Латиноамериканские танцы. Самба

Латиноамериканские танцы -- общее название бальных и народных танцев, сформировавшихся на территории Латинской Америки. Подобно тому как сама Латинская Америка появилась в результате испано-португальской колонизации, то и латиноамериканские танцы в основе имели преимущественно испанское влияние.

Танцы хабанера и румба появились на основе завезенного в XVIII веке контрданса, а бачата - на основе болеро. В бразильской самбе, колумбийской кумбии, кубинских мамбе и румбе помимо европейских традиций прослеживаются и африканские, а вдиабладе - индейские. Уникальным латиноамериканским танцем признано танго.

К характерным чертам латиноамериканских танцев относят энергичные, страстные зажигательные движения и покачивание бедрами.

Платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл таких костюмов -- показать работу мышц спортсменов.

В XX веке наблюдается расцвет латиноамериканских танцев. Появляются такие новые виды как сальса, ча-ча-ча и реггетон.

В настоящее время в программу латиноамериканских бальных танцев входят 5 элементов:

2. Ча-ча-ча

4. Пасодобль

Саммба (порт. samba) -- бразильский танец, символ национальной идентичности бразильцев.

Танец обрёл мировую известность благодаря бразильским карнавалам. Одна из разновидностей самбы вошла в обязательную пятёрку латиноамериканской программы бальных танцев. Исполняется в темпе 50-52 удара в минуту, вразмере 2/4 или 4/4.

В русском языке слово самба имеет женский род, а в португальском -- мужской.

Самба является бразильским танцем, который уходит корнями в штат Баия. Со временем, появились первые школы самбы и блокос в количестве до пятидесяти человек, которые проходили парадами по улицам. Первые бразильские карнавалы появились в двадцатых - тридцатых годах. На сегодняшний день они стали традиционными не только для Рио-де-Жанейро, но и для других крупных городов. Карнавал давно превратился в соревнования, на которых разные школы самбы соревнуются за звание "Лучшей школы самбы".

“Бразильцы так полюбили самбу, что она стала их национальной музыкой. А Рио - центром самых разных направлений самбы. Здесь действует множество школ самбы, здесь живет его народный вариант - самба бразильских трущоб” (с) Жильбер Жиль.

Самба ну пэ (Samba no pй -- самба на ногах) -- движения этого танца используют танцовщицы (passistas), которые едут на специальном красочном фургоне при прохождении школ самбы на карнавалах. В этом случае это один из видов карнавальной самбы -- сольный танец в исполнении женщин. Может исполнятся на танцплощадке как парный танец без поддержки, т. е. партнёры держатся на расстоянии.

Самба де гафиейра (Samba de Gafieira) -- парный социальный танец, который объединяет в себе элементы машише, известного ранее под названием «бразильское танго», аргентинского танго, вальса. На показательных шоу танец исполняется с акробатическими движениями, заимствованными из рок-н-ролла.

Название стиля произошло от бразильского слова гафиейра, обозначающего танцевальную площадку. В Бразилии самба де гафиейра считается бальным или точнее салонным танцем (danзa de salгo), но совершенно отличается от спортивной международной самбы. Поразительное отличие двух вариантов связано с тем, что самба де гафиейра произошла от машише напрямую. Бальный танец самба (международный стандарт) формировался в Европе и США на основе облагороженного и лишённого вызывающей эротичности машише. Такой танец был представлен в 1909 году в Париже парой бразильских танцоров Дуке (бразильское произношение: Duque - Antonio Lopes de Amorim Diniz, 1884-1853) и Марией Лина (Maria Lina). Дуке создал собственную хореографию машише, которой обучал с 1914 года в открытой им школе танцев в Париже. В настоящее время предпринимаются шаги по стандартизации самбы де гафиейра с целью принятия её в обязательную латиноамериканскую программу бальных танцев (International Latin). Стандартные фигуры самбы де гафиейра приводит бразильский исследователь салонных танцев Марку Антониу Перна.

Национальная ассоциация салонного танца (Associaзгo Nacional de Danзa de Salгo, ANDANЗAS) возникла в Бразилии в 2003 году.

Пагоде (Pagode) напоминает самбу де гафиейра, но не содержит акробатических движений, исполняется парами при близком расположении партнёров друг к другу.

Самба Ашэ (Samba Axй) танец исполняется соло или большими группами. Форма самбы, которая смешивает элементы самбы ну пэ и аэробики, обыгрывает шутливые тексты песен.

Самба рэггей (Samba Reggae) зародилась в бразильском штате Баия. Очень распространенная версия самбы, которая исполняется под музыку регги.

Самба де рода (Samba de roda -- круговая самба или самба в кругу) импровизированный афро-бразильский танец штата Баия. Наиболее древний и аутентичный вид самбы, от которого зародилась городская самба кариока. В Баие как правило мужчины исполняют музыкальный аккомпанемент, а женщины поют и хлопают в ладоши. Согласно традиции эти исполнители составляют круг, в котором обычно танцует только одна или реже две женщины. Мужчины редко входят в круг для исполнения танца. Капоэйристы также играют капоэйру в кругу (порт. roda -- рода), которая зачастую заканчивается танцем самба де рода, в которой принимают участия сами капоэйристы.

Бальный танец самба (порт. Samba internacional, англ. International Ballroom Samba) в настоящее время относится к парным спортивным бальным танцам (СБТ) и обязателен для исполнения в латиноамериканской программе.

Для бального танца самба характерны частая смена положений партнеров, подвижность бёдер и общий экспрессивный характер. Танцевальные движения характеризуются быстрым перемещением веса тела посредством сгибания и выпрямления колен. Основная тактовая схема хореографии: «a-slow, slow, a-slow, slow». Некоторые типичные па танцоров: бота фогу (от названия района Рио-де-Жанейро Botafogo), корта жака (corta jaca), поворот (volta), быстрое движение (whisk) и скрещивание (cruzado).

Бальный танец самба возник в результате взаимного влияния двух культурных традиций: африканских ритуальных танцев чернокожих рабов, прибывавших в Бразилию из Конго, Анголы и Мозамбика, и европейских танцев (вальс, полька), привнесёнными португальцами. Самба также испытала воздействие бразильского танца шоте (порт. xote, xуtis), развившегося из шотландской польки в её немецком варианте. Бразильский шоте не следует путать с экосезом. До контакта с европейской культурой у африканцев не было парных танцев.

Энциклопедия Британника отмечает, что данный стиль парного танца имеет бразильское происхождение. Этот вид самбы стал популярным в США и Западной Европе в конце 40-х годов XX века. Многие движения танцоров были заимствованы из машише(«бразильское танго»), который был в большой моде в Бразилии в 1870--1914 гг. Партнёры могут разрывать пару и исполнять некоторые танцевальные движения на значительном расстоянии друг от друга.

В Европе вплоть до 1914 года бальный танец самба не был известен, поскольку в моде был бразильский танец машише, а в Бразилии до начала 30-х годов XX века в городской среде самба существовала в симбиозе с машише: самба-машише (samba-maxixe). Машише запрещался из-за эротических движений танцоров. Следует отметить, что сексуальная откровенность и экспрессия машише также свойственна ангольскому танцу таррашинья (tarraxinha), который произошёл от медленной ангольской сембы и считается разновидностью кизомбы, а во всех этих танцах присутствует характерное древнее ритуальное движение -- умбигада. Такая явная параллель предоставляет несомненные основания для предположения о едином истоке ангольской сембы и бразильской самбы.

Несмотря на то, что этот бальный танец называется самбой и происходит от бразильских танцев, в Бразилии он носит название «международная самба» (порт. o samba internacional), не считается типично бразильским и мало известен в стране. Костюмы танцоров, музыкальное сопровождение и стиль исполнения международной самбы имеют мало общего с самбой де гафиейра, которая является популярным бальным танцем в Бразилии. Движения современного бального танца самба главным образом основываются на па, заиствованных из машише, и не всегда исполняются в ритме самбы, поскольку часто сопровождаются музыкой фламенко,ча-ча-ча и сальса.

Сравнительно с другими латиноамериканскими бальными танцами парная спортивная самба в своей эволюции в наибольшей мере отдалилась от истоков, давших ей своё название, и за пределами Бразилии может называться «бразильский вальс» (Brazilian Waltz).

Отличительной особенностью самбы, как и других видов афроамериканской музыки и танцев, является синкопированный ритм. Характерно использование полиритмии и перекрёстных ритмов. Ритмическая полифония создаётся широким набором ударных инструментов.

Латиноамериканские танцы

Латиноамериканские танцы - это совокупность различных танцевальных стилей, объединенных в одно направление, которое находится в постоянном развитии, позволяя максимально овладеть современной техникой исполнения различных видов танцев. Миллионы поклонников латиноамериканскихтанцев собираются в клубах и на дискотеках для получения удовольствия от непринужденного и раскрепощенного состояния.

Реггетон (reggaeton) - это танцевальная визитная карточка Пуэрто-Рико и стран Латинской Америки, адресованная всемирной молодежи. Реггетон считается одним из самых сексуальных танцев в мире. Что еще можно танцевать, имитируя «doggy-style»?

На танцполах реггетона главенствует не традиционная мораль, а всеобщее влечение к удовольствию, поэтому, осваивая его, Вы можете не беспокоиться о партнерах: они непременно найдутся. Впрочем, реггетон подходит и для демонстрации индивидуального мастерства, в особенности мастерства изоляций и движения бедрами.
Танцевальный словарь реггетона основан на движениях регги, бачаты и хип-хопа. Обладая открытым характером, реггетон прекрасно усваивает элементы стрип-латины, стрип-пластики и индивидуальные авторские техники. Как правило, этот танец танцуется под reggaeton - микс ямайского регги, дэнсхолла и американского хип-хопа (Daddy Yankee, Don Omar, Ivy Queen). Однако, хотя именно reggaeton и его уникальный бит Dem Bow позволяют Вам ощутить все нюансы исполнения стиля, органично танцевать реггетон можно и под латинский хип-хоп (Big Pun, Fat Joe, Akwid) и даже под американский мейнстрим (Lil Jon, 50 Cent, Usher’ и Snoop Dogg).
Жаркий, откровенный и вызывающий реггетон - прекрасный выбор для тех, кто стремится не к изоляции от других танцующих, а к близости и желает получить в танце удовольствие, граничащее с удовольствиями сексуальной игры.

Сальса / Salsa

Название самого популярного в США и Европе танца Salsa в переводе с испанского означает «соус». Ведь без этой добавки мы не полюбили бы так сильно эти горячие латиноамериканские ритмы, зажигательные песни, фильмы латинос и яркие наряды! Vamos a bailar!

Сальса - это смесь различных музыкальных жанров и танцевальных традиций разных стран Центральной и Латинской Америки. Поэтому ее ритмы и фигуры сочетают в себе весь колорит Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Пуэрто-Рико и Кубы, которая считается родиной сальсы . Именно там, в начале 20 века и зародились эти мелодии.

Нью-йоркские южноамериканцы - пуэрториканцы, панамцы, кубинцы, колумбийцы - смешали сальсу с ритмами джаза и блюза. Новый жанр, названный «Сальса метрополитен», в 70-е годы был «вывезен» из Нью-Йорка и с бешенным успехом распространился по планете, став самым популярным танцем латиноамериканского происхождения.

Это направление танцев предназначено для тех, кто хочет научиться красиво двигаться под латиноамериканскую музыку, в совершенстве владеть своим телом, импровизировать и фантазировать, получить мощный положительный заряд, удовольствие от себя и окружающих.

Сам танец тесно связан с афроамериканской этнической культурой, столь популярной сегодня. Только в латинской интерпретации к жестким, отрывистым ударам африканских тамбуров, добавляется еще мелодичность, лиричность, с некоторым оттенком ностальгических нот, которые так созвучны с русским характером. Однако нужно сказать, что вместе с Россией на вкус латинские танцы попробовал и весь мир. На мировых сценах появляется все больше задорных песен в стиле «а-ля латинос», и каждый уважающий себя эстрадный певец считает своим долгом сделать хотя бы одну вещь в этом стиле. Примером этого являются такие звезды мировой сцены, как Шакира, Дженнифер Лопес, Рикки Мартин и др.

Мамбо / Mambo

Мамбо родилась на Кубе. Чувственный и заводной Мамбо покорил весь мир простотой исполнения и тем, что его можно танцевать в одиночку, в паре и целой группой. Широкую известность Мамбо также обрела и благодаря кино. Среди известных фильмов следует назвать несколько, в которых этот танец используется как средство обольщения. Это известные и ставшие классическими картины «Мамбо» (1954), «Короли мамбо» с Антонио Бандерасом и Арманом Ассанте и, конечно же, «Грязные танцы » с несравненным Патриком Суэйзи в главной роли. Именно после этого фильма популярность Мамбо в танцевальных школах стала расти. И сегодня миллионы людей во всем мире берут уроки этого безумно красивого, зажигательного и чувственного танца.

Румба / Rumba

Румба - «это апофеоз танго», - поет Паоло Конте. И он прав, поскольку и Танго , и Румба произошли от хабанеры. Этот кубинский танец с испанскими корнями породил двух очень разных сестер, одну со светлой кожей, другую - с темной. В Аргентине она удивительным образом переродилась в чувственное Аргентинское Танго. На Кубе же хабанера преисполнилась чувственной и полной жизненности хореографией - и возникла Румба, более африканский по своей сути танец.

Ча-ча-ча / Cha-cha-cha

Ча-ча-ча часто называют «танцем кокеток», ведь он очень нравится женщинам, которым свойственно провоцирующее поведение или легкий флирт. Ча-ча-ча - настоящий танец соблазнения. В самом деле, движения Ча-ча-ча позволяют женщине открыто демонстрировать свой шарм и достоинства фигуры, поскольку сам танец характеризуется, прежде всего, выразительными движениями бедер. В отличие от других танцев, в которых близость партнеров как бы позволяет флиртовать, Ча-ча-ча предоставляет женщине возможность кокетничать: она горделиво прохаживается перед кавалером, будто стараясь покорить не только его, но и стать желанной для всей мужской аудитории.

Бачата, меренге / Bachata, merenge

Бачата и меренге - два ритма, зародившиеся в Доминиканской Республике, имеют между собой очень много сходства и столь же много различий. Оба жанра имеют народное происхождение, оба нелегко добились общественного признания и оба вышли за пределы своей маленькой островной родины. Но, в отличие от энергичного и беззаботного меренге, как нельзя более подходящего для веселых вечеринок, бачата создана для несколько иного времяпровождения. Не зря она получила название "música de amargue" - музыка горечи. Темп ее гораздо более медленный, а тексты повествуют о страданиях неразделенной любви.

Хореография Бачата проста и незамысловата - четыре шага из стороны в сторону либо вперед-назад с акцентом на последний, в этот момент нога вытягивается немного вперед и ставится на мысок либо на пятку. Партнеры танцуют на очень близком расстоянии друг от друга, совершая также легкие круговые движения сцепленными в замок руками. Главная цель в танце бачата - тесный контакт с партнером, поэтому поворотов крайне мало, но довольно часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону.

Традиционный набор инструментов для исполнения меренге включает в себя бочку - двусторонний барабан специфической формы, называющийся тамбора , альт-саксофон , диатонический аккордеон и гуира , цилиндрический инструмент из металла, по которому скребут палочкой.

Бачата - очаровательная музыкальная форма, напоминающая кубинский сон, издавна является частью повседневной жизни доминиканцев, но только недавно стала восприниматься как важная и уникальная культурная особенность. Несмотря на то, что ансамбли, исполняющие бачата, регулярно включают в свой репертуар меренге, инструментовка в бачате другая. Гитара или requito - самый заметный инструмент в бачате, как аккордеон в меренге. Благодаря развитой технике перебирания струн и высокому тембру гитары бачата узнается моментально. На клубных латиноамериканских вечеринках принято не различать танцы. Люди просто погружаются в атмосферу зажигательных латинских ритмов, танцуют и получают удовольствие. Можно знать немного движений, но каждый раз, с другим партнером или партнершей, под новую мелодию будет рождаться что-то уникальное, неповторимое, со своими эмоциями и страстями. И именно в этом кроется завораживающая Бачата.

Главная задача - уловить все движения партнера и буквально стать с ним одним целым. Как и все латинские танцы, бачата очень полезна для женской фигуры . Всего за месяц регулярных занятий Ваша фигура приобретет соблазнительные очертания. А еще бачата обладает уникальным действием на походку - она становится удивительно женственной!


Меренге / Merengue

На сегодня Меренге является одним из самых популярных латиноамериканских танцев. Если вы можете ходить, значит, вы сможете и станцевать Меренге! Она не требует простора, танцевать ее можно на любом пятачке свободного пространства.

Меренге зародилась на острове Испаньола, открытым Колумбом в 15 веке. Этот остров явил собой своеобразную точку отсчета всей испано-американской империи, которая распространилась на большей части Центральной и Латинской Америки. На протяжении веков к индейским племенам и испанским колонистам присоединялись мощные потоки африканских рабов.

Некоторые считают, что происхождение характерных для Меренге па идет от движений, производимых рабами на плантациях сахарного тростника. Их ноги были скованы цепями в щиколотках, поэтому, когда они танцевали, чтобы хоть на мгновение забыться, то в основном могли лишь двигать бедрами, перенося вес тела с одной ноги на другую.

Бывшие рабы хлопковых плантаций, получив свободу, плясали и радовались своей судьбе. Подражая ходьбе в кандалах, они смеялись и обнимались в танце, подчеркивая тем самым главную мысль - свобода и есть счастье всех людей.

Есть и другие версии, но, как бы то ни было, в начале 19 века Меренге уже танцевали на Гаити и в Доминиканской Республике. И в отличие от других Антильских танцев успех Меренге можно объяснить тем, что партнеры двигаются, обнявшись, что придает танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний.

Клубные латиноамериканские танцы просты в освоении. Главное - полностью погрузиться в атмосферу латиноамериканских ритмов, и открыто выражать свои эмоции и чувства. Клубная латина привлекательна тем, что при её исполнении появляется полная свобода. На любой вечеринке вы будете просто неотразимы!

Твердо решив расширить спектр своих умений при помощи пламенных , многие энтузиасты начинают просто изучать объявления о наборе соответственных групп по интересам. А там уже начинаются первые проблемы, ведь не все так просто, и категория этих самых танцев включает в себя с дюжину отличающихся видов. А потому стоит сперва определиться с основными названиями и тем, что же отличает, к примеру, Пасодобль от Румбы.

Какие они бывают?

Прежде всего, нужно перечислить все виды латиноамериканских танцев, пользующихся неизменной популярностью сегодня, к ним относятся:

  • Мамбо;
И если первая пятерка тяготеет к числу классических или бальных танцев, то остальные – это уже клубная территория.

Испытать терпение быка

Занятно, что Пасодобль – не что иное, как испанский танец героичного тореро перед разъяренным быком, и пресловутую красную тряпку в данном случае олицетворяет партнерша. Хотя убийственного животного здесь нет, необходимо стойко держать грудь высоко, плечи – низко, а голову – фиксированной. Джайв, в свою очередь, наиболее энергичный и быстрый из бальной кагорты. Он возник на южно-восточной территории США, имеет определенную связь с классическим рок-н-роллом, откуда в свое время даже взял ряд движений. Во время латиноамериканских танцевальных состязаний Джайв, как правило, идет последним, будучи традиционной кульминацией программы.

Твердо решив расширить спектр своих умений при помощи пламенных , многие энтузиасты начинают просто изучать объявления о наборе соответственных групп по интересам. А там уже начинаются первые проблемы, ведь не все так просто, и категория этих самых танцев включает в себя с дюжину отличающихся видов. А потому стоит сперва определиться с основными названиями и тем, что же отличает, к примеру, Пасодобль от Румбы.

Какие они бывают?

Прежде всего, нужно перечислить все виды латиноамериканских танцев, пользующихся неизменной популярностью сегодня, к ним относятся:

  • Мамбо;
И если первая пятерка тяготеет к числу классических или бальных танцев, то остальные – это уже клубная территория.

Испытать терпение быка

Занятно, что Пасодобль – не что иное, как испанский танец героичного тореро перед разъяренным быком, и пресловутую красную тряпку в данном случае олицетворяет партнерша. Хотя убийственного животного здесь нет, необходимо стойко держать грудь высоко, плечи – низко, а голову – фиксированной. Джайв, в свою очередь, наиболее энергичный и быстрый из бальной кагорты. Он возник на южно-восточной территории США, имеет определенную связь с классическим рок-н-роллом, откуда в свое время даже взял ряд движений. Во время латиноамериканских танцевальных состязаний Джайв, как правило, идет последним, будучи традиционной кульминацией программы.

Описание танца

Зажигательный и горячий танец latina известен своими движениями, которые он заимствовал у самых известных латиноамериканских танцев. Этот танец представляет собой страсть, которая реализуется через движение. Латина - это смесь клубной вечеринки и школы традиционных латиноамериканских танцев: мумбы, ча-ча-ча, румбы, бачаты, самбы, сальсы, посодобля, а также в танец включились элементы R&B.

Виды танца

Может быть сольной, клубной и парной.

  • Сольная - вариант для выступления одного человека, он сложнее технически, чем парный танец. В сольную входят танцы: бразильская самба, джайв, ча-ча-ча, меренге, румба, реггетон, сальса. Этот танец популярен среди женщин всех возрастов, во время обучения одиночному исполнению танца, тело приобретает навык выполнять танцевальные волны (бедрами и всем корпусом);
  • Клубная - это бальный танец, который преобразовался в модное танцевальное течение. Чтобы научиться танцевать, нужно знать движения из различных латинских танцев, которые приспособлены для сольного выступления;
  • Парная - танец исполняется вместе с партнером противоположного пола, для его исполнения нужно научиться доверять партнеру. Координация и пластика в данном направлении являются важными элементами. В паре танцуются все известные латиноамериканские танцы.

Одежда для выступлений

  • Сольная - для женского пола рекомендуется иметь босоножки или туфли на каблуке 3-5 см, подошва у обуви должна быть пластиковая или кожаная, которая будет способствовать свободному вращению и быстроте движений. На тело можно одеть футболку, облегающий топ, джинсы, брюки и легкую юбку не ниже колена.
  • Парная - для начала женщинам можно начать со спортивных штанов, футболок и топов с закрытой спиной. Обувь подбирается на каблуке высотой 3-5 см. Мужчины на первых занятиях могут быть в футболке или рубашке, брюках или джинсах. Обувью должны служить ботинки или легкие туфли, на пластиковой или кожаной подошве с наличием небольшого каблука.

История возникновения танца

Латиноамериканские танцы - это очень больная группа танцев, которые зародились в колониальной Америке, в 19-ом веке, когда происходил синтез индийских, испанско-португальских и африканских танцев. К примеру, у пасодобля родина Испания, а джайв - это североамериканский танец.

Остальные виды танцев Латинской Америки существуют в клубах и танцевальных школах.

Видео с сольными и парными выступлениями, а также клубной латиной, вы можете найти у нас.