Прекрасные монстры. Картины Доротеи Шемякиной

В возрасте 53 лет ушла из жизни художница Доротея Шемякина. Причина смерти пока не известна.

На 54-м году жизни скончалась Доротея Шемякина, единственная дочь всемирно известного художника и скульптора . Причина смерти не сообщается. Однако известно, что художница длительное время боролась с тяжелым заболеванием.

О смерти Доротеи сообщил сам Михаил Шемякин на странице в своем микроблоге.

"20 января покинула этот мир моя дочь Доротея, замечательная художница и удивительный человек - многогранный, странный, причудливый, глубокий и добрый", - написал Шемякин на своей странице в соцсети.

В 1971 году, после вынужденной эмиграции отца, Доротея с матерью отправилась вслед за ним. В совершеннолетнем возрасте художница проживала в Париже, Нью-Йорке, Афинах. Последние несколько лет она провела во Франции, жила неподалеку от дома своего отца.

Доротея получила художественное образование от своих родителей. Первый осмысленный рисунок она исполнила в два года, а в возрасте четырех лет Шемякина уже участвовала в выставке детского рисунка в Русском музее. В течение своей жизни художница принимала участие в многочисленных выставках по всему миру, ее работы пользовались заслуженной популярностью.

Значительная часть творческой деятельности Доротеи Михайловны была посвящена книжной графике. Она проиллюстрировала ряд изданий, в том числе, "Голем" Густава Майринка, сборник рассказов Юрия Мамлеева "Голос из ничто" и многие другие.

Картины Доротеи Шемякиной

Известный художник Михаил Шемякин недавно сообщил на своей странице в соцсети о смерти дочери Доротеи, которая проживала во Франции, и так же как и отец была художником.

Как известно, Доротея была единственной дочерью Михаила, и после того как ушла из жизни в возрасте 53 лет, Шемякин остался один. Официальная причина смерти женщины пока не установлена.

Дочь Михаила Шемякина, единственная дочь ушла из жизни

Девушка ушла из жизни 20 января 2018 года в возрасте 53 лет во Франции, самому Михаилу сейчас 74 года. Отец пишет, что дочь была талантливым художником и хорошим человеком. Шемякин говорит, что Доротея была немного странной и причудливой, но в то же время очень доброй и многогранной. Он надеется, что работы девушки будут продолжать жить и радовать людей своей красотой.

Предположительно смерть Доротеи могла наступить по причине длительной болезни девушки, поскольку у нее была тяжелая форма сахарного диабета.

В последнее время отец постоянно был с дочкой и старался ее подбадривать любыми способами, сейчас же Михаил остался один, так как Доротея была его единственной дочерью.

О месте прощания с художницей и дате похорон Доротеи пока ничего не известно.

Дочь Михаила Шемякина, по стопам отца

Доротея Шемякина родилась в городе Петроград 09.05.1964 года. Оба родителя девушки еще молодые и непризнанные художники – Ребекка Модлен и Михаил Шемякин были рады рождению дочери. С детства девочка начала увлекаться творчеством: в 2 года Доротея нарисовала свой первый рисунок, а когда ей было 4 года, ее рисунки были отправлены на выставку детских работ в Русском музее.

В 1971 году мама с дочерью переезжают во Францию по вынужденным мерам. И в 1976 году девятнадцать работ Доротеи уже были представлены на выставке современного искусства во Дворце конгрессов в столице Франции. В последний лет пятнадцатилетия девушки была открыта персональная выставка работ Доротеи Михайловны в Нью-Йорке в галереи Нахамкина. Люди были в восторге от работ юной художницы, и буквально за пять дней все рисунки девушки были проданы.

Доротею Шемякину в обществе признали художницей-вундеркиндом. За свои годы жизни она провела 5 персональных выставок и более 15 групповых совместно с другими художниками, также Доротея проводила совместные выставки вместе со своим отцом Михаилом Шемякиным.

Доротея Шемякина

Когда-то в детстве эту странную таинственную сказку рассказал Доротее ее отец, Михаил Шемякин. Маленькая мадемуазель с детства училась чувствовать то, что не чувствуют другие. Ведь с самого рождения девочку окружали холсты, пахнущие красками. Когда она вырастет, узнает, что папа - гений. Узнает, что талант приносит боль. Эта девочка, родившаяся в Питере и выросшая во Франции, уедет в Грецию, станет известной художницей и будет оформлять самые известные книги мира. А пока она с распахнутыми глазами слушает самого родного в мире папу.

Она родилась 9 мая 1964 года в семье Михаила Шемякина и Ребекки Модлен. Свой первый рисунок Доротея сделала в два года. В четыре она уже участвовала в международной выставке детского рисунка в Русском музее. Партийная комиссия усмотрела в рисунках четырехлетней Доротеи «детский формализм» и, несмотря на восхищение организаторов выставки, работы были сняты. Осталось лишь два-три рисунка в витрине. Питер останется навсегда в сердце Доротеи. Когда ей было семь лет, они с матерью уехали во Францию по приглашению Дины Верни - владелицы галереи и легендарной певицы. Вскоре к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин.

В двенадцать лет Доротея участвует в выставке современного русского искусства во Дворце конгрессов в Париже, представляя 19 своих работ. Первая персональная выставка Доротеи Шемякиной открылась в 1980 году в галерее Нахамкина (Нью-Йорк) за день до шестнадцатилетия художницы. Пятьдесят работ были раскуплены за пять дней. Нью-Йорк, Гонк-Конг, Париж, Москва - выставки художницы сегодня проходят во всему миру. Живопись, книжная графика, ювелирные украшения, дизайн пасхальных яиц и работа каменщика - многогранные проявления таланта Доротеи.

«Голем» Густава Майринка - четвертая работа Шемякиной в жанре оформления книги. Десяток раз она перечитает мрачную легенду. В этой сказке, которую когда-то так полюбила маленькая девочка Доротея, есть многое: и затерянные в веках магические заклинания, и немилосердные предсказания человеческим амбициям, и великая провокация…

Рассказывая легенду о Големе, Борхес отмечает: "Элиезер из Вормса сохранил тайную формулу, по которой можно создать Голема. Описание этой процедуры занимает двадцать три столбца в томе ин-фолио и требует знания «алфавита 221 ворот», который надо повторять над каждым органом Голема. На лбу у него надо начертать слово «эмет», означающее «истина»; чтобы уничтожить глиняного человека, надо стереть первую букву - останется слово «мет», означающее «смерть»".

© Orloff Russian Magazine

Восстановив утраченные формулы каббалы, некий раввин создал искусственного человека - так называемого Голема, дабы тот в синагоге звонил в колокола и выполнял тяжелые работы. Однако Голем не был человеком, в нем едва теплилась глухая, полусознательная, растительная жизнь. Да и та - лишь в дневные часы, и поддерживалась она действием магической таблички, которую ему засовывали под язык и которая притягивала из вселенной свободные звездные токи. Однажды, перед вечерней молитвой, раввин забыл вытащить табличку изо рта Голема; тот впал в неистовство и побежал по темным улицам гетто, убивая всех, кто попадался на его пути, пока раввин его не догнал и не вынул табличку. Голлем мгновенно рухнул замертво. От него осталась лишь жалкая глиняная фигурка, которую теперь показывают в «Новой Синагоге».

Доротея Михайловна Шемякина родилась 9 мая 1964 года в Ленинграде, в семье художников Михаила Шемякина и Ребекки Модлен. Художественное образование получила у родителей, которые помогали дочери с раннего детства проявить дар рисовальщика. По их словам, первый рисунок Доротея сделала в двухлетнем возрасте. В 1968 году, когда художнице было четыре года, она участвовала в международной выставке детского рисунка в Русском музее (Ленинград). Здесь не обошлось без казуса: устроители выставки были настолько восхищены работами девочки, что первоначально предполагали отвести для них целый зал, сделав своего рода «выставку в выставке», однако партийная комиссия, прибывшая осматривать уже подготовленную экспозицию, усмотрела в рисунках Доротеи «детский формализм». В результате работы были сняты и Доротея участвовала в выставке лишь одной или двумя из них в витрине.
Семья жила в коммуналке на Загородном проспекте, 64, на шестом этаже, с прекрасным видом из окна. Из детских впечатлений Доротее особенно запомнились частые походы в музеи с родителями, прогулки по городу с мамой. «Мне нравилось в Петропавловке, у Адмиралтейства. Особенно запомнился Казанский собор. Там была камера пыток и кабинет алхимика — о, это был номер один! Меня так тянуло туда, так хотелось туда залезть! Все эти фигуры, эти колбы, сосуды — я до сих пор это обожаю. И сейчас у нас в доме я делаю нечто подобное. Странно, я выехала оттуда в семь лет, но Питер до сих пор у меня в сердце» (Стиль и дом (Киев). 1997. Май-июль. С. 73).
Летом 1971 года Доротея с матерью эмигрировали. По приглашению владелицы галереи и легендарной певицы Дины Верни они прибыли во Францию и обосновались в ее загородном доме. Спустя пять месяцев к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин. В 1976 году Доротея была самой молодой участницей представительной выставки современного русского искусства («La peinture russe contemporaine») во Дворце конгрессов в Париже, организованной А. Глезером и М. Шемякиным. Выставка включала в себя 502 работы русских независимых художников; Доротея выставила тогда 19 своих работ.
Первая персональная выставка Доротеи Шемякиной открылась в 1980 году в галерее Нахамкина (Нью-Йорк) за день до шестнадцатилетия художницы. Пятьдесят композиций, представленных на выставке, были раскуплены в первые пять дней.
Работы художницы, по манере разительно отличающиеся от работотца, удостаиваются лестных отзывов известных критиков и искусствоведов, большое интервью с ней печатают П. Вайль и А. Генис в «Новом мериканце» (1980. 16-22 мая). К этому времени художница вступила в новый этап творчества и заставила судить о ней уже не как о рисовальщице-вундеркинде, а как о сложившемся мастере с уникальным художественным миром. Отличительной чертой ее работ становятся подчеркнутая телесность, гипертрофированность органических форм, напряженная пластическая деформация узнаваемых образов в сочетании с фантасмагорической, остро экспрессивной трактовкой сюжета. Главными темами становятся фантомы мегаполиса, органические монстры техногенной эры (серии «После Третьей мировой войны», «Протеи» и др.). Художница словно пытается посмотреть на наш мир за пределом времен, сквозь искажающую призму грядущей катастрофы, запечатлеть плоть мира — либо разъятую, либо преображенную вечностью.
Несколько раз художница обращалась к книжной графике. В 1993 году в Италии вышло коллекционное издание «Tauromachie» (Torino: Stamperia artistica nazionale, ), в 2001 году в Нью-Йорке был выпущен сборник рассказов Юрия Мамлеева «Голос из ничто» (New York: Apollon Art Research Foundation, 2001). Жутковато иронические, гиперреалистические сцены коммунального быта в иллюстрациях к рассказам Мамлеева один из критиков сравнил с беспощадным гротеском позднего Гойи. В 2000 году в Афинах вышла книга для детей «Страна, где не общипывали ромашки» греческой писательницы Олимпии Орсаниду-Коретси. «Голем» Густава Майринка — четвертая работа Шемякиной в жанре оформления книги.
Отдельные иллюстрации художница делала для парижского журнала «Эхо» (1980. № 2) — рисунок к рассказу О. Григорьева «Летний день», «Королевского журнала» (Нью-Йорк), среди других художников иллюстрировала книгу югославского писателя-диссидента Йоко Йовичича «Drape de son histoire» (Paris, 1988).
Параллельно с живописью и графикой Доротея Шемякина время от времени обращается к прикладному искусству. На второй персональной выставке в галерее Академии Спенсертауна (штат Нью-Йорк) она представила оригинальные ювелирные украшения. В начале 2000-х годов по заказу двух престижных ювелирных магазинов в Афинах разрабатывала дизайн пасхальных яиц.
В 1983 году Доротея Шемякина переехала в Грецию (первое время они вместе с матерью жили на острове Идра). Именно в Греции в ее работах появился цвет: до этого была только монохромная графика и живопись — белыми красками на черном фоне. Именно в Греции неожиданно для всех Доротея освоила ремесло… каменщика и стала строить дома, что воспринималось друзьями в лучшем случае как причуда талантливой художницы. Очевидно, на этом выборе, кроме нежелания следовать жизненным стереотипам, сказалось и «наследственное упрямство» (характеристика М. Шемякина).
В настоящее время художница снова целиком отдает себя живописи. С 1986 года она живет в Афинах.
В общей сложности у Доротеи Шемякиной состоялось пять персональных выставок:
Gallery Eduard Nakhamkin Fine Arts (New York, Los Angeles), 1980;
Spencertown Academy Arts Center (Spensertown, N. Y.), 1992;
Galerie Marie-Therese Cochin (Paris), 1992;
Galerie Carpentier (Paris), 1994. «La Tauromachie de Dorothee Chemiakine»;
Galerie Ios (Athenes), 2004.
Она приняла участие также более чем в двадцати групповых выставках; нередко — в творческом альянсе с отцом (привожу лишь некоторые):
Asylum Gallery (Ghent, N. Y.), 1993;
Mandarin Oriental Fine Arts (Hong Kong), 1995
или совместно с матерью:
Galerie Costakis (Athenes), 1988;
Galerie Jean-Paul Villain (Paris), 1989;
Галерея «Крымский вал». Центральный дом художника (Москва), 1993 (Ребекка, Доротея и Михаил Шемякины);
Michael Kisslinger Gallery (New York), 1994;
Национальный художественный музей Украины (Киев), 1997 (Ребекка, Доротея и Михаил Шемякины).

Причина смерти не сообщается, однако известно, что художница длительное время боролась с тяжелым заболеванием. О смерти Доротеи сообщил сам Михаил Шемякин на своей странице в Facebook.

Скриншот: facebook.com/mihail.chemiakin

— 20 января покинула этот мир моя дочь Доротея, замечательная художница и удивительный человек — многогранный, странный, причудливый, глубокий и добрый, – написал Шемякин в Facebook.

Доротея Михайловна Шемякина родилась 9 мая 1964 года. В начале 70-х Доротея с мамой эмигрировала за рубеж. Затем к ним присоединился Михаил Шемякин.

В совершеннолетнем возрасте художница проживала в Париже, Нью-Йорке, Афинах. Последние несколько лет она провела во Франции, жила неподалеку от дома своего отца.

Доротея получила художественное образование от своих родителей. Первый осмысленный рисунок она исполнила в два года, а в возрасте четырех лет Шемякина уже участвовала в выставке детского рисунка в Русском музее. В течение своей жизни художница принимала участие в многочисленных выставках по всему миру, ее работы пользовались заслуженной популярностью.

Значительная часть творческой деятельности Доротеи Михайловны была посвящена книжной графике. Она проиллюстрировала ряд изданий, в том числе, «Голем» Густава Майринка, сборник рассказов Юрия Мамлеева «Голос из ничто» и многие другие.