Дебюсси: на заре вдохновения. Клод Дебюсси: краткая биография композитора, история жизни, творчество и лучшие произведения Клод дебюсси лучшие произведения

Клод Дебюсси родился в предместье Парижа Сен-Жермен 22 августа 1862 года. Он был старшим из пяти детей. Его отцу принадлежал магазин по продаже фарфора, а мать была швеей. В 1867 году семья Дебюсси переезжает в Париж. Первые уроки игры на фортепиано Клод стал брать в возрасте девяти лет, и уже в 1872 году поступил в Парижскую консерваторию на младшее отделение. На протяжении одиннадцати лет, Дебюсси изучал композицию в классе Эрнеста Гиро, а преподавателем фортепиано у него был Антуана Франсуа Мармонтеля, от занятий с которым Клод получал особое удовольствие. С самого начала обучения в консерватории Дебюсси оспаривал устоявшиеся мнения и экспериментировал в области гармонии и звучания. Он бросал вызов академическим традициям, отдавая предпочтение диссонансным созвучиям и интервалам, которые в то время находились в опале.

Дебюсси был прекрасным пианистом и превосходно читал с листа. В 1881 году в поездке по Европе он сопровождал русскую меценатку Надежду фон Мекк, которая была большим другом Чайковского, в качестве домашнего пианиста. Впоследствии по её приглашению он дважды побывал в России. Знакомство с русской музыкой в дальнейшем сильно повлияло на формирование его собственного стиля. В 1884 году Дебюсси, победив в конкурсе на соискание Римской премии, отправился в столицу Италии на виллу Медичи для четырехлетнего усовершенствования. За это время он изучил хоровую музыку эпохи Возрождения, это внесло свежую струю в его творчество. Однако произведения, которые он послал в Париж для отчета (симфоническая ода «Зулейма», кантата «Весна»), не были одобрены. Он находил душной атмосферу, в которой ему приходилось работать и обучаться, часто был подавлен вплоть до того, что не мог сочинять. Домой Дебюсси вернулся раньше срока. "Я уверен, что институт не одобрит это... но, я влюблен в свою свободу, и слишком люблю свои собственные идеи", пишет он в одном из своих писем в Париж.

В 1890 году Дебюсси начинал писать оперу «Родриг и Химена», работу над которой оставил спустя два года. За ней последовала «Пеллеас и Мелисанда», а год спустя он написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна». Поскольку Дебюсси был поклонником импрессионизма в живописи, первый концерт, составленный исключительно из его музыки, прошел в художественной галерее в Брюсселе в 1894 году. На протяжении девяностых им также были написаны три ноктюрна для оркестра, вокальный цикл «Лирические прозы», струнный квартет соль минор.

В 1899 скончался его издатель Ж. Артманн, это лишило Дебюсси заработка. Тем не менее, он заканчивает работу над второй редакцией своей оперы «Пеллеас и Мелисанда». Премьера состоялась 30 апреля 1902 года в парижской «Опера-комик» и вызвала довольно противоречивые отзывы. Произведение назвали крупнейшим достижением в жанре оперы после Вагнера. В течение следующего года Дебюсси пишет фортепианный цикл «Эстампы». А в 1904 году симфонические эскизы «Море», вокальную тетрадь «Галантных празднеств», и вокальные циклы «Три песни Франции».

На протяжении остальной жизни Дебюсси работал неустанно и очень плодотворно. Он писал рецензии на события музыкальной жизни, в тот же период было написано большинство его фортепианных произведений. Он гастролировал со своей музыкой по Европе, включая Россию, написал музыку к балету «Игры», две тетради прелюдий для фортепиано ещё до начала войны, балет «Ящик с игрушками», инструментовка которого была закончена уже после его смерти. В 1915 году, не смотря на войну, Дебюсси пишет много фортепианных произведений, и начинает цикл сонат, из которого успел завершить только три.

Клод Дебюсси умер в Париже 25 марта 1918 года от рака, в разгар воздушной бомбардировки города, всего за восемь месяцев до окончания войны.

Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом.
К. Дебюсси

Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке . Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушел от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара или К. Писсарро.

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая. Поэтому понятно скептически-ироничное отношение композитора ко всякого рода теоретическим штампам и ярлыкам в отношении художественного творчества, невольно схематизирующим живую действительности искусства.

Дебюсси начал обучаться музыке в 9 лет и уже в 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его мышления, что вызвало столкновения с преподавателями гармонии. Зато истинное удовлетворение получал начинающий музыкант в классах Э. Гиро (композиция) и A. Mapмонтеля (фортепиано).

В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей». Дебюсси пленила красочность тембров и тонкая изобразительность, картинность музыки Н. Римского-Корсакова, свежесть гармоний у А. Бородина. М. Мусоргского он называл своим любимейшим композитором: «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил». Гибкость вокально-речевой интонации русского новатора, свобода от заранее установленных, «административных», по выражению Дебюсси, форм были по-своему претворены французским композитором, стали неотъемлемой чертой его музыки. «Идите, послушайте „Бориса“. В нем весь „Пеллеас“», - сказал однажды Дебюсси об истоках музыкального языка своей оперы.

Окончив консерваторию в 1884 г., Дебюсси участвует в конкурсах на получение Большой Римской премии, дающей право на четырехлетнее усовершенствование в Риме, на вилле Медичи. За годы, проведенные в Италии (1885-87), Дебюсси изучил хоровую музыку эпохи Возрождения (Дж. Палестрины, О. Лассо), и далекое прошлое (как и своеобразие русской музыки) внесло свежую струю, обновило его гармоническое мышление. Симфонические произведения , посланные в Париж для отчета («Зулейма», «Весна »), не пришлись по вкусу консервативным «вершителям музыкальных судеб».

Вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов-символистов во главе с С. Малларме. Музыкальность символистской поэзии, поиски таинственных связей между жизнью души и миром природы, их взаиморастворение - все это очень привлекло Дебюсси и во многом сформировало его эстетику. Не случайно наиболее самобытными и совершенными из ранних сочинений композитора стали романсы на слова П. Вердена, П. Бурже, П. Луиса, а также Ш. Бодлера. Некоторые из них («Чудесный вечер», «Мандолина») были написаны еще в годы учения в консерватории. Образами символистской поэзии навеяно и первое зрелое оркестровое произведение - прелюдия «Послеполуденный отдых фавна » (1894). В этой музыкальной иллюстрации эклоги Малларме сложился своеобразный, тонко нюансированный оркестровый стиль Дебюсси.

Полнее всего воздействие символизма сказалось в единственной опере Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда » (1892-1902), написанной на прозаический текст драмы М. Метерлинка. Это история любви, где, по словам композитора, действующие лица «не рассуждают, а претерпевают свою жизнь и судьбу». Дебюсси здесь как бы творчески спорит с Р. Вагнером - автором «Тристана и Изольды», он даже хотел написать своего Тристана - при том, что оперой Вагнера в юности чрезвычайно увлекался и знал ее наизусть. Вместо открытой страстности вагнеровской музыки здесь - экспрессия утонченной звуковой игры, полной намеков и символов. «Музыка существует для невыразимого; я хотел бы, чтобы она как бы выходила из сумрака и моментами возвращалась бы в сумрак; чтобы она всегда была скромна», - писал Дебюсси.

Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки . Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); «играл он почти всегда на „полутонах“, без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», - вспоминала французская пианистка М. Лонг. Именно от шопеновской воздушности, пространственности звучания фортепианной ткани отталкивался Дебюсси в своих колористических поисках. Но был и другой исток. Сдержанность, ровность эмоционального тонуса музыки Дебюсси неожиданно сблизила ее со старинной доромантической музыкой - особенно французских клавесинистов эпохи рококо (Ф. Купереном, Ж. Ф. Рамо). Старинные жанры из «Бергамасской сюиты » и Сюиты для фортепиано (Прелюдия, Менуэт, Пасспье, Сарабанда, Токката) представляют своеобразный, «импрессионистский» вариант неоклассицизма. Дебюсси вовсе не прибегает к стилизации, а создает свой образ старинной музыки, скорее впечатление от нее, чем ее «портрет».

Излюбленный жанр композитора - программная сюита (оркестровая и фортепианная), как бы серия разнохарактерных картин, где статика пейзажей оттеняется стремительно-подвижными, часто танцевальными ритмами. Таковы сюиты для оркестра «Ноктюрны » (1899), «Море » (1905) и «Образы » (1912). Для фортепиано создаются «Эстампы », 2 тетради «Образов» , «Детский уголок », который Дебюсси посвятил своей дочери. В «Эстампах» композитор впервые пытается вжиться в музыкальные миры самых разных культур и народов: красочно оттеняют друг друга звуковой образ Востока («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде») и полный движения, игры света и тени пейзаж с французской народной песенкой («Сады под дождем»).

Сюита «Море» состоит из трех частей: «На море от зари до полудня», «Игра волн» и «Разговор ветра с морем». Образы моря всегда привлекали к себе внимание композиторов различных направлений и национальных школ. Можно привести многочисленные примеры программных симфонических произведений на «морские» темы у западноевропейских композиторов (увертюра «Фингалова пещера» Мендельсона, симфонические эпизоды из «Летучего голландца» Вагнера и др.). Но наиболее яркое и полное претворение образы моря нашли в русской музыке, особенно у Римского-Корсакова (симфоническая картина «Садко», опера того же названия, сюита «Шехеразада», антракт ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане»),

В отличие от оркестровых произведений Римского-Корсакова Дебюсси ставит в своем сочинении не сюжетные, а только лишь живописные и колористические задачи. Он стремится передать средствами музыки смену световых эффектов и красок на море в разное время дня, различные состояния моря - спокойное, взволнованное и бурное. В восприятии композитором картин моря совершенно отсутствуют такие мотивы, которые могли бы придать сумеречную таинственность их окраске. У Дебюсси господствует яркое солнечное освещение, полнокровные краски. Композитор смело привлекает и танцевальные ритмы, и широкую эпическую картинность для передачи рельефных музыкальных образов.

В первой части развертывается картина медлительно-спокойного пробуждения моря на рассвете, лениво перекатывающихся волн, бликов первых солнечных лучей на них. Особенно колоритно оркестровое начало этой части, где на фоне «шелеста» литавр, «капающих» октав двух арф и «застывших» тремоло скрипок в высоком регистре появляются, как блики солнца на волнах, короткие мелодические фразки у гобоя. Появление танцевального ритма не нарушает очарования полного покоя и мечтательного созерцания.

Самая динамичная часть произведения - третья - «Разговор ветра с морем». Из неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части, напоминающей первую, развертывается картина бури. Дебюсси использует для динамичного и напряженного развития все музыкальные средства - мелодико-ритмическне, динамические и особенно оркестровые.

В начале части слышны краткие мотивы, которые проходят в виде диалога у виолончелей с контрабасами и двух гобоев на фоне приглушенной звучности большого барабана, литавр и тамтама. Помимо постепенного подключения новых групп оркестра и равномерного нарастания звучности Дебюсси использует здесь принцип ритмического развития: вводя все новые и новые танцевальные ритмы, он насыщает ткань произведения гибким сочетанием нескольких ритмических рисунков.

Конец всего сочинения воспринимается не только как разгул морской стихии, но как восторженный гимн морю, солнцу.

Многое в образном строе «Моря», принципах оркестровки подготовило появление симфонической пьесы «Иберия» - одного из самых значительных и своеобразных произведении Дебюсси. Оно поражает своей теснейшей связью с жизнью испанского народа, его песенной и танцевальной культурой. В 900-е годы Дебюсси несколько раз обращался к темам, связанным с Испанией: «Вечер в Гренаде», прелюдии «Ворота Альгамбры» и «Прерванная серенада». Но «Иберия» стоит в ряду лучших произведений композиторов, черпавших из неиссякаемого родника народной испанской музыки (Глинка в «Арагонской хоте» и «Ночи в Мадриде», Римский-Корсаков в «Испанском каприччио», Бизе в «Кармен», Равель в «Болеро» и трио, не говоря уже об испанских композиторах де Фалья и Альбенисе).

«Иберия» состоит из трех частей: «На улицах и дорогах Испании», «Ароматы ночи» и «Утро праздничного дня». Вторая часть раскрывает излюбленные Дебюсси живописные картины природы, напоенные особым, пряным ароматом испанской ночи, «написанные» с присущей композитору тонкой изобразительностью, быстрой сменой мелькающих и исчезающих образов. Первая и третья части рисуют картины народной жизни Испании. Особенно колоритна третья часть, заключающая внутри себя большое количество разнообразных песенных и танцевальных испанских мелодии, которые создают быстрой сменой друг друга живую картину красочного народного праздника. Крупнейший испанский композитор де Фалья так сказал об «Иберии»: «Эхо деревни в виде основного мотива всего произведения («Севильяна») как бы порхает в ясном воздухе или в трепещущем свете. Опьяняющая магия андалузских ночей, живость праздничной толпы, которая идет танцуя при звуках аккордов «банды» гитаристов и бандуристов... - все это вихрем носится в воздухе, то приближаясь, то удаляясь, и наше беспрерывно бодрствующее воображение ослеплено могучими достоинствами напряженно выразительной музыки с ее богатыми нюансами».

Последнее десятилетие в жизнн Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был прийят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской музыкальной культуре.

Начало войны вызвало у Дебюсси подъем патриотических чувств. В печатных высказываниях он подчеркнуто называет себя: «Клод Дебюсси - французский музыкант». Целый ряд произведений этих лет навеян патриотической темой: «Героическая колыбельная», песня «Рождество детей, не имеющих крова»; в сюите для двух фортепиано «

Сочинял в стиле, который часто называют импрессионизмом , термином, который он никогда не любил . Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Дебюсси - французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884). Лауреат Римской премии. Ученик А. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк , сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений.

Критика

Дебюсси - признанный глава и ярчайший представитель музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Д. воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую Прелюдию к „Послеполуденному отдыху фавна“ (по эклоге С. Малларме, 1894), в которой проявились характерные для музыки Д. зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Д. - опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Д. воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905) - самое крупное симфоническое сочинение Д.. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

В некоторых произведениях - «Бергамасская сюита» для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. - проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Д. создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь - 1910, 2-я - 1913), снабжённые поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Сочинения

  • Оперы :
    • Родриго и Химена (1892, не окончена)
    • Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж)
    • Падение дома Эшеров (в набросках, 1908-17)
  • Балеты :
    • Камма (1912, конц. исп. 1924, там же)
    • Игры (1913, Париж)
    • Ящик с игрушками (детский, 1913, пост. 1919, Париж)
  • Кантаты :
    • лирические сцены Блудный сын (1884)
    • Ода Франции (1917, завершена М. Ф. Гайаром)
  • Поэма для голосов с оркестра Дева-избранница (1888)
  • Для оркестра:
    • дивертисмент Триумф Вакха (1882)
    • симфоническая сюита Весна (1887)
    • Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894)
  • Ноктюрны (Облака, Празднества; Сирены - с женским хором; 1899)
  • 3 симфонических эскиза Море (1905)
  • Образы (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912)
  • Камерно-инструментальные ансамбли - сонаты для виолончели и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для флейты, альта и арфы (1915), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893)
  • Для фортепиано - Бергамасская сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости (1904), Маски (1904), Образы (1-я серия - 1905, 2-я - 1907), сюита Детский уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь - 1910, 2-я- 1913), этюды (1915)
  • Песни и романсы
  • Музыка к спектаклям драматического театра, фортепианные транскрипции и др.

Письма

  • Monsieur Croche - antidillettante, P., 1921; Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., М.-Л., 1964; Избр. письма, Л., 1986.

Литература

  • Альшванг А. Клод Дебюсси , М., 1935;
  • Альшванг А. Произведения Клода Дебюсси и М. Равеля , М., 1963
  • Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники , М., 1963
  • Мартынов И. Клод Дебюсси , М., 1964
  • Кремлев Ю. Клод Дебюсси , М., 1965
  • Сабинина М. Дебюсси , в книге Музыка XX в., ч. I, кн. 2 , М., 1977
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм , пер. с польск., М., 1978
  • Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники К. Дебюсси, в его кн.: Современная музыка и проблемы эволюции комп. техники , М., 1986
  • Barraque J. Сlaude Debussy , Р., 1962
  • Gоlаа А. С. Debussy, I’homme et son oeuvre , P., 1965
  • Gоlаа А. С. Сlaude Debussy. Liste complete des oeuvres… , P.- Gen., 1983
  • Lockspeiser E. Debussy , L.-, 1980.
  • Hendrik Lücke: Mallarmé - Debussy. Eine vergleichende Studie zur Kunstanschauung am Beispiel von «L’Après-midi d’un Faune». (= Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 4). Dr. Kovac, Hamburg 2005, ISBN 3-8300-1685-9.

Источники и ссылки

Источники

  • И. А. Медведева Музыкальный энциклопедический словарь , Москва. 1991
  • Jean Barraqué, Debussy (Solfèges), Editions du Seuil, 1977. ISBN 2-02-000242-6
  • Roy Howat, Debussy in Proportion: A musical analysis , Cambridge University Press, 1983. ISBN 0-521-31145-4
  • Rudolph Reti, Tonality, Atonality, Pantonality: A study of some trends in twentieth century music. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1958. ISBN 0-313-20478-0.

Дополнительные источники

  • Jane Fulcher (Editor), Debussy and His World (The Bard Music Festival), Princeton University Press, 2001. ISBN 0-691-09042-4
  • Simon Trezise (Editor), The Cambridge Companion to Debussy , Cambridge University Press, 2003. ISBN 0-521-65478-5

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Клод Ж.
  • Клод Жан

Смотреть что такое "Клод Дебюсси" в других словарях:

    Ашиль-Клод Дебюсси - Биография Ашиль Клода Дебюсси Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, музыкальный критик Ашиль Клод Дебюсси (Achille Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен Жермен ан Ле. Его отец был… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Французского композитора Дебюсси часто называют отцом музыки XX века. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине.

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа. Его отец был морским пехотинцем, а затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки игры на фортепиано Дебюсси давала Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

В 1873 году Клод Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где 11 лет учился у Мармонтеля (фортепиано), Лавиньяка, Дюрана, Базиля (теория музыки). В 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и Бурже.

С 1879 по 1882 Дебюсси проводил летние каникулы как <домашний пианист> - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, Вене, России. Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Молодой Дебюсси, влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату Блудный сын.





Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на текст Г. Россетти. Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера. Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.





В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена по либретто Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С. Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда, а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна.


Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели Луис, Жид и швейцарский ученый-лингвист Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее <Свободная эстетика> - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена, ... В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э. Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с <живописным этюдом в серых тонах>.





К концу 19 века творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис по стихотворениям П. Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк, незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.





В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда.


Поставленный в парижской <Опера-комик> 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси.




В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (1904).




В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.


За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвященная дочери композитора Шушу (она родилась в 1905, но оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).

Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного <звукоизобразительного> письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио Мученичество св. Себастьяна, партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А. Капле.







В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой <Русских сезонов> Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом "Ящик с игрушками" - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвященных памяти Шопена.







Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Дж. Гатти-Казацца из <Метрополитен-опера> на оперу по повести Эдгара По "Падение дома Эшеров", на д которую он начинал работу еще в молодости. У него еще хватило сил переделать оперное либретто . 26 марта 1918 года Клод Дебюсси умер в Париже.




Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию.



Клод Дебюсси

(1862-1918) французский композитор

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жерменан-Лэ, близ Парижа. С 9 лет учился игре на фортепиано. В 1872 году он поступил в Парижскую консерваторию.

В начале 1880 года, еще будучи студентом консерватории, Дебюсси принял предложение стать учителем музыки в доме русской меценатки Н.Ф. фон Мекк. Он путешествовал с семьей фон Мекк по Европе и дважды побывал в России (1881,1882), где впервые познакомился с музыкой русских композиторов Петр Ильич Чайковского , Модеста Петровича Мусоргского , Николая Андреевича Римского-Корсакова , оказавшей значительное влияние на формирование его собственного стиля.

Среди сочинений Клода Дебюсси 80-х годов выделяется лирическая опера «Блудный сын», которую он представил на выпускном экзамене в консерватории. В 1884 году это произведение было удостоено Римской премии. Большую известность получили также два фортепианных сборника - «Бергамосская сюита» и «Маленькая сюита».

В начале 90-х гг. Клод Дебюсси сблизился с поэтами-символистами и художниками-импрессионистами. Последующее десятилетие, с 1892 по 1902 год, считается периодом расцвета творческой деятельности Дебюсси. В это время он создает вокальные произведения, лучшие из них - циклы «Лирические прозы» на собственные тексты, «Песни Билитис» на стихотворения П. Луиса. Пишет оркестровые произведения, которые заняли едва ли не основное место в наследии композитора, в частности симфонию-прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», три оркестровых ноктюрна - «Облака», «Празднества», «Сирены». Венчает этот список опера «Пеллеас и Мелисанда» (1902).

Тогда же его музыку начинают не только широко исполнять, но и обрабатывать. На музыку Клода Дебюсси был поставлен одноактный балет «Послеполуденный отдых фавна», в котором блестяще танцевали русские танцовщики М. Фокин и В. Нижинский. Этот балет был показан во время знаменитых «Русских сезонов», организованных в Париже Сергеем Дягилевым .

Следующий период творчества композитора начинается с 1903 года и прерывается только его смертью. Он продолжает много и интересно работать: создает три камерные сюиты и балет «Игры», хоровой цикл «Три песни Ш.Орлеанского», сюиту для 2 фортепиано («Белое и черное»). Дебюсси не оставляет и вокальные циклы. К этому времени относятся его «Три песни Франции», «Три баллады Ф. Вийона», «Три песни Малларме», а также программные оркестровые произведения - симфонические эскизы «Море» и «Образы».

Начиная с 1910 года Клод Дебюсси постоянно выступает как дирижер и пианист с исполнением собственных сочинений. О разносторонности и работоспособности композитора говорят и его посмертные публикации. После его смерти были напечатаны такие его фортепианные сборники, как «Эстампы», «Детский уголок», 24 прелюдии и 12 этюдов, в клавире остался детский балет «Ящик с игрушками», впоследствии оркестрованный А.Капле (1919).

Клод Дебюсси также был известен и как музыкальный критик, выступавший с статьями о событиях музыкальной жизни.

Своеобразие же его как сочинителя состояло в том, что взамен традиционной гармонии, построенной на согласном сочетании звуков, Дебюсси использовал свободные сочетания звуков, подобно тому как художник выбирает краски на палитре. Он стремился прежде всего сделать музыку свободной от каких-либо законов. Клод Дебюсси полагал, что звуками можно рисовать картины. Вот почему его сочинения так и называются - симфонические картины.

Действительно, перед слушателями возникают то картины бушующего моря или безбрежной глади, овеваемой легким ветром, то облака, несущиеся под порывами ветра. Это был невиданный ранее эксперимент в музыке, похожие задачи ставил перед собой - тоже в XX веке - русский композитор Александр Николаевич Скрябин , пытавшийся соединить музыку, звук и цвет.

Не менее интересны и вокальные циклы Клод Дебюсси, в которых он использовал гибкую и естественную мелодику, близкую к поэтической и разговорной речи; своим творчеством Дебюсси положил начало новому направлению в музыкальном искусстве, получившему название импрессионизм.