Исследовательская работа гитара один из самых великих. Исследовательская работа «Гитара – прошлое и настоящее Франсиско Таррега Эшеа

Защита проектной работы по музыке на тему:

«Откуда родом гитара?»

Выполнил Капля Семён

ученик 6в класса

Для своего проекта я выбрал тему «Откуда родом ты моя гитара?». Я уже 5 лет осваиваю игру на классической гитаре в музыкальной школе. как приобрела свой современный облик и звучание.

Цель работы:

Ниже, вы видите те задачи, которые я решал во время работы над проектом.

Задачи работы:

Проектный продукт моей работы эта презентация. Я надеюсь, что мой рассказ поможет мне пробудить у товарищей желание взять в руки этот удивительный музыкальный инструмент и научиться играть на нём.

Гитара - это струнный щипковый инструмент, являющийся представителем семейства лютневых.Её история начитывает более 4000 лет.

Самые ранние свидетельства о струнных инструментах, предках современной гитары, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Вы видите киннор, струнный инструмент, упоминающийся в библейских сказаниях.

В древнем Египте также были известны похожие инструменты: набла, танбур в Египте, кифара в древней Греции. Как мы видим предки гитары пришли в Европу из Египта и Месопотамии.

Эти ранние инструменты имели чаще всего четыре струны. Слово гитара происходит от древнеперсидского «чартар», которое в прямом смысле означает «четыре струны». Изображения гитары встречаются на средневековых фресках и картинах.

В середине XIII века арабы завезли гитару в Испанию, где она стала подлинно народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. К началу эпохи Возрождения 4-х струнная гитара стала доминирующей в большинстве стран Европы.

мавританская и латинская. Звук, издаваемый мавританской гитарой, был резким. Латинская, напротив, давала очень мягкое звучание.

В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом, к четырём струнам прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй и название испанской гитары .

В XVII веке появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Франческо Корбетта, придворный гитарист королей Испании, его ученик Робер де Визе, придворный гитарист короля Франции Людовика XIV.

В течение XVIII -XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими .

В это же время появляется целая плеяда выдающихся гитаристов и композиторов. Это испанцы иитальянцы..

Во второй половине XIX века испанский композитор, солист-виртуоз и педагог Франсиско Таррега Эшеа . В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Он делал переложения произведений Шопена, Баха, Бетховена для гитары.

Андрес Сеговия . В истории Испании не было другого артиста, который так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру.

В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара, но она не была приспособлена к строю русской народной музыки, поэтому появляется семиструнный вариант испанской гитары, получивший название «русской гитары».

Андреем Осиповичем Сихрой. Без семиструнной гитары трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс и цыганская музыка.

Александр Михайлович Иванов-Крамской – выдающийся исполнитель,композитор и педагог, который играл и соло, и с оркестром, и с органом, и в дуэте со скрипкой, и в составе квартетов и квинтетов.

Я выяснил, что в настоящее время существует много разновидностей гитары.

Классическая гитара. На ней как правило стоят нейлоновые струны, у них широкий гриф, и играют на них обычно без использования медиатора.

Акустическая гитара. Также их называют Кантри или Вестерн гитарами. У них громкий звук, так как на них ставятся металлические струны и играют в основном медиатором.

Эти гитары отличаются большими корпусами и очень громким звуком. Они наиболее подходят для аккомпанемента и используются в Рок, Поп, Блюз, Кантри музыке..

Она имеет шесть струн, под которыми натянута кожа. Играют на ней специальным плектром. В отличие от звонкого тембра других гитар. У гавайской мягкий, тянущийся, чуть гнусавый звук.

В ХХ веке произошло рождение новой – электрической гитары. С её появлением в мире музыки произошёл настоящий фурор.

Виктор Иванович Зинчук – самый сильный российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, заслуженный артист России. Помимо создания своей собственной музыки, сделал много аранжировок классической музыки разных композиторов.

Полуакустическая гитара. Гитары этого типа чаще всего вы можете услышать в джазе, за что они и получили второе название - джазовые.

становится популярным музыкальным инструментом в России.

На мой взгляд, причины возрастающего интереса к гитаре среди молодёжи объяснимы. К ним относятся в первую очередь желание подростков повысить уважение к себе со стороны сверстников. Но самое главное, она привлекает своей красотой звучания.

Считаю, что проблему своего проекта я решил, так как была проделана большая работа, нацеленная на привлечение внимания к гитарному искусству. Если после моей презентации хотя бы один подросток захочет взять в руки этот инструмент или почувствует к нему чуть больше уважения, чем раньше, то я буду считать свою задачу выполненной.

Просмотр содержимого документа
«000 Откуда родом гитара проект»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Проектная работа по музыке на тему:

«Откуда родом гитара?»

Выполнил Капля Семён

ученик 6в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

План:

I .Введение

II .Теоретическая часть

2.1. История появления гитары.

2.2. XVI -XVIII век (гитара в Испании).

2.3. XIX век.

2.4. История развития гитары в России.

2.5. XX век.

2.6. Разновидности гитары в наши дни.

III . Заключение

IV . Список литературы

I .Введение

Для своего проекта я выбрал тему «Откуда родом ты моя гитара?». Я уже 4 года осваиваю игру на классической гитаре в музыкальной школе. Мне захотелось узнать, когда появилась гитара, как приобрела свой современный облик и звучание, проследить путь развития инструмента, а также узнать о знаменитых композиторах-гитаристах и исполнителях.

Цель работы: познакомиться с историей возникновения гитары, разновидностями гитары, композиторами и гитаристами-исполнителями.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать историю возникновения и развития инструмента.

2. Познакомиться с творчеством наиболее ярких гитаристов-исполнителей и композиторов, сочинявших музыку для гитары.

3. Продемонстрировать на примере своего выступления исполнительские возможности классической гитары.

Проектным продуктом моей работы будет презентация «Откуда родом ты, моя гитара». Этот проектный продукт поможет мне пробудить у некоторых из учащихся желание взять в руки этот удивительный музыкальный инструмент и научиться играть на нём.

II .Теоретическая часть

2.1. История появления гитары.

Гитара – самый загадочный своей историей инструмент. Много споров, но никто толком не может объяснить его историю. Откуда вообще к нам пришёл этот инструмент, и что он собой представлял в те далёкие времена? Давайте попробуем разобраться с историей возникновения гитары как прародительницы всех видов современных гитар.

Этот удивительный по красоте звучания и очень популярный сегодня музыкальный инструмент, имеет многовековую историю. После многолетних исследований учёных можно предположить, что начинается её история на Востоке, когда были созданы первые щипковые инструменты, изготовленные из панциря черепахи или тыквы. Первое изображение музыкального инструмента, по форме напоминающего гитару, было обнаружено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре, расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии. На глиняном барельефе, относящемся к середине III тысячелетия до н.э., изображён сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инструмента и длинный гриф позволяют сделать предположение, что это киннор , прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.

На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV-XIV вв. до н.э.), изображён инструмент, имеющий корпус в виде восьмёрки с несколькими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором.

Киннор был известен и в Древнем Египте. По одной версии, он попадает к египтянам примерно в XV веке до н.э. и получает название нефера или наблы . По другой – этот музыкальный инструмент появился в Египте и в Шумеро-Вавилонии примерно в одно время.

При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII – VII вв. до н.э.) был найден барельеф с изображением торжественного богослужения в храме. На барельефе мы видим двух танцовщиков в львиных масках и музыканта с инструментом, напоминающем гитару. Этот музыкальный инструмент замечателен тем, что похож на латинскую гитару и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.

У вавилонян времен Навуходоносора (VII – VI вв. до н.э.) был известен музыкальный инструмент саббека или самбук , имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его переняли у вавилонян древние греки и римляне. Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял своё название (пектис, магадис ), но, в конце концов, стал известен под названием азиатской китары или просто китары (китарры).

В Афинском национальном музее есть скульптурное изображенье исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н.э.

Существует даже легенда о происхождении китары . «Бог солнца, поэзии и музыки Аполлон увидел Купидона, сына Венеры, зловредного и непослушного мальчика, и стал его бранить: «Малыш, тебе ещё слишком рано играть с луком и стрелами!». Купидон очень рассердился. Полный мстительного чувства, он выпустил стрелу в сердце Аполлона, который тотчас же влюбился в Дафну, красивую нимфу, случайно проходившую мимо. Купидон выпустил ещё одну стрелу, в сердце Дафны, чтобы та почувствовала отвращение к Аполлону. Аполлон стал преследовать Дафну, и когда её настиг, та взмолилась к богам о помощи. Боги вняли мольбе и превратили её в дерево лавр (греческое слово «Дафна» означает лавровое дерево). Аполлон из лавра сделал музыкальный инструмент китару, а листьями лавра с тех пор венчают великих поэтов и артистов». Китара сохранила от своего женского происхождения изящные формы тела, склонность к капризам и непредсказуемость поведения. На одном из древнегреческих барельефов IV века до н. э. изображена женщина, играющая на музыкальном инструменте, напоминающем гитару. Считается, что именно от китары и получила своё название гитара.

Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными. Именно в это время арабы завезли гитару в Испанию, где она стала подлинно народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев, о чём свидетельствуют миниатюрные рукописи, на которых художники запечатлели придворных менестрелей с гитарами.

2.2. XVI - XVIII век (гитара в Испании).

Одними из первых были две разновидности испанской гитары: мавританская и латинская. Первая имеет выпуклую нижнюю деку, музыкант пользуется в основном плектром, струны натянуты так, что крепятся на нижнем основании инструмента. Известно, что звук, издаваемый мавританской гитарой, был резким. Латинская, напротив, давала очень мягкое звучание, её дека была плоской, играли на ней при помощи пальцев. А вот положение, которое прослеживается для гитары на тот момент, наклонное.

Латинская гитара по конструкции и звучанию уже напоминает современную классическую гитару . При игре на латинской или римской китаре использовался приём punteado, то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской китаре – приём rasgeado, то есть «бряцание» по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком – стала основой классической школы. В свою очередь, игра приёмом rasgeado стала основой испанского стиля исполнения flamenco, а звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилось в современной игре медиаторами.

Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV – XVI вв.) благотворно сказалось и на развитии гитарного искусства. В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом, к четырём струнам, известных ещё с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй и название испанской гитары . Струны на такой гитаре были сдвоенными, и только первая струна «певунья» могла быть и одинарной.

Постоянно ведутся поиски усовершенствования конструкции инструмента и техники игры на нём. И в XVII веке появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта, придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его ученик Р. де Визе, придворный гитарист короля Франции Людовика XIV, Ф. Кампион, Г. Санз и многие другие. Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для гитары, в которых печатались старинные испанские танцы – пасскальи, чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы.

Следует отметить, что пятиструнные гитары изготавливали такие выдающиеся скрипичные мастера XVIII века как Антонио Страдивари и Джованни Гваданьини. Жильные струны, применяемые в то время, не могли обеспечить устойчивой, стабильной настройки, и двойные струны гитары приходилось часто подстраивать. Поэтому в конце XVIII века к испанской пятиструнной гитаре была добавлена шестая струна и гитара приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным музыкальным инструментом с широкими возможностями.

И к концу XVIII века шестиструнная гитара проникла в камерную музыку и стала концертным инструментом. Это время в истории гитары называлось «золотым веком» гитары.

2.3. XIX век.

Следует отметить, что к концу XVIII века значительно расширяется и репертуар произведений, а в начале XIX столетия среди авторов можно встретить имена прославленных музыкантов. Превосходно играл на гитаре Николо Паганини. «Я король скрипки, – говорил он, – а гитара моя королева». Паганини написал немало произведений для гитары – романсы, сонаты, вариации. Он включал гитару в свои квартеты вместе со скрипкой, альтом и виолончелью.

Играли на гитаре и писали для неё Франц Шуберт, Карл Вебер, Гектор Берлиоз. В записках Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным музыкальным образованием.

В это же время появляется целая плеяда выдающихся гитаристов и композиторов (или гитаристов-композиторов), которые в значительной мере обогатили сам образ гитары как сольного инструмента. Сейчас эти композиторы – непререкаемые авторитеты, положившие начало современной гитарной школе.

Это испанцы Фернандо Сор, Дионисио Агуадо, итальянцы Мауро Джулиани, Фердинанд Корулли, Маттео Каркасси, а так же композиторы других стран, которые оставили музыкальную литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Во второй половине XIX века в истории гитары появилось новое яркое имя – испанский композитор, солист-виртуоз и педагог Франсиско Таррега Эшеа . Он создаёт свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр.

Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей – композиторов Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре.

Фанатичный приверженец гитары, Таррега сочинял, делал переложения произведений Шопена, Баха, Бетховена, а так же своих соотечественников и всё свободное время посвящал развитию своего мастерства. Его по праву считают отцом современной классической гитары, так как всё её дальнейшее развитие несёт на себе отпечаток творчества этого мастера. Таррега создал свою школу игры на гитаре, которую впоследствии использовали, развили и продолжили его ученики.

Дело, начатое Таррегой, блистательно продолжил другой испанский гитарист – Андрес Сеговия . В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара любимый инструмент в Испании, Сеговия сказал, что один испанец – это уже целое общество, как и одна гитара – целый оркестр!

Техника игры этих великих музыкантов позволяла исполнять очень сложные произведения в больших концертных залах. Именно с этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.

Кроме того, в течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в конце XIX века испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер, которые сегодня называют классическими.

2.4. История развития гитары в России.

Интересна и очень самобытна история гитары в России. В своём развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы. Русский историк Н.Карамзин писал, что ещё в VI веке славяне любили играть на кифаре и гуслях и не расставались с ними даже в суровых военных походах. Играли в России и на четырёхструнной гитаре. В 1769 году академик Я.Штелин писал о появлении в России в царствование императрицы Елизаветы итальянской пятиструнной гитары, для которой издавались специальные музыкальные журналы.

В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара. История сохранила имена двух итальянцев – Джузеппе Сарти и Карло Каноббио, которые были в числе первых, кто познакомил русскую публику с этим инструментом. Вскоре она становится модным инструментом во всех слоях общества.

Итальянцы пытались обрабатывать для гитары русские песни, однако это плохо им удавалось, так как шестиструнная гитара не была приспособлена к строю русской народной музыки. Именно поэтому примерно в это же время появляется семиструнный вариант испанской гитары, получивший название «русской гитары».

Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой. Без семиструнной гитары трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс и цыганская музыка. Романс, цыганская песня и семиструнная гитара стали единым целым.

До Октябрьской революции семиструнная гитара в России доминировала, затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые барды, а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»).

Композиторы А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.А.Балакирев, А.Даргомыжский написали свои широко популярные романсы и песни в расчёте на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Путешествуя по Италии, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую охоту» и «Ночь в Мадриде». А такие русские писатели и поэты, как Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, посвятили этому инструменту не одну страницу в своих произведениях.

В XIX веке, благодаря Марку Аврелию Цани де Ферранти , приехавшим в Петербург, а затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор , шестиструнная гитара упрочила своё положение в России. Западные гитаристы пробудили у русских музыкантов интерес к классической гитаре. В концертных афишах стали появляться имена наших соотечественников. Первыми из значительных русских гитаристов, игравшими на шестиструнном инструменте, были Николай Петрович Макаров, Марк Соколовский.

2.5. XX век.

Но уже в начале XX века в России гитару можно было встретить лишь, среди гитаристов-любителей, старинный романс в нашей стране в это время уже был запрещён, а к инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. И вот в этих условиях в Россию на гастроли приезжает Андрес Сеговия. Гастроли великого испанского гитариста вернули инструмент к жизни.

Несколько раз с Сеговией встречался Александр Михайлович Иванов-Крамской – выдающийся исполнитель, композитор и педагог. Именно беседы с Сеговией помогли русскому гитаристу выдержать тяжелейшие условия 30-50-х годов ХХ столетия. Долгие годы он был единственным гитаристом-исполнителем в нашей стране. Концертное творчество Иванова-Крамского необычайно широко – он играл и соло, и с оркестром, и с органом, и в дуэте со скрипкой, и в составе квартетов и квинтетов.

Преподавать гитару в музыкальных училищах и школах в России начали только в 30-х годах ХХ столетия. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре был Пётр Спиридонович Агафошин . До этого времени Агафошин участвовал как исполнитель во многих концертах, аккомпанировал выдающимся певцам Ф.Шаляпину, Д.Смирнову, Т.Руффо. Более 40 лет Агафошин проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. За 20 лет работы в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории он подготовил огромное количество гитаристов, педагогов, среди которых многие получили широкое признание.

Позже в середине ХХ века занятия на шестиструнной гитаре были введены на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. В.В.Стасова, в музыкальном училище при консерватории, в Гнесинском институте и других вузах России. В настоящее время обучение игре на гитаре широко используется в детских музыкальных школах, школах искусств, других учреждениях дополнительного образования детей, а также в средних и высших специальных образовательных заведениях России.

До сих пор в России существует два вида гитары: русская семиструнная и классическая шестиструнная гитары. Каждый инструмент хорош в своей, присущей ему роли. Техника игры на классической шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, он больше подходит для аккомпанемента.

К сожалению, семиструнная гитара сегодня практически забыта, и на профессиональной сцене она появляется крайне редко, а ведь она – творческое открытие русского народа. Это и общение с народной песней в изумительной аранжировке выдающихся русских гитаристов, и популярная классика, и романс, и песня бардов. Это приобщение к национальной духовности.

В настоящее время всё больше и больше молодёжь проявляет интерес к этому инструменту.Можно даже сказать, что гитара сегодня переживает своё очередное возрождение и

Возможности гитары безграничны, кажется, она может всё. И сегодня гитара получила признание как инструмент в высшей степени выразительный, которому оказались подвластны различные жанры и формы, а также и музыкальные средства, способные выразить самые глубокие чувства.

2.6. Разновидности гитары в наши дни.

Классическая гитара. Это наиболее консервативный вид инструмента. Именно она является прямым потомком той самой испанской гитары. На классических гитарах, как правило, стоят нейлоновые струны, у них широкий гриф, и играют на них обычно без использования медиатора (маленькой округлой пластинки, которой бьют по струнам). Звук при этом получается мягкий и негромкий. Поэтому эти инструменты наиболее подходят для игры классической музыки и потому их чаще всего используют для обучения в музыкальных школах.

Развитие классической гитары происходит и в наши дни. На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать MID-конвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам.

Также их называют Кантри или Вестерн гитарами. Это самые популярные акустические гитары для игры неклассической музыки. Этим они обязаны громкому звуку и приспособленности к игре в самых разных стилях. На них ставятся металлические струны и играют в основном медиатором.

Эти гитары отличаются большими корпусами и очень громким (даже по сравнению с дредноутом) звуком. Они наиболее подходят для аккомпанемента и используются,прежде всего, в Рок, Поп, Блюз, Кантри музыке. В наше время эти гитары стали большой редкостью. Так как эти гитары также предназначены для игры медиатором - на них стоят металлические струны, а на корпусе предохраняющая пластиковая накладка.

Об этих гитарах я расскажу подробнее, поскольку с её появлением в мире музыки произошёл настоящий фурор. А появилась она в 1930 г., когда уволенный из национальной компании струнных инструментов Джордж Бишамп изобрёл электрический звукосниматель.

Принцип был следующий: проводник, колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами, производит изменения в этом поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов.

Ещё её называют, джазовая гитара сочетает в себе плюсы, как акустики, так и электрогитары. От первой ей достался полый корпус с резонирующими отверстиями, от второй звукосниматели и вся электронная начинка. Хоть у такой гитары и есть черты акустики, играть на ней без усилителя нельзя, так как отсутствует большое резонаторное отверстие на верхней деке и пустого пространства внутри неё слишком мало. Гитары этого типа чаще всего вы можете услышать в джазе, за что они и получили второе название.

В настоящее время всё больше и больше молодёжь проявляет интерес к этому инструменту.Можно даже сказать, что гитара сегодня переживает своё очередное возрождение и становится популярным музыкальным инструментом в России. Это подтверждается активной концертной деятельностью исполнителей и пропагандистов гитарного искусства, а также введением инструмента в музыкальные учебные заведения всех уровней.

На мой взгляд, причины возрастающего интереса к гитаре среди молодёжи объяснимы. К ним относятся в первую очередь желание подростков повысить уважение к себе со стороны сверстников. Но самое главное, как мне кажется, она привлекает своей красотой звучания. «В мировой музыкальной культуре существует множество прекрасных сольных инструментов, которые благодаря таланту блестящих музыкантов способны возвысить человеческий дух и обогатить его. Но гитара – это нечто особенное. Своим благородным, интимным звучанием, она способна создавать ни на что не похожую, внутреннюю, я бы сказал, философскую тишину» (А.К.Фраучи). Может быть, именно поэтому, в настоящее время так много желающих освоить гитару для себя, для круга родных и друзей.

III . Заключение

Считаю, что проблему своего проекта я решил, так как была проделана большая работа, нацеленная на привлечение внимания к гитарному искусству. И если после моей презентации хотя бы один подросток захочет взять в руки этот инструмент или почувствует к нему чуть больше уважения, чем раньше, то я буду считать свою задачу выполненной.

В заключении хочется сказать, что гитара – инструмент «живой», развивающийся на протяжении огромного исторического периода. В ХХ веке, вследствие так называемой электротехнической революции, произошло очередное рождение новой – электрической – гитары, или – электрогитары. И интерес к ней музыкантов, инженеров и изобретателей не ослабевает и возможно возникновение её новых форм и видов, но это уже будут новые инструменты, экспериментирующие со звуком и усилителями, ничего общего не имеющие с живым звуком обычной классической гитары.

IV . Использованные печатные источники и интернет-ресурсы:

1. Вайсборд М. Андрес Сеговия. – М.: Музыка, 1981.

2. Вольман Б. Гитара в России. – Л.: Музгиз, 1961.

3. Вольман Б. Гитара. – М.: Музыка, 1980.

4. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1985.

5. Иванов М. Русская семиструнная гитара. – М. – Л.: Музгиз, 1948.

6. http://www.guitarplans.co.uk.

7. http://guitarra-antiqua.km.ru.

8. http://ru.wikipedia.org.

9. http://mirasky.h1.ru.

10. http://guitarists.ru.

11. http://maurogiuliani.free.fr.

Просмотр содержимого презентации
«000 Откуда родом гитара»


«Откуда родом гитара?»

Проектную работу

выполнил:

Капля Семён

ученик 6в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.


Цель работы:

познакомиться с историей возникновения гитары, разновидностями гитары, знаменитыми композиторами и гитаристами-исполнителями.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать историю возникновения и развития инструмента.

2. Познакомиться с творчеством наиболее ярких гитаристов-исполнителей и композиторов, сочинявших музыку для гитары.

3. Продемонстрировать на примере своего выступления исполнительские возможности классической гитары.


Гитара это струнный щипковый инструмент, являющийся представителем семейства лютневых.



Набла, танбур в древнем Египте.

Кифара в древней Греции и Риме




Мавританская и латинская гитара

в музее



Франческо Корбетта

Робер

де Визе



Фернандо

Дионисио

Агуадо

Маттео

Фердинанд

Мауро

Корулли

Джулиани

Каркасси


Франсиско Таррега Эшеа

Андрес

Сеговия



Александр Михайлович

Иванов-Крамской



Акустическая гитара дредноут





Виктор

Зинчук


Полуакустическая

(джазовая) гитара



Оглавление Введение Глава 1. Происхождение гитары Глава 2. Эпохи развития гитары Глава 3. Современность 10. Глава 4. Исследования Заключение Список используемой литературы Приложения стр. 3. стр. 4. стр. 6. стр. 11. стр. 13. стр. 14. стр. 15.

Глава 1. Происхождение гитары. Когда я буду очень старым, Я буду в руки брать гитару, И, теребя аккорды струн, Я буду снова свеж и юн. Изгибы, лак. . . Как хороши Вы для руки и для души! Петь с вами вместе о любви, О, это есть у вас в крови!

Легенда о происхождении гитары. Боги вняли мольбе и превратили ее в дерево лавр (греческое слово "дафна" означает лавровое дерево). Аполлон из лавра сделал музыкальный инструмент китару, а листьями лавра с тех пор венчают великих поэтов и артистов. Китара сохранила от своего женского происхождения изящные формы тела, склонность к капризам и непредсказуемость поведения.

Родословная гитары История гитары начинается на Востоке, когда были созданы первые щипковые инструменты. А это время – глубокая древность до начала новой эры. О них нам рассказывают месопотамские культурные памятники, запечатлевшие инструмент, который был сделан судя по всему из черепашьего панциря, на который натягивали для лучшего звучания кожу.

. Глава 2. Эпохи развития гитары Средневековая гитара (476 -1400 г. г.). Начиная с 10 века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Испанские источники показывают, что к тринадцатому веку появилось две разновидности гитар – мавританская и латинская.

Ренессанс (Возрождение) 1400 -1600 г. г. . Как и для всего искусства, так и для эволюции гитары Ренессанс был временем золотым, временем подъема и расцвета. В это время появляется множество образцов гитар, усовершенствованных по сравнению с предыдущими. Гитара освобождается от громоздких форм, становится легче, много внимания начинает уделяться ее украшениям.

От барокко до классицизма. (XVII-XIX века) Именно Франция способствовала возрождению и новой волне интереса к этому инструменту. И не просто французский народ, а монархи, которые были искренне увлечены гитарой и ее возможностями. Известно, что Людовик Солнце учился с детства у специально приглашенного учителя игре на гитаре, в чем весьма преуспел. Ну, а инструмент снова с легкой руки Людовика становится популярен по всей Европе. Конец правления Людовика совпал со следующим упадком интереса к гитаре.

Эпоха просвещения Гитара стала инструментом, требующим к себе профессионального подхода, изучения, а не домашним «любимцем для бренчания» . Пишутся небольшие, но очень эффектные пьесы, оперные аккомпанементы.

Глава 3. Современность Виды и формы гитары, различные системы крепежа, способы игры и технологии создания – все это претерпевало изменения веками, пока мастер Антонио де Торрес не создал гитару, которая и стала образцом для подражания и по сегодняшний день. Этого человека еще называют «Страдивариус гитары» , настолько велик его вклад в развитие и конечную стадию эволюцию гитары. Он придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими

Глава 4. Исследования 1 вопрос: Какой самый популярный музыкальный инструмент? 2 вопрос: Хотели ли вы научиться играть на гитаре? 3 вопрос: С какими музыкальными жанрами связана гитара? 4 вопрос: Какие авторы вам известны, которые исполняли свои песни под гитару. 5 вопрос: Будет ли гитара популярна через 50 лет, 100 лет.

Заключение В результате моей исследовательской работы я убедился гитара несмотря на то, что этот инструмент безусловно известен всем, является самым популярным среди юного поколения. На основе своих исследований я убедился, что гитара смогла подстроиться под динамичную и разностороннюю культуру 21 века, захватив лидирующее положение во многих жанровых и стилевых направлениях. В процессе своей работы я в очередной раз убедился, что неизменно находились люди, готовые пойти вслед за ее нежной музыкальной песней, чтобы создать шедевры. В целом работа меня очень заинтересовала. Практическая значимость моей работы очевидна, её можно использовать на уроках музыки, в качестве дополнительного материала. Я благодарен своим одноклассникам за помощь в работе и за поддержку, которую они мне оказали

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА
(КОЛЛЕДЖ)

119017, Москва, ул. Б.Ордынка, 27, тел. 953-58-80
ОТЧЕТ
О проведении II Всероссийского фестиваля-конкурса "Многоликая гитара"

В апреле 2003 г. прошел II Всероссийский фестиваль-конкурс "Многоликая гитара". Конкурс проходил по следующим номинациям:

  • Классическая гитара
  • Фьюжн

Впервые на конкурсе была представлена номинация акустическая гитара.

Организатором и исполнительным директором являлся преподаватель по классу гитара "Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства (колледж)" Суджян М.А.

Оценивало участников жюри в составе:

В конкурсе приняли участие гитаристы различных регионов России: Москва, Московская область, Калуга, Сочи, Старый Оскол, Брянск, Приморский край, Владимир, Астрахань, Мурманск, Республика Коми. Так же в конкурсе принимали участие и гитаристы из стран СНГ. В частности из Украины, Башкирии, Казахстана.

Призовые места распределились следующим образом:

"Гран-При" фестиваля - конкурса - Ф.Досумов (г.Ташкент) и А.Давидянц (Москва)

В различных номинациях заняли призовые места:

1. "Классическая гитара"

I место - Минченко Н.. - (Москва)
II место - Нахумова И. (г.Александров)
III место - Болдырев Н. (Москва), Заболотин П.(г.Пенза)
Диплом -Якименко Н.(Москва)
Диплом Рощупкин С. (г.Старый Оскол)

2. "Джаз"

I место - не присуждено
II место - Маланов П. (Москва)
III место - Короп И. (г.Сыктывкар), Шибин М. (Москва)
Диплом - Аникина Е. (Москва)

3. "Рок"

I место - Изотов О. (Москва), Цыганков А. (Москва)
II место - Санок М. (г.Тюмень), Голубев Г. (г.Королев)
Диплом - Орловский С. (Москва)

4. "Фьюжн"

I место - не присуждено
II место - не присуждено
III место - Иванов А. (г.Жуков)

5."Акустика"

I место - Труханов И. (Москва)
Диплом - ансамбль ДМШ им. Верстовского г.Химки - рук.Смирнов А. (выпускник ГМУЭДИ)

Конкурс выявил новые яркие дарования в области гитарного исполнительства и создал условия для их дальнейшего профессионального обучения и совершенствования художественного мастерства.

В частности победители прошлого конкурса И.Кукало и И.Труханов создали группу "Акустик-Бэнд" и успешно выступают по России. Победители этого конкурса Ф.Досумов и А.Давидянц получили предложения для дальнейшего творчества.

Директор
Кандидат педагогических наук
Заслуженный работник культуры РФ

С. Газарян

Рассказ о гитаре

Газарян С. С.

Г13 Рассказ о гитаре. - М.: Дет. лит., 1987.- 48 с, фотоил.

Рассказ об одном из самых популярных струнных щипковых музыкальных инструментов - гитаре.

Оформление и подбор фотоиллюстративного материала Г. Ордынского

МНОГОЛИКАЯ ГИТАРА

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

РЫЦАРЬ ГИТАРЫ

ГИТАРА В НАШЕЙ СТРАНЕ

ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?

СКОЛЬКО СТРУН У ГИТАРЫ?

РЯДОМ С РУССКОЙ ПЕСНЕЙ

КАК УСТРОЕНА ГИТАРА?

ВИЗИТ К МАСТЕРУ

ЭЛЕКТРОГИТАРА

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Многоликая гитара

Гитара - самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.

Гитара - самый распространенный инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространенность - одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой. И наконец, гитара - самый разносторонний инструмент. Возьмем хотя бы аккомпанемент - он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса - тут уже нужно владеть инструментом профессионально.

Гитарный аккомпанемент разнится не только степенью мастерства, но и общественной своей ролью. Недавно Музею музыкальной культуры имени М. И. Глинки была передана в дар гитара, которая не представляет особой ценности как инструмент, да и исполняла она всего-навсего несложный аккомпанемент. Но принадлежала гитара Дину Риду - он побывал со своими песнями протеста во всех горячих точках планеты, и это сделало простой инструмент бесценным.

А. Ватто. Песня любви

Ни в одном музее не увидим мы гитару чилийского патриота Виктора Хары. Обломки ее остались лежать на стадионе, превращенном пиночетовцами в концлагерь. Эта гитара была для хунты страшнее автомата. Погиб и ее хозяин. Прежде чем убить певца, ему раздробили руки. Руки, которые превращали струны гитары в оружие.

Мы коснулись только аккомпанемента, но уже увидели, какой разной может быть гитара. Но вот и другие ее роли.

По телевидению нередко передают песни и пляски цыган. Гитары - непременные участницы этого действия. Попробуйте на минуту отвлечься от песни, от танца, вслушайтесь только в музыку гитар, и вы отчетливо услышите, что это уже не просто аккомпанемент. Это самостоятельное искусство, это другая музыка.

Странствующие цыгане-гитаристы издавна бродили по дорогам многих европейских стран. В своей музыке они использовали всего несколько традиционных мелодий, но сочетали их так искусно, что создавалось впечатление бесконечного разнообразия. Цыгане виртуозно импровизировали, украшая мелодию острыми оборотами,- словом, создали свою музыку, которая с трудом передается привычными нам нотными знаками. Теми цыганской музыки тоже своеобразен - вначале очень медленный, он постепенно ускоряется и доходит почти до предела возможностей музыканта, затем следует резкая остановка и все начинается сначала.

В XVIII веке музыканты-цыгане стали объединяться в хоры, сопровождаемые несколькими гитаристами. Одни вели мелодию, а другие - гармонию. Цыганские хоры стали настолько популярными в XIX веке, что вызвали многочисленные подражания. Но можно перенять мелодии, ритмы, манеру игры и пения, но невозможно усвоить те тонкости, что идут от глубинных народных традиций. А без этого подражание остается лишь подражанием, не больше.

Дж. С. Сарджент «Цыганский танец»

Еще один вид искусства гитары - фламенко. Правда, фламенко - это не только гитара. Как и у цыган, это еще и песня, и танец. Родина фламенко - южные провинции Испании. Многие историки музыки считают, что испанские цыгане сильно повлияли на становление фламенко: произошло смешение цыганской и испанской манер исполнения, заимствование и переработка мелодий, и в результате родилось совершенно особенное и самостоятельное искусство.

Цыганские гитаристы очень редко выступают отдельно от хора. А некоторым гитаристам фламенко со временем стало тесно в рамках сопровождения песни и танца, они отделились и стали выступать самостоятельно. Их мастерство, выросшее до необычайной виртуозности, распахнуло перед ними двери самых прославленных концертных залов.

Фламенко на гитаре - это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам.

И еще фламенко - импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения.

Один из самых выдающихся гитаристов фламенко - испанец Пако де Лусиа. Его выступления не раз передавали у нас по радио и телевидению. Выпущены две его пластинки - «Андалузские мелодии» и «В пятницу вечером в Сан-Франциско».

Пако де Лусиа в своих интервью признается, что не помнит, когда впервые взял в руки гитару, поскольку это было в самом раннем детстве. Играть он учился у отца, в шесть лет уже выступал вместе с ним в небольших кафе. В тринадцать лет он - профессиональный гитарист фламенко, выступающий самостоятельно в концертах. В двадцать три - обладатель первой премии на конкурсе фламенкистов. Еще через пять лет его приглашают выступить в концертном зале Мадрида, предназначенном исключительно для исполнения классической музыки. Несмотря на все эти достижения, Пако де Лусиа считает, что успел освоить только азы фламенко и ему предстоит еще учиться и учиться глубине и выразительности народной испанской музыки.

Следующий вид гитары не слишком распространен и почти неизвестен у нас. Это гавайская гитара. Иногда думают, что гавайская гитара - инструмент какой-то особой конструкции. Это не так. Некоторые незначительные особенности в устройстве действительно есть, если гитара заведомо изготавливается как гавайская, но в принципе это обычная гитара, только на ней должны быть натянуты стальные струны, современные нейлоновые не подходят.

Гавайская гитара во время исполнения кладется плашмя на колени. Исполнитель надевает на три пальца правой руки специальные плектры - нечто вроде наперстков с металлическими перышками, которыми защипываются струны. А в левой руке гитарист держит металлическую пластинку - ею он скользит по струнам, не прижимая их к грифу. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычно гавайская гитара ведет мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-нибудь другой инструмент.

Доступна гитаре и джазовая музыка. Иногда к джазу относят всю легкую музыку, считая так: все, что не классика, то джаз. Это неверно. Джаз - сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Так вот, гитара в совершенстве постигла и сложность джаза, и его законы. В двадцатых годах нашего столетия в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту - банджо.

Гитара в джазе - не только аккомпанирующий инструмент. Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе - почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы выступают в концертах с самостоятельными номерами. Многие из вас слышали, наверно, советского гитариста Алексея Кузнецова - его джазовые импровизации на гитаре всегда воспринимаются с большим интересом.

В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами - например, скрипкой, домрой, мандолиной. Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слышать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание.

Иногда, особенно в самодеятельности, ансамбли составляются из одних гитар. И даже такому ансамблю доступен широчайший репертуар - от простых обработок народных песен до сложнейших произведений.

Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат.

Классическая гитара. Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром.

Русская семиструнная гитара. Без нее трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс.

И наконец, электрогитара, давшая жизнь новому виду вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна.

Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора. Но прежде проследим в общих чертах историю гитары. История эта началась тогда, когда не было еще ни скрипки, ни виолончели, ни фортепиано.