ходе своих путешествий, решил стать писателем. Быстро приобрел популярность как самый читаемый чешский юморист, печатаясь в развлекательных рубриках ежедневных газет и еженедельников, юмористических журналах, календарях.

В середине 1900-х сблизился с анархистскими кругами и принимал участие в митингах, выступал с агитационными поездками. К 1909 году порвал с анархическим движением.

В 1909 году стал редактором журнала «Мир животных». Спокойный академический характер издания претил веселому характеру Гашека, и он решил порадовать читателей всяческими открытиями из жизни животных. Из под его пера вышли загадочный «табу-табуран», живущий в Тихом океане, муха с шестнадцатью крыльями, восемью из которых она обмахивается как веером, домашние серебристо-серые вурдалаки, древний ящер «идиотозавр». Неудивительно, что вскоре был уволен с поста редактора. В 1912-1915 годах были изданы сборники «Бравый солдат Швейк и другие удивительные истории», «Страдания пана Тенкрата», «Гид для иностранцев», «Моя торговля собаками».

Затем открыл «Кинологический институт», а по сути просто контору по продаже собак. Не имея денег на покупку породистых щенков, ловил дворняг, перекрашивал их и подделывал родословную. Подобное мошенничество продолжалось недолго и окончилось судом. Вообще имя Гашека часто фигурировало в полицейских протоколах: «в нетрезвом состоянии справлял малую нужду перед зданием полицейского управления»; «в состоянии легкого алкогольного опьянения повредил две железные загородки»; «недалеко от полицейского участка зажег три уличных фонаря, которые уже были погашены»; «стрелял из детского пугача». Представившись в полиции святым Яном Непомуцким, 518 лет от роду, был помещен в сумасшедший дом, где собирал материалы для новых юморесок. Во время Первой мировой войны поселился в пражском отеле и зарегистрировался как «Лев Николаевич Тургенев. Родился 3 ноября 1885 года в городе Киеве. Живет в Петрограде. Православный. Частный служащий. Приехал из Москвы. Цель приезда - ревизия австрийского генерального штаба». Будучи арестован как русский шпион, заявил, что в качестве лояльного гражданина счел долгом проверить, «как в это тяжкое для страны время функционирует государственная полиция».

В 1915 году был призван в армию и зачислен в 91-й пехотный полк, расположенный в Ческе-Будеевицах. Многое из того, что случилось с Гашеком в армии, он описал затем в романе «Похождения бравого солдата Швейка». Так, в полк он явился в военной форме, но в цилиндре. Из школы вольноопределяющихся был отчислен за нарушения дисциплины. А симуляцию ревматизма признали попыткой дезертирства и даже осудили на три года, с отбытием по окончании войны. Так что на фронт Гашек отправился в арестантском вагоне.

В армии получил должность помощника писаря, что позволило ему уклоняться от учений и продолжать творчество. Тогда же довольно тесно сошелся с денщиком Франтишеком Страшлипкой, ставшим одним из основных прототипов Швейка. На фронте в Галиции выполнял обязанности квартирьера, позже был ординарцем и связным взвода. Участвовал в боях у горы Сокаль, был награжден серебряной медалью за храбрость и произведен в чин ефрейтора. 24 сентября 1915 года, в ходе контрнаступления русской армии на участке 91-го полка, Гашек вместе со Страшлипкой добровольно сдались в плен.

В плену, подобно многим другим соотечественникам, вступил в Чехословацкий легион, воевавший на стороне русской армии. Летом 1917 года за бой у Зборова он даже был награжден георгиевским крестом четвертой степени.

После заключения сепаратного мира между Россией и Германией и начавшейся эвакуацией чешского корпуса в Европу через Владивосток отправился в Москву, где вступил в коммунистическую партию. В апреле 1918 года был отправлен в Самару, где вел среди чехов и словаков агитацию против эвакуации во Францию, а также призывал их вступать в Красную Армию. К концу мая отряд Гашека насчитывал 120 бойцов, которые принимали участие в боях с частями Белой армии и успешно подавили анархистский мятеж в Самаре. В июле полевой суд чехословацкого легиона выдал ордер на арест Гашека, как предателя чешского народа. После белочешского мятежа, оказавшись на контролируемой колчаковцами территории, был вынужден скрываться. Только к сентябрю пересек линию фронта, и в Симбирске вновь примкнул к частям Красной Армии.

С октября 1918 года занимался партийной, политической и административной работой при политотделе 5-й армии Восточного фронта. В декабре 1918 года был назначен комендантом города Бугульмы. Принимал личное участие в красном терроре. В 1919 году был переведен в Уфу, где заведовал типографией и издавал большевистскую газету «Наш путь». Там женился на сотруднице типографии А.Г. Львовой. Вместе с 5-й армией побывал в Челябинске, Омске, Красноярске, Иркутске, где был легко ранен при покушении

В Иркутске был избран депутатом городского Совета. Одновременно издавал газеты «Штурм» на немецком языке, «Рогам» на венгерском, «Бюллетень политработника» на русском и «Ур» («Рассвет») на бурятском. После окончания Гражданской войны Гашек остался в Иркутске, где даже купил дом. Однако в то время в Сибири действовал «сухой закон», что не могло не огорчать известного любителя выпить. Возможно, это стало одной из причин возвращения на родину.

В декабре 1920 года вместе с супругой вернулся в Прагу, где в связи со своей службой у большевиков, был встречен с крайней неприязнью. Оказался почти без средств к существованию и даже продавал на улицах экземпляры своих книг, скопившиеся у издателей за время войны. Вскоре снова жил на авансы от издателей, кочуя из трактира в трактир. В трактирах же он и писал свои новые произведения, часто там же их и зачитывал. Постоянная выпивка, два перенесенных тифа, отказ соблюдать рекомендации врачей, - все это приводило к постоянному ухудшению здоровья Гашека.

После возвращения в Прагу выпустил сборники рассказов «Две дюжины рассказов», «Трое мужчин и акула» и «Мирная конференция и другие юморески». В это же время начал работу над романом «Похождения бравого солдата Швейка», который печатался отдельными выпусками. Роман писался сразу набело, и каждая написанная глава немедленно направлялась издателю. Одновременно с чешским изданием перевод книги на правах оригинала выходит во Франции, Англии, Америке. К 1922 году первый том романа уже выдержал четыре издания, а второй - три.

В августе 1921 года переехал в небольшой городок Липнице, где продолжал активно работать над романом о Швейке. Но здоровье его неуклонно ухудшалось. Часто из-за болей приходилось прерывать работу. Однако писатель трудился до конца. Последний раз он диктовал Швейка всего за 5 дней до собственной смерти. Роман остался незаконченным. 3 января 1923 года Гашек скончался.

Во многих городах мира в честь Ярослава Гашека названы улицы, а количество памятников Йозефу Швейку даже превышает количество памятников самому Гашеку. В мире существует несколько музеев Гашека, в том числе в России (в Бугульме). В честь Я. Гашека назван астероид 2734 Гашек, а в честь его самого известного персонажа - астероид 7896 Швейк.

Деятели русской культуры 19 века. Назовите любого деятеля

  1. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. : усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа Живые мощи. Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное икоцописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев) , а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.
    В XIX начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Бэр, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.
    В истории русской культуры конец XIX начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается Миром искусства и заканчивается акмеизмом. Мир искусства это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования Мира искусств имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых Русских сезонов.
  2. Литература: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие.
    Живопись: Айвазовский и другие.
    Обратись к поисковикам.
  3. нужной информации нет!
  4. Художественная ориентация Мира искусства была связана с модерном
    и символизмом. В противовес идеям передвижников художники
    Мира искусства провозгласили приоритет эстетического начала в
    искусстве. Члены Мира искусства утверждали, что искусство
    прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров
    журнала С. Дягилев писал: Произведение искусства важно не само по
    себе, а лишь как выражение личности творца. Полагая, что современная
    цивилизация антагонистична культуре, мирискусники искали идеал в
    искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на
    журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало
    оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней
    иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его
    дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних
    цивилизаций и заново оценить собственное художественное и
    литературное наследие.

    Художественные выставки, организуемые Миром искусства, пользовались
    громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно
    международную выставку, на которой с произведениями русских
    художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в
    том числе Бклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901
    г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском
    институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали
    ближайшие друзья Дягилева Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы
    Мира искусства в Петербурге и Москве были устроены также и в
    ноябре 1903 г.

    Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и
    движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
    С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне
    своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку
    Мира искусства, состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г.,
    представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого
    прошлая деятельность Мира искусства создала весьма благоприятный
    климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с
    избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова,
    Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и
    М. Ларионов.
    В 1910-х г. г., несмотря на то, что идеи мирискусников к тому времени
    в значительной степени утратили свою актуальность, объединение
    Мир искусства возродилось и выставки его продолжались вплоть
    до 1920-х г. г.

  5. Актры, писатели, поэты, композиторы, художники.
  6. Гоголь
  7. спасибо
  8. Чеховс!