О чем рассказывает роман "айвенго". Выпуск ежемесячного школьного периодического издания «Литературный вестник» – Вальтер Скотт

Вальтер Скотт

Ва?льтер Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на английскую, но и на всю европейскую и американскую литературу. Литературная деятельность этого писателя начинается в конце XVIII века. Вначале писатель выступает как поэт и собиратель народных поэтических произведений. Изданный им трехтомный сборник «Песни шотландской границы» (1802–1803) является классическим фольклорным источником. В раннем оригинальном творчестве В. Скотта отчетливо проявляется использование фольклорных традиций и поэтики английских предромантиков. Уже в этот период В. Скотт выступает как самобытный и талантливый поэт, заслуженно пользовавшийся широкой известностью. Его баллады (такие, как «Иванова ночь») и поэмы («Песнь последнего менестреля», «Ма?рмион», «Дева озера» и др.) были крупным явлением в английской литературе.

В. Скотт был родоначальником исторического романа, жанра, в котором романтический историзм мог быть реализован полностью. Писатель первым попытался с позиций современности написать роман о прошлом, оценивая это прошлое с учетом опыта и знаний, накопленных человечеством. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, не идеализируя отдельные исторические эпохи, а стремясь показать их взаимообусловленность.

Поскольку цель исторического романа – показать характерные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведений ключевые, переломные моменты в жизни общества и государства, когда определяющие черты эпохи проявляются наиболее наглядно или когда происходит исторически закономерная смена эпох. Так, роман «Айве?нго» изображает период образования английской нации, «Кве?нтин До?рвард» – централизацию французского государства, «Ву?дсток» – Английскую буржуазную революцию, «Роб Рой» – якобитское движение в Шотландии.

«Исторический роман В. Скотта, в отношении к нравам, обычаям, колориту и духу известной страны в известную эпоху, достовернее всякой истории», – писал В. Г. Белинский.

Для создания широкой панорамы, показа переплетения интересов различных слоев населения В. Скотт вводит в повествование несколько сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как правило, все основные сословия имеют в романах В. Скотта своих представителей.

Заметьте, внимание автора всегда сосредоточено на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений почти никогда не бывают исторические деятели. Писатель оставляет себе свободу в выборе времени, места действия, передвижений героев, в мотивировке их поступков, то есть оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно связана с окружающей их действительностью, с исторической атмосферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает в себе те черты, которые определяли жизнь общества в целом. Семейные, личные отношения переплетаются с историческими событиями, вбирают в себя их характерные признаки, зависят от них.

Переломные эпохи изобилуют драматическими конфликтами, поэтому романы английского писателя, изображающие эти эпохи, драматичны.

Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничивается односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям возможность высказать свое мнение, которое часто оказывается более верным, чем мнения главных героев, выражающих авторскую точку зрения. Именно такое положение главных героев писателя в повествовании отчасти обусловливает то, что они зачастую оказываются лишь связующим звеном различных сюжетных линий, определяют композиционный, но не идейный центр произведения.

Важнейшим достижением писателя было отражение социальных конфликтов эпохи и изображение народных масс как движущей силы исторического прогресса (хотя народ в его романах лишен творческой энергии и полностью зависит от своих предводителей). Реалистические принципы отражения действительности зарождались внутри романтического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, но дополняя его, придавая особое очарование произведениям писателя и помогая читателю понять объективные закономерности исторического процесса. Именно поэтому В. Г. Белинский говорил, что В. Скотт «дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству».

Одно из лучших произведений В. Скотта, в котором проявились все основные черты романтического исторического романа, – «Айвенго» (1819). Роман описывает события XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стране начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание романиста, знаменателен и в том отношении, что победа норманнов и укрепление их власти в царствование Ричарда I Плантагене?та открывали дорогу феодальным междоусобицам. Борьба саксов с норманнами заставляла баронов поддерживать короля и вождей, от единства борющихся сторон во многом зависела победа. Достижение норманнами своих целей привело к разрушению временных союзов, и в романе В. Скотта читатель уже ясно видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который определяется как феодальная раздробленность.

Все эти исторические процессы находят непосредственное отражение в «Айвенго». Писатель избирает для своего повествования тот момент, когда английский король Ри?чард Львиное Сердце возвращается в королевство из австрийского плена. В это время в стране действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность победы норманнов, в стране остались влиятельные представители саксонской знати, мечтающие о возрождении былой независимости (наиболее ярким их представителем является в романе Се?дрик Саксонец). В то же время убежденность в невозможности победы саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с деятельностью его брата, принца Джона Анжу?йского, вокруг которого группируются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты. Слабость королевской власти проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. В то же время отсутствием короля пытаются воспользоваться руководители ордена рыцарей Храма, стремящиеся укрепить в стране позиции своего ордена. (Духовно-рыцарские ордены – это своеобразные независимые от короля феодальные объединения.) Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реальную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит развиваться государству в будущем.

Роман строится как история сына Седрика Саксонца, рыцаря Айвенго, возвратившегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца и куда еще не вернулся его покровитель – король. Роман заканчивается благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. Формально герой объединяет повествование, именно к нему сходятся различные сюжетные линии произведения. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения именно он является главным героем, хотя от его деятельности менее всего зависит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произведении Айвенго выражает авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой выступает сторонником компромисса между норманнами и саксами, между законной королевской властью и подданными короля. Однако не Айвенго оказывает решающее влияние на развитие событий. Более того, когда происходит решительное столкновение борющихся сторон, он лежит раненый и не может принять никакого участия в происходящем. Айвенго – характерный образец главного героя романов В. Скотта. Но этот персонаж позволяет романисту так построить повествование, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте.

«Компромиссный характер» этого героя позволяет ему связать в единое художественное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неизбежного поражения (Айвенго является сыном Седрика, предводителя саксов, а его женитьба на наследнице саксонских королей Ровене мешает объединению группировок порабощенного народа), проблему взаимоотношений короля и феодалов (Айвенго – сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных баронов), проблему борьбы с духовно-рыцарскими орденами (Айвенго – враг Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других проблем. Айвенго выражает стремление к примирению конфликтующих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, отражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворение результатами «Славной революции» 1688 года.

Однако читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не безоговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, а исходя из общего содержания романа. Иначе говоря, идейное звучание произведения определяется исторически верным отражением самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые вступают в конфликты, выражающие эти противоречия.

Творчество В. Скотта высоко оценили в России, о нем восторженно отзывался А. С. Пушкин: «В наше время под словом роман разумеем целую историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании. В. Скотт увлек за собою целую толпу подражателей. Но как они все далеки от шотландского чародея!» А позднее В. Г. Белинский отметил главное мировое достижение писателя: «За Вальтером Скоттом остается слава создания новейшего романа».

Вопросы и задания

1. Расскажите, какой исторический момент в жизни Англии выбирает для повествования В. Скотт и почему.

2. Объясните идейную и композиционную роль образа Айвенго в романе.

4. Проследите, как показаны в романе представители различных социальных слоев английского общества.

5. Объясните идейную и композиционную роль образа Ричарда Львиное Сердце в романе.

6. Дайте характеристику образу Бриана де Буагильбера. К какому литературному типу относится этот персонаж:?

7. Назовите основные жанровые признаки исторического романа и проиллюстрируйте их примером «Айвенго» В. Скотта.

8. Объясните смысл и художественное назначение эпиграфов и вставных баллад в этом произведении.

9. На примере романа «Айвенго» покажите основные принципы романтического историзма.

Из книги Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей автора Бегбедер Фредерик

№46. Фрэнсис Скотт Фицджеральд «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ» (1925) Когда Скотт Фицджеральд (1896-1940) публикует «Великого Гэтсби», ему всего 29 лет, и, однако, он находится на вершине своего творчества. Он понял, что такое Америка, и вот тому доказательство: Америка у его ног. Он женат на самой

Из книги Джим Джармуш: Интервью автора Джармуш Джим

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги Рождение гения. Джон Кеннеди Тул автора Скотт Лиз

Из книги Зарубежная литература XX века: практические занятия автора Коллектив авторов

Лиз Скотт. Рождение гения New Orleans Magazine, май 1993 г.…Это, в конечном итоге, роман о жирном парняге, который обильно рыгает и много забавляется сам с собой. Не всякая мать увидит в таком блеск таланта - хоть его и напишет ее единственный сын, гений. Однако, Тельма Тул увидела. А

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Фрэнсис Скотт Фицджеральд Francis Scott Key Fitzgerald 1896 – 1940 ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ THE GREAT GATSBY 1925 Русский перевод Е.Калашниковой

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Вальтер-Скоттовский историзм, его русские изводы и «Князь Серебряный» В сравнительно недавно опубликованной работе А. А. Долинин убедительно показал, сколь существенны различия между романами Вальтера Скотта, в конечном счете утверждающими торжество прогресса

Из книги Влюбленный демиург [Метафизика и эротика русского романтизма] автора Вайскопф Михаил Яковлевич

Айвенго Доблестному и благородному рыцарю Айвенго скоро исполнится двести лет. Все эти годы подвиги его, мытарства и достойные деяния тревожили сердца юных, да и не только юных читателей. Конечно, сегодня образ Айвенго значительно поблек на фоне героев многочисленных

Из книги Политика & Эстетика. Коллективная монография автора Бодлер Шарль

11. Негативный вариант космологического синтеза и его связь с рассказом о художнике-демиурге: «Вальтер Эйзенберг» К. Аксакова В эскапистских версиях сюжета даже сама интеграция природных стихий в женском образе могла носить инфернальный характер. Теоретическую

Из книги автора

Жан-Пол Маду ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН В КОЛЛЕЖЕ CОЦИОЛОГИИ У нас мало сведений о том, как состоялось знакомство Беньямина с Жоржем Батаем и Пьером Клоссовски. Я присоединяюсь к точке зрения Жан-Мишеля Пальмье, который полагает, что отношения, завязавшиеся между Беньямином

В. Скотт, создатель жанра исторического романа, был одним из наиболее значительных новаторов в литературе XIX века. Его творчество оказало огромное влияние не только на англий­скую, но на всю европейскую и американскую литературу XIX столетия.

Прежде чем поставить перед студентами вопрос об особенно­стях исторического романа В. Скотта, совершенно необходимо выяснить принципиальный вопрос о творческом методе писателя, о романах которого обычно говорят, что они находятся на гра­нице между романтизмом и реализмом. Это не значит, что твор­чество писателя эволюционировало от романтизма к реализму. В целом вес произведения английского романиста являются ро­мантическими п по своему содержанию, и по форме. Но, воспро­изводя историческое прошлое, стремясь достигнуть правдоподо­бии и исторического колорита, писатель не просто использовал реалистические приемы отражения действительности, по закла­дывал основы реалистического метода, хотя ни в одном из его собственных романов реалистический метод не был структуро­образующим.

Важнейшими достижениями писателя с точки зрения реа­лизма были отражение социальных конфликтов эпохи (хотя сам В. Скотт никогда не прибегал к социальному анализу, ограни­чиваясь нравственным сопоставлением героев) и изображение народных масс как движущих сил исторического прогресса (хотя народ в его произведениях лишен творческой инициативы и пол­ностью зависит от своего предводителя), Реалистические прин­ципы отражения действительности зарождались внутри роман­тического метода В. Скотта, не противореча ему и не ослабляя его позиций, а дополняя его, придавая особое очарование про­изведениям писателя и помогая читателю понять объективные

закономерности исторического процесса. Это следует учитывать при анализе романа В. Скотта, а тем более при выяснении об­щих конструктивных черт жанра исторического романа.

В то же время следует подчеркнуть, что писатель последова­тельно использовал в своих романах романтическую типизацию, разрешал основные конфликты с этических позиций (хотя В. Скотт и не избегал социальных характеристик, они никогда но были для пего определяющими). Наконец, писатель романти­чески абсолютизировал роль отдельной личности в историческом процессе, а в самом историческом прошлом пытался найти ис­ходные посылки для романтического объяснения настоящего и построения модели идеального будущего.



В зависимости от того, освещался ли вопрос о творческом ме­тоде В. Скотта па лекции, преподаватель может по-разному ор­ганизовать это небольшое вступление к конкретному анализу романа «Айвенго». Но в любом случае своеобразие метода пи­сателя совершенно необходимо подчеркнуть в самом начале за­пятим, ибо от понимания эстетической позиции писателя во мно­гом будет зависеть конечный результат анализа.

Новаторство В. Скотта заключается в том, что именно он был родоначальником исторического романа. Писатель первым попытался создать роман о прошлом с позиций современности, оценивая прошлое на основе опыта и знаний, накопленных че­ловечеством. Историческое прошлое изображалось в литературе и до В. Скотта, но предшественники романиста шли либо по пути стилизации, либо использовали историю как аллегорию для изображения конфликтов современности, либо их произведения мистифицировали историю, подменяли реальные предпосылки исторического события в соответствии со своими идейными установками. В. Скотт устанавливает между прошлым и на­стоящим непосредственную связь. Он ищет в прошлом истоки настоящего, зная реальный ход исторического процесса, но не идеализируя отдельные иторические эпохи, а стремясь показать их взаимосвязь, взаимообусловленность.

Принципиальное значение художественных открытий В. Скот­та постоянно подчеркивал В. Г. Белинский. В наше время науч­ный анализ влияния писателя на мировой литературный процесс дал в своих трудах Б.Г. Реизов, которому принадлежит и после­довательная характеристика основных черт исторического рома-па. Учитывая все это, необходимо так построить анализ романа «Айвенго», чтобы на его примере студенты смогли не только увидеть характерные черты нового жанра, но и понять его историческое значение.

Анализ романа лучше всего начать с определения его тема­тики. Роман строится как история рыцаря Айвенго, возвратив­шегося из Палестины в страну, где его ждет проклятие отца Седрика и куда еще не вернулся его покровитель - король Ри­чард I Плантагенет. Заканчивается роман благополучной женитьбой Айвенго на любимой им леди Ровене. На первый взгляд, тематика романа является если не узкосемейной, то во всяком случае просто авантюрной. Тему можно сформулировать как приключения героя на пути к счастью.

Но одновременно с историей Айвенго роман описывает со­бытия XII века, когда Англия уже была завоевана норманнами, сопротивление саксов было окончательно сломлено и в стра­не начался процесс образования английской нации. Период, привлекший внимание В. Скотта, знаменателен и в том отно­шении, что победа норманнов и укрепление их власти в царст­вование Ричарда I Плантагенета открыло дорогу феодальным междоусобицам, В романе читатель уже видит первые вспышки неповиновения баронов своему государю, начало того периода средневековья, который обозначают как период феодальной раздробленности.

Таким образом, тематика романа значительно расширяется. Более того, на основании этой расширенной тематики можно сформулировать первую характерную черту исторического ро­мана. Поскольку цель исторического романа - показать харак­терные признаки эпохи, В. Скотт избирает для своих произведе­ний ключевые, переломные моменты в жизни общества и госу­дарства, когда определяющие черты эпохи проявляются наибо­лее наглядно или же когда происходит исторически закономер­ная смена эпох.

Именно такой переломный момент изображается в романе «Айвенго». Это период, когда король Ричард Львиное Сердце возвращается из австрийского плена. В это время в стране ак­тивно действуют различные силы, пытающиеся извлечь для себя максимальную выгоду из создавшегося положения. Несмотря на очевидность окончательной победы норманнов, влиятельные представители саксонской знати еще мечтают о возрождении своей независимости (Седрик Саксонец). В то же время убеж­денность в слабости саксов развязывает руки баронам, и первый акт неповиновения королю связан с братом Ричарда 1 Джоном Анжуйским, вокруг которого собираются феодалы, надеющиеся извлечь выгоду из предстоящей смуты.

Слабость королевской власти убедительно проявляется в тех эпизодах романа, где Джон заигрывает с баронами, уговаривает их поддержать притязания принца. Отсутствием короля пыта­ются воспользоваться и руководители духовно-рыцарского орде­на Храма, пытающиеся укрепить в стране его позиции. Так в романе сталкиваются различные интересы, отражающие реаль­ную историческую обстановку и определяющие пути, по которым предстоит идти государству в будущем. Как же удается писа­телю создать столь широкий фон?

Для создания панорамы событий, показа переплетения инте­ресов различных слоев населения В. Скотт использует введение в повествование нескольких сюжетных линий, связанных между собой общей интригой, но по-разному освещающих отношение разных сословий к происходящим событиям, причем, как пра­вило, все основные сословия выдвигают в романе своих пред­ставителей.

Каждый из героев преследует личные цели, их встречи в ро­мане часто случайны, но все они являются выразителями своего времени и все вместе дают верное представление о происходя­щих исторических процессах.

Так перед студентами раскрывается еще одна характерная особенность исторического романа, один из тех приемов, кото­рые найдут широкое применение в литературе XIX века в целом. Но не следует забывать, что роман называется по имени одного из героев, и выяснение смысла названия раскрывает еще одну особенность исторического романа.

В романах В. Скотта внимание всегда сосредоточено как раз на личных интересах героев, частных, казалось бы, событиях. Главными героями его произведений никогда не бывают исто­рические деятели. Писатель оставляет за собой свободу в выбо­ре времени, места действия, передвижения героев, в мотивиров­ке их поступков, т. е. оставляет широкое поле деятельности для творческой фантазии. Однако частная жизнь людей тесно свя­зана с окружающей их действительностью, с исторической атмо­сферой, и в романах В. Скотта, уловившего эту закономерность, частное событие становится типичным проявлением общего исторического процесса, отражает те черты, которые определя­ли жизнь всего общества в целом. Семейные, личные отношения« переплетаются с историческими событиями, вбирают их харак­терные признаки, зависят от них.

Поэтому главному герою отводятся очень важные функции в произведении. Именно он объединяет повествование, к нему схо­дятся различные нити повествования. Айвенго стоит в центре системы образов, и с этой точки зрения он действительно явля­ется главным героем, хотя от его деятельности менее всего за­висит развитие сюжета. В соответствии с этой ролью в произве­дении Айвенго отражает и авторское отношение к историческим процессам, происходившим в стране. Характерно, что герой вы­ступает сторонником компромисса между норманнами и сакса­ми, подданными и королевской властью. Однако не Айвенго ока­зывает решающее влияние на развитие событий. Как характер­ный герой Скотта, он позволяет автору так построить повество­вание, что различные интересы и различные социальные силы сталкиваются в одном общем конфликте. Компромиссный ха­рактер этого героя позволяет ему связать в единое художествен­ное целое проблему борьбы саксов за независимость и их неиз­бежное поражение (Айвенго является сыном предводителя сак­сов, но его женитьба на леди Ровене мешает объединению пора­бощенного народа), проблему взаимоотношений короля и фео­далов (Айвенго - сторонник единой королевской власти и выступает против непокорных феодалов), проблему борьбы с ду­ховно-рыцарскими объединениями (Айвенго - враг Бриана де Буагильбера, одного из предводителей ордена Храма), проблему взаимоотношений феодалов с широкими народными массами и ряд других.

Айвенго выражает стремление к примирению конфликтую­щих сил на основе подчинения королевской власти, которая в свою очередь должна учитывать интересы всех слоев населения и защищать их законные права. Эта программа, безусловно, от­ражает мировоззрение самого В. Скотта, его удовлетворенность результатами «славной революции» 1688 г. Анализ образа глав­ного героя позволяет поставить вопрос о выражении в романах В. Скотта авторской позиции, что имеет принципиальное значе­ние, учитывая консервативное, если не реакционное мировоззре­ние романиста.

Главные герои писателя обычно выражают позицию автора достаточно определенно, что легко прослеживается на примере образа Айвенго, но эти герои не только не оказывают решающего влияния на исторический процесс, но, напротив, их собственные судьбы зависят от хода событий. Их интересы растворяются в историческом процессе, и сами эти герои действуют не только под влиянием своих убеждений, но и в зависимости от обстоя­тельств, которые оказываются определяющими. Так, взгляд па события этих героев оказывается частной попыткой осмыслить исторические процессы, но читательское представление о сущ­ности происходящего не зависит от взглядов этих героев, а складывается под воздействием всего повествования в це­лом.

Заслуга В. Скотта заключается в том, что он не ограничива­ется односторонней оценкой исторического прошлого, но дает различным героям высказать свое мнение. Читатель выясняет особенности исторического развития Англии в XII веке, не без­оговорочно следуя за рассуждениями и действиями Айвенго, по прислушиваясь к различным оценкам событий, которые выска­зываются многочисленными персонажами романа.

Так, с очевидной ясностью проявляется романтическая идеа­лизация образа короля Ричарда I, а это закономерно приводит к сомнению в возможность решения конфликтов времени на уровне королевской власти. Неубедительна мотивировка предан­ности королю предводителя вольных йоменов Локсли, зато ярко и недвусмысленно показана ненависть, которую испытывают разбойники к феодалам-норманнам. Идиллические отношения между Седриком и его рабами Гуртом и Вамбой явно находят­ся в противоречии с изображением народного гнева, вызванного любыми формами порабощения. Короче говоря, идейное звуча­ние произведения определяется не его романтическим финалом, воспринимающимся как единичное, временное снятие противо­речий, отраженных в романе, а исторически верным отражением

самих противоречий эпохи и тех социальных сил, которые всту­пают в конфликты, выражающие эти противоречия.

Эпизод штурма замка Фрон де Бефа выявляет и страх фео­далов перед восставшим народом, и силу народного гнева, и те причины, которые заставляют феодалов и самого короля искать поддержки у народа, и, наконец, историческую ограниченность предводителей народных восстаний, неизбежность поражения народных масс. Одновременно роман правильно отражает объ­ективную закономерность и прогрессивность исторических про­цессов, происходивших в XII веке в Англии, способствует пони­манию одной из драматических эпох в истории.

Романы В. Скотта - это важная веха в развитии литературы XIX века. Анализ романа «Айвенго» помогает студентам понять правильность и глубину оценки творчества писателя, данной В. Г. Белинским.

Примерный план занятия.

I.Вопрос о творческом методе Вальтера Скотта.

II. Проблема историзма в литературе, особенности историз­ма В. Скотта.

III. Тематика и проблематика романа «Айвенго»:

1. Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета.

2. Способы создания исторической атмосферы в романс.

3. Проблема движущих сил исторического процесса.

4. Изображение социальных отношений в романе.

IV. Система образов в романе:

1. Основные принципы построения системы образов.

2. Место и роль образа Айвенго.

3. Объективность отражения взаимодействия классов в ро­мане.

4. Особенности изображения исторических деятелей в ро­мане.

5. Изображение народных масс как движущей силы истории и ограниченность в оценке их исторической роли.

6. Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.

VI. Новаторство В. Скотта как создателя исторического ро­мана. В. Г. Белинский и А. С. Пушкин о В. Скотте.

Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. Разделе­ние поэзии па роды и видам. Любое издание.

Пушкин А.С. О романах Вальтера Скотта. Любое издание.

Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.

Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М. - Л., 1965.

Реизов Б. Г. Французский исторический роман с эпоху романтизма. Л., 1958, с. 69-150.

Практическое занятие

195 лет со времени выхода романа

Вальтера Скотта «Айвенго» (1819)

Вальтер Скотт вошел в мировую литературу как создатель исторического романа. Главное в его романах – не изображение быта или нравов, а человек в различные эпохи своего существования. От своих предшественников в литературе Скотт отличается стремлением объяснить психологию и поведение героев того исторического периода, в котором они живут, извлечением героями различных уроков: нравственных, психологических, исторических. «Айвенго» - бесспорно, один из лучших романов Вальтера Скотта. Глубокий знаток «средневековых древностей» и к тому же величайший художник, он умел оживить события, «покрывшиеся пылью времен». Его литературное наследие -28 романов, несколько повестей и рассказов. Писатель отличался огромной работоспособностью. Ежедневно он поднимался на рассвете и с пунктуальностью небесных светил усаживался за письменный стол, чтобы провести за ним пять-шесть часов.

История создания романа

Из 28 исторических романов, написанных Вальтером Скоттом, выделяется «Айвенго». Исторически правдиво отобразив время правления английского короля Ричарда Первого Плантагенета, прозванного « Львиное Сердце», отступая иногда от правды в портретах исторических деятелей (короля Ричарда I и его брата принца Джона) в целях утверждения более высоких идеалов, «шотландский чародей» изобразил в вымышленном образе Уилфреда Айвенго подлинного «рыцаря без страха и упрёка», символ победы добра над социальным и бытовым злом. Образ Айвенго останется на века. В предисловии к роману Скотт писал: «Мне само собой пришло в голову, что древние традиции и благородный дух народа, который живет в условиях цивилизованного века и государства и сохраняет столь многое от обычаев и нравов, присущих обществу на заре его существования, должны послужить благодатной темой для романа, если только не выйдет по поговорке: «Рассказ-то хорош, да рассказчик плох».

История родного края, родной Шотландии, переживания и боль за её судьбу, отголоски народных баллад присутствует в «Айвенго». В любом случае романы Скотта читали, читают и будут читать. И не только потому, что они верно воссоздают прошлое во всём его историческом колорите, но и потому, что они показывают связь частной жизни, судеб людей обычных, рядовых с жизнью общества, с историческими событиями своего времени, с судьбами великих мира сего и народов. И если не всегда в пример нынешнему поколению исторических личностей прошлого не удаётся сделать лучше, чем они были, можно дать добрые примеры из тех героев, которых создаёт воображение автора. Присутствует в снятом виде в романе и знание Вальтером Скоттом истории и культуры Англии и Шотландии, знание писателем шотландских и английских народных баллад, которые Вальтер Скотт собирал долгие годы. Отголоски многих из них мы видим в романе «Айвенго».


Цитаты из «Айвенго»


  • Читайте с удовольствием!

  • Учредитель: МБОУ «Гимназия № 5»

    Адрес: Красноярский край, г. Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 12

    Сайт: Акбутаева Татьяна Яковлевна

    Члены редакционной коллегии: Кошелева Ульяна, Кривощекова Вероника, Сирота Марина,

    Стяжкина Элина, Сукач Анастасия, Шикалина Ольга

Навсегда останется писателем, открывшим жанр исторического романа. Произведения автора отличаются от привычных эпохе тем, что не содержат описания быта или общественных нравов, а представляют персонажа в разные периоды жизни. Главные герои своеобразны, а образы обладают психологичностью. Участники описываемых событий проходят массу испытаний, получая разнообразные жизненные уроки. Роман «Айвенго» стал для читателей вершиной творчества Вальтера Скотта.

Ключевой фигурой, на описании которой строится сюжет, стал доблестный рыцарь Айвенго. Он знаком тем, кто уделял внимание классической литературе. Во время выпуска первого тиража в 1814 году книгу анонсировали как приключенческий роман. От него приходила в восторг взрослая публика. Сегодня им зачитываются и подростки. Описание жизни средневековых рыцарей мало кого оставляет равнодушным.

История создания

В библиографии Вальтера Скотта, состоящей из 28 книг в жанре исторического романа, «Айвенго» стоит особняком. В нем достоверно изображается период правления Ричарда Первого по прозвищу , но портреты венценосных особ преображаются для создания величественных идеалов. В предисловии к «Айвенго» автор поясняет, что его посетило вдохновение при обдумывании соединения современных образов и вековых традиций и обычаев для создания лейтмотива романа. Писатель переживал только за слог, боясь испортить транслирование основной мысли читателю.


В романе сочетаются сюжеты легенд и баллад, описание исторических особенностей того времени, судеб простых героев. Благодаря воображению автора на страницах описываются персонажи, способные послужить примерами для подражания. Перед публикой раскрываются интересные аутентичные мотивы шотландского и английского народного творчества.

Биография

Главным героем произведения является Уилфред Айвенго, представитель старинного рода и сын консервативного Седрика. Его отец ненавидит норманнов и уверен, что влюбленную в его сына воспитанницу, леди Ровену, нужно удачно выдать замуж за саксонского рыцаря. В этом кроется ключ к семейному конфликту и причина лишения сына наследства. Такое решение Седрик принял после принятия Айвенго присяги на верность английскому королю.


Уилфред – пример типичного мужчины той эпохи. Герой молод, хорош собой, силен и храбр. Рыцарь владеет боевыми навыками и в ходе соревнований в Палестине становится триумфатором, победив Буагильбера. Автор уделяет внимание патриотическим чувствам главного героя, отмечая отсутствие расположенности к норманнам. Уилфред уверен, что они провоцируют простых людей, разжигая вражду и злость между ними.

В отношениях с дамами Айвенго ведет себя безупречно. Женские образы в произведении воплощают леди Ровена и Ревекка. Сердце рыцаря принадлежит первой девушке. Он сочиняет для нее поэмы, оставаясь деликатно прохладным по отношению к благосклонной к нему Ревекке. Для мужчины нет понятия вольности в этом вопросе. В отличие от короля он не способен на интриги и хранит верность избраннице. Он не подвластен соблазнам, критикует фривольных мужчин и держит себя скромно.


Как прогрессивный персонаж новаторского произведения, Айвенго видит перспективы в гармонии. Поэтому он выступает за воссоединение страны, приносит присягу королю и становится его спутником в Крестовом походе. Из-за неожиданного решения мужчине приходится забыть о наследстве. С течением времени Седрик смягчается и становится восприимчивым к поступку сына.

Айвенго склонен к рыцарству в прямом и переносном смысле. Он помогает нуждающимся и защищает страждущих, несмотря на риски. Правда и справедливость всегда на его стороне. Честный и справедливый герой приходит на помощь Исааку, способствуя спасению состояния еврея, и защищает того от нападок Буагильбера. Стоит отметить, что Уилфред является поборником религии христианства, поэтому некоторые поступки рыцаря оправданы заповедями и верой.


«Рыцарь без страха и упрека». Таким описывает героя Вальтер Скотт, награждая своего подопечного положительными чертами и качествами. Персонаж является очевидным воплощением рыцарских принципов и склонности к героизму. Ричард Львиное Сердце для Айвенго – не просто король, а ординар, на который стоит равняться. В боях за Святую Землю Уилфред обретает бесценный опыт, прощается с юношеской горячностью и в дальнейшем демонстрирует зрелость решений и поступков. Доблесть, мужество, смекалка и отвага сопровождают Айвенго.


Полноценное описание образа главного героя невозможно без сравнения с антагонистами и протагонистами. Несмотря на ссору со своим отцом Седриком, Айвенго относится к родителю с уважением. Взгляды старика претят восприятию реальности, к которой склонен Уилфред, но традиции и родственные связи много значат для героя. Он не отличается злопамятством и почтительно общается с Седриком. Твердость, правота и достоинство сопровождают Айвенго в любой ситуации.

Ровена выступает в роли возлюбленной Уилфреда и верного понимающего друга. Ее сдержанной натуре противопоставлена темпераментность Ревекки. Молодая еврейка становится причиной схватки между Айвенго и Брианом. На кону честь девушки. Скотт описал поединок таким образом, что становится ясно: Уилфред одержал победу не физическим началом, а стойкостью духа.


Образ рыцаря реалистичен. Это типичный персонаж XII века, слегка идеализированный и приукрашенный для образности. Это реальный представитель «дворянства шпаги», который ведет бродячую жизнь в поисках нового убежища для души. Таких, как Айвенго, было много во времена Крестовых походов. Оставшиеся без родины рыцари кочевали, не теряя благородства и не предаваясь соблазну попрать воинские принципы.

  • Роман «Айвенго» был признан литературной классикой в 19 веке, когда его анализ проводили литераторы, критики и искусствоведы. При первом выпуске произведение было продано незапланированным тиражом в 10 тысяч книг.
  • Первоначально Вальтер Скотт хотел опубликовать произведение под псевдонимом Уэверли. В планы входило последующее издание романа «Монастырь», и писатель мечтал создать иллюзию конкуренции между книгами. Издатель отговорил автора, переживая за успех продаж.

  • По книге снято четыре кинокартины. Первый фильм об «Айвенго» вышел на экраны в 1952 году. Его трижды номинировали на «Оскар». Проект Ричарда Торпа открылся этой лентой, начавшей трилогию о рыцарях. Сердца зрителей покорила экранизация 1982 года, где главную роль исполнил Энтони Эндрюс.
  • Сюжет произведения Скотта лег в основу двух опер. Сегодня москвичи могут увидеть на сценических подмостках мюзикл «Айвенго. Остров сокровищ». Легенда о справедливом рыцаре нашла отражение и в поп-культуре в виде композиции группы «Мираж».

Цитаты

«Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди».

Рыцаря не пугают испытания. Преодолевая их, он закаляет характер и готовится к серьезным и значимым достижениям. Произведение полно фаталистических философских мыслей, не теряющих актуальности с течением времени. Фраза:

«Люди нередко сваливают на судьбу то, что есть прямое последствие их собственных буйных страстей», – актуальна в любую эпоху.

Она описывает суеверность человечества и желание переложить ответственность на что угодно, включая мистические совпадения, лишь бы оправдать собственные ошибки.

Мудрая мысль заключена в каждой строке романа «Айвенго», и справедливость слов оказывается сложно оспорить. Время показало, что в любой эпохе существуют свои злодеи и свои герои. В силах каждого – делать добро или оставаться в стороне от него. Это подтверждает цитата:

«Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает».

Творчество Вальтера Скотта - важный этап в развитии ли­тературного процесса в Англии, отразивший переход от ро­мантизма к реализму.

Творческий метод и стиль романов Скотта - явление сложное. Скотт опирался на достижения писателей XVIII в., считая своим учителем Филдинга. Однако он жил в иную эпоху, и творчество его знаменовало новый этап в развитии романа. Не уступая своим предшественникам в художест­венном мастерстве. Скотт превосходит их не только глуби­ной своей исторической концепции, но и более совершенным способом построения романа и раскрытия характеров. Ро­мантизм в творчестве Скотта своеобразно сочетается с ярко выраженными реалистическими тенденциями. Исследовате­ли отмечают, что Скотт включил «романтическое» в круг реального".

В мировую литературу Вальтер Скотт вошел как создатель исторического романа.

С присущей ему глубиной Скотт отобразил жизнь самых различных эпох, начиная со средних веков и кончая тем вре­менем, когда жил он сам. Скотт увидел «тайну жизни» совре­менного ему общества в его переходном характере.

Писатель жил на рубеже XVIII и XIX вв., в ту переломную эпоху, когда феодальные отношения сменялись буржуазными. Феодально-патриархальная Шотландия уходила в прошлое; на смену ей приходила Шотландия буржуазно-помещичья. Смена эпох обостряла интерес к прошлому, к истории, поро­ждала стремление разобраться в закономерностях ее развития. Величие и сила Скотта заключаются в том, что он соединил в своем творчестве изучение истории с философским осмысле­нием событий прошлого и блестящим художественным мас­терством романиста.

Вальтер Скотт родился в столице Шотландии

Отец Скотта был известным адвокатом. Изучению юриспруденции сразу же после окончания школы посвятил себя и будущий писа­тель. Работая в конторе отца, он познакомился с шотландским и английским законодательством. Недолгая адвокатская прак­тика, связанная с разъездами по стране, работа секретаря эдин­бургского суда и шерифа одного из округов Шотландии - все это помогло молодому Скотту познакомиться с жизнью и не прошло бесследно для будущего романиста. Прошлое родины вызывало живой интерес у Скотта. Он начинает собирать памятники шотландского фольклора, записывает баллады и песни, посещает места исторических событий, изучает исто­рию Шотландии, Англии и других европейских стран.

Народное творчество вдохновило Скотта на создание романтических баллад

Однако оно было лишь подготовительным этапом к созданию знаменитых романов.

В своих романах Вальтер Скотт обращался к значитель­ным историческим событиям. Он показал столкновение соци­альных сил в различные эпохи. Скотт более глубоко, чем ка­кой-либо писатель до него, раскрыл роль социальных кон­фликтов в истории человечества.

Велика заслуга писателя, сумевшего показать народные движения, создать значительные народные характеры. Всей логикой развертывающихся в его романах событий Скотт под­черкивал зависимость судьбы отдельного человека от хода истории; он обладал способностью раскрывать характер каж­дого действующего лица как характер, определяемый историче­ской эпохой. Вместе с тем он прекрасно передал особенности быта людей, их обычаи и нравы, колорит страны и эпохи.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонни­ком конституционной монархии. Объективно Скотт призна­вал право народа на борьбу против угнетения, но он опасал­ся революционных преобразований, и его пугала идея наро­довластия.

За свою жизнь Скотт написал 28 романов, несколько по­вестей и рассказов. Многие его романы посвящены истории Шотландии: это так называемые шотландские романы(«Роб Рой») и истор прошлое Англии в романах «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.

И все же главное в романах Скотта не изображение быта и нравов, а изображение истории в ее движении и развитии. В предисловии к роману «Айвенго» Скотт писал, что для вос­произведения исторического прошлого вовсе не обязательно пользоваться архаизированным языком и делать человеческие чувства примитивными. Он подчеркивал, что романист дол­жен рассматривать историю с позиций человека своего време­ни. Этой точки зрения Скотт последовательно придерживался в своем творчестве. Проблематика его романов всегда значи­тельна, и о какой бы эпохе он ни писал, он осмысливает ее с точки зрения современности. Каждый из романов Скотта открывает перед читателем целый мир важных исторических событий и больших человеческих чувств. В своем единстве его романы составляют грандиозную панораму жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от конца XII до начала XIX в.

С историей утверждения феодальных отношений в средне­вековой Англии связано действие романа «Айвенго». Собы­тия происходят в конце XII в. Это был период борьбы между англосаксами, жившими на территории Англии уже несколь­ко веков, и завоевателями - норманнами, завладевшими Анг­лией в конце XI в. Борьба усложнялась социальными проти­воречиями между крепостным крестьянством и феодалами (как норманнами, так и англосаксами). В этот же период шла борьба за централизацию королевской власти, борьба короля Ричарда против феодалов. В романе Скотта и представлена эта сложная эпоха.

Многообразна галерея действующих лиц романа: предста­вители старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан), нормандские феодалы и рыцари (Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси), крестьяне-рабы (Гурт и Вамба), церковники (аббат Эймер, великий магистр Лука Боманоар, монахи), король Ричард Львиное Сердце, ведущий борьбу против феодальной клики, возглавляемой его братом принцем Джоном. Скотт дает острые социальные характеристики феодалов-угнета­телей, рисует реалистическую картину жестокости феодаль­ных порядков и нравов.

Уже в самом начале повествования подчеркнут контраст между красотой величественной природы и условиями жизни народа. Две человеческие фигуры возникают на фоне лесного пейзажа; на шее каждого из них надеты металлические коль­ца, «вроде собачьего ошейника, наглухо запаянного». На од­ном написано: «Гурт, сын Беовульфа, прирожденный раб Сед­рика Ротервудского»; на другом - «Вамба, сын Уитлисса Без­мозглого, раб Седрика Ротервудского». Крестьяне-рабы ведут разговор о положении дел в стране. «У нас остался только воздух, которым мы дышим, - говорит Гурт, - да и его у нас не отняли потому только, что иначе мы не были бы способны выполнять работу, наваленную на наши плечи».

В народных сценах и в народных характерах отчетливо проявилась связь творчества Скотта с фольклорной традици­ей. Прежде всего это чувствуется в образе Робина Гуда, соз­данного на основе народных преданий. В соответствии с на­родными балладами и песнями Скотт описал Робина Гуда как подлинно народного героя, борца с несправедливостью. В традициях английского народного творчества написаны сце­ны стрельбы из лука, поединка на дубинках в лесу. В духе народной поэзии даны и образы отважных стрелков Робина Гуда, в частности веселого шутника и балагура, бесшабашно­го монаха Тука, борющегося на стороне крестьян. Любитель выпить и обильно поесть, Тук заставляет вспомнить шекспи­ровского Фальстафа

Скотт создал новое худ. мышление лит-ры нового времени. Вперед двинулась фил-ия истории. С. совершил перелом, открыл европейцам их собственную историю, прошлое, мир средневековья. Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма. Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство ист. романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор. событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ. порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод. порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор. фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор. колорит

Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий. Айвенго – многоплановы остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью.

Айвенго представляет собой роман о Средневековье времен Ричарда «Львиное Сердце». Повествование идет неспешно, подробно рассказывается о героях романа, подробные детали. Ричард Львиное сердце появляется в романе как Черный рыцарь, но его тайна раскрывается только в конце. Герои описаны довольно романтически.

Айвенго в любой ситуации поступает согласно чувству долга, хранит верность любимо Ровене. Он сжалился над Исааком, уступил ему место у очага, побеждает в нескольких поединках рыцарей-храмовников, спасает красавицу Ревеку, не изменяя рыцарским понятиям чести. Т. е. Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков.

Любовь Айвенго . Он влюблен в Ровену, но судьба его распорядилась так, что он встретил Ревеку, которая возможно превосходит Ровену, она более отважная, благородная. Но т. к. Айвенго идеальный романтический герой он не может забыть свою возлюбленную несмотря на то, что думает о Ревеке.

Есть еще один романтический герой – Ричард Львиное сердце . Романтического Ричарда больше всего привлекает слава бродячего рыцаря, нежели победа во главе стотысячного войска. Истинный Ричард Львиное сердце, как историческая личность, вовсе не был романтическим героем, но Вальтер Скотт ввел его именно как еще одного романтического героя, который следует понятиям о рыцарской чести. В те времена рыцарскими понятиями запрещалось совершать насилие над беспомощным рыцарем. Рыцарю трудно оставаться в бездействии, когда вокруг него совершаются доблестные подвиги. Айвенго, несмотря на ранения, последовал за Ричардом, чтобы помочь ему. Самое страшное преступление – это измена чести и долгу. Построение романа. Автор в результате наказал преступников смертью, от того, что действовали не по правилам рыцарства.

Очень ярки женские образы . Образ Ревеки более яркий, чем белокурой Леди Ровены, которая предтавляет собой типичный образ прекрасной дамы. А образ Ревеки более сложен, пославленная в особое положение в силу своего происхождения, она является более гордой, смелой, мужественной. Она иначе оценивает битву под стенами замка. Айвенго считал, что рыцари должны бросаться в бой, а для нее это было страшно. Она тайно влюблена в Айвенго. Она врачует раны, исцеляет больных. У нее свои понятия о чести, именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет споры с храмовником о судьбе. Она способна объективно и поэтически оценить характер своего похитителя Буагильбера. Ей не суждено быть счастливой. Она воплощает идею автора, что самопожертвование не может быть вознаграждено. Образ Ровены немного расплывчат по сравнению с Ревекой, она не столь стойко переносит все трудности, когда она узнала, что ей придется выйти замуж за нелюбимого, она начинает плакать. А Ревека в подобной ситуации поступила смелее – она хотела сброситься с огромной высоты – она более смелая и образ ее более многогранен.

Бриан де Буагильбер . Очень яркий образ. Предстает как суровый, жесткий человек. Видно его отношение к церкви, его вера. Несмотря на свой титул священного лица он достаточно пошло говорит о саксонской принцессе Ровене, совершенно не как духовное лицо. И мы видим его не как положительного персонажа. Но потом он влюбляется в Ревеку, видна его внутренняя борьба. Он готов отказаться от своего титула, имени, он готов бросить себя, опозорить ради своей страсти. На турнире, когда решается жизнь Ревеки он подходит к ней и делает последнюю попытку бежать с ней, но она отказывается и что может быть не очень правдоподобно, умирает потом от душевных переживаний, что явно показывает романтическую линию (он погибает). В результате Ричард получил память потомков, Айвенго – любовь возлюбленной, Ревека – чистую совесть.