Понятие мировой культуры. Мировая культура и ее история Мировая культура кратко

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование.

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства. Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности. История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

  1. Культура – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
  2. Культура – совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.
  3. Культура – общий объем творчества человечества.
  4. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных

групп общества, характеризующаяся закрытостью,

аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство– вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа – своя культура, а вместе – все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура – не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:

Подумайте, каким образом культура влияет на человека?

Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?

Какие виды искусства вы знаете?

Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.

Очень экспрессивно высказался об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатления человека, приступившего к исследованию культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитого двенадцатитомника «Золотой ветви» Фрэзера пришлось испытать огромный восторг. «Как на параде, -- пишет он, -- передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали бронзой, жрецы в масках, переодетые в одежды другого пола; люди, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи; девушки из индейской деревни, которых при достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте; короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают -- дикое, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбой, урожаем, опасностью и смертью. Эти тома напоминают арабские сказки «Тысячи и одной ночи», «половодье странного и чудесного».

И не с тем ли мы сталкиваемся, когда открываем неувядающую «Первобытную культуру» Э. Тейлора, повествующую не столько о собственно первобытной культуре, сколько о культуре бесписьменных народов прошлого столетия, собранной им по крупицам и поражающей обилием выразительных фактов. В таких книгах журналистов и ученых о наших современниках, как «Своими глазами» Ю. Овчинникова, «индейцы без томагавков» М. Стингла, «Культура и мир детства» М. Мид и многих им подобных, содержатся свидетельства о том, что и сегодня в разных уголках мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные культуры, подчас настолько не похожие друг на друга, что диву даешься. Во всяком случае, несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.

Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тейлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафриканским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.

Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Здесь не отрицается факт культурной относительности, но отвергается культурный релятивизм, исключающий всякую общность между культурами, утверждающий их принципиальную отгороженность, необходимость друг в друга. Что же делает единым целым мировую культуру? Ведь одна из особенностей мирового социокультурного процесса развития -- множественность существующих культур и чрезвычайное разнообразие ценностных шкал. Несмотря на то, что европейцы и китайцы, африканцы и индийцы используют одни и те же машины, несмотря на то, что все они произошли от одних и тех же кроманьонцев и все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Образ мышления, стандарты жизни, нормы поведения, характер искусства даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают совершенно одинаковыми, классический пример тому -- народы Закавказья. Несмотря на однотипность природных условий, в которых живут азербайджанцы, армяне, грузины и другие кавказские народы, несмотря на то, что они живут рядом тысячелетия, культура каждого из них продолжает сохранять свою самобытность. И таких примеров можно привести сколько угодно.

Таким образом, можно констатировать существование большого числа различных форм организации духовной жизни людей даже при относительной близости (а иногда и тождественности) материальных условий их жизни. И, несмотря на то, что возникли разнообразные средства транспорта и связи, несмотря на миграцию мод, которые не могут остановить даже океаны, разделяющие континенты, несмотря на печать, радио, телевидение, это разнообразие и не думает исчезать. В этом и состоит большое благо для человечества.

И, наконец, кратко обрисуем ступени эволюции мировой культуры -- ступени восходящей эволюции. Первой ступенью (или эпохой) здесь является культура собирательства и охоты (первобытная культура) -- чрезвычайно продолжительный этап в развитии человечества. Если мы выделились из животного царства около миллиона лет назад (эти границы могут быть раздвинуты в дальнейшем), то почти 99% прошедшего с тех пор времени относится к периоду собирательства и охоты. Биологическое и культурное наследие человечества во многом определяется его опытом собирателя, рыболова, охотника. Ведущими факторами первобытной культуры были пропитание, половая жизнь и самозащита. Именно эти три основные переменные эволюционной истории определяли структуру человеческого общества вплоть до зарождения сельского хозяйства.

Следующая ступень в развитии мировой культуры -- аграрная культура, время существования которой охватывает пещерного человека и Гёте, собирание семян дикой пшеницы и изобретение парового двигателя. Аграрная культура составляет эпоху продолжительностью 10 тыс. лет, характеризуется низкими темпами развития, ее основой было земледелие и скотоводство. Сельское хозяйство зародилось примерно за 8 тыс. лет до нашей эры, а настоящее промышленное производство началось где-то около 1750 г. нашей эры. Таким образом, золотой век европейского абсолютизма, одним из символов которого является знаменитый Версальский двор, является частью аграрной культуры. Для большей ясности эту эпоху можно разделить на четыре этапа: Период небольших государств (8000 -- 3500 гг. до н.э.). Период древних империй (3500 -- 600 гг. до н.э.). Период античных государств (600 г. до н.э. -- 500 г. н.э.) Период европейской гегемонии (500 -- 1750 гг. н.э.). Формирование государств -- одна из наиболее наглядных и устойчивых особенностей истории поведения человека, и наряду с появлением письменности ее часто называют начальной вехой становления цивилизации.

В конечном счете, ускорение эволюции культуры привело к появлению научно-технической культуры, которая зародилась в индустриальную эпоху (ее начало датируется 1750 г.) и начала свое победное шествие в мире, начиная с конца XIX в. и по сей день. Здесь следует подчеркнуть важность рассмотрения человеческого поведения в его целостности. Научно-техническое развитие в рамках культурной эволюции нельзя понять, изучая лишь достижения науки и техники, культурная эволюция есть всегда вопрос изменения поведения человека. Поэтому подлинная эволюционная значимость даже самой теоретической науки и самой совершенной техники может быть доказана их влиянием на изменения в человеческом поведении и может быть понята, только отправляясь от поведения, связанного с обеспечением пищей, размножением, безопасностью и информацией. Вполне вероятно, что в итоге предстоящих тысячелетий ускоряющейся культурной эволюции человек сможет стать покорителем космического пространства, создателем полностью автоматизированного производства и т. Заключение

В настоящий момент, если оглянуться назад, то можно в теле русской культуры увидеть множество границ и разделений. Вся наша культурная история развивалась под постоянным влиянием политических, идеологических, эстетических пристрастий эпох. Но среди всего перечисленного всегда оставался средний вариант, можно даже сказать путь, которое представляет себя мощное течение традиций, объединяющий в единое целое. Частные, приватные пути не всегда совпадали с общим течением, уводя многих в так называемые «культурные тупики», которые, как оказалось, более всего и впечатляют наших современников.

Но пока русская культура в большей степени ощущает свое единство и в географическом плане, и историческом времени, то есть помнит свои истоки и разнообразные культурные традиции.

Учитывая богатый опыт России в сфере культуры и ее разнообразие, необходимо рассмотреть вклад, внесенный в мировую культуру. Если даже углубится в историю с крещения Руси и на протяжении всех до петровских времен, русские внесли огромнейший вклад в развитии иконописи, зодчества, средневековой христианской литературы и исторического летописания. В дальнейшем деятели России внесли вклад в развитие науки и техники, а также создали величайшее наследие литературы, философии, классической музыки и изобразительного искусства. Такие писатели как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и многие другие до сих пор привлекают мыслящих людей востока и Запада за их эстетизм и человеколюбие. Миссионерская деятельность церкви мирно распространяла православие среди финно-угорских народов, многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отчасти индейцев северной Америки на Аляске, а вместе с этим письменность и просвещение.

Культура России входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. Она была изначально также под влиянием Запада и Востока. Славянофилы усматривали связь Российской культуры с культурой Византии и южных славян, западники с культурой Европы, евразийцы с культурой кочевников Евразии. Апологеты имперского типа государственности усматривают в этих особенностях культуры России также основание исторической миссии России как гаранта континентального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успешно передавать свои ценности новым поколениям и участвовать в диалоге культур.

Подводя итог, можно сказать, даже утверждать, что культура России внесла огромнейший вклад в развитие мировой культуры. Нельзя было бы сейчас представить, как бы развивалась мировая история культура, если бы Россия не внесла некоторые аспекты в ее развитие. Что было бы если Россия опустила культурный занавес? что было бы, если культурное наследие России просто исчезло под влиянием агрессии народов, воин и вандализма? На эти вопросы трудно сейчас ответить, но можно смело сказать, что мировая культура потеряла бы искорку или даже душу искусства.

Мировая культура, выступая в качестве явления общественной жизни, представляет интерес для множества наук. Этот феномен исследуют социология и эстетика, археология, этнография и прочие. Далее разберемся, что собой представляет мировая культура.

Общие сведения

Следует начать с определения Термин весьма многозначен. В специальных и художественных изданиях можно встретить достаточно много толкований этого понятия. В обычной жизни под культурой понимают уровень воспитанности и образованности человека. В эстетическом смысле этот феномен непосредственно связан с многочисленными произведениями народного творчества и профессионального искусства. В общественной жизни применимы также определения речевой, политической, мыслительной, производственной культуры.

Прежние понятия

Марксистская философия

В 19-м столетии понятие "мировая культура" стало применяться как характеристика творческого потенциала человека и комплекса результатов его деятельности. Марксизм подчеркивал обусловленность культуры определенным производственным способом. Считалось, что она всегда имела конкретный характер: буржуазная, первобытная и т. д. Марксизм исследовал разные проявления: политическую, трудовую и прочие культуры.

Понимание Ницше

Философ стремился довести традицию критики феномена до предела. Он рассматривал культуру только в качестве средства порабощения и подавления человека при помощи правовых и прочих норм, запретов, предписаний. Тем не менее философ считал, что это необходимо. Объяснял он это тем, что человек сам по себе является существом антикультурным, властолюбивым и природным.

Теория Шпенглера

Он отрицал мнение о том, что история мировой культуры сочетается с прогрессом. По мнению Шпенглера, она распадается на несколько неповторимых и независимых организмов. Эти элементы не связаны между собой и проходят закономерно несколько последовательных этапов: возникновение, расцвет и умирание. Шпенглер считал, что единой мировой культуры нет. Философ выделял восемь русско-сибирскую, западноевропейскую, византийско-арабскую, греко-римскую, китайскую, индийскую, египетскую. Они рассматривались как существующие независимо и самостоятельно.

Современное понимание

Мировая культура - явление многообразное. Она формировалась в разных условиях. Современное понятие феномена весьма многолико, поскольку включает в себя основы мировых культур. Развитие каждого народа уникально. Культура той или иной нации отражает в себе ее судьбу и исторический путь, ее положение в обществе. Однако, несмотря на такую многоликость, это понятие единое. Большой вклад в мировую культуру внес капиталистический рынок. В течение нескольких столетий она разрушила национальные перегородки, сложившиеся в средневековье, превратив планету в "один дом" для человечества. Особое значение для мировой культуры имело открытие Колумбом Америки. Это событие активно способствовало устранению обособленности народов и стран. До того момента взаимодействие культур представляло собой процесс более локальный.

Основные тенденции развития

В XX веке произошло резкое ускорение сближения национальных и региональных культур. На сегодняшний день определяются две тенденции развития этого комплекса. Первой из них следует считать стремление к неповторимости и своеобразию, сохранению "лица". Наиболее очевидно это проявляется в фольклоре, литературе, языке. Второй тенденцией считается взаимопроникновение и взаимодействие разных культур. Это становится возможным благодаря использованию эффективных средств связи и коммуникаций, активному торгово-экономическому обмену, а также наличию общих управленческих структур, контролирующих данные процессы. К примеру, при ООН действует ЮНЕСКО - организация, ответственная за решение вопросов науки, образования, культуры. В итоге процесс развития принимает целостный вид. На основе культурного синтеза образуется общепланетарная единая цивилизация, обладающая глобальной мировой культурой. Человек при этом является ее творцом. Так же как и культура способствует развитию людей. В ней люди черпают опыт и знания предшественников.

Мировые религиозные культуры

Это явление включает в себя множество систем. Они сформировались на национальной почве, связаны с древними верованиями и народными традициями, языком. Те или иные верования были ранее локализованы в определенных странах. Основы мировых религиозных культур тесно связаны с национальными и этническими особенностями народов.

Иудаизм

Эта религия возникла у древних евреев. В начале второго тысячелетия этот народ расселился по Палестине. Иудаизм - одна из немногих религий, сохранившаяся до настоящего времени практически в неизмененной форме. Это верование знаменует переход к единобожию от многобожия.

Индуизм

Эта форма религии считается одной из наиболее распространенных. Она возникла в первом тысячелетии нашей эры. Она явилась результатом соперничества между джайнизмом, буддизмом (молодыми религиями) и брахманизмом.

Верования в Древнем Китае

Наиболее распространенными в прежние времена были такие религии, как По поводу первой по сей день ведутся споры. Несмотря на то что существует достаточно много признаков, позволяющих считать конфуцианство религией, многими оно таковой не признается. Особенностью его является отсутствие касты жрецов и исполнение обрядов чиновниками правительства. Даосизм считается традиционной религиозной формой. Она предусматривала наличие иерархической прослойки жрецов. Основу религии составляли магические заклинания и действия. Даосизм являет собой более высокий уровень развития сознания. В данном случае религия приобрела наднациональный характер. В рамках данной формы верования смешаны представители разных языков, народов. Они могут как географически, так культурно находиться довольно далеко друг от друга.

Буддизм

Эта древнейшая мировая религиозная культура возникла в V в. до н. э. Количество верующих составляет несколько сотен миллионов. Согласно древнейшим записям, в качестве основателя выступает принц Индии Сиддхартха Гаутама. Он получил имя Будда. В качестве основы этой религии выступает нравственное учение, при помощи которого человек может стать совершенным. Изначально заповеди в буддизме предполагают негативную форму и имеют запрещающий характер: не брать чужого, не убивать и прочее. Для тех, кто стремится стать совершенным, эти предписания становятся абсолютными истинами.

Христианство

Эта религия считается сегодня наиболее распространенной. Верующих насчитывается более миллиарда. В качестве основы используется Библия, включающая в себя Старый и Новый Заветы. Наиболее важными культовыми обрядами считаются причащение и крещение. Последнее считается символом снятия с человека первородного греха.

Ислам

Эта религия исповедуется арабоязычными народами, большинством азиатов и населением Северной Африки. Главной книгой ислама считается Коран. Он представляет собой собрание записей поучений и изречений основателя религии Мухаммеда.

В заключение

Религия считается одной из основных форм нравственной системы. Внутри нее образуются истинные заповеди, которым человеку нужно следовать на протяжении своей жизни. Вместе с этим религия представляет собой социальный фактор, регулирующий взаимодействие между людьми. Это особенно важно для тех обществ, члены которых воспринимают свою свободу в виде вседозволенности.

Агиография (от греч. – святой и пишу) – литература о жизни и деяниях святых.

Агон , агонистика (от греч. – борьба) – характерная черта древнегреческой культуры, пронизывала все сферы жизни. Была связана с представлением, что достижение и выявление красоты, меры и гармонии (идеалов древнегреческой культуры) невозможно без сравнения, сопоставления, проходившего обычно в форме состязаний. Выдающиеся ораторы боролись за признание народом, авторы трагедий и комедий, а также их исполнители – за успех у зрителей. Не случайно спорт также принял свою классическую форму соревнований в Греции, начавшись с Олимпийских игр.

Академизм – художественное направление, основанное на догматическом следовании классическим образцам как идеальным и непревзойденным. Был связан с деятельностью официальных художественных заведений, где обучение ориентировалось на достижения великих мастеров прежних эпох. В изобразительном искусстве это направление, сложившееся в художественных академиях XVI – XIX вв., следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные, идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.

Акварель – водяные краски и живопись ими.

Акрополь (от греч. – верхний город) – хорошо укрепленный город-крепость, построенный как правило, на высоком холме из огромных каменных плит.

Аксиология (греч.) – философское учение о природе ценностей, о связях различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Алтарь – 1) жертвенник; 2) восточная часть христианского храма, отделенная алтарной преградой, а с XV в.– иконостасом.

Амон -Ра – верховное божество Древнего Египта. Амон – главный бог города Фив, бог Солнца. Когда Фивы стали столицей Египта, Амона стали считать царем всех богов. Бог Солнца Ра почитался в Гелиополе. Впоследствии культы Амона и Ра были объединены.

Ампир (от франц.– императорский) – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в, Распространился и в других странах. Был ориентирован на римскую античность и стал искусством эпохи Наполеона. Массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор, опиравшиеся на художественное наследие античности, служили воплощению идей государственного могущества и военной силы.

Анимизм (от лат. – душа, дух) – одна из форм первобытной религиозности (наряду с магией, фетишизмом, тотемизмом). Анимизм предполагает: 1) веру, что души отдельных людей продолжают существовать после смерти; 2) одухотворенность сил и явлений природы. Анимизм в его полном развитии включает верования в управляющие миром божества и подчиненных им духов, в душу и в загробную жизнь; в культовой практике анимизм предполагал поклонение духам и богам, чтобы умилостивить их.

Антаблемент верхняя часть сооружения, лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; состоит из архитрава, фриза, карниза.

Антропогенез (от греч. – человек и возникновение) – процесс происхождения человека.

Анубис – в Древнем Египте бог бальзамирования, владыка некрополя. Изображался в образе черной собаки (или шакала) или в виде мужской фигуры с головой собаки (шакала). С конца Древнего царства уступает место главного божества мертвых Осирису и становится его постоянным спутником.

Апокалипсис (греч. – откровение) – одна из книг Нового Завета, раннее, впоследствии канонизированное христианское литературное произведение (серед. 68 – нач. 69 г.). Автором считается Иоанн Богослов. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «Страшном суде», «тысячелетнем Царстве Божьем».

Апостол (от греч. – посланник) 1) один из двенадцати учеников Иисуса Христа, свидетель его жизни и Воскресения; 2) книга, содержащая Деяния и Послания апостолов; то и другое входит в состав Нового Завета.

Апсида – алтарный выступ храма, обычно полукруглый или граненый в плане.

Арабеска – особый вид орнамента, состоящего из сочетаний геометрических фигур и стилизованных изображений растений – так называемого растительного орнамента. В декоративный узор орнамента часто включался эпиграфический элемент: надпись с цитатой из Корана или благопожеланием. Геометрические фигуры арабески обычно представляют собой бесчисленные комбинации разнообразных многоугольников, вокруг которых причудливо переплетаются стилизованные изображения растений и буквенных сочетаний (арабской вязи).

Арка (или свод) – криволинейное перекрытие помещения или проема.

Артефакт (от лат. – искусственно сделанный) – предмет искусственного происхождения.

Архатроп (от греч. – древний человек) – древнейший человек.

Аскетизм – 1) религиозное учение о необходимости борьбы с «чувственными влечениями» тела для достижения нравственного совершенства и общения с божеством; 2) крайняя степень воздержания, отречение от жизненных благ.

Атон – бог Солнца в Древнем Египте, символизировавшийся изображением солнечного диска с исходящими от него лучами. В эпоху Среднего царства упоминается наряду с другими богами. В правление Эхнатона (1370–1352 гг. до н. э.) его культ становится единственным; после смерти фараона-реформатора культ Атона не закрепился.

Базилика (от греч. – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на ряд продольных галереи (нефов). В античную эпоху базилика – административное здание. В Средние века – это основной тип христианского храма.

Байхуа – разговорный китайский язык.

Барельеф – один из видов рельефа. Фигуры в нем выступают над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины, в отличие от горельефа, где рельефное изображение возвышается над плоскостью больше, чем наполовину своего объема.

Барокко (итал. – вычурный) – стиль в европейском искусстве, пришедший в конце XVI в. в эпоху позднего Возрождения и развивавшийся до середины XVIII в. Отличался декоративной пышностью, вычурностью и живописностью.

Бенедиктинский орден – старейший монашеский орден римско-католической церкви, основанный в VI в. Тогда же, по преданию, основатель ордена Бенедикт Нурсийский установил аскетические правила монашеского поведения. В VI–VIII вв. орден приобрел немалое значение в экономической и культурной жизни Европы. Его роль и влияние были подорваны в эпоху Реформации. К XVII в. относится оживление научной деятельности ордена, связанное с изучением и изданием документов преимущественно церковной истории.

Благовещение – один из двунадесятых праздников, когда Церковь вспоминает о радостной вести, возвещенной в Назарете архангелом Гавриилом Деве Марии о рождении сына – Иисуса Христа.

Бодхисатва (санскр.: бодхи – высшее знание, саттва – просветленный, т.е. просветленный высшим знанием) – буддийский подвижник, достигший высших ступеней на пути к нирване, но добровольно отказавшийся от нее, чтобы в миру просветлять учением и добродетелью души смертных и спасти все живое от страданий. Согласно хинаяне, путь бодхисатвы прошли только 24 реинкарнации Будды и сам Будда– Гаутама Шакьямунья. Такой же путь ожидает и будущего Будду – Матрейю. Все остальные могут достичь лишь состояния архата (человека, достигшего нирваны).

Будда – основатель буддизма Сидхартха Гаутама, он же Будда Шакьямуни, живший в 623 – 543 гг. до н. э. в Северной Индии. Сын правителя племени шакьев, основатель буддизма.

Буддизм – одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI – V вв. до н. э. Основателем считается Сидхартха Гаутама. Основные направления – хинаяна, «малая колесница», «южный буддизм», и махаяна, «большая колесница», или «северный буддизм». Расцвет буддизма в Индии – V в. до н. э.– нач. I тысячелетия н. э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в том числе ритуализма). В центре буддизма – учение о «четырех благородных истинах»: жизнь – страдание, его причина – вожделение, возможно освобождение, путь к нему – восмеричный путь. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание – состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно – пульсация дхарм; освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности внешним миром и одновременное прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет учения о душе, как о неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как Творца и, безусловно, высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, появились сангхи (монашеские общины) и т. п.

Веды общее название священного писания брахманизм; включают четыре сборника: Ригведи, Самаведи, Яджурведи, Атхар-ваведи.

«Венеры » палеолитические – женские статуэтки из камня, кости, обожженной глины периода верхнего палеолита. Отличительная особенность этой пластики – совмещение условных форм с натуралистическими. При всех различиях первобытных «венер» изображения имеют общие признаки: гипертрофия отдельных частей тела, акцентирующая внимание на специфических женских признаках, отсутствие черт лица и ступней ног, характерная трактовка рук и т. п. Воспроизводилась не конкретная натура, а создавался образ женщины – праматери, символа плодородия, хранительницы очага.

Витраж (франц. – стекло) – композиция из разноцветных или украшенных живописью стекол, других пропускающих свет материалов. Искусство витража получило особое развитие в Средние века: витражами славятся почти все средневековые готические соборы.

Возрождение – эпоха в истории и культуре XIV – XVI вв. в Италии, с конца XV до нач. XVII в. в других странах Западной Европы.

Вэньянь – классический литературный китайский язык, сильно отличающийся от разговорного байхуа.

Газель (араб.) – вид моноритмического лирического стихотворения. Схема рифмовки напоминает касыдную. В последней строфе часто упоминается прозвище-псевдоним автора. Форма газели позволяла автору выразить как свои чувства и настроения, так и философские мысли. Эту форму, в частности, использовали И.В. Гете и В.Я. Брюсов.

Ганеша – в индуизме бог мудрости, процветания, владыка народа. Считается сыном Шивы и Парвати, изображается с головой слона.

Гармония – эстетическая категория, выражающая связь, стройность, соразмерность частей в системе.

Гомо сапиенс (лат.) – человек разумный.

Гомо хабилис (лат.) – человек умелый.

Гор – по древнеегипетской мифологии у богини неба Нут и бога земли Геба было три сына: Осирис, Гор Старший и Сет. Кроме Гора Старшего, бога Солнца, египтяне верили в Гора Младшего – сына Осириса и Исиды. Гор Младший – один из наиболее почитаемых богов древнеегипетского пантеона. Через всю историю египетской мифологии проходит миф об Осирисе и его жене Исиде, об умертвившем Осириса злом Сете, о боге Горе – мстителе за своего отца, и его длительной борьбе с Сетом. Противоборство культов Гора и Сета отразило противоречие между Верхним и Нижним Египтом. Гор, почитавшийся в образе сокола, символизировал небесное божество. Фараон являлся его живым земным воплощением и находился под его покровительством.

Горельеф (от фр. – высокий рельеф) – разновидность рельефа. Изображение в горельефе возвышается над плоскостью более, чем на половину своего объема.

Гохуа классический жанр китайской живописи. Выполняется, как правило, в манере «се и» или «гун би». «Се и» («передача идеи») – по технике предполагает отображение общих очертаний пейзажей и человеческих фигур, не выписывая деталей, путем нанесения нескольких мазков черной туши различной толщины. «Гун би» («прилежная кисть») – тщательное воспроизведение мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.

Гравюра (от франц. – вырезать) – произведение графического искусства, выполненное посредством печатания с доски. Делится в основном на станковую и книжную.

Гуманизм (от лат. – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм эпохи Возрождения – движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, феодальному закрепощению личности.

Деисус (правильно Деисис, от греч. – моление) – название композиции из икон, центр которой занимает образ Иисуса Христа, справа Богоматерь, слева – Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).

Джахилия (от араб.– состояние или время неведения) – доисламский период жизни арабов, когда, согласно учению Корана, люди не знали ислама и исламского идеала жизни, предавались многобожию и руководствовались в своих поступках страстями и бренными желаниями. Вместе с тем, именно тогда наблюдается расцвет так называемой бедуинской поэзии, воспевавшей природу пустыни, жизнь и нравы кочевников, их идеал верности своему племени и данному слову, преклонения перед женской красотой. Эта поэзия остается до сих пор эталоном «истинно арабского духа и языка. Она вызвала многочисленные подражания, в том числе и далеко за пределами арабского мира, например, в Иране, Турции. Поэтому в исламской традиции проводится мысль, что знаменитые поэты Джахилии интуитивно шли к принятию единобожия (т. е. ислама). Период Джахилии – это своеобразная «Античность» арабской культуры.

Дольмены – мегалитические сооружения, связанные с религиозными и магическими представлениями первобытного человека. Четырехугольные в плане; состоят из больших, иногда грубо отесанных каменных плит, поставленных на ребро и перекрытых большой плитой. Чаще всего служили для родовых захоронений и реже как жилища.

Дхарма (санскрит) – 1. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) – в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2. В буддизме – первичные элементы бытия и психофизические элементы личности – дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их – источник страдания – прекращается в состоянии нирваны.

Евангелие (от греч. – благая весть) – литературное произведение, повествующее о жизни и проповеди Иисуса Христа; из многочисленных евангелий канонизированы четыре, вошедшие в Новый Завет, как первые четыре книги.

Евхаристия (от греч. – благодарение) – причащение, одно из семи христианских таинств, главное из них.

Ересь (от греч. – выбор, отбор) – учение, отступающее от официальной церковной доктрины в вопросах догматики и культа.

Зиккурат – тип культовой постройки, на протяжении тысячелетий игравший большую роль в архитектуре Передней Азии, Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. На верхней площадке находился маленький храмик – «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества. Пример зиккурата – знаменитая Вавилонская башня.

Идальго – рыцарь в средневековой Испании (с конца XII в.), в дальнейшем – испанский дворянин.

Икона (от греч. – образ) – произведение храмового изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

Иконостас (от греч. – место, где стоят иконы) – ряд икон, отделяющих алтарь от остального храма.

Импрессионизм (от франц.– впечатление) – художественное направление в искусстве конца XIX– начала XX в., провозгласившего особую значимость восприятия, в котором высоко ценится мимолетность впечатления от окружающего мира.

Индивидуализм – один из основных принципов либеральных ценностей, получивших развитие в европейской культуре с античности, когда в центре культурной системы находится личность. Как и всякое культурное явление индивидуализм может проявлять себя в негативных и позитивных формах.

Индуизм – религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95 % всех индуистов – в Индии). Сформировалась в I тысячелетии н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процессом дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в виде двух учений: вишнуизма и шиваизма.

Инициации (от лат. – совершение таинства) – посвятительные обряды в первобытном обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые обряды инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.

Ислам (от араб. – «предание себя воле Божьей») – одна из трех мировых религий (христианство, ислам и буддизм). Сейчас на земле насчитывается около 1 млрд. мусульман; мусульманские диаспоры, особенно в последние годы, распространились практически по всему миру. Ислам возник в Аравии в начале VII в. в период разложения патриархально-общинного строя и образования арабского государства. Его вероучение изложено в священной книге – Коране (буквально – чтение), который по преданию был ниспослан Богом (по-арабски – Аллахом) пророку Мухаммеду через ангела Джабраила (Гавриила). Основу вероучения составляют семь догматов: вера в единого Бога – Аллаха, в ангелов, во все книги Божьи (Ветхий Завет иудеев, Новый Завет, или Евангелие, христиан и собственно Коран), всех посланников Аллаха (известных по указанным Писаниям, включая Иисуса Христа, которого мусульмане считают пророком, прямым предшественником Мухаммеда, в конец света, предопределение и воскресение из мертвых. Исламский культ опирается на «пять столпов»: исповедание веры (соответствует христианскому Символу веры и сводится к формуле: «Нет божества кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Божий»), ежедневная пятикратная молитва, строгий пост в месяц рамадан по лунному календарю (тюрки и иранцы называют его рамазаном, или уразой), обязательная благотворительность (закят) и паломничество (хадж) в священный город Мекку (если позволяют финансовые и жизненные обстоятельства). Священных городов мусульман три – Мекка, Медина (на территории Саудовской Аравии) и Иерусалим. Свои поступки и суждения об окружающем мире мусульмане стараются согласовать, помимо Корана, с Сунной (биография пророка Мухаммеда) и хасидами (высказывания Мухаммеда и его ближайших последователей по различным вопросам). Толкования перечисленных источников и рекомендации по конкретным проблемам осуществляют ученые богословы – алимы и судьи-кади, принадлежащие к четырем юридическим направлениям (мазхабам), которые считаются в принципе равноправными. Ислам подразделяется на две основные ветви – суннитов (до 90 % всех мусульман) и шиитов, которые особо почитают двоюродного брата и одновременно зятя Мухаммеда – Али, женатого на единственной дочери пророка – Фатиме, от которой ведут свой род все существующие сегодня потомки пророка. Между суннитами и шиитами существуют определенные догматические разногласия, но существенным является и культурно-этнический фактор – большинство шиитов составляют иранцы, сохраняющие в такой специфической форме свои традиционные культурно-религиозные традиции. В повседневной жизни мусульманин старается руководствоваться рекомендациями так называемого шириата (приблизительно этот термин можно перевести как «путь к Богу»), который включает в себя знание основ мусульманского богословия, морали и юриспруденции: ислам не признает противопоставления мирской и духовной жизни. В современных условиях ислам показал себя гибкой и достаточно удачно приспосабливающейся к изменяющейся ситуации философско-религиозной системой, хотя сложности и противоречия происходящих в мире процессов оказывают в определенной степени негативное влияние на деятельность некоторых мусульманских группировок.

Каллиграфия в Китае. Различают четыре типа – шэнь – стиль, полный энергии и жизненности, ци – стиль, ценящий строгость, силу ударов кисти, юнь – стиль ритма или равновесия, вэй – стиль эстетического качества.

Калокагатия – одно из центральных понятий античной эстетики; обозначает гармонию внутреннего и внешнего, условие красоты человека.

Канон (от греч. – правило, мерило) – 1) совокупность твердо установленных правил и норм творчества; 2) модель художественного произведения; 3) цикл молитв и песнопений утрени.

Касыда (араб) – жанровая поэтическая форма в литературах стран Ближнего Востока, род поэмы. Формальные признаки: моноритм (рифмовка по системе аа ба ва и т. д.) и трехчастная композиция. По канону, который сложился ещё до времена Джахилии, касыда начинается лирическим вступлением («насиб»), в котором автор оплакивает разлуку с возлюбленной, затем следует описание его путешествия к ней и, наконец, в главной части следует ее восхваление. Позднее эти три составляющие касыды дали начало самостоятельным видам поэтического творчества: из насиба развилась любовная лирика, из описания путешествия – описание природы, а из восхваления – панегирик. Региональная литература знает много разновидностей касыд (панегирическая, философская и т. д.). Частая привязка сюжета касыд к конкретным событиям или лицам нередко делает их важным источником исторической информации. Выдающимися мастерами касыд считаются арабские поэты Имру-уль-Кайс (VI в.) и Абу Таммам (IX в.), персидско-таджикские Унсури, Анвари (XI в.), азербайджанец Хагани (XII в.). На протяжении веков жанр касыды претерпел изменения: ее ритмические каноны были приспособлены к неарабским языкам, менее жестким стало трехчастное деление, осовременились сюжеты. И сейчас в странах Ближнего и Среднего Востока немало поэтов, особенно среди традиционалистов, охотно пишут касыды по торжественным поводам или на общественно значимые темы.

Католицизм – одна из конфессий в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, в латиноамериканских государствах. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 – 1204 гг.; в XVI в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером управления. Центр папства – Ватикан, где находится резиденция Римского папы, главы католической церкви. Источники вероучения – Священное Писание и Священное Предание. Католицизм отличается от православия учением об исхождении Св. Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, наличием догмата о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном Вознесении; утверждением о непогрешимости папы; резким разграничением между клиром и мирянами, и др.

Классицизм (от лат. – образцовый) – стиль в искусстве; начал складываться в XVIII в., главным образом во французской культуре. Стиль классицизма основывался на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных образов. Ему были присущи также черты утопизма, отвлеченности, академизма. В русской живописи классицизм нашел отражение в некоторых работах К. Брюллова, Ф. Бруни. В скульптуре И. Витали (скульптура для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г.), С. Пименова и В. Депут-Малиновского (колесница Славы Триумфальной арки Главного штаба в Петербурге), И. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве). Классицизму в архитектуре были присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание ордерности со сдержанным декором. Наиболее крупными представителями классической архитектуры в России были М.Ф. Казаков, К.И. Росси, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров.

Клирос – в храме правое и левое крыло амвона – возвышенной части перед алтарем; на клиросе размещаются певчие

Космополитизм (от греч. – гражданин мира) – идеология мирового гражданства. Возникла в античности как утверждение общности всех людей, населяющих землю, их принадлежности космосу.

Кришна – в индуизме одно из воплощений бога Вишну. Изображается темно-синим. По своей природе – защитник обездоленных и избавитель от бед.

Кромлехи – наиболее сложные из мегалитических (выстроенных из громадных камней) сооружений вокруг плоского жертвенного камня концентрическими кругами располагаются менгиры – вертикально стоящие каменные столбы. Некоторые пары менгиров перекрыты поперечными каменными брусьями. Классический пример – кромлех в Стонхендже в Англии.

Культ (от лат. – почитание) – 1) религиозная обрядность, совокупность молитв, заклинаний, обрядов и пр., служение божеству; 2) почитание, поклонение.

Культурогенез – процесс возникновения, формирования культуры.

Кыбла (араб.) – направление на храм Кааба в Мекке, которое должен принять молящийся мусульманин.

Литургия (греч. – богослужение) – главное из христианских богослужений, практикуемое в той или иной форме во всех христианских вероисповеданиях. Центральное богослужение Православной церкви; русское народное название литургии – обедня; у католиков и лютеран – месса. Литургия включает чтение отрывков из Библии, песнопения, молитвы, прошения и совершения таинства причащения.

Магия (от греч. – колдовство) – чародейство, волшебство, колдовство. Вера в возможность воздействовать на окружающее с помощью каких-либо действий и сами эти действия.

Манихейство – еретическое философско-религиозное учение, возникшее в III в. на Ближнем Востоке и распространившееся в III – XI вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным преследованиям со стороны государства и ортодоксального христианства. Основатель – Мани. В основе учения лежит принцип дуализма, утверждающий извечную борьбу двух начал – добра и зла, света и тьмы. Мир – воплощение зла. В душе человека содержится частица света, скованная его плотью Цель развития – спасение света в душе человека, что достигается аскетическим образом жизни.

Мардук – бог-покровитель Вавилона. После объединения Вавилонского царства под властью Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) и создания единого пантеона богов Мардук занял место главного бога – повелителя богов и людей, творца неба и земли, всего, что растет и живет на земле, а также был творцом людей.

Массовая культура – обобщенная характеристика господствующего в современном обществе типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизованных духовных благ.

Матриархат – господство женщины в семье и обществе.

Мегалиты (от греч. – большой камень) – постройки из огромных каменных глыб III – II тыс. до н. э., по-видимому, главным образом культового назначения. Впервые изучены в кельтских областях Западной Европы, поэтому отдельные виды мегалитов названы кельтскими словами «менгир» (отдельно стоящий каменный столб), «дольмен» (стол о подобное сооружение из нескольких камней), «кромлех» (камни, поставленные по кругу).

Мезолит – среднекаменный век.

Мера – эстетическое понятие, выражающее определенное соотношение свойств в системе. В данном тексте – выражение фундаментальной соразмерности универсума и гармоничности искусства.

Месопотамия – территория между реками Тигр и Евфрат (Междуречье), древняя цивилизация на этой территории; в древности здесь существовали государства Шумер, Вавилон и Ассирия, ставшие одним из основных очагов мировой культуры. В раннее Средневековье за обладание этой территорией часто велись войны между Византией и Персией. В эпоху ислама – центр Арабского халифата Аббасидов (750–1258 гг.). Затем до окончания Первой мировой войны входила в состав Турецкой империи; ныне – территория Ирака.

Меценатство – покровительство и материальная поддержка искусства.

Мечеть (араб., букв, «место, где совершают земные поклоны») – молитвенное здание ислама. Первая мечеть была построена еще пророком Мухаммедом вскоре после прибытия в Медину. Она представляла собой квадратный двор с навесом вдоль стен, единственный вход был с запада, следовательно, молящиеся мусульмане, как и в христианском храме, обращались лицом на восток. Все остальные мечети были уже ориентированы в сторону храма Кааба в Мекке. По плану первой мечети построены многие последующие в странах, которые подпали под власть арабов, например, в Северной Африке, Ираке, и были рассчитаны на большое число молящихся (это были основанные арабами города-лагеря, где размешались воины ислама). В Сирии под мечети часто использовали христианские церкви, а в Иране – зороастрийские храмы и капища, которые постепенно перестраивали в соответствии с требованиями ислама. Обязательным элементом мечети является водоем для омовения, позже добавляются минарет, михраб, затем минбар. Желательной принадлежностью мечети является библиотека. Планировка, размеры, строительный материал мечетей известны во многих вариантах. По своему назначению мечети были пятничными (соборными), квартальными, домашними, могли принадлежать, например, ремесленным цехам или каким-либо другим профессиональным корпорациям. Все это учитывалось при возведении мечетей. Кроме того, принималось во внимание, что мечеть, подобно средневековой церкви, выполняла также и важную общественную функцию: здесь проводились собрания общины, могла храниться общественная казна, путник мог найти здесь пристанище. Традицией иранских мечетей еще в прошлом веке была экстерриториальность (так называемый бест) – любой человек, сумевший проникнуть в нее, пользовался неприкосновенностью.

Мимесис (от греч. – подражание, воспроизведение) – в античной эстетике принцип творческой деятельности художника, подражающего природе.

Минарет (араб.) – башня при мечети, с которой служитель муэззин (по своим функциям примерно соответствует христианскому звонарю) – провозглашает речитативом азан – призыв к молитве. Знатоки ценят виртуозное исполнение азана, которое имеет в разных традициях свои особенности, а искусные муэззины пользуются любовью у своих почитателей. У мечетей может быть несколько минаретов, но основных два типа – круглый и прямоугольный в сечении.

Миниатюра – иллюстрация к рукописной средневековой книге, выполненная красками. В дальнейшем это слово получило более широкое значение – маленького предмета, малой формы.

Мистерия – средневековое театрализованное представление на религиозный сюжет. В большинстве случаев такие представления устраивались на ярмарках, на площадях городов.

Мифология (от греч. – предание, сказание, слово) – совокупность мифов; созданные народной фантазией предания о богах, героях, исторических и фантастических событиях.

Михраб – ниша в стене мечети, указывающая направление на священный храм Каабу в Мекке. К ней обращаются лицом молящиеся мусульмане, перед ней стоит имам – руководящий коллективной молитвой, около нее ставится минбар. В определенном смысле михраб выполняет функцию апсиды в христианском храме – алтарной ниши, ориентированной обычно на восток.

Модерн – русское наименование художественного стиля (арт нуво) конца XIX – начала XX в., который сложился в европейской и американской художественной культуре; для него характерна попытка преодоления эклектики в искусстве; отличается прихотливостью, элегантностью, изысканностью.

Модернизм (от франц. – новейший, современный) – сменившая модерн художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., отражающая особенности миропонимания этого времени художественными средствами во многих относительно самостоятельных художественных направлениях: кубизм, конструктивизм, функционализм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм и т. д.

Мозаика (франц. – букв, «посвященное музам») – вид монументального изобразительного искусства, материалом которой являются смальта (глушеное стекло), керамика, натуральные камни и др.

Наскальное искусство – это изображения людей, животных, многофигурных композиций на плоских скалах под открытым небом. Огромный комплекс наскальных изображений в Сахаре, в горах Тассини на африканском континенте признан самым большим в мире «музеем доисторического искусства».

Натурализм (от лат. – природа) – направление в искусстве, сложившееся в XIX в., стремившееся к точному и бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляясь позитивному знанию.

Неолит – новокаменный век. Это последний период каменного века (VII – III тыс. до н. э.), за которым следует век металла.

Неф (от лат. – корабль) – часть храма-базилики, отделенная от других колоннами или столбами.

Нирвана – одно из центральных понятий индийской философии, индуизма и буддизма. В буддизме означает высшее состояние успокоения – конечной цели человека. Нирвана представляет собой уход от обычных человеческих ценностей, достижение абсолютного покоя, бесстрастия, успокоения, независимости и свободы.

Ордер (от лат. – порядок, ряд) – в архитектуре определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Включает вертикальные несущие части – опоры в виде колонн, столбов или пилястр, и горизонтальные несомые части – антаблемент, включающий архитрав, фриз, карниз. В классической архитектуре различают ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из сочетания повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов.

Офорт (франц.) – гравюра, в основном на медной пластинке. Рисунок процарапывается на пластинке, покрытой лаком, протравливается кислотой, затем образовавшиеся бороздки заполняют краской и делают отпечаток на бумаге.

Пагода – в буддийской архитектуре многоярусная мемориальная башня. Возводилась в честь деяний святых или знаменитых паломников, а также в ознаменование важных событий, связанных с буддизмом.

Палаццо (ит.) – дворец, особняк.

Пантеон (греч.) – 1) у древних греков и римлян храм, посвященный всем богам; 2) общее наименование всех богов того или иного культа; 3) здание, где хранятся останки выдающихся людей.

Парадигма (от греч. – пример, образец) – одно из основных понятий современной культурологии. Обозначает совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих существование общества и культуры.

Парсуна (персона) – портретная живопись конца XVI – XVII вв. в России, стремящаяся к реалистическому воспроизведению натуры, но сохраняющая приемы иконописи.

Патеси – царь-жрец в Древней Месопотамии.

Патриархат – господство мужчины в семье и обществе.

Персия – название Ирана, которое употреблялось до 1935 г.

Перспектива (от лат. – внимательно рассматривать)– 1) изображение на поверхности предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения; 2) отдел начертательной геометрии; 3) вид вдаль; 4) виды на будущее.

Петроглиф (от греч. – резной камень) – изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

Пещерное искусство – весь комплекс художественных памятников, созданных первобытным человеком в пещерах, использовавшихся им в качестве жилья или святилищ.

Пиктография – рисунчатое письмо, древнейшая форма письменности: изображение предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.

Пилон (греч. – ворота) – массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.

Пилястра (ит.) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

Православие – одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IV – VIII вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных (административно самостоятельных) церквей. На Руси – с конца X в. С 1448 г. – Русская Православная Церковь.

Протестантизм – одно из направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации -XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и деноминаций (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрошенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причащение). Основной источник вероучения – Священное Писание, которое разрешается читать и толковать всем верующим.

Просветительство – направление в философии и искусстве XVIII – XIX вв., связывающее дальнейший прогресс общества с возможностью построения общества на разумных началах, в первую очередь, благодаря образованию.

Простиль – тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом колонн на главном фасаде.

Псалом (греч,– песнь) – религиозная песня, гимн, прославляющий Бога.

Псалтырь – книга Библии (Ветхого Завета), состоящая из 150 псалмов. Занял важное место в христианском культе. Оказал влияние на фольклор и средневековую словесность. В Средневековье был основной учебной книгой для овладения грамотой.

Птах (Пта) – в Египте главный бог города Мемфиса; согласно мемфисскому сказанию о сотворении мира, являлся творцом всех богов и вселенной, а также покровителем искусств и ремесел. Акт творения Пта осуществляется мыслью, изреченной в слове. Пта изображался в человекоподобном облике, фигура бога скрывалась облегающей его одеждой.

Разделение церквей (схизма) – разделение христианской церкви на католическую и православную. Основная причина – борьба за верховенство в христианской церкви между римскими папами и константинопольскими патриархами. Разделению церквей способствовали различия между западными и восточными церквами (явственные с VII в.) в догматике, организации, обрядах. Традиционно датируется 1054 г. Завершилось после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.

Рационализм – философское направление (в узком смысле слова) и умонастроение эпохи Просвещения (в широком смысле слова). Для философов-рационалистов характерно было убеждение, что жизнь человека и общества определяется разумом. Рационализм как умонастроение и мировоззрение убежден в неограниченных возможностях разумной человеческой деятельности.

Реализм (от лат. – действительность) – художественное направление, стремящееся к правдивому художественному изображению действительности с помощью средств традиционного искусства. К середине XIX в. реализм становится господствующим направлением в русской литературе. Его основы были заложены Пушкиным и Гоголем. В русской живописи реалистическое направление особенно ярко выразили передвижники.

Рельеф (от итал. – выступ, выпуклость, подъем) – одна из двух основных форм скульптуры. Занимает промежуточное положение между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Обладает тремя измерениями, хотя глубинное измерение бывает несколько сокращенным. Особенность рельефа – органическая связь с плоскостью, которая служит и технической основой изображения, и одновременно фоном.

Реформация – широкое общественное религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., приведшее к реформированию христианской (католической) церкви.

Рококо – причудливый стиль в архитектуре и декоративном искусстве XVIII в., отличавшийся особой утонченностью и орна-ментальностью.

Романтизм (от франц.– роман) – идейно-художественное направление, получившее отражение в различных областях науки, литературы и искусства Европы и Северной Америки. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности, пришедших с наступлением буржуазной эпохи, устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, личной и гражданской независимости. Расцвет романтизма приходится на 20 – 30-е гг. XIX в. Романтики – представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свободного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни.

Сансара (санскрит.) – буддийский термин, означает бесчисленную смену рождений и смертей, мир страданий, на которые обречен человек, пока не достигнет просветления. Означает также земной мир, где все существа подвержены страданию.

Свод – архитектурная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности: а) цилиндрический свод образует в поперечном сечении полукруг; б) крестовый свод образуется путем пересечения двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый свод образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный (парусный) свод представляет собой полное полушарие.

Семиотика (греч.), или семиология – общая теория (или комплекс научных теорий), исследующая свойства знаковых систем или систем знаков, каждое из которых имеет определенное значение.

Сентиментализм (от франц. – чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII– начала XIX вв. Для него характерен культ естественного чувства, природы, идеализация патриархальной буколической простоты. Его наиболее известными представителями в Европе были С. Ричардсон, Л. Стерн, Т. Смоллет, Ж.Ж. Руссо и писатели «Бури и натиска», в России – Н.М. Карамзин.

Символизм – направление в европейском искусстве конца XIX– начала XX вв., в котором стремились с помощью символов выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия, отобразить идеальную сущность мира.

Синкретизм (от греч. – соединение) – неразграниченное, слитное, органическое единство чего-либо. В данном тексте органическое единство художественной культуры.

Синкретизм первобытный – нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры.

Стиль (от лат. – палочка, стержень) – общность образной системы, структурное единство художественной системы и приемов в произведении искусства.

Стиль художественный – 1) устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период; 2) индивидуальная авторская манера художественного творчества.

Суннизм – основное направление в исламе. С точки зрения богословия его главное отличие от шиизма состоит в том, что суннизм не признает возможности чьего-либо посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, отрицает идею об особой мистической природе Али (кузен и зять Мухаммеда) и особом праве его потомков на имамат, т. е. руководство исламской общиной. Существуют также значительные различия в принципах принятия юридических решений, в характере праздников, в отношениях к единоверцам, в деталях молитвы и других сторонах ритуала, в гражданском праве (например, сунниты не признают законности заключения временного брака – мута) и т. п.

Суфизм (араб.) – мусульманский мистицизм, разрабатывающий наряду с религиозно-философскими и мировоззренческими концепциями также принципы и практику поэзии и других видов искусства. В суфийской поэзии в аллегорических выражениях воспевались идеалы мусульманских мистиков (Аллах назывался возлюбленной, под любовью подразумевалась любовь к Богу и т. п.).

Темпера (итал.) – красочный материал для живописи. Бывает казеиновой, гуммиарабиковой и яичной по характеру связующего краски вещества. Темперой называют также живопись темперными красками.

Тот – в Древнем Египте лунное божество, главный бог города Гермополя. Считался богом мудрости, покровителем наук, изобретателем письменности и счета. Почитался в нескольких иконографических формах, наиболее широко – в виде павиана и ибиса.

Тотем (североамер. инд, – «его род») – 1) животное, растение, предмет природы или ее явление, которые у племенных групп служили объектом религиозного поклонения как родоначальник этого рода, носящего имя своего тотема; 2) герб племени с изображением тотема.

Тотемизм – древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем и другом. Имел почти повсеместное распространение.

Традиционное искусство – искусство, существующее на низших этапах развития у всех народов. Его особенности: преемственность в формах и содержании, непрофессиональный характер, насыщенность мифологической символикой, неразрывная взаимосвязь с религиозно-культурным комплексом.

Фетишизм (от португальск.– талисман) – религиозное поклонение фетишам, предметам, якобы наделенным сверхъестественной магической силой.

Футуризм – авангардное направление в европейском искусстве 1910 – 1920-х гг., отрицавшее традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности, стремившиеся создать «искусство будущего».

Халифат (от араб. – наместник, преемник) – форма мусульманского государственного правления, глава которого сочетает духовную и светскую власть. Однако статус халифа отличается от христианской (Ватикан) или буддийской (далай-лама в Тибете) теократии, поскольку ислам в принципе не признает институт священничества. Не все арабские халифы состояли в какой-то степени родства с Мухаммедом, хотя стремились к этому. Характерной особенностью халифата является его претензия на объединение всего мусульманского мира. Так было во времена Омейядского (Дамасского, 661 – 750 гг.) и в первый период Абба-сидского (Багдадского, 750 – 1258 гг.) арабских халифатов, а затем Турецкой империи (после взятия Багдада монгольскими войсками часть Аббасидов перебралась в Египет, где своим религиозным авторитетом Аббасиды освящали власть местных султанов и иногда давали инвеституру (возводили в религиозный сан) другим мусульманским правителям; после захвата Египта турками в 1517 г. последний представитель Аббасидов, якобы, передал свой титул турецкому султану). Официально халифат в Турции был ликвидирован 3 марта 1924 года. С тех пор историческая преемственность этой формы организации исламского государства прекратилась, хотя разговоры о желательности ее восстановления время от времени возникают в определенных мусульманских кругах.

Харизма (греч. – милость, благодать, божественный дар) – исключительная одаренность; нацеленность какого-либо лица (харизматического лидера, пророка, проповедника, политического деятеля) особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей.

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом) имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты,– вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог Дух Святой). Главный источник вероучения – Священное Писание (Библия, особенно ее вторая часть – Новый Завет). Христиансто возникло в I в. н. э. в восточной провинции Римской империи – Палестине. В IV в. стало государственной религией Римской империи.

Целибат (от лат. – неженатый) – обязательное безбрачие католического духовенства.

Целостность – философское понятие, выражающее внутреннее, органическое единство системы. В тексте – эстетическая категория, обозначающая фундаментальное единство универсума и произведения искусства.

Ценность – философское понятие, обозначающее положительное ли отрицательное значение объектов, явлений, событий, процессов в мире и культуре для человека.

Цивилизация (от лат. – гражданский, общественный, государственный) – обозначает исторически сложившуюся совокупность материальной и духовной культуры, общественного строя, образа жизни, системы ценностей и норм поведения того или иного общества или целой эпохи. В этом смысле говорят об античной, средневековой, мусульманской, индийской, китайской, европейской и др. цивилизациях. Совокупность цивилизаций и культур определяет общее понятие глобальной человеческой цивилизации.

Цзинцзюй – пекинская национальная опера с фиксированными ролями 1 шэн – мужская роль, дань – женская, цзин – маска, ноу – клоун.

Чанди – общее название оригинальных индуистских или буддийских храмов средневекового периода на территории Юго-Восточной Азии. В их облике отмечается влияние архитектурных канонов Индии, которые, однако, скорее всего наложились на более древние местные элементы – их истоки можно проследить в сохранившихся ступенчатых мегалитических сооружениях. Представляют собой квадратную, прямоугольную или крестообразную в плане постройку, имеющую приподнятое основание – цоколь, на котором покоится кубическая целла, завершающаяся уступчатым многоярусным покрытием. Характеризуется широкой вариативностью форм: от простых, как, например, индуистские чанди на плато Диенг, до сложных буддийских комплексов, непревзойденной вершиной которых считается Боробудур. В своем большинстве обслуживали наиболее свойственные средневековой культуре идеологические потребности, являясь одновременно и усыпальницей правителей и храмом.

Чайтья – индуистский пещерный храм.

Чуньцзе («праздник весны») – праздник Нового года по китайскому (лунному) календарю.

Шиизм (от араб. – присоединяясь к кому-либо) – общее название различных течений и сект, признающих особую роль Али и его потомков как законных наследников пророка Мухаммеда. Их основное различие с суннитами состоит в толковании понятия – «имамат»: для суннитов имам – духовный и светский глава общины мусульман, избираемый людьми, а у шиитов он является ее главой по сущности, благодаря «божественной благодати», передаваемой по наследству. Согласно воззрениям шиитов, «настоящий» имам исчез еще в Средние века (различные шиитские течения по-разному трактуют это событие и относят его к разным потомкам Али) и сейчас пребывает в «сокрытом состоянии». Поэтому шииты постоянно ожидают прихода этого мессии и видят его в разных потомках Али или в харизматических шиитских лидерах, например, в имаме Хомейни (умер в 1989 году). Для шиизма характерна особая экзальтированность, культ страдания, которые находят свое отражение в разных формах искусства. В память злодейского убийства сына Али – Хусейна – разыгрываются различные мистерии, например, еще недавно совершались шествия с самоистязанием – так называемый «шахсей-вахсей», нечто напоминающее средневековые шествия самобичевателей-флагеллантов в Западной Европе. Весьма развиты духовные песнопения и духовная поэзия. В массовом порядке производятся лубки с изображением различных сцен из жизни и подвигов Али. Вместе с тем под внешней оболочкой шиизма сохраняются многие традиции доисламских культур и верований не только собственно иранцев, но и многих других народов Ближнего и Среднего Востока.

Эклектика (от греч. – выбивающий) – механическое соединение разнородных частей, элементов и признаков. В искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов, произвольный выбор стилистического оформления художественного произведения, причем эта художественная форма не всегда соответствует смыслу и назначению произведений искусства.

Экспрессионизм (от франц.– выражение, выразительность) –

2) мировосприятие, основанное на представлении о дисгармонии, неустроенности мира, отчужденности в нем человека.

Энеолит – медно-каменный век.

Эпос – повествовательный род литературы, один из основных ее родов, наряду с драмой и лирикой.

Эпоха Просвещения – период широкого распространения в XVIII в., движения «просветителей», главным образом во Франции, а затем в Англии и других странах. Французские просветители Вольтер, Руссо, Дидро и их последователи высоко ставили роль знаний, разума, провозглашали идеи политического, гражданского, юридического и прочего равенства.

Эстетика (греч.) – философская наука, изучающая присущее только человеку специфическое восприятие и оценку реального мира через представления человека о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д. Важнейшей сферой проявления эстетического является художественное творчество.

Что такое «Мировая культура», «Мировые глобальные процессы», «культурная аномия»? Приведите примеры взаимовлияний

культура древний рим

Мировая культура - это совокупность культурного наследия всего мира, некая сумма общечеловеческих ценностей, которая аккумулирует, адсорбирует и развивает лучшие черты национальных культур.

Мировые глобальные процессы - такие изменения, происходящие в мировой экономике (инновационные процессы), информатике (процессы виртуализации), государственном устройстве (процессы регионализации), демографии (процессы перераспределения народонаселения), которые касаются всех стран, всех народов, каждого человека самым радикальным, неожиданным, конфликтным образом.

Культурная аномия - отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.

Назовите высшие нравственные (духовные) ценности человека

Дайте определение каждой ценности, приведите примеры. Нравственные ценности - это актуальное понятие, или сегодня можно обходиться без них?

Высшие нравственные ценности человека

  • · Добро как противопоставление злу - это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
  • · Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, - это милосердие.
  • · Всеобщее счастье - это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
  • · Спасение - это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
  • · Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.

С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.

Современная идеология решила проблему иначе -- она лишила человека высших ценностей. И вправду, зачем какая-то борьба и раздвоенность, если можно раз и навсегда сделать выбор в другую сторону -- в пользу потребностей и желаний? Тогда наступит ничем не омраченное счастье -- достаточно наладить пути удовлетворения потребностей, освоив несколько нехитрых приемов. Когда их удовлетворение видится за счет других -- приемы будут посложнее, ведь у других тоже есть потребности, и бескорыстно удовлетворять наши они не согласятся. Отличное решение! Каким же глупым было человечество на протяжение всей истории, что мучилось и не могло додуматься до такого простейшего выхода!

Но постойте, а какой ценой нам дается этот выход? Стремление к удовлетворению своих физиологических и эмоциональных потребностей свойственно и животным, и им тоже неведома раздвоенность… И чем тогда мы отличаемся от животных? И действительно, поборники этой идеологии упорно пытаются нам доказать, что от животных мы ничем принципиально не отличаемся… Что представляет из себя человек, если вычесть нравственные ценности, убеждения, веру, верность, понятие о добре и зле? В чем смысл такой жизни? Каковы отношения, в которых люди друг друга только используют? И чем это все может обернуться?

Все-таки, от животных мы отличаемся и без высоких ценностей, и часто -- к сожалению. В отличие от животных, человек ненасытен и легко идет против природы и целесообразности. Он не связан диктатом инстинктов и наделен воображением. И его разгулявшиеся потребности могут быть чудовищны и опасны -- и для других, и для него самого. Мы наблюдаем маньяков-убийц, садистов, грабителей, педофилию, проституцию, брошенных детей и родителей, алкоголизм и наркоманию… -- список можно продолжать долго.

Но даже вполне «приличные» потребности никогда не удовлетворяются вполне -- они бесконечно множатся и беспорядочное их удовлетворение в конце концов ведет к тоске пресыщения, но не к удовлетворенности. Вот нам и наше счастье! Это логичная цена современной философии «не дай себе засохнуть » и «бери от жизни все». Может, все-таки не так уж глупы были наши предки, когда искали счастье и смысл жизни в победе чего-то высшего над низшими интересами? Может такие эфемерные вещи, как убеждения, идея, путь, вера, нравственность -- не так уж эфемерны и мы поспешили, объявив их архаизмом?