Подгот группа рисование на тему разные народы. Конспект занятия в подготовительной группе по фгос

Игра­викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Мы помним, мы гордимся»

Игра­викторина, приуроченная ко Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки,
музыкальные задания, спортивную эстафету. Тематическое занятие рекомендуется
проводить в группе детей старшего (подготовительного к школе) возраста в преддверии
праздника 9 мая.
К игре­викторине прилагается презентация с музыкальным сопровождением.
Необходимый инвентарь:
Презентация с музыкальным сопровождением, наградные стикеры­звездочки двух цветов за
правильные ответы команд, по 2 корзины и по 10 мешочков с песком для каждой команды,
4 небольших обруча, 2 стойки, ленточки в количестве, в два раза меньшем, чем членов
обеих команд вместе, 2 ложки, 2 небольших мячика, георгиевские ленточки на каждого
участника.
Слайд 1.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех вас в нашем
детском саду! Сегодня мы проводим игру­викторину, посвященную Дню Великой Победы,
который каждый год 9 Мая отмечает наша страна и множество людей во всем мире. В
нашей викторине принимают участие две команды из подготовительных групп нашего сада
­ – команда «Смелые» и команда «Храбрые».
Команда «Смелые»
«Народ недаром говорит,
Что смелость города берёт!
Она на подвиг вдохновляет
Преданьем в жизни предстаёт»
Команда «Храбрые»:
«Нас это чувство восхищает,
И храбрых мы боготворим.
Героев храбрецов мы не забываем,
А храбрость их о силе духа говорит! »
Итак, мы начинаем…

Слайд 2.
Звучит запись, сделанная в 1941 г. советским диктором Ю. Б. Левитаном, с объявлением о
начале войны.
Ведущий: Запись, которую вы сейчас услышали, сделана почти 70 лет назад. Именно этот
голос, голос Юрия Борисовича Левитана, услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из
этого сообщения все узнали, что началась война.
Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и
страданий нашему народу.
Война… какое страшное слово… всего пять букв, а сколько слёз, сколько горя… Она
унесла 20 миллионов жизней! Сколько судеб покалечила, сколько домов разрушила,
сколько погубила надежд!
20 миллионов – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно! 600 тысяч человек в час! 10
человек в каждую минуту! Вот что такое 20 миллионов! Если бы мы объявили минуту
молчания по каждому погибшему, то страна молчала бы 32 года! Вот что такое 20
миллионов!
Слайд 3.
Ведущий: В последние годы в это время, незадолго до 9 мая, мы с вами видим на улицах, на
одежде людей, на машинах оранжево­черные ленточки. Зачем они нужны? Что они
означают?
Такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого
Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты –
черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести
солдата на поле боя.
А теперь мы проведем жеребьевку команд, определим, под каким номером наши команды
будут выступать.
Викторина начинается.
Разминка.
Слайд 4.
Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная
война)
Когда началась война? В каком месяце, какого числа? (летом, 22 июня 1941 года)
Сколько лет она продолжалась? (4 года)
Слайд 5.

Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических республик)
Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия)
Как называется наша страна в настоящее время? (Россия)
Слайд 6.
В войне принимали участие разные виды войск (авиация, пехота, флот, использовалось
разное вооружение. Бои велись и на суше, и в воздухе, и на воде. Знаете ли вы, где воевали:
Военный флот? (на море, на воде)
Авиация? (в воздухе, в небе)
Пехота? (на земле, на суше)
Слайд 7.
За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город­герой? (так
называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны)
Назовите города­герои, которые вы знаете. (Москва, Новороссийск, Киев, Ленинград,
Сталинград)
Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней? (Ленинград).
Слайды 8­13 (слайды с городами­героями)
Слайд 14­15.
Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (ветераны)
Как можно узнать ветерана? (это пожилой человек с орденами и медалями на груди)
Что мы должны сделать, если 9 Мая встретим ветерана? (поздравить с праздником,
поблагодарить)
Информационный блок викторины.
Слайд 16.
Ведущий: На этом наша разминка закончилась. Ребята, когда вы говорили о ветеранах, вы
упомянули о том, что у них есть боевые награды. Сейчас я вам расскажу о самых главных
наградах Великой Отечественной войны. Наградами называют ордена и медали. Как мы
можем, увидев их, узнать, где орден, а где медаль? Дело в том, что медаль всегда имеет
круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы (например, в виде
звезды).
Слайд 17.
Орден «Победа»

Это орден времен ВОВ, которым награждались высшие военачальники, внесшие
существенный вклад в победу. Представляет собой пятиконечную звезду, изготовленную из
очень дорого металла – платины и украшенную 150 бриллиантами. Лучи звезды
изготовлены из рубинов. В центре звезды расположен медальон, на котором на голубом
фоне изображена Кремлевская стена, Спасская башня и Мавзолей Ленина.
Слайд 18.
Медаль «За взятие Берлина».
Учреждена в честь взятия Берлина в ходе ВОВ. Ею награждали непосредствен­ных
участников героического штурма и взятия вражеской столицы, а также организаторов и
руководителей боевых операций при взятии этого города.
Слайд 19.
Орден Славы.
Он имел три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя.
Всего за отличие в годы войны было выдано около миллиона Орденов Славы 3 степени,
более 46 тыс. – 2 степени и более 2, 5 тыс. – 1 степени. Даже эти сведения говорят нам, как
много подвигов было совершено.
Слайд 20.
Медаль «За отвагу».
Ею награждали воинов Красной армии, Военно­морского флота и пограничной охраны за
личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза. За время ВОВ произошло
более 4 млн. награждений.
Слайд 21.
А сейчас следующий конкурс – музыкальный. Вам будут предложены отрывки из военных
песен, ваша задача – назвать песню.
Слайд 22.
Песня «22 июня»
Слайд 23.
Песня «Священная война»
Слайд 24.
Песня «Мы за ценой не постоим»
Слайд 25.
Песня «На безымянной высоте»

Слайд 26.
Песня «Катюша»
Слайд 27.
Песня «День Победы»
Слайд 28.
Наш следующий конкурс – конкурс загадок.
Подрасту и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою…. (страну) .
Слайд 29.
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь… (пограничником) .
Слайд 30.
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном… (корабле) .
Слайд 31.
Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный… (летчик) .
Слайд 32.
Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется… (танкистом) .
Слайд 33.
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было (войны) .
Продолжает наш праздник «Военная эстафета».
Эстафета «Ловкие саперы».
Инвентарь: по 2 корзины и по 10 мешочков с песком для каждой команды.
Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина
с мешочками, вторая пустая корзина находится за последним участником команды.
Задание: по цепочке передать «мешочки с порохом» сначала из первой корзины во вторую,
затем обратно.
«Переправа».
Инвентарь: по 2 небольших обруча и по 1 стойке на каждую команду. Стойка определяет
место разворота.
Дети каждой команды становятся друг за другом. Первый участник встает двумя ногами в
один обруч, второй держит в руках. По команде «Начали! » он бросает второй обруч перед
собой, перепрыгивает в него, берет освободившийся обруч, бросает его перед собой,
перепрыгивает и т. д.
Задание: добраться таким образом до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде. Затем в
игру вступает второй член команды и т. д.
«Раненые бойцы».
Инвентарь: ленточки в количестве, в два раза меньшем, чем членов всех команд вместе, по
одной ложке и по 1 небольшому мячику на команду.
Перед началом игры все участники попарно связываются ленточками за руки выше локтя.
Двумя свободными руками они держат ложку, в которой лежит мяч.
Задание: добежать до стойки, обогнуть ее и вернуться к команде, не уронив мя­чик. Затем
в игру вступает вторая пара и т. д.

Слайд 34.
Творческое задание на 9 Мая.
А теперь самое последнее задание. Один и тот же вопрос для каждой команды. Можно
посоветоваться перед ответом.
«Что нужно делать, чтобы войны больше не было? »
Слайд 35.
На этом наша викторина заканчивается. Сейчас члены жюри подведут итоги.
Все участники игры получают в подарок георгиевскую ленточку.

Цель: формирование толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми;

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: три конверта с письмами, диктофон; карта, представляющая собой силуэт карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках; бумажные фигурки людей разных рас для наклеивания на карту, настольнопечатная игра «Сложи портрет», аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! Недавно мы получили три письма от ребят из разных стран: Франции, Африки и Китая. Получилось так, что все три письма почтальон принес нам в один день, мы их тут же распечатали и стали читать. Наши новые друзья в своих письмах так интересно рассказали о себе, описали свой внешний вид, природу страны, в которой живут. Они очень просили нас рассказать о России, поскольку никогда не были в нашей стране. Девочка Эдит попросила рассказать о том, в какие игры мы любим играть, девочка Анина попросила рассказать о зиме, потому что она никогда ее не видела, а мальчик Сунь — о том, чем мы любим заниматься в свободное время.

Мы тут же написали им ответные письма. Когда нужно было подписывать обратные адреса, выяснилось, что конверты, в которых пришли письма, перепутаны, и мы не знаем, кому какое письмо отправлять. И тут мы вспомнили о вас, ребята! Кто-то сказал, что вам в детском саду много рассказывали и читали о внешних различиях людей, живущих в разных странах, а наши друзья в своих письмах так подробно описали свой внешний вид! Мы думаем, что, прочитав их письма, вы сможете отгадать, в какой стране они живут, и тогда мы точно будем знать, какое письмо куда отправить». Ребята, вы согласны помочь нашим друзьям-первоклассникам?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте не только им поможем, но и научим, как по внешнему виду людей можно определить, в какой части света они живут. Как это можно сделать?

Дети . Можно записать наши рассказы на диктофон и отправить им, можно подарить им игры о внешних различиях людей, послать наши рисунки.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить о внешних различиях людей, живущих в разных странах. Давайте прочитаем письма, которые получили наши друзья. Посмотрим, что написано в первом письме. Девочка Эдит, попросившая наших друзей рассказать о любимых играх, написала в письме, что у нее легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза и белая кожа. Как вы думаете, к какой расе относится девочка с белым цветом кожи и внешне похожая на нас?

Дети . К европеоидной расе.

Воспитатель. Люди каких национальностей относятся к европеоидной расе?

Дети. Немцы, русские, французы, англичане и др.

Воспитатель . В какой части света проживают эти люди?

Дети. В Европе.

Воспитатель . Да, они живут в Европе, а также в Америке, Австралии. Покажите эти страны на карте мира.

Дети показывают Европу, Америку, Австралию на силуэте карты мира, на которой схематично нанесены контуры стран на разных материках. Желательно, чтобы эта карта была больших размеров, например, во всю стену коридора или группы. Располагается она на уровне глаз детей и заполняется при помощи фломастеров или путем наклеивания готовых картинок по мере изучения той или иной страны, народа.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к европеоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Европы, Америки, Австралии.

Ребята, к какой расе относимся мы с вами?

Дети . К европеоидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые проживают в России, относятся, в основном, к европеоидной расе.

Воспитатель предлагает наклеить фигурки людей, относящихся к европеоидной расе, на схематичной карте России.

Ребята, где же живет Эдит, от которой наши друзья получили письмо: во Франции, Африке или в Китае?

Дети. Во Франции.

Воспитатель. Молодцы, вы правильно угадали! Вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Франции.

Воспитатель берет второе письмо.

Девочка Анина, которая попросила наших друзей-первоклассников рассказать об их любимых играх, написала в письме о том, что она чернокожая, у нее пышные курчавые черные волосы, темные глаза, пушистые длинные ресницы.

Как вы думаете, к какой расе относится эта девочка?

Дети. К негроидной.

Воспитатель . Да, ребята, люди, которые живут в жарких странах — чернокожие, относятся к негроидной расе. Где они проживают?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Да, эти люди живут, в основном, в жаркой Африке. Пожалуйста, покажите ее на карте мира.

Дети показывают Африку на карте.

Какой климат в Африке?

Дети. Там очень жарко.

Воспитатель . Внешние особенности людей, которые относятся к негроидной расе, связаны с тем, что с их помощью человек приспосабливается к жаркому климату. Вспомните, как летом вы приезжаете в деревню или на дачу. Свободно, тепло, радостно! Но если в первые дни бывать на солнце очень долго, что может случиться?

Дети. Можно сильно обгореть.

Воспитатель . Да, тогда кожа краснеет и болит. Только со временем она «привыкает» к солнцу, приобретает золотистый оттенок и больше не доставляет вам беспокойства. Тогда ваши родители с гордостью говорят: «Посмотрите, как загорели наши дети!» Но если бы вы приехали в Африку, вам понадобилось бы еще больше времени, чтобы привыкнуть к солнцу, и, возможно, вам так и не разрешили бы загорать. Почему?

Дети . Потому что в Африке очень жарко.

Воспитатель . Все верно, солнечные лучи могут не только радовать человека, но и причинять ему вред. Что же помогает людям, живущим в Африке, защищаться от перегрева и палящих лучей солнца?

Дети . Пышные курчавые волосы, темная кожа.

Воспитатель. Да, представителей негроидной расы от палящего солнца защищает смуглая кожа, а пышные курчавые волосы заменяют им головной убор, предохраняющий от перегрева их голову.

По предложению воспитателя дети выбирают фигурки людей, которые относятся к негроидной расе, из других фигурок и наклеивают на силуэт карты Африки.

Ребята, где же живет Анина, попросившая наших друзей-пер- воклассников рассказать о том, что такое зима?

Дети. В Африке.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим ее письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим ее письмо в конверт, который ребята получили из Африки.

Воспитатель берет в руки третье письмо.

Ребята, мальчик Сунь рассказал в письме о том, что у него желтый цвет кожи, узкие раскосые глаза, прямые черные волосы.

К какой расе относится этот мальчик?

Дети. К монголоидной.

Воспитатель . Люди каких национальностей относятся к монголоидной расе?

Дети . Японцы, китайцы, корейцы.

Воспитатель . Где проживают эти люди?

Дети . В Азии.

Воспитатель . Да, ребята, люди с желтым цветом кожи живут на востоке: в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, внешность которых указывает на то, что они относятся к монголоидной расе, из фигурок людей других рас и наклеить их на карту Азии.

Ребята, какой климат в Азии?

Дети. Там часто дуют сильные ветры.

Воспитатель . Климат, природные условия наложили свой отпечаток на внешний вид представителей монголоидной расы. Какие особенности внешнего вида помогают им приспособиться к такому климату?

Дети . Узкие глаза защищают их от песка и ветра, сияния снега.

Воспитатель. Да, видимо, в древности им приходилось защищаться от сияния снега и снежных бурь. Почему глаза нужно защищать от сияния снега?

Дети . Глаза могут заболеть, можно ослепнуть.

Воспитатель . Да, снег может ослепить человека, и тот навсегда потеряет способность видеть. Поэтому горнолыжники, например, всегда надевают темные очки. Имеют защитные очки и альпинисты, поднимающиеся к заснеженным вершинам. Но в давние времена никаких защитных очков не было. Поэтому выживали только те люди, у которых были узкие глаза, более защищенные от снежного сияния и пыли.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигурки людей, которые относятся к монголоидной расе, из других фигурок и наклеить их на силуэт карты Азии.

Ребята, так где же проживает Сунь?

Дети . В Китае.

Воспитатель . Молодцы, вы правильно угадали! В какой конверт мы вложим его письмо?

Дети отвечают.

Да, вложим его письмо в конверт, который ребята получили из Китая. Вот и помогли мы нашим друзьям правильно найти каждому письму свой конверт. Ребята, а с помощью какой игры мы можем помочь нашим друзьям лучше запомнить внешние различия людей разных рас?

Дети. При помощи игры «Сложи портрет».

Игра «Сложи портрет»

Детям нужно собрать разрезанные на три части (по горизонтали) картинки с изображением людей разных рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Выполнив задание, дети определяют, к какой расе относится человек и в какой части света он проживает.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на нашу карту! Как мы ее красиво украсили фигурками людей, какой она стала разноцветной. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Воспитатель . Ребята, ваши рассказы, письма, разложенные в конверты, игру, рисунки я отправлю нашим друзьям-первоклассникам. А дальнейшая их переписка с детьми из Франции, Китая, Африки поможет им лучше познакомиться с тем, как живут дети в других странах. Несмотря на внешние различия детей разных рас у них много общего: они любят своих родителей, Родину, уважают стариков, бережно относятся к своим традициям.

Сегодняшнее занятие я бы хотела закончить замечательной песней.

Звучит аудиозапись песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и А. Хайта).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе.

«Дружба. День народного единства».
Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине;

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, башкиры, татжики, кыргызы, украинцы)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Русские народные праздники-Масленица, Рождество, Пасха и др.

У татжикского народа -п раздник подснежников(праздник прихода весны), праздник тюльпанов -Сайри лола (время сбора первого урожая).

У башкир самый любимый праздникСабантуй – праздник окончания посевных работ.На празднике Сабантуя проводятся множество соревнований- это соревнование по традиционной борьбе на поясах,конные скачки, перетягивание канатаи обязательное угощение.

У узбеков празднуется Навруз –новый день.В весеннее время просыпается природа после зимней спячки. Своим обновлением символизирует начало нового года. Стол должен быть накрыт по особому щедро.Чем богаче будет стол, тем щедрее будет грядущий год

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но все мы живём в России.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Посмотрите, что особенного в таджикском, узбекском, кыргыском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пельмени и блины. У таджиков – самса, пирожки из слоёного теста, манты. У узбеков – плов, блюдо из мяса и риса. Кыргызы любят бешбармак - мелко накрошенное отварное мясо с лапшой,

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

А сейчас мы с вами отведаем угощения которые вы принесли это и блины, хворост и различные лепёшки.

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов - во всем мире»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

Методические приемы:

Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

Дети, как называется наша страна!? Россия

А мы живущие в ней? Россияне

А как называется столица России? Город Москва

А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. - - Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

Какие моря омывают берега России? Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы - совы, орлы, дятлы.

«Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса и степи горы.

Раскинулось моя страна

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

«Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины - это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы - орел, ястреб. Крупные реки - Днепр и Дунай.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных - баранов, овец и выращивает виноград. Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь, закавказский бурый медведь, леопард. В Армении есть высокогорное озеро Севан.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский. Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин. В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети, мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша - это страна

Очень и очень большая она

Родина наша - это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель:

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему « Я горжусь своей страной! »

(подготовительная группа)

Выполнила : Кулеш Надежда Александровна

Должность: воспитатель

Конспект НОД включает в себя следующие базовые понятия :

Родина, страна, Россия, страны мира, планета, дети, люди разных национальностей, дружба народов мира, любовь к Родине, гордость за свою страну.

Конспект НОД имеет практическое назначение : дети могут посмотреть и показать свою страну на глобусе.

Тем самым у детей формируется представление о своей родной стране России и о сплоченности всего мира, о том, что все люди мира живут на одном “круглом” земном шаре.

Цель:

— Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.

Образовательные задачи:

— Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.

— Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

Развивающие задачи:

— Развивать память, творческое воображение, логическое мышление, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию. — — Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.

Материал: глобус, российский флаг, герб, магнитофон, аудиозапись мелодии «У моей России».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

— Глобус - это макет нашей планеты Земля. Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая, “ душевная”, родная и любимая, как мама.

— Есть на карте мира и другие страны, назовите их. (Италия, Франция, Украина и др.).

— А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет?» (с мячом).

— Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.

Россия – россияне;

Америка - …

Япония - …

Китай - …

Англия - …

Франция - …

Италия - …

Индия - ….

2. Основная часть .

— Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы.

— Ребята, как вы думаете, людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да)…

— Что обозначают эти цвета на глобусе? (Дети отвечают).

— Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей).

— Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры.

— Ребята, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей).

— Можем пожелать жить в мире и согласии, беречь, не обижать животных и птиц, много трудиться на благо и процветание своей страны, дружить друг с другом.

Пальчиковая гимнастика:

— Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как травы с лугом.

(руки вверх, наклон вниз)

Как ветер с полем, поля с дождями,

(машем руками)

Как дружит солнце со всеми нами.

(Все дети, стоя в кругу, соединяют ладони вместе, изображая солнце).

— Засияло солнце, а помогли нам в этом наши ладошки.

3. Заключительная часть.

— Мы надеемся, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету!

(Воспитатель читает стихотворение)

«Наша планета».

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый шар голубой!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом,

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

— Каждый гражданин должен гордиться своей Великой страной. И мы гордимся тобой - Россия!

(Прослушивание песни «Моя Россия».)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

— А теперь давайте все вместе составим рассказ « Я горжусь своей страной! »

Я буду говорить вам начало предложения, а вы по очереди его продолжать.

— Я горжусь своей страной, потому что …… (продолжает Лена К.)

— Я горжусь своей страной, потому что …… (продолжает Глеб В.)