Конспект нод в подготовительной группе по фгос. культура других народов

Марина Горбунова
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению детей с традициями разных национальностей, населяющих наш город.

Задачи :

Образовательная задача : познакомить детей с историей , культурой,

традициями народов , населяющих наш город ;

Развивающие задачи : развивать познавательные интересы старших

дошкольников; стимулировать стремление знать как можно больше о родном

городе и народах , населяющих его ;

Воспитательная задача : воспитывать уважительные, дружелюбные чувства

к людям разных национальностей .

Оборудование : дидактическая игра «Народы города Чапаевска » , карточки с

изображением народов, карточки с изображением традиционных жилищ .

Предварительная работа : заучивание стихотворения В. Степанова

«Российская семья» , беседа о народных традициях .

Словарная работа : подполье, фундамент, хата, срубная изба, каркас, сени,

известняк, хлев.

Логика образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Воспитатель : В какой стране мы живем? (Россия) .

Воспитатель : Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не

только леса, поля, реки и города . Страна – это прежде всего люди, которые в

ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных

народов, ее населяющих . А народов этих очень много. Даже в нашем городе

проживают люди разных национальностей . Это русские, татары, чуваши,

мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы. Каждый народ говорит на своем

языке, имеет свою историю, культуру, традиции .

Воспитатель : Что такое народные традиции ? Да, это то что передается из

поколения в поколение, т. е. народные праздники, свадебные обряды и многое

другое. У каждого народа свои народные традиции . Но это не делает один

народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает

богатой и разнообразной культуру России . Каждый народ по капле вносит

свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У

каждого народа свои песни, сказки, блюда, национальные костюмы . Но у

всех у нас одна Родина – Россия.

Чтение ребенком стихотворения «российская семья» В. Степанова.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой – оленевод.

Один – рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас – у всех одна.

2. Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с народами , населяющими наш

город . Большую часть составляют русские, но есть и другие национальности .

Люди каких национальностей проживают в нашем городе ?

Традиционным жилищем для русских являлась деревянная срубная изба с

подпольем (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)

Каркас жилища собирали из бревен, сложенных в горизонтальные венцы и

скрепленных различным способом. Сруб из 12-15 бревен-венцов ставили на

фундамент из дубовых стоек, камня или известника. Такие дома есть в нашем

городе в Титовке , Губашево.

Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища . Мебели в

нем было не много : лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы,

переносные скамьи, иногда стулья, стол, посудные и другие полки. Примерно

четвертую часть избы занимала русская печь. В жилище печь

всегда была большой, так как играла важную роль в жизни семьи : в ней

готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились ее теплом, сушили

одежду, а иногда в ней даже мылись. Как правило, летом печь топили один

раз – утром, приготовляя пищу для семьи и скота, потом закрывали отверстие

в печи заслонкой – и еда была теплой в течение всего дня. Печь работала

лучше всякого термоса.

Рядом с домом был хозяйственный двор. В специально огороженных местах

держали скот : в сарайчиках – свиней, овец, даже птицу, в конюшне –

лошадей, а в утепленных хлевах – корову с теленком. Двор мог примыкать к

жилому дому или сзади, или сбоку.

Воспитатель : А традиционным жилищем для татар была рубленная из

дерева изба.

Для чувашей изба с крыльцом без сеней.

Для мордвы деревянная изба без фундамента.

Для украинцев – хата.

Для армяней глжатун (тун) .

Для азербайджанцев двухэтажный дом с плоской крышей.

Воспитатель : Современные татары, мордва, чуваши, украинцы, армяне,

азербайджанцы, русские живут в квартирах. И только узнают от своих

бабушек именно так, как вы видите на картинках выглядят истинно

национальные жилища . И используют в оформлении интерьера квартиры

элементы орнамента, цветовые сочетания, характерные для своей

национальности .

3. Заключительная часть.

Дидактическая игра «Народы города Чапаевска »

Необходимо взять карточку и назвать национальность и подобрать

традиционное жилище для этой национальности .

Разделы: Логопедия

Образовательная область: «Социализация».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура».

Цель: приобщать детей к истокам народных традиций.

Задачи :

  • Обобщать представления детей о народах Земли, их традициях, культуре (национальной одежде, домах, играх, сказках, пословицах, национальных игрушках).
  • Углублять представления о многообразии людей на земле. Формировать представления детей о дружбе людей во всем мире. Познакомить с голубем-символом мира.
  • Развивать познавательный интерес к традициям разных народов. Развивать умение детей рассуждать, делать умозаключения на основе причинно-следственных связей.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей, способствовать развитию личности в духе толерантности.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением людей разных стран в национальной одежде и их дома, книга сказок, карточки с пословицами, кольцо, камушек, национальные игрушки - олень, матрешка, дарума; голубь-образец, заготовки голубей, листы белой бумаги по количеству детей.

Предварительная работа : знакомство с традициями и культурой разных народов Земли в процессе бесед, занятий, досугов и игр-путешествий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед:
- Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте детушки милые. Проходите, мои хорошие! Располагайтесь, поудобнее. (Дети рассаживаются на лавки.)
- Встречаясь, мы говорим друг другу «здравствуйте». Что обозначает это слово?
Дети:
- Мы желаем здоровья!
Логопед:
- Верно, этим словом мы желаем друг другу здоровья, добра, мира. Люди разных стран при встрече тоже говорят здравствуйте, только на своем языке. Давайте вспомним, как здороваются в Англии (Хэллоу), а в Японии (Конитива). В далеком Китае при встрече говорят почтительно «нихао», в жаркой Африке - произносят коротко «джамбо».
- Сегодня мы поговорим с вами о разных странах, о традициях разных народов. Традиции - это знания о жизни людей. По ним мы узнаем, как жили люди раньше, потому что традиции передаются от дедов к отцам, а от отцов к детям.
- А зачем нужно знать традиции людей разных стран?
Дети :
- Чтобы знать, как себя вести в этой стране, чтобы подружиться с людьми.
Логопед:
- Я хочу показать вам картинки. На них изображены люди. (Показывает картинку с индейцами.) Как вы думаете, кто это? (Индейцы.) Где они живут? (В Америке.) Почему вы так решили? (У них куртка с бахрамой, на голове перья.)
- (Показывает картинку с японцами.) А эти люди из какой страны? (Из Япони) Как вы догадались? (Они одеты в кимано.) Правильно, кимано носят в Японии.
- (Показывает картинку с африканцами.) А эти люди откуда? (Из Африки.) Как называют их одежду? (Канга, на голове тюрбан.)
- (Показывает картинку с людьми с Севера.) Угадайте-ка, где живут эти люди? (На Севере.) Почему вы так думаете? (У них малица, кухлянка, унты.)
- И последняя картинка будет легкой для вас. Эти люди живут… (В России.) Что носили когда-то давно наши прабабушки и прадедушки? Все изображенные на картинках люди одеты в ту одежду, какую было принято носить там, где они живут. Такую одежду называют национальной. И надевают ее чаще всего по особым случаям, например, в праздники.
Музыкальный руководитель:
(показ слайдов с изображением домов народов мира)
- Не похожа национальная одежда людей разных стран. Также не похожи и их дома.
Давайте посмотрим, какому народу какой дом подходит.
- Как называется этот дом? (вигвам) Кто в нем живет? (индейцы).
- Где строят такие дома? (в Японии).
- Как называется этот дом? (хижина). Где такие дома? (в Африке).
- Как называется такой дом? (чум). Где строят такие дома? (на Севере).
- А это что? (изба). Где можно увидеть такие дома? (в нашей стране, в деревне).
- Как вы думаете, почему дома людей разных народов так отличаются?
Дети:
- Потому что люди живут в разных местах. Там разная погода. В одних местах холодно, а в других жарко.
Логопед:
- Молодцы ребята, помогите мне собрать картинки. (Показ слайда с изображением избы.)
- На Руси строительство избы было большим делом. Созывали весь честной народ на строительство. Ведь одному человеку это было не под силу! Собирались мужики и начинали рубить избу. Рубить избу означает - строить, а строили ее из бревен, которые рубили топорами. Есть и пословица русская «Не взявшись за топор, избы не срубишь» (убирает картинку ).
- Пословицы есть не только у русского народа. Краткие, точные изречения есть у всех народов на Земле.
Логопед : (достает книгу)
- В моей волшебной книге много разных пословиц написано. Я вам их прочитаю. А вы попробуйте угадать какой народ их придумал, откуда они попали к нам. (Читает пословицы, дети отгадывают родину пословицы .)
- «Двум слонам не хватает места для отдыха в тени одного дерева» (Африка). - «Олень и собака - друзья охотника» (Северные народы).
- «Все, что цветет, неизбежно увянет» (Япония).
- «В своем лесу индеец знает обо всем» (Америка).
Музыкальный руководитель:
(Динамическая пауза)
- Молодцы, ребятишки, девчушки и мальчишки. Однако, засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок (выходит из-за стола ), да меня послушать еще разок. Поиграем мы в русскую народную игру «Колечко». Все вы эту игру знаете. А игра эта старинная. Еще ваши бабушки и дедушки любили в нее играть. Сегодня мы поиграем в эту игру так, как играли на Руси. Вставайте в круг. Готовьте свои ладошки. Кому колечко достанется, тому нужно выбежать из круга, чтобы ребята не успели задержать. А я водить буду, да считалку приговаривать.

Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!

А теперь все вместе: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
- А в Японии в эту игру по-другому играют. Хотите узнать, как? Я вас научу. Спрячьте свои ручки за спину, откройте одну ладошку. Вот так. А я пройду. И камешек кому-нибудь положу. Кому камешек достанется, тот после слова «беги» быстро выбегает на середину круга. А остальные ребятки его должны удержать.

Вот по кругу я иду,
Всем вам камешек кладу.
Крепче камешек держи
И быстрее в круг беги (играют).

Логопед:
- Интересная игра, правда, ребята? Русские и японские дети отличаются друг от друга, а игры у них похожие…
- Сейчас места свои займем и дальше нашу беседу поведем.
Дети рассаживаются по местам .
- У детей разных стран есть свои национальные игрушки. Они пришли к нам из далекого прошлого. Хотите узнать, что это за игрушки? Я вам их сейчас покажу. (Достает оленя. ) Как вы думаете, откуда такая игрушка? (с Севера). Правильно, и сделана она из оленьего рога.
Отгадайте-ка, ребятки, вы теперь мою загадку:

Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!
И зовут ее…. (Показывает матрешку. )

Правильно, русская матрешка. Матрешки бывают разные, потому что делали их в разных уголках России. Первые из них появились очень давно. Из чего делают матрешек? (Из дерева. ) Верно, из дерева, потом расписывают и покрывают лаком. Матрешку можно собирать и разбирать, а еще можно просто рассматривать, ведь каждая матрешка не похожа на своих сестричек.
Еще одна русская игрушка - свистулька. Их делали из глины, а затем расписывали красками, получались очень яркие, красочные игрушки.
Логопед :
- А эта игрушка вам тоже знакома (достает даруму). Что это? (дарума). Где мы ее видели? (в Японии). Из чего она сделана? (из глины). Что вы о ней знаете? Верно, японцы верят, что эта кукла принесет удачу и счастье. Поэтому перед Новым годом каждый старается приобрести Даруму. Загадывает желание, пририсовывает или раскрашивает один глаз. А если желание исполняется, то в знак благодарности рисует кукле второй глаз.
- Дети всей Земли любят играть, и игрушки у них разные. (Убирает игрушки.) А что еще любят делать ребятишки?
Дети : танцевать, петь, смотреть мультфильмы
- А еще все ребята любят сказки слушать. А какие русские народные сказки вы знаете?
- А какие сказки других народов вам известны? (Ответы детей. )
- Скажите, пожалуйста, а сказки разных народов похожи друг на друга? (Нет. ) Верно, у каждого народа свои сказочные герои и сюжеты. И все-таки во всех сказках есть что-то общее. Подумайте, каких людей в конце сказки ждет награда?
Дети : добрых, дружных, трудолюбивых.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим отрывок из русской народной сказки про Илью Муромца.
Сценка «Илья Муромец»:
Слайд. Изба
Ведущий. Жили - были под городом Муромом, в селе Карачарово крестьянин Иван Тимофеевич да жена его Ефросинья Яковлевна. И был у них один сын - Илья.
Отец (вытирает рукой пот со лба). Тридцать лет на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит.
Мать. И ростом Илья богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся. (утирает платочком слезы)
Уходят.
Появляется Старец.
На экране слайд «Грозовое небо», звучит свист, грохот.
Старец. Слыхали? Нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям - дорогам разбойники рыщут, не дают они людям проходу, ни проезду. Налетает на Русь Соловей - разбойник, в свое логово девушек утаскивает. (Уходит)
Илья (гневно). Эх вы, ноги мои нехожалые! Эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!
На экране слайд «Голубое небо».
Старец подходит к Илье.
Старец. Здравствуй, Илья!
Илья. Здравствуй, добрый человек!
Старец. А не засиделся ли ты, сиднем сидючи, ровно тридцать лет и три года? Пора и честь тебе знать. Пробил твой час, Илюшенька! Принес я тебе ковшик студеной водицы. В этом ковшике вода всех озер, всех рек Руси - матушки. Пей, Илья! (Илья пьет.) Много ли чуешь в себе силушки?
Илья. Ой много, батюшка, много! (Встает и удивляется).
Старец. Будешь ты, Илья, велик богатырь. Бейся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудовищами. Защищай вдов, сирот, малых детушек. (Илью облачают в доспехи).
Илья. Мне бы меч булатный.
Старец. Да ты сходи в кузницу: они там добрые клинки куют. (Уходит.)
Исполняется русская народная песня «Во кузнице».
Два кузнеца выделяют ударами сильную и слабую доли в музыке.
Кузнец. Возьми, Илья, наш меч булатный, иди сражайся с Соловьем - разбойником.
Илья. Хорош меч! Благодарствую! (Принимает меч с поклоном.) Где бы мне коня раздобыть богатырского?
Кузнец. Это тебе надо к цыганам пойти. У них кони знатные! А вот и цыганский табор в Карачарово пожаловал!
Звучит цыганская музыка, на экране слайд «Цыганский табор». Выходит цыган.
Цыган. Народ, не проходи зря, бери коня!
Илья. Эх, и добрый конь у тебя! Чай, больших денег стоит? Почем товар?
Цыган. По деньгам.
Илья. А добрым молодцам?
Цыган. А на что конь - то тебе?
Илья. Хочу встретиться я с Соловьем - разбойником. Хватит ему лить кровь людскую.
Цыган. А коли так, бери даром, богатырь, нашу Бурушку - косматушку. Краше ее и сильнее нет на всем белом свете!
Илья (кланяется). Благодарствую!
Цыган уходит. На экране слайд «Дорога уходящая в даль».
Ведущий. Стал с тех пор Илья Муромец знатным богатырем. Защищал землю матушку от врагов и разбойников!
Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в интересную игру. Кто придумает как можно больше предложений со словом «дружба»? Можно называть пословицы с этим словом! Вспомним мультфильмы, книги о верных друзьях.

Пословицы:

Дружбу за деньги не купишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Мульфильмы:

«Крокодил Гена и его друзья», «Бременские музыканты», «Винни-Пух и его друзья», «Малыш и Карлсон»….

Музыкальный руководитель:
- Верно, в сказках всего мира добро побеждает зло, любовь и дружба крепче всего, а терпение и труд все перетрут!
- Хочу и я вам сказку одну рассказать.
- В давние-давние времена жили на Земле разные народы. Были эти народы не похожи. Крепкая дружба объединяла их. Жили они как одна большая семья: без вражды, без ссор, без печали. И были на земле в ту далекую пору чудесные могучие леса, широкие реки, высокие горы. Но вот задумал злой черный колдун разрушить всю эту красоту, засушить землю и сердца людей, поссорить их между собой. Послал колдун на землю ветры-суховеи. Иссушили ветры землю. Поломались от ветра деревья. Пересохли моря и реки, рассыпались горы. Стали люди злыми, ссориться начали да враждовать.
Узнал об этом несчастье белый голубь. Больно ему стало смотреть на белый свет. Взлетел голубь высоко в небо. Стал просить тучу пролиться очищающим дождем. Послушала туча белокрылого голубя, пошел на земле дождь. Где падали на землю капли, вырастали на том месте прекрасные цветы и деревья. А люди под дождем становились чище и добрее. Поняли люди, что нечего им делить, незачем им ссориться. Помирил голубь народы. С тех пор стали люди считать белого голубя символом мира и дружбы людей на Земле. (Показывает голубя .)
Логопед :
- Сегодня на память о нашей встрече я предлагаю вам сделать голубей. Я приготовила для вас вот такие заготовки (раздает детям ). Чего не хватает у этих голубей? (крыльев ). Правильно, и сейчас каждый из вас сделает своему голубю крылышки из белой бумаги. (Кладет на середину стола листы белой бумаги.) Возьмите лист бумаги, положите его вертикально перед собой, вот так. Отогните узкую полоску, проведите пальцами по линии сгиба. Полоска должна быть узкая. Переверните лист на обратную сторону. Загибаем еще одну полоску. И так делаем гармошку из всего листа…(После показа приемов воспитатель встает, подходит к детям, следит за выполнением работы, дает индивидуальные указания.)
- Молодцы, у всех получилось. (Садится на свое место.)
- Теперь берем нашу гармошку и продеваем в прорезь заготовки до середины. И расправляем крылья нашему голубку (показывает). Покажите всем своих голубей.

Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета
Всем народам передай.

Вот какие красавцы у вас получились. Похожие, но разные.
Музыкальный руководитель:
- Так и люди отличаются цветом волос, кожи, глаз. У них разные дома, песни, сказки, своя национальная одежда и игрушки. Но эти различия не могут помешать людям дружить, стараться понять друг друга, уважать традиции других народов.

Цель: Расширить знания детей о России.

Задачи:

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, ее населяющих.

Обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: монисто, кибитка, кочевой народ, башмют, скотоводы, бусе.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм», бусинки.

Методы и приемы: беседа, просмотр мультимедийной презентации, игра.

Предшествующая работа: велась работа по формированию понятий большая и малая Родина; проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным миром, с животным миром; дали понятие о многонациональности Родины, округа в котором живут дети; знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Психотренинг:

Главное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить слова: «Здравствуй, человек»!

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, трудолюбивый, классный, любопытный, милый, модный и. т. п).

Предлагаю пройти к стульчикам, присесть.

Ход НОД.

Ребята, сегодня я вам снова предлагаю, отправимся в путешествие. Кто мне скажет, на чем можно путешествовать? (На машине, самолете, поезде, пароходе). Да вы все ответили правильно, путешествовать можно на разном транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.

Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей)

1 слайд.

Да, Россия. Россия огромна и необъятна. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса.
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.

2 слайд.

Страна наша сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Вспомните, какие народы населяют нашу Родину? (дети называют)

Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.

Итак, мы отправляемся в наше путешествие по России.

Наше путешествие мы начнем с округа, в котором мы свами живем (ответы детей). Вспомните как называется наш округ? (ответы детей)

3 слайд.

Да, правильно мы с вами живем в Ханты – Мансийском округе.

Кто мне скажет, благодаря какому народу наш округ получил свое название? (ответы детей)

Название наш округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Вспомните, как называется столица округа (ответы детей).

У каждого человека есть своя малая родина. Это место где родился человек и вырос.

Я по национальности – удмуртка, родилась в Удмуртии, и сегодня приглашаю вас посетить мою родину – Удмуртию.

4 слайд.

В Удмуртии живет народ, которых называют - удмуртами.

Столица Удмуртии – Ижевск.

В Государственном гербе Удмуртской Республики преобладают три цвета – черный, красный, белый:
черный цвет является символом земли и стабильности;
красный - цветом солнца и символом жизни;
белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
5 слайд.

Удмуртия красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Удмурты доброжелательные, гостеприимные люди. Они говорят на родном удмуртском языке.

Удмуртия богата нефтью, торфом, полезными ископаемыми. Однако главное богатство - это трудолюбивый и талантливый народ Удмуртии.

6 слайд.

Это родина гениального композитора П.Н.Чайковского. Всему миру известно имя гениального оружейника М.Т.Калашникова.

Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения.
7 слайд.

- А вот в древности самым распространенным промыслом удмуртов было изготовление тканей из льняного и конопляного волокна.

В Удмуртии делают валенки, мужские шляпы. Распространена вышивка, резьба по дереву, ювелирное искусство, гончарство.
8 слайд

Самое распространенное кушанье удмуртов - это перепечи, табани, пельмяни, котчал - овсяной кисель.

9 слайд.

Самый большой праздник в году у удмуртов - «Пасха» (баздым нунал).

В этот праздник устраивали сбор яиц и их катание с горы. Какие народы еще отмечает этот праздник? (русские, чуваши, марийцы и др.).

10 слайд.

Одежду удмурты носили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. Костюм состоял из белой холщовой рубахи (дэремы) с прямыми рукавами, Поверх рубахи надевался белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались передником без грудки. Также носили домотканое платье в мелкую клеточку, также подпоясанный передником. На грудь вешали нагрудник, украшенный серебряными монетами (монисто) (Закрепляю новое слово со всеми детьми).

Костюм мужчин похож на костюм русских крестьян: белая или клетчатая холщовая рубашка, с вышитым воротом, подвязанная поясом. На ногах носили лапти, валенки.

Одежду удмурты украшали орнаментом, состоящим из ромбов, клетки или шахматного узора, воробьиных лапок, полосок, контурного узора.

В Удмуртии много рек и озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной хозяин воды.

Я вас приглашаю поиграть в удмуртскую игру «Водяной» (Вумурт).
Игра «Водяной»
- Мы продолжаем свое путешествие. Следующий пункт нашего путешествия находится на юге нашей страны – Калмыкия.

Ребята, скажите, у нас в группе есть дети по национальности калмык? (Ответ детей)

11 слайд.

Столица Калмыкии – Элиста.

Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.
Белый цвет означает мирные взгляды, дружеские отношения со всеми народами, живущими как в Калмыкии, так и за ее пределами.

12 слайд.

Калмыкия расположена в степях. Калмыки были «кочевым народом».

А может быть, кто – ни будь из вас, знает значение этих слов «кочевой народ»? (ответы).

«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т.е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).

13 слайд.

А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).

Жилище калмыков называется «кибитка» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.

А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).

Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»). Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти, катали войлок. Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.

14 слайд.

Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник - это праздник весны «Цаган Сар» (в переводе означает «счастливый месяц» или «белый месяц»).

15 слайд.

Посмотрите на национальный калмыцкий костюм, это кафтан, на калмыцком языке он называется «башмют» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

Мужчины надевали широкие брюки – шаровары, для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах сапоги.

Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бусе» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа есть своя музыка, музыкальные инструменты. Я предлагаю вам послушать народную калмыцкую мелодию.

(Прослушивание калмыцкой мелодии).

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее,

то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло. А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
- Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Сегодня мы с вами заканчиваем наше виртуальное путешествие.

(Провожу с детьми гимнастику для глаз «Лучик солнца»).

А сейчас я вам предлагаю подойти к столу. Возьмите конверты. В конвертах лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.

Д/игра «Собери костюм» (разрезные картинки с изображением национальных костюмов в разных конвертах. Собирают по два ребенка один костюм).

Костюм, какого народа вы собрали? (дети отвечают)

Итог ОД.

Ребята где мы с вами сегодня побывали?(Ответы детей)

О каких народах мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Что вы узнали о них? Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? (ответы детей).

Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»).

Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.

Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.

А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.

Мы поместим их на самое видное место в группе, и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.

16 слайд.

А сейчас послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

— обогащать дифференцированные представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство, обычаи, игры, игрушки);

— воспитывать познавательный интерес к культуре других народов;

— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование: аудиозаписи песен (русской народной «Во поле береза стояла» и татарской), заранее заготовленная обложка и листы для будущей книги, рисунки детей по мотивам русских народных сказок, слайды с изображением одежды русского и татарского народов, иллюстрации с изображением людей разных национальностей в национальных костюмах, настольно-печатная игра «Особенности быта разных народов», проектор, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратилась воспитательница старшей группы Наталья Александровна. В ее группе есть книги, альбомы, картинки, с помощью которых можно рассказать детям о внешних различиях людей разных национальностей. Но значительно больше, чем внешне, люди разных национальностей различаются своей культурой. К сожалению, такой книги нет в старшей группе. К кому только ни обращалась Наталья Александровна, чтобы ее найти. По ее просьбе родители детей даже ездили в Пермь, объехали все книжные магазины, но нигде не смогли найти такую книгу.

Тогда Наталья Александровна вспомнила о вас, ребята. Она видела в вашей группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам так много рассказывали и читали о различиях в культуре представителей разных национальностей, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель . Что можно будет в ней разместить?

Дети . Рассказы о культуре разных народов, картинки, рисунки, кроссворды, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель . Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа. Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараются говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках, пословицах. Ребята, какие вы знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети . «Язык до Киева доведет», «Хорошие речи приятно и слушать», «Ласковое слово и камень растопит», «Доброму слову — добрый ответ», «Доброму слову и добрая слава», «Красна сказка складом, а песня ладом».

Воспитатель . Русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете?

Дети . «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Воспитатель . Мы с вами рисовали по мотивам русских народных сказок, давайте подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу. У русского народа есть очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле березе стояла», дети водят хоровод.

Ребята, давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы быта использовались раньше и какие существуют сейчас. В этом нам поможет игра.

Игра «Старинное — нестаринное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранения одежды. Дети должны назвать предмет одежды и сказать, старинная эта вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки, лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя: сарафан — женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платье и юбки.

Косоворотка — рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи, но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти — короткая плетеная обувь, которую плели из лыка, реже из коры деревьев. Вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т.д.

Сундук — ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят вещи в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель . Русский народ очень гостеприимный, гостей встречают хлебом-солью да угощают традиционными блюдами. Какими?

Дети. Блинами, пельменями, щами, шанежками.

Воспитатель . Ребята, а еще какие правила поведения, кроме хорошего приема гостей, принято соблюдать у русского народа.

Дети. Мужчины в знак приветствия пожимают друг другу руки, уступают женщине дорогу, место в общественном транспорте.

Воспитатель . Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы. Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ, о котором мы расскажем в ней, — татары. Где они проживают?

Дети . В Республике Татарстан.

Воспитатель . Да, действительно, татары проживают в этой республике, но так как это многочисленный народ, они проживают и во многих областях России. Столица Татарстана — Казань. Это большой и красивый город. На каком языке говорят татары?

Дети. На татарском.

Воспитатель . Послушайте, как звучит татарский язык.

Звучит аудиозапись татарской народной песни.

Одежда татарского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды татар: блузки, юбки, жилеты — женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты — мужская одежда.

И женщины и мужчины носят обувь, которая называется чекмени. Татарские мужчины носят на голове тюбетейку — цветную, скромно вышитую маленькую шапочку, а женщины — калфак — бархатную шапочку с вышивкой. Одежда татар яркая и красочная, украшена бархатной тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером. Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже в городах, чаще — в деревнях и по праздникам. Как называется самый большой праздник татарского народа?

Дети . Сабантуй.

Воспитатель . Татары очень тщательно готовятся к этому празднику. Они готовят разные национальные блюда. Как они называются?

Дети . Лепешки — кабатма, блины — киймак, пироги с начинкой — бялиш, чак-чак.

Воспитатель . На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника татары любят играть в разные национальные игры. В одну из них мы с вами сейчас поиграем, называется она «Тимербай».

Татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение.

Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Со словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Воспитатель. Ребята, среди картинок на столе выберите те, на которых изображены люди в татарских национальных костюмах.

Дети выполняют задание.

Ребята, мы с вами вспомнили о людях русской и татарской культуры. О каких еще культурах вы знаете?

Дети. О культуре украинцев, народов Кавказа, Крайнего Севера.

Воспитатель . Чтобы дети старшей группы узнали и о культуре этих народов, мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты (показывает перфокарты), с которыми сейчас поиграете вы, а потом и дети старшей группы.

Игра «Особенности быта разных народов»

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилища, и традиционные изделия народных мастеров — представителей разных народов. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре украинцев, синим — народов Кавказа, зеленым — народов Крайнего Севера.

Воспитатель. Как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Дети . Да.

Воспитатель . Я тоже думаю, что она понравится детям старшей группы.

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравится всем детям.

Конспект НОД в подготовительной группе:

«Какие народы живут в России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Ход занятия

Воспитатель.

В какой стране мы живем? (Россия.)

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары - в средней полосе России, чукчи, немцы - на севере, осетины, ингуши - на юге страны. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, праздник жаворонков и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй - это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народы делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина - Россия.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди... чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень теплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть теплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма - красивый пояс - пулай.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский. Потому что русский - это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.

Все сказки похожи одна на другую.

- Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)

Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда,палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России - резьбой по кости, шитьем одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла - кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.

У чукчей - строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.

У осетин и ингушей - халва, пахлава.

Татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак.

В конце занятия - праздничное чаепитие

с национальными сладостями.

Итог занятия

Воспитатель.

Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.