Понятие мировая культура означает. Основные этапы развития мировой культуры

Словарь терминов

Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

Ампир (фр. empire – империя) – стиль позднего классицизма в западной архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период Наполеона. Для ампира характерны строгие монументальные формы (дорический и тосканский ордера) и обращение к древнеримским и древнеегипетским декоративным формам (крылатые сфинксы и т. п.).

Античная культура – древний период в развитии культуры, в основном включающий древнегреческую и древнеримскую культуры.

Антропологическая культурология – раздел культурологии, смежный с антропологией и изучающий связи между культурными феноменами и природой человека, психологией и менталитетом отдельных народов.

Ареал культурный – географический район, внутри которого у разных народов обнаруживаются одни и те же культурные особенности.

Архетип – базовая структура мышления (часто проявляющаяся на бессознательном уровне), находящая отражение в культуре.

Барокко (ит. barocco – вычурный) – художественный стиль конца XVI – середины XVIII в., отличается декоративной пышностью, динамическими сложными формами, живописностью, импульсивностью, чрезмерностью.

Бронзовый век – период в жизни общества, следующий за каменным веком (в некоторых культурах – медным веком), когда человек пользовался орудиями труда из бронзы (приблизительно от 4 до 3 тыс. лет назад).

Возрождение – эпоха в развитии западной культуры, начавшаяся после Средневековья и характеризующаяся резким повышением интереса к античной культуре и философии. Различают раннее (XIV?XV вв.), высокое (XV?XVI вв.) и позднее (XVI?XVII вв.) Возрождение.

Восточные типы культуры – типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке и характеризующиеся преимущественным развитием таких отраслей духовной культуры, как мистика, мифология, религия, искусство.

Глобальные проблемы – проблемы, важные для всего земного шара, такие как экологическая, демографическая, ресурсная, предотвращения мировой термоядерной войны. Появились в середине XX в.

Готика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и распространившийся в позднем Средневековье по всей Западной Европе. Готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей.

Динамика культуры – совокупность изменений, происходящих в культуре. Есть различные типы и виды культурной динамики – линейная, циклическая и т. д.

Доминанта – преобладающая в данной культуре основная черта, определяющая другие.

Духовная культура – совокупность духовных продуктов, созданных человеком как видом Homo Sapiens.

«Душа» культуры – понятие, под которым имеется в виду основной прасимвол: аполлонический – в древнегреческой культуре, фаустовский – в новоевропейской культуре. Индивидуальный неповторимый стиль и в то же время внутренний смысл данной культуры.

Железный век – период в жизни общества, когда человек перешел к использованию орудий труда из железа (приблизительно с середины 1-го тыс. до н. э.)

Западные типы культуры – типы культур, возникшие в Древней Греции, Древнем Риме и Западной Европе и характеризующиеся преимущественным развитием таких отраслей духовной культуры, как философия и наука.

Инкультурация – процесс введения человека в систему нормативно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей.

Искусство – отрасль духовной культуры, возникшая вслед за мистикой и представляющая собой совокупность специфически человеческих продуктов, основанных преимущественно на воображении и творении образов. Создает на основе образного мышления эстетически значимые ценности.

История культуры – раздел культурологии, изучающий историю развития культуры различных народов преимущественно в ее хронологической последовательности.

Каменный век – самый ранний период в жизни общества, когда человек пользовался каменными орудиями труда (приблизительно до 6 тыс. лет назад).

Картина мира культурная общее представление о мире с точки зрения отдельной или мировой культуры, включающее представление об устройстве и функционирование мира, месте в нем человека, соотношении естественного и сверхъестественного и т. п.

Классицизм – период в развитии древнегреческой культуры (V–IV вв. до н. э.), когда она достигла рассвета своих форм и возможностей; также стиль, возникший в подражание древнегреческому в европейском искусстве Нового времени.

Коды культуры (по аналогии с генетикой) – совокупность достижений культуры в виде условных знаков, символов, смыслов, передающихся из поколения в поколение путем социального наследования.

Культура – совокупность всего специфически человеческого, что создано им как видом Homo Sapiens.

Культурогенез – процесс формирования основных сущностных характеристик культуры.

Культурология – наука о культуре, возникшая в середине XX в. и изучающая закономерности развития культуры.

Локальная культура – культура, существующая в определенном месте и не связанная с имеющимися вне ее; обладающая своим набором индивидуальных неповторимых черт.

Массовая культура – возникшая в XX в. часть культуры, которая ориентируется на приобщившихся к культуре в результате развития средств массовой информации и коммуникации, всеобщую грамотность и увеличение досуга у массы населения.

Материальная культура – совокупность специфически человеческих искусственных, неорганических материальных продуктов (орудий труда и т. д.), созданных им как видом Homo Sapiens.

Медный век – период жизни общества после каменного века, когда в некоторых культурах человек начал пользоваться медными орудиями труда (приблизительно от 5 до 4 тыс. лет назад).

Межкультурные коммуникации – разнообразные виды взаимодействий между отдельными культурами.

Менталитет – способ чувствования и мышления, присущий людям определенной общности и определяющий особенности их культуры.

Мировая культура – совокупность лучших достижений всех отраслей и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

Мистика – первая отрасль духовной культуры, основывающаяся на синкретичном восприятии мира, не разделяющем четко объекты действительности на естественные и сверхъестественные.

Мифология – отрасль духовной культуры, возникшая вслед за искусством и представляющая собой систему взглядов, отвечающих на основные вопросы человеческого бытия в форме образов и верований.

Модернизация культурная – изменения в культуре, отвечающие современным требованиям к ней в плане рационализации и соответствия основным потребностям современного человека.

Морфология культуры – направление в культурологии, изучающее формы культуры как самостоятельные образования, имеющие собственную логику развития, и их смену в ходе культурного процесса.

Наука – рациональная отрасль духовной культуры, основанная на познании реальности в теоретической форме, допускающей эмпирическую проверку, и выявляющая устойчивые повторяющиеся связи между явлениями действительности.

Научно-техническая революция – коренное преобразование производительных сил общества, произошедшее в середине XX в. на базе превращения науки в ведущий фактор общественного производства. Служит отправной точкой становления постиндустриального информационного общества.

Национальная культура – синтез культур различных слоев исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории, социально-экономической деятельности и менталитета. Национальные культуры письменны, обладают широким ареалом действия, передаются через образование.

Неолитическая революция – скачкообразный переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству), совершившийся в эпоху неолита 9–6 тыс. лет назад.

Новейшее время -XX?XXI вв.

Новое время – эпоха в развитии мировой культуры, наступившая после Средневековья и характеризующаяся развитием науки как преобладающей отрасли культуры (XVII?XIX вв.).

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Концепция ноосферы сформулирована П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским.

Нормы культурные – совокупность общепринятых положений, регулирующих поведение людей, их общение и участие в совместном духовном и материальном производстве.

Общество – совокупность людей и устойчивых, структурированных связей между ними.

Отрасли культуры – крупные направления в развитии культуры, последовательно возникавшие – от мистики до идеологии – друг за другом. Отрасли являются связующими нитями в культуре. За счет них отдельные типы культур получают новые стимулы своего существования.

Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке.

Прикладная культурология – совокупность исследований, во-первых, нацеленных на изучение и разработку методик целенаправленного прогнозирования и управления культурными процессами и, во-вторых, ориентирующихся на проблемы охраны и реставрации культурно-исторического наследия.

Природа – понимается в трех основных смыслах: как все существующее; как основа всего существующего; как совокупность естественного в противоположность искусственному, т. е. созданному человеком. В 3-м значении чаще всего употребляется в культурологии.

Прогресс культуры – форма развития, при которой культура становится сложнее, многограннее, в ней накапливаются произведения, отрасли и типы.

Промышленная революция – революция в производстве, связанная с изобретением парового двигателя и приведшая к быстрому росту промышленности и становлению индустриального общества.

Просвещение – эпоха в развитии культуры Нового времени (XVIII в.), характеризующаяся стремлением деятелей культуры внедрять ее достижения в широкие слои общества.

Революция – глубокое качественное изменение в развитии общества.

Религия – отрасль духовной культуры, основанная на вере в Бога и являющаяся основой духовного объединения больших групп людей в наднациональные образования.

Реституция – возвращение одним государством другому имущества, в том числе культурных ценностей, незаконно захваченных им во время войны.

Реформация – эпоха в развитии католичества (XVI?XVII вв.),

характеризующаяся стремлением широких слоев верующих изменить обряды и догмы католической церкви на базе протестантизма.

Рококо (фр. rococo – раковина) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно распространившийся во Франции при Людовике XV, отличавшийся причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

Романский стиль – стиль западного искусства (X?XIII вв.), отличавшийся в архитектуре простотой, строгостью и массивностью, в изобразительных искусствах – условностью и яркой внушительностью форм.

Романтизм – направление в европейском искусстве 1-й половины XIX в., которому свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций. Характеризуется метафорической углубленностью и психологической задушевностью.

Самоидентичность культурная – отождествление людей и общественных учреждений с данной культурой, в пределах которой они существуют; осознание культурой самое себя.

Семантика культурная – раздел культурологии, изучающий культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом.

Семиотика – наука о знаковых системах, в том числе о культурных знаках, являющихся носителями культурной информации.

«Серединная» культура – культура, находящаяся в тесном взаимодействии с другими типами культур и являющаяся промежуточной между двумя или большим числом культур.

Символ – знак, имеющий более одного значения. Символы составляют базовый язык культуры.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе, эволюции в неживых системах и универсальных закономерностях процессов развития.

Синкретизм – сочетание разнородных культурных элементов при отсутствии непротиворечивости их друг другу.

Современность – время, в которое человечество живет в данный момент. Иногда в контексте имеется в виду более продолжительный период (скажем, вторая половина XX в.).

Социализация - процесс приобщения индивида к культурным ценностям общества.

Социальные институты культуры – совокупность социальных структур, общественных учреждений, устойчивых общественных взаимодействий, в рамках которых развивается культура.

Социология культуры – дисциплина, промежуточная между культурологией и социологией, изучающая отношение к культуре представителей различных социальных групп, и социальные институты, имеющие отношение к культуре.

Специфическая культура – культура, не похожая на другие, развивающаяся по своим внутренним законам и мало связанная с другими культурами и культурными универсалиями.

Средневековье – эпоха в мировой культуре, начинающаяся после античности и характеризующаяся преобладанием религии как отрасли культуры (V?XVI вв.).

Стиль – букв. заостренная палочка у древних римлян, которой выцарапывались буквы. Неповторимое творческое своеобразие данного человека или направления в культуре, совокупность характерных свойств, не похожих на другие.

Структурный метод – метод, основанный на изучении взаимосвязей составных частей системы.

Тенденции культурные – основные направления, по которым развивается данная культура, совокупность ее черт, которые переходят из прошлого в будущее.

Теоретическая культурология – раздел культурологии, нацеленный на исследование собственных фундаментальных проблем культуры и выявление общих закономерностей ее развития.

Техника – совокупность орудий труда, способов и приемов преобразования мира; важнейший элемент материальной культуры.

Типология культур – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, выявляющая их характерные свойства и взаимосвязи.

Типы культур – целостные культурные образования, возникшие у данного народа или совокупности народов, имеющие общие свойства и не похожие на культурные образования других народов.

Традиции культуры – совокупность достижений культуры, передающихся в рамках данной культуры от одного поколения к другому. Носителем культурных традиций является народ.

Трансформация культуры – изменения в культуре под влиянием внешних и внутренних факторов.

Универсалии (инварианты) культуры – фундаментальные проблемы, с которыми человечество сталкивается во всех культурах, и общие способы их решения.

Философия – рациональная отрасль духовной культуры, вдохновленная любовью к мудрости и представляющая собой совокупность ответов на фундаментальные вопросы, стоящие перед человеком: что есть истина? Каково происхождение и устройство мира? В чем смысл жизни? И т. д.

Философия культуры – раздел философии и культурологии, изучающий наиболее общие проблемы культуры и соотношение философии и культуры.

Функциональный метод – метод, основанный на изучении поведения, функций системы и взаимосвязи функций со структурой и элементами системы.

Человек Разумный – последний вид в роду Homo, современный человек, обладающий речью и разумом, т. е. способностью к абстрактному, обобщенному, понятийному мышлению. Возраст по разным оценкам 100–200 тыс. лет.

Человек Умелый – первый вид в роду Homo, названный так потому, что начал изготовление орудий труда. Возраст 2–3 млн лет.

Ценности культурные – совокупность всех культурных достижений, значимых для человека.

Цивилизация – современная стадия развития культуры, имеющая исходным пунктом развитие городов, письменности, становление целостных мифологических систем и высокий уровень техники. Цивилизации во множественном числе означают крупные сообщества людей, объединенных общими материальными и духовными ценностями и нормами.

Цикл культуры – время существования данной культуры от зарождения до гибели.

Эволюционизм – концепция развития мировой культуры, в соответствии с которой она проходит последовательно через ряд стадий, причем каждая культура повторяет общий путь и находится в данный момент времени в определенной точке общего для всех пути.

Экология – наука о взаимодействии живых и неживых систем, возникшая в 20-х гг. XX в., в широком смысле становящаяся новая отрасль культуры, призванная преодолеть кризис во взаимоотношении человека с природной средой.

Экспансионизм – стремление одной культуры навязать свои особенности и ценности другим культурам. В настоящее время речь идет об экспансии западной и прежде всего американской культуры по отношению к другим культурам земного шара.

Элитарная культура – противостоящая массовой часть культуры, ориентирующаяся на интересы элиты общества, недоступная и непонятная массам.

Этническая культура – культура этносов – человеческих сообществ более высокого уровня, чем племя, но менее высокого, чем нация. Обладает такими особенностями, как традиционализм, локальность, анонимность, дописьменность.

Этнография – наука, занимающаяся преимущественно описанием древних и примитивных культур. Возникла в XIX в. и послужила одной из основ культурологии. Изучает достижения культуры того или иного народа во всем их многообразии и целостности.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Словарь. Бодхисаттва: (1) Существо, посвятившее себя пути просветления; (2) будущий будда; (3) фигура просветлённого будды, который служит всем существам.Будды природа: сияющее чистое буддоподобное качество, внутренне присущее всем существам; наша истинная

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Из книги Традиция и революция автора Джидду Кришнамурти

СЛОВАРЬ Агни - огонь.Адвайта - отсутствие двойственности, не-дуализм.Адхикари - человек, стремящийся к самопознанию и обладающий нужными для этого качествами.Артха - предмет; цель; ценность.Асана - положение тела.Атман - высшее Я, дух.Брахман - Абсолют, всеобщий

Из книги Японская художественная традиция автора Григорьева Татьяна Петровна

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аварэ - восклицание, выражающее восторг.Авидья (санскр.) - неведение, непросветленность, незнание подлинной природы вещей.Агэку - нижнее двустишие танки (14 слогов).Акарма (санскр.) - правильное действие, не обусловленное кармой.Анатман (санскр.) - см.

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов А Аватара «Тот, кто нисходит», наделенное полной или частичной властью воплощение Господа, приходящее из духовного мира для выполнения какой-либо

автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов[*] А Аватара «Тот, кто нисходит», наделенное полной или частичной властью воплощение Господа, приходящее из духовного мира для выполнения какой-либо

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Краткий словарь терминов Анархизм – философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения.Антропогенез – эволюция человека от высших млекопитающих животных (обезьян) к человеку современного типа (Homo

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

Словарь основных терминов абхидамма (пали), абхидхарма (санскр.) - жанр буддийских текстов, систематизация учения Будды Абхидхамма (пали) Абхидхарма (санскр.) - название третьей части («корзины») буддийского канона аварана (санскр. синоним ниварана) - препятствие к

Из книги Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир автора Госвами Амит

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Амплитуда - максимальное отклонение волнового возмущения от положения равновесия. Антропный принцип - утверждение, согласно которому для проявления вселенной необходимы наблюдатели; это также называется сильной формулировкой антропного

Из книги Проблемы работы автора Хаббард Рон Лафайет

Словарь Аберрация: отклонение от рационального мышления или поведения. От лат. aberrare, «отходить от»; лат. ab «от», errare «бродить». Основное значение - заблуждаться, совершать ошибки, или, в более узком значении, иметь твердо установленные идеи, которые не соответствуют

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

Словарь санскритских имен и терминов

Из книги Биография Бога: Все, что человечество успело узнать автора Армстронг Карен

Словарь Аватара (санскр.) – «нисхождение», манифестация; земное явление одного из богов; воплощение божественного.Агностицизм (от лат. аgnosco, «я не знаю») – принципиальный отказ выносить вердикт относительно доктрин, учений и идей, которые невозможно ни доказать, ни

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

СЛОВАРЬ Адаптация. Видимая способность организма приспосабливаться к внешней среде и образу жизни. Процесс достижения такого соответствия.Аналоговый. См. Цифровой.Броуновское движение. Постоянное зигзагообразное и непредсказуемое движение частиц под действием ударов

Из книги Фэн-шуй - путь к гармонии автора Водолазская Евгения Станиславовна

Приложение 1. Словарь терминов Аномальная зона. Часть территории Земли, где часто или периодически возникают различные явления, труднообъяснимые с точки зрения официальной науки. Примером могут служить НЛО, резкое ухудшение самочувствия людей в некоторых местах,

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ АБСТРАГИРОВАНИЕ - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий

Из книги Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ автора Аникеева Елена Николаевна

Приложение № 2 Словарь индийских терминов Абхидхарма/абхидхамма – в буддизме размышление, рефлексия над дхармой; начало философствования. Одна из трех частей «Трипитаки» – «Абхидхарма-питака».Авидья – незнание. В буддизме и в большинстве течений веданты причина

Реферат: Характеристика содержания понятия «мировая культура»

Опыт, накопленный человечеством в ходе его культурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое - настоящему» легко трансформируется сегодня в иную - «настоящее - прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии.

Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тейлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафриканским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.

В конечном счете, ускорение эволюции культуры привело к появлению научно-технической культуры, которая зародилась в индустриальную эпоху (ее начало датируется 1750 г.) и начала свое победное шествие в мире, начиная с конца XIX в. и по сей день. Здесь следует подчеркнуть важность рассмотрения человеческого поведения в его целостности. Научно-техническое развитие в рамках культурной эволюции нельзя понять, изучая лишь достижения науки и техники, культурная эволюция есть всегда вопрос изменения поведения человека. Поэтому подлинная эволюционная значимость даже самой теоретической науки и самой совершенной техники может быть доказана их влиянием на изменения в человеческом поведении и может быть понята, только отправляясь от поведения, связанного с обеспечением пищей, размножением, безопасностью и информацией. Вполне вероятно, что в итоге предстоящих тысячелетий ускоряющейся культурной эволюции человек сможет стать покорителем космического пространства, создателем полностью автоматизированного производства и т.д.

Характеристика культуры Древнего Востока.

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н. э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.

Переход от родоплеменной культуры к первым цивилизациям проходил в первую очередь там, где были благоприятные природные условия. Именно благоприятные природные условия субтропической зоны Ближнего Востока стали причиной того, что именно в долинах рек Тигра, Евфрата и Нила сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах рек Хуанхэ, Янцзы в Китае, Инда и Ганга в Индии.

В древних цивилизациях и их культурах еще много нерасшифрованного, неизученного.

Культура Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІV тыс. до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним из самых великих (больших) центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 17-л до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 л до н э). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной работы рабов.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связаны и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самые известные храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ? в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятковой? системой обчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.

Собраный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Культура Месопотамии

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н. э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и всего человечества. Шумерам принадлежат важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система обчисления?(счеты). Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Средней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Жрецы вычислили протяженность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".

В конце ІІ тыс. до н э шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до УІ? в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

Культура Индии

Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н. э. на берегах Инда, но действительного развития они достигли во 2 тыс. до н. э, в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразная духовно-мировозренческая система индуизма - что являлось (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты):

1. Брахманов (жрецов).

2. Кшатриев (волнов).

3. Вайшвив (землеробы)

4. Шудры (слуги)

Была выработана целая система жизни и поведения человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом.

Индийская каста - это результат длительного процесса становления производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой происхождением, профессией, обычаями и законами.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. 1 тыс. до н. э)?. Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигла во время царствования Ашоки (сер. 3 в до н э). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Художественно-образное восприятие через призму названых религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляют фрески пещер Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале.

Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах.

Культура Китая

Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ІУ? в до н э сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В иньскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо - прообраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай родина таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятниками - Великий канал (2000 л - поч с 11 в до н э - по 19 в н э?)- сложное гидротехническое сооружение с приборами, интересными способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена.

В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как "китайская церемония". Это строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления, которые сложились на основе придерживания культа старины. Этико-ритуальные принципы заменили религиозно-мифологическое восприятие мира. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков.

Понятие мирового хозяйства …………………………………………..…….7 Структура мировой ... , обладающие специфическими характеристиками , но, тем...

  • Понятие первобытной культуры . Культура Средневековья и Возрождения

    Лекция >> Культура и искусство

    ... Мировая культура . Часть 1 Шаяхметова А.М., Коровина С.В. А. Понятие первобытной культуры . Б. Культура Древних цивилизаций. В. Античная культура . Г. Культура Средневековья и Возрождения. Понятие первобытной культуры ... поверхностная) характеристика Ренессанса. ...

  • Понятие политической культуры

    Реферат >> Политология
  • Культура и теория цивилизаций

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    ... культуру противопоставляли понятию «цивилизация». В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики ... и появляется понятие «мировой цивилизации». В сущности, понятие «мировая цивилизация» в... определения наполнены глубоким содержанием , отличаются от...

  • Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.

    Очень экспрессивно высказался об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатления человека, приступившего к исследованию культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитого двенадцатитомника «Золотой ветви» Фрэзера пришлось испытать огромный восторг. «Как на параде, -- пишет он, -- передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали бронзой, жрецы в масках, переодетые в одежды другого пола; люди, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи; девушки из индейской деревни, которых при достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте; короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают -- дикое, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбой, урожаем, опасностью и смертью. Эти тома напоминают арабские сказки «Тысячи и одной ночи», «половодье странного и чудесного».

    И не с тем ли мы сталкиваемся, когда открываем неувядающую «Первобытную культуру» Э. Тейлора, повествующую не столько о собственно первобытной культуре, сколько о культуре бесписьменных народов прошлого столетия, собранной им по крупицам и поражающей обилием выразительных фактов. В таких книгах журналистов и ученых о наших современниках, как «Своими глазами» Ю. Овчинникова, «индейцы без томагавков» М. Стингла, «Культура и мир детства» М. Мид и многих им подобных, содержатся свидетельства о том, что и сегодня в разных уголках мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные культуры, подчас настолько не похожие друг на друга, что диву даешься. Во всяком случае, несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.

    Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тейлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафриканским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.

    Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Здесь не отрицается факт культурной относительности, но отвергается культурный релятивизм, исключающий всякую общность между культурами, утверждающий их принципиальную отгороженность, необходимость друг в друга. Что же делает единым целым мировую культуру? Ведь одна из особенностей мирового социокультурного процесса развития -- множественность существующих культур и чрезвычайное разнообразие ценностных шкал. Несмотря на то, что европейцы и китайцы, африканцы и индийцы используют одни и те же машины, несмотря на то, что все они произошли от одних и тех же кроманьонцев и все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Образ мышления, стандарты жизни, нормы поведения, характер искусства даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают совершенно одинаковыми, классический пример тому -- народы Закавказья. Несмотря на однотипность природных условий, в которых живут азербайджанцы, армяне, грузины и другие кавказские народы, несмотря на то, что они живут рядом тысячелетия, культура каждого из них продолжает сохранять свою самобытность. И таких примеров можно привести сколько угодно.

    Таким образом, можно констатировать существование большого числа различных форм организации духовной жизни людей даже при относительной близости (а иногда и тождественности) материальных условий их жизни. И, несмотря на то, что возникли разнообразные средства транспорта и связи, несмотря на миграцию мод, которые не могут остановить даже океаны, разделяющие континенты, несмотря на печать, радио, телевидение, это разнообразие и не думает исчезать. В этом и состоит большое благо для человечества.

    И, наконец, кратко обрисуем ступени эволюции мировой культуры -- ступени восходящей эволюции. Первой ступенью (или эпохой) здесь является культура собирательства и охоты (первобытная культура) -- чрезвычайно продолжительный этап в развитии человечества. Если мы выделились из животного царства около миллиона лет назад (эти границы могут быть раздвинуты в дальнейшем), то почти 99% прошедшего с тех пор времени относится к периоду собирательства и охоты. Биологическое и культурное наследие человечества во многом определяется его опытом собирателя, рыболова, охотника. Ведущими факторами первобытной культуры были пропитание, половая жизнь и самозащита. Именно эти три основные переменные эволюционной истории определяли структуру человеческого общества вплоть до зарождения сельского хозяйства.

    Следующая ступень в развитии мировой культуры -- аграрная культура, время существования которой охватывает пещерного человека и Гёте, собирание семян дикой пшеницы и изобретение парового двигателя. Аграрная культура составляет эпоху продолжительностью 10 тыс. лет, характеризуется низкими темпами развития, ее основой было земледелие и скотоводство. Сельское хозяйство зародилось примерно за 8 тыс. лет до нашей эры, а настоящее промышленное производство началось где-то около 1750 г. нашей эры. Таким образом, золотой век европейского абсолютизма, одним из символов которого является знаменитый Версальский двор, является частью аграрной культуры. Для большей ясности эту эпоху можно разделить на четыре этапа: Период небольших государств (8000 -- 3500 гг. до н.э.). Период древних империй (3500 -- 600 гг. до н.э.). Период античных государств (600 г. до н.э. -- 500 г. н.э.) Период европейской гегемонии (500 -- 1750 гг. н.э.). Формирование государств -- одна из наиболее наглядных и устойчивых особенностей истории поведения человека, и наряду с появлением письменности ее часто называют начальной вехой становления цивилизации.

    В конечном счете, ускорение эволюции культуры привело к появлению научно-технической культуры, которая зародилась в индустриальную эпоху (ее начало датируется 1750 г.) и начала свое победное шествие в мире, начиная с конца XIX в. и по сей день. Здесь следует подчеркнуть важность рассмотрения человеческого поведения в его целостности. Научно-техническое развитие в рамках культурной эволюции нельзя понять, изучая лишь достижения науки и техники, культурная эволюция есть всегда вопрос изменения поведения человека. Поэтому подлинная эволюционная значимость даже самой теоретической науки и самой совершенной техники может быть доказана их влиянием на изменения в человеческом поведении и может быть понята, только отправляясь от поведения, связанного с обеспечением пищей, размножением, безопасностью и информацией. Вполне вероятно, что в итоге предстоящих тысячелетий ускоряющейся культурной эволюции человек сможет стать покорителем космического пространства, создателем полностью автоматизированного производства и т. Заключение

    В настоящий момент, если оглянуться назад, то можно в теле русской культуры увидеть множество границ и разделений. Вся наша культурная история развивалась под постоянным влиянием политических, идеологических, эстетических пристрастий эпох. Но среди всего перечисленного всегда оставался средний вариант, можно даже сказать путь, которое представляет себя мощное течение традиций, объединяющий в единое целое. Частные, приватные пути не всегда совпадали с общим течением, уводя многих в так называемые «культурные тупики», которые, как оказалось, более всего и впечатляют наших современников.

    Но пока русская культура в большей степени ощущает свое единство и в географическом плане, и историческом времени, то есть помнит свои истоки и разнообразные культурные традиции.

    Учитывая богатый опыт России в сфере культуры и ее разнообразие, необходимо рассмотреть вклад, внесенный в мировую культуру. Если даже углубится в историю с крещения Руси и на протяжении всех до петровских времен, русские внесли огромнейший вклад в развитии иконописи, зодчества, средневековой христианской литературы и исторического летописания. В дальнейшем деятели России внесли вклад в развитие науки и техники, а также создали величайшее наследие литературы, философии, классической музыки и изобразительного искусства. Такие писатели как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и многие другие до сих пор привлекают мыслящих людей востока и Запада за их эстетизм и человеколюбие. Миссионерская деятельность церкви мирно распространяла православие среди финно-угорских народов, многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отчасти индейцев северной Америки на Аляске, а вместе с этим письменность и просвещение.

    Культура России входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии. Она была изначально также под влиянием Запада и Востока. Славянофилы усматривали связь Российской культуры с культурой Византии и южных славян, западники с культурой Европы, евразийцы с культурой кочевников Евразии. Апологеты имперского типа государственности усматривают в этих особенностях культуры России также основание исторической миссии России как гаранта континентального равновесия. Именно такое состояние страны способствует всем ее культурным традициям успешно передавать свои ценности новым поколениям и участвовать в диалоге культур.

    Подводя итог, можно сказать, даже утверждать, что культура России внесла огромнейший вклад в развитие мировой культуры. Нельзя было бы сейчас представить, как бы развивалась мировая история культура, если бы Россия не внесла некоторые аспекты в ее развитие. Что было бы если Россия опустила культурный занавес? что было бы, если культурное наследие России просто исчезло под влиянием агрессии народов, воин и вандализма? На эти вопросы трудно сейчас ответить, но можно смело сказать, что мировая культура потеряла бы искорку или даже душу искусства.

    Мировая культура

    Мировая культура

    синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

    Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


    Смотреть что такое "Мировая культура" в других словарях:

      Включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия

      МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - система экономических взаимоотношений между странами мира. Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в… … Юридическая энциклопедия

      Распространение культуры Винча (фиолетовый) в 3500 году до н. э … Википедия

      В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

      Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

      МИРОВАЯ ВОЛЯ - центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

      История Сербии … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия

      Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

      Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

    Книги

    • Мировая культура и искусство
    • Мировая культура и искусство. Учебное пособие. Гриф МО РФ , Толстикова И.И.. Рассматривается история мировой культуры и искусства от первобытности до XXI века, освещается содержание основных этапов культурной истории человечества. КультураВостока, Запада и России…

    Что такое «Мировая культура», «Мировые глобальные процессы», «культурная аномия»? Приведите примеры взаимовлияний

    культура древний рим

    Мировая культура - это совокупность культурного наследия всего мира, некая сумма общечеловеческих ценностей, которая аккумулирует, адсорбирует и развивает лучшие черты национальных культур.

    Мировые глобальные процессы - такие изменения, происходящие в мировой экономике (инновационные процессы), информатике (процессы виртуализации), государственном устройстве (процессы регионализации), демографии (процессы перераспределения народонаселения), которые касаются всех стран, всех народов, каждого человека самым радикальным, неожиданным, конфликтным образом.

    Культурная аномия - отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.

    Назовите высшие нравственные (духовные) ценности человека

    Дайте определение каждой ценности, приведите примеры. Нравственные ценности - это актуальное понятие, или сегодня можно обходиться без них?

    Высшие нравственные ценности человека

    • · Добро как противопоставление злу - это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
    • · Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, - это милосердие.
    • · Всеобщее счастье - это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
    • · Спасение - это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
    • · Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.

    С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.

    Современная идеология решила проблему иначе -- она лишила человека высших ценностей. И вправду, зачем какая-то борьба и раздвоенность, если можно раз и навсегда сделать выбор в другую сторону -- в пользу потребностей и желаний? Тогда наступит ничем не омраченное счастье -- достаточно наладить пути удовлетворения потребностей, освоив несколько нехитрых приемов. Когда их удовлетворение видится за счет других -- приемы будут посложнее, ведь у других тоже есть потребности, и бескорыстно удовлетворять наши они не согласятся. Отличное решение! Каким же глупым было человечество на протяжение всей истории, что мучилось и не могло додуматься до такого простейшего выхода!

    Но постойте, а какой ценой нам дается этот выход? Стремление к удовлетворению своих физиологических и эмоциональных потребностей свойственно и животным, и им тоже неведома раздвоенность… И чем тогда мы отличаемся от животных? И действительно, поборники этой идеологии упорно пытаются нам доказать, что от животных мы ничем принципиально не отличаемся… Что представляет из себя человек, если вычесть нравственные ценности, убеждения, веру, верность, понятие о добре и зле? В чем смысл такой жизни? Каковы отношения, в которых люди друг друга только используют? И чем это все может обернуться?

    Все-таки, от животных мы отличаемся и без высоких ценностей, и часто -- к сожалению. В отличие от животных, человек ненасытен и легко идет против природы и целесообразности. Он не связан диктатом инстинктов и наделен воображением. И его разгулявшиеся потребности могут быть чудовищны и опасны -- и для других, и для него самого. Мы наблюдаем маньяков-убийц, садистов, грабителей, педофилию, проституцию, брошенных детей и родителей, алкоголизм и наркоманию… -- список можно продолжать долго.

    Но даже вполне «приличные» потребности никогда не удовлетворяются вполне -- они бесконечно множатся и беспорядочное их удовлетворение в конце концов ведет к тоске пресыщения, но не к удовлетворенности. Вот нам и наше счастье! Это логичная цена современной философии «не дай себе засохнуть » и «бери от жизни все». Может, все-таки не так уж глупы были наши предки, когда искали счастье и смысл жизни в победе чего-то высшего над низшими интересами? Может такие эфемерные вещи, как убеждения, идея, путь, вера, нравственность -- не так уж эфемерны и мы поспешили, объявив их архаизмом?