Интересы героев в рассказе мой спутник. Характеристика шакро из рассказа мой спутник

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

Урок 1. М.Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького

1.Составьте план статьи учебника, посвящённой М.Горькому.

2.Каков смысл строчек стихотворения В.Я. Брюсова «Романтикам»?

Вышли другие. Могучие силой хотений,

Вышли, чтоб рушить и строить на твёрдой земле, -

Но в их упорстве был отзвук и ваших стремлений,

В свете грядущего - луч, вас манивший во мгле!

___________________________________________________________

3.Выпишите детали портрета героя, свидетельствующие о его характере.

_________________________________________________________

4.Выпишите из текста фразы, отражающие размышления Макара Чудры о человеке, смысле его жизни, труде, вере.

5.Продолжите фразы

В вводной части рассказа сопоставлены два типа отношения к жизни. В основе первого из них, эскизно данного в образе рассказчика, - идея разумного, целенаправленного вмешательства в жизнь («учиться и учить»). Второй демонстрирует _______________________________________________

В рассказе сформулировано два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе всё, что попросишь». Этот тезис тут же развенчивается: Бог не дал «строгому человеке» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело.

Второй тезис - ________________________________________________

6.Какие качества Лойко и Радды особенно выделяет в своём рассказе Макар Чудра? Заполните вторую и третью часть таблицы цитатами.

Лойко

Радда

Внешняя красота

Доброта, бескорыстие

Любовь к свободе

7.Каков характер любовного чувства, которое испытывают друг к другу Лойко и Радда?

8.Почему Лойко и Радда, исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, погибают? __________________________________________________

9.Обрамлением рассказа является строгая гармония звуков. Какая мелодия звучит в рассказе? __________________________________________________

_________________________________________________________________

10.Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов. Макар Чудра называет рассказчика соколом. Запишите символическое значение сокола в народной традиции.

Сокол ___________________________________________________________

11.«Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла», - слышим мы из уст Радды, разгневанной предложением магната. Какое символическое значение приобретает эта фраза? Запишите символическое значение образа орла.

Орёл ____________________________________________________________

12.Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы, поражает сердце Зобара. Какое символическое значение приобретает образ сердца в этих эпизодах?

13.Горький щедро пользуется фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые услышал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горького цветист и узорен, напевно звучен. Выпишите сравнения, олицетворения, передающие настроения героев, детали пейзажа.

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

Урок 2. М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал.

1.В чём состоит сходство рассказчика из произведения «Макар Чудра» и Максима из «Моего спутника»?

__________________________________________________________________

2.Максим размышляет «о великом несчастии тех людей, которые, вооружившись новой моралью, новыми желаниями, одиноко ушли вперёд и встречают на дороге своей спутников, чуждых им, неспособных понимать их…». В чём состоит несчастье «вооружённых новой моралью людей»?

__________________________________________________________________

3.Запишите лексическое значение слова.

Стихийный ____________________________________________________

4.Композиция рассказа строится на сопоставлении двух типов отношения к действительности, выразителями которых являются, с одной стороны, рассказчик, а с другой - его спутник, воплощающий «стихийную» действительность в различных её проявлениях. Каковы взгляды Максима и Шакро? Выпишите из текста цитаты, позволяющие сопоставить взгляды Шакро и Максима.

Шакро - «человек-стихия»

Максим - герой, «вооружённый новой моралью»

Портреты героев

Отношение к простому народу

Взгляды на социальное устройство общества

Восприятие природы

Интересы героев

Отношение к христианскому учению

Отношение к спутнику

Отношение к женщине

Отношение к босякам

Моральные принципы

5.Почему Максим, несмотря ни на что, помогает Шакро? Выпишите из текста цитату - ответ на вопрос.

___________________________________________________________________

6.В «Моём спутнике» проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал является центральной. Это подтверждается и позднейшим высказыванием Горького о замысле рассказа: «Тревожное ощущение духовной оторванности интеллигенции - как разумного начала - от народной стихии всю жизнь более или менее настойчиво преследовало меня. В литературной работе моей я неоднократно касался этой темы, ею вызваны рассказы «Мой спутник» и другие».

Какое значение приобретает понятие «стихийное» в контексте высказывания М.Горького?

_________________________________________________________________

7.Почему рассказчик восхищён явлением грозы в степи и бури на море?

____________________________________________________________

8.Как вы поняли финальные слова рассказа: «Он научил меня многому, чему не найдёшь в толстых фолиантах, написанных мудрецами, - ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей»? В чём проявляется мудрость жизни?

___________________________________________________________

Урок 3. Защита рефератов

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называется реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания художественного образа? Приведите примеры из истории создания рассказа «Мой спутник».

_________________________________________________________________

2.Выпишите из рассказа «Макар Чудра» от слов «Мы и догадаться не успели…» до слов «Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!» синтаксические средства выразительности.

Укажите названия литературоведческих терминов.

____________________________________________________________

3.Выпишите из текста рассказа «Макар Чудра» примеры мыслей, выраженных в краткой, отточенной форме и имеющих характер самостоятельного изречения. Укажите название литературоведческого термина.

__________________________________________________________

4.Назовите стилистический приём: «Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер всё так же носил его шёпот по степи».

___________________________________________________________


Я слушал такие речи, но не сердился на них. В то время во мне начала закрадываться странная мысль, побуждавшая меня выносить всё это. Бывало – спит он, а я сижу рядом с ним и, рассматривая его спокойное, неподвижное лицо, повторяю про себя, как бы догадываясь о чём-то:

– Мой спутник… спутник мой…

И в сознании моём порою смутно возникала мысль, что Шакро только пользуется своим правом, когда он так уверенно и смело требует от меня помощи ему и забот о нём. В этом требовании был характер, была сила. Он меня порабощал, я ему поддавался и изучал его, следил за каждой дрожью его физиономии, пытаясь представить себе, где и на чём он остановится в этом процессе захвата чужой личности. Он же чувствовал себя прекрасно, пел, спал и подсмеивался надо мной, когда ему этого хотелось. Иногда мы с ним расходились дня на два, на три в разные стороны; я снабжал его хлебом и деньгами, если они были, и говорил, где ему ожидать меня. Когда мы сходились снова, то он, проводивший меня подозрительно и с грустной злобой, встречал так радостно, торжествующе и всегда, смеясь, говорил:

– Я думал, ты убэжал адын, бросил мэня! Ха, ха, ха!..

Я давал ему есть, рассказывал о красивых местах, которые видел, и раз, говоря о Бахчисарае, кстати рассказал о Пушкине и привел его стихи. На него не производило всё это никакого впечатления.

– Э, стыхи! Это пэсни, не стыхи! Я знал одного человэка, грузына, тот пэл пэсни! Это пэсни!.. Запоёт – аи, аи, аи!.. Громко… очэн громко пэл! Точно у него в горлэ кинжалом ворочают!.. Он зарэзал одного духанщика, Сибырь тепэр пошёл.

После каждого возвращения к нему я всё больше и ниже падал в его мнении, и он не умел скрывать этого от меня.

Дела наши шли нехорошо. Я еле находил возможность заработать рубль-полтора в неделю, и, разумеется, этого было менее чем мало двоим. Сборы Шакро не делали экономии в пище. Его желудок был маленькою пропастью, поглощавшей всё без разбора – виноград, дыни, солёную рыбу, хлеб, сушёные фрукты, – и от времени она как бы всё увеличивалась в объёме и всё больше требовала жертв.

Шакро стал торопить меня уходить из Крыма, резонно заявляя мне, что уже – осень, а путь ещё далёк. Я согласился с ним. К тому же я успел посмотреть эту часть Крыма, и мы пошли на Феодосию, в чаянии «зашибить» там «деньгу», которой у нас всё-таки не было.

Отойдя вёрст двадцать от Алушты, мы остановились ночевать. Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь, но мне хотелось надышаться морем. Мы разожгли костёр и лежали около него. Вечер был дивный. Тёмно-зелёное море билось о скалы внизу под нами; голубое небо торжественно молчало вверху, а вокруг нас тихо шумели кустарники и деревья. Исходила луна. От узорчатой зелени чинар пали тени.

Пела какая-то птица, задорно и звучно. Её серебряные трели таяли в воздухе, полном тихого и ласкового шума волн, и, когда они исчезали, слышалось нервное стрекотанье какого-то насекомого. Костёр горел весело, и его огонь казался большим пылающим букетом красных и жёлтых цветов. Он тоже рождал тени, и эти тени весело прыгали вокруг нас, как бы рисуясь своею живостью пред ленивыми тенями луны. Широкий горизонт моря был пустынен, небо над ним безоблачно, и я чувствовал себя на краю земли, созерцающим пространство – эту чарующую душу загадку… Пугливое чувство близости к чему-то великому наполняло мою душу, и сердце трепетно замирало.

Вдруг Шакро громко расхохотался:

– Ха, ха, ха!.. Какой тебэ глупая рожа! Савсэм как у барана! А, ха, ха, ха!..

Я испугался, точно надо мной внезапно грянул гром. Но это было хуже. Это было смешно, да, но – как же это было обидно!.. Он, Шакро, плакал от смеха; я чувствовал себя готовым плакать от другой причины. У меня в горле стоял камень, я не мог говорить и смотрел на него дикими глазами, чем ещё больше усиливал его смех. Он катался по земле, поджав живот; я же всё ещё не мог придти в себя от нанесённого мне оскорбления…

Мне была нанесена тяжкая обида, и те немногие, которые, я надеюсь, поймут её, – потому что, может быть, сами испытали нечто подобное, – те снова взвесят в своей душе эту тяжесть.

– Перестань!! – бешено крикнул я.

Он испугался, вздрогнул, но всё ещё не мог сдержаться, пароксизмы смеха всё ещё схватывали его, он надувал щёки, таращил глаза и вдруг снова разражался хохотом. Тогда я встал и пошёл прочь от него. Я шёл долго, без дум, почти без сознания, полный жгучим ядом обиды. Я обнимал всю природу и молча, всей душой объяснялся ей в любви, в горячей любви человека, который немножко поэт… а она, в лице Шакро, расхохоталась надо мной за моё увлечение! Я далеко зашёл бы в составлении обвинительного акта против природы, Шакро и всех порядков жизни, но за мной раздались быстрые шаги.

– Не сэрдысь! – сконфуженно произнёс Шакро, тихонько касаясь моего плеча.

– Ты молился? Я нэ знал.

Он говорил робким тоном нашалившего ребёнка, и я, несмотря на моё возбуждение, не мог не видеть его жалкой физиономии, смешно искривлённой смущением и страхом.

– Я тэбя нэ трону болше. Вэрно! Ныкогда!

Он отрицательно тряс головой.

– Я выжу, ты смырный. Работаешь. Мэня не заставляешь. Думаю – почэму?

Значит – глупый он, как баран…

Это он меня утешал! Это он извинялся предо мной! Конечно, после таких утешений и извинений мне ничего не оставалось более, как простить ему не только прошлое, но и будущее.

Через полчаса он крепко спал, а я сидел рядом с ним и смотрел на него. Во сне даже сильный человек кажется беззащитным и беспомощным, – Шакро был жалок. Толстые губы, вместе с поднятыми бровями, делали его лицо детским, робко удивлённым. Дышал он ровно, спокойно, но иногда возился и бредил, говоря просительно и торопливо по-грузински.

Вокруг нас царила та напряжённая тишина, от которой всегда ждёшь чего-то и которая, если б могла продолжаться долго, сводила бы с ума человека своим совершенным покоем и отсутствием звука, этой яркой тени движения. Тихий шорох волн не долетал до нас, – мы находились в какой-то яме, поросшей цепкими кустарниками и казавшейся мохнатым зевом окаменевшего животного. Я смотрел на Шакро и думал:

«Это мой спутник… Я могу бросить его здесь, но не могу уйти от него, ибо имя ему – легион… Это спутник всей моей жизни… он до гроба проводит меня…»

Феодосия обманула наши ожидания. Когда мы пришли, там было около четырёхсот человек, чаявших, как и мы, работы и тоже принуждённых удовлетвориться ролью зрителей постройки мола. Работали турки, греки, грузины, смоленцы, полтавцы. Всюду – и в городе, и вокруг него – бродили группами серые, удручённые фигуры «голодающих» и рыскали волчьей рысью азовские и таврические босяки.

Мы пошли в Керчь.

М.Горький,
фото первых лет ХХ века
Евгений МИРОШНИЧЕНКО, кандидат филологических наук.
Специально для «Первого экскурсионного бюро».

Реконструируя историко-литературные факты, сведения региональной истории, автобиографические свидетельства самого А.М.Горького (Алексея Пешкова), одного из крупнейших российских писателей начала ХХ века, сегодня можно точнее представить маршрут его путешествия по югу Украины и узнать многое из того, что прикрыто временем из нашей отечественной истории.

Кандыбинская история

В сентябре 1900 года А.М.Горький сообщал своему первому биографу, литературоведу В.Ф.Боцяновскому: «Если вас интересуют данные биографического характера - вы можете почерпнуть их в таких рассказах, как «Мой спутник». Такого рода данных у писателя можно найти множество, они представлены в авторских комментариях к ранним произведениям и легко обнаруживаются в рассказах «Вывод», «Челкаш», «На соли», «Емельян Пиляй», где повествователь, молодой Пешков, скитаясь по стране, знакомился с бытом и обычаями людей. Он пересек всю Украину с северо-востока на юго-запад, шел по причерноморской земле, рассказывал о встречах в степи, на берегу моря, в николаевской больнице, воспроизводил беседы со случайными попутчиками - одесским босяком, грузином Шакро, бывшим солдатом, беглым мужиком, чабанами, очаковскими рыбаками, рабочими соляного промысла. Это были герои ранних произведений Горького.

15 июля 1891 года он приходит в знойную Кандыбовку. Село это, расположенное в 24 верстах от Николаева (ныне Новоодесского р-на Николаевской области), путник обычно не миновал. В XVIII в. здесь располагался казацкий зимовник. Долгие годы местность пустовала, хотя земли бывшего Дикого Поля под слободку были выделены еще в 1774 году. Лишь с учреждением почтовой станции - одной из первых на большой дороге одесского направления рядом с ней появились первые жилые строения. В 1820 году название села было зафиксированно в документах - «казенный конный завод станции Кандыбинская» - по фамилии владельца земель и конных заводов, участника русско-турецкой войны генерал-майора Т.Д.Кандыбы.

Памятник М.Горькому
в с. Кандыбино Новоодесского р-на
Николаевской области

Когда Пешков попал в Кандыбовку, здесь проживало чуть более 150 жителей (29 дворов); действовала торговая лавка, земская почтовая станция, содержавшая 10 троек лошадей. Благодаря близости большого города - Николаева, оживленному почтовому тракту, придорожной корчме, хорошему источнику воды с купальней (местные жители его называют «фонтан») в селе всегда было многолюдно.

В Кандыбино Пешков стал свидетелем редкой сцены: по главной сельской улице за телегой, на ней стоял высокий рыжий детина с кнутом, «с диким воем» двигалась возбужденная толпа мужиков, баб и мальчишек. Все они участвовали в «выводе», публичном наказании женщины, на которую пало подозрение в измене. Рыжий мужик наотмашь хлестал кнутом привязанную к телеге совершенно обнаженную женщину.

Мы знаем, как далее развивались события в тот солнечный июльский день. Хождение Пешкова по Украине не было сплошным созерцанием достопримечательностей и красот природы. Протестуя против «свинцовых мерзостей жизни», он вступился за жертву. Позже писатель сообщит своему биографу: «Меня сильно избили, вывезли из села Кандыбовки - 24-30 верст от Николаева - и бросили в кусты, в грязь, чем я и был спасен от преждевременной смерти, ибо получил «компресс». В Николаев меня привез шарманщик, ехавший с какой-то сельской ярмарки…». Старейший сотрудник Николаевского краеведческого музея Ф.Т.Каминский рассказывал, что в Николаевском областном архиве до 1930 года сохранялся скорбный лист Алексея Пешкова: так раньше называли больничный документ - историю болезни. В скорбном листе Пешкова значился перелом трех ребер.

Кандыбинская драма запечатлена, как известно, в полуторастраничном рассказе или очерке «Вывод» (1895), этой невымышленной истории, которая даже трудно поддается жанровому определению, писатель порой часто создавал произведения пограничных форм. «А небо, южное небо, совершенно чисто, - ни одной тучки, солнце щедро льет жгучие лучи…», - так завершалась сцена «вывода». И здесь же повествователь комментировал: «Это возможно в среде людей безграмотных, бессовестных, одичавших от волчьей жизни в зависти и жадности».

К Очакову на соль

Молодой писатель объявлял свои суровые приговоры российской социальной действительности от первого лица, не забывая при этом расцвечивать изображение яркими красками южноукраинской природы: необозримых степей, песчаных отмелей, «бархатного» ночного неба. Пейзаж в горьковских рассказах причерноморского цикла выполняет разную функцию. В одних случаях он контрастнее обнажал противоречия жизни, но чаще всего картины природы служили средством выражения настроений самого повествователя, его желания примирить героя с самим собой, выступали той символической силой, которая среди серой обыденности рождала надежду, напоминала о вечной обновляемости сущего. Вот другой пример из рассказа «Емельян Пиляй»:

– Здравствуйте! - обращаются хохлы-чабаны к двум случайным встречным в степи, - где ж вы идете?

– К Очакову на соль.

Утолив голод хлебом и салом, которым милостиво поделились пастухи, путники принимают решение заночевать в степи, они чутко прислушиваются к доносящемуся плеску волн, наблюдая, как меняется состояние природы.

Почтовая открытка
начала ХХ века: дружеский шарж

В переписке Горького есть упоминание еще одного рассказа южного цикла - «Мой спутник» (1894). В 1903 году он пишет директору-распорядителю книгоиздательства товарищества «Знание» К.П.Пятницкому: «Посылаю очень интересный документ, полученный мной сегодня, 26–го октября, в день одиннадцатой годовщины моего писательства. Пишет - Шакро, «мой спутник».

В герое рассказа Горького узнал себя кондуктор - грузин С-дзе. В редакции газеты «Цхобис-Пурцели» он рассказал о своих скитаниях с Горьким, с которым встретился в августе 1891 года в Одессе. Горький шел из Харькова. По дороге забрел в один монастырь, где какие-то два странника дочиста его обобрали. В тот день они и встретились, ночевали в саду. «На другой день искали работы, но не нашли, поэтому решили отправиться в Николаев. Путешествовали семь дней. Работы и там не нашли…»

Любопытно, что М.Горький в упоминаемом письме к Пятницкому, подчеркивал: «Сохраните это письмо - оно все же подтверждает тот факт, что я не очень много вру». По-видимому, он был согласен с изложением событий, сделанным его «спутником» Шакро.

Итак, планы переправиться из Одессы на Кавказ не удались, и Пешков уже вторично возвращается в Николаев. Идет он берегом моря и попадает на соляной промысел. Можно утверждать, что это наиболее вероятный маршрут его путешествия, ибо не мог Пешков, едва оправившись после ран, взяться за перевозку шестнадцатипудовых тачек с солью, а ведь именно так следует из указаний существующей «Летописи жизни и творчества А.М.Горького». Ее некоторые данные, на наш взгляд, основательно устарели и нуждаются в уточнении.

В середине XIX в. а в Одесском уезде Херсонской губернии действовали три промысла, на которых производилась выволочка соли. Процесс ее самопроизвольного выпаривания под воздействием солнечных лучей, существование соленых озер в Причерноморье описаны еще в «скифском» рассказе «Истории» Геродота. На очаковском направлении действовал Тузловский соляной промысел. До активного применения механизмов, архимедовых винтов, то есть водоподъемных машин с винтовым валом, установленным в наклонной трубе, нижний конец которой был погружен в озеро и вместе с водой подавал на берег кристаллы соли; до этих машин на причерноморских соляных промыслах в начале 90-х годов использовался исключительно лошадиный и человеческий труд.

Если судить по горьковскому описанию процесса добычи самосадочной соли на озере в Тузлах (ныне Березанского р-на Николаевской обл., выволочка соли здесь прекратилась после 1914 г.), в 1891 году еще не применялись ни паровые машины, ни локомотивы.

– Какая наша жизнь? - объяснял новичкам рабочий-каталь соли. - Каторжная! Тачка - шестнадцать пуд, рапа ноги рвет, солнце палит тебя, как огнем, целый день, а день - полтина! Али этого мало, чтобы озвереть?

В рассказе «На соли», созданном одновременно с «Емельяном Пиляй», Горький оставил редкое по нынешним временам изображение забытого промысла: «Скоро передо мной развернулась картина соляной добычи, - рассказывает автор. - Три квадрата земли сажен по двести, окопанные низенькими валами и обведенные узкими канавками, представляли три фазиса добычи. В одном, полном морской воды, соль выпаривалась, оседая блестящим на солнце бледно-серым, с розоватым оттенком, пластом. В другом - она сгребалась в кучу. Сгребавшие ее женщины, с лопатами в руках, по колено топтались в блестящей черной грязи… Из третьего квадрата соль вывозилась… Все были измучены и обозлены на солнце, беспощадно сжигавшее кожу, на доски, колебавшиеся под колесами тачек, на рапу, этот скверный, жирный и соленый ил, перемешанный с острыми кристаллами, царапавшими ноги и потом разъедавшими царапины в большие мокнущие раны, - на все окружавшее их».

Изображая непригляднейшие стороны жизни (соледобытчики надругались над новичком, в рассказе он автор-повествователь), Горький намеренно противопоставлял страшные сцены труда красотам южной природы. Трагическая коллизия между стремлением к труду и его рабским характером осознавалась молодым писателем как главное противоречие эпохи.


М.Горький с внучками

Ярмарка в Голтве

После Тузлов Пешков следует в Херсон и далее в Крым. Его память еще хранила встречу с насмешливым одесским босяком в николаевской больнице, воспоминание о «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми», истории, ставшей сюжетом еще одного «николаевского» рассказа - «Челкаш» (1894).

Украинские страницы биографии писателя заставляют вспомнить и знаменитую Мануйловку, куда дважды, в 1897 и 1900 годах Пешков приезжал на летний отдых. Находясь на лечении в Алупке, семья писателя познакомилась с помещицей А.А.Орловской, которая и пригласила Пешковых в свое село - Мануйловку Полтавской губернии. Здесь супруги прожили пять с половиной счастливых месяцев. 9 августа 1897 года у них родился сын Максим. Пребывание в украинском селе стало важным событием творческой эволюции писателя. Здесь произошло серьезное знакомство с украинскими народными традициями, крестьянской культурой, творчеством Т.Г.Шевченко. По инициативе Горького в селе были открыты женская и мужская воскресные школы, устроен хор «из парубков и девчат», организован театр, где писатель одновременно выступал и как режиссер и актер. Спектакли самодеятельного театра мануйловцев по пьесам «Матрын Боруля» Карпенко-Карого, «Свои люди - сочтемся» Островского пользовались у крестьян большим успехом. 29 июня 1897 года Алексей Максимович посетил ярмарку в селе Голтве. Позже он вспоминал: «Побывав впервые на одной из украинских ярмарок, я не мог оторваться от игры кобзарей, бандуристов, лирников - этой жемчужины народного творчества». Молодому писателю хорошо работалось в окружении новых друзей-крестьян. Об этом свидетельствуют материалы литературно-мемориального музея М.Горького, открытого в Мануйловке в 1938 году (через год он получил статус государственного). Здесь представлены произведения Горького, написанные в Мануйловке. Среди них - рассказы «Мальва», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», повести «Трое», «Мужики», «Коновалов».

После развала СССР, в новых общественных реалиях современной Украины Мануйловский сельский музей (Козельщинский р-н, Полтавской обл.), к сожалению, как очаг культуры утратил свое значение. Деятельность музея практически свернута, более двух десятков лет здесь не производился ремонт. Отсутствует и регулярное сообщение общественного транспорта в Мануйловку. А вот горьковские места Крыма (Алупка, Тессели) не забыты, они включены в туристические маршруты, по-прежнему являются центрами посещения. Большая экспозиция, посвященная раннему творчеству писателя, представлена в Ялтинском историко-литературном музее. В 2010 году Крымский центр гуманитарных исследований (Таврический национальный ун-т им. В.Вернадского) уже одиннадцатый раз организует Международные Горьковские научные чтения.

В честь первого заступника

г.Николаев. Мемориальная доска
на здании старой больницы,
где лечился М.Горький.
И еще несколько региональных фактов горьковской биографии. 22 февраля 1935 года в село Кандыбино Николаевской области неожиданно приехала специальная бригада сотрудников популярной в стране «Крестьянской газеты» - органа центрального комитета Всесоюзной партии большевиков. Журналисты заходили в крестьянские хаты, расспрашивали стариков, собирали подписи, фотографировали, а 8-го марта в международный коммунистический женский день «Крестьянская газета» вышла с крупным заголовком на первой странице: «Слава великой ленинской партии, раскрепостившей работниц и крестьянок!». Весь праздничный номер - восемь газетных полос посвящались жизни современного украинского села Кандыбино.

«Под редакцией великого Октября» - провозглашала газета и публиковала свою, журналистскую версию новой кандыбинской истории: «С торжественной песней двигается замечательная процессия… Идут женщины с красным шелковым знаменем, с гордо возбужденными лицами и сверкающими глазами…». Далее на газетной странице следовало большое коллективное письмо под названием «Нашему первому заступнику». Вот его фрагмент:

«Дорогой наш, любимый Алексей Максимович!

Пишут тебе, нашему родному, колхозницы села Кандыбина. По рассказам здешних старых людей и по твоему правдивому страшному рассказу «Вывод» мы с малых лет знаем, что давние мы с вами знакомые, дорогой Алексей Максимович. Нерадостна была та первая наша встреча, больно вспоминать о ней.

44 года назад ты видел, как Гайченко Сильвестр зверски издевался над своей женой Гарпыной, и впервые прозвучало тогда в селе Кандыбино, и как они живут, как ударно трудятся, как горячо выполняют наказ любимого нашего руководителя, великого большевика товарища Сталина: «Зробити колгоспи б і льшовицькими, а колгоспник і в заможними…» .

Колхозницы сообщали о новой социалистической жизни, закрытой церкви и изгнанном попе, успешной ликвидации неграмотности, действующем в селе драмкружке, давали обещание вывести коллективное хозяйство в число образцовых, отмечая при этом тот факт, что местное руководство недооценивает женщин, рассуждая по-старому: «Бабье дело горшками командовать». Сельские корреспондентки писали также о намерении местного руководства построить клуб, новую школу-десятилетку и просили дать разрешение на переименование села в Пешково в «честь родного нашего первого борца за раскрепощение женщины». Редакция «Крестьянской газеты» публиковала также коллективное письмо кандыбинских школьников.

Следует считать, что материалы, привезенные столичными журналистами из украинского села, стали известны А.М.Горькому. «Крестьянская газета» печатала их вместе с рассказом «Вывод» и ответом писателя кандыбинским женщинам. При этом Горький счел необходимым подвергнуть свое раннее произведение незначительной правке и добавил заключительный абзац:

«Это я написал не выдуманное мною изображение истязания правды - нет, к сожалению, это не выдумка. Это называется «вывод» …Это бытовая картина, обычай, и это я видел в 1891 году, 15 июля, в деревне Кандыбовке, Херсонской губернии, Николаевского уезда».

Здесь же в газетной полосе редакция печатала факсимильно воспроизведенные «примечания» Алексея Максимовича:

«Прочитал Горький этот рассказ в рукописи и завистливо сказал сам себе:

– Эх, Максимыч, побывать бы тебе еще разок в Кандыбове, полюбоваться на людей, пожать могучие их руки! Но - староват Горький, слабоват стал. И может только заочно приветствовать новых людей удивительной родины нашей.

М.Горький».




С Л.Толстым С Ф.Шаляпиным С А.Чеховым

В разладе с самим собой

Новых людей советской родины глава Союза писателей СССР приветствовал в разной форме. Довольно часто у Горького можно встретить и ссылки на пожилой возраст (ему 67 лет). Например, сославшись на нездоровье, он уклонился от участия во Втором всесоюзном съезде колхозников-ударников в Москве (11-17 февраля 1935 года), но публично поздравил ударников в «Известиях» и «Правде». 1 июля вместе со Сталиным с трибуны мавзолея Ленина приветствовал парад физкультурников. Судя по выступлениям, он безоговорочно верит официальным обвинениям на многочисленных политических процессах о вредителях, пишет предисловие к книге очерков о Беломоро-Балтийском канале, который строили сто тысяч заключенных, приветствует исправительно-трудовую политику ГПУ по отношению к «бывшим врагам пролетариата-диктатора». Его последняя статья «От врагов - к героям труда» тоже была приветствием, она посвящалась органам ЧК, «удивительной культурной работе рядовых чекистов в лагерях». Публицистика Горького последних лет жизни - печальное свидетельство внутреннего разлада писателя с самим собой, нравственного кризиса человека и художника, у которого учились, о творчестве которого в весьма уважительных тонах в разное время отзывались А.П.Чехов, И.Франко, Л.Украинка, десятки других деятелей отечественной и зарубежной культуры.

Однако, ограничившись только этой характеристикой публицистической деятельности автора «Челкаша» и «Вывода», мы бы сказали не всю правду. Сегодня историки, горьковеды знают гораздо больше о Буревестнике, и эта правда включает факты, свидетельствующие о Горьком - жертвенной фигуре своего времени.

Эмигрант Владимир Набоков, знавший творчество Горького понаслышке, в лекциях о русской литературе для американских студентов со снисходительной циничностью писал о Горьком как бездарном литераторе, пьянице и убежденном конформисте. «Художественный талант Горького не имеет большой ценности», - заявлял он. Даже поразительная осведомленность автора «Лолиты» относительно причины смерти Горького, знание того, что десятилетиями было скрыто от исследователей, не служили поводом для покаянного суда: «Существует множество свидетельств, - замечал В.Набоков, - что он был отравлен советской тайной полицией - так называемой ЧК».

На осмотре у врача

А.М.Горький скончался 18 июня 1936 года. Это была национальная утрата, которую оплакивал и украинский народ. Странные обстоятельства, сопровождавшие смерть, процесс по делу «врачей-убийц великого пролетарского писателя» породили массу слухов. Имя Горького стало множиться в пересказах, мифах, которые тоже становились предметом «научного» изучения. Начиналась вторая, уже посмертная жизнь Алексей Пешкова.

В 1938 году известный украинский филолог Д.Косарик (общался с Екатериной Павловной Пешковой) опубликовал в журнале «Український фольклор» записанный им рассказ кандыбинской колхозницы о поездке в Москву для участия в похоронах писателя. «Смерть Горького, - писал в предисловии Д.Косарик, - вызвала на Украине взволнованные отклики. Рассказ Домахи Ивановны Задвицкой из села Кандыбина показывает глубокую народную скорбь и по форме напоминает плач, но без истерики и отчаяния. Элементы плача тут лишь усиливают повествование, придавая ему больше теплоты и лиричности». У нас есть возможность составить собственное представление и о рассказе колхозницы, и о комментариях к нему исследователя:

«Рознесла я пошту по полю. Тільки увійшла в хату, коли до мого двору машина підлітає. І гудками кличе:

– Скоріше сідайте.

Поїхали. Біля сільради бачу жалобний прапор крило звісив, люди сходяться. Я так і догадалась: це Максим Горький... На мітингу голова райвиконкому прочитав телеграму. Зійшов на трибуну школяр та як защебече: «Може й наше село, каже, винувате, що так рано він помер». В кожного здавило горло, сльози на очах.

Вибрали мене й Катрю делегатами в Москву - вінок від села Кандибівки покласти на його домовину. Ось ми стоїмо у Миколаєві виглядаємо літака з Одеси. Катря до мене притулилась, як винирнув спід сонця він. У неї серце здригнулося. Посідали. Знімаємось. Не встигли оглянутись, а вже і Кривий Ріг. Тут набрали пального і далі, через Дніпропетровськ. Дніпро під нами в’ється, а ми над ним гойдаємось. Машина шість душ несе, кожний по своїх справах поспішає. Ось і Москва. Скільки тих рейок та поїздів до центру біжить. Прилетіли ми швидше птиці. А тіла його вже не застали. Поспішаємо на Красну площу. На трибуні з правого крила мавзолею стоїмо. Ось несуть... перегинаємось, хочеться ж Сталіна побачити, а з ним товариші Молотов і Каганович на плечах несуть урну. У Сталіна траур на руці і сум на обличчі. Поставили... Товариш Молотов промовляє у мікрофон, і через репродуктори його мова лине, а в нас думки до свого села сягають... Ще ж недавно ми живому Максиму Горькому листа в Москву посилали. Низенький поклон від жінок передавали та до себе в гості, як рідного, закликали. Коли б оце в нас на кладовищі, я б не витримала й заголосила. Може б не так серце каменем давило...

Аж ось Сталін і письменник Олексій Толстой з мавзолею Леніна зійшли і на плечі урну взяли. Ударили гармати салютами. А люди голови схилили.

– Дорога людина померла, - говорив В’ячеслав Михайлович. Важко було Сталіну нести прах його, і всім людям важко. Годинник на башті дзвонить почав і гармати палили. Сумно. Ніхто ні слова. Прапори тільки шелестять».

г. Николаев

Июнь 2010 года.

Литература 8 класс

Составитель Сергеева Н. Н.,

учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ «Возрожденская СШ» Озерской ОШ

Опережающие вопросы к рассказу А. М. Горького «Макар Чудра»

    Какое отношение к жизни проповедует Макар Чудра?

    За что он хвалит рассказчика?

    В чём, по его мнению, заключается счастье человека?

    Почему Макар Чудра чуть не повесился в тюрьме?

    Почему он прости рассказчика не верить девушкам?

    В чём видит Макар Чудра превосходство Лойко Зобара над другими людьми?

Что ценит он в молодом цыгане?

    Чем особенным отличалась Радда, дочь Данилы?

    Что для Радды было важнее всего в жизни?

    Какое впечатление произвела Радда на Лойко Зобара?

    Как она относилась к Лойко Зобару?

    В чём смысл песни Лойко Зобара, так понравившейся цыганам?

    Как вы объясните поведение Локо Зобара в сцене сватовства?

    Как вы думаете, о чём он переживал, уйдя ночью в степь?

    Объяснение Радды в любви к Лойко, почему не радуется Лойко? Найдите описание его состояния.

    Покорился ли Лойко Зобар Радде?

    Покорилась Радда ему?

    Почему их любовь закончилась трагически?

    Ваше мнение об этих героях рассказа М. Горького «Макар Чудра»?

    Какую характеристику вы можете дать Макару Чудре? Самому рассказчику?

    Ваше отношение к рассказу и героям?

Опережающие вопросы к рассказу А. М. Горького «Мой спутник»

    Где происходит действие рассказа?

    Чем привлёк внимание рассказчика неизвестный?

    Почему рассказчик стал следить за ним?

    4 и 5 абзацы. О чём они свидетельствуют?

    Что произошло с князем Шакро Птадзе?

    Почему герою – рассказчику захотелось помочь ему?

    Почему герой – рассказчик предложил князю идти пешком до Тифлиса?

    Как характеризует рассказчик Шакро после первых дней пути?

    Что возмущало и бесило героя – рассказчика в рассказах Шакро? Как это характеризует рассказчика?

    Какие взгляды, миропонимание отстаивал в спорах рассказчик, какие князь Шакро?

    На что надеялся рассказчик?

    Почему они стремились в Феодосию?

    Как вёл себя в Крыму рассказчик? Как Шакро?

    Чем раздражал князь Шакро рассказчика?

    Какой неблаговидный поступок совершил Шакро?

    Его отношение к товариществу?

    Как стал вести себя Шакро, почему герой – рассказчик называет это поведение «удивительно нелепым»?

    Стыдно ли было князю Шакро побираться?

    Какие мысли возникали в сознании героя – рассказчика по поводу его подчинения Шакро?

    Почему рассказчик на несколько дней исчезал, покидая Шакро?

    Как вы поняли, с какой целью путешествует рассказчик? (стр. 160, 7 абзац)

    Почему рассказчик всё «ниже падал в мнении» Шакро?

    Почему путешественники пошли берегом моря? Что доставляло удовольствие и радость рассказчику? Понимал ли его Шакро?

    Почему так обиден для рассказчика смех князя Шакро? На кого была эта обида?

    Почему рассказчик принял извинения кн. Шакро? Как это прощение его характеризует?

    Почему они быстро покинули Феодосию?

    Что их ожидало в Керчи и почему они не могли переправиться в Тамань?

    Что предпринял герой – рассказчик, чтобы попасть в Тамань?

    О чём думает герой – рассказчик во время шторма, плывя по морю?

    Что произошло с путешественниками в море?

    Кто оказался сильнее, смелее, выносливее?

    Что больше всего испугало героя – рассказчика в эту ночь? Почему?. Ведь они чуть не погибли? И потом не знали, спасутся ли они?

    К кому попали путешественники?

    Причина возбуждения неприятного чувства?

    Как понимаете слова «Идите к Богу»?

    Чем счастлив герой – рассказчик? (начало VI главы)

    Чему смеялся князь Шакро?. Что не понимал, или не хотел, или не способен был понять этот человек?

    Почему герой- рассказчик жалеет кн. Шакро?

    Что беспокоило больше всего героя – рассказчика? (см. 32 вопрос)

    Что князь Шакро считал самым лестным для героя – рассказчика?

    О каких одиноких людях размышлял рассказчик? Что сеют эти люди в человеческом мире, в чём смысл их жизни?

    Описание моря. Как оно перекликается с мыслями рассказчика об одиноких людях?

    Как понимать «человек – стихия»? И почему противопоставлены людям, порабощенным стихией?

    Как характеризует Шакро его пьянство, ложь и связь с казачкой?

    Гроза. Что она добавляет в характеристику героя – рассказчика? А что в характеристику – кн. Шакро?

    Почему кн. Шакро запрещает петь?

    В чём видит своё превосходство над рассказчиком князь Шакро?

    Кто из них более человек?

    Почему раньше кн. Шакро не высказывал своего отношения к герою – рассказчику?

    Почему Шакро украл кисею?

    Какие изменения в настроении кн. Шакро стал замечать герой - рассказчик?

    Как сейчас Шакро характеризует босяков, к которым принадлежит рассказчик?

    Как вы оцениваете поведение кн. Шакро в Тифлисе?. Почему он так поступил с героем – рассказчиком?

    Почему герой- рассказчик вспоминает о кн. Шакро с «добрым чувством и весёлым смехом»? как это характеризует героя – рассказчика?

    Как вы оцениваете поступок кн. Шакро?

    Кто из них выше, благороднее, мудрее?

    Какое впечатление произвёл рассказ? Чему научил?

Разделы: Литература

Цель:

  • формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;
  • развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;
  • воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Тип урока : урок художественного восприятия.

Ход урока

I . Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Задача : обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.)

Обратимся к эпиграфу. В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.

  1. В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
  2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
  3. Вообще – отсутствие, каких – нибудь ограничений, стеснений в чём – нибудь. С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм).

Действительно слово свобода начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

Почему? (Речь идет о внутренней свободе)

Давайте вспомним, когда в русской литературе появился романтизм?

(XVIII в. → В.А.Жуковский)

III . Усвоение новых знаний.

Задача : применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.

В записи звучит шум моря, учитель читает текст.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…

Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)

Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами.

Вспомните, романтический герой, как правило, не искал счастья, в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Познакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.

Биография

Отец его, Максим Саватеевич Пешков, был столяром – краснодеревщиком, в 1872 году он умер от холеры. В 1878 году Пешков потерял и мать – Варвару Васильевну Каширину.

Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения. Почти единственным светлым явлением в раннем детстве Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Она познакомила Алешу с чудесными творениями народной поэзии.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…»

С этого времени началась жизнь Алексея Максимовича «в людях». Он был мальчиком в обувном магазине, потом прислуживал у чертежника, а от него сбежал на Волгу и нанялся младшим посудником на пароход. Здесь Алеша был под началом у пароходного повара Михаила Акимовича Смурого. Он пробудил в мальчике интерес к литературе. Кем только не был Пешков в последующие годы: и учеником в иконописной мастерской, и десятником на нижегородской ярмарке, и статистом в театре, и торговцем квасом, и пекарем, и грузчиком, и садовником, и хористом. Обилие горестных впечатлений с одной стороны, а с другой – влияние хороших людей и знакомство с произведениями великих писателей – вот что определяло настроение мальчика и подростка Алеши Пешкова.

В 1884 году Алексей уехал в Казань. Он надеялся подготовиться и поступить в университет. Но его надежды рухнули. Жизнь заставила юношу пройти совсем иной курс обучения, неизмеримо более трудный и тяжёлый.

Конец 80-х годов Пешков провёл в странствиях. Скитания эти были вызваны, как вспоминал Алексей Максимович, «не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». Он побывал в Нижнем Поволжье и на Украине, в Бессарабии и Крыму, на Кубани и Кавказе.

В 1891 году он снова предпринял путешествия по Руси. Странствия дали ему богатейшие запасы жизненных впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве. Посмотрите, как испещрена карта странствий Горького. Какой огромный маршрут он проделал пешком. (Работаем с картой)

В ноябре этого же года Горький пришёл в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра».

А герой Горького готов обойти весь мир в поисках счастья, он вечно следует за его ускользающей тенью. Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создаёт самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление называют неоромантизмом , т.е. новым романтизмом.

Запишите определение понятия в тетрадь.

Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?

Анализ текста.

Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (К уроку профессиональным художником нарисованы портреты Рады и Лойко)

Назовите основные черты их характера. (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).

Как в иллюстрации к рассказу художнику удалось подчеркнуть основные черты романтических героев?

А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; Радда – скрипка).

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.

Итак, вспомните фабулу рассказа - перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С.Ожегова.

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

А теперь давайте вернемся к эпиграфу:

СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее?

Познакомимся с ней поближе. (Монолог может прочитать заранее подготовленная ученица. Я исполняла его сама, накинув цветной платок).

Радда, дочь Данилы солдата.

Говорят, красива я очень. И словами–то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому.

Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…

Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?

Монолог Лойко (звучит в аудиозаписи)

Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)

А Лойко предчувствовал собственную смерть?

Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод: Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

Как, по-вашему, совместимы ли понятия любовь и свобода? (Ученики пишут сочинение-миниатюру).

Чтение нескольких сочинений.

IV . Подведение итогов

Задача : систематизировать новые для учащихся знания.

Что такое неоромантизм?

Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».