Песенный фольклор в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по литературе

Методическая разработка

Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства в 10 классе по роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Урок-экскурсия

Подготовила и провела:

Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».

Тема: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)

Эпиграф: «Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Цели урока:

1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

2) развитие навыков анализа художественного произведения, развитие устной речи; умения логически мыслить;

3) воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

Предварительная работа:

Пейзажи: ч.1 г.1. («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2.г. 1 (повторение предыдущей картины); ч.2.г.2. («великолепная панорама Петербурга»); ч.2.г.6. (вечерний Петербург); ч.4.г.5. (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4.г.6. (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни : ч.1.г.1. (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2.г.2. (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2.г.6. (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч.5.г.5.(смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч1.г.З. (каморка Раскольникова); ч.1.г.2. (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1.г.2.и ч..2 г.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч.4.г.З (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4.г.4 (комната - «сарай» Сони).

2) подготовить рассказ об истории основания города Петербурга, о художнике И.С.Глазунове;

3) найти иллюстрации с видами Петербурга.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Фоном, на котором разворачивается действие романа «Преступление и наказание», является Петербург середины 60-х годов. Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова (чтение описания комнаты главного героя, анализ).

Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки, он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, все несет на себе печаль общей неустроенности, скудности человеческого существования. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. - У Достоевского пейзажные описания очень кратки. В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя.

II. Сообщение ученика об истории Петербурга с проецированием на экран видов Петербурга:

Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр - Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М.Достоевского, Петербургу посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено - бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

И сейчас он по-прежнему влечет к себе живописцев и графиков. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, классицизм не приносил нигде, даже на его родине - во Франции.

Я вижу град Петра, чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ!

Повсюду зрю следы великия державы,

И русской славою след каждый озарен!

(П.Вяземский)

Учитель:

Многие здания Петербурга построены в стиле барокко, в классическом стиле. Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами - колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М.Достоевского.

Так мы знакомимся с другим Петербургом - Петербургом Достоевского. Чтение учеником стихотворения Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург»:

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нем убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе - пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы;

Есть там смех, да не радость,

Все блестит, но бездушно...

Слушай, бледная младость,

В дымно городе душно!

Учитель:

Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже поникают в жизнь человека.

А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника, для которого Достоевский был одним из любимых писателей (работа с иллюстрациями).

Доклад ученика «Любимый писатель художника И.С.Глазунова - Ф.М.Достоевский».

III. Образ города в романе «Преступление и наказание».

Перенесемся на страницы романа, пойдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов:

1.Улицы Петербурга.

2. Комнаты Раскольникова и Сони Мармеладовой.

3. Лестницы, пролеты, дома.

4. Звуки города.

5. Судьба человека (самоубийца).

(Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим улицам идет Раскольников к старухе - процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.)

IV. Вывод (высказывания учащихся). Учитель:

Таким образом, эти эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов в 60-х годов 1Хв. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на невыносимые лишения и страдания, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков - это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».

Нам открылся конфликт между человеком и обществом. Мы побывали в Петербурге Достоевского.Преступление и наказание » Какие произведения принадлежат перу Ф.М. Достоевского ? а) «Идиот» б) «Братья Карамазовы» в) «Игрок» г) «Обрыв» д) «Преступление и наказание ... жанра романа «Преступление и наказание »? а) социально-бытовой...

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (1)

    Документ

    В нём? Произведение Смысл сна Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание » Сон о забитой кляче Раскольников во... Раскольникова изначально тонкая, добрая душа. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание » Сон Раскольникова в эпилоге Отражением постоянных...

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (2)

    Документ

    Интерьер; «Дворянское гнездо»; «Записки охотника» 3.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание » Подробно знать следующие сцены: три... комнат;Какой цвет преобладает в описаниях Достоевского ? В чем состоит теория Лужина о «целом...

  • «Русская литература XIX века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Литература

    По теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание ». ЭОР №11. Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание ». Раскольников и Мармеладов...

  • Читая роман «Преступление и наказание», читатель сталкивается с одной особенностью текста: в нем постоянно встречаются зашифрованные или сокращенные названия улиц, мостов, переулков Петербурга. Зачем автор делает это? Скорее всего, это связано с тем, что цель Достоевского - представить в произведении не конкретные улицы и мосты, а типические, достичь определенного уровня обобщения. Каждая улица несет в себе черты соседних. Так или иначе, из них складывается образ Петербурга в романе, столь отличный от того, который нарисовал Пушкин во вступлении к «Медному всаднику».
    Символично то, что многие улицы имеют тупики; часто попадаются глухие углы и стены. Они олицетворяют жизненные ситуации героев, когда «некуда больше идти». Важен и выбор района города - Сенная площадь, окраина, центр торговли сеном, дровами и скотом. Здесь присутствует стойкий гнилой запах, многочисленные люди создают непрекращающийся шум. Слышен тут и звук шарманки. Многочисленные нищие и пьяные дополняют колорит площади. Не раз упоминается и Столярный переулок, на котором большинство домов - питейные заведения. Здесь постоянно слышны вопли, крики и ругань. Блуждания Раскольникова происходят прежде всего в этом районе, в нем же находится дом старухи-процентщицы, а также жилище самого Раскольникова.
    Бродя по улицам, герой постоянно сталкивается с картинами тогдашней петербургской жизни. Вот пьяный в телеге, запряженной лошадями, пьяный солдат с папиросой, группка бедно одетых женщин… Раскольников наблюдает и сцену самоубийства: женщина с желтым лицом бросается в канаву и грязная вода поглощает ее. На другом мосту Раскольников получает удар хлыстом от смеющихся людей. Герой слышит ссору «писаришек» в городском саду, в другой раз он видит толпу шумящих женщин с сиплыми голосами и подбитыми глазами у питейного заведения. Ошеломляет его и сцена, когда «жирный франт» преследует пьяную девочку. А вот образ шарманщика, музыка которого сопровождает пение девочки в «старом и истасканном» одеянии. Все это создает целостный образ города, в котором людям нечем дышать, некуда идти. Их мучит духота, зловоние лестниц и петербургских трущоб, давит теснота дворов-колодцев.
    Еще одна черта Петербурга - атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих, а иногда и убивающий человека смех. Несмотря на тесноту, люди здесь ограничены друг от друга, отчуждены. Цвет, преобладающий в описании города - желтый (символизирует у Достоевского болезненность). Петербург - это город-спрут, которое захватывает своими щупальцами жертв, чудовище, в пасти которого живут раздавленные и оскорбленные люди. В итоге образ Петербурга становится не только равноправным с другими образами романа, но и центральным (так как именно он объясняет поступки Раскольникова, Свидригайлова, Лужина, Сони, процентщицы и других персонажей). Работу выполнили:
    Меньщикова Алена, Мельников Захар,
    Хренова Александра, Печенкин Валерий,
    Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
    Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

    Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

    Раскольников идёт по улице и впадает "в
    глубокую задумчивость", но от
    размышлений его отвлекает пьяный,
    которого провозили в это время по улице в
    телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
    немецкий шляпник". Раскольников не
    застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
    не хотел бы привлекать ничьего внимания.

    В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
    описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
    характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
    Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
    окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
    окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
    нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
    эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

    Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

    На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
    собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
    пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
    возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
    человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
    над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
    сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
    Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
    героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
    подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
    швыряет двугривенный в воду.

    Переходя к художественному построению текста и художественным
    средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
    образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
    противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
    дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
    зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
    раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
    указывает на привычное отношение петербургской публики к
    "униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
    издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
    нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
    грошей на улице".
    Художественные средства направлены на усиление чувства
    одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
    Петербурга.

    Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

    Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
    Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
    одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
    тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
    становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
    распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
    на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
    ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
    гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
    дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
    простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
    месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
    впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
    как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
    соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
    и истасканное»).

    В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
    («большая группа женщин толпилась у входа, иные
    сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
    собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
    своем бедственном положении и рады поглазеть на
    происходящее.
    На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
    одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
    непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

    В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
    стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
    происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
    Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
    собравшимся на мосту.
    Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
    пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
    собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
    страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
    "Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
    безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
    примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
    совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
    энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
    бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
    увиденного.

    Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

    Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
    предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
    было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
    Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
    преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
    интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
    зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
    ужасна и непредсказуема.
    Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
    личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
    Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
    Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
    Любовь и Бога.
    Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
    их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

    Вывод:

    Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
    самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
    воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
    Петербург душит, угнетает и ломает личность.
    Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
    блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
    возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
    От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
    недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
    безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
    людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
    безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
    «униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
    воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
    непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из шести частей. В первой части герой совершает убийство старухи- процентщицы, в остальных повествуется о шагах молодого человека на пути раскаяния. Такая композиция романа подчёркивает мысль о том, что совершить тяжкий грех легко, а чтобы искупить его, необходимо пройти длительный путь, полный страдания.

    Читая начало романа, мы шаг за шагом следуем за героем, задумавшим ужасное преступление. Родион Романович Раскольников идёт делать «пробу» и сразу же отказывается от отвратительной идеи убийства. Но знакомство с историей семейства Мармеладовых, с драматической судьбой Сони, вынужденной пойти по жёлтому билету, подводит студента к мысли о переустройстве мира по справедливости. Из письма матери он узнаёт о решении сестры Дуни выйти замуж за богатого адвоката Лужина, чтобы исправить материальное положение семьи. Мысль о преступлении, которая раньше казалась ему фантазией, теперь предстаёт перед ним в каком-то грозном и страшном виде. Он не может отказаться от жизни, от права действовать и единственный выход из создавшегося положения видит в убийстве богатой старухи.

    Измученный долгой ходьбой и тягостными мыслями, Раскольников доходит до Петровского острова, падает на траву и засыпает под кустом. В болезненном состоянии он видит страшный сон, в котором происходит убийство лошади. Рядом с кабаком находится большая телега, в которую запрягают огромных ломовых лошадей. Но во сне в эту большую телегу впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Этот момент сна соотносится с реальной картиной, увиденной Раскольниковым в начале романа, когда он только вышел на улицу. В реальной действительности это выглядело так: «… один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время в огромной телеге, запряжённой огромною ломовою лошадью…» Забитая до смерти клячонка во сне героя символизирует всё человеческое страдание. Это страдание непосильно, так как бедная кляча не может сдвинуть с места тяжёлый воз. В реальной действительности в телегу запряжена ломовая лошадь. Значит, герой неадекватно воспринимает действительность, и его мысли о невыносимом страдании преувеличены: каждому даётся ноша по силам.

    Необходимо обратить внимание на поведение Раскольникова в момент убийства лошади. Во сне ему семь лет. Число «семь» символично: оно означает союз человека с Богом. Из письма матери мы узнаём, что в детстве, при жизни отца, маленький Родион верил в Бога и «лепетал молитвы свои» у матери на коленях. В письме мать спрашивает сына: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?» Во сне и показан момент отхода героя от Бога, момент утраты веры. Маленький Родя «в исступлении бросается с своими кулачками на Миколку», Отец пытается остановить сына и выхватывает его из толпы. Взрослый человек не пытается во сне вмешаться в происходящее. Отец во сне – это Бог. Раскольников восстаёт против Бога, когда видит, что тот не стоит устранить страдание. Мир устроен несправедливо, и герой стремится перестроить мир по справедливости, чтобы в нём не было страдания.

    Художественное пространство сна составляют два взаимоисключающих понятия: церковь и кабак. Кабак стоит на окраине города и производит на героя неприятнейшее впечатление и даже страх. Здесь нарисована картина человеческого греха: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…» Бросаясь с кулаками на смрадно – грешного Миколку, герой восстаёт против народного греха. Стремление покарать чужой грех отделяет героя от людей, позволяет ему ходить «бледным ангелом», лишает сознания собственной греховности. Во сне ребёнок любит церковь и старинные образа в ней, но дорога к храму проходит мимо кабака. Так Достоевский подчёркивает мысль, что нравственное очищение происходит после совершения греха. Чёрная пыль на дороге соотносится с той землёй на площади, которую поцелует Раскольников, идя в полицию с признанием.

    Итак, мы видим, что мир в восприятии героя делится на два пространства, которые не соединяются: кабак и церковь. В реальной действительности и в тексте романа кабак и церковь существуют как единое целое. Пьяный Мармеладов кабак превращает в церковь, когда произносит покаянную речь и проповедь о милосердии Бога, прощающего грешников. В эпилоге каторжники набрасываются на Раскольникова в церкви, собираясь его убить.

    В романе два Миколки. Во сне Миколка – хозяин лошади, решивший прокатить пьяную толпу. Он бьёт свою «кобылёнку», потому что она ему «сердце надрывает». В портрете этого крестьянского парня подчёркивается его греховное начало: «молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом». Но есть и Миколка – праведник. Это юный маляр, решивший взять на себя грех Раскольникова и пострадать, чтобы очистить свою душу. В портрете этого Миколки подчёркивается высокая духовность, готовность на подвиг: «В глазах его сверкала решимость, но в то же смертная бледность покрывала лицо его, точно его вели на казнь. Совсем побелевшие губы его слегка вздрагивали». Толстый краснорожий грешник Миколка и бледный, с тонкими сухими чертами лица Николай не случайно носят одно имя. Это как бы два лица одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

    Этот сон стал пророческим для Раскольникова. Сон показал добрую человеческую природу героя. Во сне ребёнок не может выдержать страдания несчастной лошади, он тяжело переживает её убийство: «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует в глаза, в губы».

    В ужасе просыпается Родион. Он представляет, как он возьмёт топор, станет бить по голове, размозжит старухе череп, будет скользить в тёплой, липкой крови… Он отказывается от этой «проклятой мечты своей» и чувствует свободу «от колдовства, обаяния, от наваждения». Он понял, что натура его не выдержит преступления.

    Но именно тогда, когда герой чувствует, что освободился от навязчивой идеи убийства, автор устраивает ему испытание. Из случайно подслушанного разговора Раскольников узнаёт, что завтра в седьмом часу старуха будет дома одна. Автор показывает, что человек, отошедший от Бога, один не остаётся, рядом с ним оказывается дьявол, нашёптывающий соблазнительные мысли. Герой становится суеверным, им начинает управлять случайность. Свобода от Бога приводит к человеческой несвободе.

    Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

    Петербург достоевского. сцены уличной жизни

    Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения) Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения) Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова «тянуло шляться» по злачным местам, «когда ему тошностановилось, «чтоб еще тошней было»». Приближаясь к одному израспивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падаетна нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных «оборванцев»,ругающихся друг с другом, на «мертво-пьяного» (оценивающий эпитет,гипербола) нищего, лежащего поперек улицы.

    Всю мерзкую картинудополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях ипростоволосых.

    Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

    Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей. Петра творенье По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы. Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.
    Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.

    Петербург в романе «преступление и наказание»

    Только стерва ужасная…» - рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице.


    Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям. Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения.
    В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин - закладчик и краденое прячет…

    Уличные сцены в романе преступление и наказание

    Ни следа давешнейэнергии… Полная апатия заступила ее место» — метафорично отмечает автор, какбы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую послеувиденного.9. Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны) Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и небыло видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда КатеринаИвановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которойпреимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудностьинтересов этой массы, их привлекает не что иное, как странноезрелище.
    Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.

    Роль уличных сцен в романе преступление и наказание

    Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

    Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления. На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».


    Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

    Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание

    Внимание

    Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованныхпроисходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.Достоевский использует метафору «зрители» по отношению к людям,собравшимся на мосту.Мещане — бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,пытавшаяся покончить жизнь самоубийством — это в каком-то смыслесобирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей истраданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.»Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия ибезучастия.» «Нет, гадко… вода… не стоит, — бормотал он про себя», как быпримеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собираетсясовершить намеренное: пойти в контору и сознаться.

    Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

    Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади.

    Важно

    Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.

    Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание по главам

    Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
    Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно. Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.


    Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.

    Описание сцен уличной жизни в романе преступление и наказание

    Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни Работу выполнили:Меньщикова Алена, Мельников Захар,Хренова Александра, Печенкин Валерий,Швецова Дарья, Валов Александр, МецлерВадим, Елпанов Александр и Томин Артем.2. Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) Раскольников идёт по улице и впадает «вглубокую задумчивость», но отразмышлений его отвлекает пьяный,которого провозили в это время по улице втелеге, и который крикнул ему: «Эй ты,немецкий шляпник». Раскольников незастыдился, а испугался, т.к. он совершенноне хотел бы привлекать ничьего внимания. В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает егохарактер и делает намёки на замысел Раскольникова.Он чувствует отвращение ко всему окружающему иокружающим, ему некомфортно: «и пошёл, уже не замечаяокружающего и не желая его замечать».

    Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством. На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» — произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали. Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя.

    Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть. Уличные сцены В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М.