Франц шуберт краткая биография и творчество. Краткая биография франца шуберта

Если творчество Бетховена, его старшего современника, питалось революционными идеями, которыми было проникнуто общественное сознание Европы, то расцвет дарования Шуберта пришелся на годы реакции, когда для человека обстоятельства его собственной судьбы стали важнее социальной героики, столь ярко воплощенной бетховенским гением.

Жизнь Шуберта прошла в Вене, которая даже не в самую благоприятную для творчества пору оставалась одной из музыкальных столиц цивилизованного мира. Здесь выступали знаменитые виртуозы, с огромным успехом ставились оперы всеми признанного Россини, звучали оркестры Ланнера и Штрауса-отца, поднявших на небывалую высоту венский вальс. И все же несоответствие мечты и реальности, столь очевидные для того времени, порождали у творческих людей настроения тоски и разочарования, а сам протест против косного самодовольного мещанского быта выливался у них в бегство от действительности, в попытку создать свой собственный мир из узкого крута друзей, истинных ценителей прекрасного...

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены. Отец его был школьный учитель - человек трудолюбивый и добропорядочный, который и своих детей стремился воспитать в соответствии со своими представлениями о жизненной стезе. Старшие сыновья пошли по стопам отца, тот же путь был предуготован и Шуберту. Но звучала в доме и музыка. В праздники здесь собирался кружок музыкантов-любителей, сам отец учил Франца игре на скрипке, а один из братьев - на клавире. Теорию музыки Францу преподавал церковный регент, он же учил мальчике и игре на органе.

Вскоре окружающим стало ясно, что перед ними необыкновенно одаренный ребенок. Когда Шуберту исполнилось 11 лет, его отдали в церковно-певческую школу - конвикт. Там был свой ученический оркестр, где вскоре Шуберт стал исполнять партию первой скрипки, а иногда даже дирижировать.

В 1810-м году Шуберт написал свое первое сочинение. Страсть к музыке охватывала его все больше и больше и постепенно вытеснила все остальные интересы. Его угнетала необходимость изучать то, что было далеко от музыки, и через пять лет, так и не закончив конвикта, Шуберт ушел из него. Это привело к ухудшению отношений с отцом, который все еще пытался наставить сына "на путь истинный". Уступая ему, Франц поступил в учительскую семинарию, а затем исполнял обязанности помощника учителя в школе своего отца. Но намерениям отца сделать из сына учителя с надежным заработком так и не суждено было осуществиться. Шуберт вступает в самую интенсивную пору своего творчества (1814-1817 годы), не слыша отцовских предостережений. К концу этого периода он уже автор пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен, среди которых есть такие как "Маргарита за прялкой", "Лесной царь", "Форель", "Скиталец" - их знают, их поют. Ему кажется, что мир вот-вот распахнет ему дружественные объятья, и он решается на крайний шаг - бросает службу. В ответ возмущенный отец оставляет его без всяких средств к существованию и по сути рвет с ним отношения.

В течение нескольких лет Шуберту приходится жить у своих друзей - среди них тоже есть композиторы, есть художник, поэт, певец. Образуется тесный круг близких друг другу людей - душой его становится Шуберт. Был он небольшого роста, плотный, коренастый, близорукий, застенчивый и отличался необычайным обаянием. К этому времени относятся знаменитые "шубертиады" - вечера, посвящаемые исключительно музыке Шуберта, когда он не отходил от фортепьяно, тут же, на ходу, сочиняя музыку... Творит он ежедневно, ежечасно, без устали и остановки, как будто знает, что осталось ему недолго... Музыка не оставляла его даже во сне - и он вскакивал посреди ночи, чтобы записать ее на клочках бумаги. Чтобы каждый раз не искать очки, он не расставался с ними.

Но как бы ни старались помочь ему его друзья, это были годы отчаянной борьбы за существование, жизнь в нетопленых комнатушках, ненавистные уроки, которые ему приходилось давать ради мизерного заработка... Нищета не позволила ему жениться на любимой девушке, которая предпочла ему богатого кондитера.

В 1822 году Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

Лучшие дня

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт снова уходит, чтобы жить отдельно, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами. Если Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен как прекрасные музыканты-исполнители немало способствовали росту популярности своих произведений, то Шуберт виртуозом не был и решался выступать разве что в роли аккомпаниатора своих песен. А о симфониях и говорить нечего - ни одна их них так и не была исполнена при жизни композитора. Более того, и седьмая, и восьмая симфония были потеряны. Партитуру восьмой через десять лет после смерти композитора нашел Роберт Шуман, а знаменитая "Неоконченная" была впервые исполнена лишь в 1865 году.

Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе, и лишь Шуберт оставался наивно верен идеалам молодости, которая уже прошла. Он был робок и не умел просить, но в то же время и не желал унижаться перед влиятельными людьми - несколько мест, на которые он был вправе рассчитывать и которые обеспечили бы ему безбедное существование, были в результате отданы другим музыкантам. "Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб...". Он не знал, что старости у него не будет. Второй песенный цикл Шуберта "Зимний путь" - это боль неоправдавшихся надежд и утраченных иллюзий.

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее, идет ли речь о его фортепьянных сонатах, струнных квартетах, восьмой симфонии или песнях.

И все-таки, пусть только однажды, он узнал, что такое настоящий успех. В 1828 году его друзья организовали в Вене концерт из его произведений, который превзошел все ожидания. Шуберт снова полон дерзновенных планов, он интенсивно работает над новыми произведениями. Но до смерти остается несколько месяцев - Шуберт заболевает тифом. Ослабленный годами нужды организм не может сопротивляться, и 19 ноября 1828 года Франц Шуберт умирает. Имущество его оценивается за гроши.

Похоронили Шуберта на венском кладбище, выгравировав на скромном памятнике надпись:

Смерть похоронила здесь богатое сокровище,

Но еще более прекрасные надежды.

Франц Шуберт

творчество композитор шуберт

Детство и годы учения . Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына.

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих. Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера.

Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года.

С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика.

Годы творческого расцвета. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора еще по конвикту. Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности.

Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались незаписанными.

Последние годы жизни и творчества. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения.

И всё же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Подобно старинным народным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей.

Необеспеченность, постоянные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. В 27 лет композитор писал своему другу Шоберу: «...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете...» Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь». В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость и надежду на будущее. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом, и осенью 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши, многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Основные произведения.

Более 600 песен

  • 9 симфоний (одна из них утеряна)
  • 13 увертюр для симфонического оркестра
  • 22 сонаты для фортепиано

Несколько сборников пьес и отдельных танцев для фортепиано

  • 8 экспромтов
  • 6 «музыкальных моментов»

«Венгерский дивертисмент» (для фортепиано в 4 руки)

Трио, квартеты, квинтеты для различных составов

Франц Шуберт вошел в историю музыки как первый из великих композиторов-романтиков. В ту «эпоху разочарования», которая последовала за Французской революцией, таким естественным казалось внимание к отдельному человеку с его страстями, горестями и радостями – и эта «песня человеческой души» получила блестящее воплощение в творениях Шуберта, остававшихся «песенными» даже в крупных формах.

Родина Франца Шуберта – Лихтенталь, пригород Вены – европейской музыкальной столицы. В многодетном семействе учителя приходской школы ценили музыку: отец владел виолончелью и скрипкой, а старший брат Франца – фортепиано, они и стали первыми наставниками талантливого мальчика. С семилетнего возраста он обучался игре на органе у церковного капельмейстера и пению у регента. Красивый голос позволил ему стать в одиннадцать лет учеником Конвикта – школы с пансионом, готовившей певчих для придворной капеллы. Здесь одним из его наставников был Антонио Сальери. Играя в школьном оркестре, где ему со временем стали доверять исполнение обязанностей дирижера, Шуберт познакомился со многими симфоническими шедеврами, в особенности потрясла его и симфонии .

В Конвикте Шуберт создал свои первые произведения, включая . Она посвящалась директору Конвикта, но юный композитор не испытывал особой симпатии ни к этому человеку, ни к возглавляемому им учебному заведению: Шуберта тяготила и строжайшая дисциплина, и иссушающая ум зубрежка, и далеко не лучшие отношения с наставниками – отдавая все силы музыке, он не уделял особого внимания иным учебным дисциплинам. Шуберт не был отчислен за неуспеваемость только потому, что вовремя покинул Конвикт самовольно.

Еще в пору учения у Шуберта возникали конфликты с отцом: недовольный успехами сына, Шуберт-старший запретил ему бывать дома по выходным (исключение было сделано только в день похорон матери). Еще более серьезный конфликт возник, когда встал вопрос о выборе жизненного пути: при всем своем интересе к музыке, отец Шуберта не считал профессию музыканта достойным занятием. Он хотел, чтобы сын избрал более уважаемую профессию учителя, гарантирующую заработок хоть небольшой, но надежный, к тому же, освобождала от службы в армии. Молодому человеку пришлось подчиниться. В школе он работал четыре года, но это не помешало ему создать немало музыки – оперы, симфонии, мессы, сонаты, множество песен. Но если оперы Шуберта ныне забыты, а в инструментальных произведениях тех лет достаточно сильно влияние венского классицизма, то в песнях индивидуальные черты творческого облика композитора проявились во всей своей красе. Среди произведений этих лет – такие шедевры, как « », «Розочка», « ».

Тогда же Шуберт перенес одно из самых значительных разочарований в своей жизни. Его возлюбленная Тереза Гроб была вынуждена подчиниться своей матери, не желавшей видеть своим зятем учителя с грошовым заработком. Со слезами на глазах девушка пошла под венец с другим и прожила долгую, благополучную жизнь жены состоятельного бюргера. Насколько она была счастлива, остается только догадываться, но Шуберт личного счастья в браке так и не обрел.

Скучные школьные обязанности, отвлекавшие от создания музыки, все более тяготили Шуберта, и в 1817 г. он бросает школу. Отец после этого и слышать не желал о сыне. В Вене композитор живет то у одного друга, то у другого – эти художники, поэты и музыканты были не намного богаче его самого. У Шуберта зачастую не было денег даже на нотную бумагу – свои музыкальные мысли он записывал на обрывках газет. Но бедность не сделала его угрюмым и мрачным – он всегда оставался жизнерадостным и общительным.

Композитору нелегко было проложить себе путь в музыкальном мире Вены – исполнителем-виртуозом он не был, к тому же, отличался чрезвычайной скромностью, сонаты и симфонии Шуберта при жизни автора популярности не приобрели, зато находили живое понимание у друзей. На дружеских встречах, душой которых был Шуберт (их даже называли «шубертиадами») велись дискуссии об искусстве, политике и философии, но неотъемлемой частью таких вечеров были танцы. Музыку для танцев импровизировал Шуберт, и наиболее удачные находки он записывал – так рождались шубертовские вальсы, лендлеры и экосезы. Один из участников «шубертиад» – Михаэль Фогль – нередко исполнял песни Шуберта на концертной эстраде, став пропагандистом его творчества.

Временем творческого расцвета становятся для композитора 1820-е гг. Тогда создал он две последние симфонии – и , сонаты, камерные ансамбли, а также музыкальные моменты и экспромты. В 1823 г. рождается одно из лучших его творений – вокальный цикл « », своеобразный «роман в песнях». Несмотря на трагическую развязку, цикл не оставляет ощущения безысходности.

Но все явственнее звучат в музыке Шуберта трагические мотивы. Их средоточием становится второй вокальный цикл « » (сам композитор назвал его «ужасным»). Он часто обращается к творчеству Генриха Гейне – наряду с песнями на стихи других поэтов произведения на его стихи были изданы посмертно в виде сборника « ».

В 1828 г. друзья композитора организовали концерт из его произведений, который принес Шуберту большую радость. К сожалению, первый концерт оказался последним, состоявшимся при его жизни: в том же году композитор скончался от болезни. На надгробии Шуберта начертаны слова: «Музыка похоронила здесь богатые сокровища, но еще более прекрасные надежды».

Все права защищены. Копирование запрещено

Франц Шуберт родился в 1797 г, в предместье Вены, в семье школьного учителя.

Музыкальные способности мальчика оказались слишком рано, и он уже в раннем детстве с помощью отца и старшего брата научился играть на фортепиано и скрипке.

Благодаря доброму голосу одиннадцатилетнего Франца удалось устроить в закрытое музыкальное учебное заведение, которое обслуживало придворную церковь. Пятилетнее пребывание там дало Шуберту основы общего и музыкального образования. Уже в школе Шуберт творил очень много, и способности его были замечены выдающимися музыкантами.

Но жизнь в этой школе была грузом для Шуберта в связи с полуголодным существованием и невозможностью полностью отдаваться писанию музыки. В 1813 г. он покинул школу и вернулся домой, но жить на средства отца было невозможно, и вскоре Шуберт занял должность учителя, помощника отца в школе.

С трудностями, проработав в школе три года, он оставил ее, и это привело Шуберта к разрыву с отцом. Отец был против того, чтобы сын оставил службу и занялся музыкой, потому что профессия музыканта в то время не обеспечивала ни надлежащего положения в обществе, ни материальной благополучности. Но одаренность Шуберта до той поры оказалась так ярко, что он не мог заниматься чем-то другим, кроме музыкального творчества.

Когда ему было 16-17 лет, он написал первую симфонию, а потом такие замечательные песни, как «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на текст Гете. За годы учительства (1814-1817) он написал много камерных, инструментальных музык и около трехсот песен.

После разрыва с отцом Шуберт переехал в Вену. Он жил там в большой нужде, не имел своего угла, а находился по очереди у своих приятелей - венских поэтов, художников, музыкантов, часто таких же бедняков, как и он сам. Нужда его доходила иногда до того, что ему ни на что было купить нотной бумаги, и он вынужден был записывать свои произведения на обрывках газет, на столовых меню и др. Но такое существование мало отражалось на его настроении, обычно жизнерадостном и веселом.

В творчестве Шуберта-«романтика» сочетает веселье, жизнерадостность с меланхолично-грустными настроениями, которые доходят иногда. к мрачно-трагической безнадежности.

Это было время политической реакции, жители Вены пытались забыться и отвернуться от хмурых настроений, вызванных тяжелым политическим гнетом, много развлекались, веселились и танцевали.

Вокруг Шуберта сгруппировался кружок молодых художников, писателей, музыкантов. Во время вечеринок и внегородских прогулок он писал очень много вальсов, лендлеров и экосезов. Но эти «шубертиади» не ограничивались только развлечениями. В этом кружке запальчиво обсуждались вопросы общественно-политической жизни, выражалось разочарование окружающей действительностью, ви-словлювалися протесты и недовольство против тогдашнего реакционного режима, назревали чувства тревоги, разочарованности. Рядом с этим сильные были и оптимистичные взгляды, бодрое настроение, вера в будущее. Весь жизненный и творческий путь Шуберта преисполненного был противоречий, которые так характерные для художников-романтиков той эпохи.

За исключением незначительного периода, когда Шуберт примирился с отцом и жил в семье, жизнь композитора была очень тяжелой. Кроме материальной нужды, Шуберта подавляло его положение в обществе как музыканта. Его музыка не была известна, ее не понимали, творчества не поощряли.

Творил Шуберт очень быстро и много, но за его жизнь почти ничего не печаталось и не выполнялось.

Большинство его произведений остались в рукописях и были выявлены через много лет после его смерти. Например, одно из самых популярных и любимых теперь симфонических произведений - «незаконченная симфония» - ни разу не выполнялся за его жизнь и впервые был выявлен через 37 лет после смерти Шуберта, равно как и много других произведений. А однако потребность услышать собственные произведения у него была такая большая, что он специально писал мужские квартеты на духовные тексты, которые мог выполнить его брат со своими певцами в церкви, где он служил регентом.

Шуберт

Творчество Франца Шуберта – заря романтического направления в музыке.

В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Важнейшей областью в его музыке является песня.

В его творчестве все время соприкасаются мрак и свет, хотелось бы это показать на примере 2х его песенных циклов: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

«Пр. мел.» 1823 - цикл написан на стихи Мюллера, привлекшие композитора своей наивностью и чистотой. Многое в них совпало с переживаниями и судьбой самого Шуберта. Незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.

Цикл обрамлен 2 песнями – «В путь» и «Колыбельная ручья», представляющими собой вступление и заключение.

Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

Цикл как бы распадается на 2 фазы:

1) из 10песен (до «Паузы»№12) – это дни светлых надежд

2) уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль

Развитие драматургии цикла:

1 экспозиция образов №1-3

2 завязка №4 «благодарность ручью»

3 развитие чувств №5-10

4 кульминация №11

5 драматургичес перелом, появление соперника №14

6 развязка №20

«В путь» - раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что ступающего на жизненную дорогу. Впрочем, герой в "Прекрасной мельничихе" не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живет бурливой, напряженно-изменчивой жизнью. Меняются чувства героя, меняется и ручей, ибо душа его слита с душой мельника, а песнь выражает все, что переживает он.
Музыкальные средства 1 песни чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народного песенного творчества.

Кульминационный номер «Моя» - сосредоточие всех радостных чувств. Этой песней замыкается 1раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии, она сходна с начальной песней «В путь».

В песнях 2раздела, Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Мельник видит соперника – охотника.

№14 «Охотник» , в обрисовке этого персонажа композитор использует приемы, привычные в т.н. «охотничьей музыке»: размер 6/8, «пустые»4 и 5 - «золотой ход валторны», изображающий охотничий рог, так же характерные ходы 63//63.

3 песни «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» - составляют драматургический стержень 2раздела. Нарастающая тревога выливается в смятение всех чувств и мыслей.

«Колыбельная ручья» - передача тех самых настроений, с которыми заканчивает он свой жизненный путь. Наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монатонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примеренности.

В заключении цикла Шуберт возвращает нас в мажор, придавая этим светлый колорит – это рассказ о вечном покое, смирении, но не смерть.

«Зимн. Путь» 1827 – так же на стихи Мюллера, контрастен цикл тем, что теперь глав герой из радостного и бодрого юноши превратился в страдающего, разочарованного одинокого чел (теперь он покинутый всеми скиталец)

Он вынужден уйти от любимой, т.к. беден. Без нужды он пускается в путь.

Тема одиночества в цикле представлена во множестве оттенков: от лирических изменений до философских размышлений.

Отличия от «Пр мел» также в том, что здесь нет сюжета. Песни объединяются трагичес темой.

Сложность образов – акцент на внутренне-психологической стороне жизни, вызвал усложнение муз. Яз. :

1) 3х част форма драматизируется (т.е. в ней появляются вариационные изменения каждой части, развернутая сред.часть и реприза изменяется по сравнению с 1частью.

2) Мелодия обогащается декламационными и речевыми оборотами (текст на распев)

3) Гармония (внезапные модуляции, нетерцовая структура аккордов, сложные аккордовые сочетания)

В цикле 24 песни: 2 части по 12песен.

Во 2 разделе (13-24) – тема трагич представлена более явно, а тема одиночества сменяется темой смерти.

Первая песня цикла «Спокойно спи» , так же как и «В путь» выполняет функцию вступления – это невеселый рассказ о былых надеждах и любви. Напев ее прост и печален. Мелодия малоподвижна. И лишь ритм и фортепьянный аккомпанемент передают мерное, однообразное движение одиноко бредущего человека. Его безостановочный шаг. Мелодия представляет собой движение из вершины источника (катабасис – нисходящее движение) – скорбь, страдания. 4 куплета отделены др от др проигрышами с интонациями задержания – обострение драматизма.

В последующих песнях 1раздела, Шуберт все больше склоняется к минору, к использованию диссонирующих и альтерированных аккордов. Вывод всего этого: Прекрасное – это всего лишь иллюзия грез – типичное настроение композитора в последние годы жизни.

Во 2 разделе тема одиночества сменяется темой смерти. Все больше нарастает трагическое настроение.

Шуберт вводит даже образ-предвестник смерти №15 «Ворон», с господствующим мрачным угрюмым настроением. Печальное, полное щемящей тоски вступление рисует безостановочное движение и мерные взмахи крыльев. Черный ворон в снежной вы- шине преследует свою будущую жертву - путника. Ворон терпелив и нетороплив. Он ждет добычи. И дождется ее.

Последняя №24 песня «Шарманщик». Она завершает цикл. И совершенно не походит на двадцать три остальные. Те рисовали мир таким, каким он представлялся герою. Эта изображает жизнь такой, какая она есть. В "Шарманщике" нет ни взволнованного трагизма, ни романтической взвинченности, ни горькой иронии, присущих остальным песням. Это реалистическая картинка жизни, грустная и трогательная, мгновенно схваченная и метко запечатленная. В ней все просто и незатейливо.
Композитор здесь олицетворяет себя с обездоленным нищим музыкантом, представленным в песне, кот строится на чередовании вокал фраз и инструм проигрышей. Тонический орган.пункт изображает звучание шарманки или волынки, однообразные повторы создают настроение тоски и одиночества.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной. Во всех этих произведениях виден замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; большее значение аккомпанемента, высокий художественный смысл. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.