Содержание романса. Что такое романс в музыке, определение

С инструментальным сопровождением. Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название романс. В конце XIX века романс стали исполнять сольно с аккомпанементом виуэлы или гитары.

Невозможно рассказать всё о русском романсе, ведь этот жанр так полюбился нашими соотечественниками, и создано огромное количество произведений в этом жанре. В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века. На этот период пришёлся расцвет русской поэзии и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие русский романс появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов. Именно в русском-народном творчестве и находятся истоки зарождения русского романса как отдельного жанра в вокальном искусстве. Песенное творчество середины XVIII – XIX века, дошедшее до нас, в большинстве своём представлено анонимными авторами. В те времена этот жанр передавался устно, поэтому менялись и слова, и мелодия. Со временем стали появляться люди, которые пытались собрать произведения нового жанра воедино и записать их. Возможно, они и сами привносили что-то в эти произведения. Позднее к жанру романса стали обращаться многие композиторы. Самые знаменитые русские композиторы, которые сочиняли в жанре русского романса, это Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Глинка, Гумилёв, Даргомыжский, Кюи, Свиридов и многие другие. Очень сильное влияние на развитие русского романса оказало влияние А.С.Пушкина. Огромное количество романсов написано на его стихи.

В дальнейшем композиторы начинают объединять романсы в вокальные циклы, создавая тем самым более крупные по форме произведения, в которых часто использовались контрастные музыкально-поэтические образы, что было бы невозможно уместить в размер одного романса.

Дальнейшее развитие жанра романса в XX веке начинается с расширения новых задач: развитие новых музыкальных форм, новый синтез музыки и поэзии. Возникает новый жанр – «стихотворение с музыкой». Такие сочинения есть у С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева. Чтобы добиться приближения к интонациям естественной речи, композиторы используют и прозу, и произведения, написанные «белым стихом». Также, начинает развиваться инструментальная часть русского романса, особенно это ярко выражалось в фортепианных партиях, которые наравне с мелодией и стихотворением, выполняли важную музыкально-образную функцию. В романс проникает и фольклорная тематика, что ярко выражено творчеством композитора И.Ф. Стравинского. Далее советские композиторы продолжают развивать классическое направление вокально поэтического-жанра, усиливая в русском романсе песенное начало и приближая романс к песне.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни - как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов - , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Его основные характеристики и составляющие, а также история происхождения и развития старинного жанра. Роль Михаила Глинки в развитии русского романса.

Прекрасное лирическое исполнение в сопровождении живой музыки всегда затрагивало сердца слушателей и ценителей классики. Удивительно, как такое короткое музыкальное творение может затрагивать самые далекие струны нашей души. Романс - это удивительное сочетание поэзии и музыки, которое нашло множество почитателей. В мелодико-поэтическом жанре выделяют три разновидности: баркарола (ритмичная песня), элегия (песня-размышление), баллада (сюжетная песня).

Романс - это старинный жанр

История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и "песня" тождественны во многих языках.

Со временем этот приобрел такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец классики — Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.

Основные характеристики романса

Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором.

Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. Романс - это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.

Немного о русском романсе

Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально подхватили такие композиторы, как Варламов ("На заре ты ее не буди") , Гурилёв ("Однозвучно звучит колокольчик"), Алябьев ("Соловей"). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные. Аккомпанемент здесь - всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой.

Печально, но в советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая цензура считала, что идеология, пропагандируемая в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не приветствовались, их тематику посчитали "упаднической". В тренде были патриотические, народные и юмористические песни с незатейливой мелодией.

Тем не менее, романсы в некоторых своих видах, например, «городской», продолжали существовать, передаваемые из уст в уста простыми людьми. Именно благодаря им со временем и произошло долгожданное возрождение этого жанра, которое пришлось приблизительно на семидесятые годы.

Русский композитор Михаил Иванович Глинка

Неоценимый вклад в историю русского романса, внес Михаил Иванович Глинка. Как известно, он написал более восьмидесяти произведений разного направления. Романсы Глинки - это уникальные шедевры, создание которых под силу только таким талантливым и одаренным личностям, как Михаил Иванович. Его любимые романсы были положены на стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Он всегда ценил хорошую поэзию и осознавал, что настоящий романс без нее не может существовать.

Самое значимое произведение - опера "Руслан и Людмила" по мотивам одноименной поэмы Пушкина, которая не получила всеобщего признания, но раскрыла весь потенциал композитора. А известные романсы Глинки на стихи великого русского поэта - "Я помню чудное мгновенье", "Я здесь, Инезилья", "Заздравный кубок", "За здравие, Мери".

На сегодняшний день поклонников всемирно известного жанра насчитывается миллионы. Благодаря любви и поддержке публики он не стоит на месте, а с каждым днем развивается и двигается вперед. Безусловно, сколько бы времени ни прошло, романс останется одним из ведущих и важнейших направлений камерной музыки.

Все большее количество людей находят в нем, что-то близкое к себе, какую-то отдушину в своих переживаниях и проблемах. Утешительно знать, что романс не отошел со временем на задний план, он и дальше остается любимым жанром вокала.

Мы привыкли считать, что романс - это небольшое лирическое музыкальное произведение. Значение слова «романс» несколько шире и уводит нас в глубь веков на Пиренейский полуостров, в Испанию, которая стала родиной романса.

Испания и остальная Европа

В Испании первоначально романс - это стихотворение, которое пробуждает чувства, фантазию и обязательно на родном, отличным от латинского, языке. Потом стихотворение превратилось в народную песню, которая наивно и просто рассказывала о событии или переживании.

В музыке обязательно присутствовал национальный дух. Позже они стали складываться в связанные между собой группы, которые получили название романсеро. Их темы обычно делись на 4 группы:

  • Исторические, которые повествовали о борьбе за независимость родины.
  • Рыцарские, в которых прославлялись конкретные герои.
  • Мавританские. В них рассказывалось о падении еретиков-мавров
  • Народные, которые затрагивали любовные, шуточные и другие бытовые сцены из жизни.

Так стихотворение довольно быстро из литературного жанра перешло в музыкальный и начало путешествовать по Европе. Во Франции XVIII века романс - это любовная песня, в Англии - баллада. В России романс сначала исполнялся на французском языке, даже если музыка была написана русским композитором.

Чем отличается романс от песни

В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом.

Инструментальное сопровождение на гитаре или фортепиано становится равным текстовому содержанию, оно полно подчеркивает его ритм и размер, выделяет поэтические образы. Таким образом, романс - это не песня, а особый музыкальный жанр.

Развитие романса

Когда в работу над романсом включились большие поэты (Гете, Гейне) и композиторы (Шуберт, Шуман, Брамс, Берлиоз, Бизе, Глинка, Мусоргский), то начали складываться национальные школы. Что такое романс в музыке? Определение его дают примерно таким образом: недлинное музыкальное произведение для голоса, написанное на лирические стихи. Главное в нем - певучая мелодия, написанная для голоса. Это является эталоном для больших композиторов и оперных голосов.

Параллельно шло развитие высокого русского романса нашими большими композиторами на стихи замечательных поэтов. Но если спросить: «Что такое романс в музыке?» - определение останется прежним. Он по-прежнему требует понятного ритмичного текста и красивой певучей мелодии.

Русский классический романс

Очень активно этот жанр начинает развиваться в начале XIX века. Напомним о тех, кто их создавал. Наши выдающиеся композиторы романсов популярны у слушателей и сегодня.

Одним из наиболее ярких становится композитор Петр Петрович Булахов (1822 - 1885). Его произведения поют по всей стране: «Колокольчики мои», «В минуту жизни трудную», «Вот на пути село большое», «Не пробуждай воспоминаний», «Нет, не люблю я вас» и «Гори, гори, моя звезда». Последний во время Советской власти запрещали, так как он был связан с именем А. Колчака, которому даже приписывали его авторство.

А. А. Алябьев (1787 - 1851) создал более двухсот романсов, среди них такие известные, как «Соловей», который, украшенный виртуозными каденциями, любила исполнять Полина Виардо. Он вошел в репертуар таких европейских вокалисток, как Г. Зонтаг и А. Патти. Корме него, очень любимы «Вечерний звон» и «Нищая». Им были также написаны романсы на стихи Пушкина: «Зимняя дорога», «Два ворона», «Певец». Это, несомненно, - лучшее в творчестве композитора.

А. Е. Варламов (1801 - 1848) внес свой вклад в дальнейшее развитие русского романса, обратив внимание на поэзию Лермонтова («Белеет парус одинокий»). Очень популярно его произведение «На заре ты ее не буди».

А. Л. Гурилев (1803 - 1858) творил в эти же годы. Его «Вам не понять моей печали» с удивительной проникновенностью исполняла советская камерная певица В. Иванова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Радость-душенька», «На заре туманной юности» - далеко не полное перечисление популярных сочинений композитора.

Творчество наших композиторов тесно связано с лучшими лирическими поэтами того времени. Каждого из них волновали образы и темы, созданные воображением А. Пушкина.

Романсы на стихи Пушкина

При жизни Пушкин имел возможность слышать не менее семидесяти музыкальных произведений на свои стихи. Первым был А. Н. Верстовский, написавший «Черную шаль», которую перевели на иностранные языки. Позже у него появится «Старый муж» - чрезвычайно драматическое произведение.

М. И. Глинка, создав сначала «Я здесь, Инезилья», позже обратится к стихотворению «Я помню чудное мгновенье», которое приобретет совершенно особую любовь слушателей.

А. С. Пушкин и сам обратился к музыке М. Глинки и положил свое стихотворение «Не пой, красавица, при мне» на его мелодию.

Не менее одиннадцати романсов напишет Н. А. Римский-Корсаков, соединив гениальные лирические тесты с волшебной музыкой. Мы назовем лишь только три: «Для берегов отчизны дальной», «Мой голос для тебя» и «Что в имени тебе моем».

На П. И. Чайковского особое впечатление произвели «Песнь Земфиры» и «Соловей».

Старинные романсы

Можно назвать старинными романсами произведения вышеназванных композиторов, а кроме того - отделенного от нас уже столетием композитора Евгения Дмитриевича Юрьева, написавшего нежнейший и тонкий по душевному складу романс «В лунном сиянии». А также буйный и разухабистый «Эй, ямщик, гони-ка к "Яру"». Можно вспомнить жестокий и городской романс, а также вечно популярный цыганский.

Эти демократичные произведения мы слышим со сценических подмостков и в быту. Они мелодичны. Певец-профессионал наполняет их особым духовным содержанием, а домашнего исполнителя привлекают мелодичность, драматичность или лиричность текста и не слишком большая требовательность к качеству голоса.

Романс схож с песней, но в то же время отличается от неё некоторыми особенностями, что, собственно, и делает романс романсом.

Но сначала немного об истории романса и о происхождении самого термина.

Термин «романс», возникший в средневековой Испании, первоначально обозначал обычную песню на испанском (романском) языке. R omance – по-испански. Содержание стихотворения, положенного на музыку, обычно было любовным, лирическим. Этот термин далее разошёлся по другим странам, но в некоторых так и осталось одно обозначение для песни и для романса: например, в Германии – Lied (песня) .

Собственно говоря, романс как жанр сформировался позже, поэтому и не требовал специального термина, хотя очевидно, что он развился из песни. Первые романсы появились примерно в XV в., но настоящий расцвет романса начался во второй половине XVIII в. Причём способствовало этому лирическое творчество поэтов Гёте и Гейне , которые в лирике выражали ту глубину чувств и переживаний, которую невозможно было выразить в простенькой песенке: для выражения глубоких чувств нужна была глубокая музыка. И такая музыка появилась. Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России. Но об авторах романсов мы поговорим в следующей статье, а в этой продолжим рассказ о жанре романса.

Признаки романса

Как мы уже говорили, романс схож с песней. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.

Особенности жанра романса

В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.

Романс является более интимным произведением, чем песня, поэтому он может быть только лирическим, тогда как песня может быть патриотической, героической и т.д.

В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т.е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.

Близки к романсу инструментальные произведения «песни без слов», в которых преобладает мелодическая линия. Самыми известными являются «Песни без слов» Ф. Мендельсона.

Стихи романса обычно сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны.

Русский романс


Русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX в., это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв .

Среди лучших и самых известных произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.

А. Варламов создал около 200 романсов. Среди них самые известные - «Горные вершины» на стихи Г. Гейне, «Вдоль по улице метелица метёт», «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова.

Романсы А. Гурилёва проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Наиболее известные – «Нет, не тебя так пылко я люблю» на стихи М. Лермонтова, «Однозвучно гремит колокольчик» на стихи И. Макарова, «Матушка-голубушка» на стихи С. Ниркомского и др.

И. Юрьева

Многие русские романсы имели цыганскую окраску как в содержании, так и в музыке. Из классической русской литературы мы знаем, что пение цыган было любимым развлечением русского дворянства.

Начало XX в. называют «золотым веком» русского романса. Тогда слушателей покорял талант А. Вертинского, В. Паниной, А. Вяльцевой, Н. Плевицкой, а позднее – Пётра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Тамары Церетели и Вадима Козина.

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957)

А. Вертинский

Выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

Жизнь А. Вертинского отражена в его эпохе: знакомство с художниками К. Малевичем, М. Шагалом, поэтами В. Маяковским, И. Северяниным, актрисой В. Холодной, участие санитаром в Первой мировой войне. С эстрадными выступлениями он объехал всю страну, а в 1920 г. эмигрировал сначала в Константинополь, а затем начались скитания по всему миру.

Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность». Он жил и работал в Румынии, Бессарабии, Польше, Германии, Париже, который называл своей второй родиной, здесь он познакомился с Чарли Чаплином, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным. Близкая дружба связала его на долгие годы и с Фёдором Шаляпиным. Затем были США, Китай, Ливан, Палестина… И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. Но, несмотря на огромную популярность певца, официальная советская пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью – вскоре после окончания войны была развернута кампания против лирических песен, якобы уводящих слушателей от задач социалистического строительства.

Но его многочисленные песни и романсы стали новым словом в искусстве, положив начало русской авторской песне. Романсы Вертинского популярны до сих пор, но не любой исполнитель может передать их очарование и аристократизм. Назовём наиболее известные: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Танго «Магнолия», «Сероглазочка», «Марлен» и др.

Н. Сличенко

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Многие известные исполнители замолчали, некоторые были репрессированы.

Возрождение русского романса началось лишь в 1970-е гг. В это время яркими исполнителями романсов стали Валентин Баглаенко, Николай Сличенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Борис Штоколов и другие.

Н. Брегвадзе

Разновидности романса

Одновременно с русским камерно-вокальным классическим романсом развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей. Здесь можно выделить жестокий романс и городской романс.

Жестокий романс


И. Прянишников«Жестокие романсы»

Возник примерно в середине XIX в., а время расцвета – последняя четверть XIX-начало XX в.

Родился жестокий романс в городской и пригородной среде, где проживали «мещане»: крестьяне, рабочие, небогатые торговцы, мастеровые. Они стали создавать собственную субкультуру, выходящую из частушки, романса, танца (например, кадрили), лубочной живописи и т.д. В XX в. жестокий романс постепенно вытеснял старинную песню и стал любимым жанром. В дальнейшем жестокий романс послужил одним из источников городского романса .

Единого определения жанра жестокого романса нет. Но у него есть особые черты, по которым он выделяется из жанра классического романса: ограниченность сюжета, бытовая трагедия, заканчивающаяся в основном убийством, самоубийством, смертью от горя или неразделённой любви и т.д.

Городской романс

Образовался практически в то же время, что и жестокий романс. Отличие от жестокого романса также незначительны: городской романс более гармоничен с литературной точки зрения, исполняется в основном в миноре. Он испытал большее влияние цыганского романса, а также оперетты.

От городского романса развилась блатная песня, авторская песня , а также русский шансон .

Блатная песня

Песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, рассчитанный на заключённых и лиц, близких к преступному миру. Получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный Леонид Утесов.

Л. Утёсов

В 1930-1940-е годы появились песни о страданиях осуждённых, находящихся в ГУЛАГе. Песня о людях, содержавшихся в тяжелых условиях в лагерях на Колыме в Магаданской области «Ванинский порт», чье авторство до сих точно не установлено, появилась в конце 1940-х годов и стала гимном заключенных.

Музыковеды находят отдельные мотивы блатной песни в ранних произведениях Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума .

А. Розенбаум

В 90-е годы в России многие музыканты и коллективы исполняли на эстраде блатную песню. Известный поэт-песенник Михаил Танич , во времена Сталина бывший в лагере, создал группу «Лесоповал» , исполнявшую блатные песни и ставшую популярной.

Первый состав группы "Лесоповал"

Со временем в жанре блатной музыки стали появляться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, но сохраняют её характерные особенности: мелодику, жаргон, мировоззрение. Такую музыку стали называть «русский шансон».

Русский шансон

Катя Огонёк

В начале XXI в. блатную песню, которая звучит по радио и на телевидении, обычно называют русский шансон. Она стала явлением массовой культуры. Символом нового русского «шансона» является песня «Владимирский централ» Михаила Круга , автор её никогда не сидел в тюрьме, но использует стилизацию жанра.

Вилли Токарев

Кроме названных артистов, исполнителями русского шансона являются Катя Огонёк, Вика Цыганова, Вилли Токарев, группа «Бутырка», Иван Кучин, Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский и многие другие.

Кроме указанных разновидностей романсов, можно выделить ещё дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский и др.

Но вернёмся к классическому романсу. Его включали и включают в свой репертуар многие выдающиеся современные певцы и актёры: Юрий Гуляев, Евгений Дятлов, Сергей Захаров, Людмила Зыкина, Александр Малинин, Людмила Рюмина, Валентина Толкунова, Клавдия Шульженко, Дмитрий Хворостовский и др.

Д. Хворостовский