Ювелирные украшения на коронации наполеона. Наполеон I (Наполеон Бонапарт)

«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (фр. Sacre de l"empereur Napoléon Ier et couronnement de l"impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris, le 2 décembre 1804 ) - картина французского художника Жака Луи Давида , созданная по заказу императора Франции Наполеона I и изображающая эпизод его коронации, произошедшей 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери . Матери Наполеона не было на его коронации, однако при заказе картины император попросил Давида изобразить её в самом центре.

История

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины Рубенса «Коронация Марии Медичи ». Он выбрал момент, когда Наполеон коронует свою супругу Жозефину , а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Художник работал над картиной два года: получив устный заказ в сентябре 1804 года, он приступил к работе 21 декабря 1805 года, положив последний мазок в январе 1808 года. Вскоре картина была представлена публике: с 7 февраля по 21 марта она выставлялась в Салоне .

Картина оставалась в собственности художника вплоть до его отъезда из Франции после падения Наполеона. В 1819 году была перенесена в Королевские музеи, где хранилась в запасниках. В 1837 году по приказу короля Луи-Филиппа полотно было передано музею истории Франции в Версале , в 1889 году передано в коллекцию Лувра . Экспонируется на 1-м этаже галереи Денон, в 75-м зале . Код: INV. 3699.

Реплика

Работа произвела впечатление в Салоне: в том же 1808 году Давид получил заказ от американского предпринимателя на выполнение копии с сохранением масштаба. Художник сразу же приступил к работе, начав писать по памяти - однако закончил её лишь в 1822 году, уже в Брюсселе, где осел после эмиграции. В 1947 году эта реплика вернулась во Францию и заняла своё место в том же зале Версальского музея, где ранее выставлялся оригинал.

Персонажи

  1. Жозефина Богарне , первая жена Наполеона
  2. Летиция Рамолино - мать Наполеона, не присутствовавшая на коронации
  3. Луи Бонапарт , брат Наполеона, впоследствии - король Голландии Людовик I
  4. Жозеф Бонапарт , старший брат Наполеона, впоследствии - сначала король Неаполя, затем король Испании Иосиф I
  5. Наполеон-Шарль , старший сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне , племянник Наполеона и его наследник
  6. Сёстры Наполеона
  7. Шарль-Франсуа Лебрен , третий консул Франции
  8. Жан-Жак де Камбасерес , второй консул Франции, автор Гражданского кодекса Наполеона
  9. маршал Александр Бертье , начальник штаба Наполеона и его военный министр
  10. Шарль де Талейран-Перигор , министр иностранных дел и великий камергер
  11. маршал Иоахим Мюрат , муж сестры Наполеона Каролины
  12. художник Жак-Луи Давид
  13. Мехмет-Халет Эфенди , посол Османской империи‎ во Франции
  14. египтянин Рафаэль де Монахис , личный переводчик Наполеона во время Египетского похода
  15. Элизабет-Элен-Пьер де Монморанси-Лаваль, придворная дама Жозефины

Напишите отзыв о статье "Коронация Наполеона (картина Давида)"

Примечания

Источники Комментарии

Литература

  • Sylvain Laveissière. Le Sacre de Napoléon peint par David. - Paris: Musée du Louvre, 2004.
  • Jean Tulard. Le Sacre de l"empereur Napoléon. Histoire et légende. - Paris, 2004. - ISBN 2-213-62098-9 .

Ссылки

  • в базе данных Лувра (фр.)
  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Коронация Наполеона (картина Давида)

Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.
– Нет, это нельзя, – сказала она решительно, всплеснув руками. – Non, Marie, decidement ca ne vous va pas. Je vous aime mieux dans votre petite robe grise de tous les jours. Non, de grace, faites cela pour moi. [Нет, Мари, решительно это не идет к вам. Я вас лучше люблю в вашем сереньком ежедневном платьице: пожалуйста, сделайте это для меня.] Катя, – сказала она горничной, – принеси княжне серенькое платье, и посмотрите, m lle Bourienne, как я это устрою, – сказала она с улыбкой предвкушения артистической радости.

Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя честолюбивому Наполеону. На этой волне его неизменно восхищало все романское. Он обожал ювелирный стиль «а-ля Цезарь» с характерными лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта – чистейшей воды ампир, одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен: не терпит серебра, его оправа - платина и восемнадцати каратное золото украшенное элитными камнями - бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами.

Коронация

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал стране: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа». Кого-то напоминает…

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Ей предшествовала серьезная подготовка. К празднику в стиле Цезаря по всему Парижу окна богачей завесили знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались на сквозняках разукрашенные простыни. Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные минувшей революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Римской Империи.

И вот карета запряженная восемью лошадьми остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике расшитой золотом и Жозефина в белом атласном платье с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия вышитая золотыми пчелами весила восемьдесят фунтов, её услужливо поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины несли за ней три сестры Наполеона.

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер граф Луи Филип де Сепор отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где после беспредела революции можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка: во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», тут Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе - он сам знает, что делать дальше, и тут же собственноручно короновал себя и Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII ничего не оставалось как кисло объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Корона Карла Великого (Шарлеманя) - древняя регалия королей франков, а после 1237 года — королей Франции. Увенчанные крестом четыре золотые пластины были украшены драгоценными камнями, а позднее — большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий возводила на трон французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, соединенные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали весьма нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

Наполеон, как давний поклонник Римской империи, лоббировал все относившееся к тому времени и месту. Он спал и видел: римские императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он - Бонапарт? Французские ювелиры спешно ковали золотой лавровый венок. Символ доблести обошелся казне в 8 000 франков.

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен разгневанным королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог постичь её пропорции. Император надел лавровый венок, но пока пристраивал на голове, отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

Жозефина

Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. Позднее мадам де Богарне станет владелицей сотен, затем тысяч украшений и камней без оправы. А Наполеон будет безостановочно покупать новые. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. В её шкатулки переехали драгоценности французской короны, кроме одной - алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Вокруг шептались, у императрицы хранятся страшные камни — опалы – предвестники несчастья. Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности мрачно именуемый «Сожжение Трои».

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир (основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году) изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и ещё пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) к началу декабря 1804 года.

Корона Жозефины «Лавровый венок» с бриллиантами

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Покрасовался, снял, и «запросто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к стоящей на коленях Жозефине и поднял корону над её головой. Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Но тиара на Жозефине не списана честно с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Подлинная тиара Жозефины ныне является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels, а ее фотографии свидетельствуют, насколько фантазия живописца разнится с действительностью. Можете сравнить сами - обе короны тут присутствуют.

Картина

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьёзный заказ серьёзного человека, без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел (до этого он был придворным живописцем короля). Этот навык пригодился, когда пришлось изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами казненными за приставку «де» перед именами, куска кружева на одежде или кольца знатности… Мелкий дворянин Бонапарт, в вышитых перчатках и платье из пурпурного бархата, настоял чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили: ни одна из королев в течение нескольких веков не удостаивалась подобной чести.

В первом варианте давидовской картины Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой держал шпагу с «Регентом», прижимая её к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора коронующим Жозефину. Повторяю: это была редкая наглость.

Картина Давида — вольный полёт фантазии. Император хотел непременно видеть на полотне мать, которая была обижена на него и находилась во время коронационных торжеств в Риме. Послушный Давид изобразил Летицию Рамолино в центре. Сегодня гигантское полотно находится в Лувре, галерея Денон.

Продолжение следует…

Вконтакте

Портрет Наполеона I, Энгр, 1806

2 декабря 1804 года генерал Наполеон Бонапарт был коронован как император Наполеон Первый. Так выполнялся план этого человека по переустройству мира – не на старый монархический лад, но и не на революционный, в котором не было места королям и церковным обрядам.

Напомню, что собор Парижской Богоматери при якобинцах был перекроен в храм Разума. А Наполеон там короновался уже почти как «добрый католик». Почти! Потому что своеволие «великого человека» ощущалось в каждом жесте. Как и преклонение перед вполне языческими традициями Рима (правда, Наполеон был далеко не первым поклонником эстетики цезарей в католической Европе).

До коронации он был первым консулом Франции и первым полководцем Западной Европы. Титулы и почести добывал огнём артиллерии и напором кавалерии. Сенат предложил ему принять титул императора. Генерал Бонапарт милостиво согласился: он уже достиг безграничной власти в своей стране, пора бы подтвердить её громким титулом.

К началу декабря город причудливо разукрасили. Повсюду полыхали флаги и факелы. Вельможи вспоминали, листая летописи, как короновали Карла Великого – и дополняли церемониал всё новыми и новыми нюансами. Парижские и итальянские ювелиры выковали копию потерянной в революционной суматохе короны Карла Великого. А заодно, выполняя волю первого консула, создали золотой лавровый венок в римском стиле.

Но вот вам особенность, в которой – размашистая манера Бонапарта. Карл Великий короновался в Риме, а Наполеон потребовал, чтобы Римский папа прибыл в Париж. Он восхищался исторической ролью Рима, но считал, что в 19 веке Париж вполне может претендовать на роль города, в который ведут все дороги.

И вот восьмёрка лошадей доставила роскошную карету к храму. Наполеон и Жозефина в золочёной парче прошествовали на глазах экзальтированной публики. На плечах будущего императора – мантия с горностаем, которую поддерживала четвёрка солидных сановников.

…И вот в соборе появился папа Римский – Пий VII. Он вовсе не был поклонником Наполеона, но не мог противостоять большим батальонам. Бонапартий его «взял силой». В кульминационный момент, когда папа произнёс: «Императорскую корону получает…», Наполеон остановил его властным жестом. И собственноручно возложил корону на себя и на Жозефину. Папа смиренно продолжил таинство. Что это – пример человеческой гордыни?

Это событие лучше всего представить под музыку Бетховена – скажем, под звуки Третьей симфонии, которую композитор писал как раз в те месяцы и посвятил Наполеону, который в те дни был для Бетховена идеалом героя. Правда, реставрацию монархии Бетховен не приветствовал и начинал разочаровываться в своём кумире.

А ещё необходимо, чтобы перед глазами стояла картина Давида, которая нравилась Наполеону. Художник залюбовался Наполеоном, коронующим Жозефину. Картина производит впечатление – как золото на бархате. А портрет Энгра – апофеоз наполеоновского культа. Человек, завоевавший корону, взлетает ещё выше, чем потомственный монарх.

Жак Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины
в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, 1806-1807

Старые республиканцы грустили. Столько крови пролито в борьбе с «королями» – и вот снова нужно кланяться великому монарху. «Быть генералом Бонапартом – и стать императором Наполеоном. Какое падение!», – повторяли они изречение одного журналиста.

Единственным, но и победительным гарантом наполеоновской власти была армия. Великая армия.

И ненавистники, и поклонники Французской революции едины в такой оценке: те события дали толчок развитию военной науки, карьере талантливых молодых полководцев, да и просто инициативных офицеров. Во всех сражениях с немцами и австрийцами проявилось это революционное преимущество.

Принять вызов у Франции могла только русская армия. Почему? Импульс петровских реформ оказался не менее сильным, чем революционная встряска. Россия превратилась в воинскую державу. Всё дворянство встало под ружьё. Да, Пётр Третий дал им лазейку, но вплоть до окончания наполеоновских войн правило балом воинское поколение дворян.

Молодой революционный генерал прославился на весь мир в 1796 году. Суворов тогда пребывал в ссылке, но старался следить за европейскими событиями. В одном из писем русский полководец тонко проанализировал саму суть Бонапарта:

«О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу, и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пьемонтцев.

О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска – более не надобно.

Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а у него военный совет в голове. В действиях свободен как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей! Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем.

Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, – он погибнет».

Так и случилось. Гений тактики соблазнился политическими почестями, проиграл собственной гордыне. Поразительно, что Суворов угадал возможность такого падения задолго до коронации.

В 1812-м в России зародилась традиция демонизации Наполеона. Грабительские, даже святотатственные повадки захватчиков давали к этому повод. Но постараемся трезво разобраться в Наполеоне, осмыслить его политическое наследие.

Мог ли он стать партнёром России? Непростой вопрос. Просвещённые французы относились к нашей стране свысока. А наш царь не мог сочувствовать выдвиженцу революционеров. Да и давние торгово-политические связи с Британией имели значение.

Кроме того, к 1804-му году никто не сомневался, что Наполеон стремится к мировой гегемонии, к единоличной власти над миром. Ни Александр Павлович, ни любой другой император Всероссийский на вторые роли при парижском цезаре согласиться не мог.

Что дальше? Попытка перекроить политическую карту мира, изменить внешнеполитические традиции, смазать карту будня. Поход в Россию, который Наполеон не считал своей главной целью, обернулся катастрофой, за которой последовала война на уничтожение, в которой «великий человек» оказался обречённым на поражение.

Можно сколько угодно гадать – как сложились бы судьбы России и Европы, если бы удержался союз Наполеона с Павлом или Александром. Двум великим воинским державам тесно оказалось на континенте, да и Британия подталкивала Россию к прямому противостоянию с Бонапартием.

Но повода к началу войны Александр не подавал! И наступление Великой армии на Восток в июне 1812-го Наполеон мотивировал натянутыми, недостаточно основательными претензиями к Российской империи. И погубил свою империю, хотя и после побега из заснеженной России сопротивлялся ещё почти полтора года, демонстрируя чудеса полководческой воли.

Важным фактором стала и решимость русского императора сражаться с империей Наполеона до конца. Во время ста дней у них снова возник повод стать союзниками: Наполеон послал Александру бумагу, компрометирующую других вождей антинаполеоновской коалиции. Они вместе с Талейраном заключили тайный военный союз против России. Австрийцы и англичане готовы были в спину ударить тем, кто спас их от порабощения. Ведь именно русский солдат нёс главные тяготы кампаний 1813 и 1814-го. Не было ни одного крупного сражения, в котором среди павших русских было меньше половины…

А они – эти благодарные европейцы – уже готовили удар по Русской армии. Александр предпочёл не обращать внимания на это известие. Он не наказал союзников за коварство – просто с ещё большим презрением стал относиться к Талейрану и Меттерниху.

Как император и полководец, Наполеон погиб. Как больной, издёрганный, во всём разочарованный человек – доживал на острове Святой Елены. И всё-таки ему удалось многое. Он приспособил завоевания революции для обывателя, для будущего Европы. Кодекс Наполеона завоёвывал новые высоты и после отстранения императора.

Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло. Деларош (1845)

Радикализм Французской революции не мог утвердиться надолго: страна занималась самоуничтожением. Наполеон сгладил углы, прекратил, например, гонения на Церковь, которые при якобинцах превратились в войну на уничтожение.

Конечно, он, сын века Просвещения и раб собственного честолюбия, воспринимал веру утилитарно. За проповедь идеи сверхчеловека Наполеона считали воплощением дьявола – и не беспричинно. Правда, многие монархи прежних, былинных времён, усердно посещавшие Храм и не забывавшие считать себя Помазанниками Божьими, отдавали все силы возвеличиванию собственного «Я» не менее рьяно, чем Наполеон. Он просто отбросил условности – да и как иначе в послереволюционные годы?

Известно одно из наполеоновских изречений: «Без религии человек может лишь брести в темноте; и католическая религия – единственная, которая дает человеку истинное и непогрешимое объяснение его сущности и предназначения. Общество без религии подобно кораблю без компаса».

Правда, сказано это было, чтобы переманить на свою сторону влиятельное миланское духовенство, с которым Наполеон подчас обращался непочтительно. И всё-таки от якобинских перекосов французских христиан спас именно Наполеон – неисправимый гордец и авантюрист, показавший миру такую силушку, что до сих пор мы вспоминаем его ежедневно.

Жак Луи Давид «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года», 1806-1807

Лувр, Париж

Неоклассицизм

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали собор Парижской Богоматери.
Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.
Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

Давид создал своё полотно под впечатлением от картины «Коронация Марии Медичи» Рубенса. Давид работал над картиной 3 года и завершил работу в 1807 г. В феврале 1808 года она была выставлена на всеобщее обозрение. Матери Наполеона не было на его коронации, но когда он заказывал картину, попросил Давида нарисовать ее в самом центре.

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.

1. Наполеон I
2. Жозефина Богарне
3. Летиция Рамолино- мать Наполеона
4. Людовик I Бонапарт
5. Жозеф Бонапарт
6. Наполеон-Карл - сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне
7. Сёстры Наполеона
8. Шарль Франсуа де Лебрен
9. Жан Жак Режи де Камбасерес
10. Луи Александр Бертье
11. Шарль Морис де Талейран-Перигор
12. Иоахим Мюрат
13. папа Пий VII
14. Жак Луи Давид

Франция, Париж

Впервые Наполеон занял Милан в 1796 году после победы над австрийцами при Лоди, с 1797 года Милан стал столицей марионеточной Цизальпинской республики. В августе 1799 году русско-австрийские войска одержали победу над французской армией, и Милан вновь попал под австрийское владычество.

Уже в должности первого консула Наполеон вновь отбирает Милан у австрийцев после победы над войсками Второй коалиции в битве при Маренго в 1800 году. По условиям Люневильского мира, заключенного 9 февраля 1801 года, республика была восстановлена (в 1802 – 1805 с включением в состав части Венето и Фриули называлась Итальянской республикой, президентом которой стал Наполеон). Через полгода после того, как становится императором Франции, 18 мая 1805 года Наполеон провозглашает создание Итальянского королевства со столицей в Милане, а себя – королем Италии. Принимается решение, что Наполеон будет коронован 26 мая в Миланском кафедральном соборе Железной короной Лонгобардского королевства.

22 мая организаторы церемонии выехали на трех повозках с сопровождением 50 вооруженных всадников в Монцу, где в кафедральном соборе хранилась главная реликвия Ломбардии - Железная корона, по легенде, сделанная из гвоздя Креста господня, найденного святой Еленой на Святой Земле. Именно этой короной короновались лонгобардские короли, а также большая часть германских императоров, от Карла Великого до Карла V. Вечером того же дня процессия прибыла в миланский кафедральный собор, где передала корону кардиналу – архиепископу Милана, который установил ее на алтаре собора.

К 10 часам утра 26 мая в кафедральный собор прибыли главы и представители судебной и исполнительной властей, военачальники. В 11 часов архиепископ Милана покинул свою резиденцию и также отправился к собору. К этому времени над парадной дверью собора был установлен герб королевства, стены и колонны собора были покрыты шелком и позолоченными тканями.

В 11 часов 45 минут 26 мая 1805 года Наполеон, императрица Жозефина и сестра Наполеона принцесса Элиза покинули Королевский дворец и отправились в кафедральный собор. Следует отметить, что между Королевским дворцом и Дуомо (находятся неподалеку, на одной площади), была организована длинная галерея. Проход был богато украшен, покрыт сверху и открыт со сторон.

В 12 часов дня началась церемония коронации. Наполеон вошел в Собор в императорской короне. Возложение Железной короны сопровождалось бурными аплодисментами присутствующих на церемонии. При этом Наполеон сказал: «Бог дал мне это, остерегайтесь того, к чему он прикасается». Вечером состоялись фейерверки в честь коронации, на следующий день – скачки в честь нового короля. Тогда же Железная корона была с теми же почестями отправлена обратно в Монцу. 31 мая 1805 года состоялся грандиозный бал, который новый король дал в «Ла Скале».

7 июня 1805 года был издан указ о назначении Евгения Богарне вице-королем Италии, именно он и стал фактическим руководителем государства на ближайшие годы.

В Итальянское королевство вошло большинство земель северной Италии. В 1806 году под власть Наполеона попал Неаполь, а в 1809, после ссоры Наполеона с папой Пием VII, Папская область во главе с Римом.